Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Слава Тебе, Боже, вовеки (продожение)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Слово в день

Благовещения

   ТAИHCTBO, совершившееся в ны­нешний день, приводит в изумле­ние не только человеческие, но и все ангельские, высокие, умы. Недоумевают и они: как Бог безначальный, необъ­ятный, неприступный, нисшел до зрака рабия и стал человеком, не престав быть Богом и нимало не умалив славы Боже­ственной? Как Дева могла вместить в пре­чистой утробе нестерпимый огнь Боже­ства и остаться неврежденною и пребыть на веки Матерью Бога воплощенного? Так велико, чудно, такой Божественной пре­мудрости исполнено это таинство Благо­вещения Архангелом Пресвятой Деве и -- воплощения Сына Божия от Нее!
   Радуйтесь, земнородные, радуйтесь особенно души христианские, но радуй­тесь с трепетом пред величием таинства, как обложенные скверною греха; радуй­тесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благо­датью Божией от скверны греха. Возвели­чите чистыми сердцами и устами Матерь Божию, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человека­ми, возвеличенную Самим Богом, Твор­цом всякой твари, и помните, что таин­ство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятия, праведно на нас из­реченного в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью приимите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости о Духе Святом (Рим.. 14, 17), -- и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправ­ду. Христос для того на землю сниде, да нас на небеса возведет. И так мы, пригвоздившиеся к земле пристрастиями житейскими, восклоним главы наши и возведем очи сердца нашего горе, на небо, куда хочет возвести нас всех Господь Ии­сус Христос. Горе сердца! полно нам пре­смыкаться помыслами и сердцами по зем­ле, подобно червякам. Правда, что черви мы ничтожные, по грехам нашим, хотя души наши созданы по образу Божию, ко­торый мы исказили грехами своими и ко­торый нам непременно надо восстановить истинным покаянием, доколе мы живы; надо, чтобы этот образ Божий как солнце воссиял в нас -- как в начале, когда лишь только созданы были Адам и Ева. На то и жизнь нам дана; для того и продолжается еще течение ее; на то мы сопричислены к Церкви Божией и участвуем в ее богослу­жениях, таинствах и постах.
   Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродете­лями и совершенствами! А ведь и Она -- человек... Что возвысило Ее на такую вы­соту, сделало Ее столь достославною и ве­ликою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь при­зрел на смирение рабы Своей (Лк. 1, 48). Возлюби и глубоко насади в сердце своем и ты, христианин, боголюбезное смире­ние; стяжи и ты всеусильными трудами всей жизни чистоту сердечную -- постом, молитвами, богомыслием, слезами, осо­бенно же частым и достойным причаще­нием святых Таин Христовых; возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви; о Нем всегда размышляй и о Его чудных делах; Им живи и дыши; Им питай душу свою; в Него облекись; Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверж­дайся, украшайся, хвались, утешайся; Им побеждай искушения и наветы врагов ви­димых и невидимых; что ни делаешь, де­лай все с мыслию о Нем и ради Его; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняли. Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвели­чит Господь, как говорит от лица Его свя­тая Церковь: прославляющих Мя прослав­лю. Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех - и возвели­чится в тебе Господь славы, и ты велий бу­дешь пред Богом и людьми; возлюби сми­рение - и вознесет тебя Господь. Аминь.

Святой праведный

Иоанн Кронштадтский

"Святой родник" Православное чтение для всей семьи N 3

Послание Патриарха Московского

и всея Руси Кирилла

   архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным"
чадам Русской Православной Церкви града Москвы

в неделю Крестопоклонную

   Возлюбленные о Господе архи­пастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
   Святая Церковь, имеющая попечение о своих чадах, подвела нас с вами к середи­не Великого поста. Самое время задумать­ся о причине, по которой Церковь в пре­половение Четыредесятницы являет нам Крест. Ведь через три недели, созерцая спасительные Страсти, мы, милостию Бо­жией, вновь окажемся стоящими у Креста Христова. Тогда нам зримо явится тайна нашего спасения через добровольное уни­чижение Сына Божия, снисшедшего до позорной и мучительной смерти.
   Принято считать, что Крест износит­ся на середину храма, чтобы поддержать нашу решимость достойно завершить прохождение спасительного поприща Поста. Вполне соглашаясь с этим благо­честивым мнением, добавим: Церковь являет образ Распятия Спасителя как на­поминание о необходимости нести свой крест всем идущим вслед за Господом.
   Начиная с подготовительных недель в православных храмах звучат слова Свя­щенного Писания, призывающие нас тво­рить дела милости: "Так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 40). Всегда, а наи­паче в эти дни каждый христианин при­зван к проявлению сугубого попечения о ближних, к тому, чтобы, следуя Еван­гелию, питать алчущих, одевать нагих, принимать странников, посещать томя­щихся в заключении (Мф. 25, 34-40).
   Шествуя великопостной стезей, каж­дый христиан стремится изменить себя и свой образ жизни, старается преуспеть в добродетелях, избавиться от вредных привычек и душепагубных страстей, со­средоточиться на молитве и покаянии. Вместе с тем важно понимать, что пост не является самоцелью, но лишь средством к достижению главного: единства со Христом, которое невозможно без пре­одоления эгоизма и стяжания любви к ближнему.
   Церковь всегда учила, что пост не есть лишь воздержание от скоромной пищи, ибо еще ветхозаветному народу говорил Господь устами пророка Исаии: "Вот пост, который Я избрал: <...> раздели с голод­ным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывай­ся. Тогда откроется, как заря, свет твой..." (Ис. 58, 6-8). Созвучно этим богодухновенным словам и высказывание святителя Иоанна Златоуста: "Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вме­сто тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает".
   Благо нам, если в минувшие седмицы мы делами откликнулись на этот спаси­тельный призыв. Если же мы только те­перь задумываемся о предназначении Ве­ликого поста, то и тогда время не упуще­но! Оглянемся вокруг и увидим, сколько рядом с нами горя и страдания, скольким ближним нужна помощь или хотя бы человеческое участие: ведь около каждого храма есть больница или дом престарелых, приют или интернат для детей-инвалидов.
   Обращаюсь к отцам пресвитерам: в эти святые дни следует не только призы­вать к исполнению слов Евангелия, но и делом подавать пример благотворения. А носители диаконского чина пусть, в соответствии с традицией Древней Церкви, станут совершителями служения мило­сердия и устроителями приходской помощи всем обездоленным и страждущим.
   Да будет наш дальнейший путь к разднику Светлого Воскресения Хригова неразрывно сопряжен с подвигом сятельной любви к ближнему, чтобы не оказалось сироты, бездомного, одинокого, больного, который был бы лишен нашего поддержки.
   Я призываю духовенство вкупе с при­чтом, педагогами и воспитанниками вос­кресных школ, с активными прихожана­ми и молодежью совершать великопост­ные дела милосердия, чтобы сердца наших ближних исполнились радостью в преддве­рии светлого Пасхального торжества.
   И после празднования Воскресения Христова не будем забывать о нашем при­звании быть христианами не только по имени, но и по образу своей жизни, дабы, завершив свой земной путь, на Страшном Суде сподобиться услышать желаемый глас: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготован­ное вам от создания мира" (Мф. 25, 34). Аминь!

Кирилл, Патриарх Московский

и всея Руси

Патриархия, ру

"Святой родник" Православное чтение для всей семьи N3

"Благословен Грядый во Имя Господне!"

   МЫ С ВАМИ ВСПОМИНАЕМ молит­венно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его "стольный град царский", Его столицу, во св. град Иерусалим.
   Шумно волновался народ иудейский, ког­да Христос входил туда перед наступлением Пасхи. К этому празднику в Иерусалим стека­лись миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно­царственная встреча долгожданного Мес­сии -- Спасителя мира.
   Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господ­ним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о чуде вос­крешения Лазаря, сотворенном Иисусом Хри­стом; весть об этом поразительном чуде подня­ла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, что­бы там прославиться, как прославляется зем­ной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы при­нять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: "Осанна, благословен Грядый во Имя Господце". Восторг народа был настоль­ко велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования.
   Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании. Напро­тив того: как говорит св. Евангелист Лука, ког­да они приблизились к Иерусалиму и открыл­ся вид на красоту этого святого города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, заплакал, глядя на город, и сказал: "О, если бы ты хоть в этот день понял, что слу­жит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты вре­мени посещения своего..."
   Господь знал, как непостоянен народ и как переменчива толпа. Своим всеведением Он провидел, что не пройдет и недели, как возгла­сы "Осанна Сыну Давидову" сменятся воплями "Возьми, возьми, распни Его" и что эти ужас­ные слова будет кричать тот самый народ, кото­рый только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его святейшую душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм--детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицав­шие Ему: "Осанна Сыну Давидову!". Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.
   Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только празд­ничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется "Вербное Воскресение", или "Вход Господень в Иеруса­лим", то в следующий воскресный день будет праздников Праздник -- Святая Пасха Христо­ва, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно.
   А между этими двумя великими Праздни­ками, между этими двумя воскресными днями находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно боль­ше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможно­стью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, -- в четверг, пятницу и суб­боту, как можно чаще побывать в храме. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал рань­ше в храме в эти святые дни и приходит впер­вые, поражается красотой молитв и священно­действий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим и сам Себя лишал этого духовного богатства и укре­пления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им -- и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, встретим, как должно, и Пасху Святую! Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

new.pravoslavie.ru

"Святой родник" Православное чтение для всей семьи N3

О покаянии

   ПОКАЯНИЕ ИМЕЕТ великую силу, оно может человека, сильно погру­зившегося в грехи, освободить от бремени грехов и поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла... Врачевство покаяния состоит в осознании своих грехов и исповедании их.
   Если ты будешь исповедовать грехи, как должно, то душа смирится, ибо совесть, тер­зая ее, делает душу смиренною.
   ...Диавол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыд­ному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким обра­зом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи... Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Чело­векоубийца может сослаться на свою раздра­жительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это -- предлоги неосновательные, не представляющие ника­кой уважительной причины. Не от них про­исходят грехи, но от воли согрешающих.
   Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без это­го не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был мед­лительнее на грех, ревностнее к добродетели.
   Блаженный Давид был царь, однако гово­рил: измыю на всякую нощь ложе мое (Пс. 6, 7); ни багряница, ни диадема нисколько не при­чиняли ему вреда и не возбуждали в нем гор­дости; потому что он сознавал, что он человек; он имел сердце сокрушенное, потому и плакал. Что такое дела человеческие? Пепел и пышь, прах пред лицом ветра, дым и тень, лист и цвет, уносимые ветром, сон, мечта и баснь, пустое колебание воздуха, легко возбуждаемое, перо возметаемое, течение непостоянное...
   Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Ко­торый столь кроток, столько тебя любит, столь­ко заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание. Не будь же ныне весел, завтра печален, потом опять весел. На­против -- непрестанно плачь и сокрушайся.

Святитель Иоанн Златоуст

"Святой родник" Православное чтение для всей семьи N3

Игумен Нектарий (Морозов) "Каяться нужно - в прошедшем времени"

   Мы один раз в жизни прини­маем Крещение и миропо­мазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит все­объемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таин­ства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немысли­мо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно име­ем все же возможность за­думаться: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Та­инствах представляется нам очень важным. В беседе с главным редактором журна­ла "Православие и современ­ность" (г. Саратов) игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться исповеди.
  -- Предполагаю, точней, догадываюсь: де­вять из десяти приходящих на исповедь испове­доваться не умеют...
   Действительно, это так. Даже регуляр­но ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожа­нин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии гово­рил опытный духовник, человек высокой ду­ховной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедую­щийся -- с одной стороны, и с другой -- как священник, которому довольно часто при­ходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таин­стве Покаяния. Но ни в коем случае не счи­таю свои наблюдения достаточными.
   -- Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что пре­жде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период "от­читываться"? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: "В дет­стве и в юности много раз проявлял эгоизм" или "В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же"?
   -- Если человек пришел на исповедь впер­вые -- совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. На­чиная с того возраста, когда он уже мог отли­чать добро от зла -- и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.
   Как можно рассказать всю свою жизнь за ко­роткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи -- это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха -- те, от кото­рых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед со­бой задачу: исповедаться в самых тяжелых, са­мых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может -- по нескольким причинам: это и психологический барьер (впер­вые прийти и при священнике, то есть при сви­детеле, сказать Богу о своих грехах -- это нелег­ко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали при­вычным явлением... Но даже и при чтении Еван­гелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Пре­подобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе -- ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы -- сначала одну шкурку сняли, потом вторую -- и, наконец, до самой луковицы добра­лись. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причаща­ется -- и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.
  -- Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?
  -- Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но гене­ральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это -- простая исповедь. Но время от времени нуж­но устраивать себе генеральную исповедь -- пересмотр всей своей жизни. Не той, что про­жита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается -- вот поэтому надо разо­браться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.
  -- Как относиться к так называемым вопро­сникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.
  -- Если под генеральной исповедью по­нимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает не­обходимость в каких-то внешних пособи­ях. Лучшее пособие для исповедников -- это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди", она о духе, пра­вильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга "Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души" архимандрита Лазаря (Абашидзе). По­лезны выдержки из святителя Игнатия (Брян­чанинова) -- "В помощь кающемуся". <...>
   Могу порекомендовать книгу иерея Алек­сия Мороза "Исповедую грех, батюшка" -- это разумный и очень подробный вопросник.
   Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом "грех"? Большинство­ исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: "Вчера был резок и жесток с мамой". Но ведь это не отдель­ный, не случайный какой-то эпизод, это прояв­ление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не "вчера был жесток", а просто "я жесток, во мне мало любви". Или как нужно говорить?
  -- Грех -- это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в стра­стях как таковых, потому что страсти -- они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь -- это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с это­го момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всег­да -- в прошедшем времени. Не надо говорить: "Я обижаю ближних", надо сказать: "Я обижал ближних". Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.
   Каждый грех на исповеди должен быть на­зван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в праздносло­вии, не надо все эпизоды нашего праздносло­вия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празд­нословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего -- наверное, надо об этом на испо­веди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на ис­поведь свою заранее с этой точки зрения по­смотреть -- не будет ли в ней празднословия.
  -- И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ни­чем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю -- должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?
  -- Если Вы, чувствуя в себе это раздра­жение, сознательно боролись с ним -- это одна ситуация. Если же Вы это свое раздра­жение приняли, развивали его в себе, упивались им -- это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: "Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавить­ся" -- греха на человеке практически нет. Грех есть -- настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.
  -- Видимо, надо остановиться на "болезни рассказывания", проистекающей от опреде­ленного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать "я вела себя эгои­стично", я начинаю рассказывать: "На работе... мой коллега говорит... а я в ответ говорю..." и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но -- именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды -- мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.
  -- Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их по­ступками. Потому что когда мы говорим о дру­гих людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить чело­века по пьяной злобе -- это одно, остановить преступника, защищая жертву,-- совсем дру­гое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма -- одно, отказать потому, что темпера­тура в тот день была сорок,-- другое. Если че­ловек, умеющий исповедоваться, исповедует­ся подробно -- священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.
   Лишнее рассказывание на исповеди мо­жет иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь -- это Та­инство, а не беседа.
  -- Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как ката­строфу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была су­хой, холодной, формальной?
  -- Надо помнить, что ис­поведь, которую мы произно­сим в храме,-- это верхушка айсберга. Если вот эта испо­ведь -- это все, и ею все огра­ничивается -- можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки на­шему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.
   Наша исповедь в другое время соверша­ется и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем ис­поведоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься соб­ственными грехами, осуждаю других и оправ­дываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь бла­годати Божией. И когда я говорю: "Господи, помоги мне, иначе -- сколько я буду убивать этим свою душу?". После этого я приду на ис­поведь и скажу: "Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость". Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утеше­ние и совсем по-другому исповедуется. По­каяние -- это изменение человека. Если из­менения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. "Испол­нением христианского долга", как почему-то принято было выражаться до революции.
   Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молит­ва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому -- и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разры­ва в цепи греховной жизни нет.
   Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Еван­гелием, начинают вспоминать, чем они со­грешили. Это всегда сущее мучение -- и для священника, и для тех, кто ждет своей оче­реди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых -- внима­тельной трезвой жизнью. Во-вторых -- есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покая­нию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день -- от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый -- его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,-- поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препят­ствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность гре­ха. И за каждый грех попросить у Бога про­щения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Жела­тельно эти грехи в какой-то блокнот записы­вать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он "перешел" в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все "вдруг" при­поминать.
  -- Некоторые прихожане предпочитают ис­поведь в такой форме: "Согрешил против такой- то заповеди". Это удобно: "Согрешил против седьмой" -- и больше ничего рассказывать не надо.
  -- Я полагаю, что это совершенно непри­емлемо. Любая формализация духовной жиз­ни эту жизнь убивает. Грех -- это боль чело­веческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чув­ствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы раз­личных людей, неоднократно говорил, что признак прощения -- это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.
  -- Еще одно распространенное мнение: за­чем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь -- это будет с моей стороны лице­мерием и ханжеством.
  -- "Невозможное человекам возможно Богу". Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь -- благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? "Ослаби, остави, прости". Снача­ла ослаби силу греха, потом остави, и уж по­том -- прости. Бывает так, что человек прихо­дит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замеча­тельный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек при­ходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он од­нажды сказал: "Господи, я устал от этого гре­ха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жиз­ни". После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была от­крыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: "Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?". И Бог отвечает: "Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?".
   А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно при­ходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участво­вать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая не­обходимой перемены.
   Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душев­ные переживания и эмоции.
  -- Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди -- это излишнее усердие, гранича­щее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности укра­ла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни кру­ти, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно...
  -- Я бы не относился к этому столь несе­рьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас раз­рушают -- даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, ко­торая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тог­да, когда эти поступки были во благо.
  -- Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?
   Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предше­ствовало Таинство Покаяния. Крещению Ио­аннову, вхождению в воды Иордана предше­ствовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покая­ния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произо­шло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но... лучше не углубляться в такие вот расчеты: "Это я должен сказать, а вот это могу не говорить". Ис­поведь нё предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.
  -- Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвосло­ве есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед ис­поведью?
  -- Очень хорошо, если человек перед ис­поведью прочитает Покаянный канон Спаси­телю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть про­сто молитва с покаянным чувством "Боже, буди милостив ко мне грешному". И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибель­ности для нас, от души, своими словами по­просить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя "виновномилуемым". То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и на­деюсь на Его милость, веря в нее.
   У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болез­ни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: "Вспоминай все свои грехи и в каждом -- даже и в том, который ис­поведала -- кайся перед Богом, пока не по­чувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть -- почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем -- покаянием, при­носящим радость". Это самое необходимое -- почувствовать мир с Богом.

Беседовала М. Бирюкова

Источник: Православие и современность

"Святой родник" Православное чтение для всей семьи N5 / 2011

Свт. Димитрий, митрополит Ростовский Цветы

   И Господь наш велит нам смотреть на эти цветы: "Смотрите, -- говорит, -- крин сельных, како растут" (Мф. 6, 28). Слово "крин" означает лилию -- сию царицу цветов; а когда говорится в Евангелии: "Смотрите крин сельных" -- это значит то же, что -- смотрите на по­левые цветы. Велит нам Господь наш смотреть на полевые цветы для того, чтобы мы получали от них некую духовную пользу, ибо как пчела, летая по цветам, собирает с них мед, так и мы, взирая не телесными только, но и духовными очами на цветы, соберем духовную сладость, научимся некоему познанию. <...>
   ...Как же растут сельные крины -- цветы? Они растут и раскрываются к небу. Не к зем­ле трава обращает свой цветок, а разверты­вает его к небу, раскрывает, распростирает внутренности свои, будто хочет показать их лицу небесному, или лучше сказать -- Само­му Создателю Богу. А Господь наш велит нам смотреть на сие и учиться у цветов тому, что­бы наши помыслы сердечные, наши желания, наши привязанности обращать не к земным пристрастиям, но к Единому Богу, чтобы лю­бить не тварь, а Творца, желать не земного, но Небесного, искать не дольных, но Горних. Вот почему Он и говорит: смотрите крин сельных, как бы говоря: пусть самые цветы полевые будут служить вам примером. О, люди! Пусть они будут для вас наставниками и учителями Богомыслия, Боголюбия и Богослужения!
   Если человек, по слову Псалмопевца, яко трава, то помыслы в сердце будут яко цвет или листочки цветов. Вот их-то человек и должен раскрывать Богу-Создателю своему, о Нем едином всегда помышлять, Его едино­го в своих помыслах содержать. У кого сердце и ум расположены к сему, у того и цветы сии не останутся без плода, но принесут плод во­истину Божественный: кто всегда помышля­ет о Боге, тот любит Бога, кто всегда мыслит о земном, тот любит землю. Кто что любит, тому и сам подобен!

Идет война. Жестокая война!

И я почти без отдыха сражаюсь!

Израненная, горечи полна,

Я вновь и вновь в атаку поднимаюсь!

Не дам врагу попрать мою любовь!

Воюю я за тех, кто мне так дорог,

И веры щит я поднимаю вновь,

Когда от слез моих промокнет порох.

Я -- рядовой, без званий и наград

За Господа любимого сражаюсь.

Он -- Полководец мой, а я -- его солдат,

И на Него смиренно полагаюсь.

Коварен и хитер жестокий враг,

То тут, то там в засаде поджидает, Когда в душе

отчаянье и мрак,

Он тут же с новой силой нападает!

И вот, когда нет мужества стоять И стрелы вражьи всю меня пронзили,

У Господа я помощи прошу - Чудесно снова возрастаю в силе!

Я слабая, но с Господом сильна! Трусливая, но с Господом отважна!. Господь со мной! Он в сердце у меня! Все остальное мне уже не важно!

Ирина Куль

"Святой родник" Православное чтение для всей семьи N7 (18) / июль 2012

  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"