Макеев Леонид Александрович : другие произведения.

Книга - источник знаний. Так ли это?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга - источник знаний - это аксиома. Для малограмотных.


Книга - источник знаний. Так ли это?

Книга - источник знаний, это аксиома. Для малограмотных.

  
   Любите книгу - источник знания
   М. Горький
  
   Знания - они как деньги. Или культура.
   Липнут к тем, у кого их и так много.
  
  
   Кстати о знаниях.
   Чтобы изучить новую позу Кама-сутры, достаточно один раз увидеть, а чтобы ЗНАТЬ, как работает двигатель вашей машины, надо учиться долго.
  
  

0x01 graphic

  
  
   Утверждение, что книга - источник знаний, безусловно, правильное. Но, к сожалению, только для лохов, а таких - подавляющее. Нет, я вовсе не утверждаю, и даже не спорю, что читать книгу занятие более благородное, чем пьянство или работа пулемётчиком. Чтобы понять, о чем я толкую, надо определиться с термином: что есть Знание.
  
   Знание - это то, что один человек может передать другому посредством речи, письменности, символов, чертежей или иными способами, таким образом, и в таком объёме, чтобы тот, другой это понял, смог воспользоваться и повторить.
   И передать следующему без потери информации.
  
   Субъективные знания индивида, такие как личный опыт, интуиция и чувствительный копчик, знаниями как таковыми считаться не могут, т.к. в таком виде не могут быть переданы другому лицу, и не могут быть им использованы. Это всего лишь знания пёсика: все понимает и взгляд умный, только сказать не может.
   Взять, к примеру, наш случай. То, что я сейчас пишу, а вы читаете, для меня очевидно и понятно. Но я сижу, карячусь, уже устал, пытаясь сформулировать очевидное для меня в такую форму, чтобы было понятно и вам: облечь свои мыслеобразы в Знание, доступное всем.
  
   ------------------------------------------------------------
  
   Суть моей писанины проста: знаний, почерпнутых человеком из книг, недостаточно, чтобы называть себя Гомо Сапиенсом. Если бы люди черпали знания только из книг, мы бы до сих пор жили в пещерах, когда книг не было.
   Любопытный вопрос: откуда же берутся те знания, которые потом в книгах?
   Отвечаю: Знание зарождается в мозгу Гомо Сапиенса, индивида, больше ему взяться неоткуда. И потом перекочевывает в книги. (Из личного опыта: Знание рожается в муках, иногда роды очень тяжелые.) Так что, господа хорошие,
   книга - всего лишь вторичный источник знаний.
   Хотя и важный.
  
   "Книги читай, однако помни - книга книгой, а своим мозгом двигай!"
   М. Горький
  
   Это Горький передал нам всего лишь свой опыт, а не знания. Попытаюсь сформулировать, облечь.
  
   --------------------------------------------------------------
  
   Вот родился человечий детеныш, очень похожий на обезьяньего. Дошкольные годы, самые важные в формировании личности, я пропущу, начну сразу со школы. Именно в школе (я имею в виду полное среднее образование) человека впервые принудительно знакомят с книгой как с источником знаний.
   Академическая учебная программа построена таким образом, что книга, учебник подается как первичный и единственный источник знаний. Всяческими методиками и ремнем в школьника насильственно внедряется минимум знаний, необходимый для проживания в обществе. Знаний, накопленных Человечеством. Заметьте: разжеванных, готовых к употреблению. Для ребенка это чужие знания, не его, поэтому большинство детей их внутренне отторгает. Но обществу они нужны грамотными, и учебную программу вдалбливают в детей, ничего не объясняя, получая на выходе этаких болванчиков.
  
   Результат насильственного внедрения чужих знаний, за которые человек не страдал, не вымучивался, а получил на халяву, впечатляет. В свет выходят т.н. тинэйджеры (попросту: грудастые недоросли, АБС), не родившие в головах ни единственной собственной мысли, все - чужие. Они гордятся аттестатом, не понимая, что они сдали экзамены по чужим мыслям и чужими мыслями. И за десять лет обучения в школе никто им этого не объяснил. Отсюда непомерный гонор "своими" знаниями: меня УЧИЛИ, и я знаю!
   Возражаю: учат обезьянок, человек учится сам.
  
   "Я знаю, что ничего не знаю".
   Сократ
  
   А кто такой Сократ? Второгодник какой-то. В школу надо было ходить, тогда бы знал. Не, не сдать ему ЕГЭ.
  
   Да, здорово меня развезло на школу. Но это необходимо для дальнейшего развития темы. Надо бы ещё про высшее, но не буду, там всё то же самое, только ещё деньги добавляются: будет диплом - будет теплое местечко. Кстати, преподаватели ВУЗов тоже не балуют студентов объяснением, что те получают чужие знания на халявку, не сильно утруждая свои мозги. **
  
   ------------------------------------------------------------------
  
   Так вот: вернемся к нашим баранам, друзьям книги.
  
   Мозг человека, получившего среднее, а может и высшее образование, это бункер, заполненный чужими знаниями. Из книг, разумеется. И чем более он прочитал умных книг, тем более, при благоприятных условиях, он готов стать Сапиенсом.
   Перед нами взрослая особь, индивид с более-менее сложившимся мировоззрением, с кое-какими взглядами. И вот только когда этот индивид попадает в неординарную или экстремальную ситуацию, только тогда его подготовленный мозг на базе заложенных знаний начинает генерировать мысли, которых там не было, СВОИ МЫСЛИ.
  
   Если припомните, вы сами, взрослея и набираясь знаний, делали много открытий, так называемых "открытий для себя", и разочаровывались, когда узнавали, что люди уже это знают.
  
   "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..."
   Да-да, про это самое Александр Сергеевич слагал.
  
   Если база знаний очень велика, человек может сделать мировое научное открытие, и тогда всё человечество получит Новые Знания, которых раньше у него не было. А может открытие и не сделать - все зависит от типа ума и его тренированности, это уж как повезет. Дело в том, что даже огромные чужие знания, почерпнутые из книг и лежащие в бункере мозга, могут не начать генерировать новые.
   Людей, много знающих, называют энциклопедистами, а людей даже со средним набором знаний, но могущих сгенерировать новую идею - умными. Ярчайший пример энциклопедистов: передача "Что? Где? Когда?" Да, ребятки много знают, но за десятки лет из сотен участников "клуб знатоков" не родил ни одного нобелевца. Так ведь по условиям игры там и не нужны новые мысли. Поэтому умные люди проявляют себя не в передачах типа "Выиграй миллион". Они не лучше и не хуже энциклопедистов, просто у них другой склад ума, другое мышление.
  
   "Абсурд, но гениально осмысленный, становится открытием".
  
   Я зачем разводил бодягу о школьном образовании:
   Ни в одной образовательной системе мира в школах нет специализированных уроков, развивающих мыслительные способности молодого мозга. А потом бывает уже поздно.
  
   "В детстве, в первую пору молодости, человек учится в школе; уроки наставников имеют ту цель, чтобы сделать юношу образованным человеком. Но когда он выходит из школы, перестает учиться, его образование поддерживается и совершенствуется чтением".
   Н. Г. Чернышевский
  
   ----------------------------------------------------------------
  
   Вернемся к книжкам.
  
   Книга, даже как вторичный источник знания, очень важна, она создает необходимую базу знаний, и когда количество знаний переходит некую критическую массу, количество переходит в качество: мозг переходит в режим генерации Новых Знаний, ранее ему неизвестных. Это и есть первичный источник знаний, превративший обезьяну в Сапиенса.
   Книга полезна ещё и тем, что предотвращает повторы: зачем изобретать велосипед, сходите в библиотеку, кладовку человеческой мудрости.
  
   "Даже небольшим умом можно блистать, если тщательно натереть его о книги".
  
   Ранее, когда еще не было книгопечатания, знания передавались натужно, через длительное обучение и личный опыт. Человечество развивалось медленно, т.к. Знания были редки и поэтому драгоценны. С появлением Книги все упростилось, человечество стало развиваться стремительно, но появилась опасность: куда оно стало развиваться, в какую сторону? Что несут ему книги, чему учат?
   На заре книгопечатания книги были редки и дороги, печаталась в основном церковная и научная литература, но почти сразу же вслед за ними появилась духовная контрабанда: книги о чёрных мессах.
  
   "Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны".
   Л. Н. Толстой
  
   Книга, как источник Знаний, стала сомнительна. Весьма.
  
   "Книга часто бывает источником лжи и очковтирательства".
   Георгий Александров
  
   Кроме технических знаний в книгах содержатся знания о человеке, его внутреннем мире, его Душе. Эти знания гораздо сложнее технических, не все даже ученые смогли овладеть ими. Хиросима. Нагасаки. И ещё много чего. На технических знаниях держится Прогресс, на духовных - Цивилизация.
   Технический Прогресс без Духовности гибелен для Человечества.
   К сожалению книг делающих нас духовно богаче относительно немного в огромном море книг муры и лжи. Но они есть, и прекрасные книги! Знания в них заложенные неоспоримы и неоценимы.
   Книги эти следует читать всем.
  
   "Даже самое громадное духовное богатство налогами не облагается. И отнять его невозможно".
  
   -----------------------------------------------------------------
  
   Современность.
  
   В наше время количество изданных и размещенных в Интернете книг безмерно, счет идет на миллионы. Но, Боже, что это за книги! Это лавина бездарности под общим названием - ни уму, ни сердцу. Из этого моря муры почти невозможно вычленить приличную книгу, даже Google пасует. Если сто лет назад книги писали люди, понимающие в этом толк, то сегодня любая домохозяйка может разместить свои "мемуары" в Инете, и если найдется такой же тупой издатель, то еще и отпечатать. Ну, что может написать кухарка такого, что затронуло бы ум и сердце? Их и читают домохозяйки, кухарки, блондинки, не становясь от этого ни умнее, ни добрее.
   Книг в мире стало так много, и они стали столь доступны, что произошла девальвация печатного слова, книжный рынок обрушился, не смотря на огромные тиражи, даже благодаря им.
   Книги, в том числе и толковые, как источник знаний обесценились, стали мусором.
  
   А вот Знания - нет, не обесценились. Попробую объяснить почему.
   Книга всего лишь фиксирует знания, они лежат в книге мертвые, не принося никому ни вреда, ни пользы. Они не могут ни распространяться, ни умножаться, ни изменять нашу жизнь. Пока их не прочтет человек. Потом этот человек прочтет вторую книгу, третью... и станет Знающим. Только мозг человека способен аккумулировать и перерабатывать знания, занесенные в множество книг. И только Человек Знающий способен изменить наш Мир. Хорошо бы в лучшую сторону. Вот эти-то знания, которые засели у него в голове и ценятся во всем мире, а сам он становится Носителем Знаний. И знания эти никогда не упадут в цене
   Повышение своих знаний учёбой или чтением Книг - это труд. Но труд этот приятный. Знатоки в "Что? Где? Когда?" не выглядят измождёнными непосильным трудом. :))
  
   "Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное - шевелить мозгами".
   Б. Акунин
  
   -----------------------------------------------------------------
  
   Чтиво: об океане мутной воды.
  
   Бульварный роман (также бульварная литература, бульварное чтиво-
   повествовательные книги без художественного и культурного значения. Пишутся и издаются в расчёте на непритязательный вкус массового читателя.
  
   "Книга, над которой зеваешь, не вредит никому".
   Д. Дидро
  
   Не согласен я с Дидро - в его время и книг-то почти не было. Книга, над которой зеваешь, вредна и даже очень, в первую очередь для того, кто её читает, особенно, когда таких книг много. Если бы Дидро просмотрел то, что лежит на наших книжных прилавках сегодня, он бы со мной согласился. Когда он писал это высказывание, еще не было ЧТИВА. Я до сих пор жалею те 20 минут, которые листал Донцову - это время было потрачено из моей жизни бессмысленно и безвозвратно. Как представлю десятки или сотни миллионов людей, читающих подобное, мне даже нехорошо. Сидишь, зеваешь, а жизнь проходит мимо тебя без цели и смысла. Ну, прям животное. Бр-р-р...
   Какие к чёрту знания - это же чтиво в обложке, где тут Книга?
   Выбросить и спать лечь.
   Сколько же человеко-веков потрачено людьми на чтение муры, этих пустых строк, за которыми нет ничего!
  
   ---------------------------------------------------------------------
  
  
   Подобьем бабки.
  
   Как явствует из текста статьи и моего личного мнения, книга - это знания, сгенерированные чьим-то мозгом до вас, и для вас. Это запечатанные, законсервированные знания, и такими они останутся, пока их не прочтет и не применит другой человек. Для человека, читающего книгу, знания, в ней содержащиеся - вторичны, хотя и значимы.
   Первичным и главнейшим источником знания является человеческий мозг. Но в пустом мозге нет ничего, кроме инстинктов: голод, страх, секс, отправление естественных надобностей. Чтобы Мозг блеснул своим Разумом, его следует наполнить Знанием. Подавляющее большинство знаний приходит к нам из Книг и от общения с людьми, которые эти книги читали. Но чтение книг это всего лишь подготовка обезьяны к превращению её в Человека, в Сапиенса. И как ни важны книги, они не могут исторгнуть из себя Новые Знания - это удел Человека.
   С чем Вас и поздравляю.
  
  
   Ноябрь, 2012 г., Россия, Екатеринбург
  
  
   P.S.
   Совет о подборе книг для прочтения. Если не побрезгуете.
  
   Современный человек, особенно в развитых странах, почти полностью обездвижен: сидение за рулем или компьютером, не есть гимнастика. Это состояние называется гиподинамия - недостаток движения - страшная штука, ведущая ко многим серьезным болезням.
   Человек делающий минимальную зарядку или пробежку уже достоин уважения, он хотя бы поддерживает свое здоровье и не разваливается на ходу.
   Спортсмен, желающий повысить разряд или поставить рекорд, должен иметь тренировочные нагрузки выше средних.
  
   С мозгами абсолютно тоже самое.
  
   Человек, закончивший школу или ВУЗ, считающий свое образование достаточным, и прекративший чтение книг и свое самообразование, со временем тупеет и деградирует. В перспективе у него ухудшение памяти, старческий маразм, а возможно и болезнь Альцгеймера.
   Человек, читающий литературу, соответствующую уровню своего интеллекта протянет дольше и, возможно, избежит тяжкого маразма, но после 40 лет станет ярым консерватором, не приемлющем все новое.
   Чтобы продлить свое творческое долголетие и остаться Сапиенсом надо приложить усилие. Усилие это не чрезмерно, а если книга хороша, то и вовсе в удовольствие.
  
   "Когда я читаю хорошую книгу, не упрекайте меня в лодырничанье. Не хотите признать, что я работаю, то думайте, что я молюсь - Слову".
   Я. Брыль
  
  
   Примите добрый совет: подбирайте литературу, несколько превышающую ваш интеллект. Вероятно, не всё прочитанное будет понятным, так напрягайте извилины, тренируйте. С годами эффект обязательно проявится, возможно у вас даже будут просить советов. В отличие от маразматиков.
   Любой человеческий орган, если он активно не используется - атрофируется и отмирает.
   Мозг - это железА, выделяющая Мысль.
   А хорошая Книга - отличный тренажер.
  
   "Люди перестают мыслить, когда перестают читать".
   Д. Дидро
  
   *******************************************************************
  
   ** В дополнение к упомянутому образованию: почему потеют студенты.
  
   "преподаватели ВУЗов тоже не балуют студентов объяснением, что те получают чужие знания на халявку, не сильно утруждая свои мозги".
  
   Мне могут возразить: материал может быть очень сложным для усвоения, поэтому студенты потеют. Отвечаю: студенты потеют не от сложности материала, а по иной причине. У них слишком мала база знаний, критическая масса ещё не набрана и знания эти ещё не осмысленны, поэтому новый материал не интегрируется с прежним, это как нашлёпка сверху, которая может отвалиться в любой момент.
   Чтобы произошла интеграция, чтобы новые знания вливались в ранешние, растворялись в них и их дополняли, нужен мастерский преподаватель не ограничивающийся методичками. Плюс сильное желание обучаемого. Когда база станет достаточной и осмысленной, новые знания будут ложиться проще, "липнуть" начнут. То, что казалось суперсложным на первом курсе, на третьем становится само-собой.
   Пока эти условия не будут выполнены, студенты будут потеть. Но даже в этом случае их знания останутся халявными, не добытыми своим мозговым трудом.
  
   "Человек, которого привели к цели, не может сказать, что он её достиг".
   ----------------------------------------------------
  
   Сейчас общеупотребительным стало слово "информация", но это не синоним "знанию". Это тоже знания, но не те, которые человеку нужны и которые он добывает, а какие сами лезут, например реклама. Преподаватель даёт студенту информацию о предмете и если эта информация студентом усвоена и осмыслена, она становится Знанием. Если же нет - становится мусором в голове. Информация - это сырье для знаний, и как из всякого сырья знание может из нее получиться, а может и нет.
   В общем, надо приложить усилие, напрячься, осмыслить. Всего лишь.
  
   "Если вам дали образование, это не значит, что вы его получили".
   М. Жванецкий
   ----------------------------------------
  
   Кое-что про школьные экзамены. Сначала повторим:
   Знание - это то, что один человек может передать другому посредством речи, письменности, символов, чертежей или иными способами, таким образом, и в таком объёме, чтобы тот, другой это понял, смог воспользоваться и повторить.
  
   Теперь кое-что вспомним.
   В советские времена экзаменационные билеты по физике, математике и пр. включали теоретический вопрос, задачу плюс дополнительные вопросы экзаменатора и пр. Шёл экзамен ЗНАНИЙ: ученик передавал полученные и усвоенные знания экзаменатору "таким образом, и в таком объёме, чтобы тот, другой (экзаменатор) это понял и смог воспользоваться."
  
   А что экзаменует ЕГЭ ? Сможет ли экзаменатор (либо кто-то другой) понять и воспользоваться знаниями ученика по результатам его ЕГЭ? Вот и приплыли.
   -------------------------------------------------
  
   От автора, частное мнение.
  
   Мы живём в демократической стране и никто, ни родители, ни школа, ни ВУЗ не могут насильно заставить человека учиться. Имеете полное право оставаться дураком, неучем, бычарой.
  
   Сейчас многие возлагают надежды на ИИ (Искусственный Интеллект). Ну и зря. Вот вам моё мнение: искусственный интеллект - это отказ от собственного. Если он есть, конечно. Отказ от наслаждения шевелить мозгами.
  
   ****************************************
  
   ПРИЛОЖЕНИЯ
  
   "О различных типах ума" - добрая старая статья из журнала "Наука и жизнь".
   http://samlib.ru/m/makeew_l_a/1009.shtml
  
   ----------------------------
  
   Взятая мной за основу и малость отредактированная цитата из книги В. Башуна "Будь здоров".
  
   "Слышали такое понятие - ходячая энциклопедия? Так вот.
   Есть ученые, обладающие обширными познаниями и ведущие плодотворную научную деятельность, и есть люди, обладающие не меньшими, а зачастую и большими познаниями, но не способные к творчеству. Очень часто эти ходячие энциклопедии как раз и характеризуются быстрым поглощением сведений из книг. Эдакие люди - справочники. На любой вопрос тебе ответят. Назовут даже номер страницы в книге, где это написано. Однако, на большее они, как правило, не способны. Они владеют не знаниями, а сведениями, часто не понимая их сути. Почему? Потому что эти их сведения, находясь вне общей структуры знаний, практически не принимают участия в самом процессе мыслительной деятельности, реализуемой на базе этой структуры.
   Существует гипотеза, что именно НЕДОСТАТОК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ вкупе со слабой энергетикой человека не позволяют воспринятым сведениям запустить процесс творчества и генерации новых знаний. Кстати, вместе с увеличением и усложнением структуры знаний человека существенно вырастает и его энергетика, и способность эффективно оперировать большими объемами знаний. Он становится способен быстрее и качественнее решать всё более сложные задачи."
   Знания начинают "липнуть" друг к другу.
  
   Так что не ленитесь и у вас всё получится.

----------------------------------------------------------------------------------------

0x01 graphic

  
   Узнали замухрышку? Бьюсь об заклад, что не узнали. Знакомлю заново:
   Александр Степанович Попов, изобретатель Радио, в возрасте 11-ти лет.
   Правильные книжки пацан читал, руками работал, головой, вот вам и пожалуйста:
   в 46 лет - ректор Электротехнического института императора Александра III, с кучей наград и титулов.
   Ключевые слова: читал, работал.
   Ничего сложного, дерзайте.
  

*****************************************************

  
   Цитаты о книгах
  
   ...чтение делает человека знающим, беседа -- находчивым, а привычка записывать -- точным.
   Френсис Бэкон
  
   Молодые люди, думаю, должны быть не менее осторожны с чтением книг, чем старики - с едой. Не следует глотать все подряд. И надо тщательно прожевывать прочитанное.
   У. Черчилль
  
   "Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития".
   В.А. Сухомлинский
  
   "Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого".
   Эмиль Фаге
  
  
   Даже не беря во внимание удовольствие, получаемое от чтения хорошей книги, исходя из чисто халявных соображений, книгу прочитать стОит: вдруг бесплатно поумнеешь?
   От автора, 21-й век
  

**********************

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   10
  
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"