Аннотация: Надоела мне эта аббревиатура, но снова ИМХО.
Прошу уважаемого Алавина Александра не воспринимать нижеследующие заметки как личный наезд. Просто с автором статьи "Где катарсис?" очень интересно беседовать. В мыслях, есличо, так как он не на все коммы отвечает. Кстати, моё мнение о его произведении и оценка оного - 10 баллов - остаются неизменными. Мне кажется спорной позиция Алавина А. как автора статей и участника самосуда.
Критег, великий и ужасный, красуется (вероятно, перед большим зеркалом в маминой спальне), поигрывает Глоком, угрожает авторам карой за бездарно написанные рассказы. Так ну же, где фатальная пуля? Нет, он спрятался в превосходном окопе, который называется читательское мнение. А что? Отличная позиция, оттуда его не выкурить ни жанровыми требованиями, ни структурными элементами текста. Очень правильно: восприятие-то индивидуально. Я так вижу, чувствую, понял и запомнил.
Я не собираюсь хаять рассказы, выделенные Алавиным А. из прочей графоманской серости и тупости. Не все их прочитала, да и по нескольким наши мнения частично совпадают. Это здорово, что критик поймал авторскую волну, другими читателями и судьями не замеченную.
Пребываю в шоке от заявления: "В прозе не так заметна беспомощность автора, как в поэзии... В прозе можно выехать на знании орфографии". Нет, вы это серьёзно? Орфографию знаю, отчего же грызу от зависти (белой) пальцы, читая вещи на СИ? Ибо осознаю пропасть, лежащую между подмастерьем, отличающим один инструмент от другого, и мастером. Ну или потенциальным мастером. Может, это Алавин А. говорит о "вдохновенных" текстах? В коммах он писал о том, что отдаёт предпочтение таким перед вылизанными с точки зрения языка. Йолы... Талант - это не только умение коснуться части сознания реципиента и повести его за собой. Это редкостный дар синтеза содержания и формы. Это открытие в области художественного отражения мира. Много таких на СИ? Риторический вопрос. Так зачем оценочным критерием конкурса "Нео-нуар" делать позицию "вдохновенный" текст, если под "вдохновением" понимается всего лишь то, что читателя рассказ "зацепил"? Других читателей зацепило другое (тавтология осознанная).
Не понимаю, что Алавин А. называет штампами. В статье заклеймён "запах дорогих духов". Почему штампом является реальная деталь, которая одинакова и в Африке, и в любой другой точке мира? Можно, конечно, набор основных понятий о мире отразить нестандартно во фразах типа "....Запах горячего какао заставил меня вылезти из укрытия. Серые глаза молчали". Но кто и что тогда поймёт? Сам Алавин А., похоже, не понял, как и остальные читатели. Упрёк: у духов есть название. И что? Кому удалось перенюхать всю парфюмерию мира и запомнить марки? А я вот отличу запах дорогих духов от дешёвых. Не зная марки, по терпкости и отдушке. Не одоролог, точно сказать не смогу, но отличу. Так выражайтесь поточнее, уважаемый критик. А то графомань вроде меня понавыдумывает вместо общепринятых слов, обозначающих самые распространённые понятия, образные эвфемизмы. Которые никто и никогда не поймёт.
Реально фигею от по-прокурорски суровых заявлений: "... в чём автор ни фига не понимает, а пишет. Нагло... бред, почерпнутый из телевизора. Или из кина... Причём лепит не только фактологические ошибки, но и чувственные (О_о). Нельзя дёргать инфу по тому, как люди чувствуют, из сериалов". Авторы, убиваясь апстену, проверьте, выколотили ли вы своё воображение без остатка, не остались ли неповреждёнными синапсы. Если же всё-таки книга, сериал, реальное событие вызывает у вас беспокойство, побуждает коснуться клавы, убивайтесь снова. Плевать, что во время отсутствия телевидения и интернета люди друг другу сюжеты дарили, а то и тырили без зазрения совести, а современники да потомки книги читали и восхищались. Один чёртов графоман вообще "Наутилус" выдумал. Подождал бы семьдесят лет, а потом бы уж в точности и описал подлодку. А то, понимаешь, фактических ошибок до фига. Правда, Алавин А. называет их фактологическими. И снова гадаю: то ли это окказионализм на базе факта и логики, то ли он забыл, что "логос" - изначально "слово, мысль", а потом "наука". Про чувственные ошибки вообще молчу. Сколько людей, столько и чувственных переживаний. Поди разберись, какие ошибочные, а какие правильные.
Обидно мне за фантастику, ибо "нео-нуарная" вызвала искренний читательский восторг. При чтении фразы "Если убегать в фантастические миры от пустой жизни и не менее пустой головы, то пустота переместится и туда, в миры" ощутила, как возрастает желание воспользоваться алавинским Глоком. Одно скажу и столь же резко: если нет воображения и формально-логическое мышление не справляется с восприятием текстов опрелелённого жанра, то не читайте. Вредно для желчного пузыря.
Да, а где же катарсис? Правда, было бы здорово, если б Алавин А. ещё и объяснил, какой ему нужен. По Аристотелю, по Фрейду или ещё по кому. В любом случае данный феномен подразумевает очищение от аффектов. Пральна, народу он нужен, народ без катарсиса других достоинств нуарных произведений не видит. Ему пофиг, что мир нуара депрессивен, что герой выбирает между плохим и очень плохим и часто не достигает поставленных целей, что он циничен и ваще маргинал. Сказка шоб непременно былью стала. И если читателя после нуара мучают тяжёлые раздумья о далеко не сказочной жизни, если он заразился тревогой героев, то это адназначна плохо. Читатель не "очистился", всего лишь потерял устричный покой и ощутил солоноватый вкус чужой трагедии.
Выводы. Книжки разные нужны, книжки разные важны )))))))) И нефиг критикам рисоваться, ибо их "творчество" вторично )))))