Львова Лариса Анатольевна : другие произведения.

Обзор работ конкурса фантастического рассказа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Обзор работ, представленных на конкурс фантастического
   рассказа "Коза Ностра -5"
   и я, зажав в зубах свечу,
   сквозь звёзды в тернии лечу
   там наломаю дров и веток
   и вам сплету венок
   советов
   Жить-жуть, Даймар Сонни
   Сразу сформулирую позиции: 1)обзор читательский, не претендующий на определение художественной и эстетической ценности работ;
   2)суть обзора не означает высокую или низкую оценку в "Козе Лайт" (самая низкая в моём судействе - 5 , десятибалльных работ - 5).
  
   "Жертвы в песках", Naughty F.
   Желания и мечты. Где же они находят пристанище, где аккумулируется ментальная энергия, которую тысячелетиями продуцирует человечество? Наверное, в таких параллельных мирах, как в этом рассказе. Мир "Жертв в песках" существует вне времени, но в пространстве, которое организуется исключительно потребностями людей. Воплощение желания - суть фантастического допущения, органично вплетающегося во все элементы повествования. В принципе, это не новация в литературе, однако за исполнение чужих желаний героям предстоит заплатить своей жизнью. Они воспринимают свой переход в небытие как должное, без страха, размышлений и лишних эмоций. Ибо уверены в том, есть такой человек, который через год пожелает возвращения "выступившего". Герои связаны между собой узами прочнее любого родства и чувств, так как именно они являются залогом бытия любого из случайных членов этой общины. Делайте выводы, читатели, если хотите видеть мир, где "все люди братья". Вот так ненавязчиво в очередной раз развенчано одно из заблуждений человечества. Вслед за ним отправляется и свобода: это ярко показано в сцене попытки Дильмурата отправиться за границы мира. Невидимая цепь возвращает его обратно. Герои - рабы своих потребностей и одновременно жертвы чужих. Что там у нас осталось? Равенство? Казалось бы, герои без особых приоритетов существуют в своём мире. Однако они вершат свой суд над Френком, потому что его безумие может разрушить стабильность этого необычного мира, где они когда-то ощутили себя "вернувшимися". Ты равен другим, пока не разрушаешь систему устоявшихся связей. Разрушаешь - и сразу становишься внеплановой жертвой.
   Фантастически сбывающиеся желания делают героев неспособными отвечать за свои поступки, давать им оценку: они не хотят возвращения Миля, не желают появления новых членов общины, потому что придётся объяснять. Вот и возникает у ГГ мысль об их жизни: "...мы здесь удивительно гниём". Неважно, что у них сохраняются потребности рассуждать, спорить, заниматься музыкой, проявлять профессиональные навыки; очень скоро дармовые желания, исполненные за чужой счёт, убьют и остатки того, что составляет личность человека.
   Очень интересный вопрос: а кто же такая Ребекка, явившаяся из ниоткуда и очень честная потому, что всегда молчит и не требует для себя ни родителей, ни мороженого? Лично мне она кажется безмолвным, отрешённо-жестоким механизмом этого мира. Этакая стрелка инфернальных часов, указывающая кому получить желаемое, а кому за это заплатить. И этот механизм защищали герои, убивая Френка Миля, ставшего самим собой именно вследствие своего безумия!
   Об остальном говорилось в других обзорах. Обалденно интересный рассказ! ИМХО - художественная ценность созданного мира намного выше идейной.
  
   "Владыка Тумана", Клеандрова И. А.
   Изумительно красивый, с утончённым мастерством и изяществом выписанный мир. Вспоминается брюсовское: "...это мир очарований, это мир из серебра..." . Цветовые переливы, игра света, "мерцание" -то более ярко, то нежнее- деталей художественной реальности, пластика образов действительно завораживают. Удивительно, что в этом мире живописной экспрессии есть железная логика и глобальная мировоззренческая идея. После катастрофы (Чёрный полдень) мироздание раскололось на части. Одна из них - нищая безрадостная реальность, лишённая многих деталей прежней жизни (исчезновение котов - это ужас-ужас, так, автор?) Эти детали живут лишь в легендах, что отнюдь не украшает и не делает лучше реальность. В ней же - жалкие попытки создать хоть какие-то правила безопасности, держащиеся на запретах. Другая часть - волшебный, прекрасный мир, имеющий смысл и организацию потому, что есть хозяин - Владыка Тумана. Людям он кажется воплощением зла, самой смертью. Собственно, отсюда и строгие правила - от попытки защитить жизнь без радости и смысла, красоты и гармонии. Правила от страха, а не от знания! Однако именно в мире Тумана сохранилось после катастрофы бесследно исчезнувшее в реальности - гармония, умиротворение и... настоящая красивая сказка. Там среди прелестных цветов и исполненных тайных желаний живут дети, умершие для реального мира. А может, каждый, кто туда попадает, становится вечным ребёнком. Граница между мирами держится на добровольном выборе маленьких героев.
   Что символизируют эти части когда-то единого мира: мечту и реальность, волшебство и прозу обыденности, жизнь и смерть - абсолютно неважно. Автор даёт понять, что бытие неоднозначно, оно зависит от того, каким мы хотим его видеть, какие его грани мы примем за формообразующие элементы своего сознания. Маленького героя совершенно невозможно осуждать за сделанный им выбор. Раз увидев сказку, прикоснувшись к тому, чего в реальности давно нет, невозможно сделать шаг назад. Смерть в реале малышей, отправившихся за мечтой, - всего лишь метафорическое переосмысление окончательности сделанного выбора.
   ИМХО - гармония смысла и формы, а фантастическое допущение в каждом слове.
  
   "Морского неба звёзды", Чернышова Ната.
   Я читатель всеядный, читаю с одинаковым удовольствием и сказки, и треш. Но некоторые вещи - никогда и ни за что... После чтения рассказа остаётся впечатление, что меня по-крупному обманули: вместо фантастического допущения подсунули неперевариваемые рассудком схлопыватели и свёртыватели пространства (а не один ли хрен, схлопывать его или сворачивать?), космодесантницу с "боевыми рефлексами", медицинское клонирование. Это "допущение" не входит ни в идею, ни в характеры, даже частью повествования не является и кажется "инородным телом" в порции манной каши. Автор делает мир ещё более "достоверным", намекая на долгий и трудный путь человечества: а вот вам Старая Терра, вот вам новейшая история Земной Федерации, вот вам окончание Звёздных войн...А оно нам надо? В рассказе совсем не о том? Пространство какое-то выморочное, метеоры(!) так и шныряют в небе. Вместо конгруэнтной (э-э...цитируем великих) замыслу художественной реальности автор грузит читателя моралью. Причём через восприятие "андроидной" боевички, из благих высокоморальных целей взрывавшей планеты и непонятно для каких пристроенной к деткам.
   Детки мне нравятся в любом произведении, ничего не имею против Ляськи и Киплонктафьома Шакквальми. Родители их давно замирились, и чадам воевать не хочется. Очень логично, по-детски ... Десятилетняя Ляська знает о Вселенной то, что сегодня знает одиннадцатилетний школьник, изучивший "Естествознание", прогресс налицо. К..., короче, мальчик больше молчит, когда нужно показать знания, зато о звёздах экзистенциально рассуждает. Снова прогресс, уже в воспитании. Так что с детками всё в порядке.
   Но вот боевичка начинает рефлесировать: "Мы заваливаем детей взрослыми знаниями..." Без знаний лучше, ага. Но всё-таки почему? Сказка исчезает! Да не исчезнет сказка никуда, пока есть человек, который её знает. Ах, это не о сказке, а о мировосприятии детей, о котором Экзюпери и Треверс так рассказали, что сердце щемит? И вот тут начинается настоящий "киберпанк". Боевичка считает, что детское восприятие отличается нелогичностью. Но детки-то как раз ищут своим молодым сознанием логику, объединяющую мир и существующие в нём объекты в свои категориальные системы. Вот они-то загадка и источник вечного восхищения для взрослых.
   Но тут наступает приход. Звезды, в смысле. Я понимаю, символика...Ляська звезду от утопления спасает и в небо отпускает, назвав Надеждой. Просветлились? Боевичка , взрывавшая миры, просветлилась. И ладно.http://samlib.ru/c/cosa_nostra5/
  
  

   Обзор работ, представленных на конкурс фантастического рассказа "Коза Ностра".
  
   "Дорога жизни", Хикари.
   Ещё один рассказ, неплохо представляющий постапокалиптический мир. Несомненное достоинство произведения - связь с сегодняшним днём, возникающая на основе мастерски прописанных деталей. О проблемах Приаралья не сказано ни слова, но модальность произведения заставляет читателя о них задумываться. Понравилась аннотация к рассказу. Я не люблю их в принципе, но строки перед работой уважаемого Хикари настраивают восприятие читателя таким образом, что аннотация становится элементом текста.
   Экспозиция рассказа великолепна, финал убойный. Идея о деструктивном менталитете человечества красиво подана. Однако не отпускает впечатление сырости, незаконченности рассказа. И вот почему.
   1) Автор обращается к мотиву города-призрака в пустыне. И фантомный, давно мёртвый город зловеще предстаёт перед читателем. А дальше-то что? Хотя бы в нескольких словах нужно было донести до читателя мысль о том, что в судьбе этого города - будущее нашей планеты. Вот тогда тема обрела бы полностью реализованную идею и законченность.
   2) Структура повествования тоже оставляет желать лучшего. Экспозиция чёткая, живописная. Но затем мы видим ещё одну картинку, а потом следуют воспоминания. Это необходимые и отлично поданные части рассказа, но в них нет сюжетообразующего элемента, только ретроспектива и мотивация. Развитие действия мы наблюдаем только в третьем от финала рассказа абзаце.
   3) Автор показал себя мастером художественной детали, создателем интересных тропов. Например: "Жара плавила воздух и плясала за раскалёнными стенками кабины". Просто, но как выразительно! И тут же можно наблюдать ляпы: "Внутри, такая соблазнительная в жарких объятиях пустыни, полилась вода". Или "напоминая о страшной, в безразличной смерти от жажды". Как говорится, ноу комментс.
   4) Предупреждаю, далее - моё мнение как автора фантастического рассказа о постапокалипсисе. Военный конфликт лучше бы заменить экологическим, ибо он недостаточно прописан. А экологическая катастрофа придала бы повествованию большую пронзительность и злободневность. В рассказе имеется мотив "купли - продажи" как залога существования города- призрака и духовно деградирующего поколения так называемых "простых людей", которые были настолько просты, что не смогли с годами изжить в себе менталитет рабов. А почему бы этот мотив не развить? Представляете, как интересно бы получилось? И ещё меня поразил хронотоп: под землёй - на поверхности - наверху (горы с их источниками воды). Но в рассказе он не "заиграл", оставаясь на уровне красивого замысла.
   5) Избегайте катахрез, "ломаных метафор". Их виртуозно используют постмодернисты, без этой виртуозности они теряют смысл, перегружают текст эмоциями без смысла: "всё это собралось в ... сложную до искусности фразу". У вас есть ритмизованная проза ( предложение в начале текста). В таком количестве она бессмысленна.
  
   "И ждать орлицу", Леданика.
   Прекрасный рассказ! Удивительное единство формы и содержания, выразительная речь, яркая образность. Читала четыре раза, и при каждом прочтении находила новые достоинства. Не отпускает впечатление от встречи с настоящим мастером, обязательно прочитаю все работы уважаемой Леданики. Меня поразили изящество и строгость композиции, соразмерность каждой части рассказа. И ничего страшного, что идея не нова, зато как она подана! Игра концептов "страж - раб" вносит в неё новые смысловые оттенки. Состояние голода, смятение забытой хозяевами собаки, ущербность мышления, тупая зависимость, отсутствие человеческих чувств находят отличное воплощение в образе ГГ. . Несобственно-прямая речь с эллиптическими и инверсионными конструкциями позволяет увидеть мир глазами героя, что вызывает у читателя соответствующие эмоции. Единственное замечание - мне показался недостаточно понятным образ путешественника. Его позиция по отношению к тому миру ясна, конфликт с хозяевами стражника виден. Ну, волшебник он, а дальше-то что? Чего-то в этом образе не хватает.
  
   "В заколдованных болотах", Jacqueline De Gueux.
   Однозначно - мастерски созданный мир! Первая часть - славянское фэнтези. Живописно, экспрессивно! Баланс на грани прекрасного и ужасного автору удался. Перепетый на тысячу ладов мотив расплаты за сакральный опыт обретает новое воплощение через жизненную драму ГГ. Её чувства и состояние с удивительной точностью передаются через художественные детали внешнего мира: "В обессмысленных болью глазах отражалась всходившая над лесом луна". Я в данном предложении нахожу аллитерацию свистящих и шипящих звуков, передающих движение воздуха, ночное дыхание колдовского мира.
   Во второй части с какой-то стати возникают аллегорические образы. Для реализации идеи они, несомненно, необходимы. Однако такие образы уместнее были бы в философской сказке, никак не в фэнтези. Однако при повторном прочтении сомнений не остаётся: да, именно в этих сотканных из тумана, света, потустороннего огня фигурах заложена красивая идея. И ничего, что они забавляются, как малые дети. В их забавах и заключён смысл коллизий жизненных драм. Встреча ГГ и погибшего возлюбленного показана живо, но, на мой взгляд, несколько "отдаёт" мелодрамой. Хотя это, может, и было в замысле уважаемого автора.
   Туман - это отдельная песня... Настоящий пир для воображения, источник эстетического наслаждения. Спасибо за чудесный рассказ!
  
   "Такси в сказку", Васильева Т. Н. Для начала нужно определить целевую аудиторию этого произведения - детки от 5 до 11 лет. Сказка для малышей великолепна! В. Я. Пропп рыдает на небесах от счастья, ибо все сказочные каноны соблюдаются: тут вам и зачин, и путешествие, и волшебные предметы, и традиционные сказочные герои, а для надёжности - ещё и герои литературной сказки. Тогда какой сказочный жанр представлен? Не ищите в классификации, потому что сказочный стёб литературоведы ещё не легализовали. Итак, перед нами ироническая сказка. Фантастическое допущение на грани абсурда: не видеть снов может только человек, лишённый мозга, или пациент специфической клиники. Это что ж, человечество будущего разом на всю голову двинулось? Да не, то постмодернизм, всё нормально!
   Бабка и внучка Ёжки просто потрясающие! От души долго и неприлично смеялась над зубными протезами. Ступа на апгрейде и пепелац, убоище скрипучее, вырубили минут на десять. Смешно, в смысле. Такой же убойный эпизод - улыбочки Бабки, предназначенные не то колдуну-экстремалу, не то богатырю. Пребывание Сани в сказках закономерно, получилось очень мило. Спасибо, Татьяна Николаевна, повеселилииииииии....
   Эх, жалко в Козе Лайт уже 8 поставила. Сейчас бы от всей души - 20! http://samlib.ru/c/cosa_nostra/
  
  

   Часть третья.
   "Амба", Хипстер Алексей.
  
   При чтении рассказа первым делом возникает вопрос о его жанровой принадлежности. На первый взгляд, это попытка автора воплотить фантастическую тему в абсурдизме. Но в рассказе наблюдаются причинно-следственные связи, отсутствует необходимое условие в произведениях абсурда - релятивность. Это когда каждый последующий отрывок текста противоречит предыдущему. Рассказ многим показался набором бессмысленностей. Я тоже не люблю такого рода литературу, однако не назвала бы текст "пургой". И вот почему.
  
   "Амба" - задуманная с широким размахом пародия на отражение космической темы в искусстве или в сознании человечества. Именно поэтому автором сознательно гипертрофируются и намеренно искажаются образы главных героев, художественное пространство - всё, вплоть до стиля отдельных фраз. Мне понравился образ фибоначчи - пародия на мыслящего обитателя Вселенной. Паразит -вертухай, суть наш разум, это, на мой взгляд, главная находка автора. Мыслящие гибриды, мутанты, симбиоты насмешили, на мой взгляд, автора. Он, в свою очередь, очень старался рассмешить читателя. Вспомните, какими выглядят представители разумных космических рас в кинофильмах, и вы поймёте авторскую мысль. Искусственный интеллект выглядит по сравнению с туповатым вертухаем этаким плутишкой. Однако они оба подвержены деформации, не отличаются особой оригинальностью и явно не для них существует золото материалистов. Мне кажется, в рассказе нашли пародийное воплощение и проблемы глобализации (коллекторы). Пусть извинит автор, но мне всё это скучно и неинтересно.
  
   Амба, как я выяснила по соответствующему словарю, это полнейшее крушение. Чему же пророчит бесславный финал автор? Наверное, фантастике в искусстве вообще. А может быть, только наивным попыткам человечества (числовой ряд и дуга Фибоначчи) втиснуть в довольно ограниченный мир знаний загадку Вселенной. И скорее всего - потребительской фантазии обывателей -землян, представляющих Космос то полигоном для решения конфликтов, то базовой тюрягой для преступников, то полем миссионерской деятельности, то просто сырьевым ресурсом. Смешная надежда землян на то, что их где-то ждут с нетерпением свои "штативы", скорее всего тоже завершится полнейшей амбой.
   Рассказ, конечно же, гипертекст, возможно, найдутся любители и установят все смысловые связи между его элементами.
  
   "Бездарь", Усамнова А.
  
   Рассказ понравился удивительной сбалансированностью всех частей повествования, выражением через художественную деталь сути характеров, правильной и точной речью. Я считаю, что конкурсная тема полностью отражается в произведении. Это и возвращение театра через экстрасенсорные способности героя широкой аудитории зрителей, и материализация ушедших эпох и людей в искусстве. Фантастическое допущение, на мой взгляд, заключается в том, что ничто в жизни бесследно не исчезает (жизнь- театр, сами понимаете) и только ждёт проводника для своего воплощения. Проблематика рассказа явно не соответствует неплохому замыслу, можно выделить лишь противопоставление ремесленника театральных иллюзий, который еле-еле себя может втиснуть в умение говорить - изобразить, и настоящего мага-творца. На мой взгляд, автор так глубоко спрятал конфликт или вообще его опустил, что повествование не особенно волнует. А почвы для разного рода коллизий и интересных поворотов сюжета при таком замысле предостаточно. Если ещё вспомнить многочисленные театральные легенды- страшилки, то может появиться и целая серия рассказов.
   Вот главный герой очень понравился. Из паренька-правдолюбца, не умеющего правильно говорить, вырастает гений иллюзий. Открытость, честность, преклонение перед искусством, скромность, трудолюбие и способность к саморазвитию - ну чем не идеал?
  
   "В детство наперегонки", Генри Логос.
  
   Замечательный рассказ! Это одно из произведений, в котором очень удачно воплощается тема конкурса, причём не формально, а на уровне всех элементов повествования. Мы видим жизнь деревенской семьи во временном разрезе: дед с героическим и тёмным прошлым, причём таким, что о нём нужно говорить за закрытыми ставнями; всю жизнь горбатившийся на семью и боявшийся семейной тайны отец; отморозки-дети (кроме Егора, естественно). Преступление деда материализовано в снятых с жертв крестах, сам он вины своей не понял и не искупил её, переложил на своего сына, велел в Кремль кресты отнести. Именно он увлёк на тот свет такую страшную тайну, что она, прорвав границы между мирами, не позволяет потомкам быть счастливыми и с миром упокоиться. Отец Маньки и Бориса после смерти в свою очередь является к Борису, сообщая первые числа кода и прося исполнить завещание деда. Маньке известны последние числа. Но то, что было в жизни посеяно дедом, даёт ростки; внуки пропивают, тратят на наркотики ( я так поняла) семейную тайну. Как изжить вину, они по скудоумию даже не задумываются. Бедолаги-привидения уверены, что, отдав ворованные кресты Егору и матери, они обретут покой и мир. Но вновь и вновь возвращаются и нарезают круги по двору, не в силах "отмотать жизнь назад".
  
   В наших краях привидение иногда называют "гость". Манька и Борис - такие вот "гости", навеки привязанные к отчему дому, из которого когда-то бежали с ворованными крестами и материнской зарплатой. Их личная вина в том, что они пытались и в жизни остаться гостями. Посмертные желания помочь брату, купить матери платье, вернуть ворованное в реальной жизни ничего изменить не могут. http://samlib.ru/c/cosa_nostra5/

   "Джек", Карабас Барабас.
   Умная, жёсткая и остро полемичная миниатюра. Это ни в коем случае не треш! Художественный мир произведения полностью соответствует классическому натурализму 19 века. Гипотетическая реальность, в которой волей автора появляется ещё один вариант задолбавшего всех свой загадочностью образа Джека-потрошителя, создана строго по канонам этого стилевого направления: изображение "изнанки" действительности, фотографическая точность деталей, стирание граней между ужасным и прекрасным. Урбанистический пейзаж 19 века включает художественные детали, которые можно обнаружить во многих произведениях того времени. Это канализация как символ духовных "отправлений" города, заражённого человеческими пороками; это одинокая шлюха - олицетворение беззащитности жертвы жизненных обстоятельств. А запертая дверь и покачивающийся над нею фонарь - это уже чуть ли не обязательная деталь "физиологической прозы"! Судя по вопросу, который главный герой пытается решить, расчленяя труп, а также аллюзии на опыты медиков и физиологов с телами, автор пытается донести до читателя мысль о принадлежности героя к одному из направлений масонства.
   Главный герой не верит в дьявола. А зачем это ему - ведь он сам и есть противник Бога, непременно желающий воплотить библейский конфликт в прямой схватке с Создателем. Женщины, ставшие его жертвами, - доказательства его мнимого могущества. Миф бредовое мышление отказывается принять, сумасшедшему нужен эксперимент, выводящий его на прямой контакт. Джек дождался того "чуда", которого заслужил: труп отвечает ему, что номер не обслуживается. В чём смысл этого ответа? Бог там, где жизнь и вера, где любовь и прощение. Бог там, где душа и созидание. Все остальные номера не обслуживаются. Именно в этом я вижу идею миниатюры.
   "Двадцать шесть миллионов Элроя Киттинга", Терехов А.. С.
   Рассказ понравился! Прекрасный замысел, интересный сюжет. Да, новизны не хватает, но и по уже поднимавшейся в литературе теме тоже нужно уметь интересно написать. Мне понравилась структура повествования, в которой фоновый материал подаётся в виде сообщений СМИ. Такая "документальность" и происходящие события объясняет, и наглядно представляет суть законов общества будущего. Действие развивается через отдельные сцены, такая "кинематографичность" живо и достоверно показывает динамику душевного состояния героя и плавно подводит к основному конфликту. Обществу потребителей человек как индивидуальность, личность не нужен. Да и общество человеку уже не нужно. Проблематика рассказа тоже легко воспринимается, а позиция автора правильная и конструктивная: смысл жизни человек находит в действии на пути к мечте. Нет пути - нет смысла жизни. А личную мечту всё-таки необходимо на истинность проверять. Главный герой двадцать шесть лет зарабатывал деньги. Они не дали ему главного - личного места в мире. И Элрой Киттинг выбирает пять лет "строительства городов и обустройства инфраструктуры" вместо роботизированно-механизированного благополучия. В целом рассказ напоминает движение по наезженной колее, но получается очень мило.
   "Белая кость", Лесина Е.
   О-о, это не рассказ, а кладезь для поиска смыслов, для размышления о сущностных моментах бытия. Жанровое и стилевое своеобразие произведения очень трудно определить. Похоже на символизм в извлечении идеи и подчинении ей законов художественного мира. Главный символ - Шипе- Тотек, новоявленный бог. В его груди бьются три сердца, что соответствует трём мировым религиям. Четвёртое сердце он получает в дар от Аннетки, блудницы, жертвы людской похоти. В этом сюжетном повороте скрыта интересная идея в плане отношений "бог - человек". Бог всемогущ, он творит и разрушает миры, дарует жизнь и казнит. Но только в том случае, если его "деяния" отражаются в сознании человека. А где же ещё найти земное пристанище Творцу? Только в душах людей. К трём мировым религиям добавляется искренняя человеческая любовь, тот родник, который питает настоящую веру.
   В рассказе есть элементы сюрреализма - с кота сдирают шкуру, он преспокойно существует без неё, только слегка покрываясь пылью. Извлечение и "перестановка" глаз - тоже типично сюрреалистический элемент, встречающийся, правда, чаще в живописи. Очень интересно обыгрывается библейское "око за око, зуб за зуб". У Йоськи серьёзные претензии к Гонцо, он считает себя пострадавшим, но, получив зуб своего обидчика, становится объектом беспристрастной божественной справедливости. Кто ж ещё виновен в личной слабости, подлости, глупости, как не сам человек?
   Элементы философии экзистенциализма тоже можно найти. Это земное бытие бога Шипе Тотена. Он настоящий и всемогущий, но осознаёт себя через сознание людей. Сначала руководствуется их опытом, потом приобщается к мудрости старых книг, пытается принять страдание на кресте. И лишь удостоившись жалости, преданности и любви Аннетки, обретает настоящее могущество - силу, обогащённую чувством. И в финале рассказа мы видим нового Шипе- Тотека - высшую истину, мерило всего сущего, судью делам и страстям человечества. Именно так я поняла этот рассказ.http://samlib.ru/c/cosa_nostra5/

   "Red. Addict", Diamond Ace.
   Страшный рассказ. Во-первых, страшно за автора, ведь у всего есть пределы. В том числе и мужеству идти своей дорогой и делать то, что должен, несмотря на установки гнать с конкурса "психов и треш". Я конкурсные правила уважаю, но не могу согласиться с такими личным мнением членов жюри и преноминаторов. Если следовать их логике, то РЖД должны ходатайствовать о запрете "Анны Карениной". А Минобр просто обязан изгнать пропаганду суицида из школьных программ: долой "Грозу", "В тумане", "На дне", "Ромео и Джульетту"! На радость не любящему читать подрастающему поколению.
  
   Во-вторых, страшен и отвратителен художественный мир рассказа, поданный как психологический этюд с элементами треша. Может, так было задумано, может, это моё восприятие. Гротескная реальность освобождается от всего общего; окружающий мир не прописан, оживая в звуковых деталях и зыбко очерченных пространственных формах. Перед нами трагедия индивида, над которым посмеялась природа, отверг Бог ( ну это уже отсебятина, какой Бог в постмодернизме Эйса?), а любовь превратилась в мучительную жажду, которую утолит лишь...странный секс. Внутренняя дисгармония рождает конфликт со всеми реалиями мира и приводит героя к преступлению. Не пожалел его автор, да...
  
   В-третьих, более жуткого мистического опыта, в котором и реализуется фантдопущение, я на конкурсе не читала. Автор шаг за шагом нагнетает ужас: протокол, воспоминание, вторжение призрака, сопровождающегося всеми "мистическими прибамбасами": героя трясёт, предметы движутся (бумага), пламя сверкает. Призрак Эмили открывает герою правду, и Сэм наказан погружением в его персональный ад. Так уж вышло, что только через загробный мир может познать себя человек, загнанный Природой, Богом, Человечеством в самый глухой тупик мироздания.
  
   В-четвёртых, страшно от того, сколько может быть рядом людей, которых жизнь "имеет в сердце" (см. эпиграф). Да, в рассказе есть треш. Как доказательство его полноценного и полноправного присутствия в тексте, приведу слова Таургина А. В., с которым беседовала о специфике этого жанра: "Таким гротескным способом я пытаюсь разрушить стену равнодушия и пофигизма, которая стала нашей защитой...Жуткое будущее - скоро...Как только мы, отвернув голову, пройдём мимо ямы, где только что кричал и тонул "в дерьме" человек.
  
   "В старые добрые времена", Deadly. Arrow.
   Шикарно! Тёмная эстетика, тёмная мораль и тёмная история чернейшего из миров! Сколько же ассоциаций вызывает этот рассказ с нашим "добрым временем"? Да всё в нём есть аллюзия на жутко облажавшееся в попытках как-то реорганизовать своё бытие и сознание человечество. Повешенный хакер - смертные казни в Китае, 21 век; отрубленные пальцы безбилетника - Германия, 1938 год. Башни "в первую голову" ничего не напоминают? А вот это: "Из анархии и хаоса встанут новые Дома, новые правители, из числа тех, кто когда-то был отверженным"? Любит, однако, автор историю: "...хорошие времена для ублюдков".
   Постапокалипсис смешал временные и пространственные объекты, но эта мешанина ничто по сравнению с тем, что творится в головах наших потомков. У меня нет времени проверить имена собравшихся на чудовищной свадьбе героев, но чудится в них что-то знакомое: то ли преступники, то ли боги прошлого ( нашего с вами настоящего).
  
   Тёмная мораль нового мира - торжество цинизма над разумом и чувствами. Смерть, пытки и убийства, изнасилование и предательство стали нормой бытия. Чувствуете, читатели, куда катится мир? В нём трудно выделить символы, всё как-то многозначно. Но я для себя определила один - это изуродованная рука с пальцем в неприличном жесте: знаю, что погибну, но напоследок оскорблю и прокляну. Мир Драконов, олицетворяющий в фэнтези амбивалентные силы мироздания, превращается в фарс, ритуал, красивую вывеску на разрушенном Доме человечества.
  
   О, а какова эстетика этого мира! В комментариях к рассказу уважаемый Дмитрий Метелица обращал внимание на эти строки: "Шлюха-вьюга тут же полезла ледяными пальцами под пальто, зацеловала колкими поцелуями лицо". Метафора на основе синтезии! И почему-то употребление однокоренных слов глаз "не колет". Автор перетасовал культурно-временные пласты, прекрасное и ужасное. Что удивительно, это выглядит весьма гармонично по сравнению с тем, что творится в душах героев. Моральные уроды и мутанты - явно отражение пороков сегодняшнего мира. Это всего лишь моё мнение.
  
   "...времена геройские и великие. Полные огня и неубранных трупов". Кончатся они когда-нибудь или нет? Как спроецируется наша история, которую мы творим сами, на будущем? Как тысячелетия спустя аукнутся борьба за власть, смертные казни и знаменитое: "нравственно всё, что служит революции".
   Обалденный рассказ! Но нужно говорить так : чулок ( носков).http://samlib.ru/c/cosa_nostra5/

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"