Аннотация: Живое, сатирическо-философское описание пассажиров московского метрополитена
Жизнь в метрополитене
Молодой человек ехал в переполненном вагоне столичного метро, прижимаясь к задним дверям, где давно уже стерлась надпись "не прислоняться" от почти неприличного контакта с куртками пассажиров, и осматривал окружающих.
Моего героя вы всегда найдете в подземке. Он относится к тем людям, которые, возвращаясь вечером домой, безмятежно и нагло оглядывают других. Ему некуда торопиться, возможно, и живет-то он только в дороге, в этих ежедневных поездках по Москве в центр и обратно. Кто-нибудь скажет, что он бездельник или пустоголовый мечтатель. Может быть, его и правда ничего не увлекает. Но в те минуты, когда он мчится под прекрасным старинным городом, мой герой является лучшим психологом на свете. В метро уж точно! Он с легкостью расскажет вам о любом пассажире, едва взглянув на него. Он знает. Он прорицатель московского Метрополитена.
И вот снова этот молодой человек разглядывает москвичей и гостей столицы. Рядом с ним, почти вплотную прижавшись, стоит тучный мужчина лет сорока. Его куртка болотного цвета настолько стара, что приходится дышать ртом, чтобы не чувствовать ее запаха. Судя по безразличному отношению к обуви и брюкам, заляпанным недельной давности грязью, и коротко стриженной расплывшейся физиономии, можно предположить, что это работник какой-нибудь фабрики или завода. А может быть охранник магазина. В общем, малоприятное и неинтересное зрелище для наметанного глаза юноши. А вот напротив сидит молодая девушка, уткнувшись в какую-то книгу - толстую, в строгой обложке. Скорее всего какого-нибудь классика. Густые светлые волосы, покрытые вязанной шапочкой с помпоном, и огромный шарф-шаль закрывают лицо, что не представляется возможность разглядеть его, пока девушка не выйдет на нужной ей станции. Поэтому с ними так трудно познакомиться, не успеваешь. А ее толстенная книга так располагает внимание к своей владелице. На ней короткий пуховичок, а на ножках небольшие полусапожки. На миниатюрных коленях, так мило дрожащих от холода, что хочется укрыть их пледом, в черных или синих, в зависимости от строгости дресс-кода учреждения, джинсах, стоит небольшая сумочка, через которую свешиваются цветастые варежки. Сумочка обязательно от известного бренда, причем такая маленькая, что в нее ничего не умещается. Поэтому между ног у такой девушки почти всегда стоит пакет из модного магазина, полностью набитый всеми не влезающими в саквояжик вещами. Вроде бы стандартный образ нынешней молодой девушки, имеющей неплохие перспективы. Казалось, ничего особенного. Но вот она на секунду поднимает голову, и взгляд ее глубоких небесных или изумрудных глаз встречается с вашим. Чувственные губки чуть подергиваются в невольной улыбке, вызывая ответную от вас. Но щечки не заливаются румянцем, девушка научилась скрывать свои эмоции. И вот она опять утыкает личико в книгу, но читать уже не может. А если вы не разглядели ее хорошенько, не уловили ее тонкой притягательности, то вы дурак, разочаровали милую даму. Она, конечно же, при выходе из вагона обязательно протиснется мимо вас, взглянет украдкой при вставании с места, но вы уже точно не заметите этого, а жаль. А потом вы понимаете, когда, может быть, ваша судьба вышла на станции, что вы что-то упустили.
На новой станции заходит толпа народа. Вот уже другие персоны занимают моего героя. Его взгляд привлекла компания из нескольких парней, яро обсуждающих что-то, перекрывая перестук колес и характерный гул в тоннеле. Они, все как один с бритыми висками и копной зачесанных вверх или набок волос на макушке, гоготали на весь вагон, показывая что-то друг другу в телефоне. На них были надеты типичные узкие джинсы с подвернутыми штанинами, летние кроссовки, несмотря на то что на улице снег и слякоть устилают дороги, юношеские плечи их покрывали цветастые парки. И, внимание, никаких атрибутов, неизбежно сопровождавших зиму и холод. Ни шапок, ни шарфов, ни перчаток. Словно эта компания смеется над погодой, заявляя всему миру, что ветра им нипочем. Айфон, обязательно последней модели, все ходит из рук в руки у парней, вновь и вновь вызывая раскаты смеха. Они не стесняются косых взглядов от сидящих напротив бабушек, продолжают вести свою занимательную беседу. Но вот рядом с ними оказываются мама с ребенком, которая выжидающе смотрит на компанию юношей. И вот один из них поднимается, а за ним и все остальные, и уступает место. Парни отходят к дверям, теперь они реабилитированы в глазах "вечных судей метрополитена". Хотя, может, и не стоило сразу вешать ярлыки на ребят. Как же мы любим и как спешим это сделать, а потом оправдываемся. А парни вышли из вагона также весело, как и зашли. И след простыл.
Но вот маленький мальчик в теплом комбинезоне пристает к маме с расспросами. И ни секунды ему не сидится на месте, как извертелся. То встанет, то сядет, то повернется к окошку, а когда ничего, кроме черноты, в нем не увидит, обрушит на бедную женщину очередной вопрос. Мать всеми силами пытается успокоить непослушное дитя, чтобы хоть окружающих он не пачкал своими ботиночками. О себе и о только вчера купленной новой куртке и говорить-то не приходится. Ты же мать, терпи. А что ребенку? Он хочет прыгать и кричать, а не ехать в страшном метро, где много злых дядей и зубастых эскалаторов, которые больно кусают на далеких от центра станциях. И вот измученная женщина прибегает к последнему способу успокоить сына. Она говорит: успокойся, или тебя заберет полиция. Малыш замолкает, но через некоторое время опять кружит и мечет, он не видит в вагоне полицейского. Стандартный мамин трюк. Единственное, что подействует на сорванца, это грузная тётя, которая сядет рядом. Вот она пухлая, большая с тяжелыми сумками из продуктового магазина. Почему-то тётя так напугала мальчика, что он притих. Но, как оказалось, это вполне дружелюбная, разговорчивая женщина, которая тут же находит себе друзей. В этот раз в лице молодой мамы. Теперь они трещат без умолку, стиснув между собой бедного мальчика, который все дергает мамочку за рукав. Ему не нравятся громкие женские возгласы. Типичный мужчина растет. Тут у тёти обязательно найдется конфетка или леденец, который мальчику обязательно нельзя из-за диатеза или кариеса, или из-за ложных родительский опасений, но который в этот особенный случай мама позволит принять и съесть своему сыну. А сейчас он забудет поблагодарить пухлую даму - думает мой герой. И тут до его ушей уже доносится всем такое до боли знакомое из детства материнское: "скажи спасибо". А в ответ раздается звонкое ребяческое: "спасибо, тётя". Причем, скорее всего, адресованное не в сторону той самой тёти, а в сторону мамы. Но главное - дело сделано. Сынок успокоился, можно было поболтать, если бы не нужная станция. Пошли торопливые прощания и обмены телефонами, пожелания удачи и обещания непременно созвонится. Интересно, а сколько людей, познакомившихся так спонтанно в метро, потом созванивались?
А вот в вагон вваливаются два хипстера: парень с девушкой. Они не садятся, останавливаются в уголке, обнимая друг друга. У него обычно большая борода, как у толстовского крестьянина, и коротко постриженные волосы, скрывающиеся под кепкой с прямым козырьком с какой-нибудь модной ругательной надписью на английском языке. Одет в длинную широкую парку. Руки, выглядывающие из под куртки, покрыты татуировками и браслетами. В ладони находится электронная сигарета. Он прикуривает, и пар распространяется по всему вагону, вызывая недовольный ропот. На замечания хипстер не обращает внимания. Она небольшого роста с прической каре зеленого цвета, возможно, с колечком, как у коровы в носу смотрит на своего бунтаря и улыбается. Им все равно. Они не такие, как серая масса. Ее шею закрывает смотанный в шину шарф, а на ногах открыты щиколотки. На плечах девушки повисли лямки от небольшого рюкзака. Из наушников ревет музыка, пробиваясь сквозь перестук колес и гул ветра. Они что-то говорят друг другу на ухо. Мимо них проезжает инвалид-колясочник. Мужчина в старой армейской робе просящим взглядом смотрит на пару. парень лишь огрызается в его сторону и выпускает дым ему в лицо. Ропот усиливается, пассажиры, никогда не любившие попрошаек, приняли сторону инвалида. Мужчина озлобленный продолжил движение в поисках каких-нибудь грошей.
Где-то в центре входят несколько мигрантов. Они сразу же заняли всю свободную скамью, не оставив мест женщинам. Переселенцы шумно переговариваются на своем, перемешанным с корявым русским, наречием и делали вид, что не понимают, чего от них хотят. Их темные лица, покрытые спутанными волосами, передергивались в гримасе, напоминавшей улыбку. От чего они становились не красивее. Грязная тупоносая обувь и зеленые широкие штаны объясняют род их занятий - строительство дорог, например. Один из них выставил свою огромнейшую сумку в проход и начал в ней копаться. Бедная женщина, на сапоги которой полетела серо-бурая ветошь из сумки. Азиат спешно пытался извинится на ломаном русском перед жертвой своей невоспитанности. Но места так и не уступил. Так и простояли пассажирки, пока "мужчины" не вышли. И чего они еще на нас обижаются? Сами заслужили такое отношение.
Люди входили и выходили, мужской голос диктора сменялся женским, поезд мчал дальше. Молодой человек все также стоял у дверей и рассматривал окружающих, невольно улыбаясь. Но мысли его опережали поезд. Скольких разных людей он видел, а в действительности они все одинаковы. Из вагона в вагон они не меняются. На любой ветке найдете вы и читающую девушку, и хипстеров, и молодежь, и мать с ребенком. Все едут, торопятся. А куда? Для чего? Странно, когда жизнь превратилась в маршрут поезда метрополитена? Все живут по заведенному порядку - на работу или учебу, а потом домой, в выходные за покупками - словно состав, двигающийся из депо в депо. Скукота. Люди даже не замечают, что вокруг них. Несутся толпой на переход и не видят скульптур или картин, воцарившихся на станциях и составляющих их историю. И искусство лишь малая часть, что они пропускают. Много прекрасного проносится мимо современного человека. Пролетают улыбки, взгляды, жесты. Остаются лишь суровые лица и поеживающиеся плечи. Оглядитесь вокруг, каждый спрятал свои эмоции за каменную стену безразличия, хмурые, серые, не колеблемые счастьем сидят, даже не задумываясь об этом. Их заботят только обыденные "бумагомаральные" проблемы: кредиты, счета, покупки в магазине, цены на бензин, сколько приготовить и так далее. И мерный перестук колес все дальше уносит людей от замысловатых и интересных вопросов. Немногие, как мой мечтатель, могут заметить эту грустную неизбежность. Она-то и вызывает снисходительную улыбку. Постепенно вагон пустел, обнажались коричневые скамьи. Пустел. Молодой человек , лишь на секунду задержав взгляд на безмолвном подземном царстве, вышел из вагона на станцию ********.