Есть такая замечательная серия переводного фэнтези по прозванию "Черное fantazy". Пожалуй без зазрения совести можно сказать, что она одна из лучших на постсоветском пространстве. Высокое качество текстов, неплохие переводы и качественное исполнение -- это, безусловно заслуживает любви читателей. Ну да ладно, закончим с рекламой и перейдем к делу.
Мое знакомство с серией я начал с романа Джо Аберкромби "Кровь и железо". Рецензии на него попадались противоречивые, но так или иначе, я рискнул и теперь нисколечко не жалею потраченных на денег на покупку всей трилогии. Теперь по порядку. Постараюсь придать структуру моим впечатлением. Начнем с основного
Сюжет.
Завязка достаточно тривиальна. Воин-северянин Логен Девятипалый берется помочь магу Байязу в достижении некоей цели, своего рода квеста по спасению мира. Но через несколько же страниц все оборачивается чуть ли не с ног на голову. Где Великий Враг? Почему такие странные методы и поступки у великого мага? По ходу текста возникает множество вопросов, которые растут как снежный ком. Сюжет выделывает такие замысловатые коленца, что только диву даешься. И только под конец автор выкладывает все карты перед читателем. Но к этому еще стоит добраться сквозь три довольно-таки немалых тома, в которых читатель вместе с героями переживет бесчеловечные пытки, жестокие сражения и схватки, придворные интриги, предательства и отчаянный героизм, вознесется на вершину власти и обрушиться вниз, испытает лишения и страшные раны. Динамика бьет через край, мир весьма схематичен, но в тоже время герои -- это пожалуй самое сладкое, что нас ожидает. Переходим ко второму.
Персонажи.
О, тут Аберкромби стоит сказать искреннее спасибо. Персонажей множество, и все они не похожи друг на друга. Выписаны тщательно и весьма реалистично. Среди них нет героев, как нет и злодей -- обычные люди, волею судеб вознесенные на гребень истории. Инквизитор Занд дан Глокта. Искалеченный во вражеском плену королевский офицер, пошедший впоследствии на службу в самый жуткий (без сомнения) институт власти -- Инквизицию. В мире "Первого закона" она является неким гибридом тайной полиции и НКВД и не связана с религией. В обычную практику наставников Инквизиции входят пытки и тайные убийства. И именно такой человек, как Глокта оказывается на том месте, которого заслуживает. Искалеченный не только телесно, но и духовно, он постоянно испытывает боль, лишен таких слабостей, как сострадание, жалость и гордость. Он жесток и беспощаден, неразборчив в средствах и готов пойти на все ради достижения цели. И тем более невероятно, что такой человек практически в одиночку раскрывает государственный заговор, спасает любимую женщину просто из-за того, что больше некому. Становится героем из-за своей полнейшей беспринципности.
Многие, очень многие герои "Первого закона" делают что-то по воле обстоятельств, а не из-за личной прихоти. Таков, например, и воин-северянин Логен Девятипалый по прозвищу Девять Смертей. Сначала мы видим довольно-таки симпатичного человека, уставшего от войн и смертей, желающего просто найти спойкойное местечко, где можно не воевать и не убивать. Но нет -- жестокая реальность не отпускает, терзает и бросает в самую гущу событий. Поначалу, читателю импонирует его рассудительность, милосердие и сострадание, попытки понять окружающих его людей. Казалось бы, откуда у такого замечательного человека такое грозное прозвищу? И мы вскоре узнаем, что у Логена имеется и другая сторона, альтернативная личность Девяти Смертей. Неуязвимого, непобедимого и жестокого убийцы, не имеющего человеческих слабостей, существа, который готов убить всех на свете, потому что он по умолчанию против всех. Волей-неволей читатель испытывает потрясение и чуточку отвращения. Со временем Девять Смертей приходит все чаще и чаще, скалиться кровожадной ухмылкой из-под личины Логена, и порой становится неизвестно, кто перед тобой: Логен или его страшный двойник. Трагический и несчастный образ человека, не способного порвать со своим прошлым, что тянется и тянется за ним, как невод за рыбаком, тянет его ко дну. И совсем по-иному развивается образ еще одного воина, встреченного в романе.
Джезаль дан Луфар. Офицер-карьерист, похититель женских сердец и гуляка, картежник, шулер и просто отвратительная в своем высокомерии личность. Таким мы видим его сначала. Но потом события меняют его, ломают как щепку, чтобы вылепить новый образ. Нечаянная любовь к сестре друга, поход на край мира за мифическим предметом, потери и сражения, изуродованное лицо и повзрослевшая душа. Назад домой Луфар возвращается уже совсем иным: умудренным и осторожным, умеющим ценить то, что так легко потерять. Волею судьбы он возносится очень высоко, но власть не приносит ему счастье, лишь обреченность и страх. Боль от того, что ему никогда не стать тем, кем он хотел.
Самый главная загадка романа первый из магов Байяз. Человек, участвовавший в создании того самого мира, человек, руководивший королями, как марионетками, нам только в конце откроются истинные мотивы и истинные цели.
И остальные. Их много и они разные: друг Луфара Колем Вест, его сестра Арди Вест -- любовь Джезаля, беглая рабыня Ферро Малджин, одержимая жаждой мести, король Севера Бетод с сыновьями; Ищейка, Тул Дуру, Хардинг Молчун, Форли Слабейший - бывшие бойцы отряда Логена, Малахус Ки, ученик Байяза, архилектор Инквизиции Сульт, верховный судья Маровия, Бич Пустыни Мамун, добрый маг Юлвей, беспринципный наемник Никомо Коска и многие, многие другие.
Список длинный и захватывающий. Целая галерея самобытных характеров. Они очень похожи на реальных людей, что поневоле начинает переживать и сочувствовать им. В трилогии нет абсолютных злодеев. По ходу книги даже больше убеждаешься, что главным злодеем становится добрый дяденька Байяз.
Мир.
Мир весьма схематичен. В трилогии нет полноценной картины, скорее быстрый набросок, где есть определенные страны и народы, но детальной информации мы о них не имеем. Но, в тоже время, читателя на страницах книг ожидает встреча со многим: будет и позднее средневековье Срединных Земель, будут выжженные пустыни Империи Гуркхула, будут неприветливые снега Инглии, пропутешествует на край изведанных земель. Нос к носу столкнется с едоками -- жуткими магами-людоедами, узнает, кто такие на самом деле карлы и тролли, поучаствует в нескольких крупных сражениях, трех осадах и бесчисленном количестве схваток. Пройдет экскурс в историю мира и даже столкнется с демонами.
Стиль.
Текст трилогии предельно реалистичен, скорее даже в чем-то натуралистичен. Кровь льется потоками, выбитые мозги брызжут со страниц. Персонажам отрубают пальцы, руки-ноги, головы, расплющивают черепа и кости, выпускают кишки и выбивают зубы. Минимализм в эпитетах, но, в тоже время, имеющиеся предельно емкие и жесткие, заставляющие прочувствовать мрачную атмосферу трилогии.
Идея.
Война -- грязное дело. Какой бы она не была: захватнической или освободительной, справедливой или несправедливой -- она всегда зло. Зло абсолютное, зло открытое и необходимое, а оттого еще более ненавистное. Каждый и героев трилогии с удовольствием бы перековал "мечи на орала", да только не дано вырваться из порочного круга.
Власть никогда не бывает справедливой и доброй. Она всегда диктуется жесткой необходимостью, и у руля всегда стояли люди беспринципные, готовые пойти на крайности. Таковы, например, Байяз и Глокта.
Нет добра или зла -- есть тот, кто победил, и кто диктует свою волю. Враг Байяза Кхалюль, его ученик Мамун вместе с армией магов Тысяча Слов тоже думали, что сражаются за правое дело, но они проиграли, и превратились в злодеев.
И в заключение, трилогия абсолютно закончена и не нуждается в продолжении. Но, в тоже время, герои "Первого закона" не получают покой. Может быть, даже мир в начале был много лучше того, что они получат в конце. Кто знает, кто знает...