Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Православный Новомосковск 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Издается по Благословению Высокопреосвященнейшего

Митрополита Тульского и Ефремовского Алексия

ПРАВОСЛАВНЫЙ

НОВОМОСКОВСК

N 1 (14) 2013 г.

  
   В номере:
      -- Рождественские образовательные чтения
      -- Рождество - время творить добро
      -- Православные страницы для родителей и детей "Свеченька"
      -- Первый год общественного служения Спасителя
      -- Почему страдает человек?
      -- Земная жизнь - это Богослужение
  

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

   2 декабря 2012 года в гостеприимных стенах Новомосковской центральной библиотеки прошли образовательные Рождественские чтения. Данный форум уже в шестой год подряд проходит на Новомосковской земле.
   Но в этот раз в отличии от предыдущих лет - впервые поменялся привычный формат Рождественских чтений.
   В этот день в рамках Рождественских образовательных чтений работали четыре площадки:
   Площадка N 1: "Церковь и современное общество". Целевая аудитория: руководители Образовательных учреждений, представители РПЦ, социальные партнеры.
   Площадка N 2: "Выразительное чтение как педагогический инструмент духовно - нравственного преображения ребенка". Это авторский семинар Натальи Яковлевны Бородиной, победителя всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" в номинации "Лучшая программа духовно - нравственного воспитания детей и молодежи": в разделе "Воспитание благочестия". Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы.
   Площадка N 3: "Организация духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования". Целевая аудитория: учителя начальных классов и преподаватели комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики".
   Площадка N 4: "Актуальные вопросы духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста". Целевая аудитория: руководители, воспитатели и специалисты ДОУ.
   VI Рождественские образовательные чтения открыли духовные песнопения хора Свято-Успенского мужского монастыря под руководством регента Дианы Михайловны Филипповой.
   Работой площадки "Церковь и современное общество" руководила Ирина Юрьевна Руденко, председатель комитета по образованию и науке администрации Муниципального образования города Новомосковска.
   "Сегодня в центре внимания Чтений актуальные для современного общества проблемы сохранения традиционных общечеловеческих ценностей, вопросы образования, просвещения, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, укрепления активного диалога Русской Православной Церкви и государства. Работа VI Новомосковских Рождественских образовательных чтений направлена на решение одной из важнейших задач, которая стоит перед сообществом педагогов и каждым из нас сегодня, - помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности. Рождественские образовательные чтения призваны распространять накопленный положительный опыт и выявлять проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также определить пути их решения" - отметила в своем приветственном слове к участникам чтений Ирина Юрьевна.
   Затем с приветственным словом к собравшимся обратился Глава администрации Муниципального образования город Новомосковск Вадим Анатольевич Жерздев: "Проблемы, которые сегодня рассматриваются, важны и актуальны. Современное общество переживает сложный период своей истории. Идет развитие демократических институтов, гражданского общества. Происходит формирование социально-экономических, духовно-нравственных, образовательных и жизненных ориентиров новой России. К сожалению, наряду с инновационным и прогрессивным, в массовом сознании начинают преобладать прагматические установки. Люди стремятся к достижению личного успеха и выгоды любыми путями, часто в ущерб непреходящим традиционным ценностям российского общества: просвещенной нравственности, культуре, добру, честности, справедливости, соборности и солидарности. Сегодня нам есть на что опереться в решении сложных задач современности. Неустанными усилиями Русской Православной Церкви, других традиционных конфессий в конструктивном сотрудничестве с органами государственной власти реализуются общественные проекты и инициативы по нравственному возрождению России. Подтверждением тому являются и нынешние Рождественские образовательные чтения. Уверен, что результатом сегодняшних Чтений станет укрепление взаимодействия Церкви, административных структур с учреждениями образования, культуры, социальной сферы города Новомосковска. Будет сделан новый шаг в просвещении и нравственном воспитании подрастающего поколения".
   С приветствием выступил Архимандрит Лавр, благочинный Церквей по Новомосковскому округу Тульской Епархии Русской Православной Церкви. Батюшка вручил преподавателям Новомосковских школ благодарности и грамоты благочиния, а по благословению Его Высокопреосвященства, Алексия, Митрополита Тульского и Ефремовского, Архиерейскими благодарностями были удостоены Татьяна Сергеевна Лаухина - Директор Новомосковского ИМЦ, Директор Гимназии N 13 г. Новомосковска Татьяна Николаевна Ершова. Благословенной грамотой главы Тульской Митрополии награждена председатель городского комитета по образованию и науке Ирина Юрьевна Руденко.
   Иван Букин, помощник благочинного церквей по Новомосковскому округу по церковной благотворительности и социальному служению рассказал о помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которая является приоритетом в работе отдела по социальному служению Новомосковского благочиния. В России всегда существовали прочные традиции милосердия. В нашей стране во все времена ценили взаимопомощь и единство, сострадание к слабым, больным и немощным. В этом проявляется сила и величие истории и культуры нашей страны. Способность к сопереживанию - есть неотъемлемая черта воспитания. Не секрет, что в настоящее время сложилась острая необходимость защиты и поддержки наиболее уязвимых слов населения, это связано с проблемами экономического, демографического, социального характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Под этой сухой формулировкой скрывается целый спектр проблем решением которых занимается Территориальный центр социальной помощи семье и детям Новомосковского района. Основными направлениями работы с участниками чтений поделилась Ирина Владимировна Ефимова, директор Территориального центра социальной помощи семье и детям.
   Независимо от социального положения, конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей, дети с особенностями развития сегодня могут не обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить ответственность, воспитать нравственные качества личности. О шагах по включению "особых" детей в социум рассказала Ирина Викторовна Ларина, директор МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 20".
   Наталья Николаевна Сидякова, заместитель директора по учебной и производственной работе Самарской школы, Куркинского района, поделилась с коллегами опытом работы Школы духовного общения как форме взаимодействия Церкви и образовательного учреждения в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.
   О молодежном православном движении рассказал Евгений Шведков, помощника благочинного церквей по Новомосковскому округу по делам молодежи. Проблема духовно - нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения - так считает Евгений Евгеньевич руководитель православного молодежного движения
   г. Новомосковска.
   Особенно трогательным было выступление самых маленьких участников Рождественских чтений - воспитанников " Детского сада общеразвивающего вида N 11".
   Завершил работу секции доклад Натальи Николаевны Никитиной, методиста МУК "Новомосковская библиотечная система". Ее рассказ о сохранении традиционных ценностей через чтение, как никогда актуален. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. 70-80 годы - это бум книгособирательства. Престиж чтения в обществе. и особенно чтения "серьезной" литературы, в те годы был очень велик. Фраза "Россия - самая читающая страна" - была аксиомой. Сегодня ситуация меняется. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души.
   "Сегодня наша совместная просветительская акция администрации муниципального образования город Новомосковск, Новомосковского благочиния Тульской Епархии Русской Православной Церкви, представителей образования, культуры, социальной сферы, общественных организаций стала уже традиционной. Образовательные чтения - это неординарное событие, объединяющее его участников в деятельности, направленной на сохранение традиционных нравственных ценностей, осмысление роли Церкви, образования, культуры и других социальных институтов в духовном развитии общества" - отметила в своем заключительном слове Ирина Руденко. Ирина Юрьевна поблагодарила всех кто оказал помощь в организации чтений, и вручила благодарности комитета по образованию администрации г. Новомосковска помощникам благочинного Дмитрию Сухачеву и Ирине Ражевой. Рассматривая социально-педагогическое партнерство учреждений образования и Русской Православной Церкви как приоритет государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, участниками VI Новомосковских Рождественских образовательных чтений может быть сделан вывод в том, что только скоординированные действия всех заинтересованных сторон создают благоприятные условия для сотрудничества на качественно новом уровне образовательных, социальных и общественных структур в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения его к традиционным ценностям.
  
  

РОЖДЕСТВО - ЭТО ВРЕМЯ ТВОРИТЬ ДОБРО

   В школе N 23 города Новомосковска в рамках проведения II Детского фестиваля православной культуры состоялся Рождественский благотворительный вечер "Свет Рождества". Рождество - это время отдавать, не требуя ничего взамен. Это счастье, потому что мы видим радость на лицах людей. Это время, когда мы забываем о себе и находим время для других. Это избавление от всего, что делает человека безразличным и чужой боли. Именно этим ценностям был посвящен Рождественский благотворительный вечер "Свет Рождества", состоявшийся в школе при участии Новомосковского благочиния, на котором организаторы хотели достучаться до каждого сердца, до каждой души, мечтали, чтобы искорки доброты, милосердия обогрели души больных детей хотя бы в эти торжественные и святые дни Рождества Христова.
   Перед началом концертной программы к гостям благотворительного вечера обратился Благочинный церквей по Новомосковскому округу Архимандрит Лавр, который в частности отметил: "...время Рождественских праздничных дней это время не бездумных увеселений и развлечений, в эти святые дни испокон века на Руси было принято совершать дела милосердия, навещать больных, кормить и одевать бездомных и т. д. разделяя с ближним то что у нас есть. И сегодня благодаря руководству школы мы сможем приобщиться к этой доброй традиции".
   На вечере собралось немало людей, неравнодушных к чужому горю. Это руководители предприятий, частные предприниматели, обучающиеся школы, родители, учителя, которые оказали посильную помощь (а это почти семьдесят тысяч рублей) двум детям, больным тяжелыми недугами. Эти средства нужны для поддержания здоровья Валерии и Александра (это прогулочная инвалидная коляска и специальный тренажер). Мы счастливы, что у этих детишек все это появится благодаря добрым и отзывчивым людям. Низкий всем поклон и слова благодарности!
   На вечере не было ни одного равнодушного человека. Слезы выступали на глазах, когда слушали истории Леры и Саши. А с какой теплотой и радушием приняли гости праздничный концерт, подготовленный силами детей и педагогов школы! Эмоции переполняли всех!
   По окончании вечера никто не спешил расходиться. Гости, дети, родители, благодарили за приглашение на Рождественский благотворительный вечер, высоко оценив его духовно-нравственную направленность.
   На следующий день на электронный адрес школы пришли письма от гостей вечера. Вот только несколько цитат из них: "Огромное спасибо Вам за вчерашний праздник! Такая сказка и такая доброта вечера - это необыкновенно красиво. Я получила огромное эстетическое удовольствие и рада за Вас... - это оставило след в душе. Спасибо Вам и низкий поклон за детей, которые растут и воспитываются в вашей школе" (Елена Сафонова, Комитет по образованию и науке); "Благодарю весь ваш коллектив за ту теплоту, сердечность, которую Вы даете нашим детям. Увиденное потрясает! Огромное спасибо, ваш праздник - чудо!" (Ирина Платицина, родительница); "Ваш праздник - волшебство! Какие дети, какие педагоги! Сколько сердечности теплоты! Спасибо за наших детей и прекрасный вечер" (Елена Молчанова, родительница).
   Организаторы выразили уверенность, что такие вечера станут еще одной доброй традицией на Новомосковской земле.

Служба информации Новомосковского благочиния

   По материалам МБОУ СОШ N 23
  
  

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКУ - БОЖИЯ ВОЛЯ

   Проект по выпуску универсальных электронных карт (УЭК) переходит в новое качество. Сообщения о трансформации УЭК в "Электронный паспорт" напоминают сводки с мест боевых действий. Первые УЭК производители так и окрестили - "боевиками"
   31 июля 2012 года началась выдача карт в четырех субъектах РФ. Были собраны заявления "добровольцев" для выпуска шести тысяч карт. Получателями стали сотрудники органов государственной власти и банков.
   Глава Минкомсвязи Никифоров 5 сентября заявил: "Минкомсвязи и Федеральная миграционная служба (ФМС) разработали проект внедрения в РФ общегражданского паспорта нового поколения". Новый документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, будет представлять собой пластиковую карту с чипом, на котором будет записана информация о граждане. Планируется, что карту можно будет использовать для электронных безналичных расчетов. Новый проект будет увязан с проектом УЭК, поэтому последний подвергнут изменениям. По мнению Минкомсвязи, новую карту должен будет выдавать федеральный орган власти. В министерстве считают, что это должна быть ФМС, которая неоднократно выступала против использования УЭК в качестве документа, удостоверяющего личность. ОАО "УЭК", являющееся частной коммерческой структурой, не наделено таким правом. Данное полномочие принадлежит ФМС.
   12 сентября 2012 года у вицепремьера Суркова состоялось совещание, на котором обсуждались проблемы внедрения УЭК. Говорилось, что, несмотря на неготовность регионов, с 1 января 2013 года необходимо начать выпуск карт по заявлениям граждан. ОАО "УЭК"должно выпустить на старте до 150 тысяч карт. Наработки по УЭК будут применяться при создании электронного паспорта. ОАО "УЭК" должно до 1 декабря 2012 года передать наработки по карте в ФМС, которая до 1 марта 2013 должна будет подготовить законопроект об электронном паспорте.
   Глава департамента информационных технологий Федулов считает, что закон в окончательной редакции появится не раньше осени 2013 года, а выдача паспортов, по "самому оптимистичному варианту", начнется не ранее 2015 года: "Скорее всего, будет последовательная замена паспортов. Они будут выдаваться тем, кто получает их впервые, будут выдаваться на замену и по желанию. Сплошной замены для всех не будет".
   Таким образом, государство не только придало ускорение проекту УЭК, но и установило срок его окончания. Стартовав 1 января 2013 года, проект, по планам чиновников, завершится уже в 2015 году при внедрении электронных паспортов. 21 сентября премьер Медведев заявил, что в России необходимо создать универсальную электронную систему идентификации граждан. "Карта должна индентифицировать человека", - отметил он. Это знаменательные слова, ибо по сей день в отписках чиновников говориться о том, что "карта имеет соответствующий номер, идентифицирующий не человека, а саму карту". На самом же деле уникальный идентификатор присваивается именно человеку.
   Замена христианского имени на цифровой код абсолютно неприемлема для православных. Для многих христиан это равносильно отречению от имени, которое получено во Святом Крещении, что напрямую связано с исповеданием веры. Об этом говорил отец Кирилл (Павлов) еще в 2001 году: "Присвоение номеров людям - это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, он намек ему имя. Наречение имени человеку - это Божия воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться".
   УЭК, или "электронный паспорт" всемирного стандарта, - это последний этап перед полным упразднением наличных денег и внедрением апокалиптического "начертания", когда индентификационный чип из пластиковой карты будет перенесен непосредственно под кожу человеку.
   Русская Православная Церковь последовательно выступает за сохранение богоданной свободы личности. Еще в 2004 году Архиерейский Собор обратился к президенту России с посланием, в котором было заявлено: "Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа".
   В проекте документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности" говорится: "Русская Православная Церковь убеждена, что люди вправе не принимать любые новые технологии и символы, которые, в свою очередь, не должны быть безальтернативными и принудительными. Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих правовых актах системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и места рождения, места жительства), а также традиционными документами, удостоверяющими личность, не содержащими элементов автоматической идентификации".
   Недавно по ходатайству митрополита Кишеневского и всея Молдовы Владимира парламент республики разрешил верующим отказаться от электронных паспортов. Были приняты поправки в закон об удостоверениях личности. Сейчас желающие получают бумажные паспорта традиционной формы, которые позволяют совершать все юридически значимые действия на территории Молдавии. Единственный "минус" - по этим паспортам нельзя выезжать в страны Запада. Пожалуй, для православных невелика потеря.
   Есть надежда, что и в России появится такой документ для православных, не желающих входить в новую всемирную систему идентификации. Господь ждет наших молитв и действий, а священноначалие готово нам помочь.
   В.П. ФИЛИМОНОВ, эксперт Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества

Православный С-Петербург. 11 2012

***

   Вопрос, связанный с получением универсальной электронной карты очень серьезен, и нельзя воспринимать это легкомысленно. Если человек согласится поменять свое имя на номер, то в дальнейшем никто не будет спрашивать согласия человека, когда идентификационный чип из пластиковой карты будет перенесен непосредственно под кожу человека.
   Международное общественное движение "За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов" сообщает, что москвичи написали более десяти тысяч заявлений от отказе от получения универсальной электронной карты.
   Такие действия необходимо проводить повсеместно. Недопустимо обезличивания человека, присваивание ему номера, вместо имени. Наречение имени человеку - Божья воля. По вопросам приобретения образцов заявлений об отказе от УЭК звонить по контактному телефону: 89156875247 после 18 часов.

Редакция.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ

   Исцеление прокаженного (8.1-4)
   Христос Спаситель сошел уже с горы, а Его слушатели все еще не отходили от Него: им было жаль расстаться с дивным Учителем. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. "Обрати внимание на мудрость Владыки (св. Златоуст), - как разнообразно Он устраняет пользу предстоящих, когда переходит то от чудес к словам, то от слов к чудесам. Прежде чем Он взошел на гору, исцелил многих, пролагая этим путь к проповеди, а после окончания этой продолжительной беседы опять возвращается к чудесам, чтобы самым делом подтвердить сказанное Им. Он учил, как власть имеющий, и вот, чтобы образ Его учения не сочли тщеславным и высокомерным, Он тоже самое подтверждает и делами, и как имеющий власть, исцеляет болезни". И вот, подошел прокаженный, и кланяясь Ему, повергаясь ниц перед Ним с сердечным воплем сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить.

0x01 graphic

   Проказа - самая отвратительная и притом неизлечимая болезнь. Лицо больного опухает, нос высыхает и обостряется, глаза слезоточат, голос сипнет, волосы выпадают, все тело покрывается гниющими язвами, слюна течет зловонная, пальцы на руках и ногах постепенно отпадают, человек делается похож на отвратительный труп... И с этой болезнью, медленно приближаясь к смерти, человек может прожить 30-40 лет. Болезнь заразная, и потому закон Моисеев предписывал удалять прокаженных из семей, и они жили за чертой селений в убогих хижинах. При встрече здорового человека, больной должен был издалека кричать ему: нечист, нечист!.. И вот один из таких из таких несчастных бросился навстречу грядущему с горы Господу и стал умолять Его: "Господи, если хочешь, можешь меня очистить". Велика вера, велико смирение и благоразумие прокаженного! Он не прервал учения (св. Златоуст), не старался протесниться сквозь собрание, но дождался удобного времени, и подходит уже тогда, когда Христос сошел с горы. И не просто, но с великим усердием, как говорит другой евангелист (Мр. 1,40), на колена припадая перед Ним, просит Его с истиной верой. Не сказал: если помолишься Богу, или попросишь Бога, но - "если хочешь, можешь меня очистить". Не сказал даже: "Господи, очисти", но все препоручает Ему.
   И эту Свою Божественную власть Господь проявляет самим делом: И с любовью Иисус Христос, простерши руку, - все освящающую Свою руку, Иисус как Господь самого Закона, вопреки букве этого закона, коснулся его, и ободряя его веру, исполняя его смиренную просьбу, властно как Всемогущий, отвечал ему теми самыми словами, какими была выражена его просьба и сказал: хочу, очистить. И за Его словами последовало и дело. И он тотчас, от прикосновения святой руки Господа, очистился от проказы.
   "Природа, - говорит св. Златоуст, - получив повеление, повинуется, и повинуется с большей скоростью, ибо слово тотчас не выражает той скорости, с какой совершилось дело. Но для чего Спаситель, очищая его хотением и словом, еще прикоснулся рукой? Для того, чтобы и этим показать, что Он выше Закона, и что для Чистого нет ничего нечистого. Елисей даже не посмотрел на Неемана, и строго соблюдая Закон, послал, сам остался дома, а его послал к Иордану омыться. Но Владыка в доказательство, что Он исцеляет не как раб, но как Господь, прикасается. Ибо рука от прикосновения к проказе не сделалась нечистой, между тем тело прокаженного, от святой руки стало чисто. Христос пришел уврачевать не только тела, но и души. Как не запрещал он есть неумытыми руками, так и здесь учит, что надо заботиться о душе, и оставив внешние телесные очищения, надлежит очищать и страшиться собственной душевной проказы, которая есть грех. Телесная проказа нимало не препятствует добродетели. Он Сам первый прикасается к прокаженному и никто не обвиняет Его. Он нарушает букву Закона, который считал прикосновение к прокаженному осквернением; но в то же время раскрыл дух Закона, по которому милость лучше жертвы. - И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди - немедленно - покажи себя священнику. Господь знает, что наше грешное сердце иногда бывает склонно хвалиться без нужды, ради одного тщеславия, говорить о чудесах Божиих, явленных над нами, и в таком случае запрещает разглашать о них. И в то же время не препятствует благодарному сердцу возвещать дела Божии во славу Божию.
   "А для чего, - вопрошает св. Златоуст, - Господь приказал исцеленному показаться священнику и принести дар?" Для того, чтобы исполнить Закон. Древний Закон требовал, чтобы очистившийся прокаженный представлял священнику доказательство своего очищения, и только по суду священника был принимаем в число чистых. Доколе священник не объявлял, что он чист, дотоле он оставался еще с нечистыми вне стана. Вот почему Спаситель и сказал: покажи себя священнику. И принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Не сказал: принести дар, который Я повелел, но до времени отсылает к Закону, чтобы иудеи не сказали, что Он предвосхитил у священников славу, - посему дело совершил Сам, а испытание представил священникам и их определил судьями Своих чудес.
   Поступает так только тот, кто почитает закон, уважает Моисея и не противится древним постановлениям. Господь хотел показать, что Новый Завет не противоречит Ветхому, и Он совершивший ныне исцеление, есть в то же время и Давший самый Закон.
   Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея.
   Епископ Мефоди й (В. Н. Кульман)
  
  
   ПРАВОСЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ "СВЕЧЕНЬКА".
  

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛОГИКА О ВОЛЕ БОЖИЕЙ О РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ

   Часто супруги, обращающиеся ко мне, делятся своим беспокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие - стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь Божественному промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях. Помню одного моряка, который женился, будучи восемнадцати лет от роду! И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им когда - то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно они разбогатели и стали жить хорошо.
   Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчет Бога. А другие супружеские пары говорят: "Нынешняя жизнь нелегка. Пусть у нас будет один ребенок - и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!" - и не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог "сердоболен". Ему легко перестать давать супругам детей, если он увидит, что их вырастить им уже не под силу.
   Многие стремяться вступить в брак, не думая о том, что рождение детей и их воспитание в христианском духе должно быть целью супружеской жизни. Люди не хотят иметь много детей, чтобы не обременять себя хлопотами, а потом держат в своих квартирах собак и кошек. Мне рассказывали, что сейчас в Америке вместо собак люди держат в домиках свинок очень дорогой породы. Эти свинки остаются маленькими, не вырастают. Их специально вывели такими, чтобы можно было держать их в квартирах. Люди не хотят заводить детей, потому что им хлопотно мыть их, ухаживать за ними. А поросят они что - не моют? Собака - ладно: она, по крайней мере, сторож. Но держать в доме свинью! Страшное дело! Будучи в Австралии, я видел дом престарелых для собак и кошек. Там было даже кладбище для животных! Все идет к тому, что люди будут разводить мышей и закатывать их в консервы, чтобы кормить кошек, а зайцев и кроликов будут разводить и закатывать в консервные банки, чтобы кормить собак! А в это самое время другие люди будут умирать от голода. И погляди: если кто-то убьет собаку, не исключено, что он заплатит за это денег больше, чем если бы убил человека. Конечно, зависит от того, кому этот пес принадлежит. До чего же мы дошли!.. Человек в наши дни стоит дешевле, чем собака.
   Я удивляюсь тому, что говорят некоторые духовники. Как-то раз ко мне в каливу пришли паломники и спросили меня: "Геронда, разве святой Иоанн Златоуст где-то пишет, что супруги не должны рожать детей?" - "Что вы такое городите? - удивился я. - Где вы такое услышали?" - "Да вот, - говорят что отец такой-то нам сказал". Встретив этого отца, я спросил у него: "ты что, правда такое сказал?" - "Да", - ответил он. "Где же ты такое вычитал?" - "Святой Иоанн Златоуст говорит об этом в своем "Слове о девстве", - ответил он мне. "Слушай-ка, - говорю я ему, - у святого Иоанна Златоуста такого не читал, святой таких вещей говорить не может. Он имеет в виду что-то другое. Принеси книжку, чтобы я посмотрел, что там написано". Приносит он книгу и показывает место. Начинаю читать и вижу, что святой пишет следующее: "Сейчас люди умножились и возможность жить в девстве у вас тоже есть: это не как раньше, когда люди должны были оставлять после себя потомков". То есть святой не говорит "не рожайте детей". Но этот батюшка настаивал на своем. Священник, имеющий богословское образование, а несет такую чушь! Ему хочется представить себя начитанным, показать, что он - исследователь богословского наследия Иоанна Златоуста, чтобы люди считали его хорошим духовником. Знаете, какой вред наносят такие извращенные толкования людям, которые хотят успокоить свои помыслы?
   Для многих людей, живущих по-мирски, семья сегодня лишена смысла. Поэтому такие люди не вступают или же, вступив в него, избегают деторождения либо убивают детей абортами и таким образом сами истребляют свой род. То есть не Бог уничтожает людей - люди уничтожают себя сами. Тогда как люди верующие соблюдают заповеди Божии, приемлют Божественную благодать, поскольку Бог, если можно так выразиться, обязан помогать им в трудные годы, которые мы переживаем. Мы видим христиан, имеющих семьи, которые воспитывают своих детей со страхом Божиим - сколько бы детей Он им ни дал. И все дети таких родителей уравновешенны, радостны. Эти дети - благословение Божие. Они вырастают хорошими, старательными людьми. Мы вот все говорим: что же будет с миром? - Но одновременно видим, как благодатью Божией сейчас набирает силу подрастает доброе поколение. Диавол старается все разрушить, но и Благий Бог тоже трудится. Он не допустит того, чтобы наш народ исчез с лица земли.
  
  

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

   - Геронда, ответственность за воспитание детей несут одни лишь родители?
   - Главным образом - родители. Ведь от того, какое воспитание они дадут детям, зависит, станут ли те хорошими священниками, хорошими педагогами и так далее. Потом, в свою очередь, они тоже будут помогать детям - и своим собственным, и всем остальным. Надо сказать и о том, что большую ответственность за воспитание детей несет не отец, а мать.
   Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если они помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и в свою очередь будет помогать обществу: станет ли он служить в церкви, войдет ли в органы власти или займет еще какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски. Ведь сейчас все идет к тому, чтобы не осталось даже закваски. А если ее не останется, то к чему это приведет?
   Родители, рождая детей и давая им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению. Ведь если человек не возродится духовно, его ждет адская мука. Впоследствии родителям следует возложить на учителей то, что они сами не могут сделать для своих детей. Поэтому наша Церковь и молится "о родителях и учителях". Однако есть и духовные отцы. Эти люди могут не иметь собственных детей, но их помощь в воспитании детей более результативна, потому что они трудятся над их духовным возрождением.
   Я хочу сказать, что все - каждый по-своему, каждый своим примером - должны помочь тому, чтобы дети духовно возродились, чтобы они мирно прожили в жизни сей и пошли в Рай. Если дети станут духовными людьми, то им не требуются ни сдерживающие зло законы, ничего подобного: "Праведникам закон не лежит". Закон предназначен для беззаконников. Духовная власть стоит выше, чем власти человеческие.
   По материалам книги старца Поисия Святогорца "Слова" том IV Семейная жизнь 2004 г.

СТРАНИЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Гора избавления

   Гора Эверест достигает высоты 8 848 метров и расположена в горной цепи Гималаев. Но сейчас мы хотим рассказать тебе об одной из гор, упомянутых в Библии. Может быть, ты уже знаешь ее. Это гора Арарат, и мы будем называть ее Горой избавления.
   Бог рассказывает нам в Своем Слове - Библии - о страшном событии. Эта история записана в книге Бытие 6 - 9 главах.
   Люди стали очень грешными, потому что их сердца были испорчены и все их поступки были злыми. Они не боялись Бога и не спрашивали, чего Он хотел. Каждый вел себя так, как ему нравилось. Наконец Бог разгневался и сказал: "Я истребляю всю жизнь на поверхности земли - людей и животных, и птиц в воздухе".
   Как это трагично для нас, если Бог не с нами!
   В то далекое время жил благочестивый человек по имени Ной. Он жил с Богом, и Бог был доволен им. Мы читаем в Библии, что Ной был праведный человеком. Бог не нашел в нем ни одного порока. Ной жил в постоянном общении с Богом.
   Бог благословил Ноя тремя сыновьями. Их звали Сим, Хам и Иафет. У каждого из них была жена. Вся семья Ноя состояла из восьми человек.
   Однажды Бог дал Ною необычное повеление: "Сделай себе ковчег, ибо Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всю жизнь под небесами, потому что развращение человека стало великим".
   Этот ковчег должен был иметь внутри три этажа, одно отверстие в крыше и одну боковую дверь. Ной должен был осмолить весь ковчег смолой внутри и снаружи, чтобы вода не смогла проникнуть внутрь.
   Это было большое судно со многими комнатками. Его длина составляла 133 метра, ширина 22 метра, а высота 13 метров. Трудно вообразить себе, как велики были его размеры. Для постройки ковчега нужно было множество инструментов и огромное количество строительного материала.

0x01 graphic

   Ной и его сыновья работали день и ночь, чтобы закончить строительство ковчега. Это была трудная и утомительная работа. Никто из людей не помогал им. Они только смеялись над ними и говорили: "Посмотрите на этого глупого человека! Он на суше, на горе, строит большой корабль. Здесь нет никакой воды, и море далеко отсюда. Он просто сумасшедший!"
   Но Ной строил ковчег, потому что Бог приказал ему делать это, и Ной повиновался Богу.
   Через некоторое время ковчег был готов. Как ты думаешь, кто вошел в ковчег и жил в нем? Бог сказал Ною: "Войди в ковчег со своей женой, своими сыновьями и их женами. Принеси всякую пищу для себя и своего семейства, а также корм для животных, которые войдут в ковчег вместе с тобой. Возьми с собой по одной паре от всякой вида животных, которые живут на поверхности земли, а также из птиц небесных. Ковчег будет убежищем для них".
   Ной послушался Бога и сделал все так, как Он приказал. И животные входили в ковчег пара за парой.
   Когда люди и животные были в ковчеге, Бог Сам закрыл за ними дверь.
   После того, как семья Ноя расселилась в ковчеге и животные успокоились, поднялась сильная буря. Дождь лился на землю рекой. Открылись все подземные источники, и вода стала подниматься все выше и выше.
   Люди были испуганы, они подходили к ковчегу и говорили: "Прав ли был Ной? Где он теперь? - конечно же, в ковчеге, который он построил по приказу Бога".
   Люди кричали: "Ной!.. Разреши нам войти в твой ковчег! Открой нам дверь и впусти нас!" Люди были охвачены ужасом. Ной хотел помочь им, но дверь была заперта, и никто из тех, кто не верил в Бога и не слушался Его, не мог войти. Бог Сам закрыл дверь так, чтобы Ной не мог ее открыть.
   Дождь лил с неба 40 дней без перерыва. Вода все поднималась, и ковчег поднимался вместе с ней.
   Она поднималась над домами, деревьями и горами. Вода покрыла самую высокую гору и на семь метров.
   Это был самый страшный потоп, который когда-либо был на земле.
   Что же произошло с людьми, которые не поверили Слову Божьему и не вошли в ковчег? Что произошло с животными, которые остались на поверхности земли? Они все искали какое-либо место или убежище, чтобы спастись.
   Может быть ты думаешь, что они могли быть в безопасности в какой-нибудь башне или где-нибудь на вершине горы? Очень жаль, но ничто не могло их спасти. Все они утонули. Это очень трагично!
   Люди могли бы спастись от этой страшной смерти, если бы они слушали Слово Божье и повиновались Ему.
   Но пришло время, когда было слишком поздно раскаиваться. Жизнь без Бога всегда ведет к смерти и погибели.
   Знаешь ли ты, что дальше говорит об этом Библия?
   150 дней вода оставалась на той же высоте. Эти дни тянулись очень долго для Ноя и его семейства. Как счастливы и благодарны они были, когда Бог вспомнил о них и закрыл источники, прекратил дождь и послал ветер. Вода пошла на убыль, и неожиданно ковчег натолкнулся на что- то и остановился.
   Что случилось? На что натолкнулся ковчег? Ковчег остановился на горе Арарат. Хорошо, что в крыше ковчега было отверстие. Через него Ной мог наблюдать за водой, которая опускалась все ниже и ниже. Через некоторое время он смог увидеть вершины гор.
   Когда прошло сорок дней, Ной открыл окно и выпустил ворона, который летал взад и вперед до тех пор, пока земля не осушилась. Тогда он выпустил голубя, но тот вернулся к Ною в ковчег. Так Ной узнал, что вода все еще покрывала землю.
   Ной подождал еще семь дней и выпустил голубя во второй раз. На этот раз он вернулся со свежесорванным масличным листом в клюве. Так Ной узнал, что вершины деревьев теперь были над водой. Как тяжело было Ною и его семейству ждать того момента, когда они смогли бы выйти из ковчега - ведь они прожили в нем уже целый год!
   Ной подождал еще семь дней и выпустил голубя в третий раз, но теперь он уже не вернулся. Это было хорошим знаком. Земля была действительно сухой, и радость в ковчеге была великой.
   Когда же Бог откроет дверь ковчега? Когда же Он прикажет Ною и его семейству оставить судно? Все они с волнением ожидали этого момента. Как трудно им было ждать так долго! Но Бог знал время, когда Ною и его семейству нужно было выйти на землю. Наконец, наступил тот день, когда они смогли оставить ковчег. Бог сказал Ною: "Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сыновей твоих с тобою. И выведи с собой всех животных, которые с тобою".
   Это был поистине счастливый день для людей и животных! Жизнь вернулась на землю. Животные и птицы были рады своей свободе. Они распространились по всей земле. Несмотря на свою малочисленность, они размножились и наполнили землю.
   Что сделал Ной и его семейство? Ной и его семейство благодарили Бога за то, что Он спас их от потопа. Они убедились, что слушаться Бога - мудро, и что послушание всегда приносит нам благословение. Чтобы выразить свою благодарность Богу, Ной устроил жертвенник из больших камней. Он положил на жертвенник дрова и принес в жертву Богу некоторых животных. Бог был доволен Ноем, благословил его и его сыновей и обещал, что не будет больше посылать потоп на землю и не будет больше истреблять всю жизнь на земле. В качестве знамения Бог дал радугу в облаках, чтобы напоминать нам о Своем обещании.

СЛОВО С БОЖИЕЙ МАТЕРИ

   Человек есть дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешние действия, и чувства его невольно выражаются внешним образом. Вот это свойство души - возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображения, - и дало повод к возникновению почитания икон. Богоматерь знала, как пусто и холодно будет без Нее по уходе Ее из мира, и вот Она решилась в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений своих и обещала, что с этими изображениями- иконами Ее пребудет всегда Ее благодать.
   Люди искали новыми и новыми изображениями выразить переполнявшее их чувство восторга и любви к Пречистой Деве. В тихих кельях монахи-иконописцы изображали на темных досках в несовершенном по живописи, но дышащем верой и умилением образе лик Пречистой Богородицы.
  
  
  

Однообразен цвет икон,

И дремлет краска вековая...

Но в этом греческом письме,

Но в этой простоте старинной

Есть тайна, внятная душе,

С приветом для мольбы невинной!..

На сердце, сжатое тоской,

Они наводят умиленье,

Они шлют горестям покой

И укрощают дум волненье.

  
   Е. Поселянин "Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон".
  
  

"ГОРНИЦА"

ПОЧЕМУ СТРАДАЕТ ЧЕЛОВЕК?..

   Испытывая боль и страдания, человек начинает понимать, как он несовершенен и хрупок в этом мире и что рано или поздно ему предстоит отсюда уйти.
   Человек - это дух, душа и тело. И эта иерархия отражается во всей его жизнедеятельности, в том числе в различного рода болезнях, посещающих его жизнь. Болезни в области духовной обязательно сказываются на психике и соматике человека.
   Нарушая заповедь Божию, человек приводит в расстройство целостность своего организма, как бы включая механизм внутреннего самоуничтожения. И возникающая здесь боль - часто сигнал о том, что не все у нас в порядке, что мы сбились с правильного пути.
   Например, в случае алкоголизма и наркомании. Ужас и сила страданий этих несчастных буквально вынуждают их искать выход. Нередко и сам поиск бывает болезненным, и это в силу того, что человек ищет как бы впотьмах, идет ощупью, спотыкаясь, падая и снова вставая. Когда же найден этот выход из тупика, из отчаянного положения, то человек уже не может быть неблагодарным той боли и тому страданию, которые побуждали его к активным действиям, заставляли неутомимо стучаться в двери милосердия Божия. "Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7,7), - учит нас Святое Евангелие, и каждый искренне ищущий не будет оставлен. Выходит, что алкоголику и наркоману просто полезно, буквально необходимо чувствовать боль и помнить муки похмелья и ломки - они могут остановить его от срывов, напомнить о грядущих вечных муках.
   По причине возникновения все существующие болезни можно условно разделить на две группы.
      -- Болезни, возникающие в силу нарушения естественных законов природы.
      -- Болезни, возникающие в силу нарушения духовных законов Вселенной.
   К первой группе относятся заболевания, вызванные, например, неправильным питанием, переохлаждением или перегревом, переутомлением и т. п.
   Ко второй группе относится болезни, вызванные нарушением заповедей Божиих.
   Если в лечении естественных болезней врачебная помощь может быть довольно успешна, то болезни, возникшие в результате греховных действий, медицинскому лечению не поддаются.
   Вот что об пишет святитель Василий Великий: "Болезни бывают от вещественных начал, и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни как наказание за грехи, и здесь нужно терпение и покаяние; бывают болезни для борения и низложения лукавого, как у Иова, и в пример нетерпеливым, как у Лазаря, и святые терпят болезни, являя всем смирение и предел общего всем человеческого естества. Итак, не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему, но проси у Бога познания причин наказания, а потом избавления от немощи, терпя сечения, прижигания, горькие лекарства и все врачевство наказаний".
   "Причина болезни - грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость", - говорил преподобный Ефрем Сирин. И вместе с тем, по словам святого апостола Петра, болезнь часто уводит человека от грехов: "Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 Пет.4,1-2).

0x01 graphic

   По мнению митрополита Антония Сурожского, есть очень хрупкие души, которые окружающий мир может разбить, искалечить. Бог ограждает такую душу пеленой безумия или какого-то отчуждения, непонимания. Душа зреет в тишине своего внутреннего мира и вступает в вечность зрелой, созревшей. А иногда этот "покров" снимается, и человек выздоравливает.
   Болезнь, по мыслям святых, не позволяет зарождаться страстям: "Всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас", - пишет святой Тихон Задонский. "Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавлялись от страсти душевной", - указывает Иоанн Лествичник.
   Болезнь через молитву приближает болящего к Богу: "В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой", - увещевает святой Нил Синайский. Мучения больного подвигают и ближнего на сострадание и молитву.
   Болезнь нередко вменяется терпеливому страдальцу вместо подвига: "Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более". - утверждал святой Серафим Саровский. Болезнь имеет силу смягчать сердца и заставляет осознать свою немощь. Порой только сами тяжело болея, находясь в состоянии беспомощности и страданий, мы в полной мере начинаем ценить человеческое соучастие и заботу. 2святитель Афанасий Великий, пришедши к святому Нифонту, лежащему на смертном орде, и сев возле него, спросил его: "Отче! Есть ли какая польза от болезни?" Святой Нифонт отвечал: "Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов".
   То есть болезнь при правильном к ней отношении может принести человеку немалую пользу.
   Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.
   Господь попускает людям болезни и скорби:
      -- За грехи: для их искупления, для изменения порочного образа жизни, осознания этой порочности и понимания, что земная жизнь - это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет для тебя, зависит от твоей земной жизни;
      -- Часто за грехи родителей болеют дети (чтобы горе сокрушило их безумную жизнь, заставило задуматься и измениться). В этих случаях, как жестоко ни казалось бы это современному секулятивному (то есть безразличному к религии) человеку, воспитанному в духе гуманизма (духе, обожествляющем тело и ставящем его потребности и желания превыше всего), но правдиво звучат слова: болезнь таким людям для спасения души необходима! Ибо прежде всего заботится Господь о спасении вечной души человека, а для этого человека должен стать новым существом , таким, каким он был задуман Богом, для чего он должен измениться, очиститься от страстей и пороков. Во главе жизни должны стоять Бог и заповеди Христа, а не временное, преходящее здоровье, благополучие, обилие пищи и одежды.
      -- Ввиду особого жизненного призвания ребенка;
      -- Часто для воспитания нашего смирения и терпения, столь необходимых для вечной жизни;
      -- Для недопущения к злым и гибельным поступкам. Есть такая притча о Господе. Однажды Иисус Христос шел с учениками по дороге, и увидели они безногого от рождения , просящего милостыню у дороги, и спросили ученики, почему нет ног у него. Христос ответил: "Если бы у него были ноги. Огнем и мечом прошел бы он всю землю";
      -- Зачастую, чтобы малой неприятностью избавить нас от большей. Ибо если бы в данной ситуации мы оставались здоровы и действовали как обычно, с нами могло бы случиться какое-то большее несчастье, а так, вырывая нас болезнью из обычного хода жизни, Господь сберегает от него.
  
   Протоиерей Алексей Мороз, Православный С-Петербург "Горница"
  
  

ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

  

Тайна нашего спасения по молитвам Архангела Михаила.

   Проповедь, произнесенная достойно чтимым Тимофеем, патриархом Александрийским, к празднику Чуда Архистратига Михаила 19 сентября, возвещающего великую милость, дарованную от Бога человекам:
   "Мир Божий да снизойдет на вас, братья. Расскажу я вам, что случилось со мною, Тимофеем, рабом Иисуса Христа. Однажды я отправился ко Святому Животворящему Кресту и гробу Господню и ко всем святым местам, по которым проходил Господь наш Иисус Христос. Зашел я в дом святого Прохора, любимого ученика евангелиста Иоанна Богослова. Здесь я нашел книгу, писанную Прохором. В этой чудной книге я прочитал следующее великое утешение Иоанна Богослова.
   "Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия, который открывал мне Небесные тайны о людях. И вот я услышал шум, подобный шуму многих вод, падающий с большой высоты. Когда мы с Ангелом подошли ближе, то я увидел огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников. Я спросил моего проводника, и он объяснил мне, что это за лютая бездна. Мы увидели огромное пламя, исходящее из этой преисподней - с облаком огромного дыма над ней. Пламя бурлило и с шумом поднималось на 300 метров в высоту. Мерзкие черви, величиной с гадюку, ползали по телам грешников в этом озере-бездне. О. Иоанне, друже Божий, мучение, которое мы видели сейчас, страшнее всех казней. Это огненное озеро может вместить в себя -весь мир. Глубина его бесконечна: черви-змеи, которые грызут тела грешников, заставляют их подниматься вверх. Иоанн горько заплакал о гибели человеческих душ. "Не плачь, Иоанне, друже Божий, не плачь, скоро ты увидишь великую радость - великое благоволение к Архистратигу Божию Михаилу у Господа".
   В это время я увидел в чудной красоте самого Архистратига Михаила, который в прекрасной ладье из Херувимов и Серафимов в сопровождении множества Ангелов, святых, пророков и мучеников, приближался к огненному озеру. Все они были облечены красотой неописано. Скоро Ангелы приблизились к грешникам, преданным на казнь. Тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться, омерзительные животные исчезли. Когда все утихло, Архангел Михаил погрузил свое белоснежное крыло в озеро - вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. Потом опустил то же правое крыло во второй раз - и вывел из озера еще больше душ, чем в первый раз. Тогда Херувимы и Серафимы простерлись ниц перед ним и стали просить его погрузить крыло - в третий раз. Архистратиг Михаил устремил свой благой молящий взор ко Господу, вознес горячие сердечные молитвы о спасении страдающих за свои грехи. Потом снова погрузил в озеро белоснежное крыло и вывел бесчисленное множество - новых душ. Тогда Ангелы и святые, с великой радостью приняв эти души, омыли их водою Благодати, умастили их благоуханием радости и поставили перед лицеем Божиим. В тот час, из завесы Господней исшел глас:
   "Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Девы, и всех Моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего - введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя. Аминь". При этом страшном и святом деянии святой Иоанн подивился состраданию Михаила Архангела.
   Ангел сказал: "Знай Иоанне, друже Божий, что чудо, которое ты видел, повторяется ежегодно 6/19 сентября, в честь праздника его вождя Небесного воинства - за великую победу, которую он одержал над силами сатаны. Когда иудеи безжалостно пригвоздили Спасителя ко Кресту, Михаил Архангел был в такой скорби, что небо и земля поблекли, не умея перенести ее. Когда Господь наш Иисус Христос восстал из гроба, именно Михаил Архангел отвалил камень и принес благую весть женам-мироносицам. Он удержал сатану в геене и отнял все, что у него было. Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках. Господь наименовал ему чины небесных сил безплотных и позволяет ему ежегодно 6/19 сентября и 8/21 ноября в сопровождении Ангелов и святых приближаться к душам, осужденным на мучения.
   Архангел Михаил помогает спастись тем, кто совершил милостыни во имя его, а также во имя мучеников и святых. Архистратиг Михаил предстательствует за них, ибо святые претерпели скорбь и страдание во имя Господне. Он навсегда освобождает от казни тех, за кого приносятся жертвы и молитвы. Архангел Михаил не перестает творить Божию милость каждый год 6/19 сентября и в свой день 8/21 ноября - что будет продолжаться до скончания времен. В эти знаменательные дни он падает, преклонив колени перед завесой Божией, повергается ниц и молится о душах, находящихся в страшных муках ада до тех пор, пока Бог не благоволит помиловать тех людей, о которых особенно усердно молятся на земле, подавая за них щедрую милостыню. Молится он и о всех живущих на земле. В святые его праздники все Ангелы собираются вокруг Архангела Михаила у завесы Божией.
   По благословению Божию, Архангел Михаил подходит, облеченный в одежды благости и милосердия и возвещает всем, что Бог еще раз умилосердился над миром. Ты видел теперь, Иоанн, что не будет забыт у Бога, каждый кто совершит дело милосердия во имя Архистратига Михаила, либо кто потрудится переписать книгу сию, где находится это описание, и будет читать ее другим. Или кто поставит свечу или зажжет светильник, лампаду или воскурит ладан, или сделает честное какое-нибудь приношение во имя Архангела Михаила. Он не забудет благотворившего, и наградит благочестиво. Если кто окажет милосердие бедным по своим средствам, а по смерти из-за греховной жизни будет ввержен ад, Господь не забудет его добро и, предстательством Архангела Михаила спасет его. Если кто-либо пожелает записать эти слова, то написанное надо хранить дома с благоговением. Ни пуля, ни змей, никакая вражия сила не сможет навредить этому человеку или его дому. Ни червь, ни саранча, никакая пресмыкающая сила не сможет принести вред саду или огороду его. Список этот послужит ему оружием и ограждением во всех бедах ибо сила слов велика и чудесна. Да хранит вас Господь и архангел Михаил. Вот что рассказал мне святой Ангел Божий.
   Потом он отвел меня на гору Элеонскую, а затем оставил меня, а затем оставил меня, взлетев на Небо. Я много удивился и прославил Бога и Архангела Михаила".
   Этот рассказ найден мною в доме Прохора, ученика Иоанна Богослова.
   Услышав это откровение любимого ученика Христова и евангелиста Иоанна Богослова, мы не должны пренебрегать им, не переставая преуспевать в молитве, бдении и милостыне во имя Христа. Будем творить милостыню и во имя Архистратига Михаила - да избегнут вечных мучений наши усопшие и мы грешные. Да обретут все любящие и почитающие Архангела Михаила - великое милосердие у Бога. Аминь.
   Молитва святому Михаилу Архангелу
   О, Господи, Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъятии от враг моих видимых и невидимых! О, Господень Архангел Михаиле, излей миро благостыни на раба своего (имя). О, Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе небесных сил, Херувим и Серафим! О, Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, скорбях, в печалях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всяких прелести диавольския, егда услыши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и Святых Апостолов, и Святого Николая Чудотворца, Святого Андрея Юродивого и Святого Пророка Божия Илии, и Святых великомучеников Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.
   О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (Имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего ( имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  
   Также можно молиться за всех своих близких (дети, муж, жена, родители) ежедневно называя их имена по крещению. Желательно делать это каждое утро.
   Кто читает сию молитву каждодневно, не прикасается к нему ни диавол, ни злой человек, и лестию не соблазнится сердце его, и ада преисподняго избавится.
  
  

Верный путь

   Православие и Россия. Для большинства людей в течение веков эти понятия были связаны неразрывно. Православие стало своеобразной визитной карточкой, важнейшим символом нашей державы!
   Но времена меняются. Меняются и взгляды. Сейчас уже многие спрашивают себя: а разумно ли поступили в 10 веке наши предки, приняв православие?
   Давайте и мы поставим перед собою этот вопрос. А при анализе постараемся (следуя своей старой традиции!) оставаться до конца объективными.
  
   Искания.
   Для того чтобы правильно оценить поступок какого-либо политического лидера, необходимо хорошо изучить обстановку, в которой он работал. Особенно, если этот поступок коренным образом менял курс крупного государственного образования! Давайте вспомним, что представляла собой Русь в далеком 10 веке. И как она формировалась.
   К седьмому веку часть германоязычных ругов (их восточная ветвь, осевшая на берегах Днепра) слилась со славяноязычными антами. Возникла своеобразная общность, которая получила наименование "поляне". В конце 9 века к ней начали примешиваться викинги. (Которые к этому времени успели прибрать к рукам Новгород). Результат: возникает очередной союз, который подчинил несколько крупных славянских племен и начал регулярно получать с них дань. По нашим летописях он известен как "Русь". Не следует, однако, думать, что славянские народы были ассимилированы, поглощены. "Наоборот интенсивная метисация идет к 10 в., между победившими руссами и славянами, киевскими и новгородскими, причем торжествуют славянские обычаи и язык". Конечно, с Гумелевым, слова которого мы здесь привели, в чем-то можно поспорить, но остается фактом: возникшее в конце девятого века на берегах Днепра государство было славянским!
   И это можно считать вполне закономерным! Славяне были гораздо культурнее своих соседей. Ведь жившие у Днепра потомки ругов мирному, созидательному труду предпочитали грабежи и торговлю. К тому же их численность была невелика (постоянные войны никак не способствовали росту населения!). А если говорить про викингов, то они представляли собой просто крупный отряд наемников, который остался в славянских землях. И, естественно, был быстро ассимилирован.
   Роль германцев, однако, не стоит недооценивать. Они, во-первых, помогли нашим предкам объединиться. Во-вторых, обучили наших юношей военному ремеслу. Ведь князьям-варягам нередко приходилось создавать крупные отряды из местного населения. Не следует забывать и про метисацию. К 10 веку появилось множество семей, в которых мужья были варягами, а жены славянками. Родившееся от этих браков дети часто становились воинами. Таким образом, германцами были заложены основы дворянского сословия. "Русь" перестала быть понятием этнографическим, и стало понятием социальным!
   Киевское государство - это факт нельзя отрицать! - не смотря на свои внушительные размеры, даже в 10 веке оставалось достаточно рыхлым и экономически отсталым. Сказывалась в первую очередь частично сохранившаяся полиэтничность.
   Основную массу населения составляли славяне, а политическую верхушку (которая сосредоточила в своих руках также торговлю!) германцы. Со своей прародиной они, правда, порвали надежно, но славянами себя не считали! Естественно, возникали противоречия. Особенно сильно они обострились во времена Святослава, постоянные походы которого совершенно разорили княжество.
   Следует учитывать и такой момент: у восточных славян в 10 веке уже существовала своя развитая религия. Кровожадные боги пришельцев были им глубоко чужды! Особенно такие, как Перкунас (Перун), требовавший человеческих жертв. Кстати, имя этого божества, которое "Русь" позаимствовала из литовского пантеона, очень древнее (известно со второго тысячелетия до н.э.) и появилось а Анатолии.
   Молодому государству была нужна новая религия. Основанная на человеколюбии, способная сплотить общество, примирить все его части! Язычество для этой цели подходило плохо. Уже в силу того, что, опираясь на него, сложно было решать острые социальные проблемы. Большими союзами людей нельзя управлять с помощью звериных законов!
   Первой это поняла Ольга. Крестилась по православному обряду. Нажила врага в лице собственного сына (который был выразителем интересов военной аристократии). Зато снискала любовь народа (что подтверждено летописями!). А главное нашла новый путь. Путь, став на который, Русь начала превращаться в современное государство.
   Процесс оказался достаточно долгим и болезненным? Возможно. Но виноват в этом консерватизм представителей военной элиты, которые не хотели расставаться со своими привилегиями, и поэтому поддерживали язычество (ведь христианство осуждало безудержную эксплуатацию населения!).
   Когда власть перешла в руки Владимира, он оказался перед той же проблемой. Надо было срочно заменить морально устаревшее, тормозившее развитие общества язычество одной из мировых религий (по примеру всех крупных стран). Но торопиться с выбором не следовало. Ошибка могла стоить слишком дорого!
   Анализ был долгим, упорным, тщательным. Очень подробно и красочно он описан в "Повести временных лет". (За что некоторые современные историки и подвергают сведения летописца критике, представляют их дидактической новеллой, сильно исказившей события). Результат известен: Русь приняла православие. И, конечно, не случайно. В большой политике случайностей не бывает!

Петр Виноградов

  
  

Сестринский приход есть в больнице у нас...

   Газета "Православный Новомосковск" уже рассказывала о службе сестер милосердия, которая организована при городской больнице, сестре милосердия Людмиле захотелось тоже рассказать об этом в стихотворной рифме. Предлагаем вниманию ее рассказ в стихах.

Редакция

  

Сестринский приход есть в больнице у нас

Больных окормляем мы дружно сейчас.

Подушку поправим, заправим постель

Покормим их кашей, предложим кисель

Больных мы везем на УЗИ и рентген

Желаем здоровья, любви, перемен

Нас батюшка Лавр за собою ведет

Всех учит любить и пример подает

Как жить нужно дружно, больным помогать

И сил не жалеть, и везде успевать.

Где нужно сестрички помогут больным

Причастие даст им отец Иероним.

Мы все здесь сдружились, скучаем и ждем

Когда же акафист читать мы пойдем

Расскажем друг другу о том кто где был

Какое из мест он святых посетил.

Какую кто мудрую книгу читал

Какой всем урок нам святой преподал

Ведь надо больным это все рассказать,

Как правильно жить и как душу спасать.

Мы учим больных, что им нужно читать

Как нужно поститься, ведем причащать

Отец Иероним исповедует всех

Подскажет, как жить и не делать тот грех.

Который ведет всех к погибели нас

Как душу спасать нам теперь и сейчас

Как нужно молиться и жить во Христе

И помнить о грешной и бренной душе.

Припомните все, для чего мы живем

Иль душу погубим, иль душу спасем.

Кто хочет спастись, все в сестринский приход

Вставай помогать православный народ.

  

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ - ЭТО БОГОСЛУЖЕНИЕ

   Родился человек, прожил жизнь и ушел в мир иной. В чем смысл человеческой жизни, зачем человек жил? Многие живут беззаботно, ни в чем себя не стесняют, грешат на каждом шагу и обманывая свою дремлющую совесть говорят: "Не мы одни - все так живут!" Жалкое оправдание.
   Дни человека - как трава, как цвет полевой, так он цветет. (Пс. 102.15) - прекрасно рассуждал о нашей немощи божественный Давид, а Екклазиаст говорит: Видел я все дела, обозрел я мыслью все богатства, роскошь, могущество, непостоянную славу, мудрость, чаще убегаемую, нежели приобретаемую, неоднократно возвращаясь к одному и тому же, рассмотрел опять роскошь, и опять мудрость, сластолюбие, сады, многочисленность рабов, множество имения, оружие и оруженосцев, коленопреклонения народов, собираемые дани, царское величие и все излишество и необходимость жизни, все, чем превзошел я всех до меня бывших царей, и что же во всем этом? Суета сует, все суета и томление духа. (Еккл. 1,2,14). А Григорий Богослов пишет: Что наша жизнь? Богатство неверно, престол кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность - узы; красота кратковременный блеск молнии; молодость - временное вскипение; слава - воздух; чужой хлеб горек; да не хвалиться сказано мудрый - мудростью своею, ни богатый богатством своим, ни сильный силою своею (Иер.9,23).
   Ничто здесь нельзя назвать своим, все или время отнимает, или зависть переведет в чужие руки. Этот путь широк, мягок и многие идут этим путем, но приходят к жалкому концу, прожигая свои годы, так не раскрыв и не реализовав своих способностей данные Богом.
   Другой путь узок, тесен, но ведет к благому концу. И об этом пути Господь говорит: "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и жизнь с избытком, т.е. не просто жизнь - существование, а жизнь наполненную глубоким духовным смыслом (Ев. от Иоанна 10.10) Но если путь узок и тесен, почему же Господь в другом месте говорит: "Иго Мое благо и бремя Мое легко". Мне хочется ответить так, что может быть легче добрых дел. Это такое благо и отрада для души творить добрые дела, а святитель Феофан Затворник пишет, ни одно у тебя должно быть доброе дело, а вся жизнь твоя должна быть непрерывной цепью добрых дел.
   Жизнь неверующего человека бессмысленно. Жизнь приобретает смысл, когда человек обретает веру. Она обретает разумность, радость от того, что человек живет в присутствии Божием, что Бог - Вселенская Любовь всеобъемлющая, Высшая Мудрость - вошел в его жизнь, Человек облагодатствован этой любовью, и он должен этой любовью делиться, она изливается на него, он не может уже жить по-другому, и этот источник любви - неиссякаем. Это великое счастье - когда ты можешь созидать все вокруг в такой любви. Не потому, что это "выгодно", а потому, что по-другому жить уже просто не в состоянии....

Надежда Лысенко.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"