Максименко Борис Владимирович : другие произведения.

Штопор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  У меня дома хранится книга Г.А. Амирьянц "Лётчики-испытатели". Эту книгу подарил мне однокашник по Барнаульскому ВВАУЛ Одинцов Александр Павлович: лётчик-испытатель, погиб в авиационной катастрофе. Александра нет, а книга, как память о нём, осталась.
  
  С интересом читая эту книгу, заметил сколько внимания лётчики-испытатели уделяют такой фигуре пилотажа как штопор. Все новые самолёты проверяются на возможность вывода из нормального и перевёрнутого штопора.
  
  Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
  Штопор в авиации - особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим авторотации.
  Нормальный (прямой) - самолёт движется на положительных углах атаки.
  Перевёрнутый (обратный) - самолёт движется на отрицательных углах атаки, то есть "пилот висит на ремнях".
  
  В лётных училищах курсантов на учебных самолётах учили выводу из нормального (прямого) штопора. Вывод из перевёрнутого (обратного) изучался теоретически.
  Даже самолёты одного типа при выводе из перевёрнутого штопора могут вести по разному. Могут вообще из него не выйти.
  Инструкции рекомендовали лётчику в случае попадания в перевёрнутый штопор поставить рули нейтрально и ждать когда самолёт выйдет из него сам. Если не выходит - катапультироваться.
  
  Почему я взялся за написание данной статьи? Я побывал в перевёрнутом штопоре. Рекомендация поставь рули нейтрально и жди - не сработала. До катапульты не дошло. Вывел.
  
  С курсантом Александром Плигузовым ( в н.в. полковник запаса , г. Екатеринбург) необходимо было отработать вывод из нормального штопора. Вывозная программа на самолёте Л-29 с курсантом закончена, а в первый самостоятельный полёт без отработки вывода из штопора курсантов не выпускали.
  
  Для ввода самолёт Л-29 в штопор по инструкции необходима высота не менее 4 тыс. метров.
  В ту лётную смену стояла 10 бальная облачность, верх - 4000м. , низ- 1200м.
  Я лётчик-инструктор, лейтенант. Ума ещё было маловато. Ничего лучшего не придумал, как набрать 4500м. и там за облаками отрабатывать штопор.
  
  За один виток штопора самолёт Л-29 теряет 300 метров. Нам 500 метров и было достаточно что бы я показал ввод и вывод из прямого штопора.
  Затем Александр держится за управление - запоминает движения рулями. Третий штопор он делает сам, я придерживаю рули. На четвёртом штопоре я бросил рули и доверил ему полностью выполнить ввод и вывод самому.
  
  Напоминаю, всё это мы выполняли за облаками, без привязки к земным ориентирам, а без них поймать точку привязки вокруг которой вращается самолёт практически невозможно.
  
  Александр ввёл самолет в штопор. На выводе, сохраняя педали не скольжение, отдаёт ручку управления вместо "чуть-чуть" за нейтральное положение - к приборной доске. Самолёт переваливается через нос и входит в перевёрнутый (обратный) штопор. Перегрузка с плюса меняется на минус. Меня отрывает от кресла и головой прижимает к фонарю.
  
  Первое, что пытаюсь сделать- взять управление на себя. Стоя на голове пытаюсь поймать ручку управления. А ручка ходит по всей кабине. Поймал. Даю курсанту команду: отпустить управление.
  
  Мы уже в облаках. Где небо? Где земля? Самолёт вращает.
  
  Ставлю рули нейтрально- согласно инструкции. Жду. Не выходит. А темп раскручиванию самолёта всё сильнее и сильнее. Мне такой расклад не нравится.
  Беру и чисто интуитивно тяну ручку управления на себя, педали на скольжение. Самолёт нехотя из перевёрнутого штопора переходит в прямой. Перегрузка становится положительной.
  
  Вывод из прямого знаком. Вот только земли не видно. За фонарём всё бело, как в бутылке с молоком.
  
  Остаются приборы. По авиагоризонту ловлю точку вокруг которой вращается самолёт.
  Вот она! Ручку управления - чуть за нейтрально, педали против вращения и нейтрально.
  
  Самолёт застыл на глубоком пикировании (градусов 60).
  
  Через 2-3 секунды выпадаем из облаков. Метрах на 700 вывожу самолёт в горизонтальный полёт.
  
  Александр из передней кабины:
  - Ещё?
  - Нет, на сегодня хватит.
  
  Плёнку САРПП после полёта с помощью бойца мы засветили.
   Самолёт из перевёрнутого штопора выходит! Вот только техники вывода из перевернутого (обратного) штопора через нормальный (прямой) я ни в одной инструкции не встречал. Поэтому и поделился.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"