Аннотация: Еще одна попытка запечатлеть неведомое...
Старая фотокамера.
Однажды летом я бродил по Александровскому парку со своим неизменным другом фотоаппаратом Зенит, в поисках необычного кадра для одного журнала о природе. Ко мне подошел жалкого вида мужичок. Одет он был безобразно - в какие-то старые грязные лохмотья. Трясущимися руками он вынул из пакета старую фотокамеру и предложил мне ее купить. У меня от изумления расширились глаза.
- И сколько ты за нее хочешь, - спросил я стараясь сдержать волнение в голосе.
- Две сотни, - сказал он. - Вещица старинная.
- И ты хочешь за свое старое барахло две сотни? - удивился я.
- Я еще пластины дам, в придачу, - он вынул из пакета стопку фотопластин. Именно с фотопластинами работают такие камеры, а не с обычной пленкой.
- Ну ладно, - я достал деньги, боясь что он передумает.
Когда он уже уходил я спросил его:
- А чего ты в скупку его не отнес, там может больше дали бы?
Он остановился, почесал затылок.
- Да пусть лучше у знающего человека будет, авось проживет дольше, - сказал он. На лице его отразилась печаль. Потом он резко развернулся и исчез за зарослями кустарника.
Я немного удивился его последней реплике. Кто проживет дольше, или что? Еще немного постоял разглядывая свою находку. Вот так повезло! Мне с нетерпением хотелось испробовать ее в деле. Но предстояло приобрести еще треногу, чтобы можно было делать снимки на природе.
И я решительно направился в сторону города в надежде найти все необходимые материалы и приспособления.
Как я и думал, не сразу я отыскал все необходимое, пришлось посетить не одну лавку фотопринадлежностей. И вот, с большим волнением, у себя в лаборатории, я настраивал объектив фотокамеры, когда неожиданный звонок в дверь заставил меня вздрогнуть. Кто бы это мог быть, ведь я ни кого не ждал в этот день.
Я открыл дверь. На пороге стоял грузный мужчина средних лет в дорогом костюме. Он строго посмотрел на меня.
- Вы Артур Петрович? - спросил он.
- Да, это я, - мой голос предательски дрогнул. Не часто меня посещают такие гости, если не сказать не посещают вообще.
- Вы фотограф?
- Да, чем могу, - мысли в голове моей перепутались, я не знал что и говорить.
- Разрешите?
- Ах да, простите, - засуетился я. - Проходите, пожалуйста.
Я провел его в лабораторию, усадил на старый кожаный диван - кроме него в комнате был только старый неудобный стул, на который сел я сам.
- Тут вот какое дело, - мой гость достал из внутреннего кармана старую, слегка пожелтевшую фотографию. - Можете вы сделать такой же портрет, но только со мной?
Он протянул фотографию мне. Это был старинный снимок годов десятых-двадцатых. Средних лет мужчина сидел на стуле, закинув ногу на ногу.
- Отчего же нет? - ответил я. - Вполне.
- Об оплате не беспокойтесь, - сказал мужчина. - Только мне хотелось бы уже завтра получить результат.
Казалось он нервничает, но тщательно это скрывает.
- Вы минуту погодите, - засуетился я. - Я только настрою аппаратуру.
- Ничего-ничего, - успокоил он меня.
Я установил свое новое приобретение, отрегулировал осветительные лампы. Потом поправил фоновую штору, установил стул на нужном расстоянии.
- Пожалуйста, садитесь на стул, - наконец произнес я.
После того как я сказал: "Вот и готово", - мужчина облегченно вздохнул.
Пообещав ему что все будет готово уже сегодня вечером, я проводил его и сразу же начал заниматься проявкой. Мне самому не терпелось увидеть результат.
Когда же я проявил фотопластину я оторопел. То, что я увидел на негативе, повергло меня в шок. На пластине, рядом с моим посетителем, сидящим на стуле, стоял какой-то незнакомец. Я не мог разглядеть кто это, так как это был негатив. Кто? Откуда? Что это? Неужели эти пластины уже кто-то использовал и не проявленные снова запаковал в конверт? Я терялся в догадках.
Пока пластина сохла, я нервно ходил по комнате взад-вперед и соображал - что же теперь делать. Снимок испорчен, а я и не подумал продублировать его. Что теперь будет? Ведь заказ-то срочный. И тут же всплывал другой вопрос: кому пришло в голову отснятый снимок положить обратно в конверт?
Но вот пластина высохла и я сделал первую фотографию. Так и есть. Рядом с недавним гостем, сидящим на стуле, стоял молодой парень лет двадцати пяти. Я не мог его знать, так как видел впервые. На нем была куртка - я видел такую у моего отца, он всегда в ней ходил на охоту или рыбалку. Стоял молодой человек засунув руки в карманы куртки и как-то неприятно улыбался.
Я сделал еще одну фотографию и положил их в сушку. Новому изобретению - фотоглянцевателю я не доверял.
В назначенный час - восемь вечера, минута в минуту пришел мой дневной посетитель. Я, волнуясь рассказал ему что случилось, и тут же предложил сделать повторный снимок другим аппаратом, более современным и более надежным, заверив что к утру портрет будет готов. Я объяснил ему что камеру приобрел недавно и еще не до конца освоился с ней, тем более, что вышел казус с фотопластинами.
К моему счастью и удивлению он воспринял все достаточно спокойно.
- Покажите мне эту фотографию, - попросил он.
Когда я дал ему фото, лицо его изменилось - он слегка побледнел.
- Я куплю ее у вас, - спокойно сказал он, пряча снимок во внутренний карман пиджака. - И негатив тоже. Вы сделали только один отпечаток?
- Да, - почему-то соврал я. - Один. А вы хотите еще?
- Нет-нет, только негатив. И повторный снимок. Мне очень нужен портрет.
Не знаю зачем понадобился ему этот негатив, но заплатил он хорошо. Я сделал несколько снимков своим безотказным Зенитом и мы распрощались до утра.
Утром я отдал ему добротно сделанные портреты, которых он взял три штуки, но на этот раз не потребовав негатив.
- Да, еще, - сказал он, когда мы почти распрощались. - Вы про этот первый снимок никому не говорите.
Больше я его никогда не видел.
Но события происшедшие позже заставили меня задуматься над тем, что же такое я приобрел у жалкого мужичка, тогда, в парке.
Прошло несколько дней. Я сидел в парке и читал газету. Внезапно внимание мое привлекло одно объявление: "Разыскивается Брянцев Алексей Викторович, ушел и не вернулся...", далее адрес куда сообщить, номер телефона и фотография, в которой я сразу же узнал того незнакомого парня, в охотничьей куртке, со снимка, сделанного старой камерой.
Разные мысли и догадки завертелись у меня в голове. Что же такое происходит? Какая тут связь и насколько она случайна эта связь? И есть ли тут связь с тем недавним посетителем, который заказывал у меня портрет.
Не долго думая я отправился к себе в лабораторию. Там я первым делом сделал три фотографии недавнего гостя. Меня преследовало чувство, что этот загадочный посетитель имеет непосредственное отношение ко всей этой истории. И, если понадобится, я отдам его фотографии соответствующим органам. Я так нашел тот снимок, о котором умолчал, продавая "испорченную" фотопластину Затем я позвонил по телефону, который был дан в объявлении.
- Слушаю, - отозвался на том конце голос пожилой женщины.
- Я хотел бы поговорить об Алексее Викторовиче.
- Где он? Что с ним? - спросила она.
- Простите, я не знаю этого, но у меня есть кое какие мысли, мы могли бы встретиться где-нибудь, например в парке?
- Да-да, конечно, - ответила она. - Давай те прямо сейчас.
Мы встретились через десять минут. Передо мной была измученная беспокойством, переживающая за судьбу сына мать.
Мы долго беседовали с ней. В основном я расспрашивал ее, не было ли у ее сына врагов. С ее слов он был дружелюбным, общительным молодым человеком, и если бы были враги, она сразу же узнала бы об этом.
Я достал фотографию и показал ей.
- Вам случайно не знаком этот человек?
Немного рассмотрев снимок она ответила:
- Да, конечно. Новиков Андрей Васильевич. Как-то полгода назад сын знакомил меня с ним. Боже...
Она прикрыла рот рукой, в глазах заблестели слезы.
- Он все-таки сделал это, - сказала она. - Этот Новиков собирал экспедицию. Куда-то в Гималаи. Я была против. Это же очень опасно...
Она снова заплакала.
- Он не послушал меня. Но почему он мне ничего не сообщил? - она посмотрела на меня и мне стало немного не по себе.
- А как вы узнали, - спросила она меня.
- Я делал фотопортрет этому Новикову, - ответил я. - А потом случайно видел их вместе, в парке. Они что-то обсуждали.
Я подумал что не стоит говорить о том снимке где они вдвоем. Мало ли что хотела показать старая камера.
Придя в свою лабораторию я долго сидел перед старой камерой, смотрел на нее и размышлял.