Максимушкин Андрей Владимирович : другие произведения.

Багровые волны полные

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Багровые волны.

Огненное море.

1.

  
   Океанские волны одна за другой перекатываются через покатую спину подводной лодки. Пенные валы играючи захлестывают орудийную площадку и с грохотом разбиваются о рубку. Атлантика штормит. Серое, затянутое плотной свинцовой пеленой, небо ощутимо давит на плечи. Кажется, над головой повисла тяжелая каменная плита.
   Огромный океан пустынен. От горизонта и до горизонта ни черточки, ни темного пятнышка, ни дымка. Только серые водяные валы сливаются с серым небом, и клочья пены срываются с гребней волн. Вокруг никого, только безграничная водная пустота, безбрежность, одиночество. Только одинокая подводная лодка упрямо пробивается на северо-восток.
   Иногда стиснутым в корабельных отсеках людям кажется, что они остались совершенно одни посреди бескрайнего океана. А вокруг ничего нет. Нет ни кораблей, ни суши, исчезли, утонули в волнах далекие континенты и острова, упокоились на дне пучины шумные города и родные порты. Нет ничего. Вообще ничего вокруг. И даже морские птицы покинули эту суровую залитую водой планету.
   На всей Земле есть только бескрайний штормящий океан, волны, клочья пены и тяжелое свинцовое небо, готовое в любой момент разродиться холодным дождем. Волны от горизонта и до горизонта, на все стороны света.
   - Штормит. Ветер усиливается - раздраженно пробурчал капитан-лейтенант Котлов, выколачивая трубку о поручень.
   Несмотря на защитные козырьки над ограждением носовой части мостика, по дождевику командира скатывались ручьи. Бившие в правую скулу волны дотягивались и до рубки, брызги перехлестывали через невысокие стенки защиты кормовой части мостика.
   - Меняем курс? - деловито поинтересовался штурман, протирая глаза.
   Имевшего несчастье не вовремя пройтись до площадки зенитного полуавтомата беднягу окатило водой с ног до головы. Штурман хотел было протереть линзы бинокля и только грустно скривился - нечем. Все насквозь мокрое. Вода попала даже под дождевик. Придется после вахты первым делом переодеваться и сушить свитер.
   Мало того, что командир и вахтенный промокли насквозь, так еще было холодно. Начало октября в северной Атлантике весьма мерзопакостное время года. Впрочем, на подводных лодках в шторм всегда неуютно. Командир БЧ-1-4 лейтенант Серебряков с грустью на глазах размышлял о превратностях бытия и кривых руках судостроителей. Эмоциональная ругань про себя хоть немного согревала.
   Это только наши доморощенные корабелы могли додуматься соорудить морскую подлодку с такой низкой рубкой и врожденной склонностью к заливанию волнами. Сами небось море только на картинках видели! Идиоты безрукие! Халтурщики! Это ж надо додуматься, да еще суметь совместить в одном корабле недопустимо большой запас плавучести и отвратную мореходность! Нет, это только наши энтузиасты на такое способны.
   Склоняя корабелов на все стороны, лейтенант совершенно забыл, что ему еще несказанно повезло - Д-3 успела пройти капитальный ремонт и модернизацию. Как раз к началу войны успели. Экипажу однотипной Д-1 приходится куда хуже, вместо заводских стапелей корабль отправили в море. Рубка у них ниже, ограждение мостика не выше роста человека, как на "Красногвардейце", а в метр высотой. Да еще большую часть мостика занимает 102 мм орудие. Раритет послереволюционных времен возрождения флота, однако.
   - Сколько еще топать до пролива? - интересуется Виктор Котлов.
   - Двое суток десятиузловым ходом если волнение не стихнет и солярки хватит.
   - Соляры нам хватит - усмехается командир.
   - А стоит ли ломиться через непогоду? - осторожно интересуется штурман.
   - Сам вижу - капитан-лейтенант Котлов уже задумывался, а не стоит ли сбавить ход. Напоминание штурмана только утвердило его в этой мысли.
   Д-3, экипаж предпочитал старое название "Красногвардеец", корабль немолодой, один из первенцов советского подплава не отличался хорошей мореходностью. Командир представлял себе, что сейчас творится в отсеках. Если рубку захлестывало и люди на мостике цеплялись заледеневшими негнущимися пальцами за поручни, лишь бы не вылететь за борт, то в стальном чреве корабля все переворачивалось с ног на голову. Хуже всего приходилось обитателям носовых отсеков. От ударов волн в правую скулу стальной корпус грохотал как пустая бочка на дровнях.
   Даже представить себе невозможно, что кто-то сейчас мог бы уснуть после тяжелой вахты. Люди изматывались. Палубные настилы буквально проваливались под ногами при каждом ударе волны. Распиханные по отсекам мешки и ящики с провизией срывались со своих мест. Мало того, что в отсеках подлодки жуткая теснота, и порой кажется что люди там просто лишние, так еще рассыпанные по полу банки консервов и картошка добавляют бардака. Лодка только-только вышла в рейд, посему припасов на корабле много, не успели подъесть. Хорошо еще, никого из личного состава не сбросило с койки на палубу.
   Ко всему прочему добавлялись холод и сырость. Но это хоть лучше чем привычные подводникам спертый воздух и жуткая вонь испарений полусотни давно не мытых тел, смешанные с дизельной копотью, запахами соляры, масел, электролита и испортившихся продуктов.
   - Дизельного топлива хватит с лихвой - повторил Котлов.
   - Тогда почему нас отзывают с позиции? Поход безрезультатен. Никого, ни единого дымка, даже перевернутой шлюпки не встретили! Ни одного снаряда не потратили - взрывается штурман.
   Вопрос интересный. За время стоянки в Тронхейм-фьорде подводная лодка Д-3 авральными темпами завершила текущий ремонт, пополнила запасы торпед, снарядов и продовольствия с плавбазы "Умба", приняла полный запас топлива. Автономность по принятым в перегруз запасам провизии и пресной воды рассчитывалась в 30 суток. Это целый месяц крейсирования в Северной Атлантике на пути вражеских конвоев, без учета недели на выход в район рейдерства и возвращения на базу.
   Покинув порт, Д-3 прорвала линии вражеских дозоров южнее Исландии и вышла в океан. Достигнув заданного района, корабль четыре дня патрулировал свой квадрат, но все безрезультатно. Океан был пустынен. Мертвое безмолвие. Только один раз сигнальщик заметил пролетающий самолет. Немедленно пробили тревогу, и подлодка ушла на глубину.
   Естественное любопытство было пересилено еще более естественным инстинктом выживания. В походе любой самолет изначально рассматривается как вражеский. Это нехитрое правило уже успело получить подтверждение кровью. Все помнили трагедию Щ-320. Подлодку потопили всего в сотне миль от норвежских берегов. Как выяснилось, командир не поверил, что вражеские самолеты залетают в зону действия немецкой истребительной авиации. Свою ошибку он понял слишком поздно, когда на подлодку посыпались бомбы.
   Экипажу Д-3 пока везло. Подлодка ни разу ни попала под удар самолетов или эсминцев. Правда, везение штука относительная, на исходе четвертых суток патрулирования Котлов был бы согласен на встречу с английским эсминцем, лишь бы это был корабль охранения конвоя. По опыту немцев от эсминца можно уйти, главное вовремя погрузиться и правильно маневрировать на глубине, уходя от серий глубинных бомб. Да и не всегда английские сигнальщики успевают заметить между волнами рубку субмарины. Гидролокаторы тоже не у всех англичан стоят, да и чувствительность у него не такая уж замечательная, как бают некоторые "знатоки".
   Зато потом, разминувшись с эскортом, можно аккуратно догнать конвой параллельным курсом, дождаться темноты и атаковать. Заметить ночью низкий силуэт подлодки очень сложно, тогда как самим подводникам, ворвавшимся в середину строя конвоя, остается только выбирать цели.
   Невысокая, почти на уровне верхушек волн рубка дает отвратительный обзор. Видимый горизонт составляет всего 5-6 миль. Это мизер, буквально ничтожная точка по сравнению с океанскими просторами. Засечь корабль с такой наблюдательной позиции можно только случайно, если фортуна вынесет подлодку прямо навстречу судну. Котлов с периодичностью в полтора-два часа командовал "Погружение", позволяя акустику прослушать водные толщи. Вдруг да гидрофоны засекут шум винтов?
   На четвертые сутки бесцельного бультыхания вверх-вниз, командир задумался, а не стоит ли сменить район? Собравшиеся на экстренное совещание в кают-компании: старпом, штурман и командир минно-артиллерийской части лейтенант Борис Донцов убили полтора часа на размусоливание очевидной в общем-то сентенции: ничего не ясно. И как дальше быть, тоже непонятно.
   Разумеется, если совершить пробежку в 400 миль курсом на северо-запад, можно выйти на оживленную морскую трассу. Район юго-западнее Исландии считался перспективным, по данным разведки, англичане в последнее время переносили конвойные трассы севернее. Почти к самой границе льдов.
   Правда, с той же степенью достоверности это могла быть дезинформация. Пусть конвойная служба у противника пока была далека от идеала, опять же по данным разведки, на межконтинентальных трассах шастает немало одиночных судов. Желанная добыча для подлодки, даже торпеды тратить не нужно. Достаточно всплыть, догнать посудину и расстрелять ее из пушек, если команда сама не поспешит спустить на воду шлюпки.
   Мечты, мечты. А по радио тоже ничего хорошего не сообщили. Стандартный запрос из штаба и не менее стандартное требование: искать врага и при первой же возможности вступать в бой. Совет хороший, да только на горизонте пустынно, и гидроакустики ничего кроме пения китов не слышат.
   Где искать, если в штабе сами ничего не знают? Передают только сводку погоды, и все. Разведданных с других подлодок или самолетов нет. Коллеги тоже молчат, как рыбы. Плохой знак. При обнаружении конвоя подлодка обязана немедленно передать данные не только в штаб, но и всем нашим кто может слышать. Единственное, с С-3 сообщили об обнаружении и потоплении галоши в полторы тысячи тонн водоизмещением. Одиночное судно это не конвой, пользы от информации как от выеденного яйца.
   Замполит правда пытался утешить Котлова, дескать все будет как прошлый раз. Подлодка тоже долго и безрезультатно патрулировала район, пока не получили разведсводку с немецкой субмарины. Тогда им повезло, удачно вышли на конвой, проходивший всего в тридцати милях от их позиции. Да, порезвились знатно. За время боя выпустили восемь торпед и потопили как минимум три транспорта точно. Еще один они повредили, купец уполз с торпедной пробоиной в носу.
   Лафа кончилась. Рассчитывать второй раз на такую удачу наивно. А верить словам замполита еще хуже. Не для посторонних ушей разумеется, но капитан-лейтенант Котлов недолюбливал своего заместителя по политической части. Натерпелся дури партийного руководителя во времена действия недоброй памяти приказа N 165. Политрук Эммануил Махнов человеком был недалеким, но деятельным и хуже всего: бездумно деятельным. От таких на военном флоте один вред.
   Все эти разговоры и планы по смене квадрата патрулирования в действительности стоили недорого. Виктор Николаевич прекрасно понимал, что командование бригады не будет сдергивать корабль с позиции как минимум неделю, и осторожные намеки и просьбы командира подлодки вызовут только раздражение. Командование само знает как надо. Спорить с начальствующими можно, но осторожно, только заранее подготовив позиции и выждав нужный момент. Иначе дело закончится переводом назойливого командира на более спокойную и менее ответственную должность. Так бывало и не один раз.
   Котлов планировал просидеть в своем районе еще пару-тройку дней, и если ничего не изменится, только тогда высказать инициативу. И как обычно бывает, все тщательные скрупулезные расчеты, все нюансы и оттенки русского языка, любовно втиснутые в короткие рубленые тексты заготовленных заранее радиограмм, все оказалось напрасным и излишним. Недаром армейские говорят, что еще ни один план наступления не пережил начало атаки.
   На исходе прошлой ночи Д-3 получила радиограмму из штаба бригады с недвусмысленным требованием срочно возвращаться в Норвегию. Коротко и четко. Командирам "Красногвардейца" оставалось только гадать, в честь чего такая карусель? Подобные радиограммы получили и другие подлодки бригады Северного Флота. Наши штабные гении не любят мудрить с шифрами, и кодируют все сообщения для бригады одинаково.
   С тех пор прошли сутки. Налетевший с запада шторм не способствовал улучшению настроения командира "Красногвардейца". Неожиданно вспомнилась точно такая же история происшедшая два с половиной года назад.
   Кто не помнит знаменательные события начала 38-го года?! Четверка полярников на дрейфующей станции "Северный полюс-1"! Четверка смельчаков восемь месяцев проведших на льдине! Вся страна, затаив дыхание, следила за небывалой экспедицией наших ученых. Имена Папанина, Ширшова, Федорова и Кренкеля были у всех на слуху.
   В конце января достигнувшая района Гренландии льдина начала раскалываться. Пришло время снимать отважных ученых с ледяного поля. В экспедиции приняли участие гидрографические суда, дирижабль и три подводные лодки. В том числе из Полярного вышла Д-3. Виктор Котлов хорошо помнил пережитые в феврале 38-го тревоги, перенесенные испытания.
   Дирижабль потерпел катастрофу, и вмиг изменилась роль подлодок в экспедиции. Если раньше они должны были служить ориентирами для дирижабля и обеспечивать связь, то теперь вся надежда была только на флот. "Красногвардеец" полным ходом шел к Гренландии. Люди спешили. Каждый час задержки мог быть фатальным. Обломок льдины дрейфующей станции не устойчив, в любой момент может расколоться.
   Поход в сложных метеоусловиях, вдоль кромки льдов, через непогоду. В Датском проливе по курсу все чаще стал попадаться лед. Именно тогда Котлов провел смелый эксперимент - провел подлодку под льдинами. Первым в Советском Флоте! 13-го февраля "Красногвардеец" поднырнул под ледовую перемычку. Всего полчаса под ледяным панцирем, но эти полчаса стоили Котлову и его экипажу как два часа под непрерывной бомбежкой.
   Сухопутному человеку трудно понять, с каким риском был связан этот короткий участок пути, а моряк и объяснять не будет. Слишком очевидно. В случае поломки подлодка не может всплыть, если корабль собьется с курса и не найдет полынью, он так и останется подо льдом. Все могло случиться, любая мелочь могла оказаться фатальной. Эти полчаса подледного плаванья могли завершиться катастрофой.
   Никто из стоявших на мостике "Красногвардейца" перед погружением никогда в этом не признавался, но все они жутко боялись. Только благодаря стальной воле командира людям удалось пересилить свой страх и продолжать работать, как будто им предстоит обычное погружение. А что сам Котлов? Виктор Николаевич предпочитал не вспоминать о своих переживаниях. Он даже в кругу близких друзей, моряков-подводников за рюмкой чая, если кто проявлял настойчивость, переводил разговор в другое русло, или отвечал, что дескать служба такая, чувства и переживания в Уставах не упоминаются.
   В том походе "Красногвардеец" не успел дойти до ледовой станции, его опередили суда "Таймыр" и "Мурман". На траверзе Ян-Майнена подлодка получила приказ возвращаться назад. Папанинцев спасли другие, но само участие в походе запомнилось командиру и экипажу.
   Сейчас стоя на мостике посреди штормовых волн северной Атлантике, капитан-лейтенант Котлов вспоминал тот знаменательный поход февраля 38-го года. Счастливое было время, флот не воевал, а готовился к войне. Готовился радостно, по-стахановски, на всю катушку. Даже странно немного, боевой офицер сожалел о том, что ему приходится топить вражеские суда. Но на палубах и в отсеках английских транспортов такие же люди, как и экипаж Д-3. Они тоже хотят жить, и не виноваты, что из-за дурости и жадности Британского кабинета океан превратился в арену ожесточенной борьбы.
   Котлову хотелось вернуться в то, довоенное время, время дальних походов, научных экспедиций и нормальной человеческой взаимовыручки между моряками. Тщетно. Время вспять не повернуть. Океан пылает огнем, а замеченное на горизонте судно или самолет прежде всего воспринимаются, как враг, которого надо или утопить, или отразить его атаку. Время, когда одним из лучших океанских кораблей является подводная лодка - смертельно опасная и скрытная, корабль-невидимка.
   Д-3 не даром считалась одной из лучших подлодок Северного Флота. Пусть конструкция далека от идеала, по слухам корабелы взяли за образец дореволюционные разработки кораблестроительной программы 1915-го года, но зато экипаж подобрался неплохой, специалисты и командиры менялись редко. Сам Котлов как получил назначение на корабль в 38-м году, так до сих пор им и командовал. Правда, в штабе уже ходили слухи, что в ближайшее время Виктору Котлову дадут новый подводный крейсер серии "К". И эти слухи имели весьма веское подтверждение в виде проектов штатов новых кораблей.
   Д-3 "Красногвардеец" принадлежал к первой очереди серии I. Это большая позиционная лодка с надводным водоизмещением 1361 тонна, практически по своим размерам, внушительной дальности плавания и автономности могла считаться эскадренным подводным крейсером. Единственное, проект отличался невысокой скоростью хода, всего четырнадцать с половиной узлов. Зато корабль мог находиться в море без пополнения припасов целый месяц и пройти за это время экономическим ходом в 8,9 узла почти десять тысяч миль.
   Внушительные цифры. Тем более если их сравнивать со знаменитыми немецкими "семерками". Немецкая морская подлодка обладала дальностью в 8500 миль. Хотя, более крупные корабли серии IX, будучи немного крупнее советских "декабристов" могли пройти 12000 миль, и развивали скорость до 18-и узлов. Новые же советские подводные крейсера имели дальность в 16500 миль. Очень хорошо, внушительно - хоть у берегов Америки и в южной Атлантике работай.
   Соответствующим было и вооружение советской подлодки. Считавшие, что сила подлодки определяется числом торпедных труб, конструктора втиснули в корабль шесть носовых и два кормовых аппарата калибром 533 мм. Кроме того, в первом отсеке хранились шесть запасных торпед.
   На палубе размещалось орудие Б-24ПЛ калибром 100 мм. В кормовую часть рубки судостроители воткнули 45-мм полуавтомат. Пушка, которой лучше бы не было. Балтийские подводники, которым посчастливилось пострелять по финским транспортам во время Зимней войны, докладывали, что для потопления среднетоннажной посудины приходилось тратить минут сорок времени и половину боекомплекта.
   Д-3 в Финской войне не участвовала. Корабль попал в график по капремонту, и с осени по весну ленинградские корабелы возвращали ему вторую молодость. Заводчане переделали ходовую рубку, изменили форму носовой оконечности, опустили орудие на палубу, убрали лишние цистерны плавучести. В результате корабль стал более мореходным, устойчивее на волне, немного сократилось время погружения, улучшился обзор с мостика, с орудием обращаться стало не в пример удобнее и легче. Раньше артиллеристам мешало ограждение ходовой рубки.
   - Товарищ командир, - из люка высунулась голова вахтенного краснофлотца - Вас зовут вниз. Радиограмма важнецкая пришла.
   - Тогда геть на мостик, смотреть за горизонтом - отреагировал Котлов. - Штурман, прими на себя командование.
   Ответ Серебрякова командир уже не слышал. Да и не важно это было. Все равно мы в море одни, кораблей не видно, земля далеко. И отсутствие у лейтенанта Серебрякова допуска к командованию кораблем, не имеет ни какого значения. Человек он неглупый, не первый день в море. Справится.
  

2.

   Зря говорят, что моряки не любят землю. Ерунда все это. Наоборот, отношение флотских к нашей родимой незыблемой тверди под ногами куда более бережное, нежное и трепетное, чем у сухопутных сограждан. Иначе и быть не может. Только тот, кто неделями и месяцами не видит земли, кто отвыкает от неподвижной твердой опоры под ногами, кому ночами снятся родимые осины и кто иногда готов выть на луну от того что родной дом находится на другом конце света может любить сушу, так как моряк.
   Есть поверье, что моряком надо родиться, капитан корабля должен вырасти на берегу моря и с детства слушать морской прибой вместо колыбельной, играть с ракушками на берегу и с молоком матери впитать любовь к соленому морскому воздуху. Наверное, есть в этом доля правды. Но так же верно, что любовь к морю может проявиться в любом возрасте.
   Виктор Котлов помнил, как год назад в Ленинграде на дружеской посиделке в теплой компании морских офицеров один из гостей распинался о высоком, о роли судьбы и места рождения, о наследственном морском характере несвойственном сухопутным крысам. Товарищ успел принять на грудь лишнего, и страдал недержанием речи. Спорить с ним никто не стал.
   Многие из гостей сами в душе соглашались с говорившим, они выросли на берегу моря, их отцы или старшие родственники в свое время служили на флоте. Те же, кто попал на флот по комсомольским наборам, помалкивали и про себя скептически усмехались. Не спорь с дураком - люди могут не заметить между вами разницы. А кто и не обращал внимания на разглагольствования набравшегося по ватерлинию капитан-лейтенанта, мало ли что сболтнешь под хорошую выпивку в дружеской компании, главное чтоб не вразрез с политической линией и не против начальства.
   Никто и не заметил, как сидевший за столом старший лейтенант со значками подводника на форменном кителе молча поднялся, бросил на болтуна красноречивый взгляд из-под бровей и вышел. Виктор Котлов не собирался с кем либо спорить. Ему просто было противно оставаться под одной крышей с самовлюбленным болваном, гордившемся тем, что его дядя в свое время десять лет служил на флоте, дослужился до унтер офицера и вовремя перешел на сторону Революции.
   Подводник спокойно вышел из квартиры, спустился во двор и, не оборачиваясь, двинулся в сторону Мойки. Только дойдя до мостика, Виктор набил трубку и закурил. Глупо получилось, но он не мог иначе. Обида, смешная в общем то, но оставаться с компанией он не хотел. Табак помог успокоиться, привел мысли и чувства в порядок. Ничего страшного не случилось.
   Гнев и злоба постепенно отступали, мало ли кто что сболтнет под загрузкой. Сам потом будет раскаиваться, да еще чего доброго побежит извиняться. Таких вещей Котлов не любил. Извинения это нечто старорежимное, поповское. Дескать, извинился перед человеком и с тебя как с гуся вода - ничего ему больше не должен.
   Виктор Котлов вспомнил, как в далеком детстве ему досталось от отца за разваленную поленицу дров. Поиграли с дружками в штурм Перекопа Красной армией. Игра шла весело и с размахом, так что проходящие мимо старушки мелко крестились, при виде с гиканьем прыгавшим по сложенным из дров "укреплениям" шкетов.
   Вечером наступила расплата. Извинениями и униженными мольбами о прощении не обошлось. Витьке и пойманным на месте преступления его друзьям и братьям пришлось до глубокой ночи складывать дрова обратно в поленицу. Урок пошел в прок - на собственной шкуре понял, что чужой труд надо уважать. Любой труд надо уважать.
   Длинный, летний вечер, спешащие по своим делам редкие прохожие, воркующая на скамейке парочка. Идиллия. В такие вот вечера не хочется возвращаться домой. Лучше неторопливо гулять по ночному городу. В голове Виктора сверкнула мысль, срезать напрямик до Невского, нырнуть под арку Генштаба, пройти мимо Русского музея и выйти к Катькиному садику. Пройтись по старым улочкам, над неспешно текущей по каналам темной водой. Выкурить еще одну трубку на Марсовом поле, наблюдая за целующимися под старыми дубами парочками. Молодость вспомнить.
   "О! Нашел старика!" - расхохотался Виктор в ответ своим мыслям. Всего то 31 год исполнился. Забавно, до этого момента он напрочь забыл о своем возрасте - семейные заботы, двое шебутных беспокойных малышей, вековечный, испортивший сограждан квартирный вопрос и бытовые неурядицы, служба, ответственность за боевой корабль и полсотни человек экипажа. А всего то оказывается, третий десяток разменял.
   Впрочем, если так посудить - на подплаве в званиях растут быстро. Самые опасные корабли, в первую очередь для своего экипажа, самые жуткие условия во время похода и нулевая обитаемость. Старики у нас не задерживаются. Стариками у нас называют тридцатилетних командиров, таких как старший лейтенант Виктор Котлов.
   В свое время в училище имени Фрунзе курсантам на лекциях рассказывали об истории подводного флота. Когда в еще царском флоте только-только появились первые подводные лодки вместе с кораблями возник вопрос: какое жалование положить офицерам? Тогда все делалось по ранжиру, по инструкции, как начальство утвердило. А вот штатов на подводников не было.
   Говорили, штабные и финансисты и так рядили, и этак. Все не то. С одной стороны - много, не по погонам довольствие. А если иначе взглянуть - слишком мало выходит, под водой плавать, не зная всплывешь или нет, не каждый пойдет. Набирали в подплав самых отчаянных, а такие не только с противником, но и с начальством дерзко разговаривают.
   В итоге вопрос решил один старый заслуженный адмирал. Некоторые баяли, будто не адмирал, а чуть ли не великий князь. Но это не важно. Выслушал адмирал спорщиков да и предложил: "А сколько сами запросят, столько им жалование и положите. Для казны ущерба не будет. Все равно потопнут".
   Байка старая, жаль - те ставки ныне не действуют. Хотя честно, и при советской власти жаловаться было грех. Довольствие подводникам всегда выделяли по высшему разряду. Даже знаменитая винная порция сохранялась. Нынче ее назвали иначе, и обосновывали врачебной необходимостью. Но как бы там ни было, но вино подводникам выделяли исправно. В походе по 200 граммов на человека в сутки. Прочее довольствие тоже не задерживали, пусть не коммунизм, но жить можно, на семью хватает. Даже жилье выделяют вне очереди.
   В свое время Котлов очень удивился, когда, перегнав корабль в Ленинград на Балтийский завод, узнал, что ему уже выделили неплохую коммуналку на Васильевском острове на все время ремонта. Остальные корабельные командиры тоже не остались на улице: или комната в городе, или отдельная квартира на территории военной части. Больше всего этому факту обрадовалась Леночка - переезд из Полярного в Ленинград она восприняла как настоящее чудо.
   Виктор прекрасно понимал супругу, заполярье не самое лучшее место для молодой женщины, но служба есть служба. Задерживаться в Ленинграде сверх необходимости он не собирался. Влачить жалкое существование сухопутного моряка, видеть море только с берега было выше его сил. Да и какое это море?! Жалкая лужа, пресноводный залив, перекрытый со всех сторон берегами иностранных государств, лимитрофов, бывших российских колоний.
   Другое дело - Север! Открытые морские просторы, незамерзающий порт, постоянные походы, научные экспедиции, прекрасные, сильные, открытые люди. Недаром сосед семьи Котловых старый помор Саша Авраменко говаривал: "На юге легче гнутся спины. Воздух севера делает свободным". Такова жизнь, недаром поморы никогда не знали рабства и крепостного права. Не жаловали они и туповатых, гонористых чиновников, не видевших дальше своего носа и все меривших своим карманом.
   В тот вечер, Виктор Котлов с одной стороны грустил по Полярному, простым человеческим отношениям в бригаде подплава и штабе Северного Флота. И одновременно он не хотел уезжать из Ленинграда. Город Революции покорил его сердце еще во времена голодной и бесшабашной курсантской юности.
   Большой город, широкие улицы и проспекты, непривычные пареньку из Нижненовгородской губернии каналы и мосты. Новые друзья, флот, первое знакомство с морем, будоражащие кровь рассказы наставников о дальних походах. И любовь! Танцы по вечерам, свидания с местными скромницами и совершенно случайная встреча с Еленой. Случайная на первый взгляд.
   Только потом, через несколько лет, уже после окончания училища, получения Виктором первого в жизни назначения на флот и женитьбы они поняли, что встреча была неслучайной. Это было зимой, подводная лодка задерживалась в море, отмеренные сроки возвращения вышли, связи с кораблем не было. Один из первых кораблей советского флота, не особенно надежная техника, зимнее штормовое море, случиться могло все что угодно.
   На берегу начали беспокоиться, только когда прошли три дня с предписанного срока возвращения из похода. Поднявшиеся в небо гидропланы тщательно обыскивали прилегающую акваторию. Командующий бригадой подплава запросил помощь у штаба флота, но корабли не были готовы к выходу в море. С большим трудом удалось в авральном темпе снарядить и вывести из Полярного два сторожевика.
   Корабли шли через шторм по возможным маршрутам возвращения подлодки. Несмотря на непогоду, на мостиках и палубах держали усиленные вахты сигнальщиков и наблюдателей. Десятки биноклей неусыпно обшаривали морскую поверхность. Каждое мелькнувшее среди волн бревно, обломок дерева, ящик привлекали к себе внимание. Тщетно, два сторожевика и несколько гидросамолетов ближнего действия и не могли обшарить весь район.
   На пятые сутки с момента объявления тревоги, когда всем уже было ясно, что корабль не вернется, когда поиск продолжался только потому, что иначе нельзя, нельзя бросать товарищей, пока еще есть надежда, потерянная подлодка вошла в Кольский залив. К тому времени, когда корабль подошел к порту, на пирсе собрался почти весь наличный состав военной базы. И одними из первых к спускающимся по трапу усталым, небритым морякам бросились их жены.
   Официальная церемония встречи была безбожно скомкана, но оно и к лучшему. Командующий бригадой счел за благо не мешать людям, а спокойно подождать пока все не успокоится, и только потом выслушать доклад. Причиной задержки корабля оказалась банальная поломка дизелей. Подлодка неделю дрейфовала в штормовом море не границе плавучих льдов, пока механики не отремонтировали моторы. Кроме того, в шторм сорвало антенну, а передатчики вышли из строя от сотрясений корпуса. По идее, ЧП, но так как все закончилось благополучно, шум поднимать не стали, а командиры подлодки и БЧ-5 получили поощрения от начальства.
   Именно тогда, обнимая на продуваемом всеми ветрами пирсе плачущую от радости Леночку, штурман Виктор Котлов и понял, что та встреча в далеком Ленинграде была не случайной. Судьба ненавязчиво столкнула две судьбы и дала им шанс слиться воедино. Некто невидимый и напрочь отрицаемый коммунистической идеологией незаметно помог молодым людям встретить друг друга. Дальнейшее же зависело только от них. И они не упустили свой шанс. Через много лет, и вернувшись в Ленинград, и на мостике крейсирующего в Атлантике боевого корабля, и уже после войны Котлов ни разу не пожалел о случившемся и прожитых вдвоем с Леной годах.
   Воспоминания воспоминаниями, а время между тем идет. Идея пройтись одному по улицам выветрилась из головы так же, как и пришла. Дома ждут. Докурив трубку, старший лейтенант Котлов застегнул ворот реглана и направился вдоль Мойки к Адмиралтейству. Дальше его путь лежал мимо Зимнего, через мост, вдоль Биржи и по Среднему Проспекту домой.
   Время шло. Не смотря на грозные требования Наркомата флота, балтийские рабочие не спешили завершать ремонт. Их тоже можно было понять - план заводу навалили такой, что средств и ресурсов на ремонт кораблей почти не оставалось. Но зато начальство не оставляло своих застрявших на берегу моряков без внимания. На командиров навалились обязательные учебные курсы, кроме того, никто не освобождал их от обязанности готовить личный состав к службе.
   Пусть срочнослужащие экипажа море видели только с берега, пусть не все могли написать свою фамилию без ошибок, но нормативы существовали, сроки экзаменаций никто не переносил. За заваленные же результаты вполне можно получить по шапке. Можно ли сделать из призывников настоящих моряков, не выпуская их в море, только во время кратких выходах на учебных лайбах в Кронштадт и обратно, это другой вопрос. Как показал опыт, научить владению техникой и вбить в головы основы дисциплины и субординации можно. Остальное же зависит от командиров и старшин.
   Зачеты экипаж Котлова сдавал, людей готовили. Если уж нет возможности учиться на практике, делали упор на теорию. Начальство смотрело на заботы подводников благосклонно, помогало, чем могло. Хотя могло оно мало. Не смотря на настойчивые просьбы старшего лейтенанта Котлова и его замполита политрука Эммануила Махнова, пытавшегося поспособствовать делу со своей стороны, ни одного выхода в море на учебной подлодке им не дали.
   Грубо говоря, североморских подводников футболили. Командование балтийских бригад просило бумагу с официальной заявкой от штаба Северного Флота. Свои долго не могли понять, зачем это нужно, но в итоге разродились нужным рапортом. Пока бумага ходила по инстанциям, пока согласовывалась и утверждалась, шло время. В итоге наступила поздняя осень. Финский залив покрылся льдом. А еще раньше началась финская война. Естественно, ни о каких учебных плаваниях речи быть не могло.
   Виктор регулярно наведывался к балтийским коллегам. Благо пропуска позволяли почти беспрепятственно бывать в штабах и базах. Моряка интересовало: как идут наши дела на морских рубежах? Говорили разное. Но по крупицам, обрывкам, недомолвкам и намекам удалось собрать более-менее целостную картину войны. Да, не все было так хорошо, как писали в газетах. Будучи человеком неглупым, Котлов о своем открытии помалкивал, но на ус мотал.
   После нового года с началом большого наступления Красной Армии на Карельском перешейке флотское начальство неожиданно расщедрилось присвоением очередного звания. Пришлось устраивать банкет. Друзья и товарищи поздравляли целую неделю подряд. Хорошо время провели, и заслужено - капитан-лейтенанта не каждый день дают. Даже Махнов умудрился ничего не испортить и не перевести дружеский вечер в ресторане в политинформацию.
   Время идет. Война завершилась. В апреле 40-го заводчане наконец-то вывели многострадальный "Красногвардеец" из дока. Пришло время принимать корабль, сдавать учебные задачи и возвращаться в Полярный. Для Виктора Котлова далекий северный порт за полярным кругом был куда ближе и роднее многолюдного чопорного Ленинграда.
   Естественно, не все командиры корабля и специалисты разделяли мнение своего командира. Замполит однажды обмолвился, что мечтает сделать карьеру в столице, в политическом управлении наркомата. Старпом и командир БЧ-5 за последние месяцы прикипели душой к Северной Пальмире. Большой город давал куда больше возможностей весело провести время, чем небольшой поселок на берегу Кольского залива.
   И опять жизнь показала, что человек предполагает, а некто располагает. Не успели подбить итоги одной войны, как грянула следующая. Вероломный, подлый удар английской и французской авиации по Баку и Мурманску буквально перевернул мир с ног на голову. С этого момента возвращение подлодки Д-3 на Север было отложено на будущее. В первую очередь команду и корабль готовили к походам в Северную Атлантику.
   Не известно, о чем думало наше командование, скорее всего за неимением лучшего, использовали то, что есть. Показавший себя далеко не с лучшей стороны в финской войне подводный флот был вынужден бросить вызов конвойным силам Британской Империи. Не все это понимали, не все отошли от угара первых побед и патетики бравурных маршей, речитатива громких восторженных фраз с газетных передовиц и официальных собраний. Немногочисленные же командиры, владевшие ситуацией, предпочитали молчать. Одним из таких был капитан-лейтенант Виктор Котлов.
   Опять совершенно неожиданно вспомнилась старая история осени 39го. Та веселая компания, собравшаяся на квартире одного из молодых командиров Балтфлота, и пьяные разглагольствования перебравшего лишнего красноносого апологета флотской кастовости. В душе Виктор понимал, что капитан-лейтенант Шубин не так уж и ошибался. Действительно, моряка надо воспитывать с детства.
   Другое дело, не всегда получается, так как надо, как положено. Сам Виктор попал в морское училище по комсомольской путевке, как и большинство командиров советского флота, к слову сказать. Сухопутный человек, совсем сухопутный. До того момента, как в первый раз в жизни не увидел бескрайние морские просторы и не попал на палубу дряхлого ветерана флота "Авроры", служившего сейчас в качестве учебного корабля.
   Странно, но Виктор Котлов в отличие от многих таких вот, моряков в первом поколении, влюбился в море с первого взгляда, с первого глотка чистого соленого воздуха, с первых брызг воды в лицо, с первой минуты на качающейся, уходящей из-под ног палубы. Пусть его отец простой советский служащий, ни разу в жизни не видевший моря. Пусть сам Виктор вырос в небольшом городке Богородске Горьковского края. Пусть. Все это сейчас не имеет значения.
   Голос предков - так это называется? В душе Виктор считал, что так оно и есть. Или Предназначение, не при замполите будь сказано. Не поймет ведь, бедняжка. Сам коренной москвич Эммануил Махнов не понимал и не любил морскую стихию. А о Предназначении и подобных неподвластных диалектическому материализму вещах говорить просто опасно.
   Жизнь такая штука, что к ней нельзя относится несерьезно, и слишком серьезно тоже нельзя. Когда-то очень давно жившая на окраине Богородска старая родственница со стороны мамы предсказала Вите Котлову, что когда тот вырастет, станет известным командиром большого корабля. Естественно, никто слова старухи всерьез не воспринял. Сам Витя образцовый пионер и атеист, считавший себя выше темных дореволюционных суеверий и религиозного дурмана, выслушал бабушку Алевтину только вежливости ради, из уважения к ее сединам и в тот же день напрочь все забыл.
   По прошествии многих лет Виктор уже не так скептично относился к словам старухи. Помнил уважительное и несколько боязливое отношение знакомых к бабе Але. Люди шептались: дескать, бабушка ведает, есть у нее сила, и крепка не по годам. Помнили, что не один раз баба Аля помогала кому словом, кому травами или снадобьем, а кому и Заговором. Не проста старушка, ой как не проста. И слова ее всегда сбывались, потому что, говорила только по делу. А может? Всякое на белом свете бывает, всякое.
   Через много лет, будучи курсантом, Котлов вспомнил слова бабушки. Ведь, он и не думал в свое время, что поступит в военно-морское. И помыслить такого не мог, самое большое, что он видел так это Волга. Да и то, несколько раз в жизни, когда с отцом ездил в Нижний. Однако получилось, так что Виктор выбрал себе судьбу моряка, или Судьба его выбрала. Трудно сказать.
   Жизнь показала, что бабушка Алевтина во многом была права. Котлов относился к этому философски: дескать, нечего на Судьбу надеяться - надобно и самому пошевеливаться, но иногда корил себя за то, что не внимательно слушал старших. Потому что, баба Аля говорила, что Витька не только станет большим командиром. В его жизни роковую роль сыграет непонятный, упертый круглолицый рыжий человек. Из-за этого человека Виктор может исчезнуть без следа в морской пучине, погибнуть. А может переломить судьбу и достичь больших чинов.
   К чинам Котлов относился спокойно, карьеризмом не увлекался, к начальству не подлизывался, не прогибался, но погибать раньше времени, ясно дело, не хотел. Только дурак рискует почем зря. И если до войны командир "Красногвардейца" не задумывался, о своем будущем, то во время походов в пылающую огнем Атлантику иногда сожалел, что невнимательно слушал бабушку. Может, что и говорила старушка, как избежать беды. Да разве теперь вспомнить?!
   В этом была и еще одна причина неприязни Виктора Котлова к своему круглолицему кучерявому замполиту. "Бойся круглолицего рыжего человека. С ним исчезнешь в пучине, и следа не останется" - звучал в голове скрипучий, простуженный голос старухи. А что дальше, Виктор забыл. Кажется, он тогда в отрочестве и не дослушал, пробормотал обещание быть осторожным и сбежал к друзьям воздушного змея запускать. Идея же выпросить отпуск, приехать домой, да порасспросить бабу Алю как следует, как всегда, пришла в голову слишком поздно. Пять лет назад бабушка умерла.
  
  

3.

  
   Сражение за Северную Атлантику в самом разгаре. Немногочисленные, слабые флоты континентальных держав не на жизнь, а на смерть сцепились с прославленным, непобедимым Гранд Флитом. Битва за линии снабжения шла с переменным успехом. Один за другим тонули транспорты, густые облака черного дыма поднимались над пылающими танкерами, бомбардировщики обрушивали свой смертоносный груз на зашедшие в зону их действия корабли.
   Камнем на дно шли закиданные глубинными бомбами подлодки. Эскортные силы конвоев и маневренные соединения крейсеров-охотников безжалостно расстреливали советские и немецкие рейдеры. Горели и рушились в океанские волны, попавшие под плотный зенитный огонь, самолеты. На всем пространстве океана вспыхивали яростные схватки между кораблями. Обе стороны дрались отчаянно, отступать им было некуда.
   Но, несмотря на ярость сражения, несмотря на накал битвы и героизм простых бойцов, исход грандиозной баталии решался не на корабельных палубах, не в тесных отсеках подлодок и эсминцев, не в кабинах самолетов, не на наблюдательных постах, и даже не в рубках линкоров. Нет, главное сражение шло за тысячи миль от океана, в окрестностях сугубо сухопутных городов.
   Люди, разыгрывавшие грандиозную шахматную партию, зачастую никогда в жизни не командовали даже рыбацкой лайбой, не то, что боевым кораблем. Но зато в их руках была огромная власть, неимоверные ресурсы, индустриальная и военная мощь держав. На плечи игроков давила страшная ответственность.
   Цена проигрыша или просто неверного хода зачастую измерялась сотнями тысяч, миллионами человеческих жизней, судьбами целых стран. На кону стояли не вульгарные транспорты с сырьем и продовольствием, не боевые корабли и эскадры самолетов. Нет, счет шел на годы и десятилетия невидимой гонки между державами.
   Поражение означало отбрасывание страны назад, потерю темпов роста, отказ от внешних дешевых ресурсов и необходимость жить и развиваться за счет своих граждан, за счет пота и крови своих людей. Победа же давала шанс удержаться на своих позициях, улучшить свое положение на глобальной шахматной доске, выиграть темпы развития, возможность не погибнуть, не потерять все, не скатиться на роль объекта большой политики, вынужденного вечно платить за свое поражение.
   Цена поражения была слишком велика. Не эскадры кораблей, не авиаполки, не танковые дивизии, а само будущее - вот ставка в глобальной игре. Не больше и не меньше. Ставка требовала серьезного, взвешенного подхода к войне, ответственность лежала на плечах Игроков неподъемным грузом. Вечная, непрекращающаяся ни на минуту борьба держав. Война же это только один из элементов этой борьбы, продолжение политики другими средствами.
   Летом 40го года два игрока схлестнулись в кровавом поединке. Один из бойцов, успел заручиться поддержкой пока нейтрального, дружелюбно нейтрального союзника, но совершил ошибку и неосторожно задел еще одного игрока. Этого до сего момента не считали противником, полагали не субъектом, а объектом, просто территорией, которую при удачном стечении обстоятельств можно взять под контроль.
   Как оказалось, слабость рыхлого, криворожего великана оказалась показной, и ноги у него были не глиняными. Получив неожиданный удар под дых, старый медведь резво ответил агрессору парой чувствительных оплеух. По всему выходило, что он должен драться против обидчика в союзе со своим соседом. Но сосед сам был не промах и оценивающим взглядом поглядывал на берлогу и шкуру медведя. Стоило ли драться при таком раскладе? Может лучше вовремя отойти в сторону, поднакопить силенок, пока враги с азартом колошматят друг друга? Или лучше вдвоем добить задиру? Что делать? Противник то не из слабачков.
  
   - Вы, товарищи согласны с участием нашего флота в десантной операции? - Сталин обращался сразу к Кузнецову, Галлеру и Трибуцу, но при этом всем участникам совещания казалось, что вопрос обращен лично к каждому. Небольшие размеры и скромная обстановка кабинета усиливали впечатление. Спешить с ответом на вопрос не стоило. Необдуманные фразы бросают тень на говорящего, ставят под сомнение его компетентность.
   Сталин не даром считался опытным и умным оратором. При этом таланты вождя подкреплялись огромной властью. Мало кто рисковал спорить с носителем такой власти, и зачастую спор, или даже попытка оспорить Сталина, заканчивались с вполне предсказуемым и печальным результатом. Исключения тоже были, но таковыми становились люди по своим личным качествам мало чем уступающие вождю. Само по себе это было большой редкостью.
   Нарком тяжелого машиностроения Малышев тихо вздохнул и скосил глаза в сторону нового наркома судостроения Ивана Носенко. Малышев чувствовал, что как бы разговор не пошел, но он обязательно коснется качества и количества строящихся кораблей. Возможности нашей промышленности Вячеслав Александрович знал хорошо. Слишком хорошо, к сожалению. К счастью, Сталин тоже в последние месяцы избавился от части иллюзий питаемых по отношению к нашим верфям.
   Удовлетворить все запросы адмиралов мы не можем. Любимую Сталиным программу Большого Флота тоже не освоим. Хорошо, удалось на время притормозить строительство линкоров в пользу легких кораблей. И то хлеб. Потом конечно шишки посыплются, обязательно найдутся стрелочники, на которых и свалят всю вину за провал программы. И хорошо если таковыми назначат действительно никчемных, бесталанных и просто лишних людишек. По крайней мере, нарком на это надеялся.
   - Я полагаю, что мы можем не только участвовать, но и всеми силами содействовать успеху высадки в Англии. Решительно, смело атаковать противника, не считаясь с риском - по голосу Кузнецова чувствовалось, что последние слова он выдавил из себя с трудом. - Операция "Гроза" это наш единственный шанс закрепить успехи этого года и выйти на новые рубежи.
   - Очень интересно. А Вы, товарищ Кузнецов, знаете, сколько народных средств ушло на флот, который Вы собираетесь бросить против английских дредноутов? Вы уже консультировались с товарищами Малышевым и Галлером?
   - И тем не менее, мы посовещавшись пришли к выводу, о необходимости нашего активного участия в операции по прикрытию десанта и самой десантной операции - уверено заявил Галлер - мы согласны с предложением Политбюро - вовремя поправился Лев Михайлович.
   Зам. наркома по кораблестроению всем своим видом демонстрировал, что полностью разделяет озвученное Кузнецовым предложение. В отличие от осторожного плана, озвученного Молотовым: поддержать союзника, помочь с десантными средствами, взять на себя отвлекающие маневры, моряки посчитали, что надо или браться за дело серьезно, или вообще отказаться от участия в операции. Любые промежуточные варианты вели к провалу высадки, поражению и некомпенсированным потерям.
   В устах Льва Михайловича данное заявление звучало непривычно. В бытность свою командующим Балтийским флотом Галлер зарекомендовал себя грамотным, опытным специалистом и осторожным человеком. Да, он обычно придерживался умеренной линии. И уж тем более, он прекрасно знал реальное положение дел на флоте, знал, сколько минут продержатся наши "Марат" и "Октябрьская революция" под огнем английских линкоров.
   - В операции необходимо участие не только ядра Балтфлота, но и вспомогательных сил, в том числе наши штабные специалисты настаивают на частичной мобилизации подходящих транспортных судов - Кузнецов быстро справился с волнением, не время мандражировать, от этого совещания и от того насколько убедительными будут его доводы зависело многое, в том числе и судьба самого Николая Герасимовича. - Переброска в порты Северного моря будет производиться быстрыми темпами по мере комплектования флотилий.
   Лев Галлер коротко кивнул, соглашаясь со словами наркома, он сам принимал деятельное участие в разработке советской части плана. "Гроза" модернизированный и глубоко проработанный с учетом участия советских армии и флота вариант старой германской разработки "Морской лев". Более того, операция готовится под прямым руководством Галлера. В этой части Николай Кузнецов предпочел положиться на старого проверенного заместителя по кораблестроению в пику недавно назначенному главкому Балтфлота Владимиру Трибуцу.
   - Наш флот собирается пахать за немцев? Сумеете ли? - усмехнулся Тимошенко.
   - Не за немцев, а вместе с немцами - парировал Кузнецов.
   Моряки рисковали, но этот риск был оправдан и тщательно взвешен. Все было рассчитано. При подготовке плана главный морской штаб учитывал реальное положение дел на флотах, опыт финской войны и работу наших подлодок и вспомогательных крейсеров в Атлантике. Нечего и говорить, опыт во многом был отрицательным, но это тоже опыт. Даже из неудач можно извлечь пользу.
   Иосиф Виссарионович человеком был умным и осторожным, на откровенную авантюру его не подбить. Многие уже убедились в этом на собственном опыте. Выжившие могут подтвердить. Зато если сегодня удастся развеять сомнения генерального секретаря партии, то наркомат ВМФ многое выиграет, в том числе уже потом после победы, будет хороший шанс на основе полученного опыта скорректировать кораблестроительные программы.
   Один из талантов Сталина - неожиданно получилось так, высказанная им идея, совет, обрели новых авторов в лице руководства наркомата флота. И сейчас уже не Сталин предлагал нашему флоту проработать план нашего участия в десанте, а флот выдвигал план полноценной военной операции. А вместе с планом брал на себя полную ответственность за результат.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"