Луиза-Франсуаза : другие произведения.

Звезда пленительного 47

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

  Сиприано Торконис если и волновался, то совсем немного. Конечно, совсем не такой он представлял себе защиту диплома в институте, но жизнь иногда преподносит странные сюрпризы. Настолько странные, что приходится долго раздумывать: везенье это или, наоборот, проклятье. Но, похоже, в этот раз лотерея жизни одарила выигрышным билетиком.
  Две недели назад доцент с кафедры навесных орудий предложил троим дипломникам быстренько решить довольно несложную задачку: придумать передвижную лестницу, ступеньки которой должны быть горизонтальны при любом этой лестницы наклоне. И объявил, что успешное решение будет зачтено как дипломная работа.
  Уточнив, для каких целей эта лестница будет использоваться, Сиприано пошел к старшему брату. И вовсе не за подсказкой по конструкции: ведь даже первокурснику ясно, что для выполнения условия боковинки лестницы и ступеньки должны представлять простой параллелограмм. Но его больше интересовало, как часто ее придется использовать по назначению и в каких условиях она будет эксплуатироваться. Когда же все нужные ответы были получены, Сиприано засел в институтской мастерской.
  Не один - в работе активно ему помогали ребята из команды Ивана Кретова, чей работающий на мазуте трактор не прошел приемную комиссию: благодаря новым нефтеперерабатывающим заводам мазут стал чуть ли не дороже солярки и весь отправлялся для обеспечения потребностей флота. Но ведь трактор мог работать не только на мазуте - и у Кретова появился шанс.
  А теперь, с гордостью глядя на готовую машину, Сиприано этот шанс старался не упустить, поскольку речь шла не только о тракторе:
  - Да, сеньор, я осознанно выбрал именно этот трактор. Мой брат работает механиком на аэродроме, и он сказал, что ни солярки, ни автобензина там не используется. А если это топливо запасать, то есть риск случайно залить в самолет не то, что надо. Отработанного же масла на аэродромах много, и трактор с калоризационным мотором прекрасно на нем работает. Ну а так как работать ему приходится довольно редко, этого масла с самолетных моторов ему всегда хватит с избытком. Ну и цена машины получается почти впятеро ниже, чем при использовании любого другого трактора, к тому же все потребности в машинах сможет обеспечить даже мастерская института...
  - И сколько машина будет стоить? - пожилой сеньор - видимо, заказчик машины, с очевидным любопытством посмотрел на Сиприано.
  - Стоимость самого трактора, если его делать в институте, не превысит тысячи песо, а лестница с раздвижным тентом обойдется еще в четыреста пятьдесят - это с работой по установке на трактор уже. Если же ручные приводы подъема заменить на гидравлические, то цена возрастет примерно ещё на триста сорок песо...
  - Да, дешевле только даром - пробормотал сеньор, - и эксплуатация вообще бесплатно. Я принимаю машину, спасибо - и с этими словами он повернулся и быстро вышел из мастерской.
  - Ну что, сеньор Торконис, примите мои поздравления со званием инженера - доцент крепко пожал Сиприано руку.
  - Надеюсь... - несколько неуверенно ответил то ли еще студент, то ли уже инженер. - Надеюсь, что ваш отзыв будет благосклонно принят комиссией на моей кафедре.
  - Мой отзыв... да на него никто и не посмотрит. Зачем? Сеньор Волков лично принял вашу работу без замечаний! Так что можете считать себя инженером с полным основанием.
  - Сеньор Волков? Тот самый?
  Доцент с улыбкой посмотрен на остолбеневшего Сиприано, затем на стоящего чуть в отдалении и тоже замершего от неожиданности Кретова:
  - Ну что, сеньоры инженеры, не кажется ли вам, что самое время пропустить в таверне по стаканчику?
  
  В Маньчжурии с грамотным народом тоже получилось неплохо. Хотя Алексеев по ряду причин принимал исключительно "православных и дворян" (что автоматом "отправило" более чем сто тысяч "русских немцев" в Венесуэлу), более двадцати процентов иммигрантов за плечами имели хотя бы гимназию или реальное училище. Так что и в Маньчжурии набрать около сотни тысяч учителей (причем почти половину - с профильным образованием) в школы оказалось нетрудно. Университет был основан, правда, всего один, Хабаровский - зато "отраслевых" учебных институтов за два года появилось почти два десятка. Медицинский, Сельскохозяйственный, Химический, Энергетический, Станкостроительный, Путей сообщения, Судостроения, Судовождения, Автотракторный... даже Авиационный. А так же три военных академии: Артиллерийская, Военно-морская и Общевойсковая. Военно-воздушная уже была в Уругвае, и я предложил деньгами напрасно не разбрасываться.
  Ну как "предложил" - просто денег не дал на воздушную Академию. И не потому что было жалко, а потому, что на нее потребовались не только и не столько деньги, сколько специалисты. Которых с трудом и на одну набрать удалось. Даже самому пришлось туда "профессором" устроиться...
  Академия - это ведь не летное училище, в ней предполагалось готовить высший командный состав. А это - и разработка методик применения авиации, и планы эксплуатации, снабжение... "Моя" специальность именовалась "логистическое обеспечение боевых действий". Все же за плечами больше сорока лет опыта в этом деле - почему бы накопленным с молодым поколением не поделиться?
  Хотя, откровенно говоря, профессором-то я был больше почетным - в основном "ставил задачи", а не решал их. А по нечетным "развлекался" в исследовательском центре Автотракторного института. Ага, в Усть-Карони.
  Потому что в декабре двадцать третьего года были завершены испытания сразу двух пассажирских самолетов "дальнего следования". Так как из России выехало немало народу и с моих авиазаводов, я, чтобы люди от безделья дурью не маялись, нарисовал на бумажке два самолетика. Один напоминал (мне) знаменитый "Дуглас ДС-3", а другой - малоизвестную машинку Бе-30. Очень давно, еще в "первой жизни", на даче у бабушки собрались ее одноклассники - ну, кто дожил - и активно делились "воспоминаниями школьной юности". И из этих воспоминаний я с огромным удивлением узнал, что первой советской рекламой, показанной по телевизору, была как раз реклама этого самолета. То есть собравшиеся просто заспорили, что вышло на экраны раньше - реклама никому еще неведомого блюда "селедка под шубой" со слоганом "сделать несложно и есть... приятно", или же все-таки реклама Бе-30. Ну я и заинтересовался: что же за самолет-то такой, что его по телевизору в СССР рекламировали?
  А тут про него вспомнил - и предложил конструкторам над картинками подумать. Поскольку в мелкую серию уже пошел довольно неплохой мотор мощностью в девятьсот пятьдесят сил, конструктора думали не очень долго - за год справились. Первый вышел под маркой "Симуран" - то есть "крылатый волк", и этот "волк" со скоростью под триста километров в час летал с двумя дюжинами пассажиров на две с лишним тысячи километров... мог летать, но из Монтевидео до Каракаса (или до Усть-Карони) все равно летал с двумя промежуточными посадками. А второй - названный "Соколом" (и латинскими буквами тоже Sokol назывался) летал уже со скоростью за четыреста километров с дюжиной пассажиров на полторы тысячи. И летал как раз уже из Сьюдад Электрико по маршруту Асунсьон - Корумба - Куяба - Белен - Кайенна - Джорджтаун - Усть-Карони. Долго летал, рейс длился больше десяти часов - но всяко быстрее, чем десять суток пароходом. А если чередовать в институтах не дни, а недели - то выходило терпимо.
  "Соколы" делались на заводе в Росарио, в Уругвае - и в этом, выросшем как на дрожжах, городе почти половина из стотысячного населения трудилась либо на авиазаводе, либо на примыкающем к нему авиамоторном. Но самолетов там делалось относительно немного - по штуке в неделю, главным образом потому, что большая часть производства занималась изготовлением разных приборов для самолетов - и не только для "Соколов". Например, все приборы для "Симурана" тоже делались в Росарио, хотя сами "Симураны" строились в Усть-Карони.
  И строилось их гораздо больше: авиаперевозки стали очень востребованы в огромных США и по три-четыре самолета в неделю закупались американскими авиакомпаниями. Янки тоже строили в больших количествах пассажирские самолеты - но в основном это были трехмоторные клоны самолета Антона Фоккера на восемь-десять пассажиров и летавшие со скоростью до двухсот километров в час. То есть - хороши для "местных авиалиний", а "Симуран" фактически "открыл" трансконтинентальное авиасообщение. Впрочем, покупали янки и "Sokol D" - модификацию на шестерых пассажиров и дальностью полета до трех тысяч километров, но их требовалось немного: в основном это были "личные самолеты" крупных бизнесменов.
  Ну а я пользовался рейсовыми машинами. При посадке, случавшейся через каждые пару часов, можно было и ноги размять, а от маршрута отклоняться и сэкономить пару часов все равно было нельзя: по базовому маршруту через каждые километров двадцать были на всякий случай подготовлены "резервные аэродромы" в виде ровных полян, пригодных для посадки - а просто в джунглях садиться было негде. Да и народ на "рейсовых" все же был в основном не случайным, так что и многие вопросы получалось если не решить, то хотя бы обсудить по дороге.
  Костя Забелин - главный инженер авиамоторного - именно "по дороге" сообщил мне "интересную новость": большевики прислали специальную делегацию в Росарио, чтобы договориться о закупке двенадцати самолетов. Причем и Костю, и меня вслед за ним, удивило то, что заказывать они приехали именно модификацию "D" - то есть явно не "для использования в народном хозяйстве". А ведь такой самолетик стоил почти семьдесят тысяч долларов - в то время как обычный пассажирский продавался почти вдвое дешевле. Но, видимо, большевистское правительство было не настолько богато, чтобы покупать дешевые вещи...
  - Слава, - поинтересовался я у Станистава Густавовича после того, как вернулся домой - тут, оказывается, советское правительство возжелало Соколы в варианте "для самых богатых буржуев", причем, с учетом запасных моторов, контракт они притащили на миллион долларов. Интересно, откуда у них деньги?
  - Известно откуда: Россия сейчас снова становится крупным экспортером зерна, да вдобавок некоторые химические производства твои восстановили. Серной кислотой, например, они всю Европу теперь обеспечивают, масла нефтяные, керосин с бензином. Самим-то им много не нужно, вот экспорт и растет - а кто откажется-то, если цены копеечные?
  - Почему самим не нужно? Только на гидролизные заводы кислоты нужно...
  - Все твои бывшие химзаводы теперь в концессии у "Фарбен", а немцам гидролизные заводы в России не нужны. Баку и Грозный теперь у французских Ротшильдов, медь и свинец - у англичан. Они, конечно, платят - кто пять процентов от добытого или произведенного, кто семь - и правительству хватает. А русских рабочих и крестьян кормить - им-то зачем? Поэтому жрать в России особо тоже нечего...
  - Не понял: жрать, говоришь, нечего, а экспорт зерна растет?
  - Хлеба-то у них пока хватает: все же их "пролетариат" крестьян зажал так, что те и пикнуть не смеют. А вот чего-то еще - нету. Мяса нет, с рыбой тоже все грустно стало. Сейчас, по расчетам, у них уровень жизни примерно такой, как был в середине девяностых. Но на этот уровень очень сильно давит пятимиллионная армия, так что грустно всё.
  - И народ не бунтует? - усмехнулся я.
  - Ну, во-первых, пятимилионная армия, причем армия территориальная - не побунтуешь особо. А во-вторых, у большевиков, к моему удивлению, очень грамотно поставлено дело пропаганды. Так что в основном народ это правительство поддерживает, в городах - так абсолютное большинство за большевиков.
  - Непонятно: ведь если мне, скажем, жрать нечего, то вряд ли я буду поддерживать правительство, которое оставило меня без еды.
  - Ну так это ты знаешь, кто тебя без еды оставил. А народ в России "знает", что без еды его оставили происки империалистов, недобитые буржуазные элементы, кулаки. Кругом одни враги - но скоро наступит мировая революция и сразу жизнь станет раем. А пока - запрет на забастовки на предприятиях концессионеров эту мировую революцию приближает.
  - И кто же у них такой умный пропагандой руководит?
  - Как кто? Ульянов, то есть Ленин. Демагог, конечно, пробы ставить некуда - но когда никому другому слова не дают, то люди верят ему. В армии, конечно, Троцкий заправляет, но это, мне кажется, недолго продлится.
  - И почему?
  - Троцкий слишком много власти загреб. Сейчас он уже живет при этом самом коммунизме - но только он лично и его семья. Так что завистников - и, соответственно, врагов, он уже нажил немало, и его скоро начнут убирать "обездоленные". А Ленин тут все очень ловко народу объяснит... кстати, его, похоже, руководители этой революции так и не просчитали. Ему-то роль ширмы была назначена, а он себя очень ловко превратил в знамя. Все, что в стране хорошего - это лично товарищ Ленин сделал. А все плохое - это товарищи из синагоги не досмотрели. Ты списочек-то свежерасстрелянных за последние года три-четыре глянь: все, как один, "не отреклись от старых заблуждений, внушенных им еще в Бунде". Ну, для разнообразия парочку нацменов прихватили - но мелочь всякую, а так... Икону из себя лепит, скоро молиться на него будут.
  - И как скоро?
  - Саш, я все же планированием занимаюсь, а не предсказаниями. И живу не в Дельфах, так что вопрос твой явно не ко мне. А если смотреть с точки зрения чистой экономики, то первая же засуха приведет страну к абсолютному краху. Впрочем, если засухи еще года три не случится, то страна и без нее развалится. Ее уже чуть ли не в открытую "концессионеры" делят, причем вместе с населением. Уж полгода как большевики закон приняли, запрещающий самостоятельно увольняться с предприятий.
  - Может, все же воспользоваться предложением Малинина?
  - Ты о чем? Думаешь захватить Россию маньчжурской армией?
  - Это я с расстройства глубокого безумные мечты озвучиваю...
  - Лучше помечтай, как продвинуть в России наверх какого-нибудь приличного человека. Ты же их лучше меня знаешь: ну должен же быть среди большевиков хоть один нормальный патриот страны?
  - Патриотов много, но в верхнем эшелоне там разве что Красин на человека похож, а чтобы его в Кремль продвинуть, не одну сотню большевиков загасить придется... нет, это менее реально, чем из Маньчжурии до Пскова с Кишиневом дойти.
  - Тогда не морочь себе голову несбыточным и займись делом. Сейчас, по нашим расчетам, спрос на тяжелые самолеты будет только расти и через год одного "Симурана" в день будет даже только янки нехватать. Есть два варианта решения проблемы: один - в два с половиной раза увеличить завод в Усть-Карони раз, и два - ставить два новых завода. Первый вариант дешевле, встанет всего миллионов в двадцать пять и окупится за четыре года, но второй, хотя и вдвое более дорогой, при сохранении тенденции позволит к тридцатому году продавать по полторы-две тысячи машин в год и окупится меньше чем за три.
  - А меня зачем спрашиваешь, если ты сам лучше знаешь что делать?
  - Второй вариант сработает если самолет обеспечить рядом дополнительных удобств. Список будущих требований я тебе вечером пришлю, и за неделю постарайся ответить: реально это будет сделать или нет?
  - Сделать можно всё...
  - Саш, я знаю, что ты можешь сделать всё. Но я должен точно знать, во что это всё обойдется: я же деньги считаю.
  - Слав, если тебе вдруг не хватит, то сходи в хранилище, зачерпни пару ковшей золотых орлов... экскаватором. Какая тебе разница, во что доработка обойдется? Нам золота в хранилище лет на двадцать хватит если даже вообще больше ничего и никому не делать.
  - Золото - это еще не деньги. Оно станет деньгами, когда те, кто эту работу будет делать, смогут его потратить - и я должен знать, сколько для них завезти хлеба, мяса, персидских ковров и китайских шелков...
  - Сколько наложниц в гаремы... Ну а тогда зачем ты меня-то спрашиваешь? Есть у нас конструкторы, их и тряси, они тебе ответят - умножай сумму на три...
  - Ты список-то погляди сначала...
   Славин список был в обще-то и не очень большой. Но вот авиаконструкторы за поставленные Славой вопросы ответить точно не смогли бы. Потому что собственно к самолетам "дополнительные удобства" имели отношение самое косвенное: системы связи между аэродромами, машины для очистки этих аэродромов от снега, обеспечение служб наблюдения за воздушной обстановкой и аварийного спасения, наземное облуживание самолетов - и пассажиров тоже. Да, умение вникать в суть проблемы - это божий дар, думать о снегоочистителях сидя в Уругвае - это уже уровень гениальности. Ну и трудолюбие Славино на грани фанатизма - тоже.
  Зато решение всех этих задач - очень хороший способ отвлечься от скорби по гибнущей Родине. Жалко, конечно, что все эти задачи решаются очень далеко от нее - но в конце-то концов, если мне не изменила окончательно память, подъем экономики в СССР начался в тридцатых? Время еще немного осталось, а потом готовые наработки очень пригодятся в возрождающейся России. Точно пригодятся...
  За неделю я, конечно, с поставленной задачей не справился. Удалось лишь, напрягая изо всех сил память, поставить базовые задачи на разработку нескольких типов радиостанций - для Семена. Вспомнилось и про радары - но пока, думаю, рановато эту идею пускать в массы: война, результаты которой никого в целом не удовлетворили, наверняка продолжится лет так через десять, и для обеспечения превосходства в воздухе ее стоит пока придержать.
  А радиомаяки, постоянно передающие позывные каждой машины в воздухе, и следящие за ними пеленгаторы мне показались хорошей идеей - равно как и самолетные радиостанции "аварийного оповещения", так что Семену будет чем заняться. Не самому - но у него теперь под руками было целых три радиоинститута... должны справиться. Поставил задачи и по разработке снегоуборочных машин - вспомнив, как в одной из "прошлых реальностей" для армии шнековые снегоуборщики творил. Заодно уж и озаботился заданиями на автозаправщики, мобильные мастерские, аэродромные тягачи. Даже про самоходные трапы вспомнил - причем с крышей: в далеком прошлом пришлось раз из самолета под проливным дождем выходить. С последней машинкой я вообще пошел в Каракасский автотракторный институт: пусть какой-нибудь студент в качестве курсовой или дипломной работы сотворит. И ему польза, и бюджету экономия: Хуан этот институт уже несколько лет как озаботил разработками дешевых и надежных минитракторов для крестьян и задел там должен быть приличный.
  Вот только я не ожидал, насколько приличный: не проект, а готовую машинку мне продемонстрировали уже через две недели. Ну да, очень надежную машинку и более чем недорогую - но оторопь от увиденного меня не покидала до возвращения в Сьюдад Электрико. Все же наверное хорошо, когда люди еще не забыли, что они были бедными: из всех вариантов решения задачи они выбирают наиболее экономный. Надо будет тому студенту премию отвалить, например в размере годового оклада инженера... и позвать его на работу туда, где эти трапы (и многое другое) делать будут. Но это потом - сначала - все же закончить со Славой утверждение плана.
  - Картину я тебе обрисовал, ну а во что это выльется в деньгах - это тебе решать. И считать: я свои прикидки приложил, но ты же всегда находишь массу упущений, так что зачем мне зря стараться? Опять же, сам сказал, что золото не деньги. Кстати, похоже мы вернулись в наших обсуждениях лет на двадцать назад: что же такое деньги? Ты еще не выяснил?
  - Рикардо почитай: он пишет, что мера человеческого труда. И я, пожалуй, с ним в этом соглашусь.
  - Рикардо я читал, но у него все упрощённо изложено. Человек произвел мешок зерна и за это может выбрать либо овцу, либо ночной горшок, который произвели другие человеки. Но пока он не выбрал, что желает потребить, его труд представлен условном овцегоршком, именуемым "деньгой".
  - Верно излагаешь, - улыбнулся Слава.
  - Ага, верно. Только человек купил не горшок, а трактор - и сделал сто мешков зерна. Горшок же на рынке остался один, и овца одна. Спрашивается вопрос: если у него теперь сто денег, почем будут овцы с горшками, если их владельцы знают о сумме в кармане зернороба и отсутствии конкурентов? Я почему спрашиваю: ведь если в деньгах, то трактор купил один, а вот "производительность труда" в денежной форме выросла у овцедела и горшкотваря.
  - Ты некорректно ставишь вопрос!
  - Поставь корректно и ответь.
  Слава было открыл рот, собираясь ответить, но затем его закрыл, встал с кресла. Походил по комнате, держась руками за лацканы пиджака. Остановился, довольно долго глядел на меня исподлобья. Снова сел, начал что-то судорожно подсчитывать на бумажке, а затем, откинувшись, с довольной физиономией провозгласил:
  - Так, теперь, наконец, стало понятно, как ты делаешь свои миллиарды: все сходится. Ну что, доволен? Двадцать пять лет ты надо мной издевался, чтобы я, наконец, сообразил? Я догадался... признаю: ну тупой я! Но если бы ты мне все объяснил сразу, то мы бы... Впрочем, какая разница, все равно теперь все планы пересчитывать.
  - Это хорошо, что ты догадался. Будет еще лучше, если ты теперь мне все расскажешь, а то я до сих пор не знаю как. И, может, ты теперь сможешь мне сказать что такое деньги?
  - Теперь - смогу. Давай завтра с утра: нужно, чтобы в голове все по полочкам разложилось. В десять нормально будет? Это только про деньги, а как планы исправлять, я еще не придумал.
  - Не нормально, я утренним рейсом в Усть-Карони на пуск новой ГЭС улетаю. Давай в понедельник, договорились? А насчет планов - пока вот что почитай, там на странице с закладкой отмечено, откуда.
  - Но я же по-испански не читаю! - возмутился Слава, открыв томик на указанной странице.
  - Найди переводчика, а мне просто некогда. Вернусь - обсудим.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"