Аннотация: Внимание! Это ознакомительный текст! Пользоваться учебником можнео ТОЛЬКО в формате EXE или PDF! Обращайтесь - anlukjanov@mail.ru, с удовольствием вышлю.
Автор посвящает написанный им учебник
"Всемирная история для школьников"
памяти своей матери Валерии Ивановны Лукьяновой
Данный учебник является модулем единого цикла "Всемирная история для школьников". Он служит органическим продолжением пропедевтического курса "Рассказы Клио" для начальной школы, но рассчитан и на самостоятельное использование его учащимися школ и гимназий, стремящимися углубить свои знания.
Внимание! В связи с участившимися недоразу-мениями автор вынужден подчеркнуть, что учебник при-меняется на первом году обучения истории.
Учебник может быть также применен и для само-образования. Однако, автор настоятельно просит преподавателей не использовать фрагменты учеб-ника в "усеченном" виде, не пытаться "усовершен-ствовать" его, не применять для обучения школьни-ков более младшего или старшего возрастов. Тща-тельно отлаженный именно для первого года изучения истории в школе, методический аппарат учебника совер-шенно исключает такого рода "новаторство" и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет к его падению.
Автор просит учителей по всем вопросам обра-щаться за консультацией лично к нему и готов оказать любую помощь.
Автор дает свое разрешение издательствам и частным лицам на свободное тиражирование и распро-странение настоящего учебника как в печатной, так и в электронной форме, как на коммерческой, так и на не-коммерческой основе в течение текущего учебного года. Письменное уведомление об этом владельца авторских прав является обязательным. Никакое нарушение со-держательной и оформительской целостности учеб-ника, без ведома и прямого согласия владельца автор-ских прав не допускается.
С откликами, вопросами и замечаниями автору, а также по вопросам использования данного учебника об-ращайтесь непосредственно к автору: anlukjanov@mail.ru
А.Н. Лукьянов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рассказ 1 Что такое история и для чего ее изучают в школе? 5
Рассказ 2 Работа юного историка 7
Рассказ 3 Изучение истории в прошлом и настоящем 10
Рассказ 4 Немного об исторических источниках 13
Рассказ 5 Письменные документы 15
Рассказы 6-7 Археология 18
Рассказ 8 Другие отрасли истории 25
Рассказ 9 Календари и счёт лет в истории 28
Рассказ 10 Жизнь на земле до появления людей 31
Рассказ 12 О животных - наших предках 35
Рассказ 13 Между животными и людьми 37
Рассказ 14 Развитие первых людей 40
Рассказ 15 Борьба наших предков с природой 43
Рассказ 16 Жизнь и труд наших далёких предков 46
Рассказ 17 О человеческом стаде 48
Рассказы 19-20 Что такое сознание? 52
Рассказ 21 Возникновение людей разумных разумных 59
Рассказ 22 Складывание разных рас и языков 62
Рассказ 23 Среднекаменный век 66
Рассказ 24 О родовых общинах 69
Рассказы 25-26 Первобытное искусство 72
Рассказы 27-28 Первобытная религия 78
Рассказ 29 Новокаменный век 84
Рассказ 31 Возникновение земледелия 87
Рассказ 32 Возникновение скотоводства 91
Рассказ 33 Открытие и использование металлов 95
Рассказы 34-35 Расселение индоевропейцев 98
Рассказ 36 Медный век на территории нашей страны 103
Рассказ 38 Знания наших предков 109
Рассказ 39 О древнейшей письменности 112
Рассказ 40 Мораль - правила жизни 114
Рассказ 41 Бронзовый век 117
Рассказ 42 Племена Европы бронзового века 120
Рассказ 44 Племена Азии во 2 тыс. до н.э. 123
Рассказ 45 Родовые общины распадаются 128
Рассказ 46 Соседские общины 130
Рассказ 47 Возникновение неравенства в обществе 132
Рассказ 48 Начало войн 135
Рассказ 49 Знать и простолюдины 138
Рассказ 50 Складывание классов 140
Рассказ 51 Борьба классов 142
Рассказ 52 Возникновение государств 144
Рассказ 53 Железный век 146
Рассказ 55-56 Этих народов больше нет 149
Рассказы 57-58 О восточной цивилизации 158
Рассказы 59-60 Об античной цивилизации 164
Рассказы 61-62 Об европейской цивилизации 169
Рассказ 63 Что вы узнали за год? 174
Уважаемые ребята! В этом учебном году вы начинаете изучение новых учебных дисци-плин, которых не было в начальной школе. Одна из них называется историей. История будет со-провождать вас в течение всех дальнейших семи лет учебы.
Очень надеемся, что история увлечет мно-гих из вас, научит понимать мир, объяснит неиз-вестное. Будем рады, если вы не ограничитесь учебником и будете читать другие книги по исто-рии.
Автор и редактор учебника " Первобыт-ность "
Введение в историю
Рассказ 1 Что такое история и для чего её изучают в школе?
Вопросы и задания:
1. Какие книги вы читали о прошлом нашей страны и других стран? Какие кино-фильмы и телепередачи смотрели? Что вы слышали об истории?
2.Попробуйте ответить, что изучают историки. Для этого вспомните, что говорил на уроке учитель и внимательно прочтите этот рассказ.
1. История - наша общая память
Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспо-мощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт.
Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в 1941-1945 го-дах шла кровопролитная Великая Отечественная война. Но ведь вы ро-дились намного позднее. Откуда же вам известно об этом? Из истории. История-это память всего человечества о своем прошлом.
2. Что изучает история?
Представьте, что найдены окаменевшие кости какого-нибудь древнего зверя, который жил на земле много тысяч лет назад. Заинтере-сует ли эта находка историков? Нет. Ведь по этим костям ничего нельзя узнать о жизни древних людей. Однако, если кости этого животного найдены вблизи от золы древнего костра, если они разбитые и обгоре-лые, значит зверь стал добычей охотников далёкого прошлого. А это важно для ученых - историков. Ведь такая находка рассказывает о про-шлом человечества. Запомните: история изучает не всякую древ-ность, не любое прошлое, а только то, что связано с жизнью людей. Историки изучают те времена, в которые на Земле жили люди, то есть с трех миллионов лет назад по вчерашний день.
3. В истории - много разделов
Можно написать, например, историю техники и рассказать, как люди вначале пользовались дубинами и каменными ножами и как потом изобрели простые инструменты, а позже - сложнейшие механизмы. В истории одежды можно показать, как изменялась мода из века в век. Ис-тория войн сообщит, когда и почему одни страны нападали на другие. Значит, история есть у всех вещей и у всех человеческих дел? Разуме-ется, есть. И ее надо знать.
Написаны также истории отдельных стран: Англии, Бразилии, Венгрии и многих-многих других. История нашей Родины знакомит с тем, как наши предки защищались от набегов врага, строили города и поселки, расширяли пределы могучей державы, заселяли тайгу, степь, горы. И все же не забывайте, что история Родины - только часть все-мирной истории! Ведь и русские, и китайцы, и арабы, и австралийцы - жители одной планеты Земли. Да, у каждого народа есть своя неповто-римая интересная история, но она тесно связана с историей соседних народов.
4. Для чего нужна история?
Невежды иногда спрашивают: "Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, со-здают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?" Это неверно. Никто не спорит: невоз-можно жить без разных наук и без техники. Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо переда-вать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показы-вает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. Запомните: история учит правильно, грамотно рассуж-дать и понимать все, что творится в мире.
Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением отно-сится к другим народам. Запомните: история воспитывает достой-ных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.
Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бо-га. Однако они не могут согласиться с религиозными заблуждениями, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от религиозных заблуждений, не обижая при этом верующих людей.
История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур. Можно с удовольствием смотреть на древний дворец и восхищаться им, даже не зная, кто и когда его построил, кто в нем жил. Но, если знать это, чувство радости и гор-дости будет еще сильнее. Запомните: история учит понимать пре-красное, умное и доброе искусство.
5. История сражается за правду и справедливость
В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их вла-дычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Уче-ных арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на ко-страх. Отчего же?
Дело в том, что таким правителям нужны очень послушные ра-бочие, слуги, солдаты. Владыки мечтают, чтобы люди, словно механи-ческие роботы, послушно выполняли любые повеления, верили любой лжи. Трудящимся положено покорно выполнять все приказы и не ду-мать над вопросами: "Почему нет справедливости? Почему власть не принадлежит народу? Почему честные люди проводят дни в непосиль-ном труде и в нищете, а негодяи - в роскоши и безделье? Кто обманыва-ет и угнетает народ?" А настоящий ученый-историк говорит правду. Он честно отвечает на вопросы и ненавидит обман. Вот почему правда о прошлом так ненавистна тем, кто грабит и притесняет трудящихся.
Запомните: история не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся по-нимать настоящее и улучшать будущее.
6. История интересна и увлекательна
Тому, кто заинтересуется историей, откроются удивительные дороги в прошлое. Встретятся и трудности, но как радостно их преодо-левать! Поставьте перед собой большую цель. Например, совершить открытие в истории. И не думайте, что это вам не по силам. Для тех, кто упорно трудится, нет ничего недостижимого. Но не рассчитывайте на легкий успех, победа приходит лишь к тем, кто за нее борется.
Раскроем секрет - автор этого учебника завидует вам. В этот сен-тябрьский день вы впервые вступаете в чудесный, интересный и таин-ственный мир исторической науки. У вас все впереди. Сколько удоволь-ствия вы получите, узнавая множество интересного! Счастливого путе-шествия по великой стране Истории!
Рассказ 2 Работа юного историка
Вопросы и задания:
1. Внимательно прочтите рассказ и приготовьте принадлежности, которыми буде-те пользоваться. Ничего не забыли?
2.Перелистайте учебник и просмотрите, из каких разделов и рассказов он состав-лен. Обратите внимание, на какие части разделен каждый рассказ.
3.Чем этот учебник отличается от других учебников, которыми вы пользуетесь в школе и дома? А чем он похож на них?
1. О ваших учебных принадлежностях
Рабочий на заводе, крестьянин в поле, инженер в лаборатории и космонавт на звездном корабле пользуются разными инструментами, приборами. Ваш труд - учеба. Здесь тоже не обойтись без нужных "ин-струментов".
На столе должно быть только то, что потребуется на уроке исто-рии и ничего лишнего:
- ручка и карандаши разных цветов (никаких фломастеров!);
- дневник;
- учебник;
- хрестоматия (если это нужно);
- общая тетрадь в клетку или (это гораздо лучше!) особая рабо-чая тетрадь по истории;
- а также то, о чем скажет учитель.
Для юного историка очень важно, чтобы в тетради был полный порядок. Она должна быть обернута и подписана так, как объяснит учи-тель. Работу в тетради начинайте с даты. Не забывайте о полях. Ника-ких ненужных рисунков и посторонних записей не делайте. В конце тет-ради можете оставить 1-2 странички для словарика незнакомых слов и пометок. Никогда не вырывайте листов из тетради! Для этого у прилеж-ного ученика есть черновик. Запомните: история, как и всякое позна-ние, не терпит неаккуратности.
Учебник
Рабочая тетрадь
Хрестоматия
Видеоуроки
2. Берегите время!
Собираясь в школу, проверьте, все ли на месте, не забыли ли вы чего-нибудь. Ведь если вы будете просить друг у друга забытую вещь на уроке, возникнет шум и потеряется драгоценное время. Каждую ми-нуту надо беречь. Отвечайте обязательно с дневником и тетрадью. Без разрешения учителя не подсказывайте и не дополняйте ответ товарища. Не надо никому мешать непрошеной подсказкой. Если заметите неточ-ность в чьих-то словах, запишите их, потом поправите говорившего.
Учитесь слушать других и говорить. Ваш ответ должен быть четким. При ответе смотрите на учителя и на класс, а не в угол, держи-тесь спокойно. Если стоите у карты или таблицы, становитесь к ним правым боком. Показывая что-то указкой, держите ее в правой руке, чтобы спиной не заслонять то, что показываете.
Запомните: каждую сбереженную вами минуту учитель ис-пользует, чтобы рассказать и показать что-то интересное.
3. Как обращаться с учебником
Учебник разделен на части. Откройте оглавление и посмотрите: он состоит из шестидесяти четырех рассказов. Первые девять рассказов названы "Введение в историческое знание", а следующие называются "Возникновение людей", "Первобытное общество", "Переход к циви-лизации". Некоторые рассказы как бы "пропущены" здесь. На самом деле они помещены в отдельном, дополнительном учебнике: "Всемир-ная история для школьников. Краеведение".
Каждый рассказ посвящен отдельному важному вопросу истори-ческой науки. Рассказ разделен на отдельные разделы. Сейчас вы рабо-таете с разделом номер три.
Прежде, чем начать пользоваться "Рабочей тетрадью по истории первобытных времен", вначале внимательно прочтите советы по ее ис-пользованию. Выполняя задания в "Рабочей тетради", вы всегда сможе-те заработать много отличных оценок.
Читайте учебник не спеша. Не пробуйте запоминать все наизусть, поймите самое главное. Обращайте внимание на текст, вы-деленный жирным шрифтом, а также помеченный значком с восклица-тельным знаком. Когда учитель объяснял на уроке эту тему, вы делали в рабочей тетради записи и рисунки. Вспомните их. Это поможет вам по-нять прочтенное на страницах учебника.
Не забывайте и о том, что к данному учебнику созданы особые видеоприложения для просмотра на компьютере или телевизоре. Поль-зуясь ими в школе и дома, вы сможете узнать еще больше.
4. О чёткой и правильной речи
Нередко школьники жалуются: "Об этом я знаю, а вот рассказать не умею". Очень плохо! Свою речь надо строить так, чтобы рассказ был не только безошибочным, но и увлекательным, чтобы вас слушали с интересом.
Уже давным-давно люди поняли, как важно правильно говорить, и даже создали целую науку о произнесении речей. А есть ли правила речи для юного историка? Это не секрет, вот они:
-Говорите просто и понятно. Если вы узнали где-то новое сло-во, но не поняли, что оно означает, спросите у учителя. Не употребляй-те слов, не зная их смысла.
-Говорите кратко. Не засоряйте своего сообщения лишними словами, которые мешают вас понять. Подчеркивайте интонацией самое главное, на что слушатели должны обратить внимание.
-Говорите связно. Каждое предложение в вашей речи должно быть связано с тем, что вы сказали раньше, и с тем, что вы скажете по-том. Не перескакивайте с одного вопроса на другой, не торопитесь. Но и не затягивайте ответ.
-Говорите точно. Всегда называйте людей по именам, города - по названиям. Старайтесь не пользоваться вместо них словами "он" и "этот", чтобы не возникло путаницы.
5. Правила рассуждений
Когда вы поставили перед собой цель и начали работу, не отвле-кайтесь и доведите ее до конца.
Во-первых, хорошенько запоминайте все, что вы прочли в кни-гах или услышали на уроке. Записывайте самое главное, собирайте ил-люстрации и, с разрешения учителя, помещайте в тетради. Постоянно ищите и накапливайте новые знания.
Во-вторых, делайте выводы. У юного историка должно быть собственное мнение обо всем, что он узнал.
В-третьих, не держите свои выводы в секрете. Обсуждайте их с товарищами, рассказывайте о своих мыслях. Спорьте с тем, кто, по ва-шему мнению, не прав. Ведь старая пословица говорит, что в спорах рождается истина. Только даже в самых горячих спорах будьте вежливы и не обижайте собеседника!
Рассказ 3 Изучение истории в прошлом и настоящем
Вопросы и задания:
1. Какими были знания о прошлом у первобытных людей?
2.Почему на протяжении многих столетий трудящиеся не могли знать истории своей страны и соседних государств?
3.Что вы узнали о современной истории и об историках?
1. Устная история в глубокой древности
Обучение в древнейшие времена. Рисунок совре-менного художника
Как вы уже знаете, предки всегда должны передавать свой опыт потомкам. Конечно, в глубокой древности у людей не было таких больших знаний, как сейчас. Но свои скромные знания они также пере-давали детям и внукам. На примерах из прошлого молодежь воспитыва-ли храброй, честной и трудолюбивой. Юноши готовились стать ловки-ми и отважными охотниками, а девушки - умелыми хозяйками.
Но первобытные люди не умели писать. Объяснить молодежи историю предков можно было лишь устно. Дети древних охотников за-учивали наизусть длинные песни, обучались танцам, рассматривали ри-сунки на стенах пещер.
Первобытные люди считали, что боги создали Землю, заселили сушу зверями, а воды - рыбами. А потом будто бы от животных, рыб и птиц произошли люди. В охотничьих танцах юноши подражали повад-кам зверей, которых считали своими предками. В песнях пели о давних подвигах богатырей, охотников и воинов, о славных предводителях. Это были интересные и увлекательные рассказы. Некоторые из древних ска-заний и легенд дошли наших дней и очень дороги современному чело-веку.
Устные истории со временем забывали, искажали. Правдивые воспоминания сменялись выдумками о богах, чудовищах. Поэтому за-помните: древнейшие сказания нельзя назвать настоящим истори-ческим знанием.
2. История ставшая письменной
Прошли тысячелетия. Были изобретены буквы, появилась пись-менность. Самые важные события стали записывать, чтобы они не забы-вались. Народы стали лучше помнить собственное прошлое. "Отцом исторической науки" называют древнего греческого писателя Геродо-та. Он жил 2500 лет назад, объездил почти все известные ему страны, описал их природу и народы. Свое сочинение Геродот так и назвал: "История". Потом появились и другие книги о прошлом. Их стали со-бирать и образовались целые библиотеки. В городе Александрия, например, было хранилище с десятками тысяч сочинений.
Надпись на глиняной табличке. Позднее вы узнаете, о чем говорит этот рисунок современного худож-ника
Геродот. Древнее изображение
Не каждый в древности мог научиться читать и писать. Для жен-щин это считалось необязательным. Не учились дети бедных крестьян. Ведь учеба требовала денег для уплаты учителям, свободного времени для занятий. А дети простых тружеников с утра до вечера помогали ро-дителям в их нелегком труде.
Летописец. Картина современ-ного художника
Лишь немногие образованные люди писали и читали историче-ские сочинения. Разумеется, не все искажали истину, но было и такое. Многие историки в своих сочинениях защищали власть королей и кня-зей, оправдывали преступления правителей.
Самые важные события каждого года историки вносили в лето-писи. Все летописи вели служители церкви. То, что происходило в про-шлом, церковники чаще всего объясняли "божьей волей". Это не позво-ляло понять подлинные причины исторических событий. Летописи рас-сказывали о войнах, строительстве новых городов, наводнениях и зем-летрясениях, но почти ничего не сообщали о жизни простого народа. Богатых и знатных чаще всего описывали честными и благородными, а бедных почти всегда изображали злобными, жадными и трусливыми.
3. История в новые времена
Положение изменилось, когда люди научились печатать книги на станках тысячами штук. Книги стали намного дешевле, их начали поку-пать не очень богатые люди.
Первыми серьезными историческими сочинениями в нашей стране, вышедшими в печатном виде, были труды М.В.Ломоносова.
Столетием позднее изобрели железные дороги, пароходы, элек-тростанции. Управлять сложной техникой могут только грамотные и образованные люди. Поэтому в разных странах возникли школы, ин-ституты и университеты. Там изучали не только технику, математи-ку, химию, но и историю, литературу, искусство. Ученые совершали важные открытия, писали большие исторические сочинения. Правитель-ства различных государств не жалели денег на изучение прошлого, они понимали, как нужна история. В это время в России жили и работали такие выдающиеся историки, как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев и многие другие.
М.В.Ломоносов
Н.М.Карамзин
С.М.Соловьев
В.О.Ключевский
Обложка учебника, изданного в 1959 г. Обложка учебника, изданного в 2006 г.
В 1900 г. в столице Франции Париже произошла встреча истори-ков всего мира. Они договорились один раз в пять лет собираться и об-суждать самые важные открытия, сделанные в истории. С тех пор и до наших дней происходят такие встречи, которые называются конгресса-ми историков.
4. Изучение истории в нашей стране после 1917 года
К сожалению, в нашей стране судьба науки оказалась тяжелой. В октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков. Её возглавлял В.И.Ленин. Началась война. Родину постигли голод и разруха. Многие историки, опасаясь за свою жизнь, уехали за границу.
Потом во главе партии большевиков и нашего государства ока-зался И.В.Сталин. Он считал, что может обращаться с наукой, как за-благорассудится. Сталин давал историкам указания и распоряжения, как им следует думать и работать. Чаще всего это приводило к заблуждени-ям и ошибкам. А тех, кто осмеливался возражать и высказывать другие мнения, наказывали.
Любая книга, написанная историком, должна была восхвалять мудрость партии и ее вождей - Ленина и Сталина. Советская историче-ская наука переживала трудные годы.
Тяжелый удар по историческому знанию нанесла Великая Оте-чественная война (1941-1945). Профессоры, студенты, учителя оста-вили любимое дело и с оружием в руках защищали Родину. Многие ге-роически погибли в боях. В окруженных врагом городах ученые умира-ли от голода, пуль и бомб, но спасали музейные коллекции. Тогда не печатали ни одного исторического журнала, ведь не хватало бумаги. И только после Победы научная жизнь понемногу возродилась.
Но еще долго историческое знание не могло развиваться в пол-ную силу. Над многими очень важными вопросами ученым не разреша-ли работать. Тысячи документов были недоступны ученым. Конечно, и в это время историки трудились, не покладая рук, однако сделали меньше, чем могли бы.
В 1991 г. нашу Родину уничтожили и разделили на части. Стра-ну сделали отсталой и нищей. Остановились и превратились в развали-ны заводы. Опустели и заросли сорняками поля. Ослабла и исчезла ар-мия. Школы и науку привели в полнейший упадок, последние учителя и исследователи прозябают в бедности.
Как видите те из вас, кто захотят стать историками, изберут для себя интереснейшую, но и труднейшую профессию. Перед вами - непо-чатый край работы. Быть может, вы сможете восстановить могучее Отечество в былых границах и вернуть ему прежнее величие. Возмож-но, именно вы станете основателями новой отечественной науки, науки 21-го века, в том числе - истории!
Рассказ 4 Немного об исторических источниках
Вопросы и задания:
1. Что такое исторический источник? Какие источники вам известны?
2.Расскажите о работе музеев и архивов. Посетите областной краеведческий му-зей и подготовьте рассказ о том, что вы увидели.
3. Для чего создаются школьные музеи? Есть ли музей в вашей школе? Если музей еще не создан, каким бы вы хотели его видеть?
4. Для чего собирают личные коллекции?
1. Каковы исторические источники?
Работа историка очень увлекательна и сложна. Он не только вос-станавливает прошлое, но и рассказывает другим о прошлом. Все начи-нается с изучения документов и восстановления вещей, созданных предками.
Как могучая река сливается из вод тысяч родников и источников, так и в наших знаниях о прошлом слиты знания из тысяч исторических источников.
Запомните: историческим источником называется все, что создано нашими предками и что может рассказать об их жизни. Найденный в земле старинный меч, древняя рукопись, старая монета, документальный фильм - все это исторические источники. Историки изучают их и как бы переносятся в прошлое.
Ученые разделили исторические источники на группы:
Археологи-ческие - различные вещи, обна-руженные под землей и водой Письмен-ные - пись-ма, надпи-си, книги, документы
Устные - сказки, по-словицы, устаревшие слова
Звукозапись - грампла-стинки, магнито-фонные и компьютер-ные записи Зритель-ные - ри-сунки, кар-ты, фото-графии и слайды, ки-но- и ви-деофильмы
Одни из этих источников появились давно. Другие, такие как ки-но- и видеофильмы, возникли недавно. Одни созданы при помощи тех-ники, другие - вручную. Но все сберегают память о прошлом.
2. Музеи и архивы
В столицах разных государств есть большие музеи. Много их в Москве. В каждой области есть областной краеведческий музей.
Определите, экспонатом какого музея является эта машина. Что это?
Ватиканский музей в Риме. Фотографии автора учебника
Словом "музей" в древности обозначали место, где будто бы жили богини искусства - музы. Там собирали лучшие картины и укра-шения, статуи и вазы. Позднее в музеях стали хранить различные ста-ринные вещи. Самый знаменитый музей нашей страны - Эрмитаж в Петербурге. Всемирно известны французский музей Лувр и итальянский Ватиканский музей. Запомните: музеи - это места, где хранят ис-торические источники, показывают всем желающим, изучают их.
Есть литературные музеи, где хранится память о каком-либо знаменитом писателе или поэте, например, А.С. Пушкине. В музее тех-ники можно увидеть станки, машины, приборы и автомобили. В музее оружия собрано вооружение разных стран и народов. Все вещи, храня-щиеся в музейных залах, очень ценны для ученых.
Музейные вещи называют экспонатами. Экспонаты нуждаются в заботливом уходе. Если какая-то вещь начинает разрушаться, музейные работники восстанавливают ее. Такая работа называется реставрацией. Письменные документы тоже следует хранить в особых помещениях - архивах. Там поддерживают одинаковую температуру и влажность. Ра-ботники архивов следят за сохранностью письменных источников и бе-регут их, чтобы древние рукописи и книги не портились.
3. Школьные музеи и архивы. Личные коллекции
Юные историки вполне могут заняться музейной работой в своей школе. Рядом с нами живут те, кто честно трудился, защищал Отчизну, проявил в трудные дни мужество и героизм. Их рассказы и воспомина-ния, письма и награды, фотографии и личные вещи могут стать музей-ными экспонатами. В школьном музее боевой и трудовой славы будет храниться память о замечательных людях, вышедших из стен школы.
На экскурсии в музее можно будет познакомиться с судьбой учителей и родителей - достойных граждан Родины.
Многие ребята устраивают "домашние музеи", собирают кол-лекции старинных монет, книг, конвертов или других вещей. Коллекци-онирование - очень полезное дело, но и здесь есть свои правила:
1. Сначала решите, что именно вы будете собирать. Не пытай-тесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутае-тесь.
2. Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранно-го. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных.
3.Коллекция обогащает не кошелек владельца, а ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим. Собиратель - это настоящий знаток, он может по-мочь всем, кто обратится за советом.
Рассказ 5 Письменные документы
Вопросы и задания:
1.Как люди начали создавать письменные документы?
2.Подумайте, почему до наших дней дошло так мало письменных источников древнейшей поры.
3.Отчего письменные источники обязательно следует проверять?
1. Как возникли письменные источники
Первобытные охотники вначале просто рисовали то, о чем жела-ли сказать. По этим рисункам другие люди разгадывали содержание. Американские индейцы вязали хитроумные узлы на разноцветных шну-рах, обозначая слова и числа.
Узелковое письмо индейцев Рисунковая надпись из Сибири Современные китай-ские