Котляр Ася : другие произведения.

Здравствуй, Я! Письмо 10. "Золотая осень"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

src=kartinka.jpg> []
  

Письмо десятое

  
  

"ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"

  
   "Здравствуй, Я! Пишу тебе письмо, а горечь сегодняшнего дня переполняет моё сердце. Если ты думаешь, что сейчас я буду жаловаться на судьбу в лице моего мужа - ошибаешься. То есть я, безусловно, буду жаловаться на судьбу в его лице, но не в этом письме. Это моё письмо о другом: о смысле жизни, о детях, о заброшенной, никому не нужной старости...
   В жизни каждого человека наступает момент, когда он начинает задумываться о том, зачем он живёт. Я не верю, что есть на Земле люди, которые хотя бы один раз в жизни не задали себе этот вопрос. Сегодня после посещения дома престарелых задумалась и я. Интересно, кому пришло в голову такое ужасное название: "Дом престарелых"? Звучит как "Приют для старых, вышедших из моды и употребления людей". Неужели нельзя было как-то смягчить, скажем "Золотая осень" или "Милый дом". А можно ещё лучше - "Тёплый дом" или "Забота"...
  
  Господи, о чём это я? Какой тёплый дом? Какая забота? Тот дом престарелых, в котором мы сегодня были с моим 8 "Б" классом, я бы назвала не иначе как "Дрожащие руки", "Волшебное недержание" или "Последний приют"... В нашем городе есть два таких дома, и оба на окраине города. Когда я бываю в тех краях и прохожу мимо одного из этих домов, всегда возникает чувство, что туда не ступала нога человеческая, не доходила рука человеческая и его не касалось сердце человеческое. Сегодня я впервые поехала во второй дом престарелых, находящийся в тридцати километрах от города.
  
  Дело в том, что в нашей школе объявили акцию "Поможем старикам". Дети, учителя, родители сносили в течение трёх дней кто что мог: одежду, сухие продукты, конфеты и не портящиеся фрукты. Всё это собиралось в подсобке кабинета биологии, то есть в моём кабинете, и, поскольку наш класс сделали ответственным за эту акцию, я должна была
  вместе с ребятами отвезти собранное в этот самый дом... Как хочешь, но я не могу его назвать иначе - язык не поворачивается. В общем, туда, где живут никому не нужные, старые люди, выброшенные жизнью и детьми на помойку. Мне жаль, что я своих архаровцев не отвезла туда раньше. Как я это пропустила? Вот куда нужно детей возить на экскурсии, а не в Париж и не в Лондон. Туда тоже хорошо, но туда их сердобольные мамочки и богатенькие папочки пусть везут. Или в Рим, или в Венецию. А нам, учителям,
  нужно везти туда, где слово "старость" принимает какое-то совершенно уродливое значение. Или в дом с ещё более страшным названием "детский". Это будет правильно и по отношению к ученикам, и по отношению к родителям - они-то уж точно не поедут показывать детям это страшное место: а вдруг деткам понравится и через несколько лет они сбагрят туда своих престарелых родителей.
  
  Сегодня не только я - мои ребята пережили то, что называется "катарсис". Это было какое-то очищение, если хочешь, ибо плакали их души, их сердца. А это гораздо важнее и сильнее, чем когда плачут глаза...
  
  За нами приехал небольшой автобусик, мы погрузили все коробки, забрались сами и поехали, распевая по дороге песни. Я совершенно не умею петь, но подпевала своим ребятам, как могла. Да и песни я их не знаю. Не то чтобы я совсем отстала от жизни и не иду в ногу со временем - иду, вернее, стараюсь. Да к тому же у меня Катька взрослая, так что я в курсе того, что поёт молодёжь. Но не принимаю для себя то, что они поют, поскольку смысл песен мне совершенно не понятен. Вот например, в песне "Широка страна моя родная" всё ясно и понятно: и про реки, и про окраины, и про любовь к Родине, и про гордость за эту, то есть ту Родину, из которой я родом...
  
  Песня, которую запели восьмиклассники хором, называлась "Плохие танцоры". Поют её какие-то "Тараканы", как сказали мне мои девочки. Я даже записала слова, пока они пели и хитро поглядывали на меня. А перед последней строчкой вообще захихикали.
  
   "Девчонки, поумнее остальных, секрет танцпола знают,
   Танцоры тем ловчее, чем меньше яйца им мешают.
   Не короли нью-рейва им нужны, не ювелиры сальсы,
   Девчонки поумнее знают: плохие танцоры - большие яйца..."
  
   Классная песня, не правда ли? Или ещё из того, что они пели с восторгом и упоением:
  "Моя киска, пришли телеграмму -
  Я из слов твоих песню составлю.
  Моя киска, пришли мне в подарок
  Твоих любящих губ отпечаток.
  Моя киска, пришли свои глазки,
  Между строчек сияли чтоб лаской.
  Моя киска, как нежен и сладок
  Твоих любящих губ отпечаток..."
  
   Я даже попросила их продиктовать мне эти жизненные слова, чтобы вечером поделиться с тобой, мой добрый друг Дневник!
   Вот так весело мы ехали-ехали и, наконец, приехали. Когда нас подвезли к серому, полинявшему от старости зданию, мы подумали, что это какая-то шутка: не могут люди жить в таком доме - окна старые-престарые, крыльцо покосившееся, и запах старости и сырости просочился, как нам показалось, даже в маршрутку. Мы потихоньку стали выгружать ящики, и к нам навстречу вышел директор этого дома. Он был не молод, лыс и довольно упитан. Василий Дмитрич встретил нас с каким-то напускным весельем и такой же искусственной радостью.
   - А ну, подрастающее поколение, заноси! Ваш директор мне звонил, предупредил! Рады! Рады! Заходите, детки!
   Эти "детки", далеко уже не детки, встретили дядечку не особенно весело: прямо скажем, без энтузиазма. Но коробки затащили.
   - Дарья Николаевна! А может уже и домой сразу? Ну привези, чего их зря беспокоить? Поехали!
  
  Честно говоря, у меня было такое же желание: выгрузить коробки и бежать из этого забытого Богом и людьми места. Включив мозги и выключив своё "хочу", я сказала ребятам, что из каждого действа мы обязательно должны вынести какой-то урок. Они заныли, но я была тверда в своём решении испить эту чашу до конца. Поэтому я твёрдо сказала: "Нет. Мы остаёмся"
  
  Мои ребята знают, что в таких случаях, когда я что-то решила и когда голос мой говорит им об этом, спорить бесполезно.
   - А что мы будем делать?
   - Песни петь. Вы же так хорошо пели! - сказала я.
   - Правда что ли?
   - Шучу. Пойдите по комнатам, поговорите со стариками, спросите их о здоровье, о том о сём. Им ведь здесь и поговорить не с кем: они людей практически не видят.
   - А почему здесь, Дарья Николаевна, так дурно пахнет?
   - А вот вырастешь, привезёшь к нам свою мамку, тогда и узнаешь! - вступил в разговор директор.
  Я отчётливо видела, как у мальчишки налились кровью глаза, дала ему мешок с конфетами и яблоками и сказала:
   - Иди, Саша. Иди. Я знаю, дорогой...
   - Василий Дмитрич.
   - Я знаю, дорогой Василий Дмитрич, что мой Саша никогда не привезёт свою маму сюда, к вам. Простите.
   - По молодости все так говорят. Женится ваш Сашок, жену себе найдёт дуру какую-нибудь, она быстренько его мамку в богодельню и засунет. Навидался я.
   - Василий Дмитрич! Давайте без аналогий! Мы можем поговорить с вашими... Домочадцами?
  - Слово-то какое нашли! Ну, конечно, можете. Смотрите, чтобы мои домочадцы деток ваших изнеженных не напугали...
  
  Мы разошлись по комнатам. Входили со стуком, здоровались. Кто-то отвечал, приглашал пройти, а кто-то просто отворачивался к стенке, когда понимал, что это пришли не его собственные дети или родственники.
  
  Этот дом престарелых и правда мог напугать кого угодно: комнаты на двух человек, довольно чистенькие, но страшно убогие. Железные кровати с панцирными сетками, столы, которые где-то выбросили за ненадобностью, а чтобы добро не пропадало - свезли сюда. На стенах висели старые репродукции картин, фотографии близких и вырезки из газет... Старики, доживающие здесь последние деньки, этот мерзкий запах, убогая обстановка - всё говорило о том, что люди, отдавшие свой долг государству и обществу, больше никому не интересны. "Так пахнет смерть", - почему-то
  подумала я, но ребятам, которые зажимали носы салфетками, я ничего говорить не стала. Пусть увидят, какой страшной может быть старость. Пусть подумают о том, что может ожидать их родных, если они преступят черту, плюнут на порядочность и чувства долга.
  
  Мы ходили, общались, и, наконец, мы с девчонками зашли в последнюю палату. Там на кровати, завёрнутая в старый пуховый платок, лежала бабушка лет девяноста. Её лицо было какого-то неестественно-пепельного цвета. Такого же цвета были и постель, и платок, и руки. Бабушка казалась бестелесной: панцирная сетка даже не прогибалась под ней. Мне показалось, что она уже отошла в мир иной, и я даже хотела позвать врача, но бабушка зашевелилась и посмотрела на нас бесцветными серыми глазами.
   - Поди сюда, доченька, - позвала он Ирочку, девочку, которая стояла ближе всех к кровати. Ирочка посмотрела на меня и нерешительно подошла к бабушке.
   - Вам что-нибудь нужно? Хотите яблочко? А у нас конфеты есть! Как вас зовут?
  Бабушка ещё раз посмотрела на Иру.
   - Зови меня баба Катя. Яблочки не буду - зубов нет. А те, что есть - не смогут прокусить.
   - А конфетку хотите? Мягкую! Шоколадную!
   - Нет, доченька. У меня желудок конфеты не принимает.
   - А чем вам помочь? Может вы что-то хотите, бабушка Катя?
  Баба Катя посмотрела на Ирку и тихонько попросила:
   - Спой мне, доченька!
   - А что спеть вам, бабушка?
   - А про Катюшу спой. Помнишь? Про яблони...
  Ира растерянно посмотрела на меня.
   - Ирочка, я тебе помогу! Давай вместе... Но я пою плохо. А ты - хорошо. "Расцветали яблони и груши", - тихо, почти шёпотом я стала петь, это можно было назвать пением.
   - Знаю, Дарья Николаевна. Бабуля моя пела.
  Прекрасно поющая Ирка стала петь бабе Кате "Катюшу". Пела сначала очень тихо, но когда баба Катя стала ей подпевать, Ирка увеличила громкость и уже почти кричала, когда дошла до слов "Пусть он вспомнит девушку родную, пусть он вспомнит, как она поёт, пусть он землю бережёт родную, а любовь Катюша сбережёт".
  Баба Катя села на кровати и даже порозовела... За Иркой замычали другие девочки: не всем бабушки пели "Катюшу". Ира, резко прервав пение, заплакала. Баба Катя посмотрела на плачущую девочку произнесла:
   - Это про меня песня. Это мой боец пограничником был. Пожить не успели - убили его, проклятые фашисты...
  Я боялась смотреть на своих девочек, которые прижались ко мне и молча глотали слёзы...
   - А теперь давай конфетку, дочка, если мягкая она.
   Возвращались домой в немом молчании. Мальчишки притихли, девочки смотрели в окна, каждый думал о чём-то своём. Я ехала и тоже думала: завтра поговорю с ними, сегодня слишком тяжело. Пусть поразмышляют над всем этим... Государство не придумало, может они, мои ученики, когда вырастут и займут государственные
  посты высокие, да засядут в кресла высокопоставленные, вспомнят про эту нашу поездку и сделают что-то для несчастных стариков и старушек, у которых бойцы на "дальнем пограничье" жизни отдавали за то, чтобы мы жили и яблоки с конфетами кушали...
  Молчание прервал водитель, который нас вёз. Он оглянулся на мою притихшую молодёжь и спросил:
   - Ну, петь-то будете?
  
  Этот вопрос был так неуместен, что я не нашлась, что ему ответить. И вдруг раздалось тихое пение Ирки... Песню подхватили другие девчонки, стали подпевать мальчишки.
  
   "...Ой, ты, песня, песенка девичья,
   Ты лети за ясным солнцем вслед
   И бойцу на дальнем пограничье
   От Катюши передай привет.
   Пусть он вспомнит девушку простую,
   Пусть услышит, как она поет,
   Пусть он землю бережет родную,
   А любовь Катюша сбережет..."
  
  
  Сижу, пишу и плачу... Вот, слеза капнула прямо на тебя. Солёная? Знаю. Скорее, горькая. Иду спать. Нужно подумать, как выстроить завтрашний разговор с ребятами. Сердцем чую: нужен этот разговор моим детям. Хоть и большим, но всё-таки детям. И сказать я должна им какие-то очень важные слова, пока души их не захлопнулись, пока они распахнуты настежь... Подскажи мне!
  Мне кажется, ты знаешь, о чём я должна им рассказать...Спасибо тебе! Пока-пока! Целую тебя, я!"
   Продолжение: http://samlib.ru/editors/m/majja_t/zdravstvuija-10.shtml
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"