Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле (начало)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Страницы истории Православия на Тульской земле

(начало)

Памяти просветителя и первокрестителя

Славянского племени вятичей - святого Кукши

посвящается

0x01 graphic

Преподобный Иоанн Кукша

Введение

  
   В 2008 году в Туле Областным центром детского и юношеского туризма был организован областной ежегодный конкурс "Тульский край - земля православная" посвященный 900-летию памяти святого Иоанна Кукши.
   В конкурсе приняли участие учащиеся и педагоги Тульской области. В связи с этим в Туле ежегодно проходили Рождественские краеведческие чтения, на которых озвучивались лучшие работы учащихся и учителей. В работах рассказывалось об истории Тульского Православия, о храмах Тульской области и их судьбах, о судьбах священников, о святых источниках Тульского края и т.д.
   В 2013 году, в год 900-летия памяти просветителя и первокрестителя святого Иоанна Кукши в Туле прошли юбилейные Рождественские чтения "Тульский край - земля православная". На этом конкурс был закончен, но точка на этом не была поставлена. Все конкурсные работы готовятся и составляются в одну книгу, но с этими работами можно будет уже знакомиться сейчас.
  

Подготовил Ю.Н.Кузнецов,

редактор-составитель Н.Е.Лысенко.

  

ТУЛЬСКИЙ КРАЙ

И СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

   Бесчисленное множество святынь хранит православная земля, но самая яркая из них, самая чудесная и имеющая непосредственное отношение к нашей земле, Тульскому краю, - это Киево-Печерская Успенская Лавра. Её история насчитывает девять с половиной веков.
  

0x01 graphic

Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь.

  
   Началось всё в середине XI века, когда преподобный Антоний, по благословению афонских старцев, прибыл в Киев, взошел на холм, и помолился со слезами: "Господи, да будет на месте этом благословение
   Святой Афонской горы и утверди, Господи, жительство мое здесь". После своей молитвы поселился Антоний в пещере на холме и начал жить, постоянно молясь Богу. О нем стали узнавать люди и некоторые приходили к нему, желая жить с ним. Преподобный Антоний всех принимал с любовью, и собралась к нему братия числом двенадцать. И выкопали они большую пещеру, где устроили церковь и кельи, существующие поныне. Так было положено основание Киево-Печерскому монастырю, Великой святыне, из которой распространялось православие на славянские земли.
   Один из отцов святого Печерского монастыря, блаженный Кукша, был известен тем, что в XII веке крестил вятичей (проживавших в бассейне реки Оки), людей помраченных неверием. И они, вятичи, предки наши, просвещенные верой, узрели Свет Христов, а через них и мы принадлежим к Православной Церкви. И на нас по молитвам преподобных Антония, Феодосия, священномученика Кукши и всей братии Киево-Печерской Лавры лежит благословение Святой горы Афон. Свидетельство тому - пребывание в Российской земле великой святыни - Пояса Пресвятой Богородицы, в октябре-ноябре 2011 года.
   Пресвятая Владычица наша Богородица, Которая управляет всей жизнью афонских монахов, пожелала посетить Россию, осенила страну нашу своим крестом, благословив на испытания, и дала нам возможность прикоснуться к Своему Поясу, чтобы укрепить в нас веру, наставить на путь Истины, исцелить от недугов, даровать потомство. Многие россияне посетили Храм Христа Спасителя в Москве с молитвенным поклонением Поясу Богородицы, среди них было немало туляков. Чьи молитвы привели нас к святыне?.. Вот она незримая нить, берущая начало от Бога, проходящая через Святую гору Афон, Святой Киево-Печерский монастырь к сердцам туляков.
   Связь Киево-Печерского монастыря, где находится рака с мощами преподобного Кукши, и Тульской земли очень прочная.
   Помимо молитв самого Кукши на нас действуют молитвы наших предков, тульских литейщиков, которые в начале XIX века отливали чугунные плиты для монастыря, в 1826 году пол в пещерах был вымощен этими плитами. Теперь становятся понятными слова отца Георгия, который проводит экскурсии по монастырским пещерам: "Если вы оказались в Киево- Печерском монастыре, то это не случайно, кто-то помолился за вас, за то, чтобы вы пришли к вере, пришли в это Святое место". Кто помолился за нас?.. Туляки-оружейники, туляки-литейщики. Долгими днями и вечерами, выполняя изнурительную работу, творили они молитву Богу о нас, их потомках, чтобы не потерять нам веры, не посрамить России, не предать Бога. Вот поэтому и считает туляк, побывавший на Киевской земле, эту землю родной. Поэтому и хочется вновь и вновь возвращаться в монастырь, поклониться ему до земли, припасть к ракам святых, вдохнуть благодатного воздуха, вкусить монастырской пищи, помолиться с братией на Литургии, и увезти домой частичку Неба, потому что, по свидетельству Печерских святых, Киево-Печерский монастырь подобен Небу.
   Предки наши по молитвам священномученика Кукши "благоустраивали" Печерский монастырь, а мы по их молитвам совершаем паломничества в Святую землю, прикладываемся к святыням и молимся о близких наших и о наших потомках, чтобы и им в свою очередь не посрамить веры православной.
   Поистине, незримые нити связывают разные поколения, разные эпохи, да и всех людей на Земле. Мы можем их почувствовать. Был такой случай в монастыре. В ближних пещерах есть трапезная, где при преподобном Антонии братия собиралась на совместную трапезу. Сейчас в трапезной стоит рака с мощами священномученика Кукши. В 1463 году в день Светлого Христова Воскресения на приветствие священноинока Дионисия: "Христос Воскресе!" - веками нетленно почивающие святые отозвались радостным восклицанием: "Воистину Воскресе!". Вот уж поистине чудо, которое показывает нам, что Печерский монастырь то место, откуда свет светится, и этого света никогда не погасит тьма, но исчезнет от блистания его. И это правда. Бывает такое, что придешь в храм, стоишь на Литургии и вдруг, незаметно для себя, оказываешься в Крестовоздвиженской церкви Печерского монастыря, перед самым алтарем, наблюдаешь, как монахи совершают службу, и тут видишь этот всепобеждающий Свет и осознаешь единство православного мира.
   В Светлое Христово Воскресение мы будем стоять в храме, и когда батюшка из глубины алтаря воскликнет: "Христос Воскресе!", вместе с ним обратится к нам с иконы священномученик Кукша с тем же приветствием, и все мы - ныне живущие и рядом с нами стоящие, творящие молитву наши предки: туляки-оружейники, кузнецы, литейщики, пряничники, гармонисты, самоварщики, просветленные вятичи! - хором ответим: "Воистину Воскресе!" Сольемся в единый народ Христов, возносящий хвалу Богу и поющий вместе с ангелами и святыми Светлое Христово Воскресение: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".
   Да не потеряем этой драгоценной незримой связующей нити.
   Нарышкина Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания
   МБОУ - СОШ N 34, г. Тула
  

ЗНАМЕНСКИЙ ХРАМ ПОСЁЛКА ВОЛОВО

  
   Село Волово, Знаменское тож. Основано около 1740 года в местности вокруг небольшого озера, называемого Воловьим. Согласно легенде, в этом озере гуртовщики поили свой скот (волов) во время прогона их по большой Воронежской дороге. Отсюда и поселение получило название Волово.
   П. И. Малицкий считает, что первый деревянный храм в селе Волово был построен из купленного в селе Солодилово деревянного храма. Архивные источники говорят другое. До 1766 года жители деревни Волово состояли в приходе церкви святителя Николая села Воскресенское Богородицкой волости, которое находилось в 20 верстах. В Волово на 1766 год имелось 35 дворов, в подушном окладе, согласно ревизии находилось 140 человек мужского пола и 125 -женского, итого - 265 душ.
   Дальнее расстояние до села Воскресенского, разлитие полых вод, сильные морозы зимой, - все это препятствовало посещению храма, и многие умирали, не дождавшись исповеди и святого Причащения.
   31 мая 1766 года староста деревни Волово Семен Клеменов, сотский Увар Максимов, рядовые крестьяне Фатей Дмитриев, Максим Петров, Ерофей Иванов со всеми местными крестьянами били челом Преосвященному Феодосию, епископу Каширскому и Коломенскому о благословении построить им деревянную церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение". В прошении крестьяне обязались содержать церковь, выделить землю под кладбище и для поселения священнослужителей. Они выделили "3 десятины пашенной земли 20 четвертей в поле а в два потомуж, сенных покосов 40 копен".
   17 июня деревню Волово для исследования дела о постройке церкви прибыл иерей Иван Трофимов, служивший тогда в церкви Богоявления села Хитровщины Епифанского уезда, иерей Петр Степанов из Богоявленской церкви и иерей Павел Александров из церкви святого великомученика Димитрия села Никитского.
   17 июля крестьяне деревни Волово подписались прошением о постройке церкви.
   31 сентября 1766 года им дана была храмоздательная грамота.
   В декабре 1767 года первым священником Волово - иереем Григорием Ивановым - специально рукоположенным в новую церковь, в Коломенскую консисторию была подана опись имущества построенной церкви. В ней, в частности, описывалось устройство храма "Церковь деревяннаго здания по церковному чиноположению устроена, крест железной позлащен и глава обита листовой жестью: олтарь, церковь и трапеза покрыты тёсом".
   Далее описывалось внутреннее убранство храма и ризница. В алтаре находился запрестольный образ Казанской иконы Божией Матери с изображением на обратной стороне святителя Иоанна Златоуста и крест. В иконостасе в нижнем местном ряду находились по правую строну от царских врат иконы - Спасителя, храмовой - Знамение Божией Матери, по левую - икона Божией Матери "Владимирская", святителя Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы. Во втором праздничном ярусе - иконы Двунадесятых праздников. В третьем ярусе - в середине - образ Спасителя, а по сторонам Его - пророки. На верху иконостаса помещался образ Господа Саваофа. На колокольне было 4 колокола: большой - 5 пудов, 2 - три пуда, 3 - два пуда, 4 - 1 пуд.
   26 января 1767 года церковь была освящена и выдан антиминс из кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы г. Коломны.
   В 1822 году усердием прихожан на месте бывшего деревянного храма построен каменный храм и освящен также в честь иконы Божией Матери "Знамение". Особо в приходе почиталась икона Усекновения главы Иоанна Крестителя. 24 июня по старому стилю (7 июля - по новому) и 29 августа по старому (11 сентября - по новому) на поклонение святыне стекалось множество народа с окрестных сел и деревень. К сожалению, подробного описания нового каменного храма, его истории и убранства не сохранилось.
   Церковный приход состоял из села Волово и двух деревень - Луневки и другой Луневки, приписанных в 1877 году. Прихожан в это время числилось 918 душ мужского пола и 1017 душ женского пола. Причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли имелось 35 десятин.
   К приходу Знаменской церкви была приписана часовня, устроенная в начале ХХ века в деревянном здании железнодорожного вокзала в зале ожидания. По субботам и в праздничные дни в ней совершались праздничные богослужения для пассажиров и жителей прилегающих домов. Богослужение совершали священники Знаменской церкви. А в пасхальные дни была особая пасхальная служба. Интересным был сам обряд проведения пасхальной службы. Во время крестного хода на первом пути на рельсы укладывали петарды и тихим ходом пускали паровоз. Происходили взрывы петард, что служило своеобразным салютом и заменяло колокольный звон.
   Настоятелем Знаменской церкви был протоиерей Федор Федорович Минервин. Папа отца Федора, протоиерей Федор Николаевич, - потомственный священник. Родился он 4 июня 1847 года в селе Мансурово Новосильского уезда в семье дьякона. В 1871 году окончил Тульскую духовную семинарию. С 1872 года преподавал Закон Божий в народной школе. 11 декабря 1877 года был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской церкви села Киреевского Тульского уезда. Восемь лет преподавал Закон Божий в Вашанском министерском одноклассном училище и был заведующим этим училищем. В 1882 году был награжден набедренником за труды по народному образованию. С 10 октября 1885 года - настоятель Свято-Знаменской церкви села Волово. В селе Волово он был законоучителем в Земской школе, женской церковно-приходской школе и школе грамоты. В 1891 году за усердное преподавание Закона Божия был награжден скуфьей. Отец Федор овдовел и сам воспитывал четырех детей, и это при том, что он совершал богослужение и был преподавателем в нескольких школах. Его дочери Параскева и Анна, окончили Тульское епархиальное женское училище. Самый младший член семьи - сын Сергей закончил Белевское духовное училище, в годы Первой Мировой войны ушел на фронт. Самым старшим в семье был сын Федор. Окончил Тульскую духовную семинарию, потом поступил на курсы в Москве, но так и не закончил их. В 1911 году стал настоятелем Знаменской церкви села Волово. Он был законоучителем и заведующим Воловской земской школой, а также преподавал Закон Божий в Воловской женской церковно-приходской школе, в школе грамоты в сельце Луневке. В 1930-х гг. церковь была закрыта и использовалась как зернохранилище. Священник Минервин Федор Федорович в 1929-1930 гг. осужден на 5 лет исправительно-трудового лагеря.
   В 1989 году в селе Волово была зарегистрирована церковная община, и церковь была открыта. С этого момента и по настоящее время регулярно совершаются богослужения и проводятся ремонтно-восстановительные работы. Благодаря усердию прихожан и спонсорской помощи депутата Тульской областной Думы Казакова М.Н. началось восстановление храма. Был проведен ремонт всего здания, приобретено 7 колоколов. Территория храма обнесена оградой из кирпича и кованых элементов, она восстанавливалась по старым фотографиям.
   С октября 2005 года настоятелем храма служит иерей Владимир. В 2006 году при его содействии подкупольное пространство храма было расписано группой художников-реставраторов из г. Тулы, ниже проведен косметический ремонт. Вокруг храма высажены ели.
   После закрытия храма в 30-е годы сохранившиеся иконы прихожане передали в Никольский храм с. Осиново, где они находятся и поныне. А для восстановленного храма было написано несколько новых икон художниками г. Богородицка и матушкой настоятеля храма.
   Сегодня приход храма состоит из жителей с. Волово, где непосредственно находится храм и п. Волово. Храм посещают жители других населённых пунктов, не имеющие своего храма.
   Храм регулярно жертвует литературу в местные библиотеки и детский дом. Настоятель храма проводит духовные беседы в школах посёлка.
   При храме действует Воскресная школа. Идет активное сотрудничество с администрацией района по вопросам реставрации и благоустройству территории храма.
   Знаменская церковь - первая из открытых в наше время церквей в Воловском районе после падения коммунистического режима.
  

Подколзин Фёдор, учащийся 6 класса МКОУ "Воловская СОШ N1" Воловского района.

  
  
  

ТРОИЦКИЙ СОБОР В ЕФРЕМОВЕ

  
   Храм Святой "Троицы" города Ефремова, расположен на территории городского сада в южной части города. Именно отсюда начиналось строительство Ефремова, тогда еще Ефремовской деревни. За Храмом - крутой обрыв и дорога, ведущая к реке Красивая Меча. А перед Храмом открывается Красная площадь, от которой веером расходятся три улицы: центральная - Свердлова и боковые - К.Маркса и Красноармейская. Храм построен из красного кирпича, рядом с Храмом находится часовня. В Храме имеются три придела: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы, правый - во имя Смоленской иконы Божьей Матери, левый - во имя Архистратига Михаила, ежедневно в Храме совершаются Богослужения.
   Строительство каменного храма.
   В 1795 году на южной стороне территории бывшего Кремля был построен каменный храм с приделом в его трапезной части во имя иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии.
   Первоначально храм во имя Святой Троицы с приделом во имя иконы Смоленской Божьей Матери, был деревянный и находился в 15-ти саженях от каменного храма, а на местах престолов этого храма позже были построены часовни. Каменный храм был возведен на средства всех прихожан и при особом старании купца К.И. Минаева. По сведениям П.И. Малицкого общее население прихода в тот момент было 1176 человек, из которых 682 мужского пола и 794-женского.
   Кирпичный собор хотя и был освящен в 1795 г., но достраивался в XIX веке, в частности, колокольня. Более подробные сведения о строительстве колокольни и описание ее внешнего вида найти не удалось. Мы можем ее увидеть на старых фотографиях нашего города.
   В 1875 г. Было закончено строительство самой красивой Николаевской церкви и ее четырехъярусной колокольни по проекту архитектора Мейнгардта. Звон колоколов этой церкви разносился далеко по округе, а силуэт ее с новосельской дороги виднелся верст за тридцать.
   В 1823 г. в соборной церкви был устроен первый придел во имя Архистратига Михаила главным образом, по сведениям П.И. Малецкого, на средства церковного старосты, купца Харламия Циркова.
   До своего закрытия храм существовал в первоначальном своем виде со времен своего основания. Производившиеся в разное время поправки храма не касались существенного его здания: они сводились к обновлению его иконостаса и стенной живописи и к внешним отделкам. Такие поправки в храме на протяжении нескольких годов (1841, 1864, 1869, 1872, 1874, 1890, 1892).

0x01 graphic

Ефремов. Вид на Троицкий Собор. (Фото 1890 года)

0x01 graphic

Ефремов. Вид на Троицкий Собор. (Фото 1900 года)

0x01 graphic

Троицкая соборная церковь. (Фото 1900 года)

   150 лет простоял каменный храм, построенный на пожертвования прихожан, с 1795 по 1945 год. Он заменил собой ветхий деревянный храм, который простоял с 1637 по 1795 год. Почти 300 лет украшала наш город Соборная Троицкая церковь. Сюда приходили многие поколения наших предков со своими бедами и радостями. Но наши деды уничтожили трехсотлетнюю историю за несколько секунд. Это не прошло бесследно и отозвалось духовным обнищанием всех последующих поколений.
   Сегодня Троицкий храм вновь возродился.
  
  
   0x01 graphic
   0x01 graphic

Троицкая церковь сегодня.

Кошелев Алексей, учащийся 10 класса МБОУ "СОШ N3 имени О. А. Морозова", г. Ефремов.

Руководитель: Крюкова Надежда Николаевна,

учитель биологии

ВОЗРОЖДЁННЫЕ ХРАМЫ ТУЛЬСКО-БЕЛЕВСКОЙ ЕПАРХИИ.

Хроники восстановления Введенского храма

Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни.

   В Белевском районе Тульской области, в 5-7 километрах от города Белева, вниз по течению реки Оки, на правом ее берегу находится Свято- Введенская Макариевская Жабынская пустынь, основанная в 1585 году в царствование Федора Иоанновича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию (1).
   Введенской она называется по главному храму обители, Жабынской -- по речке того же названия, вытекающей из колодца Жабынца, а Макариевской - по имени её главы - преподобного Макария Жабынского-Белевского Чудотворца.
   Несмотря на свое название, до недавнего прошлого, в пустоши действовало только два храма -- Знаменский и Макариевский. А один из самых красивых храмов монастыря -- Введенский, во время Великой Отечественной войны был разрушен огнем немецкой артиллерии. Хотя, к сожалению, его уничтожение началось еще в довоенные годы, а закончилось -- в послевоенные.
   Как же строили, разрушали и восстанавливали этот храм?
   До конца 17 века Введенский храм представлял собой деревянное строение. Его ветхое состояние побудило игумена Тихона к сбору средств на восстановление и строительство каменного храма.
   Соборный храм во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы в плане имел форму квадрата, увенчанного пятью главами. Собор был построен в 1708 году игуменом Тихоном, но не завершен сводами и крышей. Впоследствии вместо сводов был сделан потолок, а крыша покрыта тесом.
   При дальнейшем строительстве храма при отце Сергии все недочеты были устранены. Весной 1807 года ветхий престол заменен новым и освящен в том же году, кроме этого Алтарь был покрыт железом. В 1811 году вся крыша соборного храма тоже была покрыта железом, и над ней устроено пять глав с железными крестами.
   Высокий и стройный квадрат храма освещался окнами в два яруса. Наружных украшений у храма не было, кроме лопаток по углам и репчатого пояса вокруг всего храма, под гарнизоном крыши.
   Свод храма опирался на два четырехугольных высоких столба. Столбы, стены и своды собора и алтаря в 1838 при игумене Венедикте были живописно расписаны изображениями из Священной Истории Ветхого и Нового Заветов.
   Иконы в иконостасе устанавливались в медных посеребренных ризах. Возле солеи на аналое находилась чудотворная икона Знамения Божьей Матери, перенесенная в пустынь из села Озерова. Солея возвышалась на две ступени. Имелись две двойные входные двери.
   Пол в храме состоял из вымощенных чугунных плит. Это было одно из самых высоких зданий в округе.
   Перед войной в монастыре, одно время, находилась общеобразовательная школа. В годы Богоборья, директор этой школы заставлял учеников сбивать фрески со стен Введенского собора. Следы этого варварства можно было видеть вплоть до начала реставрации. Сохранился лишь небольшой фрагмент декоративного узора, и читалось только одно слово "ОГНЬ". Так началось разрушение храма.
   В годы Великой Отечественной войны Жабынь оказалась в зоне ведения активных боевых действий (2). После непродолжительной оккупации, она была освобождена в конце декабря 1941 года в результате контрнаступления Красной Армии под Москвой. Не боясь суровой зимней погоды и преодолевая сопротивление врага, на подступы к Белеву вышли шесть стрелковых дивизий. Захватив важный участок на правом берегу Оки, они собрались на узкой полосе, шириной 25 км.
   Первые попытки захватить левый берег, были неудачными, и войска вернулись на исходные позиции. Завязались ожесточенные бои.
   На куполе Введенского собора был размещен наблюдательный пункт, поэтому огонь немецкой артиллерии был сосредоточен в основном по монастырю, вследствие чего многие постройки обители были разрушены.
   Введенский собор лишился глав, купол обрушился, в стене зияли две огромные пробоины. Меньше всех пострадал Макариевский храм, который был прикрыт Введенским собором. Можно предположить, что монастырь подвергся и бомбовым ударам немецкой авиации, о чем свидетельствуют крупные осколки немецких авиабомб, найденных на территории монастыря.
   А в соседних лесах, рядом с монастырем, до сих пор, можно видеть остатки окопов, укреплений и позиций тяжелой техники.
   В послевоенные годы в разрушенном Белёвском районе активно велось восстановление мирной жизни, и именно в эти годы Жабынская пустынь превратилась в каменоломню. Жители шли в монастырь и разбирали полуразрушенные строения обители. Постепенно разобрали каменную ограду вокруг пустыни, развалины приходской Введенской церкви, колокольни, двухэтажного братского корпуса, домовой двухэтажной церкви и настоятельного дома.
   Так закончилось разрушение храма людьми. Но потом за работу принялась природа.
   И даже в начале 80-х годов руководством области предлагалось на территории монастыря сделать базу отдыха или санаторий.
   В начале 90-х годов руководство Тульской церкви приняло решение ходатайствовать о восстановлении монастыря и его обителей (3). Священный Синод на заседании 7 мая 1991 года, на слушании рапорта митрополита Тульского и Белевского Серапиона, благословил открытие Свято-Введенской Макариевской пустыни в селе Жабынь и утвердил в должности наместника монастыря архимандрита Никона.
   Печальная картина предстала в Жабыни перед отцом Никоном. Бесконечную грусть вызывали руины Введенского храма. Состояние храма не оставляло надежды на его скорое восстановление. Израненные войной стены стояли в трещинах, своды обрушились. Помещение храма бурно заросло кустарником, а вверху по периметру росли молодые деревца, березы и сосны. Внешний кирпичный декор храма, находившейся под воздействием неблагоприятных погодных климатических воздействий, подвергся значительным разрушениям, достигавшим в отдельных местах глубины тридцати сантиметров.
   Рухнувшие своды алтаря в ряде мест обрушили перекрытия алтарных окон. Столпы центрального четверика покосились и частично обрушились, оборвав металлические связи, которые повисли словно лопнувшие струны.
   В западной стене зияла полутораметровая пробоина от прямого попадания снаряда. В её каменной кладке под воздействием мощного удара появились трещины. Монах Симеон рассказывал, что по этим трещинам ползали змеи, добираясь и до вершины стен. Он видел пустое яйцо, найденное рабочими при разборе ветхой верхней части кладки, которое якобы и было отложено одной из этих змей. Южная стена дала просадку в центральной части, в результате чего деформировались своды входа и центрального окна.
   Но восстановление Введенского храма началось лишь в 2008 году. По благословению батюшки Илия, схиархимандрита Оптиной пустыни, келейника Патриарха Кирилла, трое православных чад его - Аксинская М.Ю., Вишневский К.В. и Котов А.Н. - должны были обеспечить сбор денег и финансирование работ по восстановлению Введенского храма в Жабынской пустыни. Огромную финансовую помощь оказали оборонные предприятия города Тулы - Туламашзавод и Тульский оружейный завод.
   Для этой ответственной работы была приглашена организация "Тулареставрация", известная в Тульской области своим опытом реставрационных работ.
   Восстановление Введенского храма стало последним авторским проектом талантливого тульского зодчего Владимира Ивановича Игнатова, который возглавил творческий коллектив по разработке проекта реставрации. В него вошли главный архитектор проекта Печников, главный инженер проекта Романов и архитектор Вятский.
   Стены храма были тщательно исследованы и обмерены, изучена сохранность фундамента. Лишь после этого был сделан важный вывод: реставрация храма возможна на старом фундаменте при полной вычинке стен. Это означало, что стены храма будут сохранены, но весь подвергшийся разрушению кирпич необходимо срубить и заменить новым, - только в таком случае можно было восстановить несущую способность стен.
   Предстояло решить важные задачи по восстановлению внешнего декора стен, выбору типа сводов храма и алтаря. Трудность состояла в том, что сохранились лишь фотографии, по которым можно было судить только по внешним очертаниям крыши церкви, но нельзя было определить тип свода. Архитектор Игнатов обратился к опыту строителей древнего Белевского Спасо-Преображенского монастыря, стены которого были построены в конце 17 века. Оказалось, что внешний декор стен надвратной церкви святителя Алексия в Спасо-Преображенском монастыре и Введенской церкви в Жабынской пустыни идентичны. Внутри собора архитектор увидел ступенчато-арочный свод, опирающийся на два столпа, от которых на стены перекинуты арки. Такое конструктивное решение в свое время, видимо, послужило образцом для строителей Введенской церкви.
   Вскоре творческая группа представила проект реставрации церкви Ведения в храм Пресвятой Богородицы, выполненный по действующим строительным нормам и правилам для зданий, сооружений и комплексов православных храмов. Предстояло выполнить значительный объем реставрационных работ, в котором только надстраиваемая часть составляла более тридцати процентов.
   В начале сентября 2008 года в монастырь прибыла группа реставраторов, возглавляемая производителем работ Ермоловым Максимом Вячеславовичем. Утром, 2 сентября 2008 года перед началом реставрационных работ монастырская братия совершила молебен у храма. Напутственное слово реставраторам произнес иеромонах Парфений.
   Первым делом, которым пришлось заняться реставраторам, стала очистка храма от растительных зарослей, мусора, грунта и остатков ядохимикатов, когда-то хранившихся в алтаре.
   Сделанные на отдельных участках, раскопы фундамента показали отсутствие влажных грунтов и следов разрушения, что говорило о его надежности. Однако столпы, которые служат опорой для сводов церкви, пришлось возводить заново на вновь устроенном бетонном фундаменте. Надо отдать должное ответственности реставраторов, которые полностью разобрали ошибочно выложенную часть северного столпа.
   Из-за разрушения кирпича сплошному внешнему ремонту подверглись все стены, а потерявшие прочность пришлось срубать со всей поверхности стен. При этом, много усилий требовала уборка отработанной кирпичной крошки. Тщательно производилась встречная расшивка сквозных трещин северной, западной и южной стен. Небольшие трещины в кладке заделывались инъекцией специально приготовленного цементного раствора.
   На высоте четырех метров по периметру стен были обнаружены остатки древней дубовой стяжки, которая видимо, сберегла храм от разрушения, несмотря на глубокие, сквозные трещины. Вместо нее потребовалось установить стальной армирующий пояс, проложенный на высоте около пяти метров. Отслужившая деревянная стяжка была удалена, а образовавшаяся ниша заложена кирпичом. На завершающем этапе работ пришлось полностью срубить по всему периметру стен ветхую верхнюю часть кладки, где на известково-кирпичных остатках давно произрастали трава и молодые деревья. Верхняя часть стен по всему фасаду четверика была завершена двумя поясами поребрика и кладкой между ними декоративных закомар, по своей форме соответствующих внутренним арочным сводам храма.
   Основательной реконструкции, с выполнением работ по восстановлению кирпичного декора, подверглись три входных арки и все оконные проемы. Эти работы потребовали устройства специальной опалубки под их своды и выполнялись как с внешней, так и с внутренней стороны храма.
   В процессе реставрации было принято решение сделать собор зимним, что потребовало переработки проекта и дополнительных затрат на утепление сводов, устройство систем отопления и вентиляции, инженерное обустройство новой теплотрассы до храма.
   При прокладке коммуникаций к собору, ковшом экскаватора был подцеплен и вытащен на поверхность земли небольшой колокол, обнаруженный позже, учителем математики 20-й гимназии, Кашириным Олегом Владимировичем. На что архимандрит Никон сказал: "Хороший знак. Нужно будет металл этого колокола добавить в металл для будущих колоколов монастыря".
   Значительных усилий потребовало восстановление алтарной апсиды с арочными сводами окон, которые были настолько разрушены, что их пришлось демонтировать и вновь выложить по опалубке. Опытные реставраторы с большим мастерством восстановили утраченную конху - перекрытия апсиды в форме полукупола. Кирпичная кладка была столь искусно выполнена по специально устроенной деревянной опалубке, что точно, кирпич к кирпичу, совпала с сохранившимися на восточной стене храма остатками обрушенной конхи.
   С особым архитектурным изяществом и инженерным мастерством были выполнены работы по устройству ступенчато-арочного свода храма с центральным световым барабаном и четырьмя глухими барабанами. Была использована современная технология устройства железобетонных арок и легких тонкостенных оболочек. Она позволила создать единую монолитную конструкцию двустопного перекрытия, прочно связанного с железобетонной рамой, устроенной по периметру верхней части стен.
   Войдя в церковь с отцом Вонифатием, учителя и ученики 20 гимназии были поражены тем, как звучал его голос внутри храма. Мы раньше слышали такое выражение - "Ангелы поют", а теперь понимаем, что это означает.
   Работы по реставрации Введенского храма продолжались: предстояло благоустроить прилежащую территорию, бригаде художников из села Палех завершить роспись стен, устроить алтарь. Из-за нехватки финансовых средств работы замедлились, а особенно медленно продолжалась роспись стен храма, включающая в себя лики всех Святых в земле Тульской просиявших.
   Но каждый посещающий Жабынь, смог принять посильное участие в этих трудах, кто-то работал в монастыре на послушании, кто-то оказывал финансовую помощь. В 2011 году вышла в свет книга Никишова В.Д. "Жабынь". Все средства от реализации тиража книги были направлены на роспись храма. Благодарные монахи молятся за жертвователей, имена многих из которых были внесены в монастырский Синодик.
   В декабре 2012 года все работы по внутренней росписи храма были закончены.
  

0x01 graphic

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы после реставрации

   4 декабря в день Введения во храм Пресвятой Богородицы Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, произошло торжественное освящение храма митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием и епископом Белевским и Алексинским Серафимом.
   В монастыре бытует предание, что расцвет обители начнется с расцвета ее соборного храма - Введенского. Мы верим, что Господь даст силы в этом тяжелом послушании архимандриту Никону и всей братии Святой обители.
   Гимназию N 20 города Тулы и монастырь Свято Введенская Макариевская Жабынская пустынь связывает многолетняя дружба. Учительский состав и учащиеся с удовольствием посещали обитель, Знаменский и Макариевский храмы монастыря, купались в Святом источнике преподобного Макария, гуляли в окрестностях монастыря и слушали рассказы монахов. Бывая в пустыне, мы посещали и братские захоронения советских воинов, отдавших свои жизни за нас.
  

Захарова Лилия, Надирова Аза, учащиеся 11 и 8 класса

МБОУ Гимназия N 20, г. Тула.

   Консультант: Каширин Олег Владимирович,
   ответственный за работу секции "Церковное краеведение".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"