Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Подвижники благочестия
  
  ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ БАЖАНОВ
  ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ЦАРЯ-ОСВОБОДИТЕЛЯ
  
   Гапоненков Владислав, учащийся 9 класса
  МКОУ "Ненашевская СОШ", Заокский район
  
   После объединения в сентябре нынешнего года двух муниципальных округов, в состав нашего Демидовского муниципального округа вошёл Пахомовский муниципальный округ, на территории которого расположен посёлок Миротинский, бывший центральной усадьбой совхоза "Миротино". Для членов школьного краеведческого кружка Ненашевской средней школы появился повод для изучения вновь присоединённых территорий.
  Нами было выяснено, что современный посёлок Миротинский построен на новом месте в начале 70-х годов прошлого века, а ранее существовало село Миротины. Оно интересно тем, что, располагаясь почти на старой дороге, ведущей из Москвы на юг через Тулу, имело выгодное расположение. Находясь на водоразделе рек Беспуты, Скниги и Вашанки, Миротинский стан славился двухэтажным богатом храмом во имя Ильи Пророка. Так и сейчас, когда двигаешься на юг от пос. Миротинского, вдоль истока р. Беспуты видишь возвышенность, поросшую в двух местах деревьями. Слева будет старое миротинское кладбище, а справа - место, где стоял храм.
  Ёще правее храма, через небольшой овражек, вырисовывается прямоугольник, обсаженный деревьями. На этом месте с 1879 года находилось деревянное здание школы. Оно было перенесено в пос. Миротинский, где использовалось по прямому назначению. В нем до 90-х годов прошлого века размещалась Миротинская средняя школа.
  Деньги на строительство и содержание храма и школы производились из личных средств Бажанова Василия Борисовича - священнослужителя Православной российской церкви, протопресвитера, императорского духовника, богослова.
  Нас заинтересовало, почему столь видный деятель российского государства, приближенный к царскому двору, оказывал помощь жителям с. Миротины?
  Оказалось, что Бажанов Василий Борисович был родом из Миротин, из семьи сельского диакона. Он в 1819 году окончил Тульскую Духовную семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1823 году со степенью магистра. Поле окончания академии по 1829 год преподавал в ней английский и немецкий языки.
  4 февраля 1826 года был рукоположен во иерея и был законоучителем во 2-м кадетском корпусе и дворянском полку. С 1827 года служил в церкви Санкт-Петербургского университета. Преподавал Закон Божий в ряде учебных заведений (Санкт-Петербургский университет, Благородный пансион (1-я петербургская гимназия), Высшее училище (2-я петербургская гимназия), Главный педагогический институт).
  Лекции Василия Бажанова в университете и в 1-й петербургской гимназии имели широкую известность; его уроки в гимназии дважды посетил император Николай I (в 1834 и 1835 годах).
  В феврале 1835 года отца Василия назначили служить в малой церкви Зимнего дворца, а на следующий день назначили духовником и преподавателем Закона Божия наследнику престола - великому князю Александру Николаевичу, а затем и всему царскому семейству. Преподавание вел по указанию искреннего религиозного убеждения, стараясь развить в августейших слушателях и слушательницах религиозное чувство и чувство нравственного христианского долга. Он наряду с В.С.Жуковским и К.И.Арсеньевым является тем лицом, кто дал Александру II первые импульсы освободительных стремлений. Будучи духовником и обладая знанием немецкого языка, приготовлял к принятию православия немецких принцесс, вступавших в замужество за лиц Российского двора. Для великого князя им было написано сочинение "Об обязанностях христианина", ставшее впоследствии пособием для преподавания нравственного богословия как в духовных, так и светских учебных заведениях.
  11 апреля 1835 года Василий Бажанов был возведён в сан протоиерея.
  В декабре 1848 года Василий Бажанов был назначен духовником императора Николая I, а 12 декабря - протопресвитером придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора.
  3 апреля 1849 года протопресвитер Василий Бажанов стал членом Святейшего Синода и обер-священником Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов (с 13 октября 1858 года его должность стала называться - главный священник гвардии и гренадер).
  После смерти императора Николая I Василий Бажанов стал духовником императора Александра II, а позднее Александра III.
  Василий Бажанов в рамках учреждённого в 1862 году Присутствия по делам православного белого духовенства поддерживал преобразования, имевшие целью расширение прав и повышение значения белого духовенства. Принимал участие в проводимой Синодом работе по переводу Священного Писания на русский язык (Синодальный перевод). С 1836 года был действительным, а с 1844 года - почётным членом Императорской академии наук. 18 августа 1837 года получил степень доктора богословия. В 1856 году стал почётным членом Санкт-Петербургского университета. 20.02.1869 жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство.
  Занимался благотворительной деятельностью: по инициативе отца Василия была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства, их вдов и сирот; в Тульской семинарии, где Василий Бажанов учился, на проценты от пожертвованного им капитала в 1878 году были учреждены две стипендии его имени; в своём родном селе Миротины на собственные средства отец Василий построил храм и школу.
  Василий Борисович Бажанов скончался 31 июля 1883 года. Был похоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
  
  
  Паломнические маршруты к православным святыням земли Тульской
  
  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ "АЛЕКСИНСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ"
  
  Бондарева Анастасия, Морозова Анастасия, учащиеся
  МБОУ "СОШ Љ9" г. Алексина
  Консультант: Гузь Вера Ивановна,
  руководитель клуба "Благовест"
  
  Настоящий путеводитель имеет своей целью подготовку учащихся к проведению познавательных и безопасных путешествий. Этот однодневный поход направлен на совершенствование физического и умственного развития, изучение родного края, его исторических и краеведческих ценностей, а также приобретение полезных и жизненно-важных навыков.
  Маршрут, описанный в путеводителе, способствует не только телесному, но, в основном, духовному оздоровлению, знакомит участников похода с природным и культурным наследием региона.
  Краеведческий путеводитель "Алексинские жемчужины - святые родники" находится только в начале создания и содержит маршрут: "Свято - Никольский храм - Памятный камень - источник святой блаженной старицы Евфросинии - храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Колюпанова". В следующей части путеводителя появится маршрут: храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев - святой источник в честь икон Божией Матери "Взыскание погибших" и "Всех скорбящих Радость".
  Начать путешествие к святому источнику предлагаем с посещения Свято - Никольского храма. Если войти в него после окончания богослужения, то можно взять благословение у служащего в этот день священника.
  Историческая справка Љ1: Cвято-Никольский храм города Алексина был построен в 1787 году на средства купца второй гильдии Ивана Савостина с братьями.
  
  В 30-е годы ХХ века храм был закрыт, его настоятель - отец Александр арестован и о дальнейшей судьбе его ничего неизвестно до сих пор. В 1937г разрушаются колокольня и притвор. В годы Великой Отечественной войны прямым попаданием бомбы полностью уничтожен центральный алтарь. Чудом уцелевшая часть храма была в 1990 г. передана Русской Православной Церкви в руинном состоянии. Первая служба в разрушенном храме была совершена 28 августа 1990 г. на праздник Успенье Пресвятой Богородице. Восстановительные работы в храме ведутся с 1990 г. регулярно и беспрестанно и по сей день, храм меняется и хорошеет на глазах.
  13 августа 2003 г. храм был полностью освящен после реставрации и этот день считается днем обновления храма. Поскольку месяц первого, исторического, освящения Свято-Никольского храма не известен (1).
  Выйдя из храма и повернув налево по улице Советской, пройти до пересечения с улицей Ломоносова и повернуть направо. Это путь, по которому следует Крестный ход, совершаемый ежегодно уже 7 лет 2 августа, в день памяти Илии пророка. Наша цель - Ильина (Сорокина) гора, где находится одна из достопримечательностей города - Памятный камень, установленный в честь подвига наших предков, совершённого много лет назад (4).
  
  Историческая справка Љ2: В 1472 году алексинцы мужественно отразили нашествие хана Ахмата. Город был полностью сожжен, в живых остались единицы. Казалось, что участь города уже предрешена и Алексину уготовано забвение. Но нет. Своим жертвенным, героическим подвигом, жители города отстояли не только неприкосновенность южных границ Московского княжества, но и утвердили право на дальнейшее существование и славное место в истории нашего государства (3).
  Здесь мы остановимся, чтобы вспомнить о героях прошлых лет и сфотографироваться на память.
  К этому моменту мы прошли всего 1,5 километра, и нас ждёт дальнейший путь. Проходим красивейшее место, где открывается замечательный вид на реку Оку, и следуем вниз по склону горы до улицы Тихая.
  Очень много поворотов на этой улице и надо быть очень внимательными. Пройдя мост над железнодорожными путями, мы попадаем в сосновый бор переходящий затем в смешанный лес. Ещё немного по тропинке и можно сделать остановку в приспособленном для трапезы месте. Вокруг замечательный лес в котором в середине июня уже встречаются "благородные" грибы и много ягод.
  Конечно же, после трапезы мы убираем всё, чтобы место было таким же ухоженным и чистым как до нашего прихода. Осталось только спуститься вниз по склону, и мы увидим часовенку и купальни на святом источнике. Помолившись, можно троекратно окунуться в купель и получить благое на потребу.
  Наше путешествие было бы неполным, если бы мы не пришли с поклоном и благодарностью к святой блаженной старице Евфросинии, Алексинской чудотворице.
  Историческая справка Љ3: На правом берегу Оки, недалеко от Алексина, в живописном месте, находится село Колюпаново. Как повествует предание, название села, связано с когда-то орудовавшими в здешних дремучих лесах шайками разбойников. Слава Богу, время диких нравов прошло безвозвратно, а на месте прежних разбойничьих стоянок стали селиться мирные люди.
  В древности в селе Колюпаново был возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который находился на левом берегу реки Прошенки в месте слияния ее с Окой. Предание гласит, что некогда здесь был и монастырь. В 1695 году в Колюпанове был выстроен новый храм того же названия. Просуществовал он до 1779 года, когда в него попала молния и он сгорел. Уцелевшие святыни перенесли в Никольский храм села Фомищева. После случившегося пожара, из-за малочисленности и бедности прихода села Колюпанова, возобновлять храм не разрешили, но Господь судил иначе. Местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери, помещенный после пожара в церкви села Фомищева, исчез и вскоре был обнаружен на березе возле сгоревшего храма села Колюпанова. Икону с благоговением перенесли в дом помещиков Бобрищевых-Пушкиных, а по происшедшему факту было проведено дознание. Явленное свыше чудо воодушевило помещиков Бобрищевых-Пушкиных настойчиво добиваться разрешения построить новый храм, что и было осуществлено в 1783 году. Так и жило бы село своим привычным размеренным укладом, если бы Господь не привел в эти места для духовных подвигов блаженную старицу Евфросинию (2).
  Уклад жизни старицы Евфросинии напоминал пример древних подвижников, находивших отраду и понимание в общении с животными. Сами же животные отвечали ей той же ласкою и любовью. Им вверяла она свои тайны и именно им суждено было стать молчаливыми свидетелями ее духовных подвигов. И до наших дней, по молитвам Блаженной старицы Евфросинии, ниспосылается особая благодать, сохраняющая домашних животных от падежа и болезней. О высоте духовных подвигов блаженной старицы свидетельствуют примечательные особенности.
   Обыкновенно и летом, и зимой подвижница одевалась в рубашку толстого неваляного грубого серого сукна. Лишь изредка зимой, в большие морозы и то только для проезда в город, надевала она имевшийся у нее мужской нагольный тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Голова у нее была стриженная, иногда она обматывала ее тряпицей или надевала на нее шапочку с опушкой. На шее юродивая носила медное ожерелье и медную цепь, на которой висел тяжелый медный крест. Кроме того, под своей единственной одеждой она носила еще тяжелые железные вериги, но это было ее глубокой тайной. Спала блаженная на голом полу вместе с собаками. Никто никогда не видел, чтобы она лежала при этом всем телом. Обыкновенно она полулежала, подперши голову рукой, поставленной на локоть. Можно представить каков был ее сон. Пищи для себя блаженная не готовила, не ходила она и в монастырскую трапезную, а брала хлеб и квас с монастырской кухни и лишь изредка позволяла себе чай.
  В начале 40-х годов 19 века блаженная старица Евфросиния покинула город Серпухов. На короткий срок она остановилась в доме помещика Чирикова, а затем в имении помещика Жихарева, где состоялось знакомство старицы Евфросинии с владелицей села Колюпанова помещицей Натальей Алексеевной Протопоповой.
   В 1845 году старица Евфросиния переезжает в имение Протопоповой на постоянное жительство. С собою подвижница взяла единственную икону в ликах Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая - чудотворца.
  Проживая в Колюпанове блаженная старица не оставила своих великих духовных подвигов и еще более являла дела подлинной любви, милосердия и сострадания к людям. На склоне одного из оврагов, где старица избрала себе место для уединенных молитвенных подвигов, ископала она своими руками небольшой колодезь. И когда люди приходили к ней за помощью, то блаженная направляла их к источнику со словами: " Берите воду из моего колодезя и будете здоровы ". До сегодняшнего дня это святое место дарует людям свою целительную благодать по молитвам блаженной старицы Евфросинии (5).
  Набрав святой водицы, мы неторопливо поднимаемся в гору. Здесь вспоминаются стихи иеромонаха Романа:
  Там за горой - белый храм,
  Кладбище старое.
  Этот старинный край
  Русь нам оставила.
  Конечно, мы идём в храм женского Свято-Казанского монастыря поклониться мощам святой подвижницы, помолиться ей и взять благословение игуменьи Ефросинии.
  Нечасто ходят автобусы в Колюпаново, поэтому мы торопимся успеть и в 15.00 покидаем это святое место с лёгким сердцем и желанием опять прийти сюда непременно пешком, чтобы повторить чудо встречи со святым родником и с монастырем в честь Казанской иконы Божией Матери, поклониться мощам святой блаженной старицы Евфросинии и попросить её молитв о нас: "Святая блаженная старице Евфросиния, моли Бога о нас".
  Весь описанный маршрут имеет продолжительность 5,5 км в одну сторону. Поэтому даже дети 8-9 лет проходили его с остановками для отдыха без особого труда. Если Вам пришелся по душе наш маршрут, то и Вы можете пройти его вместе с нами, так как это уже вошло в традицию: выбрав день с 10 по 18 июня, посещать это святое место.
  
  Использованные ресурсы:
  1. http://www.nikolski-hram.ru/about.html - сайт Свято - Никольского храма города Алексина
  2. http://svyato.info/tulskaja-oblast/aleksinskijj-rajjon-tulskaja-oblast/selo-koljupanovo-aleksinskijj/ - О святом источнике в с. Колюпаново
  3. http://www.novoeblago.ru/?place=service&id=2&subid=21 - О Памятном камне на Сорокиной горе
  4. http://www. aleksin-blagochin.ru - О Кресном ходе на Ильин день
  5. http://www.vidania.ru/saints/zitie_evfrosinii_starizy_o_starize.html - О блаженной старице Евфросинии, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне (1735-1855).
  6. http://www.kartoman.ru»karta-goroda-aleksin-s-ulicami/ - Карта города Алексин и Алексинского района
  7. Архив фотографий руководителя православного клуба "Благовест" МБОУ "СОШ Љ9" г. Алексина Гузь В.И.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"