Котляр Ася : другие произведения.

Часть I. Глава 1. Я умею радоваться жизни!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  

ГЛАВА ПЕРВАЯ

  
  

Я УМЕЮ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ!

  
  11 февраля 2014 г.
  
  Я умею радоваться жизни! Я хочу радоваться жизни! Я люблю радоваться жизни! Да, иногда жизнь преподносит сюрпризы и становится невероятно тяжело радоваться жизни. Но я тут же говорю себе: радуйся! Радуйся тому, что ты есть, тому, что ты дочь, что ты мать, что ты жена, бабушка... Радуйся тому, что Всевышний подарил тебе удивительную профессию учителя, ведь не каждому выпадает такое счастье делать ту работу, к которой лежит душа. Мне выпало такое счастье.
  Впервые переступив порог школы, придя в первый класс, я поняла, что буду учителем. Это случилось 1 сентября 1970 года. Я не помню фамилию своей первой учительницы, почти не помню, как она выглядела. Помню только имя: Ирина Николаевна. Тогда, первого сентября, глядя на немолодую женщину с доброй улыбкой, на то, с каким благоговением на неё смотрят её будущие ученики, с каким трепетом дарят ей цветы, я почему-то подумала: когда-нибудь я тоже буду вот так стоять, улыбаться, и вокруг меня будет столько же любящих глаз.
  
  Через два месяца после начала учёбы Ирина Николаевна уехала жить в другой город. Мои планы несколько раз менялись: в пятом классе я хотела быть актрисой, в восьмом - парикмахером, в девятом - модельером, в десятом мне опять хотелось быть актрисой... Но желание быть учителем шло обязательным фоном, на котором все остальные желания как-то незаметно меркли.
  
  Три года назад мне выпало счастье работать на радио, на нашей, всеми любимой, радиостанции "Радуга". Сергей Гриффитс, её программный директор, предложил мне работу на "Радуге" в очень сложный период моей жизни. Болезнь самого дорогого для меня человека, моего мужа, совпала с проблемами в школе (резкое сокращение детей, часов и т. д.), моими операциями... Я без преувеличения могу сказать, что именно "Радуга" помогла мне не просто выстоять в этой жизненной круговерти, - помогла мне выжить. И тогда мне очень захотелось вести передачу о школе: о педагогике, о трудностях профессии, о проблемах современных детей и учителей... Почему-то казалось, что общество нуждается в том, чтобы говорить об удивительном феномене под названием "школа". Но Сергей сказал, что формат радио предполагает шоу, а разговор о школе отнюдь не носит развлекательный характер.
  
  В 2010-м году, чтобы восполнить свои нереализованные возможности поговорить с городом о проблемах школы, я и написала свою первую пьесу о школе. "Страсти-мордасти" - так я её назвала. Пьеса разошлась по городам и весям, и поставленные по ней спектакли играют многие детские и молодёжные театры в разных городах и странах. В пьесе молодая учительница, пришедшая в частную школу, получает очень сложный класс, в котором собраны дети весьма состоятельных родителей. Не зная, как общаться с детьми, у коих явный дефицит любви и внимания, она начинает вести на местном радио передачу под названием "Дневник молодого учителя". Передача становится рейтинговой, поскольку общество не безразлично к проблемам молодёжи, ибо общество понимает, что дети - это наше будущее, как бы пафосно это не звучало. Да, это долгосрочные инвестиции, но самые необходимые, так как то, что мы сейчас закладываем в наших детях, а я не разделяю детей на "своих, личных" и "чужих", с тем нам придётся жить. Заложим любовь, веру, искренность - будет одна жизнь. Заложим ложь, предательство, лицемерие - и жизнь будет совершенно иной. Пьеса заканчивается тем, что мальчик, доведённый до отчаяния, берёт в руки пистолет и держит в заложниках весь класс.
  
  Вам это ничего не напоминает? Моя пьеса была написана в 2010 году, за четыре года до событий в Москве, когда от рук ученика погиб молодой, талантливый учитель. Мне трудно объяснить поступок мальчика, но я подозреваю, что обстоятельства иногда складываются таким образом, что ребёнок становится заложником отметки. На мой взгляд - это самое страшное, что может происходить в жизни ребёнка: желание любой ценой получить наивысший бал. Только платить приходится, порой, слишком дорого. Я буду возвращаться к теме "отметка" много раз, поскольку это то, из-за чего происходят конфликты между всеми субъектами образовательного процесса: между учениками, учителями, родителями.
  
  Работая в школе вот уже тридцать лет, мне приходится наблюдать, как происходит взросление у детей. У всех по-разному: нет ни одного повторяющегося сюжета. Некоторые взрослеют тихо, никому не мешая, незаметно для учителей и родителей. У иных взросление происходит бурно, с огромным внутренним конфликтом. Такой непростой период жизни детей психологи называют переходным, трудным. Родители и учителя соглашаются с эти утверждением. Да и сами подростки говорят: "Нам трудно, потому что у нас переходной возраст".
  Говоря "трудные дети", жалуясь на то, как сложно и неудобно нам иметь с ними дело, мы даже не задумываемся, что трудными, на самом деле, являемся мы, взрослые. Это им с нами трудно! Это их день забит до отказа уроками, всевозможными кружками, домашними работами. А мы, взрослые, ставя ребятам некую планку успешности, пытаемся таким образом реализовать свою детскую неуспешность и свою же взрослую невостребованность. Наши нереализованные возможности кричат: "Не у меня, так пусть у моего ребёнка всё сложится! Пускай хоть он добьётся в жизни чего-то значимого!.." При этом мы, взрослые, совершенно упускаем из виду такое невидимое глазу, эфемерное понятие, как Душа. Мы забываем, что именно Душа приходит в этот мир и поселяется в теле ребёнка. Душа взрослеет и мечется в поисках истины, требуя от взрослых только одно: принять эту Душу, как дар Всевышнего и услышать, чего она хочет. Искренности и честности ждут от нас наши дети и не прощают нам ни лжи, ни лицемерия.
  
  Я долго размышляла, а стоит ли писать пьесы на неоднозначную тему "Школа" и поняла, что будет преступлением, если я буду об этом молчать. Так родился цикл пьес "Истории одного класса". В своих пьесах я рассказываю о жизни ребят в современной школе, поднимаю вопросы оценивания ребёнка с точки зрения оценивания его знаний. Мы, учителя, ставя ребёнку ту или иную отметку, порой даже не задумываемся о том, что поселится в его Душе: ненависть, зависть, зависимость... Может, любовь и уважение? Ведь для некоторых учеников "десятка", поставленная учителем, это именно та отметка, которая сделает счастливым его родителей и, как следствие, его самого. И неважно, что при этом он готов продать за эту пресловутую "десятку" свою Душу.
  
  Сейчас я открою страшную тайну: учитель тоже нуждается в защите. Только вот вопрос: кто защитит учителя? Директор? Возможно. Общество? Навряд ли. Как поднять авторитет профессии учителя, значимость которой в наше время сводится "на нет" различными способами: изданными плохими учебниками, странными программами и политикой государства?
  
  Я решила, раз уж не получилось с радиопередачами, буду вести свой дневник в Фейсбуке. Неважно, где говорить о школе, о проблемах, связанных с ней, - важно, что мы будем о ней говорить. Когда будете читать мой дневник - спорьте, критикуйте, размышляйте, думайте, советуйте. Итак, начинаю...
  
  Продолжение: http://samlib.ru/editors/m/majja_t/ktotyuchitel-2.shtml
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"