Махлин Виктор Эрикович : другие произведения.

Павел, Шимон и Яков глава 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
   Глава 7
  
   Tempus omnia revlat (время всё обнаруживает),
   или Пётр и Симон - волхв.
  
   Филипп, имя которого упоминается в списке дьяконов, не путать с Филиппом апостолом, был отправлен по какой - то хозяйственной надобности в Самарию. Он был назначен в числе семи дьяконов, причём, как подчёркивал Лука, он был из " эллинистов" . Занимался он чисто прозаическими, а не духовными делами, как- то: справедливая раздача неимущим продуктов, улаживанием конфликтов и прочими административными ( слово это латинское и широко использовалось в то время) обязанностями. Никакого отношения к миссионерской деятельности Филипп не имел, и то что впоследствии написал о нём Лука, останется на его совести. Остановился Филипп в городе Себастия, перестроенном Иродом Великим из Шомрона. Ныне городу возвращено древнее имя Шомрон. Расположен он в 25 - 27 километрах на северо-запад от города Шхема. Шомрон был построен в 9-ом веке до нашей эры царём Омри и был столицей Израиля более 150 лет. Себастия (Священная , калька с имени Августа, греческий) был посвящён Иродом императору Августу и имел все атрибуты римского города: храм, посвящённый Августу, стадион, форум и амфитеатр, В этом городе были похоронены знаменитые еврейские пророки: Елисей (Элиша, ивр.) и Авдия (Овадья, ивр.).Высказывалось предположение, что в этом городе был обезглавлен Йоханан ха Матбиль, позже прозванный Иоанном Предтечей и Иоанном Крестителем.
   Иерусалимской общиной проповедовался иудаизм ессейского толка, и разрешение на проповеди давалось триумвиратом, стоящим во главе общины: Яковом (Иаковом) Праведным, Шимоном (Петром) и Иохананом (Иоанном).
  
  
  Именно по этой причине Филипп- дьякон не мог и не имел прав проповедовать. Греческим языком Филипп владел на уровне родного и общаться с населением в основном говорящем на греческом языке, ему было легко. По прибытию в город ему стало известно о некоем Симоне (Шимоне), поразившем всё население города и по словам Луки:"..выдавшего себя за кого-то великого". По утверждению ранних христианских писателей: Иринея Лионского (13-200 гг.), Иустина Философа (10-165гг), и ученика Иринея Ипполита Римского (170,175 -236,237гг.), деятельность Симона Мага или Симона Волхва приходилась на вторую и третью четверть первого века нашей эры.
   Понятно, что обычный человек, а Филипп был самым обычным человеком, столкнувшись с исцелениями от болезней и даже с воскресением из мёртвых, молва о котором достигла Филиппа, могла заставить его поверить в сбывшееся обещание Иешуа: "Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю жн вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: " благословен Грядый во имя Господне!" (Евангелие от Луки, гл.13, ст.35.),мог растеряться. История сохранила имя человека, воскрешённого Симоном Магом. Его звали Никостратом, имя это в переводе с греческого языка обозначает - победитель воинства.
   Филипп не раз слышал от Апостолов об обещании Иешуа вернуться и поэтому, увидев воочию человека, творящего чудеса, известил общину в Иерусалиме. Не очень хорошо зная иудаизм, Филипп не учёл того, что Симон Волхв занимался ещё и вызовом душ умерших людей и составлением астрологических прогнозов, впоследствии так понравившихся императору Нерону, Иудаизм категорически запрещал подобные действия, и виновные в совершении их должны были быть побиваемы камнями. Иешуа, основатель Иерусалимской общины , соблюдавший иудаизм и настаивавший на исполнении Закона Моисеева, никогда не совершал подобные действия. Но Филипп не знал всего этого. От Себастии до Иерусалима 60-70 километров, Шимон (Пётр) и Йоханан (Иоанн) были посланы Яковом, с целью выяснить кто этот чудотворец. Чере три дня пути они прибыли в Себастию. " 15 Которые, пришедши, помолились о них( самарянах), чтобы они приняли Духа Святого:
   16 Ибо Он не сходил ещё на них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса;
   17 Тогда возложили на них, и они приняли Духа Святого.
   18 Симон же увидев, что через возложение рук Апостольских подаётся Дух Святый, принёс им деньги,
   19 Говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого.
   20 Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги;
   21 Нет тебе в сём части и жребия, ибо сердце твоё не право пред Богом;
   22 Итак покайся в сём грехе твоём и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
   23 Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
   24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами." Деяния Апостолов гл 8 стихи 15-24
   Разочарование Петра и Иоанна можно было понять, Симон был именно тем, кем прозвала его молва - магом. Что, как отмечалось уже выше, иудаизмом запрещалось и осуждалось.
   Лука, как он делал часто в своих "Деяниях Апостолов ", лукавил в отношении крещения и снисхождения Святого Духа. Пытаясь совместить то крещение, которое было заимствовано у ессеев(иудеев) и снисхождение Святого Духа, заимствованное также из иудаизма, Лука пытается выдать за нечто абсолютно новое появившееся вот сейчас, только что, Омывание присутствовало в иудаизме уже много сотен лет, Но и снисхождение Святого Духа также заимствовано было из иудаизма. Начинается оно с благословения (брахи ивр.).Слово это образовано от слова ( бэрех) - колено,так как благословляемый должен встать на колени. Благословение осуществляется с помощью Бога, и является просьбой о ниспослании благословляемому Божьей благодати и снисхождении на него Шхины. Слово переводится как проживание, пребывание с иврита. Благословляемый пребывает в мире с Божественным присутствием, озаряемый Божественным светом святости. Шхина всегда рассматривалась как благословение Божье народу Израиля и всем исповедающим Закон Моисея. Благословение Моисея, действовавшего по указанию Бога, было ниспослано всему народу Израиля; даже поднятие рук Моисея во время войны с амалекитянами обеспечило победу евреям. Первоначально Тора приписывает право на благословение главе семьи: Ноах (Ной) благословляет Сима и Яфета; Ицхак (Исаак) - Якова и Эсава; Яков благословляет двенадцать своих сыновей, а также внуков от Иосифа- Менаше и Эфраима.
   Сила благословения обращена не только на благословляемого, но и на того, кто своим благословением призывает Божий Свет и Милосердие Божие на другого человека или группу людей. Благословение осуществлялось и более пожилыми людьми по отношению к благословляемым или людьми с большим религиозным опытом.
   Через много лет после смерти Луки, теологи христианства посчитали, что при крещении, то есть при окунании в воду, на тело человека сходит Святой Дух и человек как бы умирает для плотской жизни посредством вышеупомянутого Духа возрождается для жизни духовной и святой, по возможности. Концепция эта основывалась на посланиях Павла, но по какой то причине Лука не взял идею Павла в расчёт при написании Восьмой главы "Деяний Апостолов".
   В Себастии , да и в любом другом месте, Филипп дьякон не мог, да и права не имел на благословение людей. А когда Шимон и Йоханан благословили народ, решивший принять Закон Моисея, Симон Волхв моментально уловив в этом действии Божью эманацию, предложил Апостолам деньги за то, чтобы они научили его этому. Дар этот не продаётся за деньги, потому и так и вознегодовал на волхва Шимон. Лука описал, так сказать только внешнюю сторону проблемы, умолчав о самом главном, о внутренней сущности конфликта, А кофликт этот напоминал айсберг, девяносто процентов которого скрыто под водой. Симон Маг не только лечил больных, он был основателем гностицизма. Происходит название гностицизм от греческого слова " гнозис" ( знание). Словом этим обозначали и продолжают обозначать и по сегодняшний день философское течение, признающее духовное непознаваемое первоначало особого знания и познания, доступное лишь мистически просветлённым личностям и противостоящее "источнику зла"- материи. Симон Маг написал сочинение "Великое изъяснение", известное по отрывкам, приведённым Ипполитом Римским, считавшим себя учеником Иринея Лионского и, до определённой степени, разделявшего гностические взгляды. По утверждению Иринея, объявил себя богом истинным. Причём, в Себастии, равно как и во всей Самарии (Шомроне) он представлялся как бог - отец, в Иудее как бог - сын; в Риме он себя позиционировал в качестве божьего духа. Очень знакомое разделение обязанностей. В качестве спутницы у него была женщина по имени Елена, выкупленная Симоном из лупанария (публичного дома , латынь) Представлял Симон её как мать всего мира, первой мыслью бога и прародительницей всего живого. Ипполит, пересказывая сочинение Симона Мага, свидетельствовал, что тот утверждал : в основе всего бытия есть огонь; огонь бывает явным и скрытым, из него образуются три пары: первая - ум и помышления, вторая- звук и имя, третья - рассуждение и переживание. Мысль творит " ангелов" и "власти" , а они сотворив мир начинают борьбу с мыслью бога, и единственное спасение через появление воплощённого божества, спасающего мир. Материя, по мысли Симона Мага, зла, то есть всё материальное есть зло само по себе и должно погибнуть, а спасение должно произойти от благодати знания переданного богом, в лице самого Симона, представляющегося поочерёдно богом-отцом, богом-сыном и богом святым духом.
   Последующие философы гностики Валентин и Василид (Оба 2 -ой век) попытались углубить учение Симона, утверждая, что ничто тёмное не просветляется, в область божесвенного возвращается только духовный элемент, присущий лишь изначально духовным людям. Василид специально подчёркивал мысль о том, что любое стремление к размышлениям и расширению понятия о чём-либо высшем, служит причиной беспорядка в мире.
   Гностики предвосхитили христианство, разделив Бога на ипостаси, отделив Бога Создателя от Бога Сына и Бога Духа. Ввёл эти понятия, почерпнув их из гностицизма Павел, здраво рассудив, что так гораздо легче всё то, что он проповедует, будет воспринято языческим населением. Заимствовал он из гностицизма и тезис о том, что плоть чужда духу и всё материальное грозит гибелью духовному.
   Все вышеперечисленные идеи противоречили иудаизму и, соответственно, вызвали сильную неприязнь Между Шимоном и Йохананом с одной стороны и Симоном Магом с другой. Взгляды последнего были настолько языческими и так противоречили иудаизму, распространяемому Иерусалимской общиной , что даже Пётр ( Шимон), как будет видно далее, не очень строго придерживавшийся определённых правил в иудаизме, резко осудил устремления Симона Мага.
   Но, благодаря Павлу, позднее зародившееся христианство во втором веке включило многие положения гностицизма в тезисы формирующейся религии. И стоит особо отметить, что не гностицизм включил какие- то христианские положения, а с точностью до наоборот : именно молодое христианство использовало гностицизм в достаточно большом объёме. Евангелие от Иоанна справедливо считается гностическим произведением. Тезис о единстве Бога в трёх ипостасях не мог быть решён почти два с половиной века, вплоть до Никейского Собора в 325 году, но даже там были высказаны противоположные мнения.
   Зачатки догмата троичности Бога и предвечности сына божьего, заимствованного Павлом из гностицизма, высказываются в его посланиях:" 6 Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу;"К филиппийцам гл.2 ст.6. "3 И все( отцы наши) ели одну и ту же духовную пищу;4 И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" 1-ое к коринфянам гл.10ст.3,4 ; "12 Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,13 Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
   14 В котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
   15 Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари;" К колоссянам гл.1 ст. 12-15.
   В послании "К евреям" отношению Бога отца сына посвящена практически вся первая глава. Тезисы о Святом Духе Шауль широко использует в 1-ом послании к коринфянам: в гл.2 .ст.11,12; гл 6 ст.11; во 2-ом послании к коринфянам: гл. 3 ст.17, гл11 ст.4.
   Впервые и полностью озвученный догмат о троице появляется в 1-ом послании Иоанна, в главе 4 стихи 6-8. Много исследователей считают, что четвёртое Евангелие и 3-ье послание Иоанна написаны одним и тем же автором, апостолом Иоанном. Но 1-ое послание написано в самом начале 2-ого века, в то время Иоанну должно было бы быть более 90 лет. Учитывая продолжительность жизни тогда и возможности медицины, это практически нереально. Помимо всего, автор послания не представляется апостолом, как это было принято в той среде. Приходится признать, что послание могло подвергнуться и более поздней редакции, но представление апостолом только прибавило бы достоверности посланию. Но в любом варианте следует признать, что и 4-ое Евангелие и соборные послания от Иоанна написаны человеком, имевшим гностический взгляд на мир.
   Действительный монотеизм в иудаизме окончательно сформировался в эпоху Второго Храма, то есть в описываемое время. Вот все фундаментальные принципы еврейского монотеизма, отражённые в Еврейской Электронной энциклопедии: " абсолютное бытие Бога, полностью исключающее существование какого- либо иного , качественного близкого Ему бытия; трансцендентность Бога по отношению к миру; абсолютная суверенность и свобода воли Бога и отсутствие каких-либо ограничений Его могущества; личностность Бога; невозможность описания бытия и сущности Бога в терминах материального существования; открытие Богом себя в человеческой истории; избрание еврейского народа Богом и Его завет с ним; Божественное провидение, проистекающее из Его абсолютной власти над природой и и историей; предоставление Богом человеку свободы выбора и неограниченной возможности обращения к Богу".
   Очень чётко, конкретно и весьма логично всё вышеизложенное вытекает из Танаха и проверено более чем трёхтысячелетней историей существования еврейского народа и принятия им Заветов и Торы на горе Синай. В то же время обожествление любого человека, то ли так как выдавал Симон маг себя за бога, или же обожествление Иешуа, начатое Шаулем и который на утверждение Шимона (Петра) о том, что он Мессия (Христос) молча соглашается, но тут же "30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нём". Евангелие от Марка гл.8 ст.27-30. Но Мессия не может быть Богом, Мессия это человек, обладающий земной властью и поддержкой Бога. Он должен принести избавление, как душевное, так и политическое, еврейскому народу на его Земле, дарованной его праотцам Богом. Примерами такого избавления являются Моисей и царь Давид.
   Спор Шимона ( Петра), исповедовавшего иудаизм, и Симона Волхва, основателя гностицизма, не так примитивен, как это пытался показать Лука. Это очень яркий пример отхода от иудейского монотеизма в сторону политеизма и религиозно - философского синкретизма, пытающего сочетать абсолютно разнородные и противоречивые воззрения. Причём воззрения эти вообще мало совместимы друг с другом. События, описываемые Лукой, с точки зрения объективной истории не соответствовали происходившему, во всяком случае так, как описывали эти события либо очевидцы, либо люди жившие в достаточно близкое время от описываемых событий.
   Последующие поколения христианских философов, в основном греков по происхождению или же сильно эллинизированных писателей, как-то: Иустин Философ(2 век), Ириней Лионский, Тертуллиан (2 век), Ориген (3 век) и многие другие основывали свои доводы существования Бога на принципах "неоплатонизма"., как чистой субстанции в абсолютном бытии. А некоторые философы, такие как тот же Тертуллиан и иже с ним, вообще исключали разум человеческий, как средство познания Бога.
   Более поздние христианские богословы ввели в культ элементы идолопоклонства. Мансур ибн Серджнун Ат-_Таглиби, христианский святой, один из Отцов Церкви, эллинизированный араб, более известный как Иоанн Дамаскин,
  
  в сороковых годах 8-ого века выступил в защиту поклонения нарисованным образам божеств и святых. В Декалоге не зря отмечено " Не делай себе кумира и никакого изображения....."., причём это указание Бога, принятого официальным христианством. Указание это было очень важным, иначе бы Бог не расположил его третьим по счёту в Десяти заповедях (Декалоге). Это не что иное как идолопоклонство; поиск Авраамом Единого Бога начался с того, что он разбил глиняных истуканов, которым молился его отец Терах. В иудаизме идолопоклонство считается одним из самых страшных грехов, оно предшествует кровосмешению и кровопролитию
   Шимон (Пётр) и Йоханан (Иоанн) в эпизоде с Симоном Волхвом показали себя ортодоксальными иудеями, защищавшими свою веру (иудаизм) от попытки влияния на него такому явлению как гностицизм. Впоследствии каждый из них несколько отступал от жёстких правил иудаизма, как учил их Иешуа. Шимон, как сказано выше, был не тем человеком, характер которого можно было бы сравнить с кремнем; от него можно было ожидать каких- то колебаний и отклонений. Но от любимого ученика Иешуа, Иоанна ожидать отхода от принципов было нельзя. Вполне возможно, что их и не было, потому что многие исследователи считают, что Четвертое Евангелие написано не самим Иоанном, а человеком знавшим его достаточно близко, но подверженного сильному влиянию гностиков.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"