Мак Петр Анатольевич : другие произведения.

Аэрофотосьемка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


АЭРОФОТОСЪЕМКА

1. Сущность аэрофотосъемок и их назначение

  
   Аэрофотосъемкой называют комплекс работ, выполняемых для получения топографических планов и цифровых моделей местности (ЦММ) с использованием материалов фотографирования местности с летательных аппаратов или из космоса.
   В связи с произошедшим переходом на технологию и методы системного автоматизированного проектирования объектов (CAIIP) и резким в связи с этим увеличением объемов изыскательской информации, необходимой для проектирования в рамках САПР, аэрофотосъемка выступает как один из основных видов изыскательских работ, позволяющий при резком увеличении производительности полевых работ перенести основной объем работы по получению изыскательской информации о местности в камеральные условия с широким привлечением для этих целей средств автоматизации и компьютерной техники.
   Аэроизыскания -- комплекс специальных воздушных, наземных полевых и камеральных работ, направленных на получение исходной топографической, инженерно-геологической, гидрогеологической, гидрометеорологической, экономической и других видов информации, необходимой для разработки проектов объектов строительства.
   Значительный опыт, накопленный в области применения аэрометодов при изысканиях, показывает их исключительную эффективность по сравнению с традиционными методами сбора информации как в части резкого снижения трудоемкости и сокращения сроков изысканий, так и в части широты охвата различных видов информации, необходимой для проектирования.
   Методы аэрофотограмметрии, применявшиеся эпизодически при традиционном проектировании, являются уже обязательным и наиболее важным элементом технологии изысканий при проектировании на уровне САПР.
   Аэроизыскания состоят из аэросъемочных, аэрогеодезических, аэрогеологических, аэрогидрологических и других специальных инженерных работ. Аэроизыскания выполняют в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.
   В подготовительный период осуществляют сбор имеющейся на район изысканий топографической информации и материалов аэросъемок прошлых лет, на основании которых обосновывают полосу варьировании конкурентоспособных вариантов трассы и составляют проект производства полевых и камеральных аэрофотограмметрических работ.
   В полевой период производят: наземные геодезические работы по созданию планово-высотного обоснования аэросъемок; закрепление и маркировку точек опорной сети; различные виды аэросъемочных работ; привязку и дешифрирование аэрофотоснимков.
   В камеральный период выполняют полную обработку результатов геодезических измерений, стереофотограмметрические работы, аналитическую компьютерную фототриангуляцию, готовят топографических планы и ЦММ.
   Аэрогеодезические изыскания осуществляют в поле наземными методами при создании опорной геодезической сети аэрофотосъемки и камерально при стереофотограмметрической обработке материалов аэрофотосъемки. При автоматизированном проектировании аэрогеодезические работы направлены главным образом на преобразование изображений земной поверхности для подготовки топографических планов и ЦММ в единой системе координат.
   Важным этапом стереофотограмметрической обработки аэрофотоснимков является не только получение цифровой информации о рельефе местности, но и дешифрирование -- выявление отдельных объектов и ситуационных особенностей местности (лесные угодья, пашни, болота, ре- ки, озера, дороги, населенные пункты, отдельные строения и объекты и т.д.).
   Аэрогеологические изыскания -- комплекс наземных, воздушных и камеральных работ по установлению геологических, почвенно-грунтовых и гидрогеологических условий местности, включающие в себя также поиск и разведку местных дорожно-строительных материалов. Аэрогеологические изыскания оказываются особенно эффективными при совместном использовании наземных методов инженерно-геологических изысканий, с обязательным использованием геофизических методов разведки.
   Аэрогидрологические изыскания направлены на выявление морфометрических, гидравлических и гидрологических характеристик водотоков, типа и интенсивности руслового процесса, ледового режима, характеристик малых водосборов и т. д. Эта информация необходима для проектирования мостовых переходов, малых водопропускных сооружений (например, водопропускных дорожных труб и малых мостов) и системы поверхностного водоотвода.
   Аэроэкономические изыскания прежде всего позволяют установить характеристики транспортных потоков на существующей сети автомобильных дорог в разное время суток, разные дни недели, месяцы и годы (интенсивность и состав движения, скорости, плотности на различных участках дорог, распределение интервалов между автомобилями и т. д.), направления транспортных связей, границы и типы земельных и лесных угодий с последующей оценкой стоимостей их отвода и т.д.
   Аэроизыскания производят с применением современного аэросъемочного, навигационного и стереофотограмметрического оборудования (в частности, систем спутниковой навигации "GPS" на базе широкого использования современных средств автоматизации и компьютерной техники.
  

2. Виды аэрофотосъемок

   В зависимости от высоты аэросъемки, положения оптической оси и конструктивных особенностей применяемых аэрофотосъемочных аппаратов (АФА), используемых носителей информации, используемых зон спектра электромагнитных волн и в зависимости от способа организации работ, различают следующие виды аэросъемок:
  
   1). По высоте летательного аппарата
   Космическая съемка высотой до 200 км. Выполняют из космоса с искусственных спутников Земли с использованием сверхдлиннофокусных АФА с высочайшей разрешающей способностью при практически отвесном положении оптической оси.
   Аэрофотосъемка высотой до 2 км. Осуществляют с самолетов или вертолетов, специально оборудованных для этой цели АФА различных конструкций и специальными аэронавигационными приборами. Отклонение оптической оси от отвесной линии допускается не более ? © 3®.
   Крупномасштабная аэрофотосъемка высотой до 200 м. Осуществляют с низко летящих летательных аппаратов -- мотодельтапланов, оборудованных короткофокусными АФА. Отклонение оптической оси от отвесной линии допускается до ? © 10®.
   Чем выше высота съемки, тем меньшие отклонения оптической оси АФА от отвесной линии допускаются и тем более длиннофокусные объективы камер используют.
  
   2). По положению оптической оси АФА
   Плановая аэрофотосъемка, при которой оптическая ось АФА практически отвесна. Получила наибольшее распространение в практике изысканий. С использованием плановой аэросъемки получают наибольший объем информации о рельефе, ситуации и других особенностях местности.
   Перспективная аэросъемка производится при наклонном положении оптической оси АФА. Перспективную аэрофотосъемку используют в процессе воздушных обследований и при воздушном дешифрировании плановой аэрофотосъемки. Кроме того, при автоматизированном проектировании автомобильных дорог перспективную аэросъемку широко применяют для целей ландшафтного проектирования, для решения различных экологических задач и других проблем.
  
   3). По конструктивным особенностям используемых АФА
   Кадровая аэросъемка. Фотопленка экспонируется с помощью затвора, открывающегося через заданный промежуток времени, с получением серии отдельных кадров (аэрофотоснимков) определенного размера (рис. 1, а)
   Интервал открытия затвора АФА назначают в зависимости от высоты и скорости полета летательного аппарата при условии обеспечения не менее 60% взаимного продольного перекрытия и от 20 до 60% поперечного перекрытия аэрофотоснимков.
   Перекрытие аэрофотоснимков -- это части смежных снимков, на которых отображена одна и та же местность, снятая с разных точек положения АФА (рис. 2).
   Щелевая аэросъемка, при которой непрерывно передвигающаяся фотопленка экспонируется через постоянно открытую щель, расположенную в фокальной плоскости объектива специального АФА и перпендикулярную направлению полета (рис. 1, б). Регулирование экспозиции фотопленки осуществляют изменением ширины щели и диафрагмированием. Таким образом щелевой аэрофотоснимок представляется в виде сплошной ленты вдоль маршрута, в которой вдоль маршрута образуется ортогональная, а поперек -- центральная проекции.
   Скорость перемещения фотопленки устанавливают в зависимости от скорости и высоты полета.
   Панорамная аэросъемка, при которой экспонирование фотопленки осуществляется движением элементов оптической системы АФА поперек направления полета (рис. 1, в). При этом получают прямоугольные аэрофотоснимки с большим поперечным углом поля зрения и высокими изобразительными свойствами по всему полю снимка.

0x01 graphic

Рис. 1. Схемы построения изображений различными аэрофотоаппаратами:

а-кадровым; б-щелевым; в-панорамным

0x01 graphic

Рис. 2. Продольное (а) и поперечное (б) взаимное перекрытие аэрофотоснимков. Зоны перекрытия: рх -двойного; рх?- тройного; py - поперечного. I, II- маршруты

  
   4). По используемым носителям информации
   Аэрофотосъемка производится на черно-белую, цветную трехслойную и цветную двухслойную -- спектрозональную фотопленку.
   Электронная аэросъемка осуществляется с использованием специальных телевизионных или сканирующих камер с записью информации на магнитные носители. Это качественно новый шаг в развитии стереофотограмметрии.
   Разрешающая способность электронных аэрофотоснимков уже практически сравнялась с аэрофотоснимками. Получаемую информацию о местности вводят непосредственно в память компьютера и производят аналитическую стереофотограмметрическую обработку стереопар без использования обширного парка дорогих и дефицитных стереофотограмметрических приборов. Все это делает электронную аэросъемку одной из наиболее перспективных.
  
   5). По использованию разных зон спектра электромагнитных волн
   Черно-белая аэрофотосъемка осуществляется на черно-белую фотопленку. Она позволяет получать достаточно надежную информацию о рельефе и контурах местности. Является самой простой, доступной и дешевой и поэтому получила наибольшее распространение в практике аэроизысканий.
   Цветная аэрофотосъемка производится на трехслойную цветную фотопленку и передает окраску объектов в естественных цветах. Наиболее часто ее применяют в районах крупных населенных пунктов, на территориях с развитой сетью дорог, с обилием малоконтрастных и мелких объектов, в пустынных и горных районах со сложным геологическим строением.
   Спектрозональная аэрофотосъемка на цветной двухслойной фотопленке (в одном слое получают одноцветное изображение для видимой части спектра, в другом -- для невидимой инфракрасной части спектра) передает окраску объектов в условных цветах. Поскольку такая съемка чувствительна к малейшим изменениям оттенков объектов, ее применение эффективно в районах с различным растительным покровом при определении состава, влажности и типов грунтов, используя их связь с естественным растительным покровом.
   Спектрозональную аэрофотосъемку применяют для оценки почвенно-грунтовых, гидрогеологических условий района изысканий, для нанесения на топографическую основу границ и типов земельных и лесных угодий с последующей оценкой стоимостей отчуждения земель под инженерные сооружения, а также для разведки местных строительных материалов.
   Многозональная аэрофотосьемка производится с использованием нескольких соединенных и работающих синхронно аэрофотокамер, с различными комбинациями фотопленок. Применяют в районах со сложными инженерно-геологическими условиями, на оползневых, закарстованных участках местности, на конусах выноса и т.д.
   Инфракрасная (тепловая) аэрофотосьемка производится с использованием специальных черно-белых или цветных приборов -- тепловизоров. Используется инфракрасная область спектра электромагнитных волн.
   Инфракрасную аэрофотосъемку применяют в районах с переувлажненными грунтами, в районах вечной мерзлоты, на заболоченных, оползневых участках, участках выхода грунтовых вод и т.д.
   Радиолокационная аэросьемка, в ходе которой получают изображения по отраженным местностью электромагнитным волнам, записываемые на магнитные носители информации. Радиолокационную съемку можно выполнять как днем, так и ночью. Она практически не зависит от метеорологических условий местности и может производиться сквозь сплошной облачный покров.
  
   6). По способу организации работ
   Маршрутная аэрофотосъемка, при которой снимают относительно узкую полосу вдоль некоторого направления (например, вдоль трассы линейного сооружения -- автомобильной дороги, канала, линии электропередачи и т. д.) и получают один маршрут, состоящий из аэрофотоснимков, имеющих только продольное взаимное перекрытие (рис. 3, а). Маршрутную аэросъемку применяли при традиционной технологии изысканий и проектирования автомобильных дорог вдоль априори выбранного, как правило, единственного варианта трассы.

0x01 graphic

Рис. 3. Виды аэросъемок:

а-маршрутная; б-площадная (многомаршрутная)

   Площадная (многомаршрутная) аэрофотосьемка в настоящее время является основным видом съемки как при изысканиях сосредоточенных, так и линейных объектов, поскольку в рамках САПР их изыскания производят на относительно широкой полосе варьирования (рис. 3, б).
   При площадной аэрофотосъемке получают материалы фотографирования, представленные параллельными маршрутами, имеющими не только продольное, но и поперечное взаимное перекрытие аэрофотоснимков.
  
   Комбинированная аэрофотосъемка представляет собой сочетание аэрофотосъемки и одного из видов наземных топографических съемок. Ее применяют в районах со слабовыраженным рельефом, при этом ситуационные особенности местности получают путем фотограмметрической обработки аэрофотоснимков, а рельеф -- посредством обработки материалов наземной топографической съемки.
  

3. Аэрофотосьемочное оборудование

   Аэрофотосъемку производят с использованием специального аэрофотосъемочного и навигационного оборудования, устанавливаемого на самолете, вертолете или искусственном спутнике Земли. Современные аэрофотосъемочные системы -- сложные устройства, состоящие из аэрофотоаппарата (АФА), аэрофотоустановки, обычно гиростабилизирующей для автоматического приведения оптической оси АФА в положение, близкое к отвесному, и управляющего (командного) прибора (рис. 4).

0x01 graphic

   Рис. 4. Общий вид АФА: Рис. 5. Основные части АФА:
      -- АФА; 2- аэрофотоустановка; 3- управ- 1-объективная; 2-камерная; 3-кассетная
   ляющий (командный) прибор
  
   Собственно сам аэрофотоаппарат АФА (рис. 5) объединяет три основные части: объективную -- 1, камерную -- 2 и кассетную -- 3.
   В зависимости от высоты аэрофотосъемки используют АФА с объективами, имеющими различное фокусное расстояние f к, и в связи с этим различают АФА:
  -- короткофокусные с f к = 50 мм; 70 мм;
  -- среднефокусные с f к = 100 мм; 140 мм;
  -- длиннофокусные с f к = 200 мм; 350 мм; 500 мм;
  -- сверхдлиннофокусные с f к ™ 500 мм.
   При крупномасштабных аэросъемках обычно используют короткофокусные АФА, при аэрофотосъемках -- среднефокусные и длиннофокусные и при космических съемках -- сверхдлиннофокусные.
   Экспонирующее устройство АФА обеспечивает автоматическую установку выдержки и диафрагмы в зависимости от чувствительности фотопленки и освещенности местности.
   Объектив АФА формирует резкое и геометрически правильное изображение снимаемой местности в фокальной плоскости, в которой размещается прикладная рамка с координатными метками. Размеры прикладной рамки в современных АФА, определяющие формат кадра, обычно бывают 18х18, 23х23 и 30x30 см.
   Наиболее часто используют АФА с форматом кадра 18х18 см. Кассеты, являющиеся съемной частью АФА, вмещают 60 м такой фотопленки и позволяют получать по 300 снимков. Двигательный механизм обеспечивает автоматическое перемещение фотопленки в ходе съемки в заданном режиме.
   Аэрофотоустановка предназначена для крепления АФА к корпусу летательного аппарата, ориентирования положения оптической оси аэрофотокамеры и для ее амортизации. Обычно применяют гиростабилизирующие установки, автоматически обеспечивающие приведение оптической оси АФА в отвесное положение с ошибкой, не превышающей Ђ10'.
   Управляющий (командный) прибор предназначен для дистанционного управления и контроля за работой основных узлов и механизмов АФА и, в частности, для открытия затвора через заданные интервалы времени для получения серии аэрофотоснимков с требуемым продольным взаимным перекрытием.
   В состав навигационного аэрооборудования включают два типа приборов: радиовысотомеры или лазерные высотомеры и статоскопы, которые позволяют определять высоту полета летательного аппарата в момент производства аэрофотосъемки. При стереофотограмметрической обработке стереопар высота полета является одной из основных характеристик, используемых для вычисления координат точек местности и определения масштабов аэрофотоснимков.
   Радиовысотомеры работают по принципу определения расстояний по скорости распространения радиоволн прямого и отраженного сигналов. Передающая часть радиовысотомера периодически, через очень короткие промежутки времени излучает импульсы электромагнитных волн, которые, отражаясь от поверхности Земли, улавливаются приемной частью высотомера. Показания радиовысотомера фиксируются на фотопленке.
   Средняя ошибка определения высоты полета радиовысотомером составляет порядка Ђ1,5- 2,0 м. Лазерные высотомеры обеспечивают точность измерения высот в пределах Ђ0,5 -- 1,0 м.
   Статоскопы барометрического принципа действия предназначены для определения колебаний в высоте полета летательного аппарата (воздушные ямы, восходящие потоки).
   Точность определения колебаний высоты с помощью статоскопа составляет Ђ1,0 -- 1,5 м.
   В связи с появлением систем спутниковой навигации в настоящее время приемники "GPS" могут заменить весь комплекс навигационного оборудования аэрофотосъемок, поскольку позволяют определять в режиме реального времени (практически мгновенно) трехмерные координаты центра проекций (оптического центра объектива АФА), скорость летательного аппарата и вектор скорости.
  

4. Планово-высотное обоснование аэрофотосъемок

   Аэрофотосъемка, так же как и другие виды топографических съемок, требует создания планово-высотного обоснования, поэтому процессу летно-съемочных работ всегда предшествует комплекс наземных геодезических измерений по созданию геодезической основы аэросъемки.
   Плановое положение контурных точек аэрофотоснимков устанавливают в камеральных условиях путем построения фототриангуляции. При этом в ходе полевых наземных геодезических работ устанавливают координаты соответствующего числа точек местности, необходимого для со- здания фототриангуляции.
   Контурные точки аэрофотоснимков, координаты которых определены в результате наземных геодезических работ привязкой к пунктам государственной геодезической сети, называют опознаками.
   Различают опознаки плановые и высотные.
   Плановые опознаки устанавливают в местах четких контуров местности, легко опознаваемых на снимках, на спокойных участках рельефа и закрепляют деревянными знаками или бетонными монолитами. Число опознаков и среднее расстояние между ними зависит прежде всего от масштаба аэросъемки и рельефа местности.
   Привязку плановых опознаков производят прямыми и обратными засечками, а также прокладкой теодолитных ходов. Возможные способы привязки плановых опознаков регламентированы в действующих руководствах по тахеометрическим съемкам.
   Местоположение опознаков тщательно определяют и накалывают ни аэрофотоснимках. Накол обводят красной тушью кружком радиусом 5 мм. На обратной стороне аэрофотоснимка составляют схему (абрис) расположения опознака по отношению к ближайшим четким контурам местности. Абрис сопровождают соответствующими поясняющими надписями. Для обеспечения необходимой точности фотограмметрического сгущения ошибка в определении положения опознанов на аэрофотоснимках не должна превышать 0,1 мм.
   При производстве камеральных стереофотограмметрических работ осуществляют рисовку горизонталей и подготовку ЦММ. Для обеспечения этого вида камеральных топографо-геодезических работ в поле выполняют комплекс наземных топографических измерений по созданию высотного обоснования аэросъемок. Для этой цели получают высоты ряда хорошо опознаваемых на аэрофотоснимках контурных точек, называемых высотными опознаками. Следует отметить, что при создании системы плановых опознаков на местности, как правило, определяют не только их координаты в плане, но и их высоты. Таким образом, плановые опознаки одновременно являются и высотными.
   Привязку высотных опознаков производят к пунктам государственной нивелирной сети (или к трассе линейного сооружения) методами геометрического или тригонометрического нивелирования.
   Высотные опознаки также закрепляют на местности стандартными деревянными столбами или бетонными монолитами. Часто высотные опознаки устанавливают на урезах воды рек и озер, что в ходе камеральной обработки дает возможность дополнительного сгущения высотной сети обоснования. Количество и точность высотных опознаков зависит от масштаба аэросъемки, рельефа местности, принятого метода обработки стереопар, а также от качества летно-съемочных работ. Ошибка в определении высот опознаков допускается не более 1/5 высоты сечения горизонталей для равнинного рельефа и не более 1/3 высоты сечения -- для горного.
   Обнаруженные на аэрофотоснимках высотные опознаки накалывают и закрепляют черной тушью кружком радиусом 5 мм. На обратной стороне снимка изображают абрис расположения опознака с поясняющими надписями.
   В последние годы при создании планово-высотных обоснований аэросъемок стали широко применять методы наземной стереофотограмметрии (фототеодолитные съемки).
   Опознанные на аэрофотоснимках пункты государственной геодезической сети закрепляют тушью в виде красного треугольника со стороной 10 мм.
   При использовании приемников спутниковой навигации "GPS" геодезического класса точности при создании геодезического обоснования отпадает необходимость привязки опознаков к пунктам государственной геодезической сети, поскольку плановые и высотные координаты опознаков легко определяются через орбитальный комплекс навигационных искусственных спутников Земли, являющихся по сути подвижными аналогами пунктов государственной геодезической сети.
  

5. Организация летно-сьемочного процесса

  
   Аэросъемочный процесс состоит из подготовительных, летно-съемочных, топографо-геодезических, фотолабораторных и контрольно-сдаточных работ.
   В подготовительный период прежде всего решают вопросы объемов и сроков выполнения аэросъемочных работ, производят установку, поверки и юстировку аэрофотосъемочного и навигационного оборудования. В частности, при проектировании объектов строительства на уровне САПР (с использованием специального программного обеспечения) обосновывают полосу варьирования трассы, т. е. ту территорию, в пределах которой могут разместиться конкурентоспособные варианты трассы линейного сооружения. Для уточнения границ аэрофотосъемки используют топографические карты, материлы инженерно-геологических, гидрометеорологических, экономических изысканий и материалов аэросъемок прошлых лет. В отдельных случаях прибегают к рекогносцировочным воздушным обследованиям по принципиальным вариантам направления трассы.
   В зависимости от стадии проектирования (технико-экономическое обоснование -- ТЭО, инженерный проект -- ИП или рабочий проект-- РП) устанавливают необходимые масштабы аэросъемок, намечают аэросъемочные маршруты, составляют полетную карту и знакомятся с районом аэросъемочных изысканий.
   Летно-съемочные работы осуществляют с мотодельтапланов, самолетов, вертолетов или из космоса с искусственных спутников Земли в благоприятное для съемок время. При этом аэросъемочные работы производят при полном отсутствии облачности (при солнечном освещении) либо, наоборот, при сплошной высокой облачности. В залесенных районах аэросьемку производят весной или поздней осенью при отсутствии лиственного покрова. При производстве аэрогидрометрических работ на мостовых переходах аэросъемочный процесс приурочивают к периоду прохождения на изучаемых водотоках паводков и т.д.
   На современном этапе, в связи с переходом на технологию и методы системного автоматизированного проектирования линейных объектов строительства и сбора информации на широкой полосе варьирования, основным видом аэросъемки, в отличие от технологии традиционных изысканий, становится плановая (многомаршрутная) аэросъемка.
   После набора необходимой высоты руководитель аэросъемочных работ определяет параметры полета самолета (вертолета) по съемочным маршрутам и рассчитывает режим работы аэросъемочного оборудования.
   Фотооператор устанавливает съемочную аппаратуру в нужный режим работы и включает ее при выходе летательного аппарата на маршрут. Кроме АФА оператор включает также гиростабилизирующую установку и навигационное оборудование. В конце маршрута аэросъемочное оборудование выключается и вновь включается после разворота самолета (вертолета) и захода на следующий маршрут и т.д.
   По окончании собственно летно-съемочного процесса выполняют фотолабораторные работы, состоящие из проявления аэрофильмов и получения на их основе аэрофотоснимков и диапозитивов.
   Контрольно-сдаточные работы заключаются в оценке качества полученного материала и пересъемке тех маршрутов, где это качество не отвечает требуемым стандартам.
  

6. Фотолабораторные работы. Накидной монтаж

   После завершения аэрофотосъемочного процесса кассеты с отснятыми аэрофильмами направляют в полевую или стационарную лабораторию, где пленки проявляют, закрепляют, промывают и сушат. Каждому негативу присваивают свой порядковый номер и шифр, после чего на светокопировальных станках получают соответствующее количество отпечатков.
   Использование в процессе фотолабораторных работ современных светокопировальных станков, позволяющих автоматически выравнивать различную плотность отдельных участков негативов, обеспечивает получение аэрофотоснимков и диапозитивов высокого фотографического качества.
   Фотолабораторной обработке подвергают также и фотопленки, на которых зафиксированы показания аэронавигационных приборов.
   Накладывая аэрофотоснимки друг на друга перекрывающимися частями и прикрепляя их к твердой основе, получают накидной монтаж. Накидной монтаж затем фотографируют и получают его копию на фотобумаге, называемую репродукцией накидного монтажа.
   Накидной монтаж позволяет выполнить оценку качества летно-съемочных работ.
  

7. Оценка качества летно-съемочных и фотолабораторных работ

   При оценке качества аэросъемки по снимкам накидного монтажа оценивают отдельно качество каждого маршрута. При этом оценивают отклонения полученных продольных и поперечных взаимных перекрытий смежных аэрофотоснимков от допустимых значений, неизменность высоты фотографирования, прямолинейность маршрута и другие показатели аэросъемки.
   Качество аэросъемки считают приемлемым при следующих минимальных значениях взаимных перекрытий смежных аэрофотоснимков: продольного -- 55%, поперечного -- 15%.
   Высота полета может меняться в пределах 5%. Прямолинейность маршрута на накидном монтаже оценивают измерением расстояний от главных точек аэрофотоснимков до прямой, соединяющей главные точки начального и конечного снимков маршрута. Отклонения от прямой линии не должны превышать 3% от общей длины маршрута.
   Оценивают фотографическое качество аэрофотоснимков, степень их разномасштабности на маршруте и между маршрутами, параллельность сторон аэрофотоснимков направлению маршрутов, качество выравнивания фотопленки в плоскость и т.д.
   Результаты оценки качества летно-съемочных и фотолабораторных работ заносят в паспорт полета. Кроме этого заносят сведения по испытанию АФА и аэронавигационного оборудования, сведения об условиях полета, характеристики условий аэросъемки и ряд других данных.
   От качества выполненных полетов во многом зависит и качество последующих фотограмметрических работ, а следовательно, и качество получаемой конечной продукции: топографических планов и ЦММ. Именно по этой причине при обнаружении отклонений от требований, предъявляемых к качеству аэросъемки, забракованные маршруты переснимают вновь.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"