Львова Лариса Анатольевна : другие произведения.

Уж обнимите её поскорей...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Автор отзыва - читатель, тупо верящий, что раз читается, то это нужно. Без пользы и толку, но зато для души. А душа, как известно, узды не терпит. Резонирует иногда зацепившему тексту и бежит, если в неё тычут камертоном, накидывают узду, короче силком загоняют в рай каких-то литературных ништяков. Так и вышло с рассказом Александровой Е. А. "...Обнимает мои плечи...". Не увидела я нуар, неонуар. И даже постнуар. Обычная проза с уклоном в психологизм, из-за речевых особенностей и внимания к переживаниям ГГ наподобие тёмного леса - чем дальше, тем гуще. Её принято называть "чуйственной дефачковой прозой". Вместо сюжета - каша из частей реальности, мыслей, воспоминаний, любования переживаниями. А так же намёков на страшна важную, опасную работу; страшна важные, опасные личные качества ГГ (а как же - её поцелуи всё равно что выстрел из "чёрной вдовы"); страшна важное, опасное и сильна высокое положение если не во всём мире, то в какой-то организации. Нуар изначально замешен на социальных проблемах, его не подменить одной деталью - зассанной кошками деревянной развалюхой. Нуарный мир, в котором предстоит выживать герою, - дно, клоака, пропасть, мышеловка или западня, сеть, шторм, "тектонический разлом", наконец, война, но никак не болотце личных переживалок. Автор сам пишет в комментарии: "... это история обманутой женщины, обдумывающей планы мести и отказавшейся от этой самой мести, а может быть и отомстившей, но на свой лад. Потому что смерть, не самое страшное, что может случиться с человеком". Ну да... лохануться и задумывать мстю - это так нуарно! Несть числа такому "нуару" от дворцов до хижин. Только возникает вопрос: отчего же ГГ, имеющая в своём арсенале разные способы воздействия на человека, не проверила любовничка, с которым её связывают профессиональные отношения? И самое главное - отчего сведения о тайной семье ускользнули от "работодателей"? Отчего ГГ подставилась, забыла о признании про "женщину"? Великая люпофф? Нет, сам "момент истины" отодвинут на второй план, потому что в это время голове ГГ - мир очень больших денег и очень дорогих безумств. Увы, в реале ей остаётся только Зверь, увы, человек семейный. Скорее всего, ГГ упёрлась шаловливым передком в неизбежную преграду - критический возраст, когда любой мужчина, встретившийся на "безрыбье", лучше одиночества. " Я уважаю всех своих читателей, вне зависимости от количества дипломов в их шкафу, поэтому мой конкурсный рассказ специально написан так, чтобы быть эмоционально понятным любому, - пишет Екатерина Александровна. - И вы его тоже правильно поняли когда-то, и именно на эмоциональном уровне. И, да, рассказ пропитан чувственностью, именно потому, что влечение не нуждается в сознательной оценке. Есть символы, на языке жестов понятные каждому на бессознательном уровне. Обнаженная женская рука, сигарета, объятья, разрыв с мужчиной, намек на интимные отношения. Все это формирует вокруг героини определенную ауру..." Про уважение к читателю - ерунда, но об этом позже. Чувственности в тексте дофига, а за аурой не видно мира. Я и говорю - чуйственная дефачковая проза.
   Нуар вышел из кино, по определению имеет чёткий сюжет - центробежный или центростремительный, один хрен, но сюжет! И он непременно острый в том смысле, что включает неожиданности, действия, события на грани. И бытие героя - это тоже хождение по грани. Пусть сознания, снов, воспоминаний (хотя для этого есть другие жанры), всё равно предполагается чёткая картинка этого самого бытия. Для героя характерны имморализм, пессимизм, депрессия, он находится в глубоком внутреннем или внешнем конфликте, мучается дилеммами разного порядка. И опять же этот конфликт или дилемма должны быть видны - что в образе, что в сюжете. До событий в тексте не докопаешься, суть конфликта не ухватишь. Не нужно задвигать, что всяческие грани, конфликты и дилеммы присущи образу ГГ - в её голове всё изначально на местах: мужичка вернуть любым способом. Или хотя бы мир изменить, чтобы вернулся; а если не вернётся, то пусть умрёт. И все перетирания мыслей: кто виноват, убить или не убить - топтание возле единственного "столба", от которого одинокой брутальной женсчине отойти никак не возможно.
   Героиня явно офуела от специфики своей работы. Вот как она говорит про цель: "Информацию, которой можно взять человека за горло и не отпускать до тех пор, пока он, полузадушенный, в слезах и собственной блевотине не прошепчет затравленно "я готов на все". И как гордо, страстно это звучит в противовес всему усыпляющему тексту. Хотя неизвестно, что усыпляет: то ли отсутствие значимых для читателя элементов (смысл, сюжет, образы), то ли повторы-тавтологии-аллитерации, то бишь, по мнению автора, ритм. На миг ГГ вызовет жалость: ах, дом бы этой тётке, с мужем-хозяином, детками-утехой, бабского нехитрого счастья и покоя. Куда там! Ей подавай возможность "взять за горло", подчинить до прямого зомбирования (всё поведение ГГ и отсутствие его реплик в тексте), играть жизнью и смертью других людей. А что? Нуарно, кабы не "стоб"... Кабы власть над "миром" не являлась порождением свихнутого воображения - неважно чьего воображения.
   Итак, предполагалось убийство Зверя. Но слишком многое осталось за кадром. В частности, был ли то заказ самой ГГ, или Зверь где-то оплошал по роду занятий, и пришлось совместить приятное с полезным. Скорее - заказ, иначе зачем бы ГГ отправляться вместе со Зверем к дому, где живут его дети. Грохнуть незадачливого папеньку рядом c тайным семейным гнёздышком - очень атмосферно и символично: детЯм - подарки, мужику - пуля. Судя по суете ГГ вокруг пакета с подарками, приготовила его именно она, а не ещё более упоротый папенька, который, исходя из бесчисленных кивков вместо слов, имел душевную беседу с любовницей накануне. Что тоже осталось за кадром, а жаль, очень жаль неподсмотренного, неподслушанного "нуара". Далее - цветистый трип по былому и думам. А потом - быстренько, быстренько назад, к "столбу", сама виновата и ни..ёт! Не разузнала, не разрулила... подумаешь! Зато сейчас цап-царап любовничка, пока не одумался. Окурок в кровавые лужи, цветы липы к лицу - для демонстрации граней, детишек на швейцарские озёра (наверное, за счёт ГГ) в качестве положительного примера для отца, семья которого живёт в зассатой развалюхе. Хотя очень сомневаюсь, что дамы, пусть даже по работе бывающие в местах, "там, где среди телячьей кожи и палисандра меняют хозяев суммы с девятью нулями, там, где под кокаин ставят на кон "Эксельсиор", там, где на "Кристи" выкидывают бешеные бабки за банальную "черную вдову"*", с подобным мужиком-"валенком", удобным на все размеры и лево-правы ноги, будут якшаться.
   К читателю уважения не проявлено: в тексте тьма необщеупотребительных слов, туманных намёков, слишком многое нужно восстановить из весьма скудного контекста. Внимание постоянно спотыкается о "художественные достоинства" и плывёт мимо особо ценных, но с какого-то хрена зашифрованных смыслов. Если имеешь, что сказать - так говори! Восприятие буксует на странностях, к примеру, ГГ опускается в глубь кресла и позволяет алькантаре обнять себя. А если б не позволила "обнять себя", то что бы было? Да ничего, та же поза на мягком сиденье. Нет, нужно так сказать, чтоб "красивше" вышло. Этой алькантары - обивочной ткани - вообще в тексте перебор. Она у ГГ даже под кожей! Ну страсть как мягко, пушисто, элегантно!
   Я поняла, что была против воли втянута в рассуждения о рассказе, который не относится к интересующему меня жанру. Уж "обнять" автора поскорей, и адью! Хотя, учитывая речь, стоило обнять за шею, и покрепче.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"