Лукьянов Александр Николаевич : другие произведения.

Простой сложный (нужное подчеркнуть) поджанр Литрпг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Оговорюсь сразу - настоящие заметки не являются попыткой литературной критики. Их автор вовсе не намерен подвергать разбору достоинства и недостатки произведений Нам Хи Саня, Рэки Кавахары, Руслана Михайлова, Василия Маханенко или Дмитрия Руса. Речь не будет идти об очередной книжной новинке, о разрекламированном бестселлере в новорожденном и пока слабо известном поджанре фантастической литературы - ЛитРПГ. Это весьма краткие соображения о самом ЛитРПГ.

  Полная PDF-версия статьи ( сподстрочными сносками и иллюстрациями) расположена по адресу http://omsu.academia.edu/AlexanderLukianov.
  В этом варианте сноски не сделаны!
  
  Простой сложный (нужное подчеркнуть) поджанр ЛитРПГ.
  
  Оговорюсь сразу - настоящие заметки не являются попыткой литературной критики. Их автор вовсе не намерен подвергать разбору достоинства и недостатки произведений Нам Хи Саня, Рэки Кавахары, Руслана Михайлова, Василия Маханенко или Дмитрия Руса. Речь не будет идти об очередной книжной новинке, о разрекламированном бестселлере в новорожденном и пока слабо известном поджанре фантастической литературы - ЛитРПГ. Это весьма краткие соображения о самом ЛитРПГ.
  
  В современной мире всё большую популярность набирает киберспорт, возможно, в ближайшем будущем он получит больше приверженцев, чем футбол или бокс. В Корее, Японии и Китае регулярно проводят самые разные чемпионаты и состязания по компьютерным играм. Учреждают миллионные премии победителям, болельщикам предлагают тотализатор. Сложился даже теневой бизнес, когда, можно заработать реальные деньги, перепродавая виртуальные предметы, добытые в процессе игры.
  В наши дни уже живёт поколение, которое выросло на MMORPG-играх, поколение, которому хочется не только играть, но и читать об игровых мирах. А быть может и создавать свои собственные литературно-игровые вселенные.
  Было бы удивительно, если бы всё это не нашло литературного отражения. Как следствие - вышли в свет книги с аббревиатурой LitRPG на обложке. Некоторое время они издавались только на корейском и японском языках, потом начались переводы на английский. Позже появились переводы на русский в любительском формате.
  И вот, наконец, на литературную арену выступили отечественные авторы. Сейчас ещё трудно судить о том, какое будущее ожидает русское ЛитРПГ, но в том, что у него есть настоящее, сомневаться уже не приходится.
  "Прикольно. Раньше такого не читал :) Оценка: неплохо "
  
  
  1. ЛитРПГ - он такой...
  Хотя поджанр ЛитРПГ очень молод, с каждым годом количество его приверженцев стремительно растёт. Что вызывает самые противоречивые оценки.
  Часть эстетствующих литературных критиков видят в росте популярности поджанра упадок общей читательской культуры ("ах-ах, читают э т о , а не Лермонтова с Гоголем"). Не только Лит РПГ, но и фантастика вообще, как таковая, по их мнению "не литература" "ненастоящая литература", "квазилитература" и пр. Возможно, эта точка зрения имеет право на существование, если причислять к фантастике не только произведения А.Беляева и бр.Стругацких, но и продукцию множества западных и постсоветских отечественных деятелей коммерц-арта.
  Другая часть литературоведов, признавая право на существование фантастики как самостоятельного жанра, решительно отказывают ЛитРПГ-произведениям в принадлежности к этому жанру. По их мнению появление ЛитРПГ указывает на деградацию фантастики.
  И, наконец, некоторые литературоведы полагают, что ЛитРПГ следует считать оформившимся, отдельным и самостоятельным поджанром фантастики, имеющим полное право на признание, существование и развитие.
  К настоящему времени сложилось достаточно чёткое определение поджанра ЛитРПГ: это литературные произведения
  -описывающие как существующие компьютерно-игровые Вселенные, так и те, которых не существует в настоящее время или даже которые вообще не могут быть созданы;
  -моделирующие как теоретически вероятную, так и невозможную механику компьютерной игры, преимущественно MMORPG, то есть многопользовательской ролевой онлайн игры.
  Поэтому нельзя причислять к ЛитРПГ, например, многочисленные "фанфики", то есть литературные продолжения сюжетов компьютерных игр или дополнения к ним. Так, многочисленные "сталкерианы", появившиеся на свет после бешеного успеха игры "S.T.A.L.K.E.R.", никоим образом не могут быть отнесены к ЛитРПГ. Точно так же не имеют отношения к ЛитРПГ текстовые вариации на темы фэнтезийных игровых или фильмовых миров. И пусть искусственный, стилизованный под игровые или кинематографические образы антураж нас не смущает.
  Безусловно, ЛитРПГ чрезвычайно тесно соприкасается с произведениями в жанре фэнтези, а также с такими (также очень "свежими") стилями научной фантастики как стимпанк, дизельпанк или киберпанк, однако, во-первых, это совершенно не обязательно, во-вторых, в отличие всяческих "-панков" в ЛитРПГ непременно должны содержаться компьютерно-игровые компоненты, ссылки на информационные технологии. Уже существующие произведения в жанре ЛитРПГ обязательно вмещают в себе стандартные текстовые сообщения об игровых событиях или о развитии персонажа ("прокачке" его знаний, умений и личностных характеристик), а также об изменении состояния оружия, одежды, инвентаря, к примеру, каков ущерб от нападения, сколько накоплено очков опыта и пр.
  Вывод: поджанр фантастики ЛитРПГ сложился и его будущее должно определиться качеством произведений авторов, работающих в нём.
  
  2. ...сложный?
  Если Вы, уважаемый читатель решите испробовать свои силы в создании ЛитРПГ, будьте готовы к работе в стальных рамках строжайших правил, которые не могут быть нарушены. Вот они:
  Действие произведений в этом поджанре фантастики происходят в киберпространстве либо в наши дни, либо в недалёком будущем.
  Описание "происходящих сейчас" событий вызывает нарекания:
  -со стороны достаточно образованных читателей, упрекающих авторов в недостаточной проработанности миров, и "картонности" персонажей. При всём уважении к этой категории читателей настойчиво замечу, что и на первое, и на второе автор обречён жесточайшим каноном жанра. Автор просто не имеет права на нарушение этого канона. "Так и только так и никак иначе!"
  - со стороны прыщавого поколения пепси, генерейшн некст, тинейджеров-памперсоносцев, научившихся читать и болтать на игровом сленге, писать с ошибками и на этой иллюзорной основе считающих собственное мнение определяющим: -"Воображение идиота. С реалиями игростроя и MMORPG афтырь знаком еле еле на уровне "где то слышал". Рачелло даже по меркам "картохи". Тратить время не стоит вообще. Оценка: плохо "
  "В такое говно никто бы играть не стал. Даже в 12 лет. Оценка: нечитаемо "
  Перенос действия ЛитРПГ в ближайшее грядущее, как правило, позволяет автору "отмазаться", сославшись на фантастический прогресс игровых технологий там... в будущем...
  О субъекте (главном действующем лице) произведения.
  "Чтиво довольно нудное. Читал с перерывами, но так и не осилил. О том что фирма дарит прибор для игры - уже было, читал. Искуственный интеллект становится самостоятельным и восстает против создателей? Известно со времен Мэри Шелли 18 века. Сознание игрока навсегда остается в игре - описано десятки раз. Вобщем, автор сделал компиляцию, персонажам не хватает выразительности, бледные. Сюжету не хватает интриги, такой же бледный. Оценка: плохо "
  "Очень нудно. Мотивация гг нелогична. Типа оцифровался и давай всю новую жизнь в танчики играть. Куча роялей. Оценка: плохо "
  Безусловно. Несомненно. Разумеется. Конечно. Само собой. В силу всё тех же жёстких законов поджанра, стальных рельсов, сход с которых заканчивается крушением, сюжеты ЛитРПГ могут показаться (а, быть может, это действительно так?) однообразными. Они всегда основаны исключительно на взаимодействии игрока с игрой и другими персонажами -игроками-людьми и компьютерными НПС-геймерами. Строго говоря, произведение в поджанре ЛитРПГ - всегда однотипная история игрока, который проходит игру от самых низших уровней развития до вершин мастерства и высокого игрового статуса. Это продвижение осуществляется через преодоление препятствий, предусмотренных сюжетом игры.
  Варианты, разумеется, возможны, хотя их крайне мало.
  Главный герой погружается в игру:
  a) на время и основное действие делится поровну (не поровну) между "реалом" и "виртуалом";
  б) навсегда (умерев в "реале" и оцифровавшись в "виртуале").
  Герои ЛитРПГ-произведения соприкасаются в киберпространстве, причём
  а) черта между реально действительностью и виртуальным миром размыта;
  б) "реал" и "виртуал" очень чётко отделены.
  Если с формой литературного произведения определиться достаточно легко, то по с содержанием дела обстоят далеко не так просто. Существует несколько точек зрения на то, каким должно быть по содержанию литературное произведение для того, чтобы безоговорочно причислить его к поджанру ЛитРПГ.
  -ЛитРПГ произведением может быть исключительно сказочным по антуражу, где главный герой попадает в фэнтезийную игру "меча и магии" с драконами, гномами-эльфами, колдовством, талисманами и амулетами;
  -автору не обязательно ограничивать себя фэнтезийно-игровыми мирами, действие ЛитРПГ-произведения может происходить и в космосе (стиль киберпанк), и в симуляторе танковых боёв (стиль дизельпанк) и даже в мире технологий и образа жизни девятнадцатого века (стиль стимпанк). Более того, ЛитРПГ-повесть или ЛитРПГ-роман могут быть основаны даже на базе игры-шутера (DOOM, C.Т.А.Л.К.Е.Р), игры-стратегии (Civilization) или бытового симулятора(SIMs)
  Сразу обозначу собственную позицию: я - категорический сторонник второй точки зрения.
  Вывод: создать произведение в поджанре фантастики ЛитРПГ очень просто. Это под силу всякому вышеупомянутому памперсоносцу из шестого класса росиянской школы. Достаточно лишь соблюсти все жанровые (поджанровые) требования, вплетя в запрограммированную канву сюжета персонажей, списанных со своих знакомых..
  
  
  3. ...простой?
  Ой ли?
  Спору нет, действительно, практически каждый старшеклассник, овладевший навыками достаточного быстрого набора текста в "Word""е, может попытаться "слепить нетленку". И ведь лепят! Нет-нет, я исключительно и горячо голосую "за"! Пусть их пишут! Лучше уж такое времяпрепровождение, чем сосание пивных суррогатов из горла, курение "наркоты" и ночные конвульсии в барах и клубах. Пока что основная доля таких "произведений" сосредоточена на просторах интернетовского "самиздата". Но, увы, и на бумаге начинает встречаться всё больше "сляпанных на коленке" ЛитРПГ-повестей и даже ЛитРПГ-романов. Они, увы, созданы на достаточно низком художественном уровне, изобилуют чудовищными (как этого добиться в Word'e, норовящим исправить ошибки, не представляю) и пользуются спросом, в основном, у непритязательной подростковой же аудитории, интересующейся исключительно компьютерными играми.
  Тогда как же выделиться на общем, цвета мокрого асфальта фоне? Как снискать если не славу, то некоторую популярность?
  Вариант первый. Для гениев. Вместить силой своего дара в ЛитРПГ-произведение некую философскую суперидею, гиперконцепцию, мегатеорию которая потрясёт мир. Теоретически это возможно, но лично я, ни разу даже не сидевший с гением на одном диване, не взялся бы за подобное...
  Вариант второй. Для талантов. Описать то, что никто ранее не описывал. К примеру, что происходит с оцифрованным человеческим сознанием? Каким оно становится в недрах машины. Явно не таким, как наше. Но каким? Рискнете вообразить и изобразить?
  Вариант третий. Для образованных и обладающих чувством вкуса и меры. Оставаться в рамках поджанра, но писать в собственном авторском стиле, правильным русским языком. Я бы попробовал... без какой-либо гарантии успеха...
  -"И всё?! -возмущенно воскликнете вы. -Всего лишь грамотно написать?"
  -"Просто?! -возмущенно отвечу я. -Всего лишь?! В теперешние окаянные дни постсоветской безграмотности - уже сложно, колоссально сложно..."
  "...Качество рисунков ужасное, но язык, хоть и суховат, но грамотный. Без особой глубины, так, для развлечения пойдет "
  "Как ни странно, но язык у автора очень приличный, с чувством юмора все в порядке. Гораздо лучше, чем тонны других "шедевров" в жанре ЛитРПГ. Предыдущий комментатор, ты сам-то не школота ли, судя по туповатому комментарию? Такое впечатление, что ты ожидал от этой повести глубины философских откровений, не меньше. Обычное развлекательное чтиво. Оценка: хорошо "
  Вывод: создать произведение в поджанре фантастики ЛитРПГ очень сложно. Это под силу только тому, кто безукоризненно владеет русским языком, умеет использовать все его богатства, сделав их основой собственного авторского стиля.
  "Книга явно удалась. Автору - уважение. Будем ждать проду. И почему обрывается в самом интересном месте? :-) Оценка: отлично! "
  
  
  4. "И чё"?
  И вот - Ваше произведение написано... В тысячный раз цитирую братьев Стругацких: "И наконец, "тройное правило", о котором все знают и которое всегда - в бесплодных поисках Mensura Zoili - забывают. НАДО БЫТЬ ОПТИМИСТОМ. Как бы плохо ни написали вы свою повесть, у нее обязательно найдутся читатели -- многие тысячи читателей, которые сочтут эту повесть без малого шедевром. В то же время НАДО БЫТЬ СКЕПТИКОМ. Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, многие тысячи читателей, которые будут искренне полагать, что у вас получилось сущее барахло. И, наконец, НАДО БЫТЬ ПРОСТО РЕАЛИСТОМ. Как бы хорошо, как бы плохо ни написали вы вашу повесть, всегда обнаружатся миллионы людей, которые останутся к ней совершенно равнодушны, им будет попросту безразлично - написали вы ее или даже не начинали вовсе. Dixi et animam levavi."
   "Вольфрамыч* /2015/06/13 10:50 / Эх, даже и не знаю как сказать. С одной стороны жалко, что раньше на эту замечательную вещь не наткнулся, а с другой... с другой... прочитал вот и обидно стало, что закончилась... Хотя, вроде там продолжение есть. Надеюсь, что есть. Перейду вот прямо сейчас на главную страницу автора, а там - вот оно - продолжение. Или погодить малость - вдруг нет его? Да уж, "не было печали"... Простое ведь дело - щёлк кнопкой мышки по ссылке и всё. Всё! ВСЁ! !!! Не-е, перекурить это дело надо. Кофием с сигаретой простимулировать. Что б без сучка. Это не реклама курения, нет, не подумайте - куренье вред, табак отрава и всё такое... А-а, ну к черту все эти бессмысленные колебания. Всё! /Щелк/ "
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"