Лукашевич Денис Николаевич : другие произведения.

Судейский обзор финала конкурса "Свободное творчество-2013. Вторжение"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Судейский обзор финала конкурса "Свободное творчество: Вторжение"

   И вот мне наконец удалось оторваться от насущных дел, и я смог уделить некоторе внимание финальным рассказам конкурса, волею случая и организаторов которого я избран одним из судей. И как всегда вступительная часть моего обзора будет не слишком оригинальна.
   Я не профессиональный критик, университетов профильных не кончал и образованья необходимого не умею, но я также глубоко убежден, чтобы составить мнение о тексте достаточно быть активным читателем и иметь свое собственное мнение. На сим заканчиваю вступительную часть и начинаю непосредственно сам обзор.
  

Андрощук И.К. Аборигены библиотеки

   Оригинальная идея, но вот воплощение ее не так хорошо, как хотелось. Больше всего мне не хватило логики в повествовании. На самом деле, мы так и не знаем, почему исчезают книги. Да, непосредственная причина известна, но вот почему, кто это делает? Неизвестно. Да, профессор высказался о неких пришельцах, но это всего лишь догадки. Ничего более. Мы не видим ни логической цепочки, приведших к таковым умозаключениям, ни причин для такового. Просто он с бухты-барахты, с пустого места высказывается за вторжение, но почему? Я этого как раз совершенно не вижу. В целом, за исключением нескольких мелких замечаний, написано нормально, только вот в начале немного путаешься, когда речь идет о реальном мире, а когда о книжном.
  
  

Аноним. Ортогональные перемещения

   Совершенно не мое. Я так и не увидел картинку, потому что даже не понял, в какое время и где происходит действие. Начало 20 века? Так вроде таксомоторов не было. Середина? Так и горничных было не найти. Современность? Так, блин, математики выражаются онегинским языком. Литературная игра, но, к сожалению, правил ее я не могу принять, юмора не понял и она сама была мне не интересна. Конкурсная тема уж слишком притянута за уши. В самом рассказе нет кульминации, а это очень большой "минус". Так что незачет.
  
  

Гарбакарай М. Волки и воры; пастухи и псы

   Опять -- двадцать пять. И в этом рассказе нет кульминации, а значит не достигается того катарсиса, того максимального напряжения, чтобы этот рассказ понравился. Казалось бы, вот-вот скоро, сюжет сделает кульбит -- и читателю станет хорошо. Но нет. Непосредственно рассказ заканчивается, когда Роджер уходит в туннель, а потом идет нечто вроде объясниловки, рассказывающей о том, что не удалось передать в самом рассказе. А это тоже -- незачет. Знаете ли, так дела не делаются.
  
  

Ермакова М.А. Время констров

   А вот этот рассказ хорош. Достойная фантастика -- такую интересно читать. Тут все на месте: есть цельный сюжет, легкий намек на предысторию и достаточно проработанный мир, который живет уже не только в рамках рассказа. Но в тоже время концовка вызвала много вопросов: почему именно Жанна Д'Арк? На протяжении всего рассказа я так и не увидел предпосылок к такому резкому переходу. Но в целом, добротно написаная космоопера (только без звездолетов). Только вот каким боком ко всему этому тема "Вторжение"?
  
  

Кроатоан. На краю ночи

   И что? Пожалуй, это единственный вопрос, возникающий по прочтении рассказа. Потому что за всей этой языковой филигранью, обилием названий картин и имен художников, выспренным, полным метафор языком, нет ничего, достойного внимания. Это даже не рассказ, а так -- эссе. Кроме того, в рассказе опять же нет кульминации: он не заканчивается, напоминает кусок текста, выдранный из чего того более объемного, причем выдранного без всякого понятия о композиции. Я вообще не уловил связи между сексуальными предпочтениями ГГ и мертвым городом, а Ли там вообще не пришей кобыле хвост. Слишком много пустых ничего не значащих, зато так красиво звучащих слов...
  
  

Крошка Ц. Окно навылет

   Почему окно навылет? И вообще, каким макаром сюда тема "Вторжение"? По сути, это некий снайперский балагурчик: никто не стреляет, друг другу улыбаются и пьют кофе. А также мимоходом влюбляются. Короче, это некая несмешная разновидность слишком длинного анекдота и по конкурсу совершенно не подходит, поэтому -- незачет.
  
  

Лобода А. Три желания капрала Хюпшмана

   Этакая космодесантная байка от спившегося капитана. Забавно, написано хорошо и увлекательно. Только вот все равно на полноценный рассказ не тянет. Но, знаете ли, понравилось. По сравнению с тем, что было прочитано, он очень даже неплох.
  
  

Маверик Д. Все больше плохих новостей

   История хорошая, интересная, а, главное, атмосферная. Это, наверное, главное, что ждешь от мистического рассказа. Правда, мне показалось, что настроение рассказа немного недожато, где надо. Например, не хватило описаний зимней природы, такого себе рефрена угасающему городку стариков. И, наоборот, концовка с весной показалась лишней. И про ящик Пандоры -- это тоже лишнее. Надо было в концовке сюжет завернуть, не вдаваясь в дальнейшую судьбу. Например, описать выезд фрау Цотт, а потом описание природы, падающих снежинок и двигающейся по улице траурной процессии с гробом. Унылое беспросветная тоска, которая фрау заразила город.
  
  

Макдауэлл А.К. Солнышко отведет беду

   Хороший мистический рассказ с привкусом постапокалипсиса. Автор ничего не объясняет, а только показывает и о картине мира, захваченного Пустыми, мы знаем совсем мало, но большего, пожалуй, и не надо. Главное, есть атмосфера, есть живые персонажи и неплохая концепция. За это спасибо. Рассказу -- безусловный зачет.
   P.S. Хотя с другой стороны, для меня, как любителя проработанных миров, в рассказе не хватает мироощущения, понимания создания оригинального авторского мира, который продолжает жить вне рамок произведения.
  
  

Найко. Кнопка для обезьяны

   Страшная история одного из "потерянной молодежи". Было бы интересно, но меня не проняло. Читать было откровенно скучно: перегруженные рефлексией абзацы, тяжелые предложения с лишними оборотами -- давалось тяжело. И даже было скучно. История не захватила, а осталась какой-то поверхностной. Может быть, это не вина автора, а вина моя, как читателя, но, так или иначе, - незачет. Мне рассказ не понравился, показался чересчур выспренным и надуманным. А где, собственно, в нем вторжение?
  
  

Политов З. Я еду

   Один день из жизни автомобильного мстителя. Зарисовка, но ни в коем случае не рассказ. На рассказ данный текст не тянет -- отсутствует необходимая структура. Однако, написано хорошо, хоть и наивно. Тем не менее, зачет, хоть высокую оценку я вряд ли пожертвую, потому что у нас все-таки конкурс рассказов. И опять же: а где вторжение? Где соответствие заявленной теме?
  
  

Прудков В. Откровение Канта

   Увлек рассказ, ей богу, увлек. Не зря же говорят истина скрывается в простоте. Нравятся мне такие простые, незамысловатые персонажи, у которых в мире все прекрасно ясно и они знают, зачем живут. Есть в них некое очарование. При этом это есть полноценный рассказ, вот только опять: а где вторжение? Но не будем обращать на такие мелочи внимания. Рассказу безусловный зачет. И высокая оценка в придачу.
   P.S. Вот только название неудачное.
  
  

Ровинский Б.Е. Запах пота

   "Подруги звали ее Ксюшей" Но на самом деле ее звали Клавдией. К чему здесь этот оборот? История хороша для районной газеты в рубрике "История из жизни", как рассказ... Ну, тоже неплохо, по крайней мере композиционно она выдержана, вот только первая часть ну ни в какую не лезет. Безжалостно вырезать ее, потому что кажется она инородным телом, куском другого рассказа почему-то пришитым к этому. Но так, в целом, неплохо. Может быть, чересчур наигранно и наивно, но это уже придирки, поэтому -- зачет.
  
  

Семендяев А.С. Дезертир

   Жизнь за жизнь. Жизнь дезертира и много повидавшего мужа за жизнь мальчика? Что ж, справедливый обмен... В общем-то, концовка закономерна, по-другому закончиться не могло, вот только я не согласен с тем, что именно автор выделил, как кульминацию. В этом рассказе кульминацией является не схватка Гаррика с шоркаями, а тот надлом, что произошел с ним и заставил вступиться за ребенка. А вот его автор не потрудился описать. Только-только Гаррик боялся и таился, и вот уже в следующее мгновение он спускает тетиву. Никакого перехода, никакого логического объяснения. В этом случае читатель не должен догадываться, здесь этот переход, ценностный слом должен является кульминацией, точкой наивысшего напряжения в рассказе, тем, что полностью перевернуло характер главного героя. Да и концовку не мешало бы дотянуть, вписать хотя бы мальчика, потому что в его спасении и есть главная цель ГГ раз он решился выйти к своим. Может быть, нечто вроде фразы, вложенной в уста Гаррика: "Там... мальчик. Не обижайте его". Рассказ написан хорошим, образным языком, но, к сожалению, не дотянут до необходимого уровня.
  
  

Сударева И. Миграция магической мелочи (Илларион-3)

   Фэнтези-анекдот. Не смешной, а сплошь составленный из штампов и стереотипов. Или я просто не являюсь поклонником такового чтива... Хотя, по крайней мере, читалось легко, особых недостатков я не заметил. Поэтому тоже -- зачет.
  
  

Терехов А.С. Черный георгин

   Трудно сказать что-то об этом рассказе, но мне он показался чересчур выспренным, надуманным, хотя это я просто такой бесчувственный чурбан? Но сама атмосфера послевоенной Америки передана хорошо, с вниманием к деталям, но вся фишка в том, что рассказ пережат. При прочтении мне вспомнился рассказ "Пруд с декоративными рыбками" Нила Геймана. Что-то в них есть общее, но, если сравнивать их, то получается, что "Черный георгин" чересчур экспрессивен, наполнен театральными, ненатуральными эмоциями. Здесь всего -- слишком. Рассказы -- это блюда. И в них важно соблюсти пропорции, иначе вместо ожидаемого эффекта они производят совершенно иное впечатление. Но в целом -- зачет.
  
  

Тихонова Т.В. Барсучок

   Интересное фантастическое допущение и даже злободневное. Но вообще идею про доминирующие однополые браки я встречал у Джо Холдемана в "Бесконечной войне". Что-то в этой идее есть, хотя, с другой стороны, у европейцев и так проблемы с рождаемостью, зачем их усугублять? Поэтому вряд ли эта идея жизнеспособна. Всего лишь истерия нынешнего десятилетия. Но сам рассказ написан хорошо, без особых огрехов, и, главное, мне понравилось, поэтому -- зачет.
  
  

Фэлсберг В.А. Фараонова забава

   Классический рассказ-перевертыш. Таких мы повидали уйму, и таковой прием уже давно стал штампованым. Никаких особых чувств рассказ не вызвал. Скучно.
   P.S. "Черная кудря"? Хе-хе...
  
  

Чваков Д. Жуки Господни

   Ну, от этого автора стоило ожидать и большего, а так очень средне, ничего выдающегося. Плюс к этому и неясности с жанром: это то ли серьезная социальная фантастика, то ли сатирическая космоопера. Причем переход от одной к другой совершенно не очевиден и непонятен. И, к тому же, нагромождение сущностей не идет в плюс к этому рассказу. Все можно было сделать и куда как элегантнее. А так -- ничего особенного, хотя на общем уровне финала очень даже неплохо.
  
  

Шауров Э.В. Отпетые ксенофилы или концепция контрацепции

   Неудачное название для довольно-таки удачного и интересного рассказа, несмотря на выбранную тему. Хотя, с другой стороны, чем не вариант взаимоотношений между различными разумными видами? Так или иначе, но это, пожалуй, был первый рассказ за весь финал, который я прочитал с искренним интересом. Было весело, забавно и достаточно оригинально. Как по мне, то автор достоин десятки.
  
  

Шишкин И.Л. Искусство требует жертв

   Почему автор думает, что первобытные люди разговарили, как недоразвитые дебилы? Конечно, ему хотелось передать какой-нибудь колорит, но от этого приема рассказ только проигрывает, а диалоги порой делаются почти нечитаемыми. И во-вторых, палеолит и неолит разделены мезолитом. И неолит -- это далеко не время бронзы. Это все еще каменный, хотя и достаточно развитой. Мне рассказ напомнил старый фильм "Миллион лет до нашей эры", где качки и блондинки в элегантных костюмах из искусственных шкур сражались с кукольными динозаврами. Все слишком наивно и явно отстает от уровня современных знаний о каменном веке. Но, в целом, - зачет.
  
   Ну, вот и покончил я с финалом конкурса "Свободное творчество-2013. Вторжение". Что я могу сказать? Слабо, для финала любого конкурса -- это откровенно слабые рассказы. Из двадцати одного рассказа лишь два-три дотягивает до финального уровня. Остальные очень проходные, безыдейные рассказы, порой даже и рассказами их можно назвать с трудом. По сравнению с прошлогодним финалом -- это явный регресс. Почему так? Остается лишь догадываться. Или общий уровень понизился, или... Я не знаю, и выводов делать не собираюсь. Так или иначе, это не то, что я бы хотел увидеть в финале. Но всем спасибо, и до скорых встреч. И настоятельная просьба не обижаться -- я все-таки просто читатель.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"