Макеенко Александр Игоревич : другие произведения.

Сказка 18. О любви к пению

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  На балконе кошиного домика сидел Чёрный кот и орал ...
  - О, незабвенная! Моя нетленная! О, искромётная, любовь моя! Моя прекрасная, моя колбасная, о, мышь всевластная, корми меня! - завывал речитативом Чёрный кот ...
  - Мур, ты чего это тут орёшь? - раздался возмущённый писк, и из окна показалась маленькая мышка, в глазах которой полыхали яростные искорки.
  - О, прекрасноколбасная услада живота моего, - начал свою прелюдию Чёрный, - я нагуливаю аппетит перед обедом! А ничто, кроме пения так его не возбуждает!
  - Вздор это, а не пение! - фыркнула мышка. - Это чистокошиный ор! Разве что без сопровождения ... ты бы ещё свою вруническую гитару прихватил! Или на ней от такого аппетита ... струны полопались? - подколола кота Мира.
  - Мне сопровождение без надобности! - отмахнулся лапой Чёрный кот. - В одного больше влезет. А пока нужны ... благодарные и щедрые слушатели! - сказал кот и облизнулся. - Мы, коты, "за спасибо" не поём! - гордо сказал он и хитрым взглядом уставился на мышку.
  - А за что ты поёшь? - хихикнула мышка. - За поесть или за поспать?
  - Я пою за любовь к искусству! А что у тебя есть ... съесть? - живо отреагировал кот. - У меня ещё много разных песен ... есть! - сказал он и важно надулся. - И оды, и сиринады и ам..., ам..., да как же они называются, словом, мне по силам огромные произведения! Крупные формы! - с пафосом заявил он. - Даже настоящий хорал!
  - Вижу я твою ... ам, ам ... любовь, - хихикнула Мира, - к крупным формам. Вот только кошиной оратории мне тут и не хватало! - всплеснула она лапками. - Мур, а ну-ка быстро марш в сад до обеда!
  - Мне и тут неплохо! - вступил в увертюру Чёрный кот. - Мира, а давай споём дуэтом! - предложил он. - Или, если ты против, я могу Ри позвать. Ри, о Ри! - запел кот. - Ну где же ты, наше новое время?
  - Мур, не ори! - нахмурилась мышка. - Да, видно, пришло время обеда.
  - Пора настала! - вальяжно согласился Мур. - Мира, а пока, ты готова услышать один маленький кошиный каприс? - спросил кот и невинным взглядом уставился на мышку.
  - Мур, ты бы сначала подготовился, - фыркнула мышка, - а потом пел. Я, например, мышиную консерваторию закончила ...
  - Консерваторию? - оживился кот. - Теперь понятно, почему ты так готовишь, - хихикнул он, а мышка сурово нахмурилась, - ладно, я непривередливый, на худой конец и консервы сойдут!
  - Ох, Мур, тебе бы только всё есть! - вздохнула мышка. - Не поделишься, а другой радости у тебя в жизни нет?
  - Есть и петь - моя настоящая радость! - хихикнул Чёрный кот. - И сейчас я ей с тобой поделюсь!
  - Спасибо, не надо! - пискнула мышка. - От твоего пения уши в трубочку сворачиваются и щи киснут.
  - Щи? - облизнулся Чёрный кот. - Ну, порадовала ты меня, мышь! Ну всё, теперь я тебе точно пою! Маааа! Маааа! - начал он распеваться.
  - Мур, стой! - трагическим голосом сказала Мира. - Только не пой! Ешь! - выдохнула она и поставила перед котом на подоконник полную тарелку горячих щей...
  - Эх, такую песню прервала! - вздохнул Мур и вытащил из-за пояса ложку.
  - А что это было за "ма..." такое? - хихикала Мира, глядя на уплетающего за обе щеки щи, Чёрного кота. - Бесконечный кошиный мадригал? Или, может, новый канон? - лукаво усмехнулась мышка. - "Конец есть мое начало, и мое начало есть мой конец!".
  - Это не канон, это - кэч! - лопая щи, ответил Чёрный. - А кстати, Мира, а что у нас на ужин? - прижал к ноктюрну мышку кот.
  - А на ужин у нас ... пассакалья с пассионом! - ответила мышка.
  - Какая ещё такая пассакалья? - удивился Мур.
  - А кантата капеццио, - невинным голосом ответила Мира, - бесконечные вариации на тему "плач по животу"!
  - Что-то я не слышал о таком блюде, - совсем скис кот. - Пассакалья ... с пасси ..., спаси..., - не договорил он, и, свалившись с подоконника в гамак, захрапел...
  - А это не блюдо, - сладким голосом ответила мышка, и протянула лапки к гамаку, - это будет просто радостная пастораль...
  
  
  
  
  Пастораль
  (франц. pastorale, "пастушья музыка"). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку. Жанр пасторали нередко встречается в произведениях, связанных с темой Рождества Христова (например, кончерто гроссо Љ 8 А.Корелли, написанное к празднику Рождества; Рождественская оратория Баха, Мессия Генделя).
  Пассакалья
  (итал. passacaglia; исп. pasacalle, "уличная песня"). Источник жанра - медленный танец в трехдольном размере, возможно, испанского происхождения. Позже пассакальей стали называться вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Таким образом, эта форма очень близка чаконе, а часто идентична ей. И пассакалья и чакона появляются в музыке для клавишных инструментов 17 в. Наиболее известные примеры жанра - пассакалья до минор для органа И.С.Баха, а в более позднее время - пассакалья в финале Четвертой симфонии И.Брамса, в Четвертом струнном квартете П.Хиндемита и в Первой симфонии С.Барбера.
  Пассионы
  (буквально "страсти"; от лат. passio, "cтрадание"). Произведение ораториального характера, в котором излагается история последних дней жизни Спасителя и его смерти на кресте; текст - по одному из четырех евангелий.
  Ноктюрн
  (франц. nocturne, итал. notturno, "ночной"). В конце 18 в. итальянским словом notturno называли камерную музыку, предназначенную для вечерних увеселений. В эпоху романтизма ноктюрн - лирическая инструментальная пьеса, часто отличающаяся развитой аккордовой фактурой. Первым назвал свои фортепианные пьесы "ноктюрнами" ирландский композитор и пианист Дж.Филд; его сочинения послужили моделью для ноктюрнов Шопена и прочей литературы данного жанра. В творчестве Мендельсона и Дебюсси можно встретить и оркестровые ноктюрны.
  Кэч
  (англ. catch, от итал. caccia, "охота"). Круговой, бесконечный канон (английский синоним - "раунд") для трех и более голосов, распространенный в английской музыке 17-18 вв. Известно около полусотни кэчей, сочиненных Генри Пёрселлом.
  Мадригал
  (итал. madrigalе). Один из основных жанров многоголосной хоровой музыки. Ранний, средневековый мадригал (Якопо да Болонья, Франческо Ландино) представлял собой двух- или трехголосное произведение, в котором использовались приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение служило для поддержки голосов или представляло собой интермедии-"отыгрыши". Как правило, мадригал сочинялся в строфической форме, но обязательно содержал заключительный "ритурнель", в котором появлялся новый музыкальный материал.
  Развитая форма мадригала эпохи Возрождения сначала испытала на себе влияние фроттолы. Одно из высших достижений музыки своего времени, ренессансный мадригал оставался формой полифонической (четырех-, пяти- или шестиголосной), но в нем достаточно сильно проявлялось и гомофонное (вертикальное, аккордовое) начало. Эволюция жанра на итальянской почве шла от простых, суровых хоров Якоба Аркадельта или Орацио Векки к сложным по фактуре и эмоционально богатым сочинениям таких авторов, как Лука Маренцио, Карло Джезуальдо и Клаудио Монтеверди. Расцвет английского мадригала (Уильям Бёрд, Томас Морли, Орландо Гиббонс) относится к более позднему периоду. Французский аналог мадригала - шансон (Клеман Жанекен) отличался широким применением изобразительных, звукоподражательных приемов. В немецком искусстве многоголосная песня (Lied) как национальный вариант мадригала не получила столь широкого распространения, как в других странах, и самые яркие мастера этого жанра не были немцами (голландец Орландо Лассо, фламандец Якоб Реньяр).
  Каприччио, каприччо, каприс
  (итал. capriccio, франц. caprice). Инструментальная пьеса совершенно свободной формы. В 16-18 вв. каприччио представляло собой полифоническое, фугированное произведение, подобное фантазии, ричеркару или канцоне ("Capriccio sopra il cucu" Дж.Фрескобальди или каприччио из Второй клавирной партиты Баха). В 19 в. термин стали относить к ярко виртуозному произведению (24 каприса для скрипки соло Паганини), либо к небольшой пьесе импровизационного характера (фортепианные каприсы ор. 116 Брамса), либо к оркестровому сочинению типа попурри на народные или широко известные темы (Итальянское каприччио Чайковского).
  Канон
  (греч. kanon, "правило", "образец", "мерило"). Полифоническая пьеса, основанная на точной имитации: голоса вступают поочередно с той же темой. В ранних образцах жанра словом canon обозначалась ремарка в нотах, указывавшая на способ исполнения канона. Канонические приемы впервые получили развитие в формах 14 в. - рота (итал. rota, "колесо") и качча (итал. caccia, "охота"). Если мелодическая линия может вернуться к началу и снова повторяться, образуется т.н. бесконечный, круговой канон (рота, рондола, раунд). Каноны весьма типичны для музыки ars nova в 14 в. и для искусства эпохи Возрождения: например, т.н. ракоход - канон в противодвижении, где мелодия сочетается с ее имитацией, исполняемой от конца к началу. Известный пример такого канона - шансон Гийома де Машо Мой конец есть мое начало, и мое начало есть мой конец. Замечательные инструментальные каноны имеются в циклах И.С.Баха Гольдберг-вариации и Музыкальное приношение, в квартете ор.76 (Љ 2) Гайдна, в скрипичной сонате ля мажор С.Франка.
  Кантата
  (итал. cantata). Впервые название встречается в 17 в., когда быстрое развитие инструментализма выдвинуло необходимость четкого различения жанров, с одной стороны, включающих голоса (от итал. cantare, "петь"), а с другой - написанных только для инструментов (например соната, от итал. sonare, "звучать"). Название "кантата" могло относиться как к духовному, так и к светскому произведению; в последнем случае имелась в виду форма, напоминающая раннюю оперу, только меньшего размера: она состояла из ряда арий и речитативов для одного или нескольких певцов с аккомпанементом. Жанр кантаты достиг высшей точки своего развития в творчестве Баха, который обычно писал кантаты, основанные на лютеранских гимнах (хоралах), для солистов, хора и оркестра.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"