Эллин Асгерд : другие произведения.

Ruhe in Gott

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья для журнала сумрачной эстетики R.I.P.

  Ruhe in Gott
  
  На строительство Петербурга пригнали толпы шведов, плененных в ходе Северной войны. Они быстро умирали на тяжелых работах, и хоронили их отдельно от православных, на далеком пустынном поле по древней Новгородской дороге, переименованной ныне в Лиговский проспект. Закапывали их неглубоко, и по ночам из соседних лесов на поле приходили волки, разрывали могилы, жрали трупы... И кладбище это прозвано было Волковским Лютеранским.
  
  Такова мрачная городская легенда. На самом деле Волковское (Волково) кладбище названо так по ближайшей деревни (хуторам при Александро-Невской Лавре), а та, в свою очередь, получила название от фамилии первопоселенцев в XVIII веке.
  И в 1756 году по указу Сената было основано кладбище для погребения бедняков - на правом берегу реки Волковки, а в 1773 - Лютеранское (или Немецкое) - на левом. К кладбищу вела улица с печальным названием Растанная, где была сосредоточена вся кладбищенская инфраструктура - мастерские для изготовления надгробий, лавочки для продажи венков и цветков, трактир "Расстанье" с залами для поминок и богадельня. По ней отправлялись в последний путь умершие. Их сопровождали родственники, друзья, сослуживцы - а при нехватки оных - наемные "горюны" (нечто среднее между плакальщиками и театральной массовкой; некоторые из них состояли в штате похоронных бюро, но большинство имело статус "свободных художников" и обитало в чайной на Малковом переулке (ныне - пер. Бойцова).
  Первое питерское иноверческое кладбище разрасталось быстро - там хоронили и лютеран, и католиков, и старообрядцев. В войну некоторые участки были заняты братскими могилами.
  Скажу честно, что более хаотических кладбищ я еще не видела. Мы с фотографом гуляли по лабиринту торжественных гранитных пирамид, скорбных мраморных статуй, покосившихся железобетонных и деревянных крестов, высоких деревенских оград, скамеек в стиле модерн, свежих песчаных холмиков, еловых венков, новогодней мишуры, обломков всего этого и просто провалов. В проходе между двух могил мы увидели зеленую табличку: "Зона таможенного контроля". Обошли.
  Здесь были похоронены знаменитый балетмейстер Мариус Петипа ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Раймонда" и т.п.), архитектор Джакомо Кваренги (Александровский дворец, Смольный и т.д.). Как и многие другие выдающиеся личности в последствии они были перезахоронены в некрополе Лавры.
  Туда же были перенесены и надгробия, имеющие особую художественную ценность. Например, чугунный юноша в форме офицера Семеновского полк, спящий на крышке саркофага - памятник Иоганну Христиану Рейсигу, умершему в 1837 году. Приведенная Н.А. Синдаловским легенда повествует, что двадцатидевятилетний "Иоганн, находясь в охране императора, заснул на посту. Проходивший мимо Николай I разбудил незадачливого гвардейца. Мгновенно очнувшись и увидев склонившегося над ним царя, офицер тут же умер от разрыва сердца" .
  
  Кладбище не кажется ухоженным, но от Смоленского Лютеранского его отличает малое количество вскрытых погребальных камер (в XIX веке большинство захоронений представляли собой склеповое сооружение, то есть общее подземелье, попасть в которое можно было, подняв одну плиту в полу надземного склепа, или, при отсутствии оного, под мемориалом). Хотя есть двойные могилы, есть эмалевые таблички "ЗКК".
  
  Проходя к выходу через совсем свежие участки я прочитала на каком-то гранитном обелиске немецкий синоним "Rest in peace" - "Ruhe in Gott".
  
  Notre Dame de Saint-Pétersbourg
  
  Как уже говорилось выше, петербургские католики изначально хоронились на том же кладбище. Но в 1856 году, через год после восшествия на престол, император Александр II удовлетворил давнишнюю просьбу столичной католической общины, и отдал под первое (и единственное) в Петербурге специальное римско-католическое кладбище землю на Куликовом полеЭ, где Санкт-Петербургские городские власти издавна приказывали хоронить жертв холерных эпидемий.
  
  На территории Санкт-Петербурга насчитывается 14 "упраздненных" кладбищ. Выборгское Римско-Католическое - из их числа.
  Здесь были похоронены художник Адольф Шарлемань, А. Бруни, лицейский товарищ Пушкина Константин Данзас - всего около 40 тысяч поляков, немцев, итальянцев и французов. За свою менее чем столетнюю историю Выборгское Римско-Католическое кладбище стало самым большим католическим некрополем России. Некрополем, который за пару десятилетий был полностью поглощен мегаполисом.
  
  Пасмурным весенним днем я шла по безлюдной промзоне за Финляндским вокзалом и боялась не заметить собора Девы Марии - чье разрушенное здание, по мнению Интернета, была единственным напоминанием о существовавшем здесь некогда кладбище. Но собор я заметила издалека - он смотрел на меня оконной фанерой своей восьмигранной колокольни, сквозь ветвистые голые тополя - как из-под челки. Строгие прямые линии, красно-желтая отделка стен. На руины костел совсем не походил. Побродив вокруг украшенного колючей проволокой забора, я нажала на звонок возле серых металлических ворот.
  "Студентка Исторического факультета", - протянула я свой студенческий приветливому мужичку, открывшему мне ворота, - "пишу об иноверческих кладбищах".
  Кладбищах? Здесь запчасти, а не могилы. Металлом есть, мусор, вон бомба с войны лежит - не хотите сфотографировать? Собор - да, часовня. Ее уже католикам передали, они скоро ремонт начнут. А там на неделе трубу горячую прорвало, все подземье затоплено. Ключи только от внешней двери есть, если подождете.
  Жду. Смотрю под ноги, на черный гумус кладбищенской земли. Лежит ли подо мною кто-нибудь? Француз, испанец?
  У основания расчерченной вертикальными гранями контрфорсов громадины высится гора гранитных обломков. Надписей на них не видно, но, скорее всего, это фрагменты надгробий. Единственное, что осталось.
  
  Кладбище было ликвидировано в 1918 году. По декрету Совнаркома "О кладбищах и похоронах" от 7 декабря 1918 года место упокоения петербургских католиков передали в ведение районного совета, который устроил там каменоломню. Плиты пилились на части, и так в городе появились знаменитые "могильные поребрики". Ими же мостились и набережные Невы, что вызвало скандал в1980-х годах, когда при ремонте дорог рабочие подняли эти плиты и увидели на них надписи готическим шрифтом.
  Говорят, что последнее надгробие еще стоит. Мальчики с автомобильной стоянки направляли меня с фотоаппаратом "вон за тот забор", а "за тем забором" огромный охранник печальным жестом указал на соседний. За соседним меня и встретил тот самый сторож, но он, как и все прочие, никогда никаких могильных памятников здесь не видел.
  
  Мы с ним вошли в храм. Построенный в 1856 - 59 годах по проекту Николая Бенуа собор Девы Марии был изначально кладбищенской часовней, и статус филиальной церкви при приходе церкви Св. Екатерины (что на Невском) получил лишь в 1879 году, после завершения строительства колокольни (так же по проекту Бенуа). В декабре 1898 года архитектор был похоронен под храмом в подземном склепе, рядом с усыпальницей католического духовенства. Но в подвал мне спуститься не довелось, ибо там, как меня и предупредили, прорвало трубу с горячей водой. Побродив немного по дощечкам-мосткам в клубах серого пара, я отказалась от идеи исследовать подземную часть храма.
  Сам Н.Л. Бенуа хотел построить католическую церковь в романском стиле, но после строительства колокольни (достигавшей высоты 40 м) костел обрел характерный неоготический вид. Даже сейчас, лишенная шпиля, базилика кажется "устремленной ввысь" (а не так ли звучит бытовое определение готики?).
  Поднявшись на чердак, я увидела полусферы обратной стороны церковного краснокирпичного свода, перекрытого жестяной двускатной крышей. Архитектор выбрал далеко не самый легкий способ строительства (хоть и не аутентичный, конечно).
  В башню ведет железная винтовая лестница. А потом еще одна, почти вертикальная, на смотровую площадку. Найдя пустое, не забитое фанерой, окно, я встала на цыпочки, желая сфотографировать панораму. И чуть тем самым не вызвала подозрений у сопровождавшего меня сторожа - зачем вам, девушка, завод сверху фотографировать? И правда, не зачем.
  Спустились. Множество боковых помещений индустриального вида, главный зал. Службы здесь в советское время велись довольно долго, до 1938 года. Собор регулярно пытались закрыть - и после процессии через весь город 30 мая 1918 года (в праздник Тела и Крови Господней), когда прихожане всех католических храмов соединились на Литейном проспекте и двинулись в сторону Выборгского кладбища. И после пожара 18 марта 1923 года, когда с трудом собрали пожертвования на восстановление. В 1938 году католическая община (на тот момент уже всего 1000 человек) была ликвидирована, еще через восемь лет храм был окончательно закрыт. Дальнейшая его судьба не отличалась от судеб сотен и тысяч православных церквей - склад картофеля, клуб чугунолитейного завода, лаборатория Агрофизического института.
  И вот - полутемный зал, пять рядов школьных стульев, справа - кафедра с проволочной решеткой, слева - верба. Престол, деревянный крест, ель. Церковь. Иноверческая.
  Первой службой, которую здесь отслужили, была поминальная месса о похороненных под стенами храма.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"