- Какая прелесть эти ваши ужасы! - говорю я и сажусь выразить благодарность в письменной форме. Хотя немного не так. Комментариев оставила достаточно. Просто хочется положить себе на тарелку добавки (зачёркнуто) перечитать почти все рассказы и подумать, как полученные впечатления можно использовать при написании своих работ.
Критерии: а) было ли мне интересно;
б) интересно было ли мне;
в) мне было ли интересно.
Главная проблема: а что считать ужасом? Извечного врага всего живого - смерть? Так при чтении рассказа-то кто испугается? Пока нас, любимых, не потянуло за грань, все храбрецы. Изнанку духовного мира - всяческую "нечисть"? Художники слова так постарались, что демоны/зомби/вампиры/монстры выглядят более живыми и колоритными, чем главные герои. Тут уж впору наслаждаться. Можно перечислять долго, ограничусь тем, что сформулирую: хоррор должен быть силой, которая угрожает нормальному бытию человека в созданном авторами мире. Дабы не говорили: мне не страшно, мне не страшно. А также: я уже нечто подобое читал/видел/на брудершафт со смертью пил. И ваще не моё. Твоё, дорогой читатель-скептик. И слава Богу, что ты пока не жертва маньяка. Не погружён в персональный ад изменённого сознания. Не встретился с Ней ... Мудрость далека от декларативного и самонадеянного отрицания, она принимает. И человеку нужен весь комплекс эмоций. Правильно говорят: не узнав горького, не узнаешь сладкого. Не увидев ужасного, не оценишь прекрасное. А не почитать ли всем учебник психологии?
Прошу прощения, если увиденное мной в тексте не совпадает с авторским замыслом. Каждый ведь судит в меру своей испорченности или повёрнутости.
Итак, чему же я научилась?
Tragedy "Контроль".
Постоянный я ваш читатель, автор. Мне нравится динамизм повествования, жёсткость и точность речевой организации текста. Вы облекли в кольцевую композицию сюжет, который реализовать полностью можно было только в ней. Конфликт вырастает из стремления героя обрести гармоничный мир (дом) в реальности, где все со смаком кушают друг друга. Удел героя - перепахивать и тащить, теряя себя на поле. Мелькнула мысль, что вы построили сюжет на основе взаимоотношения человека и Смерти, где костялявая - искусный манипулятор. Почему? Просто есть строки: ГГ остался на поле. ГГ вошёл в дом. Да и погружение его в транс тоже смахивает на исполняемую роль марионетки в руках кукловода с косой. Не понравился канцелярит в описании видений. ИМХО, наедине со своими страхами герой обойдётся без него. Учусь глубокому психологизму ситуации, выверенности состояния героев, способу подачи - "без обёртки", живо, яростно и зрелищно.
Алгот Алекс "И перевернулся мир".
Ой, какой замысел! И форма триптиха в композиции! И идея об опасном и непредсказуемом результате экспериментов с психикой человека. Получается, что он обречён: что не доделал апокалипсис, сам завершит, оставшись наедине с глубинными процессами сознания. Ну да ладно. Помирать так помирать. Роль противогаза, бессильного при современных способах взаимоуничтожения, выполняет ментальный анабиоз. Картинки колоритные, но плоские. Старичок - просто находка. Но автор её быстро от читателя спрятал. Жаль. Да и конфликт настолько прозрачный, что становится неинтересно. Хотелось, чтобы герой не сознание отключил, а что-то сотворил. Ну в духе своей непредсказуемости. Триптих стырила.
Аноним "Пункт назначения".
Раздел у автора небольшой, всё уже прочитано. Я с опаской всегда ожидаю, что же Аноним учудит, ибо мировидения и литературные вкусы весьма различны. Зато интересно. Автор - мастер экспрессивной детали, образа. Встретила на СИ новое слово - "вштырило". Детали именно вштыривают. Вот, например, эпитет - "полоумный свет". Ой как здорово! Но не всегда, некоторые метафоры не докручены, что ли. Вы пишете: сон, страдание, смерть начинаются на одну букву. ИМХО, было бы лучше, если бы где-то были написаны разные слова, а ГГ читала их одинаково. Ну и "не из моей ли собственной головы берёт начало этот туннель". Всё убили. Моя голова может быть не собственной, чужой? Да и сама мысль явно принадлежит Капитану Очевидность. Уважаемый автор обычно сражает креативом. На таком фоне удручена своей стандартностью, но ведь таланту не научишься.
Вербовая Ольга "Гость".
Ольга в рассказах любит править мир. И справедливость, конечно же, восторжествовала. Читалось с интересом, повествование динамичное, ГГ славная. Чему научилась? Оптимизму: если логика говорит, что всё плохо, надо написать рассказ, в котором всё заканчивается хорошо.
Аникеева А. "Бесценная".
ИМХО, рассказ посвящён одной из сложнейших проблем: постижению человеком своей сути. Конфликт реализуется не через ГГ, она-то готова принять судьбу: путь красоты к вечности лежит через смерть, через запечатление и застывание. Сопротивляется жизнь, то, что окружает ГГ. Ко Ван - ну просто находка. Обаяние зла и зло, которое может причинить эстетизм.
Аникнин А. "Трасса смерти".
Честно говоря, местный колорит увлёк гораздо больше, чем сам ужастик. При появлении героини-вампирши дальше можно и не читать. Сразу всё ясно. Одно непонятно: зачем понадобилось ГГ выхаживать, ведь при обращении в кровососа заживает всё и сразу. За что ГГ стал избранным? "Клиентов", думаю, у вампирши хватало. Чему научилась? "Вкусной" подаче реала, умению деталью и речью героя рассказать многое.
Чулима Алёна "Капля крови".
Ой, понравилась история пробуждения коварного божества. Прочитала с удовольствием, на недостатки и внимания не обратила. Ясно и доходчиво поданная идея, колоритные контрастные образы, магия кровавого камня - всё замечательно. Вот это и является целью лично моих изысков. Однако что-то убило саспенс. Страха через героев не ощутила. Просто было интересно.
Лобода А. "Стрелок, созерцающий бабочку".
Каждый рассказ Адриана связан с неизвестными обывателю сторонами мира, историей и психологией. Отсюда двойной интерес к произведениям. А если ещё находишь мощную драматическую составляющую, да выразительность, да лиризм ... Оторваться невозможно. Хоррора я, увы, не обнаружила. Обычная психологическая драма. Конечно, мир рассказа дискомфортен, но кульбиты сознания, то упивающегося своим могуществом - причинить смерть, то создающего воображаемый мир - причинить любовь и жизнь, напрягают и не дают правильно понять автора.
Вавикин В. "Дагерротип безумия и боли".
Всё, требующееся от произведения для хоррорного конкурса, в наличии. Нуаристый такой хоррор. Но, поскольку я постоянный читатель Виталия, вижу, что это не самое лучшее его произведение. Возможно, виновато моё восприятие. Сложилось впечатление, что автор старался зацепить как можно больше моментов, которые будут интересны читающей публике. От этого лично мне только досадно: ужас не ужасен, эротика не впечатляет, факты пресны и не новы. А какие чудные у Виталия произведения, когда действие сконцентрировано на чём-то одном! В общем, нужно вернуться к рассказу и перечитать. Но в топ по формальным признакам ведь не занесёшь ... Ну, не зацепил рассказ.
Белова А. А. "Цвет бирюзы".
Автору однозначно респект за образ шиповника, меняющего цвет ягод, и эмоциональную концовку. Всё остальное не зацепило, может, настроение не поймала.
Джиллиан "Искупление".
Чудесный рассказ! Напряжение действия и чувств, яркая НПР, мелькающие образы прекрасно передают состояние жертвы. В финале динамика сменяется тонким лиризмом, чего никак не ожидаешь. Я поверила созданному миру и поняла, как страшно было героине. Научилась делать пуант за счёт смены тональности повествования, эмоций героев. Здорово! В топ.
Алесеева-Минасян Т. С. "На полной скорости".
Понравился рассказ. Я видела вместе с героем трассу, переживала вместе с ним. Ощущала неизбежность судьбы и груз дилеммы. Страха не было, зато поняла, что чувствует человек, вступая в конфликт со злом. А как великолепно передаётся в тексте бешеная гонка! Читала и отмечала, как автор показывает возрастающую скорость на дороге - лексические повторы, эмоционально окрашенная лексика. Единственное, что напрягло, это предсказуемость ГГ. Отчего-то было сразу ясно, что он герой и ситуацию "разрулит". Именно ценой своей жизни. Ну что ж, он ушёл, уводя за собой исчадие ада. И от этого почему-то скучно. В топ.
Семиусов М. С. "Чёрный дух".
Сразу чувствуется незаурядный дар рассказчика. Автор умеет закрутить сюжет, выжать из него всё, что зацепит читателя. Дважды ввёл меня в заблуждение: когда глаза старика зло сверкнули, подумала, что он и есть Чёрный дух, а внучку подставляет. Финал показал, что снова ошиблась. От стремительного действия устала, ужаса не ощутила. Ибо сразу было ясно: злобный "харя духу" против спецназа - никто. Мы уже к этому по фильмам привыкли. И колебания ГГ в финале показались искусственными: ясно, что он поступит правильно.
А. Пейдж "Судью на мыло".
Решили пристебнуться над читателем, автор? Я начала ржать сразу после упоминания "носика" бойца. Надо отдать должное, движуху вы создать умеете. А кишки - это вообще нечто. Так что за рассказ спасибо.
Железко Р. "Смутный призрак валькирии".
Начало захватило, записки показались очень удачным приёмом. Хорошо прописана сцена с маньяком. И потом - раз! - всё сводится к такой банальности, что скулы сводит. Почувствовала себя обманутой. Всё же заявка была полнокровной, чёткой, интересной. Думаю, рассказ нужно доработать: вытянуть сюжетные линии, подправить факты. И сохранить саспенс до финального: БУМ!
Терехов А. С. "Седина".
Чудесный мир, замечательный рассказ! Снимаю шляпу и кладу её в общий штабель читательских восторгов. Не хоррор ни разу.
Victorya "Имя твоё".
Простите, еле осилила. Где хоррор, саспенс и всё остальное, не поняла. Спасибо за рассказ.