Люблю, блин, самиздатовские обзоры - за неравнодушие к результатам общего увлечения (следует читать - графомании), за помощь и насмешки, за понимание и отрицание - за всё, что движет автора к работе над словом и собой, кстати, тоже. Однако когда мнение так называемого крытега дополняется увесистым снобизмом, когда опорожнение извилин пытаются возвести в абсолют и придать ему форму борьбы за качество литературы, прихожу в ярость. Ну, пущай крытег топчет чьё-то вдохновение, плюётся огнём, изничтожает созданный мир сарказмом, лишь бы по делу и не теряя себя лично - такого же, как и все, графомана - в литературном пространстве. А то ведь можно увидеть и такие "перлы":
... я могу сказать о себе применительно к литературе: я вижу в чужих рассказах и романах то, как они сделаны, какими изобразительными средствами пользовался автор при их написании и насколько успешно. На меня не действуют трогательные слезодавилочки, не впечатляют спецэффекты в лихо закрученном по голивудскому образцу сюжете - потому что я знаю, как снимают те фильмы, которые неявно служат образцом для подражания для многих авторов. Вот и приходится морщить нос от самиздатовских опусов - собственно, я их последние года два практически и не читаю.
Ну Боже ж ты мой, "я вижу", "я знаю", а потому ничего "не действует" и "практически не читаю". Какого чёрта припёрлись на сетевой конкурс, где разместили свои произведения начинающие авторы, которым до бумажных книг, как до Луны на дирижабле? Вообще-то не побрезговали конкурсной аудиторией и опытные писатели, имеющие публикации. Значит, они работают, ищут, и сетевое состязание в помощь. А вам , мил человек, дорога прямо на Олимп, на тусовку небожителей. Там критерии истины, наверное, другие, а здесь, на СИ, по-прежнему ПРАКТИКА. Что ж вы сами не создали текст, прочитав который графоман-любитель охнет, схватится за голову и станет перечитывать, впитывая прекрасное, видя перед собой вечное? Согласна с теми, кто считает, что нужно учить умению видеть и ценить красоту. Но отталкиваясь именно от прекрасного, а не нагруженных дилетантскими сведениями мозгов. Думаю, что заявление - "...у меня здесь всё будет совершенно по-другому и многим может прийтись не по вкусу. Я предупредил"! - предполагает и то, что возможен ответ "не по вкусу". Так что автор обзора тоже предупреждён.
Итак!
Ну-ну...
Произведения третьей группы будут отсортированы в несколько тематических разделов по признаку, общему для попавших туда текстов. Те работы, что окажутся непохожими на другие, будут наказаны одиночеством - ну, то есть, останутся одни в своём ящике классификации.
Принципы сортировки и классификации, вестимо, из того же кладезя культуры и мысли, коим является сверхталантливая личность автора обзора. А что? Имеет право. Посмотрим.
Психически неуравновешенные герои
Как видно из названия, сюда попадают рассказы, главный герой которых имеет некие дефекты в психике. И произведения здесь следующие: "Карамель", "Танец" и "Оттолкнуться от дна". Три из двенадцати! Или 25%. Неплохой урожай душевнобольных, не правда ли?
Да, "урожай неплохой", но не рекордный. Вот если б все сто процентов, тогда было б здорово. Однако просматривается некий сарказм в измерении удава в попугаях душевнобольных урожаями. Думаю, г-н Микхайлов осведомлён о классических произведениях, героями которых были "скорбные душой" люди, о народных традициях по отношению к ним, о постулате современной психиатрии (грань между психическим здоровьем и недугом очень зыбкая), о том, что зарекаться не следует... Но мы имеем имплицитно выраженную позицию - таким героям не место в литературе. Если бы г-н крытег высказался лично о своём круге чтения, кто бы спорил. Однако снобизм толкает Микхайлова к неоправданным обобщениям.
Делая главного героя человеком психически нездоровым, автор во многом упрощает себе задачу - потому что внутренний мир такого персонажа можно населить любой фантастикой, а внешние проявления могут быть сколь угодно причудливыми и необычными - и это не вызовет у читателей ощущения фальши и неестественности (если, конечно, читателями не окажутся специалисты по психиатрии).
Упсс... Что ж вы такого худого мнения о читателях-то, уважаемый Микхайлов? Главное - не фантастика, не причудливость и необычность, на которые, по вашему мнению, покупается читатель-простец, а насколько живо, не картонно выписан персонаж. Или вы хотели бы, чтобы художественные произведения воплощали характер строго в соответствии с клинической картиной? Тогда зачем литература - читайте себе справочник практикующего психиатра.
Это первый недостаток - простота реализации, сравнимая с созданием умилительного, печально глазастенького щеночка в типичной слезодавилочке о том, как у тёти Клары разрывается сердце при виде бездомных животных.
Ой, ну до чего банально-то... По типичным слезодавилочкам только ленивый не потоптался. А вы попробуйте своим сверхзначимым текстом вызвать у читателя такую же бурю эмоций, да чтоб он, выйдя из зоны личного комфорта, стал лучше, отнёсся к миру с состраданием. Да чтоб ещё жизнь понял глубже и видел дальше собственного носа.
Второй недостаток такого персонажа - его нетипичность: психически нездоровый человек с поведением и мироощущением сильного отличным от нормы никак не может служить основой для рассказа о тех или иных аспектах жизни обывателя.
Да неужели? У вас что, все персы - ну не о типах же людей вы говорите - строго делятся на психически нездоровых и обывателей? А такое слово - "общечеловеческое" - слышали? И что значимость текста определяется не тем, о ком написано, а насколько высоко автор смог подняться в художественном обобщении?
И теперь, когда я объяснил эти две особенности психически нездоровых персонажей, рассмотрим конкретные произведения.
УХАХАХА! Это по поводу объяснения. Личное мнение читателя о тексте неприкосновенно. До той поры, пока он не сделает из него некое правило.
И знаете, Микхайлов, ваши обзоры могут существенно помочь авторам в работе над композицией и формой текста. Клянусь, не хочу обидеть, но ваш подход ко всем другим составляющим творчества напоминает поведение страдающего аутизмом ребёнка, который стремится систематизировать и упорядочить расположение вещей вокруг него и абсолютно не воспринимает эмоции, чувства других людей.