Марлен Мэй : другие произведения.

Спасо-Андроников монастырь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ольге Андрус и Елене Жданович с благодарностью и в память о встрече. Фотографии сделаны мною в конце июля 2009 года

  В этот день мне повезло не единожды: судьба подарила мне встречу с замечательными, красивыми женщинами и талантливыми поэтессами, одна из которых еще и превосходный художник и прекрасный исполнитель стихов, положенных на музыку - Ольгой Андрус и Еленой Жданович. А еще мне выпала удивительная возможность вернуться в свое прошлое спустя много лет.
  Впервые в Спасо-Андрониковом монастыре я побывала еще студенткой первого курса московского ин. яза. В музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева нас, группу студенток, привела преподавательница, Валентина Яковлевна, она же и провела экскурсию по музею на французском языке. Таким образом, мы совместили приятное с полезным: посмотрели иконы выдающихся русских иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, полюбовались необыкновенной красоты фресками Дионисия и пополнили словарный запас.
  Помнится, в тот день музей посетила группа французских туристов. Невольно прислушалась к их разговору: услышать речь носителей языка - большая удача и хорошая практика. И тут один из них, довольно-таки высокомерно, произнес фразу, надолго врезавшуюся в память и больно уколовшую национальное самолюбие: L'art des barbares - искусство варваров.
  Сегодня я бы нашлась, что ответить, и, наверное, не промолчала бы. Тогда, стиснув зубы, просто выразительно посмотрела в сторону гостя столицы. Так уж мы были воспитаны.
  Видно, плохо знал он не только нашу российскую историю, но и свою отечественную, иначе бы вспомнил, что именно солдаты наполеоновской армии вели себя в российском государстве как варвары: рубили на дрова шедевральные произведения русских мастеров, уничтожали древние книги, разрушали стены храмов. И русские войска бывали в Париже, но вряд ли оставили после себя такую память в сердцах парижан.
  Монастырь пережил тяжелые времена: несколько раз горел и был разграблен в Смутное время и в 1812 году, но достраивался и перестраивался. Территория монастыря ухожена и украшена цветниками. Такого душевного спокойствия, как здесь, мне давно уже не приходилось испытывать. Уходить отсюда не хотелось, и не только мне, но и Оле и Лене. Втроем мы устроились на уютной деревянной скамеечке прямо напротив Спасского собора, уходившего главою в пышные облака, застывшие во времени.
  
  
   []
  
  
  Казалось, что остановились не только облака, но время обратилось вспять и перенесло нас в стародавние времена. Стоит лишь поднапрячь воображение, как тут увидишь воочию и самого Андрея Рублева, спешащего в храм, и величаво поднимающуюся в церковь по лестнице царицу Евдокию Федоровну.
  А Андрея Рублева мы все-таки увидели: он встречал и провожал нас у входа в монастырь.
  
  
  Памятник Андрею Рублеву. []
  
  
  Немного об истории возникновения монастыря.
  
   Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в XIV веке на левом берегу Яузы, в Москве, по обету митрополита Алексия, крестника великого князя Ивана Калиты, наставника великого князя Симеона Гордого и фактически соправителя великого князя Ивана Ивановича Красного и его малолетнего сына Дмитрия, впоследствии получившего прозвище Донской.
  Первым игуменом монастыря стал любимый ученик преподобного Сергия Радонежского - Андроник. В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им.
  Обитель входила в систему кольцевой обороны Москвы, состоявшей из Симонова, Данилова, Высокопетровского и других монастырей, которые прикрывали подступы к Москве со стороны Золотой Орды и обеспечивали безопасное прохождение посольств в Византию (Царьград). По пути на Куликово поле вдоль стен Спасо-Андроникого монастыря прошло войско Дмитрия Донского. По преданию на погосте монастыря была похоронена часть воинов, павших на Куликовской битве.
  По этому же пути выступил с войском против Тамерлана великий князь Василий Дмитриевич.
  Спасо-Андроников монастырь неоднократно посещал преподобный Сергий Радонежский. На месте, где преподобный Сергий простился с игуменом Андроников теперь стоит часовня "Проща", плотно зажатая прилегающими 2-х этажными постройками XIX века.
  В XIV-XVII веках Спасо-Андроников монастырь являлся одним из центров по переписке книг. Рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека. Большая часть архива сгорела во время пожаров 1748-1812 гг. В Смутное время монастырь пережил польское нашествие, был взят приступом и разграблен, деревянные стены и постройки сожжены, тогда же были уничтожены творения Даниила Черного и Андрея Рублева.
  В 1812 году монастырь был разграблен и сожжен французами.
  После 1917 года Спасо-Адроников монастырь упразднили, а в 1919 году в монастыре устроили квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района.
   Позже, на его территории находился один из первых лагерей ВЧК для иностранцев.
  В 1928 году уничтожен древнейший в Москве некрополь, где были похоронены воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы. Из надгробий ничего не сохранилось, воссоздана лишь плита Федора Волкова.
  
  
   []
  
  
  В 1931 году, под предлогом нехватки кирпича для строительства клуба завода "Серп и молот", была взорвана колокольня, вторая по высоте после колокольни Ивана Великого.
  В 1947 году видные деятели культуры во главе с академиком Грабарем обратились к правительству страны с предложением отреставрировать Спасо-Андроников монастырь и создать в нем музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Фонды музея насчитывают свыше 10 тысяч произведений древнерусского изобразительного и прикладного искусства, в том числе работы Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
  
  До наших дней из архитектурного ансамбля монастыря сохранились:
  
  
  Духовное училище. []
  
  
  Храм Спаса-Нерукотворного Образа (XV век)
  
  Белокаменный Спасский собор, построенный на месте сгоревшего деревянного в XV веке (1420-1427 гг.), - одно из самых древних сохранившихся зданий в Москве.
  
  
  Храм Спаса-Нерукотворного Образа []
  
  
   Для строительства и росписи собора из Троице-Сергиевой лавры были приглашены лучшие мастера-иконописцы XV века: Андрей Рублев и Даниил Черный. В интерьере Спасского собора уцелели лишь фрагменты орнамента на откосах алтарных окон, выполненные около 1428 года Андреем Рублевым, ставшим иноком Андроникова монастыря. По преданию, Андрей Рублев и Даниил Черный также выполнили фреску Образа Спаса Нерукотворного на фасаде храма.
  
  
  Образ Спаса Нерукотворного работы Андрея Рублева. []
  
  
  Этот собор был последней работой великих иконописцев.
  
  По одной из версий, Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был захоронен в монастыре, но, к сожалению, точное местонахождение могилы до сих пор неизвестно. Предположительно, здесь же захоронен его учитель и друг Даниил Черный.
  
  
  Храм Спаса-Нерукотворного образа. []
  
   В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена и с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763- 1779 годов к собору пристроили крытую паперть. В 1846-1850 годах собор был значительно переделан по проекту П. А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей. В 1959-1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.
  
  
   []
  
  
  В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.
  
  
  Звонница. []
  
  
  Церковь Архангела Михаила с Трапезной палатой (XVI-XVIII века)
  
  Одна из первых в русском зодчестве трапезных палат - одностолпная - была сооружена в 1504-1506 годах при архимандрите Митрофане, духовнике Ивана III, по повелению великого князя.
  
  
  Церковь Михаила Архангела с трапезной. []
  
  
  Во времена царствования великого князя Василия III монастырь стал использоваться в качестве тюрьмы для политических заключенных. Так, в подвальных помещениях трапезной был заключен новгородский владыка Серапион, противостоявший Иосифу Волоцкому. Самым известным узником, был протопоп Аввакум, проведший в 1653 году около месяца в подвалах трапезной, позже он был сослан на север в Пустозёрск.
   В 1691 году по желанию царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра Великого, в честь рождения сына царевича Алексея над трапезной надстроили храм.
  
  
  Церковь Архангела Михаила с верхней церковью Алексея Митрополита и приделом Петра и Павла. []
     
  В верхнем ярусе подклета учредили церковь святого Алексия-митрополита, в среднем - церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла (в 1819 году освященном в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи), в нижнем ярусе - фамильная усыпальница бояр Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. Здесь похоронены: мать и отец Евдокии Лопухиной - Устиния и Федор Авраамович, генерал Василий Авраамович Лопухин, убитый в 1755 году в сражении при Гросс-Егерсдорфе, и другие члены семейства.
  Церковь Архангела Михаила восстановлена в 1960 году. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция.
  
  Настоятельские покои (1690)
  
  Двухъярусные настоятельские покои возведены в 1670 году недалеко от Святых ворот. В настоящее время в них размещается администрация музея.
  
  
  Настоятельские покои. []
  
  
  Каменные стены и башни (XVII-XVIII века)
  
  
  Стены монастыря. []
  
  
  Братский корпус (начало XVIII века)
  
  
  Братские кельи. []
  
  
  Здание духовного училища (1810-1814)
  
  
  Духовное училище. []
  
  
  Святые ворота
  
  
  Святые ворота. []
  
  
  Служебный корпус
  
  
  Башня монастыря. [] 036
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"