Логвиненко Вадим : другие произведения.

Система анализа Свободы Воли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

System of WillPower and FreeWill

  Безумие ожидать,
что злые не будут творить зла.

Ничто не должно помешать тебе
совершить то, что нужно сделать.

Принимай вещи,
посланные тебе судьбой.


  “Наедине с собой”
Марк Аврелий


  Я в мир пришёл порок рассеять в прах,
Яд себялюбья всех змеиных злее.
Я знаю край, где Зло ступить не смеет,
Где Мощь, Любовь и Разум, а не Страх.
Созреет мысль философов в умах!
Пусть Истина людьми так овладеет,
Чтоб не осталось на Земле злодеев
И ждал их неизбежный крах.
Мор, голод, войны, алчность, суеверье,
Блуд, роскошь, подлость судей, произвол -
Невежества отвратные то перья.
Хоть безоружен, слаб и даже гол,
Но против мрака восстаю теперь я.
Власть Зла сразить Мечтой я в мир пришёл!


  “О сущности всех зол”
Томмазо Кампанелла


  Власть над собой - самая высшая власть,
порабощённость своими страстями -
- самое страшное рабство.

  Лев Толстой (1828-1910)

  Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

  Николай Заболоцкий (1958)

Данная статья является пятой в серии статей о системе организации жизни, но по логике изложения должна была бы быть, возможно, самой первой. Эта статья написана через достаточно большое количество лет после написания предыдущих на основе, так сказать, накопленного жизненного опыта. Например, уже после написания и опубликования предыдущих статей, автор обнаружил, что разработанная им система по своим глубинным принципам, возможно, в некоторой степени пересекается с “Теорией Функциональных Систем” русского физиолога П.К.Анохина (см., например, К.В.Судаков и др. “Системные аспекты психической деятельности”) или с OODA-циклом Джона Бойда (... → Observe (“наблюдай”) → Orient (“ориентируйся”) → Decide (“решай”) → Act (“действуй”) → ...) (см., например, “Петля Бойда и кибернетика второго порядка”). Также, например, уже гораздо позже были обнаружены книги Дж.О'Коннор, И.Макдермотт “Искусство системного мышления” и А.Л.Шамис “Жизнь, эволюция, мышление с точки зрения программиста”. То, что автор сумел добиться, было, практически, из области “фантастики”. К сожалению, только на то, чтобы «собраться с силами» написать эту статью, ушло лет пять. Поэтому, данная статья представляет собой попытку закрыть “пробел”, обнаруженный в разработанной системе за прошедшие годы. Конечно, автор не претендует на «истину в последней инстанции». Только сейчас, уже после написания данной статьи, автор обнаружил ещё две небольшие любопытные статьи, заметки на схожую тематику: “Свобода и сила воли” и “О силе воли и свободе воли”. Как написал Артур Кларк в своей книге “Черты будущего”: «Есть только один способ подготовить себя к открытиям, которые нельзя предсказать, - попытаться сохранить широкий кругозор и непредубежденность. Достичь этого необычайно трудно даже при величайшей целеустремленности».

Свои статьи автор озаглавил словом “Система”, т.к. базовое образование автора “Системы Управления” и автор надеется, что попытка применить системный подход к организации жизни может дать наилучший результат для достижения успеха в личной жизни отдельного человека. Как указано в книге Л.А.Петрушенко “Самодвижение материи в свете кибернетики”: «Системность и организованность являются фундаментальными свойствами материи». Проблема заключается в соотношении свободы и необходимости, случайности и закономерности, вероятности и детерминированности, возможности и действительности, представления и реальности. Это соотношение постоянно изменяется в зависимости от всей совокупности объективных и субъективных факторов. Знаменитое высказывание “классиков” философии гласит: «Свобода есть познание необходимости. Понятие объективных условий и субъективного фактора относительно, противоречиво, диалектично. Кто не ведёт судьбу, того судьба тащит».

В связи с этим возникает вопрос о реальной свободе воли человека. Этот вопрос обсуждался буквально в течение тысячелетий. Для краткого ознакомления с проблемой свободы воли можно обратиться, например, к статье “Парадокс свободы воли”. Вопрос о том, существует ли свобода воли у человека и если да, то в каких пределах, обсуждается с точки зрения религии, философии, психологии, физики, генетики. В последнее время он начал также активно обсуждаться и с точки зрения нейрофизиологии. Существуют данные о том, что человек вначале начинает выполнять решения бессознательно принятые его мозгом, а только потом, спустя довольно значительное время после этого, на уровне сознания понимает эти решения и воспринимает их, как принятые им лично сознательно. На эту тему можно обратиться к статье “Иллюзия свободы воли” с интересными комментариями к ней. Возникает какая-то странная ситуация, что человек и его сознание на самом деле могут быть чем-то вроде биоробота просто исполняющего неосознаваемые указания мозга, как отдельного образования. Об этом, в частности, упоминает в своих выступлениях известный нейробиолог Т.В.Черниговская.

Мы не будем вдаваться в эти дискуссии из-за их бесплодной умозрительности и отсутствия на данный момент достаточных научных знаний. Однозначного ответа на этот вопрос пока так и не существует. Мнения колеблются от утверждений о том, что у человека есть абсолютно полная свобода воли, до утверждений о том, что у человека вообще нет никакой свободы воли. Для фундаментального исследования вопроса о свободе воли человека можно обратиться, например, к книге Н.Я.Грот, Л.М.Лопатин, Н.В.Бугаев и др. “О свободе воли. Опыты постановки и решения вопроса”. Для достижения личного успеха в жизни человека, гораздо более интересно и важно понимать какой свободой воли он может обладать, как социальное существо, находящееся в рамках окружающего его общества. Фактически, понятие Свобода Воли очень тесно взаимосвязано с понятием Сила Воли. В результате, интересующая нас проблема может быть сформулирована в следующем виде: Каким образом можно повысить личный уровень Силы Воли для обеспечения большей степени личной Свободы Воли в целях достижения личного Успеха на основе имеющихся Ресурсов?

Необходимо отметить, что сейчас есть мнение о том, что такого явления, как, например, Лень у человека не существует. Объясняется это тем, что всё называемое Ленью может на самом деле вызываться какими-то другими причинами, например, болезнью, физической усталостью, отсутствием интереса к выполняемой работе, невозможностью одновременно распределить внимание на очень большое количество необходимых дел и т.д. и т.п. Соответственно, и Силу Воли человеку использовать крайне не рекомендуется, так как это приводит его просто к эмоциональному выгоранию и физическому истощению. В связи с этим, говорят даже о так называемой «ловушке силы воли». Частично это всё, конечно, правильно, но полностью согласиться с таким мнением всё-таки нельзя. Дело в том, что биологически организм человека устроен так, чтобы по возможности минимизировать затраты энергии. Другими словами, если нет крайней необходимости что-то делать и если есть возможность этого не делать, то организм человека и его мозг будут всеми способами эту возможность стараться использовать. Об этом, в частности, упоминает в своих выступлениях известный нейробиолог С.В.Савельев. Вот именно такая ситуация и будет являться тем, что в обиходе называется Ленью. И вот как раз для преодоления такого нежелания организма выполнять что-либо необходимое с точки зрения сознания для достижения “стратегических” поставленных Целей, а не только решения “тактических” Задач, и необходимо прикладывать внутренние волевые усилия, то, что мы называем Силой Воли. Как говорил А.А.Любищев в книге Д.А.Гранина “Эта странная жизнь”: «Воля и Разум - вот два решающих качества. Ныне чего- то достигнуть ... можно, если есть железная Воля, действующая в упряжке с Разумом».

В англоязычной культуре существует мнение о том, что для достижения Успеха необходимо иметь “KASH” (Knowledge (“знание”), Attitude (“отношение”), Skills (“навыки”), Habits (“привычки”)). Существует выражение «KASH makes cash» («KASH делает деньги» - игра слов, так как аббревиатура “KASH” произносится так же, как и слово cash (“деньги”)). Часто это изображают в виде различных диаграмм, как, например, на следующих рисунках:

thepeakperformancecenter.com leslietech.com

Предполагается, что центром этой системы являются Habits (“привычки”), хотя на приведенных рисунках они явным образом и не показаны. Иногда, в центр этой системы помещают Attitude (“отношение”), а под Skills понимают “возможности”. Иногда, вместо понятия Attitude (“отношение”) употребляют понятие Abilities (“способности”). Признавая несомненную важность “привычек”, как центральной части этой системы, необходимо отметить, что они не решают полностью проблему достижения личного Успеха. Дело в том, что “правильные”, полезные привычки, которые потом будут регулировать поведение человека “автоматически”, без прямого участия сознания, вначале нужно специально сформировать, а вот для этого, опять-таки, изначально необходимо прикладывать внутренние сознательные волевые усилия - Силу Воли.

Сила Воли является, по сути, Духовным Ресурсом человека. В одной из предыдущих статей автор предлагал схему, в которой человеческая личность состоит из пяти составляющих, пяти сфер, пяти уровней - от нижнего к высшему:

  1. Духовный
  2. Социальный
  3. Интеллектуальный
  4. Психологический
  5. Физический

Можно попробовать изобразить эту структуру человеческой личности в виде следующей небольшой диаграммы:

Структура личности

Духовная сфера - внутренняя, а остальные - внешние. При этом, необходимо отметить, что каждая из четырёх внешних сфер может реализовываться, проявлять своё воздействие в одном из двух альтернативных состояний - пассивном или активном, которые схематично изображены внутренними стрелками. Пассивные проявления характеризуются тем, что их влияние, воздействие направлено непосредственно на изменение самого человека. Активные же проявления направлены на изменение окружающего человека мира. Собственно говоря, Духовная составляющая человека, его Сила Воли, также может проявляться в пассивном и активном состояниях, где пассивная Сила Воли - это способность сопротивляться воздействиям окружающего мира, а активная Сила Воли - это способность воздействовать на окружающий мир. Взаимодействие между уровнями человеческой личности идёт от нижнего к высшему. Однако, по принципу обратной связи Духовный уровень, в свою очередь, оказывает воздействие на Физический и всё это взаимодействие, в целом, представляет собой непрерывно раскручивающуюся во времени спираль. Попытка отобразить это изображена внешними изогнутыми стрелками.

Несмотря на то, что, конечно, «бытие определяет сознание», но уже непосредственно в разумной жизнедеятельности человека основополагающей сферой является, пожалуй, всё-таки духовная. Мы знаем, что существуют болезни физические и психические. Также, мы говорим о болезнях общества - социальных. В каком-то смысле о невежестве и необразованности можно говорить как о болезнях разума и интеллекта. Так вот, зачастую все эти болезни действительно являются производными от проблем, существующих в мировоззренческой сфере. Нарушения основополагающих морально-этических принципов приводят к возникновению проблем в остальных сферах человеческой жизни и являются, фактически, духовными болезнями, которые необходимо именно лечить подходящими способами. Связано это с тем, что человек действительно биологически склонен поддаваться различным слабостям и соблазнам, которые, в конечном итоге, действуют на него разрушительно. Это то, что в христианстве классифицировалось как “грехи” и “страсти”, которые необходимо постоянно преодолевать путём стремления к “добродетели”. А это возможно только за счёт развития “силы духа” и “любви” на основе определённой системы мировоззренческих принципов. О различиях между не совсем тождественными понятиями “сила духа” и “сила воли” можно посмотреть статьи “Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды” и “Духовная сила означает степень господства духа над телом и душой”.

В одной из предыдущих статей автор коротко указывал, что он понимает под такими важнейшими понятиями, как “Дух” и “Душа” с материалистической точки зрения. Также, там коротко было написано о том, что такое “Любовь”. Однако, “Любовь” - это довольно сложное понятие, которое требует отдельного большого обсуждения. Оно рассматривается в целом ряде серьёзных работ, например, в знаменитой книге Эрих Фромм “Искусство любить” и достаточно фундаментальном исследовании Алекс Бэттлер (Олег Арин) “О любви, семье и государстве”. Например, Ю.Б.Рюриков в книге “Три влечения” приводит следующее изречение из древнеиндийского трактата “Ветви персика”: «Три источника имеют влечения человека: Душу, Разум и Тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трёх влечений порождает любовь».

С точки зрения “Теории Управления” смыслом существования любой системы - технической, экономической, социальной, биологической - является достижение поставленных Целей. Человек является, по сути, сложной биологической системой и одновременно элементом социальной системы, в которой он существует. Достижение поставленных Целей приводит человека к личному Жизненному Успеху. Если поставленная Цель не достигается, то это означает, что система функционировала неправильно, с ошибками. Ошибки в функционировании системы возникают, в основном, из-за двух главных факторов: если существуют внутренние нарушения, сбои в работе системы и если существуют возмущающие воздействия, внешние помехи.

С учётом сказанного, теперь можно вернуться к поставленному выше вопросу о взаимосвязи Силы Воли и Свободы Воли в целях достижения личного Успеха на основе имеющихся Ресурсов. Наш тезис заключается в том, что уровень Силы Воли человека определяет степень его Свободы Воли. Проистекает это, как из вышеупомянутого диалектического соотношения Свободы и Необходимости, так и из коротко описываемой ниже синергетической взаимосвязи Хаоса и Порядка, так как личный уровень Силы Воли может определить место, занимаемое человеком между указанными категориями. Соотношение между Силой Воли и достигаемым личным Успехом, для наглядности, можно попробовать выразить в виде следующей упрощённой формулы:

Формула Успеха

Поставленные Цели (Ц) должны, в целом, соответствовать реальным Достижениям (Д), которые отражают личный Успех. То есть, в идеале, Цели (Ц) должны быть адекватными - не завышенными и не заниженными, тогда они будут реализовываться в Достижениях (Д). Понятно, что Цели могут быть краткосрочными, “тактическими” и долгосрочными, “стратегическими”, а также при необходимости корректироваться во времени. Вообще, все параметры формулы зависят от времени t и мы имеем ситуацию, постоянно меняющуюся в динамике. Если же t = const, то мы получаем ситуацию на какой-то конкретный момент времени, то есть в статике.

Параметр В - это Сила Воли, которая, как уже было отмечено, представляет собой Духовный Ресурс человека. Параметр Р - это Ресурсы остальных составляющих человеческой личности и его можно представить выражением:
Р = РФ + РП + РИ + РС,
где РФ - Ресурсы Физические, РП - Ресурсы Психологические, РИ - Ресурсы Интеллектуальные, РС - Ресурсы Социальные.
Н - это Внутренние Недостатки человека, его личностные слабости, а П - это возмущающие воздействия, Внешние Помехи, которые препятствуют в достижении Целей и Успеха.

Отметим, для пояснения, что если В = (Н + П), то Д = Р. Конечно, если Р очень большие, то за их счёт можно кратковременно (пока они не исчерпаются и не возникнет дефицит ресурсов) попробовать перекрыть (Н + П), если В недостаточно большая. Но, вообще говоря, должно быть В > (Н + П), чтобы Д становились больше Р и человек в своём жизненном развитии (в динамике) постоянно двигался “вперёд”. С другой стороны, если Р очень маленькие и если при этом ещё и П, например, достаточно большие, то даже имея значительно большую В, очень сложно, если вообще возможно, добиться больших Д.

Получается, что главная задача повышения Силы Воли для увеличения Свободы Воли - это преодоление Внутренних Недостатков и Внешних Помех. Каким образом преодолевать Внутренние Недостатки? Этот вопрос в значительной мере относится к области психологии. На эту тему существует множество книг и рекомендаций, к которым можно обратиться. Например, можно отметить полезные книги Хосе Стивенс “Приручи своих Драконов” и Дэниэл Эймен “Не наступайте на грабли!”, поэтому мы его здесь рассматривать не будем. Хотя, несомненно, это в значительной мере зависит от повышения уровня Силы Воли, согласно излагаемой концепции.

С другой стороны, очевидна необходимость увеличения уровня Силы Воли для преодоления Внешних Помех, что будет расширять степень Свободы Воли и вести к Успеху. Для этого необходимо знание того, какие внешние воздействия влияют на человека и могут препятствовать в достижении Успеха. Это очень важный и сложный вопрос, который мы постараемся осветить с наиболее обобщённых позиций.

Как уже было отмечено выше, человек является элементом социальной системы, в которой он существует, которая его окружает и постоянно самыми различными способами на него воздействует. Фактически, отдельный человек является частью исторического процесса, который постоянно развивается в будущее. В результате, человек подвергается всем воздействиям движущих сил этого процесса. Если исторический процесс сравнить с неким “потоком”, который “несёт” человека по жизни в будущее, то у человека внутри этого “потока” есть только некоторый «коридор возможностей» и задача человека для достижения Жизненного Успеха состоит в том, чтобы за счёт Воли и Разума попытаться расширить этот свой личный «коридор возможностей».

Существует довольно много различных теорий о том, что же является движущими силами исторического процесса. После ознакомления со многими из них, автор статьи постарался систематизировать их в общую иерархическую структуру. Вся эта иерархическая структура в комплексе определяет существование и развитие общества, человеческой цивилизации. Важно понимать, что каждый из уровней этой структуры влияет на жизнь отдельного человека и представляет собой те самые Внешние Помехи, которые могут препятствовать достижению Успеха и которые необходимо преодолевать за счёт Силы Воли для расширения личного «коридора возможностей» внутри “потока” исторического процесса (например, несколько лет назад автор с некоторым удивлением узнал, что на Западе сейчас чуть ли не официально считается, что, оказывается, никакого социализма в Советском Союзе вообще не было, так как учение Карла Маркса было полностью искажено, и вместо этого у нас в реальности был построен коммунизм, который, будучи тоталитарной диктатурой, конечно, полностью подавлял «свободное и гармоничное развитие личности»; страны, в которых действительно был построен социализм, как общество «социальной справедливости», именно благодаря учению Карла Маркса, - это, например, Швеция, Норвегия, Франция и даже Канада: “Идея демократического социализма в условиях глобализации: новые концептуальные версии”, “Демократический социализм: новые социально-философские концептуальные интерпретации”; страна с капиталистической организацией общества и экономики - это, например, США: “За год до социалистической революции в США”, “Великая Октябрьская социалистическая революция США”). При этом, необходимо отметить, что уровни этой иерархической структуры неслучайно расположены в определённом порядке - от нижнего к высшему - и, по мнению автора, каждый вышестоящий уровень в значительной мере “вытекает” из нижестоящего, определяется им. Хотя, конечно, все они тесно взаимосвязаны.

  1. Вопросы футурологии.
  2. Культурные, социальные и политические аспекты взаимодействий.
  3. Проблемы экономики, демографических изменений, развития науки и техники.
  4. Воздействие силовых структур, секретных организаций и тайных обществ.
  5. Особенности этики поведения в различных обществах и на различных уровнях общества - социальных стратах.
  6. Проблемы социологии и развития различных обществ.
  7. Воздействие манипуляций, внушений, веры и религии.
  8. Вопросы глубинной структуры психики, интеллекта и менталитета.
  9. Биология психологии межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
  10. Биология психологии взаимоотношений между полами.
  11. Проблемы антропологии, происхождения человека и различных рас.
  12. Биологические основы морали, добра и зла, альтруизма и эгоизма, коллективизма и индивидуализма.
  13. Влияние географических, климатических, энергетических и ресурсных факторов.
  14. Законы «эволюционности-революционности» развития природы и общества; Воздействие фундаментальных законов кибернетики, синергетики и термодинамики.

Мы не будем вдаваться в дальнейший анализ всех уровней этой иерархической структуры движущих сил исторического процесса и делать какие-либо выводы из предложенной структуры, так как это уведёт нас далеко в сторону от нашей главной задачи - достижения личного Успеха. Единственный вывод, исходя из всей этой предложенной структуры, который мы здесь сделаем, потому что он носит фундаментальный характер, так это то, что человек действительно является центральным, одновременно, и объектом и субъектом классического диалектического закона «единства и борьбы противоположностей» по принципу «Тезис + Антитезис → Синтез». На фундаментальном уровне I. предложенной структуры это взаимодействие происходит между энтропией, ведущей к Хаосу, и самоорганизацией, ведущей к Порядку, как указано, например, в вышеупомянутой книге Л.А.Петрушенко. Далее, следствия действия этого диалектического закона распространяются на все выше находящиеся уровни предложенной иерархической структуры движущих сил исторического процесса.

Избегая очень далеко уводящих абстрактных философских дискуссий, отметим здесь для пояснения очень коротко ещё только то, что диалектический материализм является определённым основанием современного научного естествознания. Как сказано в статье В.Н.Головко “Натурализация метафизики: научный реализм и диалектический материализм”: «Объективный характер знания, онтологический монизм, интуитивно понятный тезис об исторической обусловленности процесса познания, эпистемический оптимизм, теория отражения, роль практики, - все это делает диалектический материализм ... одной из наиболее удобных онтологических концепций интерпретации научного знания, в первую очередь как основания научного мировоззрения». Ещё раз повторим, что нашей задачей здесь не является глубокий философский анализ, но для размышления приведём ещё одну цитату из трёхтомника Морис Корнфорт “Диалектический материализм”, которая, как представляется, может дать некоторые основания для вышеприведенной иерархической структуры движущих сил исторического процесса: «Диалектический материализм понимает под движением материи то, что включает в себя все изменения и процессы во вселенной, от простого перемещения и кончая мышлением. Следовательно, он признает бесконечное разнообразие форм движения материи, превращение этих форм друг в друга, их развитие от простых к сложным, от низших к высшим». В соответствии с современным состоянием научного познания выделяют три основных тесно взаимосвязанных группы форм движения материи: 1) неорганическая, 2) биологическая, 3) социальная. При этом, каждая группа включает в себя практически бесконечное множество соответствующих ей “внутренних” форм движения материи. Сложные и высшие формы движения материи возникают на основе простых и низших форм и включают их в себя в так называемом “снятом”, преобразованном виде, в соответствии со структурами и законами развития систем. Исходя из изложенного, представляется естественным, что с конца XX века в сферу социальных наук началось активное проникновение открытий в области естественнонаучной синергетики и стало развиваться новое научное направление под названием “Социальная Синергетика”, которая основывается на фундаментальных законах кибернетики и термодинамики. Сущность “Социальной Синергетики” основывается, в частности, на концептуальном положении о том, что признаётся возможность экстраполяции на общество принципов естественнонаучной синергетики. В результате, “Социальная Синергетика” активно использует, в частности, такие естественнонаучные понятия, как энтропия, Хаос и самоорганизация, Порядок. Естественно, в “снятом”, преобразованном виде. Как указано в статье В.П.Бранский “Социальная синергетика как постмодернистская философия истории”: «Социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношений социального порядка и социального хаоса».

Таким образом, например, знаменитая борьба между капиталистами и пролетариями, представляет собой, в некотором смысле, необходимое следствие на более высоком уровне сложности от фундаментального и определяющего взаимодействия между энтропией (Хаосом) и самоорганизацией (Порядком), как бы ни обвиняли в редукционизме, склонные к таким обвинениям, представители “чистого” гуманизма. Кстати, теорию К.Маркса, которая по сегодняшний день считается одной из наилучшим образом разработанных (мы не даём здесь никаких политических или моральных оценок этой теории!), тоже обвиняют в редукционизме в связи с тем, что вся сложность социальной эволюции сведена к простой дихотомии классовой борьбы. О физических основах социальных явлений и о том, как методами физики анализируются социальные процессы, можно посмотреть, например, в работе Ю.Л.Словохотов “Физика и социофизика”. Л.Г.Мельник в своей книге “Фундаментальные основы развития” указывает, что «Движутся частицы, атомы, молекулы, клетки, организмы, биологические и социальные системы. ... При внимательном изучении становится понятным, что всё это - лишь различные формы единого взаимосвязанного процесса энергетических превращений». Хаос и Порядок постоянно трансформируются друг в друга и обеспечивают существование друг друга, что хорошо отражено в древнем китайском символе “Инь-Ян”. Напомним, что кроме двоичности “Инь-Ян” в древнекитайской философии существует также важнейшее понятие о «триаде творения»: Земля, Небо и соединяющий их Человек. Не желая вдаваться в лингвистические дискуссии, забавно отметить, что элементы “Инь” и “Ян” присутствуют в таких, например, старорусских словах, как “СлавьЯнИнь” и “КрестЯнИнь”. Как указано выше, «бытие определяет сознание», однако и “надстройка” через системные обратные связи в свою очередь активно воздействует на “базис”.

Также, мы не будем приводить других названий книг и работ, так как их довольно много по каждому указанному уровню предложенной иерархической структуры. В качестве своеобразного введения во всю эту проблематику укажем роман В.Л.Кузьменко “Древо Жизни”, в котором в художественной форме дана попытка системным образом проанализировать различные возможные варианты развития общества и ожидаемую при этом судьбу отдельного человека. Укажем здесь всё-таки, пожалуй, ещё только одну работу, так как это, как говорится, уже “классика”. Ещё в конце XIX века русский социолог М.А.Энгельгардт, проведя фундаментальный многосторонний научный анализ, написал книгу “Прогресс как эволюция жестокости”, которая была довольно “нашумевшей” в начале XX века. В своей книге М.А.Энгельгардт писал, что именно «с развитием культуры развивается презрение к личности и отношение к людям, как к клопам и тараканам, которых можно давить походя».

Так может ли человек, будучи элементом социальной системы, каким-то образом изменять “поток” исторического процесса, воздействуя на его движущие силы, которые для самого человека являются Внешними Помехами, постоянно и мощно воздействующими на жизнь человека? Это очень сложный и знаменитый вопрос «о роли личности в истории», который тоже многократно обсуждался с самых разных точек зрения. Для попытки ответить на этот вопрос можно обратиться к работе Л.Е.Гринин “Роль личности в истории: История и теория вопроса”, в которой он приводит нижеследующий рисунок и пишет, что «Чем менее прочно и устойчиво общество и чем сильнее разрушены старые конструкции, тем большее влияние на него может оказать отдельная личность. Другими словами, роль личности обратно пропорциональна стабильности и прочности общества», а также, что «Чем больше из указанных пунктов (воздействующих причин “фактора ситуации”) благоприятствует личности, тем важнее может быть ее роль».

academia.edu

Теперь, после того, как мы определились с сутью Внутренних Недостатков и Внешних Помех, мы можем вернуться к важнейшему вопросу о том, как повысить уровень Силы Воли для обеспечения большей степени Свободы Воли. Существует громаднейшее количество литературы с рекомендациями по достижению Жизненного Успеха. Автор уже давал некоторые ссылки на литературу по этому вопросу в своих предыдущих статьях, поэтому здесь мы тоже не будем “загромождать” статью перечислением различных книг и статей на эту тему. Что касается рекомендаций именно по повышению уровня Силы Воли, то можно обратиться, например, к книгам Келли Макгонигал “Сила воли”, Уолтер Мишел “Развитие силы воли”, Р.Баумайстер и Д.Тирни “Сила воли. Возьми свою жизнь под контроль”, И.Якутенко “Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами”, целому ряду других полезных и интересных книг на эту тему, а также к статьям “Как укрепить свою силу воли, думая о ней как о мышце” и “Как развить силу воли и самодисциплину”. Особо хочется отметить книги Виктор Торнболь “Сила внутри нас” и Жюль Пэйо “Воспитание воли”. Мы не будем давать здесь каких-то конкретных рекомендаций, а попробуем рассмотреть этот вопрос в обобщённом виде, следуя попытке использовать системный подход.

Как уже было указано выше, человек представляет собой совокупность пяти составляющих: физической, психологической, интеллектуальной, социальной и духовной. Сила Воли представляет собой Духовный Ресурс человека или, иначе говоря, является ядром его духовной составляющей. Мы уже указывали, что внутренняя духовная сфера человека в значительной мере определяет функционирование остальных четырёх внешних сфер человеческой жизни. Но каким образом можно изменить то, что является, можно сказать, самой внутренней сущностью человеческой личности, от которой зависит всё остальное? Ответ состоит в возможности использования обратных связей, которые существуют практически в любой сложной системе, к которым, как уже отмечалось, относится и человек. Иначе, это называется самовоспитание. Таким образом, влиять на духовную составляющую и повышать уровень Силы Воли можно, воздействуя на остальные четыре внешние сферы жизни человека. В свою очередь, повышение уровня Силы Воли, согласно высказанному выше тезису, увеличивает степень Свободы Воли, что должно приводить к достижению Целей и Успеху на основе имеющихся Ресурсов.

Следующий вопрос состоит в том, каким же образом влиять на четыре внешние сферы жизни человека, чтобы повышать уровень его Силы Воли? Выше уже указывалось, что каждая из четырёх внешних составляющих человеческой личности может реализовываться, проявлять своё воздействие в одном из двух альтернативных состояний: пассивном или активном. Аналогично, для воздействия на каждую из четырёх внешних составляющих человеческой личности можно применять внутренние и внешние методы. Суть состоит в том, что внутренние методы реализуются самим человеком и идут, можно сказать, изнутри наружу, а внешние методы реализуются окружением по отношению к человеку и идут извне внутрь.

Повторим, что нашей задачей не является давать здесь какие-то конкретные рекомендации, а только попытаться рассмотреть этот вопрос в обобщённом виде. Например, мы уже указывали, что преодоление Внутренних Недостатков относится, в основном, к области психологии, и мы не рассматриваем здесь эти проблемы из-за их обширности и специфичности. Однако, необходимо, как минимум, отметить, что в процессе жизнедеятельности у человека могут часто возникать различные зависимости, в том числе и от окружающих его людей. В психологии существует даже понятие “Со-Зависимость”, когда Внутренние Недостатки окружающих как бы проецируются, переносятся на человека и влияют на его собственное поведение, мешая достижению личных Целей. А это уже, фактически, переходит в категорию Внешних Помех. Поэтому, необходимо понимать, что современное общество устроено таким образом, что для достижения Успеха от всякого рода зависимостей и Со-Зависимостей, в частности, при общении с близкими окружающими надо, к сожалению, тщательно избавляться. Автор это хорошо прочувствовал на собственном опыте.

Стратегия преодоления возмущающих воздействий, разрушающих жизнь человека, достаточно хорошо описана в книге Эдвард Хэлловэлл “Не отвлекайте меня!”. В частности, в своей книге он пишет: «Опасность современности заключается в том, что мы настолько погружены в вещи, не имеющие реального значения, настолько вовлечены в занятия, негативно воздействующие на психику, что упускаем из вида самые важные цели и проваливаем действительно серьезные проекты». Можно, также, обратиться к книге Л.Д.Палладино “Максимальная концентрация”. Необходимость полезных, “правильных” привычек (Habits для “KASH”) и то, как их вырабатывать для противостояния постоянно воздействующим со всех сторон на человека Внешним Помехам, показана в книге Керри Паттерсон и др. “Изменить всё что угодно”. Также, можно обратиться к советам по формированию привычек в статье “Девять шагов к долгосрочным изменениям”. В отличие от голливудских фильмов с названиями «Всегда говори “ДА”» существует ряд достаточно серьёзных книг с названиями «Научитесь говорить “НЕТ”».

В области социального общения можно использовать рекомендации из трактатов Никколо Макиавелли и Сунь-цзы, которые в популярной форме, применительно к повышению личной эффективности в реальной жизни, изложены в книге Д.Степанов “Монарх”. Для ознакомления с восточными стратегиями достижения целей, можно обратиться к книгам Чин-Нинг Чу “Каменное лицо, Чёрное сердце” и Харро фон Зенгер “Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать”. Можно также, например, порекомендовать обратить внимание на книгу Т.Г.Трофименко “Твой бой без правил”. П.С.Таранов издал целую серию книг о законах управления людьми и достижения успеха.

Для того, чтобы избавиться от давящего культа позитивного мышления и личностного роста и укрепиться в своих внутренних ценностях для достижения собственных личных целей, а не целей, которые навязываются извне обществом и другими людьми, можно воспользоваться рекомендациями книги Свен Бринкман “Конец эпохи self- help: Как перестать себя совершенствовать”, которая основана на древней философии стоицизма, включая такого знаменитого стоика, как древнеримский император Марк Аврелий. Философии стоицизма и примерам её применения в жизни различных выдающихся людей посвящена и книга Райан Холидей “Препятствие как путь”. Также, о философии стоицизма в современной жизни можно посмотреть статью “Утраченное искусство терпения”. Укажем здесь также книгу Грег МакКеон “Эссенциализм. Путь к простоте”, которая посвящена философии принципа «меньше, но лучше», тому, как придерживаться во всём простоты, что в некоторой степени соответствует аскетизму, и фокусироваться в своей жизни только на действительно самом важном. Хотя в аннотации к книге сказано, что «Эссенциализм - это новый подход», но интересно отметить, что философия эссенциализма восходит, как и многое другое, ещё к античной рационалистической традиции Платона. В статье М.Н.Кокаревич “Философский эссенциализм и его современные модификации” сказано, что «Философскому мышлению имманентно присуща методология философского эссенциализма, которая в качестве исходного пункта рассуждения рассматривает человеческую природу как онтологическую данность, а всё созданное человеком - миф; религию, искусство, материальную культуру и т.п. - как объективацию человеческой природы».

Выше уже указывалось, что человек склонен поддаваться различным слабостям и соблазнам, которые в христианстве классифицировались как “грехи” и “страсти”. Не желая вдаваться в религиозные диспуты, т.к. всюду есть положительное и отрицательное, нужно отметить, что противостояние различным Внутренним Недостаткам и Внешним Помехам было достаточно тщательно разработано, например, в православной аскетике, как и в ряде других религиозно-духовных практик. Ознакомиться с христианскими рекомендациями на эту тему можно, например, в достаточно глубокой книге архимандрита Иерофей Влахос “Православная психотерапия”, а также в книгах С.М.Зарин “Православная аскетика”, П.Гумеров “Православная аскетика, изложенная для мирян”, митрополит Николай (Могилевский) “Тайна души человеческой” и статьях “О силе воли” и “Православие - вера сильных”.

Итак, очень коротко обрисуем возможные варианты внутренних и внешних методов по повышению уровня Силы Воли, в соответствии с предложенной структурой человеческой личности. Ещё раз повторяем, что мы не даём здесь конкретных рекомендаций, которые каждый желающий может подобрать для себя самостоятельно в литературе. Наша задача - постараться изложить саму идею в обобщённом виде.

1. Физический уровень:
а) Внутренние методы - Сюда можно отнести, в первую очередь, несомненно, занятия спортом и организацию правильного питания. Как говорится: «в здоровом теле - здоровый дух».
б) Внешние методы - Сюда можно отнести, например, принудительную трудотерапию (например, выполняя задание, автор этой статьи писал целую небольшую исследовательскую работу о том, как может для человека быть полезна «потогонная система труда» (“sweatshop labour”) и «работа на выживание» (“survival job”)). Также, возможны другие способы воспитания личности вроде службы в армии и т.п. (автор в своё время посвятил пять лет службе в армии). Кроме того, сюда можно отнести приём специальных медицинских препаратов, включая антидепрессанты, в крайних необходимых случаях.

2. Психологический уровень:
а) Внутренние методы - Это методы аутотренинга и самогипноза. Дыхание и акупунктура. Улучшение личных психологических способов “защиты” и “нападения”. Использование различных способов повышения внутренней мотивации и борьбы с прокрастинацией.
б) Внешние методы - Работа с психологом или психотерапевтом. Методы групповой психотерапии.

3. Интеллектуальный уровень:
а) Внутренние методы - Постоянно читать различную литературу и повышать свой уровень знаний в различных областях. Можно, например, самостоятельно изучать иностранные языки, играть в шахматы, заниматься музыкой - это развивает и дисциплинирует.
б) Внешние методы - Посещать различные курсы для обучения чему-либо. Проходить специальные обучающие и мотивирующие тренинги.

4. Социальный уровень:
а) Внутренние методы - Тренироваться в использовании различных стратегий управления окружающими людьми и, при необходимости, соответствующих методов манипуляций, чтобы «подчинять других своей Воле» (да, автор знает, что существует книга Эверетт Шостром “Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор”). В сложных ситуациях можно и нужно прибегать к юридическим способам воздействия (некоторые особенности современного цивилизованного общества неплохо показаны, например, в псевдодокументальном фильме “Население: ноль”, 2016 год; в начале статьи автор упомянул, что то, что он сумел добиться, преодолевая громаднейшие Внешние Помехи, фактически, исключительно за счёт личной Силы Воли (Духовный Ресурс) и Разума (Ресурс Интеллектуальный) и не имея почти никаких других Ресурсов (Физических, Психологических, Социальных), было, практически, из области “фантастики” и потом он пару раз даже получал советы попробовать “продать” свою историю о том, как он сумел это сделать).
б) Внешние методы - Это, пожалуй, то, что называется «жизнь учит». Необходимо постоянно отслеживать и осознавать способы воздействия окружающего общества и других людей на человека и учиться им противодействовать.

В заключение, хотелось бы изложить некоторые рекомендации о том, как “строить” свою жизнь для достижения Успеха, в частности, в профессиональной деятельности. Здесь, прежде всего, наряду с множеством других очень интересных книг, необходимо отметить замечательную книгу Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин “Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности”, в которой описывается, как, используя Волю и Разум, попробовать выиграть «шахматную партию» у Судьбы. На сайте “The Pedagogy of Teacher Activism” приводится интересная диаграмма, как достичь успеха при обучении чему-либо:

activistpedagogy.com

Одним из элементов этой диаграммы является «сократовская надежда». Древнегреческий философ Сократ говорил: «Познай самого себя». Интересно, что уже к Сократу это высказывание пришло из ещё более глубокой древности. Существует очень большое количество различных классификаций человеческой личности: по типам страха, психики, интеллекта, менталитета, способам социального взаимодействия и т.д. и т.п. Например, на Западе сейчас в профессиональной деятельности достаточно популярна классификация людей по “цветам”. Речь идёт о комбинации психологических и интеллектуальных параметров для выполнения различных видов работ. Эта классификация представлена, например, на нижеследующих рисунках:

b17.ru ashigabutdinov.ru

Также, эта классификация существует и в другом виде:

customersecrets.com usa.philips.com

Желающие могут найти все эти классификации в разнообразной литературе. Мы же хотим обратить внимание на то, что в сфере профессиональной ориентации существует достаточно важная, на наш взгляд, но малоизвестная типология личности по склонности выполнять работу с определёнными видами объектов:

СубъектОбъект
человек → природа
человек → человек
человек → образ
человек → знак
человек → техника

Мы не будем здесь подробнее описывать каждый тип взаимодействия СубъектОбъект. Отметим только, что каждый вид объектов подразумевает под собой целый ряд специфических разновидностей профессиональной деятельности, работ. Эта типология личности представляет собой первый уровень четырёхъярусной классификации профессий по признакам объекта, целей, средств и условий труда, которую разработал Е.А.Климов. Подробнее об этом можно посмотреть, например, в книге Н.П.Локалова “Психология. Введение в профессию” или, например, в статьях “Типы профессий по Е.А. Климову” и “Классификация профессий Е.А. Климова”.

Получается, что для успешной жизнедеятельности человек, прежде всего, на первом шаге должен осознать, с каким видом объектов ему наиболее комфортно взаимодействовать, операции над каким видом объектов он может выполнять наиболее успешно. Понятно, что определившись с видом рабочего объекта, далее для выбора конкретного вида деятельности, конкретной работы необходимо учитывать ещё целый ряд уже более специфических параметров, действительно связанных с особенностями физической конституции, психики, интеллекта и социального взаимодействия.

После того, как человек выполнил первый шаг в осознании своей личности - определился с выбором вида рабочего объекта, то при выборе дальнейшей конкретной работы, уже с определённым видом рабочего объекта, необходимо выполнить второй важный шаг - выбрать такой вид работы, такой вид жизнедеятельности, который находится на пересечении трёх категорий “Хочу”, “Могу” и “Надо”. В современной популярной психологии широко распространено мнение о том, что человек в своих действиях опирается только на категорию “Хочу”. То есть, он должен действовать и реально действует только исходя из того, что он лично хочет и никакие другие возможные объяснения того, почему он действовал именно так, во внимание не принимаются. При этом, категория “Надо” рассматривается как вреднейшая «психологическая ловушка». То есть, если человек говорит, что он действовал, потому что ему надо, нужно было так действовать или он должен был так действовать по каким-либо причинам, то это расценивается как психологические проблемы личности и отклонения в адекватности его поведения. Мы не будем здесь тоже вдаваться в анализ этих трёх категорий “Хочу”, “Могу” и “Надо”, но укажем, что, по нашему мнению, только на их пересечении возможно достижение Жизненного Успеха, как показано на предлагаемой нижеследующей диаграмме:

Структура Успеха

Однако ещё раз повторим, что достижение поставленных Целей, реального Жизненного Успеха на основе имеющихся Ресурсов и находящегося в центре вышеприведенной диаграммы, возможно при увеличении уровня Силы Воли, что обеспечивает повышение степени Свободы Воли в противодействии Внутренним Недостаткам и Внешним Помехам.

В самом конце, ещё хотелось бы напомнить три старых мудрых высказывания: 1) «посеешь мысль - пожнёшь поступок, посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу», 2) «надейся на лучшее, рассчитывай на худшее, делай, что должно и пусть будет, что суждено», 3) «боже, дай мне силы преодолеть то, что я могу изменить, дай мне терпения выдержать то, что я не могу изменить и дай мне мудрости отличить одно от другого». Можно было бы ещё процитировать, например, несколько замечательных рубаи Омара Хайяма, но здесь уже и так написано слишком много...

  К великим тайнам мирозданья
Лишь музыка откроет путь.
И может быть, когда-нибудь
В гармонии самопознанья
Найдём в ней истинную суть.
Гитара сердце растревожит
И путь к себе найти поможет.

  Марина Шубина “Посвящение” (2016)

Комментарий:

Обращаю внимание, что данная статья - пятая в цикле статей о системе организации жизни отдельного обычного человека в современном обществе. Предыдущие статьи первоначально были размещены на сайте “Организация времени”. Позже, они были полностью перепечатаны в двух московских профессиональных издательствах и было сделано несколько докладов. Также, необходимо отметить, что ссылка на статью «Системный анализ смысла жизни» была дана в виде отдельного специального раздела под названием «Анатомия смысла жизни» в гуманитарной базе знаний odinvopros.ru.
Полностью план написания данной статьи сложился ещё лет 5-7 назад. К сожалению, не было никакой возможности просто сесть и записать всё это. Первая статья «Обобщённая система управления жизненным успехом» была опубликована в январе 2006 года. Вторая статья, продолжение, «Системный анализ смысла жизни» была опубликована в марте 2006 года.
Указываю это потому, что неоднократно получал рекомендации о том, что вместо того, чтобы писать свои статьи, лучше бы я посмотрел на другие статьи и материалы, которые, на самом деле, имеют более поздние даты создания. Например, уже позже, только в июльском номере центрального ВАКовского журнала “Вопросы философии” за 2006 год Наум Соломонович Имянитов опубликовал статью на похожую тему «Объективные смыслы жизни и существования», которая, конечно, ещё позже была выложена на сайте “
Философия.ру” и на сайте “Самиздат”. После этого, у меня была переписка с “редакторами” Википедии и в раздел “Смысл жизни” был добавлен подраздел о смысле жизни с точки зрения системного анализа, которого там, насколько известно, раньше не было.
С другой стороны, также неоднократно получал отзывы о том, что предлагаемая мною система организации жизни человека является абсолютно “бредовой”, полной чушью, не имеющей вообще никакого отношения к реальности. Конечно, все мои статьи - это только личные размышления, которые носят популярный характер и не претендуют на научную аналитику. Однако, думаю, должно быть понятно, что на все эти темы существует множество серьёзных исследований. Поэтому, в своих статьях автор старался дать ссылки на часть некоторых материалов, на которые он “опирался”.
В дополнение к данной статье «Система анализа Свободы Воли», хочу указать, что только сейчас, уже после того, как разместил в интернете “финальный” вариант статьи, нашёл ещё две интересные статьи на эту тему: Геннадий Гололоб «Свобода воли: все “за” и “против”» и Тимоти О'Коннор «Свобода воли». И ещё одна интересная работа: Роджер Смит «Свобода воли: западные альтернативы биологическому редукционизму».

P.S. Данная статья была написана в августе 2019 года и опубликована в октябре 2019 года. В декабре 2020 года автор «собрался с силами» внести несколько небольших дополнений, которые, возможно, являются полезными, но, наверное, их нет смысла перечислять.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"