Среди всех реалий, которые могут представить "русскую душу" с максимальной полнотой, военная тема - особенная. Досадно, когда война превращается в элементарное юзание темы, в результате которого читатель не откроет для себя ничего, кроме газетно-плакатных фраз и типовых ситуаций. К счастью, этот рассказ не такой. В нём есть нерв, то, что цепляет, несмотря на очевидные дефекты текста. Понравился замысел временной панорамы с идеей братского единения народов, увы, утраченного, но вполне возможного в рядах воинства Божьего. Вторая и третья часть повествования написаны с особой изобразительной силой и не могут не тронуть задушевностью.
Однако (ИМХО!) временная панорама не сладилась из-за стилевой разноголосицы и отсутствия внутренней гармонии между частями. Художественная деталь - "чёрный нож", а так же образ ГГ положения никак не спасает. Появление в финале ангела, который не пойми на кого в своей логике и речи похож, окончательно смазывает впечатление от рассказа. Не понравилась излишняя сентиментальность, вернее, экзальтированность - "золотистый, неземной свет любви, заставивший меня заплакать". Но оценка будет хорошей.
Голиков А., "Уходя - не уходи".
Неоднозначное впечатление от рассказа. Первая его часть - сопледавилка в худшем её варианте, когда вместо сочувствия герою-человеку возникает обратная реакция. Наигранно до смешного звучат риторические вопросы, мутит от фраз типа "брызжет тёмной кровью прямо на обои и ваши любимые, удобные кресла вместе с тапочками". Волей-неволей страдания животного соотносятся с эпитетами, которыми автор наделяет кресла. А вместе со всем остальным создаётся впечатление, что ГГ больше жалеет себя, чем кошку. Да что там жалеет - просто приглашает полюбоваться его "горем": "в этих больших и надёжных руках", "в те родные некогда глаза". Разве заболевшее животное перестало быть родным?
Вторая часть - вполне сносная картинка. Идея прекрасная. Оценка низкая.
Лескова В., "Я буду жить".
Рассказу не повезло со мной как читателем: подобные истории никогда не читаю и сопереживания героям не имею. Лёгкое, не заставляющее особо вдумываться повествование, герои, несмотря на наличие конфликтных импульсов, картонны и банальны. В первой части была серьёзная заявка на столкновение нестандартных характеров, но всё вылилось в примитивную историю альфа-самца и вечно находящегося в его тени друга. Автор альфу ушатал, а друг пришёл к выводу: он будет просто жить. Будто раньше он занимался чем-то другим. Поступки героев удивляют глупостью. Странно, например, что Лика увидела в семейных взаимоотношениях друзей вектор для дальнейшей жизненной программы. Ведь проблема, что лучше - спасти человека или тычками заставить его спасаться самостоятельно - не является универсальной отмычкой к семейному счастью. Кого-то и в самом деле нужно встряхнуть, а кого-то встряхиванием убить можно.
Оценка низкая.
Виноградов В., "Родное сердце".
Прекрасный рассказ, грамотный, выразительный. Респект автору за отражение нестандартной ситуации, когда проблемы общества и законодательства являются препятствием для миссии врача и спасти одного человека можно только через смерть другого. С литературной точки зрения не к чему прицепиться, рассказ в данном плане просто изысканный: и обрамление, и смена фокального персонажа, и чередование разных видов повествования.
Оценка высокая.
Надёжкин А., "Гость".
Текст ничуть не интересен, ибо наличие паспорта и прочих документов моё существование не отягощает. Полемическая зарисовка вполне себе ничего, но рассказом данное повествование назвать не могу. Если исключить вздорный и провокационный смысл речей студента, то становится видно, что отсутствует сюжетообразующий конфликт. Ну, вошёл ГГ, сразу ясно, что он сейчас профессора загрызёт. Характеры поданы настолько тенденциозно, что и дочитывать до конца нет смысла. Интрига отсутствует, композиция зарисовочная, атмосферы никакой. Как и картины, развития характеров и прочих элементов, из которых строится рассказ.
Успехов в возрождении Литературы! Оценка низкая.
Diamond Ace, " Qwerty".
Респект автору за депрессивную атмосферу городских пейзажей, за образы людей-фантиков, у которых под внешним лоском - пустота. Честно признаюсь, что не поняла идеи рассказа. Три раза перечитала и не выяснила, а что мешает ГГ жить по-другому? Его сознание, фиксирующее суть городского бытия, формирующее оценку, не выглядит безвольным. Выразительность и пластика образов, точно передающие эмоции детали, как всегда, у автора на должном уровне.
Ванке В., "Первый блин - комом".
С этим текстом, ни в коей мере не являющимся рассказом, уже знакома. Приятное повествование, но вот беда - проблемы эмиграции не укладываются в моё понимание конкурсной темы.
Оценка низкая.
Сорокин А., "Жить без мороженого".
С удовольствием прочитала рассказ. Порадовалась за автора: он умеет проникнуть в сознание ребёнка, а через него ещё глубже - к тем внутренним резервам, из которых формируется самосознание положительного героя. Восхитили ёмкостью и выразительностью детали - "прошлогодние уши", "блескучие щупальца". По-читательски я не верю в рождественские истории, да и кое-какие речевые ляпы напрягают. Поэтому, собственно, оценка - хорошо, а не отлично.
Абоян А., "Выбери меня".
Странный рассказ. Треш со всеми его составляющими и радужная, как мыльный пузырь, откровенно романтизированная история спасения. Колоритно, из живого материала созданная жизнь нариков и волшебно-чудаковатый дед. Не поверила я в наличие такого характера. Напрягли речевые ляпы. Но есть что-то в рассказе... Наверное, изобразительный талант автора.
Оценка удовлетворительная.
Ионов С., "Птица".
Рассказ мог бы стать пиршеством для эстетов. Несмотря на дефекты, текст невероятно экспрессивен. И всё же распадается на объекты и чувства, лишается какой-то гармонии, может, между изобразительной и смысловой стороной. Пусть простит меня автор, но герои, описанная реальность, идея кажутся мне вычурными и выморочными. Ляпы: "девушка в палантине и шляпе" (О_о), "глаза смотрели с немой просьбой" (глаза по-другому могут? С высказанной, к примеру, просьбой?)
Оценка низкая.
Железнов В., "Спасатель".
В целом рассказ понравился из-за мощной идеи, могучего характера ГГ. Привлекли поданные с недюжинной выразительностью картинки. Однако они же лишают повествование цельности.
Оценка хорошая.
Бычков А., "1 января".
Мир через грязное стекло. Странно, но почувствовались и рефлексия, и лиризм. Увы, но финал жизни ГГ закономерен: слепая и глухонемая случайность уносит мёртвую душу, как ветер сметает мусор. Люблю жесткач и депресняк, но рассказ не понравился.
Оценка низкая.
Калугина Е., "Тридцать шагов".
Над рассказом пришлось поразмышлять. Чувствуется, что он написан на живом нерве. Но... не верю я в такого героя - в Солнышко, который в плену не гнётся, всех веселит, будто там находились желающие повеселиться. Прочитала достаточно мемуаров, и у меня сложилось представление о несколько иных характерах и ситуациях. Однако не нужно забывать о том, что тема Великой Отечественной тоже эволюционирует. Может, сейчас она снова движется по пути идеализации. Так что свои сомнения спрячу подальше. Понравились форма и композиция рассказа, а ещё авторская убеждённость.
Оценка хорошая.
Градов И., "Часы немецкого лейтенанта".
Хороший рассказ, очень приятная живая речь. С литературной точки зрения прицепиться не к чему. Однако вопросов много. Немец оказался в блиндаже, вооружённый лишь часами? К чему фраза "не стоит тревожить сон мёртвых"? ГГ не осознаёт неправомерности своего поступка? Мотивы ГГ тоже какие-то странные: лезет в блиндаж, рискуя жизнью, ради коллекции друга, а потом раз - и действует как целый отряд "Память".
Оценка удовлетворительная.
Белова А., "Звезда сыска".
Приятный рассказ о героине, которая в самые смутные времена является ангелом-хранителем для заигравшегося в политику мальчика. Только вот повествование напоминает "бурю в стакане воды": ироничный тон, странные, вызывающие вопросы ситуации. Цементируют все несуразности семейные ценности, за это автору респект и удовлетворительная оценка.
Конкурс РР - пока единственная возможность почитать и представить свою реалистическую прозу. По сравнению с прошлогодней группой, когда среди прекрасных рассказов приходилось выбирать самые-самые, нынешняя разочаровала.