Максимчук Людмила Викторовна : другие произведения.

Роман "Наш генерал"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Роман "Наш генерал" посвящён выдающемуся пожарному СССР и России, Герою Российской Федерации, герою-чернобыльцу генерал-майору внутренней службы Владимиру Михайловичу Максимчуку (8 июня 1947 г. - 22 мая 1994 г.). Владимир Максимчук - незаурядная личность, крупный специалист, альтруист и фанат пожарного дела, инициатор создания в стране эффективной общегосударственной системы безопасности и борьбы с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, отечественной службы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Пожарные говорят так: "Максимчук - это наше знамя, наш символ"! Личные качества Владимира Михайловича и преданность своему делу являются хрестоматийными образцами. Пожар на Чернобыльской АЭС в ночь с 22 на 23 мая 1986 года стал главным пожаром, выпавшим на его долю, - именно в той ситуации он ярко проявил себя как специалист и как человек: предложенная им тактика тушения пожаров на атомных объектах прежде не имела аналогов и затем стала достоянием мирового сообщества пожарных. Его героические действия спасли людей и станцию, но стоили ему жизни. Пожар отнесли в разряд "секретных", подвиг долго замалчивали; само присвоение звания Героя России генералу Максимчуку спустя почти десять лет после его смерти - это непростая история, высветившая множество деталей, ставшая "лакмусовой бумажкой" на предмет: кому нужны герои и правда о них.

  ХII. Перед лицом грозных опасностей
  глава из романа "Наш генерал"
  
  "Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?"
   Мохандас Карамчанд Ганди, "Сатьяграхи"
  
  "Я устал от вечной гонки, устал быть "сжатой до предела пружиной". Да, ...ты меня часто в этом упрекаешь, наверное, думаешь, что мне самому все это нравится. Нет, и еще раз нет, не нравится, но сделать ничего нельзя. Коль я взялся за такую работу, коль от меня так много зависит, то по-другому я работать не могу".
   Из личных писем Владимира Максимчука, 3 сентября 1985 г.
  
  * * *
  Владимир Михайлович привык все подвергать анализу, вычленять главное, подмечать детали. Вел деловые записи, прорабатывал материалы, разбирая подробно то, что считал важным. Почти все сделанное и сказанное попадало в точку, имело и имеет продолжение в делах и судьбах человеческих. Он одновременно был и пожарным-теоретиком, и пожарным-мыслителем, и пожарным-учителем, но, как я понимаю, по духу - более всего пожарным-практиком. Теоретики, мыслители и учителя нужны для того, чтобы практический пожарный смог успешно и качественно выполнить свою задачу, оставшись при этом в живых. Подчеркиваю: Владимир Михайлович среди других своих талантов имел особый талант - талант спасателя. Именно этот талан заставлял его применить все свои другие таланты и способности в "спасательском направлении" деятельности. Владимир Михайлович сознательно вычленил это направление и определил главным в жизни, а обстоятельства то помогали ему в этом, то мешали.
  Но он все равно не сдавался!
  
  
  * * *
  Из рабочих записей Владимира Михайловича, ноябрь 1981 года - апрель 1982 года.
  
  "Проблема очевидна. Обратимся к статистике гибели людей на пожарах. В США ежегодно погибают - 11-13 тысяч человек, а получают ожоги или отравления - боле 300 тысяч. На 1 миллион жителей здесь погибают примерно 57 человек, в Канаде - 35, в Великобритании - 18, в Норвегии - 17. А у нас? - Наметилась тенденция к уменьшению? - За счет чего? Что имеется с техникой? - Время для подъема ПТВ на 20-й этаж - 20-25 минут, а подача огнегасящих средств - 30-35 минут. Если еще учесть затраты времени на прибытие... Автоматические средства. Вертолеты... Особое внимание - зданиям с массовым пребыванием людей. Решение вопросов - обеспечение безопасной эвакуации людей. Это - задача из задач".
  
  Из рабочих записей Владимира Михайловича, 1986 - 1987, 1990 годы.
  
  5 июня 1985 года. "Деревня Галушка, Красноярского края. Было 26 домов, сгорело - 23 дома. 87 человек..."
  13 августа 1985 года. "Ижорский завод "Стан-5000". 1 ноября - пуск. Противопожарной автоматики - нет".
  19 августа 1985 года. "Люди гибнут на пожарах. А разве только на пожарах?"
  9 сентября 1985 года. "За последние 10 лет экономический потенциал страны возрос. Возрос и ущерб - с 11 млрд. руб. - до 27 млрд. руб.".
  7 февраля 1986 года. "Самая "горящая точка" - Тюмень".
  1 апреля 1986 года. "Разведку проводят со стволом. В Киеве проводят - с огнетушителем. На 17-ом этаже Киевского торгового центра возник пожар, так с двумя огнетушителями..."
  11 мая 1986 года. "Просим поручить Госснабу и Внешторгу решить вопрос о закупке пожарной техники за рубежом с целью ее испытания и определения возможности при разработке аналогичных образцов в нашей стране и последующим оснащением подразделений МВД СССР, охраняющих объекты атомной энергетики. С Минвнешторгом согласовано".
   7 апреля 1987 года. "Пожары на объектах МВД: за 1982 год - 170 пожаров, за 1983 год - 202 пожара, за 1984 год - 251 пожар, за 1985 год - 301 пожар, за 1986 год - 345 пожаров".
  16 июня 1987 года. "Брифинг пожарной безопасности... Каждый день - 1 млрд. руб. ущерба, 1 час - гибнет 1 человек. 5-6 млн. пожаров..."
  8 декабря 1987 года. "200 тысяч зданий уничтожено. Полное уничтожение зданий - в г.Пскове. Каждый год у нас выгорает Калмыцкая АССР".
  22 марта 1990 года. "Средняя площадь одного лесного пожара - 135 га. (Тюмень: средняя площадь одного пожара - 218 га, Сахалин - 4 452 га.) 73% - крупные пожары... Нет организованной системы обнаружения лесных пожаров".
  17 апреля 1990 года. "Пятая пятилетка - не создано ни одной новой пожарной машины и ПТВ".
  
  
  * * *
  Не так уж часто в своей жизни Владимир Михайлович "брался за перо" публициста, но, бывало, приходилось. Статья "Перед лицом грозных опасностей", написанная в начале 1990 года полковником внутренней службы Максимчуком В.М., Первым заместителем начальника ГУПО МВД СССР, была опубликована в центральной печати в преддверии создания специализированных подразделений для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на базе пожарной охраны МВД СССР. Передаю без сокращений.
  
  "В контексте процессов, происходящих в нашей стране, все более остро и настойчиво встает проблема обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды; во всем мире приобрели совершенно новые "качественные" характеристики пожары, аварии, катастрофы и стихийные бедствия, количество которых в последние годы резко увеличилось. По далеко не полным данным, охватывающим только крупнейшие промышленные катастрофы нынешнего столетия, более половины из них (56 %) разразились в течение двух последних десятилетий, причем каждая третья падает на восьмидесятые годы. Одновременно увеличивается их разрушительный эффект. На жертвы промышленных катастроф XX века, происшедших после 1980 года, приходится 47 % погибших и более 40 % раненых. Аналогичные данные можно привести и по нашей стране.
  Чернобыль, Новороссийск, Каменская, Арзамас, Бологое, Свердловск, Алма-Ата, Уфа, Ионава, Спитак, Ленинакан, кишлаки Гиссарской долины... Вот далеко не полный перечень ставших печально известными населенных пунктов, где за сравнительно короткий срок произошли катастрофы, последствия от которых далеко выходят за рамки "обычных". Народному хозяйству нанесен многомиллиардный ущерб. Многотысячны людские потери... Пожарная охрана внесла немалый вклад в ликвидацию последствий названных и других катастроф. Он по достоинству оценен общественностью и Правительством. Только в 1989 году более 250 работников пожарной охраны удостоены государственных наград.
  Исторически сложилось так, что пожарная охрана практически всегда принимает на себя "первый удар" в указанных ситуациях. Дело в том, что из всех служб, привлекаемых для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, на пожарную охрану ложится наиболее ответственная и трудная задача - проведение первоочередных аварийно-спасательных работ. Последние могут длиться от нескольких минут до нескольких дней (кстати сказать, для ликвидации аварии в г.Ионаве мобильный отряд частей гражданской обороны прибыл только на вторые сутки), а именно в это время пожарная охрана действует, как правило, в одиночку, то есть тогда, когда не отработаны с достаточной четкостью вопросы поддержания связи, организации медицинского обслуживания, жизнеобеспечения личного состава и т.д. (Нет нужды доказывать, что от правильности первоначальных действий в этот период зависит успех всей дальнейшей работы).
  С учетом всех этих обстоятельств Министерство внутренних дел СССР в начале 1989 года приняло ряд организационных мер по повышению боеготовности службы пожарной охраны к проведению первоочередных аварийно-спасательных работ при крупных пожарах, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. В ее структуре создана сеть специализированных подразделений по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ. Она включает в себя, в частности, семь региональных (с привязкой в основном к военным округам) специализированных отрядов, дислоцирующихся в Киеве, Ташкенте, Свердловске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Хабаровске и Реутове (Московская область). Согласно постановлению Совета Министров СССР Љ 1090 от 5 декабря 1989 года приказом МВД СССР объявлены штаты личного состава специализированного отряда ВПО УВД Камчатского облисполкома. Во всех других республиканских и областных центрах созидаются специализированные пожарные части. (Штатная численность специализированного отряда достигает в среднем 150 человек, специализированной части - 60 человек). Эти подразделения созданы в срочном порядке, до принятия решения Правительства о выделении дополнительной численности (иначе говоря, за счет существующей), вследствие чего произошло некоторое ее сокращение в других - без того не столь многочисленных - подразделений пожарной охраны.
  Исходя из задач, стоящих пред специализированными подразделениями, а также принимая во внимание богатый опыт аварийно-спасательных работ служб зарубежных стран (Англии, США, ФРГ, Италии, Японии, Швеции и др.), определены типовые штаты и нормы положенности специальной техники, обмундирования, приборов, индивидуальных средств защиты и прочего имущества специализированных подразделений. Региональный специализированный отряд включает в себя группу мастеров спасателей (48 человек), отделение химической и радиационной разведки (9 человек), группу водолазов (12 человек), здравпункт (5 человек), отделение кинологов (9 человек), группу связи (12 человек), службу технического обеспечения и снабжения (13 человек). В связи со сложностью и ответственность работы личного состава специализированных подразделений специальные звания по должностям в них предусмотрены на ступень выше, чем в других пожарных подразделениях.
  К личному составу, принимаемому на службу в специализированные отряды, предъявляются повышенные требования. Среди них, прежде всего, следует назвать высокие профессиональные качества, отличную специальную и физическую подготовку, психологическую устойчивость, способность грамотно действовать в особых условиях ликвидации крупных пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В нормы табельной положенности специальной техники, оборудования, приборов, индивидуальных средств защиты и другого имущества специализированных подразделений включены краны повышенной грузоподъемности, аварийно-спасательные автомобили, автомобили технической, газодымозащитной службы, связи и освещения, компрессоры и лебедки на автомобильном шасси, коленчатые автоподъемники, грузовые автомобили с прицепами, передвижные рекомпрессионные станции, комплекты ручного, гидравлического оборудования и аварийно-спасательного инструмента, газорезательные установки, тепловизоры, приборы химической и радиационной разведки, индивидуальные средства защиты и оказания первой помощи пострадавшим, оборудование и средства связи, а также техника и оборудование для обеспечения длительной автономной работы, включая палатки, кухни, передвижные электростанции и т. д.
  Работу по укомплектованию специализированных отрядов техникой и оборудованием планировалось завершить в первом полугодии текущего года, но из-за крайней ограниченности инвалютных средств МВД СССР, сделать этого не удалось, хотя по некоторым позициям норм положенности предполагалось сделать импортные закупки. Необходимую инвалютную финансовую помощь МВД СССР оказал ряд министерств и ведомств, в ведении которых находятся потенциально пожаровзрывоопасные объекты. Это дало возможность заключить контракты с зарубежными фирмами на закупку для региональных отрядов в Австрии - аварийно-спасательных автомобилей, в Голландии - комплектов гидравлического и пневматического оборудования, в Швеции - комплектов универсальных защитных костюмов для действий в химически агрессивной среде. Аварийно-спасательный инструмент и защитные костюмы уже получены специализированными подразделениями. В сравнительно короткие сроки проделана значительная работа по созданию материально-технической базы специализированных отрядов. Для них выделено, как правило, достаточное количество помещений и мест для стоянок техники, находившихся в распоряжении крупных отрядов и частей пожарной охраны.
  Наиболее продуманно к решению этого вопроса подошли управления пожарной охраны МВД Узбекской ССР, ГУВД Мособлисполкома, УВД Свердловского облисполкома. В начале 1989 года в Московской области для размещения регионального специализированного отряда освобождено четырехэтажное здание управления пожарной охраны с гаражом на 12 боксов, ведется строительство ангара для стоянки техники. Управление пожарной охраны УВД Свердловского облисполкома передало отряду новое четырехэтажное здание общей площадью 4500 кв.м. с крытым спортивным комплексом; предусмотрено строительство еще одного помещения со специальным полигоном для подготовки личного состава. В Хабаровске, Новосибирске, Киеве, Ростове приняты решения крайоблгорисполкомов о возведении новых комплексов указанным подразделениям и выделении средств для этого строительства (с финансированием жилья для личного состава).
  Успех становления специализированных отрядов в значительной мере определяется уровнем отработки их взаимодействия с войсковыми резервами, аварийно-спасательными службами других министерств и ведомств. МВД СССР и Министерство путей сообщения СССР определили порядок доставки сил и средств региональных специализированных отрядов железнодорожным транспортом к местам возможного выполнения работ. На его основе МВД, УВД, на территории обслуживания которых дислоцируются отряды, согласовали с железнодорожниками планы взаимодействия с предприятиями МПС по осуществлению срочных перевозок личного состава и техники. В конце прошлого года в отрядах проведены тренировки по отработке задач, вытекающих из этих планов. Совместно с Главным управлением внутренних войск МВД СССР составлены планы привлечения войсковых резервов для охраны общественного порядка в местах работы специализированных отрядов и выделения кинологов с собаками для ведения поиска пострадавших в завалах. Уточнены расчеты сил и средств, установлены схемы оповещения. При участии личного состава войсковых резервов проводятся штабные тренировки и тактико-строевые занятия.
  Организационные вопросы становления и использования подразделений спасателей неоднократно рассматривались на координационных совещаниях (с приглашением на них руководителей управлений пожарной охраны МВД, ГУВД, УВД), на рабочем семинаре-совещании с начальниками УПО и региональных специализированных отрядов, которое было проведено на базе специализированного отряда ГУВД Мособлисполкома в октябре 1989 года. В совещании участвовали специалисты ГУВД МВД СССР, Медицинского управления МВД СССР, ВНИИПО МВД СССР, Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР и журнала "Пожарное дело". В ходе демонстрационных учений на полигоне гражданской обороны в г.Химки (Московская область) демонстрировалась готовность вышеупомянутого отряда выполнять отдельные виды аварийно-спасательных работ. При непосредственном участии ГУПО и ВНИИПО МВД СССР в ноябре 1989 года на базе Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР состоялась научно-техническая конференция, рассмотревшая новые подходы к использованию пожарной охраны при проведении аварийно-спасательных работ. Сотрудники главка и ВНИИПО приняли также участие в научно-технической конференции в Академии МВД СССР по проблемам повышения готовности органов внутренних дел к охране общественного порядка и повышения безопасности в особых условиях.
  Таким образом, по нашему мнению, усилия, предпринимаемые МВД СССР в очерченных направлениях, всемерно способствуют созданию государственной системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Благодаря этому возникают определенные предпосылки для объединения всей ведомственной аварийно-спасательной службы, а значит и для реагирования на любые масштабные происшествия более мощными подготовленными силами. Однако следует отметить, что существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Сегодня остается крайне низким уровень технической оснащенности создаваемых аварийно-спасательных подразделений. Объяснение этого, как нам кажется, кроется в том, что аварийно-спасательная техника и оборудование у нас в стране практически не выпускаются, а на их закупку за рубежом, как упоминалось выше, нет валютных средств. В пожарной охране создалось крайне сложное положение с оснащением пожарной техникой, в том числе и той, которая предназначена для выполнения аварийно-спасательных работ. Общая потребность в этой технике удовлетворяется не более чем на 60 %, а по отдельным специальным машинам обеспеченность ею не превышает 6 %.
  Между тем, некоторые виды специальных машин (автомобили технической службы, связи и освещения, газодымозащитной службы, аварийно-спасательные, автолестницы и подъемники высотой 45-50 м и др.), то есть те, которые необходимы для использования в сложных аварийных ситуациях, в промышленном производстве не освоены или выпуск их прекращен из-за недостаточности производственных мощностей.
  Оказались нереализованными мероприятия бывшего Минстройдормаша СССР по выполнению постановления Совета Министров СССР Љ 655 от 15 июля 1977 года об увеличении производства пожарной техники, повышении ее технического уровня и развитии производственной базы. Под угрозой срыва находятся решения Правительства о создании и освоении выпуска специальной пожарной техники для защиты магистральных нефтегазопроводов, атомных электростанций, а также проведения аварийно-спасательных работ. Остро стоит вопрос о производстве кислородных изолирующих противогазов, потребность пожарной охраны в которых удовлетворяется Минавиапромом СССР лишь на 11 %. Положение дел с выпуском пожарной техники усугубляется еще и тем, что она исключена из состава государственного заказа на выпуск и поставку продукции. В инстанциях пока нет ясности относительно планирования ее производства и поставки в порядке, принятом для оборонной промышленности.
  Очевидно, что без решения перечисленных и других проблем в части технического обеспечения аварийно-спасательных служб создать эффективную общегосударственную систему безопасности и борьбы с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями будет крайне сложно. Не менее важной является проблема организации взаимодействия ведомственных аварийно-спасательных служб в экстремальных условиях. Необходимо в кратчайшие сроки определить принципы предварительного планирования совместных действий аварийно-спасательных служб и организации управления ими, изыскать возможности оперативной переброски сил и средств к месту работ с использованием авиации, разработать соответствующие рекомендации для республиканских, краевых и областных комиссий по чрезвычайным ситуациям. В связи с этим предлагается создать при Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям межотраслевой штаб аварийно-спасательных служб. На него можно было бы возложить функции проведения единой политики в создании и организации производства технических средств для ведения аварийно-спасательных работ, предварительного планирования, организации управления и взаимодействия служб при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
  По решению 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 90-е годы объявлены международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий, поэтому не случаен интерес ряда крупнейших зарубежных стран к вопросам сотрудничества в этой области. В настоящее время готовятся межправительственные соглашения СССР с ФРГ, Италией, Швецией и США о взаимной помощи при стихийных бедствиях или крупных авариях. Пожарная охрана видит себя активным участником этого сотрудничества. ГУПО МВД СССР и подведомственные ему подразделения на местах стремятся сделать все необходимое для того, чтобы специализированные аварийно-спасательные отряды могли своевременно и во всеоружии встретить и отразить угрожающие безопасности и здоровью людей различные катастрофические опасности, откуда бы они ни исходили. Для достижения этой цели важно добиться полного осуществления требований приказа МВД СССР Љ 59 от 29 марта 1989 года".
  
  * * *
  И еще одна статья-интервью А.Урванцева, опубликованная в газете "Правда" 6 февраля 1990 года. Называется она "Отряды риска и уроки огня", под рубрикой "НАБОЛЕЛО!". Передаю почти целиком.
  
  "Ему, наверное, уже никогда не встать на лыжи, не пробежаться по дорожке стадиона. Лучевые ожоги ног, полученные им в темных тоннелях Чернобыля, сделали свое дело. Тогда, вступая в битву с атомным огнем, член Правительственной комиссии, руководитель службы пожаротушения В. Максимчук был твердо уверен: победит тот, кто думает о будущем. И ныне он, заместитель начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР, все сердце, все оставшиеся силы отдает созданию первых в стране оперативных региональных отрядов пожарных, призванных помогать людям, попавшим в беду.
  - Чернобыль, трагедия Спитака и Ленинакана, авария на продуктопроводе на Урале многому нас научили, - говорит Владимир Михайлович. - Ясно одно: дальше так беззаботно нам жить нельзя. Начало любой катастрофы или аварии - самый опасный и критический момент. Кто первым обязан и по службе, и по совести прибыть на место происшествия и за счет умелых, четких, профессиональных действий спасти десятки, сотни, а может, и тысячи жизней? - Вот в чем ныне острота вопроса. Речь идет о создании специальных служб экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Не секрет, сейчас многие ведомства имеют свои отряды риска. И каждая такая служба варится в собственном соку. Мы не знаем планы действий горноспасателей, соответствующих служб авиаторов, моряков, шахтеров, а они, в свою очередь, - наши заботы.
  Ведомственная разобщенность ни к чему хорошему, как известно, не приводит. Люди должны быть уверены: случись беда - есть, кому прийти к ним на помощь в первые ее часы. Поэтому, образовывая отряды быстрого реагирования, мы придали им более широкое - региональное - значение. Всего создается семь таких подразделений, причем без дополнительного набора, за счет численного состава уже существующих пожарных частей. Дислоцируются они по всей стране: киевский отряд будет обслуживать весь запад. Ростовский - Краснодарский и Ставропольский края, Закавказье, Свердловский - Урал, Хабаровский - Дальний Восток, Восточную Сибирь и так далее. В составе отрядов не просто пожарные. Это - группы спасателей, которые могут работать под землей, под водой и на высокогорье. Среди мастеров - а в каждом подразделении по 150 человек, химики, дозиметристы, медики - в основном хирурги, есть и кинологи, и водолазы. И каждый из них ежедневно несет боевое дежурство. Отряды могут действовать при чрезвычайной ситуации автономно в любой точке страны. У спасателей есть походная кухня, трехдневный запас продуктов, мощные радиостанции, палатки, спальные мешки. Для доставки подразделений по воздуху на место аварий определены аэродромы, взлетно-посадочные полосы, на которые можно принимать тяжелые самолеты ИЛ-76.
  Местные органы власти с пониманием отнеслись к созданию чрезвычайных пожарных подразделений, выделили для их производственных баз земельные участки, служебные здания, жилье. Отрядам риска передана самая лучшая техника, что имеется на вооружении пожарных внутренних войск, химиков. И все же...
  - Мы видели, как работали в Армении зарубежные спасатели, и по-хорошему завидовали им, их техническому оснащению, - вспоминает В. Максимчук. - У нас же нет пока на вооружении механизированных инструментов, своего специального аварийно-спасательного автомобиля и многого другого. А ведь пожарные части в Спитаке и Ленинакане по сути оказались в эпицентре событий, они сохранили боевые порядки, наладили устойчивую связь и приняли на свои руки первых пострадавших от землетрясения!
  И опять прошлое нас учит, хотя трудно дались нам его уроки.
  Через Чернобыль прошло 8 тысяч пожарных. Эти люди 120 часов отработали на блоке. И сейчас, словно вчера, перед глазами пятикилометровый хвост из паров и ядовитых газов. Все машины глохли, карбюраторам не хватало воздуха, а люди работали. Пожарные, другие бойцы на носилках, вручную, выносили радиоактивные камни, мусор. Мы не вправе сегодня забывать о тех, кто все еще находится в госпиталях, кто из-за болезни так и не приступил к работе. Не лучше положение со средствами защиты и ныне. Вдумайтесь в такую цифру: только 14 % личного состава пожарных сейчас имеет противогазы. До каких же пор мы будем направлять людей без защитной одежды на борьбу с ядовитыми газами, веществами при чрезвычайных ситуациях? Происходит это по той причине, что каждое министерство и ведомство несет ответственность только за то ЧП, что произошло на его предприятии или территории. Нет боли и тревоги за судьбу соседа, попавшего в беду. Или такой факт: три года назад был испытан для нужд пожарных вертолет КА-32. Он мог быть использован для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности. До сих пор этих машин пожарные не получили. На их вооружении по-прежнему находятся 30-метровые автолестницы, с помощью которых можно "достать" только 9-й этаж. Случись беда на 25-м этаже, как спасать людей?
  Почему же пожарные не имеют достаточного количества защитных средств? - Оказывается, на протяжении последнего десятка лет промышленность сняла с производства 17 видов пожарной техники. На заводах объясняют это тем, что их коллективам невыгодно выполнять небольшие по объемам программы по выпуску такой техники. Нет и государственного заказа на ее изготовление. Вот и получилось, что ныне столь нужная служба осталась по сути раздетой и беззащитной. Жизнь между тем преподносит ей одно испытание за другим. Всем памятны события, разыгравшиеся на Ионавском химическом комбинате в Литве в 1989 году. День и ночь, трое с половиной суток, 816 пожарных Латвии, Литвы, Белоруссии, Калининградской области боролись с ядовитым ураганом. Аварию ликвидировали, но 216 бойцов попали в госпиталь. И опять люди получили ожоги дыхательных путей, химические отравления. И в том случае у пожарных, кроме общевойсковых противогазов, никакой другой защитной техники не было. Все это - результат того же ведомственного монополизма.
  Правда, после ликвидации аварии бывшее министерство Минудобрений выделило для технических нужд пожарных 1 миллион инвалютных рублей. Ведомство убедилось воочию, как непостижимо трудно преодолевать последствия катастроф, когда в руках у специалистов вместо пневмомеханизмов обычные металлические ломы и носилки. Сейчас заключены контракты с зарубежными фирмами на поставку спецавтомобилей, средств защиты от химических веществ. Все закупки, техника будут переданы в распоряжение отрядов быстрого реагирования. Справедливости ради следует заметить: ведется разработка отечественной техники с дистанционным управлением. Построен полигон для ее испытаний. В нынешнем году более 100 механизмов разных модификаций поступят в пожарные депо. По мнению пожарных, давно назрела необходимость создания государственной системы в стране по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации. Такие меры позволят объединить все ведомственные службы спасателей, а значит, и реагировать на любые ЧП более мощными, профессиональными силами.
  - Были ли в деле новые отряды риска?
  - Жизнь уже проверила боевую готовность отрядов. Такие подразделения участвовали в ликвидации последствий недавней авиакатастрофы под Свердловском, при этом, прибыв одним из первых к месту падения самолета, спасли от огня оставшихся в живых пассажиров. В канун нового, 1990 года, как сообщалось в печати, сейсмологи предсказывали мощное землетрясение на Камчатке. К счастью, их прогноз не подтвердился. По тревоге были подняты оперативные региональные отряды пожарных в Свердловске, Новосибирске и Хабаровске. Были развернуты радиостанции и установлена надежная связь полуострова с материком. Отряды готовы по первому же сигналу прийти на помощь людям.
  В этом и есть их главное предназначение".
  
  * * *
  Действительно, главное назначение спасательной службы - помогать людям в бедствиях. Обывателю все равно, кто будет спасать в случае опасности его самого и его родных и близких. Владимир Михайлович ратовал за создание эффективной общегосударственной системы безопасности и борьбы с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями не один год - задолго до того, как этим вопросом неспешно озадачивались некоторые распорядители, привыкшие к самолюбованию и покою. Знаю, сторонников было не меньше, чем противников, а более - равнодушных, как всегда... Тем не менее, Владимир Михайлович не отказывался от выполнения поставленной задачи: объединение всех призванных на то сил во имя спасения человеческих жизней. Сам имел большой практический "спасательский" опыт, объездил много стран, работал с разными службами спасения, расширял международное сотрудничество в этой области.
  Все новое - вез в Россию, соотечественникам, коллегам, согражданам.
  У себя на Родине - доказывал, настаивал, добивался...
  Не для себя хотел - старался для других.
  
  * * *
  Уже занимая должность Первого заместителя начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР и имея звание генерал-майора внутренней службы, он значительно усиливает свои позиции. Много и плодотворно работает в этом направлении, ищет, находит и объединяет сторонников. Таким образом, количественные изменения перешли в качественные. Благодаря упорству и личному участию Владимира Михайловича в стране был заложен фундамент аварийно-спасательной службы - в структуре пожарной охраны, которая на тот момент была в составе МВД СССР, создана сеть специализированных отрядов по проведению первоочередных аварийно-спасаќтельных работ (ставших прототипом современного МЧС России), организован выпуск новейшей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования.
  Генерал Максимчук научил старых мыслителей думать по-новому. Он идёт дальше, интенсивно развивает тему экстренного реагирования на критические ситуации, подчеркивая, например, в августе 1990 года, что в Швеции - все подчинено пожарной охране, да и вообще за рубежом этим занимается именно пожарная охрана.
  Жизнь - сложное испытание, а защита самой жизни - тоже испытание, но другого порядка... Так или иначе, жизнь заставила суммировать общие усилия нескольких направлений служб спасения и защиты, что привело к созданию структуры "Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР" (27 декабря 1990 года). А 18 декабря 1991 года вышел Указ Президента РСФСР Љ 305 "О Государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Государственная противопожарная служба России являлась тогда самостоятельным звеном в составе МВД России, но в перспективе...
  
  "Надо выработать систему взаимодействия, знать состав сил и средств - начиная с сигнала... Информация по чрезвычайным ситуациям - как она должна поступать? Какие встают вопросы? ...Пожарная охрана подчиняется МВД и Комиссии. При Комиссии создан Комитет, где все разрабатывается. У нас тысячи работников пожарной охраны прошли через Чернобыль! Постановление является необходимым и актуальным. Правильно выработана база. За рубежом этим занимается именно пожарная охрана. Создание самостоятельной структуры - это не совсем реально. Все надо правильно распределить. Надо советоваться. Надо иметь техническое оснащение. Оснащение противогазами. Материальная основа. Юридическая основа. Подготовка кадров - надо иметь единую программу. Первоочередные задачи. Структура. Координация работ. Объединения функционально действующих сил быстрого реагирования. Надо подниматься выше интересов республиканских и территориальных ведомств. Влияние... на все аварийно-спасательные службы. Спасатели - принимать на конкурсной основе. Разграничение функций. Действия сил быстрого реагирования. Функциональные обязанности. Численность состава. 8,5 тыс. горноспасателей Объектовые части. Подразделения 1-го Управления. Коротко: а все нужно - в закон о спасателе! Кто будет финансировать аварийно-спасательную службу? А как быть с местным бюджетом? Региональные подразделения. Служба. Привлечение в любое время. Возрастная категория - надо оговаривать. Перечень работ, которые могут выполнять службы. Выделение специализации. Не должно быть "охов" и последствий - только первоочередные действия! Структура - 2 принципа: на уровне отрасли должен быть какой-то орган (территориальные подразделения службы); все территории должны иметь связь с аварийно-спасательной службой. Руководящие работники - только профессионалы. Функции - уточнить. Научно-методические разработки. Координация. Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. Шойгу Сергей Кужугетович - председатель".
   Из рабочих записей Владимира Максимчука, июнь-ноябрь 1991 года
  
  МАРШ СПАСАТЕЛЕЙ
  
  Когда человек попадает в беду,
  Ему все равно, кто на помощь придет,
  Кто руку протянет в кромешном аду,
  От смерти избавит и к жизни вернет!
  
  Наш век катастрофами грозно объят,
  И если трагедии не отвратить,
  Спасатели в самое пекло спешат,
  Их служба такая - себя не щадить.
  
  ...Когда-нибудь люди друг друга поймут,
  Научатся мир и планету беречь.
  Не будет тогда черных дней и минут,
  Но только сейчас - о спасателях речь!
  
  P.S. Скорее в бой, спасателей дружины! -
  Ревут сирен стальные голоса.
  Летят вперед пожарные машины,
  И вертолеты рвутся в небеса!
   Октябрь 2001г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"