Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Могила Дракулы - где же она?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Большинство людей, интересующихся реальным Дракулой, привыкло думать, что он похоронен в монастыре Снагов. Так написано во многих книгах о Дракуле, и именно эту информацию преподносят туристам, приехавшим в Румынию. Однако Снагов - всего лишь одна из версий, и мы рассмотрим не только её... А ещё для полноты картины в конце есть ссылка на статью А. Одобеску "Несколько часов в Снагове".

  
   На самом деле существует две равноправных версии по поводу того, где похоронен Дракула, причём эти версии ни в чём не уступают друг другу.
  
   Согласно одной версии, Дракула похоронен в монастыре Снагов (альбом 2016 года, ещё один альбом 2016 года, альбом 2014 года) в 40 км к северу от Бухареста. Эта версия основывается на народном предании, а подтвердить её с научной точки зрения попытались румынские археологи Георге Флореску и Дину Розетти, которые в 1935 году опубликовали отчёт "Раскопки в районе Снагова".
  
   Согласно другой версии, Дракула похоронен в монастыре, называющемся Комана (альбом 2016 года), в 30 км к югу от Бухареста. Версию об этом озвучил румынский профессор Константин Резакевичи (Constantin Rezachevici) в своей статье 2002 года "Могила Влада Цепеша. Наиболее вероятные гипотезы".
  
   Следует особо отметить, что и в Снагове, и в Комане археологи нашли по одной необычной могиле, в каждой из которых был похоронен некий мужчина, однако идентифицировать тело ни в том, ни в другом случае не удалось.
  
   Содержимое могилы в Комане
  
   По версии румынского профессора Константина Резакевичи, изложенной в статье 2002 года, Влад Цепеш (более известный как Дракула) был убит "где-то на пути между Бухарестом и Джурджу" во время боя с турками, которых привёл свергнутый Дракулой румынский князь Лайота Басараб. Профессор также предполагает, что тело Дракулы не могли оставить без погребения, и что, скорее всего, это тело "было похоронено Лайотой Басарабом в могиле без подобающих украшений или опознавательного надгробного камня в ближайшей церкви, построенной Владом, или связанной с его именем".
  
   Далее профессор говорит, что ближайший монастырь, расположенный "в зоне досягаемости" от предполагаемого поля боя, это Комана. Согласно документам Комана была основана именно Дракулой, а случилось это не позднее 1461 года, так что к моменту смерти Дракулы в декабре 1476 года эта обитель существовала около 15 лет. В те времена монастырь выглядел очень скромно, т.к. все постройки, в том числе монастырская церковь, были из дерева.
  
   В 1971-1972 годах археологи Лия и Адриан Бэтрына проводили на территории монастыря раскопки. В результате был обнаружен фундамент той самой деревянной церкви, существовавшей во времена Дракулы, и выяснилось, что храм в своё время сгорел.
  
   Самой интересной находкой в церкви стала неизвестная могила, расположенная в южном нефе (т.е. в центральной части храма с правого краю, если смотреть от входа). Интересна она именно своим местоположением, ведь, по мнению профессора Резакевичи, "могила расположена в таком месте, которое подобает основателю монастыря". Могила получила номер М59 и под этим номером фигурирует в статьях, рассказывающих о раскопках в Команской обители.
  
   На румынской версии сайта этого монастыря можно прочитать, что всего на месте старой деревянной церкви и вокруг неё было найдено 12 захоронений, из них 10 взрослых и 2 детских. В чётырёх из 12 могил были найдены "погребальные принадлежности" - это могилы M57, M58, M59 (т.е. "могила Дракулы") и M61.
  
   Также в других могилах были найдены 4 монеты и пара серёг, а именно:
   - в захоронении М52 нашлась турецкая монета, датируемая 848 годом по Хиджре (это период с 20 апреля 1444 по 11 марта 1445 от РХ),
   - в захоронении М56 - монета 1544 года,
   - в захоронении М62 - монета 1549 года,
   - в захоронении М61 - монета 1574 года и там же пара серёг.
  
   Именно наличие монет в могилах и позволило установить, что захоронения имеют очень давнюю историю, и что могила М59, пусть в ней и не нашли ничего, указывающего на её возраст, может относиться к 15-му веку и принадлежать Дракуле.
  
   Настоятель Команского монастыря (точнее протосингел) отец Михаил Мускариу живо интересуется этой темой. Он даже стал соавтором одной из научных статей, посвящённых раскопкам в Комане. К сожалению, отец Михаил не знает русского языка, но хорошо знает английский и охотно ведёт беседы с посетителями монастыря на тему о Дракуле.
  
   Некоторое время назад я отправила настоятелю письмо и попросила рассказать, что же именно нашли в могиле М59. Отец Михаил не стал лукавить, и пусть ему самому очень хочется верить, что Дракула похоронен именно в Комане, но мне был дан честный ответ - в могиле М59 нашли "обычное тело" и "без каких-либо отличий", указывающих на принадлежность могилы князю или кому бы то ни было.
  
   Отличительным признаком, указывающим, что в могиле находится тело Дракулы, могло бы стать отсутствие головы, т.к. согласно преданию, голова Дракулы была отрублена и увезена в Стамбул, но тело, найденное в Комане, имеет голову. Отец Михаил особо уточнил это обстоятельство, говорящее не в пользу команской версии, однако не следует забывать, что другое тело, которое нашли в "официальном монастыре Дракулы" в Снагове, тоже было с головой!
  
   Потому-то и получается, что обе версии о местонахождении могилы Дракулы ни в чём не уступают друг другу.
  
   Содержимое могилы в Снагове
  
   О находках в Снагове большинство поклонников Дракулы знает благодаря книге Р.Макнелли и Р.Флореску "В поисках Дракулы". Причём один из её авторов, Раду Флореску - не только профессиональный историк, но и племянник археолога Георге Флореску, проводившего раскопки в Снагове. Племянник был прекрасно осведомлён о работах дяди, поэтому книге вполне можно доверять.
  
   Как известно, предметом особого исследования археологов в Снагове стали две могилы. Обе они находятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (так эта церковь названа в книгах Р.Флореску и Р.Макнелли, но в других источниках её называют церковью Введения во Храм Пресвятой Богородицы).
  
   Р.Макнелли и Р.Флореску в своей книге "В поисках Дракулы" пишут, что этот храм был построен в 1453 году князем Владиславом, отобравшим трон у отца Дракулы, но в документальном фильме "Монастырь Снагов", снятом румынским православным телеканалом "TRINITAS TV" говорится, что строитель храма неизвестен. Владислав построил другую церковь, которая находилась с южной стороны, а сейчас на том месте находится деревянный храм. Что же касается главной церкви, которая нас и интересует, то свой нынешний вид она приобрела в начале 16-го века во времена князя Нягое Басараба, когда была перестроена. От времён Дракулы остался только фундамент.
  
   Одна могила, которая находится перед входом в алтарь, по легенде считается могилой Дракулы, однако команда археологов под руководством Георге Флореску и Дину Розетти, вскрывшая могилу, обнаружила, что там ничего нет.
  
   В Рунете часто пишут, что в могиле были найдены кости животных, подброшенные туда монахами, ненавидевшими Дракулу, но все рассказы о монахах-осквернителях не соответствуют действительности. На самом деле происхождение костей несколько иное. Археологи, проводившие раскопки, исследовали дно могилы и, копнув достаточно глубоко, обнаружили в земле кости рогатого скота, а затем по определённым признакам было установлено, что это кости жертвенных животных, которых сжигали на острове Снагов в дохристианские времена.
  
   Что касается второй могилы, содержавшей останки неизвестного мужчины, имевшего княжеские регалии, то её обнаружили в притворе храма, т.е. возле входа.
  
  
  
   Вместо того чтобы пересказывать описание из книги "В поисках Дракулы", привожу отрывок из неё, где рассказывается, что же нашли в могиле.
  
   Р. Макнелли, Р. Флореску "В поисках Дракулы", издание 1994 года
   Отрывок из Главы 9, стр. 113
   (книга никогда не переводилась на русский язык, поэтому перевод отрывка мой, вынужденный)
  
   "В ходе дальнейших изысканий, проведенных внутри храма, к северу от главного входа был обнаружен камень без надписей, по размеру точно совпадающий с надгробием перед входом в алтарь. Под найденным камнем находился саркофаг (деревянный долблёный гроб), частично покрытый пурпурным покрывалом с золотой вышивкой. И гроб, и покрывало почти истлели. Внутри лежал скелет. На нём виднелись фрагменты вылинявшего пурпурного одеяния из парчи, очень похожего на венгерский кафтан, в котором Дракула изображён на портрете, хранящемся в замке Амбрас. Отвороты на рукавах, в прошлом тёмно-красные, были украшены большими круглыми серебряными пуговицами. К одному из отворотов было пришито маленькое кольцо. Рядом были обнаружены остатки короны, украшенной клуазоне (цветная эмаль, которой украшают ювелирные изделия). Эмаль на зубцах короны имела красно-коричневый цвет, а верхушку каждого зубца венчал кусочек бирюзы (бирюзовые жемчужины).
  
   Кольцо на отвороте рукава было символом давних традиций галантной любви, бытовавших в Западной Европе в те времена, когда рыцари облачались в доспехи, садились на коней и участвовали в поединках, стремясь выбить своих противников из седла. Рыцарю-победителю доставался трофей или символ благосклонности от прекрасной дамы, наблюдавшей за поединком. Но кому принадлежало кольцо, найденное в могиле? Дракуле? Венгерской жене Дракулы? Или некоей неизвестной женщине? Если предположить, что кольцо имело отношение к галантной любви, то очень странно обнаружить подобную находку в могиле такого правителя, как Дракула. Профессор Розетти в более позднем исследовании замечает, что это кольцо очень похоже на другие кольца, найденные в окрестностях Нюрнберга, и что оно могло быть частью символики Ордена Дракона, в котором отец Дракулы состоял с 1431 года. К сожалению, все находки мистическим образом исчезли из Исторического музея в Бухаресте, где они были выставлены после окончания раскопок".
  
   Также в некоторых других англоязычных источниках можно прочесть, что в могиле был найден меч и помятый кубок. Назначение кубка не объясняется, но, по моему мнению, кубок может быть связан с обычаем, который до сих пор существует в некоторых деревнях - ставить в головах покойного стакан с водой, чтобы душа "умылась и пошла", т.е. отмыла с себя грехи. Кстати, похожая находка была сделана в могиле Ивана Грозного в Архангельском соборе Московского Кремля - кубок со следами непонятной жидкости лежал возле правого плеча покойного.
  
   Ошибки М.Михая в статье "Влад Цепеш..."
  
   Отдельно следует сказать о сообщениях, будто в Снагове нашли украшение в виде цветочного венка, которое могло быть призом с рыцарского турнира. Это сообщение - дезинформация, а источником данной дезинформации является статья молдавского журналиста М.Михая "Влад Цепеш - Дракула. Самая дурная репутация на свете".
  
   Упомянутый молдавский журналист, ссылаясь на ту самую книгу Макнелли и Флореску, даёт описание той самой могилы у входа в снаговский храм, однако в своём пересказе книги Михай допустил огромное количество ошибок и неточностей, поскольку очень плохо владеет английским языком.
  
   Ошибки Михая были растиражированы в других русскоязычных статьях о Дракуле, и в результате русскоязычные поклонники Дракулы знают о захоронении в Снагове даже меньше, чем американские фанаты.
  
   Полный список ошибок, допущенных М.Михаем при описании могилы, обнаруженной возле входа в храм:
  
   1) "Тело уже полностью истлело" - неправда, т.к. остался скелет.
  
   2) "Превратились в прах не только кости, а даже драгоценные камни в оправах" - неправда т.к. в книге Макнелли и Флореску нет упоминаний о камнях в оправах, а есть упоминания только про бирюзу на короне.
  
   3) "Остатки перчаток указывали положение рук покойного" - неправда т.к. в книге Макнелли и Флореску речь не про перчатки, а про отвороты на рукавах.
  
   4) "На шею был надет веночек из фаянсовых и серебряных цветов, украшенных гранатами" - неправда т.к. на шею трупа ничего не было надето, а в гробу находился не венок, а корона, и нигде не сказано, что она была серебряная и с гранатами. Говорится про красно-коричневую эмаль и бирюзу. Если читать статью Михая, то остаётся загадкой, почему археологи решили, что они откопали правителя. В книге Макнелли и Флореску чётко сказано, что археологи нашли корону, и именно корона навела их на мысль, что перед ними правитель, а не просто знатный человек.
  
   5) Дракула "вроде бы даже ездил на крупный турнир в Нюрнберг, откуда и мог привезти трофей" - неправда т.к. Нюрнберг упоминается в книге Макнелли и Флореску только в связи с отцом Дракулы и Орденом Дракона.
  
   6) "Под полами одежды был обнаружен шелковый мешочек, очевидно, висевший на шнурке на шее, в который был вложен женский перстень с несохранившимся камнем" - неправда т.к. в книге чётко сказано, что кольцо было пришито к рукаву. Про мешочек - ни слова. Также не уточняется дизайн кольца. Вместо камня могла быть пластинка с рисунком - очень распространённая вещь в Средние века.
  
   7) "Принадлежность могилы именно Владу Цепешу подтверждена с достаточной научной полнотой" - неправда т.к. в книге нигде этого прямо не утверждается. Наоборот - историки в сомнениях, т.к. несмотря на корону, обнаруженную возле тела, они не установили, которому же из правителей принадлежала найденная могила.
  
   Без преувеличения можно сказать, что в своей статье Михай выдал собственные фантазии за высказывания историков и исследователей.
  
   Ошибки М.Казаку в книге "Дракула"
  
   Почти такое же количество ошибок встречается в русскоязычном издании книги М.Казаку "Дракула". Причём Казаку в своих описаниях также ссылается на исследования Г.Флореску, позднее опубликованные Р.Флореску в книге "В поисках Дракулы", которая процитирована выше.
  
   Полный список ошибок, допущенных М.Казаку при описании могил:
   (Русское издание 2011 года, глава 6, стр. 206).
  
   1) В могиле возле входа в алтарь "были лишь остатки нескольких скелетов доисторических животных" - это просто глупость, т.к. доисторические животные это динозавры, мамонты, саблезубые тигры и т.д. Неужели, в могиле Дракулы были найдены кости динозавров? Несомненно, здесь произошла путаница со словом "дохристианский", т.к. известно, что при раскопках в Снагове были обнаружены кости жертвенных животных, которых сжигали на острове в дохристианские времена. В дохристианские, а не в доисторические!
  
   2) Про могилу возле входа в церковь сказано, что "на глубине трёх метров нашли нетронутый склеп. В него была врезана каменная табличка без единой надписи". Это ещё одна глупость, т.к. склеп это помещение, а не просто некая полость в земле. То, что в книге названо "табличкой", на самом деле было тяжёлой каменной плитой.
  
   3) Сказано, что археологи "обнаружили в гробу прекрасно сохранившегося покойника, покрытого пурпурной тканью" - это неточность, т.к. от покойника остался только скелет, а тканью был покрыт гроб, а не сам покойник.
  
   4) Об одежде сказано "бархатные одежды европейского покроя, застёгнутые на две большие пуговицы из позолоченного серебра" - это неточность, т.к. пуговицы были на отворотах рукавов, а не на середине кафтана.
  
   5) Про корону сказано, что она была "золотая, украшенная фаянсовыми пластинами с золотыми оттисками бирюзового цвета" - это глупость. Тут явная путаница с понятием "клуазоне", обозначающем эмаль на металле. Именно про клуазоне сказано у Макнелли и Флореску. Фаянс это совсем другое - это покрытая эмалью глина. Вдобавок Казаку ошибся с цветом. Эмаль на короне была не бирюзового, а красно-коричневого цвета. Кусочками бирюзы были украшены зубцы короны, однако у Казаку о них не упоминается.
  
   ***
  
   Такой разброд в описаниях могилы кажется странным, поскольку Казаку в отличие от Михая - профессиональный историк и должен бы аккуратнее обращаться с фактами, однако многое становится понятным, если посмотреть американский документальный фильм "Родословная Дракулы" 2003 года.
  
   Образовательная ценность этого фильма стремится к нулю, но одним из экспертов там выступает Казаку, который рассказывает о своей беседе с Георге Флореску, ведшем раскопки в Снагове, причём слова Георге Флореску в пересказе Казаку абсолютно не согласуются с официальным отчётом о раскопках.
  
   "Джордж говорил мне, - уверяет Казаку, - что, открывая гроб, в свете летнего дня на исходе он увидел невредимое тело, и на его глазах оно рассыпалось в прах... Я спросил Джорджа - тело было с головой? А он ответил - пожалуй, ведь на лице был платок, а значит, голова была".
  
   В предисловии к книге Казаку "Дракула" можно прочитать, что эта беседа состоялась примерно в конце 1960-х годов. Дело давнее, но главная причина расхождений с официальным отчётом вовсе не в плохой памяти Казаку.
  
   Давайте посмотрим на всю эту ситуацию с точки зрения нравов учёного сообщества. Ни для кого не секрет, что в Европе и США между исследователями, работающими над одной и той же темой, всегда существует конкуренция. Конкуренция есть и среди исследователей Дракулы.
  
   Что же получается в данном случае? К 65-летнему учёному, копавшему в Снагове и сделавшему важное открытие, подкатывает юнец, пишущий работу о Дракуле, и с невинным выражением лица спрашивает: "А расскажи мне, пожалуйста, что вы там накопали?"
  
   Тут важно понимать, что Георге Флореску обладал эксклюзивной информацией о захоронении, которое считалось могилой Дракулы. Если он и собирался с кем-то делиться информацией, так это со своим племянником Раду Флореску, который тоже занимался изысканиями на тему Дракулы. Казаку тут был лишний, да и вообще среди учёных не принято в частных беседах рассказывать друг другу что-то важное.
  
   Если учёный сделает открытие, то опубликует статью в авторитетном журнале или монографию, чтобы другие учёные на него ссылались, ведь иначе открытие могут присвоить. Если Георге ничего не опубликовал о Снагове кроме отчёта, это ещё не значит, что он собирался разбазаривать результаты своей работы. А тут Казаку, такой простой парень! Так как же должен был отнестись к нему Георге Флореску?
  
   Нет ничего удивительного в том, что Георге болтать не стал, а вместо этого навешал на уши Матею Казаку всякую лапшу про прекрасно сохранившееся тело, которое почти мгновенно рассыпалось в прах. Всё это напоминает вампирские романы, а также байки о раскопках в Египте, в гробницах фараонов. Да, свежий воздух действительно очень вреден для мумий, и они действительно портятся, если не применять разные химические составы, но то, что мумия после открытия саркофага может за несколько секунд обратиться в пыль, это сказки.
  
   Подчеркну, что Казаку в отличие от Георге Флореску работал по большей части в архивах и мало что знал об особенностях так называемых "полевых исследований". К тому же он в то время был ещё очень молодым человеком, а Георге Флореску - пожилым учёным, весьма известным в научных кругах. Поэтому-то Казаку не почувствовал подвоха и позднее старательно воспроизвёл "лапшу" в своей книге.
  
   Ошибки В.Эрлихмана в книге "Дракула. Загадки князя-вампира"
  
   В начале лета 2013 года в России появилась ещё одна биографическая книга о Дракуле. Автор этой книги Вадим Эрлихман считает находку тела в Снагове выдумкой, а археолога Георге Флореску называет "фантазёром". Однако доводы, которые Эрлихман приводит в защиту своей версии, сами по себе являются фантазиями.
  
   История с раскопками в районе Снагова, пересказанная в книге Эрлихмана, имеет очень мало общего с тем, что на самом деле говорил и публиковал Георге Флореску, если, конечно, не считать той лапши, которую Георге навешал Матею Казаку.
  
   В книге Эрлихмана причудливым образом переплелись выдумки молдавского журналиста Михая и дезинформация из книги Казаку, однако Эрлихман и сам достаточно нафантазировал.
  
   Список ошибок, допущенных Эрлихманом при пересказе:
  
   1) Эрлихман пишет про "золотую брошь или застёжку, зачем-то пришитую к рукаву кафтана" - это фантазия, т.к. в могиле было найдено кольцо, а вовсе не брошь.
  
   2) Эрлихман цитирует слова археолога Флореску про "почти не тронутое тело в богатой одежде, которое под лучами солнца в считанные минуты рассыпалось в прах" - это неточность, т.к. про нетронутое тело и рассыпание в прах говорил Казаку со слов Флореску, но мы уже знаем, что Флореску просто подшутил над Казаку, поэтому ссылку на Флореску нельзя воспринимать всерьёз.
  
   3) Эрлихман забывает, что в Снагове была найдена корона, и именно поэтому задаётся вопросом: "Как там оказалась пурпурная пелена, если этот цвет в XV веке, да и позже, считался привилегией правителей?"
  
   4) Эрлихман пишет, что "по словам того же Флореску, от брошки было что-то отломано" - это фантазия, очевидно появившаяся под влиянием молдавского журналиста Михая. У Михая говорится о кольце, в котором не хватало камня, а у Эрлихмана оно превратилось в брошку, от которой что-то отломано. Напомню, что у Михая не было никаких оснований утверждать, что кольцо было украшено камнем, а не золотой пластинкой.
  
   5) Эрлихман пишет, что "сам Флореску высказал другую версию: к брошке был прикреплён не дракон, а эмалевая роза - подарок, который когда-то вручила победителю турнира в Нюрнберге неизвестная дама" - это фантазия, в которой опять чувствуется влияние молдавского журналиста. Михай говорил про "веночек из фаянсовых и серебряных цветов", а у Эрлихмана этот венок превратился в розу. В данном случае налицо эффект "испорченного телефона", поскольку в книге Макнелли и Флореску речь шла о короне, украшенной красно-коричневой эмалью, а вовсе не о венках и не о розах, а про Нюрнберг упоминается в связи с кольцом, и нет речи о брошках (см. второй абзац моего перевода).
  
   Надеюсь, теперь мы во всём разобрались)))
  
  ________________________
  
  Тем, кто хочет больше узнать про Снагов, рекомендую статью румынского писателя Александру Одобеску "Несколько часов в Снагове". Написана она в середине 19-го века, но до сих пор актуальна. Многое из того, что пишут про Снагов, берётся именно из неё.
  
  На русский язык статья переведена давно, но в инете я её не встречала, поэтому смастерила файлик (если не получится скачать по ссылке, напишите мне, и мы что-нибудь придумаем).
  
Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"