Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Судьба? Нет! Промысел Божий! (приложение: Ноев Ковчег, Ангеле Божий-хранитель мой святый, блаженная матушка Евдокия, Жизнь прихода, Жизнь и труды Сахарова)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Надежда Лысенко

Судьба? Нет! Промысел Божий!

(о начале творческого пути, о рождении журнала "Православный Новомосковск" с приложением "Ноев ковчег", Ангел Божий, хранителю мой Святый, Жизнь прихода, Жизнь и труды Сахарова)

   Я похоронила свою маму и очень тяжело переживала ее смерть. В этот период у меня стал появляться интерес к православной литературе. Я стала читать - Новый Завет.
   И вот Промысел Божий привел меня в храм в честь иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Был январский воскресный день, храм уже начал действовать и принимать своих первых прихожан. Работала воскресная школа.
   Я пришла в библиотеку, расположенную в воскресной школе. В воскресной школе шли занятия. Мне пришлось дожидаться перерыва. Ждать пришлось долго. В перерыве я зашла в кабинет, где шли занятия воскресной школы, и увидела пожилого мужчину, похожего на священника, с большой темной бородой и внимательными глазами. Я спросила о работе библиотеки, он вежливо ответил, я уже направилась к выходу, когда он остановил меня: " А вы случайно стихи не пишите?" - спросил он меня. "Нет, я стихи не пишу!" - ответила я - Я пишу прозу".
   "А, ну вот давайте к нам в православный литературный кружок" - пригласил он. И сказал, в какой день проходили занятия православного литературного кружка. Так Господь послал мне встречу с православным писателем Алексеем Андреевичем Логуновым.
   И я стала ходить на занятия православного литературного кружка. Занятия проходили в помещении воскресной школы в дружелюбной обстановке, за чашкой чая. Каждый по очереди читал свои произведения. Алексей Андреевич делал поправки, советовал. В кружке стал выходить альманах " Прихожанин", в котором публиковались мои рассказы. Я отдала ему на прочтение рукопись, он прочитал и возвращая сказал: "Надежда Ефимовна, у вас может получится хорошая книга, пишите, совершенствуйте свои рассказы". И я стала писать.
   Летом 2002 года, у меня вышла первая книга "Ноев Ковчег". Такое название книги дал А. А. Логунов. Он и в предисловии книги писал: "Надежда Ефимовна, я бы назвал эту книгу " Ноев Ковчег", как Ной перед потопом взял с собой в ковчег", "всякой твари по паре чистых и не чистых". Так и в Вашем доме живут люди самые разные, добрые, злые, опустившиеся и даже нашедшие смысл жизни в православной вере - вере наших предков".
   Мне хотелось порадовать Алексея Андреевича и я пошла в храм в честь иконы Божией Матери "Нечаянная радость" и встретила его когда он вышел из храма и спускался по ступенькам. Я показала ему книгу.
   Мы присели на диване на территории храма и я подарила ему книгу. Он был очень рад, и сказал, что надо устроить презентацию книги. В воскресенье состоялась презентация моей книги. Сначала рассказы читал Алексей Андреевич. Потом и другие продолжили чтение.
   В кружке я не только менялась, но и обогащалась духовно, мне стало понятно главное, зачем человек явился на землю. Его главное предназначение Творить Добро, что земная жизнь - это Богослужение. Я почувствовала внутреннюю потребность выйти к широкому кругу читателей и через журнал доносить слова Любви и Добра, сеять Слово Божие в людские души. И начались поиски спонсоров. В начале они не давали никаких результатов. Потом Промысел Божий привел меня в приемную депутата Тульской областной Думы Бычкова Дениса Владимировича, который откликнулся на мою просьбу и изъявил желание финансировать журнал. Благословил издание журнала " Православный Новомосковск". Настоятель Свято-Успенского мужского монастыря архимандрит Лавр. В феврале, накануне Великого поста вышел первый номер журнала. Так началось рождение журнала "Православный Новомосковск". Было проспонсированно четыре номера, пятый номер журнала вышел уже на пожертвование читателей.
   Следующие номера журналов "Православный Новомосковск" выходили с Божьей помощью за счет реализации предыдущих номеров. Журналу пришлось пережить много трудностей и искушений, но Господь всегда был рядом и всегда помогал. Вышло десять номеров журнала "Православный Новомосковск".
   А что же было дальше? А дальше, чтобы журнал не погиб и не исчез совсем, пришлось преобразовать его в газету "Православный Новомосковск", в связи с недостатком денежных средств для издания журнала. И газета "Православный Новомосковск" сейчас тоже нуждается в помощи и поддержки, выходит она только благодаря помощи Божией. Вы можете познакомиться с некоторыми материалами из журнала и рассказами из первой книги.
  

Ноев ковчег

(рассказы)

      -- Соседи
   Галина Николаевна готовила на кухне завтрак. Из репродуктора лилась легкая утренняя мелодия. Стоял теплый воскресный день. Все располагало к спокойному отдыху. Но вдруг неожиданно за окном (а жила она на первом этаже) отчетливо послышалась грубая брань.
   Галина Николаевна выглянула в окно, и ее старое больное сердце забилось неровными толчками. Она увидела соседа со второго этажа, Вермутова, - мужчину с отекшим и мрачным лицом. Запрокинув голову, широкими глотками он поглощал содержимое сорокоградусной бутылки. Рядом терпеливо дожидались своей очереди его дружки.
   Галина Николаевна отшатнулась от окна. Теперь о покое нечего было и думать. Выключив газ, она торопливо вышла на улицу. С трудом передвигая больные ноги, она спешила к телефону. Долго, трясущимися руками она набирала номер милиции, но в ответ слышались только гудки. Наконец послышалось долгожданное:
   - Дежурный слушает!
   - Сынок! - торопилась рассказать Галина Николаевна. - Приезжайте, скорее!..
   - Что делают? Сколько их? - перебивая старую женщину, допытывается дежурный, по-видимому, не очень вникая в то, о чем так беспокоилась Галина Николаевна. Наконец после десятиминутной беседы он коротко бросил:
   - Ладно, приедем!
   Когда Галина Николаевна возвращалась назад, пьяное веселье было в полном разгаре, очередная пустая бутылка летела под лавку, под диваны, на затоптанную и загаженную траву. Какими хозяевами они чувствовали себя! Развязность и наглость царили на лицах, в движениях!
   Милиция приехала через два часа. Светловолосый средних лет лейтенант вышел из машины. Компания затихла, торопливо заталкивая бутылки куда придется. Галина Николаевна торопливо вышла навстречу, но лейтенант был недоволен, и в первую очередь, Галиной Николаевной. Он бросил ей раздраженно:
   - Ну, что ты, бабуля, все возмущаешься, отдыхала бы!
   Потом не спеша подошел к Вермутову.
   - Пил? - коротко спросил лейтенант.
   - А что? - нагло ответил тот.- Пил!
   - Тогда садись!
   Дверцы машины захлопнулись и, круто развернувшись, она скрылась за поворотом.

II

   ... Сначала все было спокойно. Спустя месяц сосед со второго этажа заявил о себе постоянным шумом и грохотом над головой, бесконечными пьянками. Для Галины Николаевны наступили тяжелые и бессонные ночи. Галина Николаевна вызывала милицию, но когда приезжал наряд милиции, в квартире у соседа все затихало, уезжала милиция - снова все в квартире соседа возобновлялось, но уже с утроенной силой. А однажды, когда приехал очередной наряд милиции, вышла соседка, Афонькина, и заявила: "Здесь живет хороший человек!" И такой у этой дамы был внушительный вид, что молоденький лейтенант сразу проникся к ней доверием и пригрозил Галине Николаевне, что заберет ее, если она будет зря вызывать милицию. Галина Николаевна больше милицию не вызывала, а написала заявление в отделение милиции на имя начальника.
  

III

   В один из сентябрьских дней Галина Николаевна возвращалась из магазина.
   Издали, у подъезда своего дома она увидела участкового в окружении соседей. Она заспешила к подъезду. У подъезда она обратилась к участковому: "Сынок, вы ко мне по заявлению?" Участковый не откликнулся, он даже не обратил на нее внимания. Он что-то быстро записывал под диктовку окружавших его людей. Галина Николаевна среди них узнала располневшую даму - соседку со второго этажа Афонькину, Вермутова с перекошенным от злобы лицом. Старая женщина старалась обратить внимание участкового на себя, но усилия ее были напрасны. Он слушал разгневанных и возмущенных людей:
   - Она посмела написать заявление на хорошего человека!
   - Выселить! - слышались голоса.
   Галина Николаевна стояла с авоськой в руке, смотрела на этих людей мудрыми, видевшими все в своей жизни глазами, а потом повернулась и потихоньку на больных ногах пошла домой.
   Дома она не сдержала слез. Ей вспоминалось свое далекое голодное детство, всплыло в памяти тяжелое военное лихолетье, вспоминала безвременно умершего от ран мужа и свое одиночество, и на душе стало еще тяжелее: "Что же это такое? Господи, за что?"
   Как часто она слышала от этих людей: "Ты нам мешаешь жить!" О какой жизни они говорили! О воровстве?щ О пьянстве? И это они называли жизнью!
   После этого отношения оставались враждебными. Соседи, а в особенности Афонькина, старались "насолить" старой женщине. Вскоре весной решила навести "порядок" под окнами старой соседки. Подбила почти весь подъезд, Как варвары, вырубали они кустарники, рубили молодые деревца, чувствую свою полную безнаказанность. А Галина Николаевна сидела в своей комнате и еле сдерживала слезы от горькой обиды...

      -- Воровка
   На лестничной площадке в подъезде послышался топот бегущих ног. Из подъезда выскочила Лена - белобрысая девчонка тринадцати лет, в сопровождении своих ровесниц. Они остановились под окнами Галины Николаевны и сосредоточенно стали рассматривать что-то на земле. Галина Николаевна долго наблюдала за их движениями за окном, потом накинув на голову платок, вышла на улицу.
   - Девочки, вы ищите что-нибудь? - спросила она их, подойдя поближе.
   Девочки сосредоточенно смотрели в землю и молчали. Лишь одна тихо обронила:
   -Ключ!
   Галина Николаевна тоже стала ходить и смотреть на траве, вокруг высоких ромашек. Попутно она разговаривала с девочками.
   - Кто из вас потерял ключ?
   - Женя! Вот эта! - они показали на светленькую девочку с печальными глазами.
   - А в подъезде смотрели?
   - Смотрели, там нет!
   - А еще где вы играли, там смотрите!
   - Мы смотрели!
   Так, беседуя, Галина Николаевна и девочки ходили по траве, заглядывая под каждый цветок. Ключ, как на зло не находился. Галина Николаевна ушла домой, помочь она больше ничем не могла.
   ... Она готовила на кухне ужин, поглядывая в окно, а сердце томилось в нехорошем предчувствии. У подъезда стали собираться жильцы и, как всегда , одни и те же: Афонькина с пышной прической и ярко накрашенными губами, рядом расположилась полная молодая крашеная блондинка Вера и ее ровесница Нина - невысокая брюнетка в очках. В окно Галина Николаевна видела, как к ним подошли молодая полная женщина с короткой стрижкой и девочка Женя. Разговаривая, брюнетка Нина показала на окно Галины Николаевны. Женщина направилась а подъезд. Сердце старой женщины заволновалось, когда она услышала стук в дверь. Через секунду он снова повторился.
   Она подошла к двери и открыла ее. Молодая женщина с невозмутимым взглядом стояла на пороге:
   - У вас ключ? Верните нам его!
   - Что? - изумилась Галина Николаевна.
   - Верните нам ключ! - требовательно повторила женщина.
   - Я помогала искать девочкам ключ, - Галина Николаевна старалась говорить спокойно, - но у меня его нет!
   Женщина ушла, но через некоторое время снова вернулась:
   - Вы нашли ключ! Зачем он вам , не понимаю! Верните его!
   - Да вы что? У меня нет ключа! Я ничего не находила! - Галина Николаевна с возмущением закрыла дверь.
   Сердце старой женщины ныло и болело от нестерпимой обиды. Она, которая за всю жизнь не взяла ничего чужого! И она стала теперь воровкой! Это те люди, что были у подъезда, навесили не нее этот ярлык. Галина Николаевна посмотрела в окно. Крашеная блондинка Вера, разложив на коленях тетрадь, что-то быстро писала. Неужели снова заявление? "За что?" - мелькнуло в голове Галины Николаевны.
   Тревожно и тоскливо прошел остаток вечера. С наступлением темноты еще плотнее обступило Галину Николаевну беспомощное одиночество.
      -- В храме
   Несколько дней спустя Галина Николаевна прогуливалась недалеко от своего дома. Неожиданно услышала рядом женский голос.
   - Галя, здравствуй!
   Галина Николаевна не сразу поняла, что это относится к ней. Давно ее так никто не называл. Она подняла голову и посмотрела на стоящую рядом улыбающуюся женщину.
   - Не помнишь? Забыла? Аня я, вместе с тобой работали на строительстве кинотеатра!
   Галина Николаевна вглядывалась в лицо женщины, и что-то очень знакомое было в этом лице. И вспомнила - хохотушку и толстушку Аню. Но как же время меняет людей!
   - И ты очень состарилась! - сказала Аня и вздохнула - Стареем!
   Постояли, помолчали, глядя друг на друга, а потом каждый поведал о своем. Галина Николаевна поведала о своих соседях: "Обижают!".
   - А ты сходи в храм, - сказала Аня,- посоветуйся с батюшкой!
   Поговорив еще немного, расстались.
   Всю ночь Галина Николаевна не спала, засели в голове слова Ани. Под утро забылась в коротком, беспокойном сне. Проснувшись, увидела желтые лучи солнца в оконной раме и решила: "Пойду!".
  
  

* * *

   Еще издали Галина Николаевна увидела сверкающий на солнце высокий купол храма. До нее долетели звуки колокольного звона. И вдруг на нее пахнуло таким далеким и невозвратным детством, что она на мгновение остановилась, взволнованная, и как кадры кинохроники промелькнули пред ее глазами картины ее детства в несколько домиков, маленькая церковь и молодая мама ведет ее туда за руку. А потом судьба распорядилась так, что они оставили свою деревню и переехали в город, а потом вовсе уехали далеко от родных мест. Воспоминания эти были настолько пронзительными и ясными, что Галине Николаевне пришлось постоять неподвижно несколько минут, чтобы справиться с охватившим ее волнением. Потом, перекрестившись, она вошла внутрь храма.
   Прихожан в храме было немного. В основном это были старушки. Кто ставил свечку перед образом, а кто стоял перед зажженной свечкой и усердно молился. Галина Николаевна купила свечки и спросила свешницу:
   - А с батюшкой можно поговорить?
   - Конечно, - ответила та доброжелательно. - Сейчас батюшка выйдет, и поговорите.
   Галина Николаевна поставила свечку святому Пантелеймону, Николаю-угоднику и скромно встала около стены, дожидаясь, когда выйдет батюшка.
   - А как зовут батюшку? - спросила Галина Николаевна пожилую женщину, стоящую перед образом Пантелеймона.
   - Отец Никон! - шепнула и снова перекрестилась.
   Отец Никон был немолод: высокий, плотный, с небольшой темной бородой, с внимательными добрыми глазами из-под густых бровей. Он вышел как-то неожиданно, и две старушки бросились к нему навстречу. Они что-то сказали ему, отец Никон очень тепло им что-то ответил, поочередно кладя свою широкую ладонь им на голову и затем перекрестив. Галина Николаевна, глядя на это, еще больше укреплялась в желании поговорить с батюшкой, и когда он уже отходил от старушек, она заспешила к нему навстречу:
   - Батюшка, отец Никон, можно с Вами поговорить?
   Он остановился, готовый выслушать. Галина Николаевна рассказала о своей жизни, о своем одиночестве, о соседях. Отец Никон слушал, не перебивая, на его лице Галина Николаевна замечала следы сострадания. Когда она замолчала и с тревогой ждала ответа, он сказал слова, которые глубоко запали в ее душу:
   - Измените свое отношение к соседям, - сказал отец Никон, - выставите все плохие чувства за дверь (зависть, злость, раздражение), и пусть они побудут за дверью. И потом, спустя какое-то время, вы не заметите, как они уйдут от дверей, и вы будете идти домой, как в маленькую церковь!..
   И по дороге домой, и дома Галина Николаевна все раздумывала над необычной простотой и в то же время мудростью этих слов.
      -- Пожар
   Лето стояло на редкость жаркое и знойное. Галина Николаевна задыхалась в своей квартире и с трудом, опираясь на костыль, она вышла на улицу. Прохладный ветерок охладил ее тело и успокоил. У нее вошло в привычку поднимать голову и смотреть на балконы. На этот раз балконы были пусты. Взгляд ее задержался на балконе четвертого этажа. Что это? Как будто что-то промелькнуло красное? Или ей показалось? Галина Николаевна несколько минут не отрываясь смотрела на балкон: ничего не было. И вдруг она отчетливо увидела красный "язык", взметнувшийся вверх! Да ведь там пожар! Она заспешила в подъезд.
   До четвертого этажа добиралась, останавливаясь и отдыхая на каждой площадке. На звонок никто не ответил. Она позвонила еще раз, и снова за дверью тишина. Она стала спускаться вниз, и на втором этаже лицом к лицу столкнулась с соседкой Верой, которая жила тоже на четвертом этаже. Ее круглое полное лицо было красным от жары, светлые короткие волосы были влажными от пота.
   - Вы знаете, - мягко остановила ее Галина Николаевна, - у ваших соседей на четвертом горит балкон!
   Вера не сразу поверила.
   - Балкон? Горит?
   Они вышли на улицу и посмотрели на четвертый этаж. Языки пламени метались внутри балкона, готовые вырваться наружу.
   - Господи!.. - только и сказала Вера и побежала звонить. "Пожарка" приехала быстро. Пожарная лестница взметнулась вверх. В одно мгновение с огнем было покончено, только черный дым продолжал еще валить с балкона.
   А вечером молодые бизнесмены Валя и Коля шли домой в прекрасном настроении. У подъезда их остановили соседи.
   - А у вас сегодня балкон горел! - сообщила им Афонькина.
   - Как балкон? - опешили бизнесмены.
   - Да не волнуйтесь, огонь уже потушили, - успокоила их соседка с третьего этажа Нина.
   Молодые бизнесмены ушли, растерянные, а между соседями завязался такой разговор:
   - А кто первый увидел пожар на балконе? - спросила Нина с третьего.
   -Да бабуля с первого этажа!
   Это Вера сказала, Она тоже сидела у подъезда, и сказала она это по-доброму. И все после этих слов замолчали и задумались.
      -- Автокатастрофа
   Стоял теплый, солнечный день, и Галина Николаевна целый день проводила на диване у подъезда, радуясь солнечному теплу, вдыхая запахи лета, и смотрела, как два брата - Коля и Слава - бегали по двору, выдумывая для себя все новые и новые игры. У Галины Николаевны сложилось такое впечатление, что родители о них забыли.
   - Ребятки. А что же вы домой-то не идете? - ласково спросила она мальчиков, когда они находились от нее недалеко.
   Коля молчал, усердно высматривая что-то на земле. Слава, младший брат, ответил простодушно:
   - Мамка с папкой на дачу уехали!
   - Вы, наверно, голодные?
   - Ага! - кивнул Слава.
   Галина Николаевна помолчала, что- то обдумывая, потом спросила:
   -А хотите, пойдем ко мне? Я вас напою чаем и накормлю. У меня такие вкусные пирожки с капустой!
   - Хочу! - сказал Слава и вопросительно посмотрел на старшего брата.
   Худощавое, загорелое лицо Коли приняло суровое выражение, потом, выждав немного, сказал солидно:
   - Можно!
   На кухне ребята сидели за столом, болтали ногами, уминая пирожки, а Галина Николаевна подливала им чай в стаканы и приговаривала:
   - Пейте, ешьте, голодные ведь!
   - А наша мамка тоже такие печет! - сказал Слава и посмотрел на дедушку, который внимательно глядел на него со стены. Это была икона Николая-угодника. Он хотел еще что-то сказать, но тут вмешался Коля:
   - Мамка с папкой обещали с дачи в шесть часов приехать! - сказал он.
   Галина Николаевна бросила взгляд на ходики: стрелки показывали семь. Солнце медленно и нехотя уходило за горизонт до следующего дня, упорно цепляясь за деревья и дома. В дверь торопливо позвонили.
   - Я пойду посмотрю кто, а вы ешьте! - сказала Галина Николаевна.
   Она открыла дверь. На площадке стояла соседка Вера. У нее было взволнованное и испуганное лицо.
   - Тетя Галя! Слава и Коля у вас?
   - Да! А что случилось?
   - У мальчиков родители попали в автокатастрофу!
   - Как? Когда? - ужаснулась Галина Николаевна.
   - Сейчас! - вымолвила Вера и рассказала. - Родители мальчиков возвращались автобусом с дачи. На Веневском шоссе автобус столкнулся со встречным большим грузовиком. Автобус, в котором были родители мальчиков, опрокинулся в кювет. Погибло много людей. Мать мальчиков нашли под колесами автобуса мертвую, а отца скорая увезла с переломами в больницу. Об этом я сейчас узнала от соседей из другого подъезда. Они возвращались с дачи другим автобусом и проезжали по этой дороге и все видели. Тетя Галя, я возьму мальчиков к себе, - добавила Вера.
   ... Шли дни, недели. Прошел месяц. Другой. Галина Николаевна чуть ли не каждый день ходила в храм и заказывала за здравие Мити, отца Коли и Славы. Она подолгу стояла перед зажженной свечкой и молилась святому Пантелеймону, чтобы вернулся Митя живой к своим мальчикам. Свеча то ненадолго замирала, то вспыхивала ярким пламенем. "Помоги, святой Пантелеймон!" - шептала она, прикладываясь губами к образу. А за окнами храма постепенно сгущались летние сумерки. Придя домой, Галина Николаевна готовила что-нибудь, зная что завтра мальчики придут из школы и она будет их кормить.
   Прошло еще несколько дней, когда Галине Николаевне неожиданно позвонили в дверь. Она открыла и от радости воскликнула: "Митя!". Невысокий, широкоплечий, немного сутулый, он опирался на костыль. Темные глаза его вопросительно и с благодарностью смотрели на Галину Николаевну:
   - Здравствуйте, тетя Галя! А где мои ребята?
   - Здравствуй, Митя! Как я рада! А ребята сейчас в школе!
   - Как они тут без меня, не озорничают? - улыбнулся он.
   - Вначале забросили было школу, - поведала Галина Николаевна, - но потом, когда узнали, что ты идешь на поправку, снова стали ходить. А Слава недавно спросил меня: "А папка скоро придет их больницы?"
   - Спасибо вам, тетя Галя! Пойду за ребятами!
   - Иди,- ласково сказала Галина Николаевна. - Они так сейчас обрадуются!
   Она долго смотрела из окна вслед Мите - на его неровную походку и сутулившуюся спину, а губы ее шептали: " Господи, пусть все у него образуется в жизни. Помоги ему, Господи!".
   " Ведь это же чудо!" - думала Галина Николаевна. И вскоре на кухне рядом с Николаем - угодником появилась икона святого Пантелеймона.

Материалы из журналов "Православный Новомосковск"

АНГЕЛ БОЖИЙ, ХРАНИТЕЛЮ МОЙ СВЯТЫЙ

   Современная научная мысль ведет поиски разумных существ в далеких галактиках, между тем как иной мир намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далекий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искаженном виде.
   Параллельно миру физическому существует духовный мир. Это не только наша духовная жизнь: любовь, ненависть, мысли, страсти, - но и духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями человека. В отличие от физического мира, духовный мир не нейтрален: если физический огонь можно использовать как в добрых целях, так и во зло, то существа духовного мира имеют свою добрую (Ангелы) или злую (бесы) волю.
   Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующей действительности образ Ангела - "купидона". Однако Ангелы - реальные небесные существа, играющие важную роль, как в нашей жизни, так и мировой истории.
   Еще до сотворения видимого мира и человека сотворил Бог неисчислимые Ангельские воинства. С точки зрения человеческого воспитания, ангелы являются невидимыми, бестелесными существами. Но на самом деле они имеют "огнеподобное" тело - более тонкое, чем известная нам материя. Они бессмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находится на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери. Замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.
   Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и в многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место. Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, во снах и видениях воспринимались силой очищенного от страсти сознания в "созерцании истинном".
   Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несет особенное служение и имеет свое название. Несмотря на то, что слово "Ангелы" (что значит "Вестники") обозначает лишь один из чинов, оно присуще всем девяти Ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя три чина. Ближе всего предстоят святой Троице Престолы, Херувимы и серафимы, являющие огненную мудрость и ведение небесных тайн. За ними - Власти, господства и силы: их предназначение - осуществление великих событий и чудес. Затем Начальства, Архангелы и Ангелы - они призваны Божественному служению.
   Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого "Архангел" значит " ангелоначальник". Архангелы, согласно учению Православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Наиболее известны и почитаемы Архангел Михаил ("Архистратиг") и Архангел Гавриил ("муж Божий, крепость Божия").
   Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, другие виды служения. Что выбрать, на что решиться, не чем остановиться? Вот тут-то и является на помощь человеку Архангелы - Бог им открывает волю Свою о каждом. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути: какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они нас отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто колеблется в выборе пути, тот должен просить Архангелов о помощи.
   У каждого христианина есть Ангел - Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства святого Крещения. - это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел-Хранитель руководит человеком, охраняет его, направляет, чтобы он не отклонился от пути к спасению души; уставшего укрепляет, падающего поднимает. Он всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы повсюду нас окружают, видят все наши дела.
   Можно ли почувствовать присутствие Ангела - Хранителя? Можно, по внутреннему настроению души: когда на душе светло и на сердце легко и мирно, значит, он рядом. Когда же в душе буря, а в сердце кипят страсти, значит ты делаешь что-то не так, и твой Ангел-Хранитель отошел от тебя.
   Существуют также и Ангелы-Хранители народов: например, Ангелом-Хранителем иудеев раньше был Архангел Михаил, который после их рассеяния стал защитником Церкви христовой. Есть также Ангелы-Хранители стран, городов, Поместных Церквей, монастырей. Ангелы помогают спасению людей. Они открывают праведникам и пророкам будущее, наказывают грешников для их вразумления, противостоят злым духам. Все христиане благоговейно почитают своих небесных защитников.
   В Священном Писании показано множество случаев явления Ангелов в мир, начиная еще с древнейших веков. Можно вспомнить спасение Ангелами благочестивого Лота в день разрушения Содома - города, погрязшего в грехах, спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами. Архангел Гавриил принес благую весть престарелым Елисавете и Захарии о том, что родится у них Дочь - Пресвятая Богородица. И он же явился к Деве Марии с благой вестью о Рождестве Спасителя мира - Иисуса Христа.
   Ныне также есть множество подтверждений скорой помощи Небесных защитников людям. Расскажем о некоторых из них.
   В 50-х гг. XXвека Герасим Менагий нес свой монашеский подвиг на Святой Горе Афонской. Однажды духовник послал его по срочному делу в Лавру, которая находилась в четырех часах пути от обители. Стояла суровая зима. На половине пути началась страшная вьюга, лесную дорогу занесло снегом, и монах понял, что сбился с пути. Уже замерзая, Герасим стал горячо молиться Господу и Пресвятой Богородице о спасении. Вдруг явился перед ним десятилетний мальчик. "Благослови, старец!" - обратился он к молившемуся. "Господь благословит", - ответил монах. "Куда ты собрался в такую погоду?" - спросил мальчик. Герасим поведал ему о поручении духовника. Тогда мальчик вывел монаха к дороге, ведущей к Лавре, и вдруг исчез. Герасим оглянулся, ища своего попутчика, но на дороге, по которой они шли вместе, увидел в снегу только свои следы, будто и не шел с ним рядом мальчик. И тогда он понял, что это был Ангел Господень.
   А другой случай произошел в конце XX века. Мальчик Василий, играя, упал и серьезно поранил голову. В больнице ему был поставлен неутешительный диагноз - слепота и полный паралич конечностей. Только срочная операция могла дать небольшой шанс на спасение ребенка, но врачи понимали, что надежда на успех составляет не более одного - двух процентов, о чем и предупредили родителей мальчика. Так как другого выхода спасти сына не было, те дали согласие на операцию.
   Когда мальчика готовили к операции, как он сам позже рассказал, темнота, заволакивающая его глаза, рассеялась, и он увидел храм с высокими сводами и красным фасадом. Из открытой двери храма исходило ослепительное сияние. Мальчик приблизился к церкви и увидел внутри нее прекрасного юношу, осененного ярким светом, протягивающие к нему руки. Он говорил: "Иди сюда, Василий! Не бойся, ты выздоровеешь, я буду править рукой врача - операция пройдет успешно". Мальчик приблизился к юноше и, упав на колени, прислонил свою болевшую голову к его левой ноге. Юноша протянул руку и ласково погладил ребенка. Перед тем, как видение исчезло, мальчик успел заметить в глубине храма темную икону с серебряными крыльями... Операция закончилась успешно: зрение и подвижность конечностей у мальчика восстановились. Успех операции врачи считали чудом. Это произошло восьмого ноября - в праздник Святых Небесных Сил бесплотных.
   Прошли годы. Все это время Василий искал того, кто возвратил ему здоровье. И однажды из телевизионных передач узнал храм из своего видения. Оказалось, что эта церковь находится в городе Мандамадосе и носит имя святого Архистратига Михаила. Василий посетил этот храм, где принес искреннюю благодарность за спасение своей жизни Архистратигу Михаилу.
   На иконах Ангелов изображают в виде красивых юношей - в знак их духовной красоты - с волосами, связанными лентой, концы которой развеваются на ветру. Обычно у них есть крылья, которые символизируют то, что они быстро исполняют волю Божию.
   Ангелы в правой руке держат скипетр, а в левой - шар или монограмму Иисуса Христа, как свидетельство того, что они являются носителями Божественной власти. Облачены Ангелы либо в белые одежды, символизирующие их чистоту и святость, либо в многоцветные - в зависимости от чина, к которому принадлежат. Серафимы изображаются шестикрылыми, а Херувимы и Престолы - как огненные колеса с множеством очей на ободьях.

Галина Павловна Баскова

МОЛИТВА

АНГЕЛУ - ХРАНИТЕЛЮ

   Ангеле Божий, хранителю мой святый, на сохранение мне от Господа с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.
   Аминь.

СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНИКИ

ТУЛЬСКОГО КРАЯ

Блаженная матушка Евдокия

  
   Между Тулой и Щекино, в маленьком поселке Временный чуть вдали от дороги, в тихой сторонке, на месте явления иконы Николая-Чудотворца, стоит Свято-Никольский храм. Его зеленые купола, увенчанные золотыми крестами над белокаменными сводами, привлекают много прихожан и паломников.
   Возле храма, чуть позади, находится благодатный уголок - могилка, где похоронена Евдокия Ивановна Кудрявцева, известная в народе, как Дуняша. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампадочка в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон. Почти тридцать лет со дня смерти Дуняши к ней на могилку пришло более полумиллиона человек.
   Кто же она, Евдокия Кудрявцева? Родилась Евдокия в селе Старая Колпна Щекинского района 8 марта 1883 года. Отец ее служил в царской жандармерии. Сама она до восемнадцати лет была такая же как все. Разве что отличалась необыкновенной красотой, статью и добротой. Был у нее жених, но накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой.
   С самого начала двадцатого века, около 80 лет, она несла свой Крест - Христа ради юродивой. У нее не было никогда ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла. Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой.
   В смутные времена неверия и богоборчества Евдокию признавали психологически нездоровой. Время от времени безбожные власти помещали ее в "психушку". Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Сами врачи в лечебнице приходили к ней с просьбами о помощи. Никому Матушка не отказывала. Но не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: "бойтесь людей, хвалящих вас". Тех же, кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала.
   Особенно памятны события начала войны, когда немцы подступили к Туле. Дуняша тогда успокаивала народ, говорила: "Немец не войдет, я ключи спрятала". И действительно, немцы не смогли прорвать городскую оборону. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца или сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду. В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына-танкиста. "А ты протяни руку к иконочке", - посоветовала прозорливица. За иконой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что ее сын жив, но ранен и лежит в госпитале. Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвал "похоронку". Затем либо приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.
   До сих пор Евдокию Ивановну помнят в тульском Спасском Храме, что находится на Гончарах. Возле дорожки, ведущей к храму, похоронена Агафья, мать блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Илларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее матушку.
   Прихожане рассказывали о ней: одна женщина вспомнила, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пеленочки - розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка. Она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна: женщина родила двойню - девочку и мальчика.
   Некоторые сторонились ее, страшась обличений и предсказаний. Однажды венчалась пара. И тут в храм вошла нарядно одетая матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста - ей предстояло долгое и счастливое замужество.
   Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице 28 мая 1979 года в возрасте 96 лет. До дня своей кончины она поддерживала, ободряла и молилась за каждого, кто приходил к ней. Наградой ей стала благодать Святого Духа, любовь и почитание верующего народа.
   Все эти годы люди, приходя на ее могилку со своими нуждами и скорбями, получают облегчение и утешение. Собрано немало свидетельств ее заступничества, кроме того, имеются достоверные факты чудесных проявлений на месте ее погребения. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. В этом благоуветливом уголке всегда можно увидеть людей, которые по одиночке или группами молятся у ее надгробия.
   Одна прихожанка, решив поздней осенью убрать палые листья с могилки Дуняши, встала на колени и при этом совсем забыла о больных коленных суставах. К ее удивлению, они после этого случая перестали ее беспокоить. Другая рассказала, что уже совсем отчаявшись найти работу, со слезами молила помочь ей, ведь у нее маленькие дети. Вскоре ее пригласили на хорошо оплаченное место. Многие по молитвам к ней нашли друг друга и соединили свои судьбы.
   Духовенство и прихожане начали собирать свидетельства о благочестивой жизни Дуняши с надеждой, что по милости Божией совершиться причисление ее к лику местночтимых святых. В близ расположенной школе N 16, где преподаются Основы православной культуры под началом Нины Ивановны Михеевой, учащиеся увлеченно собирают и систематизируют всякие, даже самые незначительные сведения о Евдокии. Работа, посвященая жизни блаженной, была особо отмечена на областном пасхальном конкурсе.
   Приглашаем всех, посещающих Тулу. Побывать на благодатной могилке нашей Дуняши.

Материал обработал О.М. Сенин.

Православный центр "Колокол"

СЫН ОТЕЧЕСТВА

САХАРОВ Иван Петрович: 200 лет со дня рождения

(1807-1863)

   Известный этнограф, археолог и библиограф; сын тульского священника, воспитанник Московского университета по медицинскому факультету, врач московской городской больницы, преподаватель палеографии в училище правоведения и Александровском лицее, ревностный деятель обществ географического и археологического. Главные его сочинения: "история общественного образования Тульской губ." (М., 1832), "Сказания русского народа" (М., 1836-37; 2 изд., 1837; 3 изд., СПб., 1841-49), "Путешествия русских людей в чужие земли" (СПб., 1837; 2 изд., 1839), "Песни русского народа" (ib., 1838-39), "Писатели Тульской губ." (ib., 1838), "Славянорусские рукописи" (ib.,1839), "Русские народные сказки" (ib.,1841), "Записки русских людей" (ib.,1842), " Исследования о русском иконописании" ( ib., 1849), " Обозрение славяно-русской библиографии" (ib.,1849), " Записка для обозрения русских древностей" (ib., 1851), "Записка о русских гербах. I. Московский герб" (ib., 1856). " Воспоминания" напечатаны после его смерти в "Русском архиве" 1873 г.. 6. После него осталось обширное и замечательное собрание рукописей, приобретенное графом А.С. Уваровым.

В.П. АНИКИН

ЖИЗНЬ, ВЗГЛЯДЫ И ТРУДЫ

ИВАНА ПЕТРОВИЧА САХАРОВА

  
   Последнее издание "Сказаний русского народа" вышло в свет в 1885 году. Больше книгу не издавали. А было время, когда имя Сахарова, любителя старины, "археолога", как говорили в позапрошлом веке, было у всех на устах. Крупный славист-филолог И.И.Срезневский писал о первых книгах Сахарова: "Кто жил в то время (в 30-е годы XIX века), не чуждаясь литературы, тот знает, как сильно было впечатление, произведенное этими книгами, особенно книгами "Сказаний русского народа", - не только между любителями старины и народности, но и вообще в образованном кругу. Никто до тех пор не мог произвести на русское читающее общество такого влияния в пользу уважения к русской народности, как этот молодой любитель... Множество собранных им данных было так неожиданно велико и, по большей части, так ново, так кстати в то время, когда в русской литературе во-первых заговорили о народности, и притом же увлечение их собирателя, высказавшееся во вводных статьях, было так искренне и решительно, что остаться в числе равнодушных было трудно".
   А ведь занятиям старинной историей, фольклором, иконописью, нумизматикой и другими древностями Сахаров посвящал лишь время, свободное от службы. Он только в 1835 году окончил медицинский факультет Московского университета, практиковал как лекарь и после переезда в Петербург служил врачом при почтовом департаменте.
   Уроженец Тулы (Сахаров родился 29 августа 1807 года в семье священника) еще в пору обучения в духовной семинарии исходил вдоль и поперек родную губернию и соседние с ней - Орловскую, Рязанскую, Калужскую и Московскую. Юноше открылся особый мир. До нас дошли слова Сахарова, записанные племянником: "Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирал предания давно забытой старины... Непостижимо громадная русская жизнь, непостижимо разнообразная во всех своих явлениях, раскрывалась предо мною... в ее гигантских размерах я уже видел исполина, несокрушимого никакими переворотами".
   Прикосновение к живым источникам знания сочеталось у Сахарова с изучением прошлого России. Священник Н. И. Иванов снабдил любознательного семинариста "Историей государства Российского". "Долго и много читал я Карамзина, - рассказывал Сахаров. - Здесь-то узнал я родину и научился любить русскую землю и уважать русских людей". Сам Сахаров так объяснял возникновение своего интереса к народу, его обрядам; песням, языку:
   "Раз как -то был я в беседе, где два чужеземца нагло и дерзко укоряли русских, что у них нет своей истории. Мне было горько и больно слушать эту нелепость..." Сахаров пылко напал на "разврат, нахальство, неуважение к родителям, пренебрежение к вере отцов и постыдное вольнодумство". Все беды России он усмотрел в происках "чужеземцев". В "ложном просвещении" - приобщении к западноевропейской культуре Сахаров увидел "страшную беду нашего отечества". "Этим орудием, - утверждал он, - думали заморские демагоги приготовить в России что-то вроде 14 декабря ... (бунт декабристов - прим. Ред.). Нас пробовали сбить с толку: философскими системами, мистицизмом, сочинениями Вольтера... Бедная Русь, чего только ты не вытерпела от западных варваров!"
   Принципы официальной идеологии - православия, самодержавия, народности - он признавал спасительными для России.
   "Было время, - вспоминал на склоне лет Сахаров, - когда я слышал, как в городах и селах русские, наученные заморскими бродягами (то есть гувернерами, учителями - иностранцами) с презрением говорили, что русский язык холопский, что образованному человеку совестно читать и писать по-русски, что наши песни, сказки и предания глупы, и суть достояние простого народа, деревенских мужиков и баб, что наша народная одежда (повязка, кокошник, сарафан и кафтан) заклеймены презрением, осуждены Европою на изгнание и носят на себе отпечаток холопства, вынесенного из Азии".
   Уже в самом начале деятельности Сахаров столкнулся с недоброжелательностью, молодому исследователю удалось напечатать в московских журналах несколько статей о древних грамотах, он опубликовал брошюру "достопамятности Венева монастыря" (1831), а вслед за этим, в 1832 году, - первую часть "историю общественного образования Тульской губернии (с планами и картой; отрывки из второй части были напечатаны в 1837 году, в N7 "Современника"). В замысле было писать полную историю Тулы и Тульского края. Было важно получить доступ к архиву Губернского правления. Но скоро выяснилось, что в Туле хранилось рукописей не так много и те не хотели показать, "мне в глаза говорили, - спустя годы, вспоминал Сахаров с неостывшей обидой: - Занимался бы ты своим делом! На что нам твоя история Тулы? Жили мы счастливо без ней до тебя, проживем и после тебя, так же весело и покойно".
   И в столице, когда к Сахарову пришла первая известность, он не избежал и враждебного отношения. "Действительно, дело доходило до того, что Сахарову угрожали уже Соловками, и беда уже висела над его головою; но участие, принятое в нем князем А. П. Голицыным, избавило нашего археолога от душеспасительного пребывания в отдаленной обители: по ходатайству князя удостоился получить высочайшую награду и дело закончилось благополучно. Николай I наградил Сахарова орденов Станислава третьей степени бриллиантовым перстнем и денежным пособием. И о народных верованиях там уже не вспоминают, как будто здесь их никогда не существовало. Здесь новые поколения пошли другим путем: жизнь их сблизилась с грамотою, с новыми ремеслами, с новыми потребностями, доселе неизвестными, с новыми пожеланиями, о которых отцы их никогда и не помышляли. Жажда к фабричности, к промышленности, ревность к бродящей торговле, быстрая подвижность на другие, новые места вызвала русского человека на подвиги небывалые, на дело ума, соображения, на любовь и охоту к новым знаниям. Когда и кому здесь думать о старых преданиях? Да и на что они ему теперь?"
   "В одном селении, на берегу Оки, - продолжал Сахаров,- в том самом селении, где в 1825 году видел я, как крестьяне топили ночью лошадь, для умилостивления водяного дедушки, нашел я в 1857 году русских людей за станками, обрабатывающих шелковые материи, знакомых, вполне с жекардовым изобретением, умеющих здраво судить о достоинствах шелка и понимающих требования богатых людей от их изделий".
   "А что, приятель, - спросил Сахаров одного из крестьян, - топите ли вы ныне коня в полночь, для усмирения своего грозного Водяного?" И услышал в ответ: "И что ты, родимый, вспоминаешь про коня, наш старый позор. Мы люди не того покроя; мы не то и на уме держим".
   На скромные, с трудом скопленные средства Сахаров в конце жизни приобрел в Валдайском уезде Новгородской губернии небольшое именьице Заречье, где и умер 24 августа 1863 года. Его племянник писал, что до самой болезни Сахаров не расставался с мыслью осуществить новое издание "Сказаний русского народа". Можно согласиться с автором недописанного предисловия к изданию 1885 года, что в публикации не обойдено ничего из "всего важного и существенного". Рачительное отношение к культуре прошло включает в себя прежде всего его знание... "Предисловие к сборнику "Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым". Печатается в сокращении. Москва, 1988).
  
  
  

ЖИЗНЬ ПРИХОДА

Как начинал восстанавливаться Свято-Ильинский храм

  
  

ГЛАДКИХ А.В.

Прихожанка Свято-Ильинского храма

  
   Благодарю Тебя, Господи, что дал мне Возможность поучаствовать в открытии и реставрации нашего Свято-Ильинского храма.
   Шел 1995 год. В Новомосковске открылся первый храм - в кафе "Лада". Осень. По радио выступает губернатор Севрюгин, говорит, что в области открылись 36 храмов. А что же наш, Ильинский? Собрались мы, женщины, стали писать письма в разные инстанции: разрешите открыть храм!
   Собирали подписи. Жители окрестных сел и деревень откликались охотно, вера у людей в душе жила, по большим праздникам многие ездили помолиться в Венев, в другие места: кто на электричке, кто на автобусах. И вот приходит нам, на адрес Марии Бобковой ответ из исполкома: "Ищите юридическое лицо". Это было испытание нашей веры, каждый думал: а вдруг не смогу? Ведь такая ответственность! И дело у нас затихло...
   Но Господь помог. Через полгода приходят ко мне женщины, радостные такие, говорят:
   - Послал нам Бог человека, который согласен стать юридическим лицом!
   Это был прихожанин Николай Базаров.
   - Вы сильно верующий, или обреклись (давали обет)? - спросили его.
   - И то, и другое, - ответил Базаров.
   Слава Тебе, Господи! А что дальше? Пошел Базаров в сельсовет, заверил печатью и подписью председателя тетрадь - для сбора пожертвований. А тут новое искушение: не отдают ключи от храма, там колхозные машины стоят вместо гаража. Стали мы молиться, чтобы Господь снова помог. Через месяц ключи отдали... И вот собрались мы, прихожане, у своего храма, открыли его... и увидели мерзость запустения на святом месте: залежи помета от голубей и крыс, накопленные годами; всюду кучи мусора, железки всякие. Засучили люди рукава и за работу. Два самосвала всякого "добра" вычистили и вывезли. Под храмом находится подвал, колхоз там картошку хранил; сбоку на улице пристройка хозяйственная из кирпича. Все это пришлось очищать, разбивать ломами, вывозить все руками прихожан, в основном женщин и старушек.
   Начали собирать пожертвования на восстановление храма. Мы с Зинаидой Поповой отправились в один конец, Манохина с Мартышкиной в другой. Ходили по деревням, по рабочим поселкам. На собранные средства закупили цемент, песок, кирпич. Наняли рабочих. Тогда у храма ни купола, ни креста еще не было. Но постепенно, по воле Божией храм преображался. На Пасху приезжий батюшка святил куличи, а на крещенье освящал воду. Народу собиралось очень много!
   Потом наш храм с Божией помощью открылся: не топлен, пол цементный, было холодней, чем на улице... Батюшки постоянною не было, но служба по воскресеньям шла. Наш Базаров ездил за священником, привозил и отвозил его на машине. А потом приехал в Ильинку на постоянное жительство батюшка Василий, у матушки ребеночек грудной на руках. Думали, не понравится им в нашей Ильинке, уедут - молодые же. А они не уехали, дай Бог им здоровья, сроднились и с храмом, и с деревней, здесь у них еще два мальчика родились.

Слава и благодарение Господу за все!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"