1 - Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
2 - Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 - Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 - Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 - Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 - Кто не пребудет во Мне - извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 - Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите - и будет вам.
Эта цитата, как и вся глава 15 "Евангелия от Иоанна" (канонического) лишь подтверждает мысль о том, что под Христом следует понимать не "человека по имени Иисус", а Дух.
Все диалоги с Христом стоит воспринимать, как диалоги с собственным Духом, т.е. с "частицей Божественного" в вас.
В том же ключе необходимо интерпретировать и "гностические" тексты - тогда всё станет яснее ясного.
Описываемые "события" - это не столько "исторические события", сколько примеры-"иллюстрации" для наглядного пояснения мыслей и сущности концепции с использованием доступных образов и сюжетов, характерных для того времени и той культурной среды. Это, кроме прочего, и описание некоторых практик, которые вполне соотносятся с отдельными практиками "Пути Правой Руки", если этот термин в данном случае применим в полной мере, конечно.
Ещё фрагмент:
81 - Иисус сказал: Я - свет, который на всех. Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там.
"Евангелие от Фомы", 81.
Речь идёт о "всеприсутствии Духа".
"Гностические" образы Эонов - это и состояния, исходя из герметического "принципа подобия", в том числе и состояния сознания, и восприятия Иного.
Задайте себе вопрос:
- Может ли что-либо "быть вне Плеромы-Полноты" в буквальном смысле, а тем более "выпасть" из неё, да ещё и "без ведома, согласия и какого-либо (даже формального, образно говоря) дозволения"?
- Не может, поскольку тогда это уже не будет Полнота-Плерома. А вот утратить внутреннее состояние Полноты, как Целостности - вполне возможно. Это к вопросу о том, что именно подразумевалось в "гностическом" сюжете о Ялдаваофе.
Ещё фрагмент о Христе-Духе:
"Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от царства".
Дух = Христос.
Примерно в том же ключе понимался и символизм огня в зороастризме и других древних учениях, стоит отметить, а не как буквальное "поклонение материальному огню".
Теперь вернёмся к главе 15 "Евангелия от Иоанна" (канонического).
Большая часть комментаторов в очередной раз "привязывает" это к "Ветхому Завету", стараясь "не замечать" явного отрицания в самом тексте:
21 - Но все то сделают вам за имя Мое, потому что _не знают Пославшего Меня_.
22 - Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 - Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
24 - Если бы Я не сотворил между ними дел, каких _никто другой не делал_, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и _Отца Моего_.
25 - Но да сбудется слово, написанное в законе _их_: возненавидели Меня напрасно.
То есть Христос не только говорит о том, что они "не знают Пославшего" его, т.е. Бога-Отца (Истинного), но и про "закон" говорит, что это "закон их".
Подобное вполне соответствует "гностической" точке зрения, что характерно.