В давние-давние времена жило в Сибири могучее племя - Саяны. Люди этого племени были сильные, гордые, умелые. Они пасли коней в привольных степях, добывали зверя в густой тайге, ловили рыбу в светлых полноводных реках. А правил этим народом великий царь Танзыбей. Были у него и верные помощники: двоюродный брат князь Арадан и советник, мудрый старейшина Вериго. Под их правлением жили Саяны и процветали.
Но внезапно пришла беда на их землю. В монгольских степях появился грозный воитель - Чингиз-хан, Потрясатель Вселенной. Он стал собирать под свою мощную и жестокую власть все племена Центральной Азии. И вскоре земли, которые занимало племя Саян, подверглись нападению бесчисленных орд монгольского царя. Первыми испытали ужасы войны восточные земли, где правил князь Арадан. Перед решающим боем послал Арадан брату Танзыбею на сохранение свою казну и своё главное сокровище - дочь Ою. Хотя было Ое всего 5 лет, она обещала со временем стать замечательной красавицей и уже в эти ранние годы отличалась умом и трудолюбием. Танзыбей обещал Арадану сохранить всё его достояние, а Ою растить, как собственную дочь, не отличая от родного сына - Кулумыса.
В кровавом трёхдневном сражении на реке Она йоред (отряд) Арадана погиб полностью, но не смог сдержать полчища врагов. Один только гонец привёз царю Танзыбею страшную весть о сокрушительном поражении и тут же, у ног правителя умер от тяжёлых ран.
Тогда призвал Танзыбей достойного Вериго и стали они решать, как им быть дальше. О том, чтобы сдаться и стать рабами жестокого Чингиз-хана не могло быть и речи. Оставалось только одно: принять неравный бой среди родных степей и погибнуть всем, до единого человека. И тут, перед царём и его советником, явилась мать Танзыбея, старая Буйба. Она давно уже жила одна в глухом лесу и стала могущественной ведьмой, познав силу трав и вод, дерева и земли, огня и камня. И рассказала Буйба, что есть в сердце гор благодатное место, где сможет укрыться от врагов народ Саян. Там, охраняемые силами родной земли, люди смогут пережить тяжёлое время. Но Танзыбей и Вериго знали, что весь народ спасти не удастся. Не позволят враги исчезнуть без следа целому племени. Тогда решили они, что все взрослые мужчины и женщины вступят в смертельный бой и дадут возможность спастись своему будущему - своим детям. Дети младше 15 лет уйдут в горы вслед за Буйбой и там, под предводительством сына царя - 13-летнего Кулумыса создадут новое царство. А помогать во всех делах молодому царю будет 15-летний сын Вериго - Змеиго. Змеиго, несмотря на свою молодость, считался одним из самых образованных и талантливых людей племени.
В мрачную грозовую ночь собрали Саяны своих детей и, без слёз и стенаний, с одной лишь надеждой проводили их в дальний и трудный путь. А по всей земле прошёл слух, что гордое и свободолюбивое племя, перед решающей схваткой с сильным и беспощадным врагом, предали смерти детей своих, сбросив их с утёса в воды бурного Ионесси. Защищая свою родину, погибли и славный царь Танзыбей, и верный Вериго, и все-все Саяны. Но никто не выдал врагам главной тайны племени, никто не предал своих детей. Не осталось у Саян прошлого, осталось только будущее ...
Минуло 20 лет. Под предводительством Змеиго молодые Саяны построили в горах небольшой удобно устроенный город с каменным дворцом царя, с рынком, с жилыми домами и вместительными амбарами, с лестницами и мостиками, с водоводом от таёжной речки, с капищами своих богов. Город окружала высокая каменная стена, нависающая над бездонной пропастью. Эта стена защищала и маскировала город, да так, что посторонний взгляд не мог на расстоянии отличить природные скалы от искусственных построек. К Каменному городу вела только одна, тщательно скрываемая, тропа, а в оборонительной стене были только одни ворота. Ворота также были каменные и чужаки не смогли бы их открыть ни руками, ни тараном, ни чародейским словом. Зато любой Саян мог в одиночку с лёгкостью их открыть и закрыть, так как ворота управлялись хитроумным механизмом, работающим на силе горной воды.
Саяны, обученные Змеиго, завели в окрестностях города на таёжных гарях поля злаков и съедобных трав. Они ловили рыбу в глубоких горных озёрах, били зверя и птицу в лесных угодьях. Племя, едва не угасшее, снова жило и процветало, у спасшихся детей родились свои дети.
Кулумыс возмужал, стал настоящим богатырём, стал великим царём своего народа и повторением своего отца. Он был сильным воином, и отважным, и неутомимым охотником. А ещё он любил прекрасную Ою, но не мог жениться на ней, пока не будет отстроен Каменный город и его народ не окажется в полной безопасности.
Оя за эти годы также выросла и превратилась из красивой девочки в девушку, красивее которой мир ещё не видел. Она верно ждала своего Кулумыса, ждала, когда он исполнит свой обет. Она знала, что для настоящего царя, настоящего героя, каким был Кулумыс, главным в жизни является честь, долг, ответственность за свой народ.
А вот для Змеиго превыше всего на свете была любовь. Все эти 20 лет он беззаветно и безответно любил только Ою. Ей он посвящал стихи и песни, которые, не зная имени автора, пел весь народ, включая и царя. Для неё он создал Светлицу - пристройку к дворцу, шедевр архитектуры, настоящую поэму из камня! В то время, как Кулумыс часто уезжал из Каменного города, много дней проводя на охоте, в стычках с горскими племенами, или выслеживая шпионов монгольского хана, Змеиго ни разу не покинул своего города. Здесь он жил, работал, творил. И он каждый день видел красавицу Ою. Ту, которую он втайне любил, которая его вдохновляла. Однако Оя воспринимала Змеиго всего лишь, как друга, помощника, умного собеседника. Ведь всем сердцем она любила красивого, стройного и отважного Кулумыса, а не круглолицего, полнотелого, мечтательного Змеиго.
Итак, прошло 20 лет, Каменный город построен. Теперь племя Саян надёжно защищено и может спокойно жить в укромной долине, обрамлённой каменными "пальцами", не опасаясь больше никаких врагов. И, как венец всех дел, назначена свадьба Кулумыса и Ои, в самый "День Первого Урожая" будет большой праздник - ТОЙ. К празднику готовился весь город, везде только о нём и говорили, все модницы шили новые наряды, все стряпухи готовили лучшие кушанья.
Из всего народа не рад был предстоящей свадьбе только один человек. Это был, конечно, Змеиго. Увидав воочию брачные приготовления Кулумыса, увидев наряд невесты, который с неприкрытым восторгом готовила Оя, понял Змеиго, что мечта всей его жизни рушится и что его любовь навсегда уходит к другому. В гОре и отчаянии бежал Змеиго из города построенного им, из места, где всех обитателей ждёт счастье, а его только тоска и безнадёжность.
Выбравшись из Каменного города, прошёл он заповедной тропой над пропастью, мимо коварно-опасных каменистых россыпей-курумников и углубился в тайгу не зная, что ждёт его впереди и что делать дальше. Да беглеца и не волновала больше собственная судьба: сгинет ли он в дебрях, станет ли жертвой диких зверей или ему суждено доживать свой век у чужих народов. Он знал лишь, что любовь его погибла.
Так, шёл Змеиго по тайге, не разбирая дороги, и вдруг, вместе с шумом быстротекущей воды, до него донёсся крик. Он выбежал на берег и увидел среди камней и бурунов таёжной речки тонущего человека. Змеиго срубил молодое деревце и спас погибающего. На берегу они развели жаркий костёр и весь вечер и всю ночь провели, попивая горячий душистый чай и беседуя.
Спасённого звали Туранчок, он был разъездным торговцем из племени Хубсугол. Он много путешествовал и много знал, а кроме того, будучи грамотным человеком, он вёл записи о своих поездках, о странах и народах, которые видел и о достославных событиях, которые происходили в мире. В этих глухих местах он попал в беду, потерял трёх коней, погонщика и большую часть товаров. Удалось спасти только заплечный мешок с записями и самыми ценными вещами. Змеиго, забыв об осторожности, жадно расспрашивал нового человека о том, что делается в большом мире. Туранчок охотно рассказал ему, что великий и непобедимый Чингиз-хан покорил весь мир и создал империю от Восточного моря и островов Джапан-Го, где восходит солнце, до Западного моря и вечно туманного острова Аль-Бион. В его империи народы живут по суровым, но справедливым законам и все, кто признаёт власть Великого Хана, благоденствуют. А столица, город Каракорум, стоящий в бескрайней степи, прекрасен, застроен дворцами и храмами, окружён зелёными садами, освежен прудами и фонтанами. Это город стал сосредоточием мировой культуры и столицей искусств.
Туранчок рассказал о своём знакомстве с путешественником и писателем из далёких Западных стран Марко Поло, проехавшим весь свет, чтобы лицезреть Великого Хана и несравненный город Каракорум.
В заключение своего рассказа торговец подарил Змеиго новое издание книги арабского учёного Ибн Сины "Справочник по народной и традиционной медицине". Книга была издана в
Бэйцзинской типографии на чудесной китайской бумаге, снабжена цветными иллюстрациями и стоила, наверное, целое состояние! Змеиго с восторгом принял этот бесценный дар.
Сначала Змеиго немного дичился незнакомого человека, но постепенно и он разговорился. Он рассказал пришельцу о буйном коварстве здешних рек, о видах рыб, о повадках зверей, о направлении горных хребтов. Признался, вскользь, что живёт здесь с народом, не признающим власти монгол.
На самом деле Туранчок был одним из лучших лазутчиков Чингиз-хана и давно уже выслеживал непокорные горские племена. Разгадав наивность, давно не общавшегося с чужими людьми, Змеиго, он тот час же прикинулся недовольным всевластностью монгол. Под большим секретом поведал Туранчок, что далеко на юге за великой рекой Янцзы есть сильное государство Кхитай, с многочисленным населением, с множеством храбрых и опытных воинов, которые дают достойный отпор ордам монголо-татар. А ещё Туранчок сказал, что знает в Кхитай верный и безопасный путь, по которому он провёл туда и спас многих людей.
Змеиго поверил коварному обманщику, но ответил, со вздохом, что ему лично это никчему, жизнь ему стала не мила, а его народ надёжно защищён родными горами. На мнимо участливые расспросы, он рассказал о своей безнадёжной любви к прекрасной Ое и о своём счастливом сопернике Кулумысе. Ханский шпион мгновенно придумал иезуитский план по захвату непокорного племени. Однако, обманув Змеиго, сказал ему совсем другое. Он сказал, что узнал, совершенно случайно, что тайна Каменного города раскрыта. Новый наместник Сибири, младший и любимейший сын Чингиз-хана, молодой Козой-хан мечтает о доблестных подвигах, о битвах, о славе и уже собрал значительную рать для истребления племени Саян. Есть лишь один путь для спасения - верная дорога в Кхитай и он, Туранчок, покажет её. За, разумеется, вполне умеренное вознаграждение. А там, за рекой Янцзы, людей ждут привольные луга и плодородные пашни, а добрый император Цзинь Шаобао (с которым Туранчок лично знаком) даст своим новым подданным необременительный налог, обширные привилегии и защиту от всех врагов. Да, путь предстоит неблизкий, местами опасный. Но ведь в племени есть воины, вождь? Даже царь! Как-как, Кулумыс? А, тот, которого любит красавица Оя! Так что ж? В дороге возможны стычки, сражения. Всякие случайности ... И если вдруг погибнет царь Кулумыс, тогда надеждой и опорой и вождём станет самый достойный - спаситель Змеиго! И тогда даже Оя не посмеет отказать в своей руке и в сердце новому Вождю! Итак, по рукам?
Прельщённый хитроумными речами и новой надеждой добиться любви Ои, Змеиго потерял голову и доверился коварному врагу. Он рассказал, как пройти к Каменному городу, избегая искусных ловушек и природных опасностей, и как снова связаться ним, со Змеиго.
Наутро они расстались. Змеиго, как ни в чём небывало вернулся в свой город, а Туранчок поспешил в Койбальскую степь в ставку Козой-хана, Наместника Сибири. Там лазутчик рассказал о своей находке монголам и получил богатое вознаграждение. Немного дней спустя Козой-хан сам, во главе тумена отборных воинов, двинулся в поход на сокрытый в горах город. Кроме ратной славы его прельщала красота Ои, которую так красочно описал ему Туранчок.
Когда монголы скрытно окружили Каменный город, Туранчок снова тайно встретился со Змеиго и сказал ему, что он собрал караван, который поможет Саянам спокойно уйти на юг, в Кхитай, той заповедной дорогой, о которой не ведают монголы. Змеиго же сообщил "торговцу", что свадьба Кулумыса и Ои назначена на ближайшее новолуние. Вот тут и предложил ему Туранчок устроить в городе небольшую "заварушку" с участием погонщиков каравана, разыграющих роль монгольских лазутчиков, для того, чтобы сорвать свадьбу и подтолкнуть жителей Города к быстрой эвакуации. Ослеплённый своей страстью Змеиго согласился и на это.
В назначенную ночь он встретил на тайной тропе "караван" Туранчока. Не знал доверчивый Саян, что в торбах 40 лошадей спрятались монгольские легковооружённые воины, а за ними скрытно следуют гвардейцы Козой-хана в кольчужной броне и шлёмах, с двуручными мечами и палицами, с самострелами и колчанами, полными стальных стрел.
Стражники Каменного города никак не ожидали, что этой беззвёздной ночью вдруг растворятся Каменные Ворота, войдёт Предводитель Змеиго, а за ним караван из 40 лошадей. Ещё больше они не ожидали, что из темноты бесшумно возникнут ловкие невысокие воины с ножами и кинжалами. Стражники пали замертво, не успев подать сигнала и не оказав никакого сопротивления. Каменный город мог быть захвачен внезапно и без борьбы коварным врагом, но у Кулумыса был верный охотничий пёс Борзой. Он всегда помогал хозяину на охоте, не раз отличался и в бою. Лучше его не было охранника и охотника во всей Сибири.
И в эту роковую ночь Борзой нёс свой бессменный дозор. Почуяв врага он, с громким лаем, перебудившим город, устремился к Воротам. И хотя здесь Борзой оказался единственным защитником Города, он смело бросился на вооружённых захватчиков. Монголы испугались огромного зверя, похожего на матёрого пещерного волка, с искрящейся шерстью, с горящими от ненависти глазами, который с ярость накинулся на них и в считанные секунды убил семерых воинов. Они все едва не убежали обратно за Ворота, но тут Змеиго окликнул Борзоя. Пёс узнал друга Хозяина и остановился. В тот же миг Туранчок выстрелил в него из самострела и поразил стальной стрелой в горло...
Через минуту в Город вступили кольчужные гвардейцы Великого Хана. И тогда в Сокрытом городе началось кровавое побоище. Саяны дрались храбро и умело, защищая свою свободу, но врагов было слишком много. С рассветом почти весь город был взят монголами. Не взятыми оставались только Рыночная площадь да дворец царя. Кулумыс, с немногими лучшими воинами, занял здесь оборону и уверенно отражал атаки врага. Они без устали бились и час и другой и третий... Уже вся площадь была завалена трупами так, что на ней не было видно ни камня, ни травинки. Постепенно, один за другим погибли все воины Саян, и Кулумыс остался один. Но когда отхлынула очередная атака врага, он так же, как и в начале боя, стоял, спокойный и грозный, опираясь на свой богатырский меч, у двери в Светлицу Ои.
У Козой-хана осталась последняя сотня воинов. Он страшно гневался и проклинал тот день, когда решился воевать с Саянами. Но и уйти теперь, вернуться в Ставку свою в Койбальской степи он не мог. Отступить, "потерять своё лицо", значило потерять доверие Великого Хана, а это было хуже смерти.
Змеиго тоже был вне себя от горя. Он понял, что его жестоко обманули и вместо спасения народ Саян ждёт или рабство, или полная гибель. И даже если за своё предательство он получит руку прекрасной Ои, это не принесёт ему счастья. Но и исправить ничего он уже не мог - он был не боец, и кроме того, его зорко стерегли два крепких, до зубов вооружённых воина.
Оя в своей Светлице, ломая руки, смотрела, как за стенами дворца сражаются и гибнут её соплеменники. Но чем могла помочь им она, слабая женщина? И Оя принесла из алтаря главную реликвию своего рода - искусно вырезанную из цветного оникса в незапамятные времена фигурку "Матери Саян" и поставила на своё окно лицом на площадь. Девушка стала горячо молиться и просить Мать Саян защитить свой народ.
Увидев, что Кулумыс остался один и, не желая более терять воинов, Козой-хан выкрикнул, что даст любую награду тому, кто выйдет с царём на поединок и победит его. Два или три отчаянных гвардейца выразили желание сразиться с богатырём. Кулумыс убил их одного за другим. Остальные воины, не желавшие погибать поодиночке, отводили глаза от хана, жались друг к дружке и только яростно сжимали в руках оружие. Тогда вперёд вышел хитрый Туранчок. Он сказал, что победит Кулумыса, если Хан пообещает отдать ему в жёны Ою, конечно, когда Повелитель вдоволь насладится красавицей. Козой-хан охотно пообещал ему и это, и мешок золота в придачу. Туранчок принёс из своего багажа бамбуковую трубу, засмолённую с одного конца, трут с огнивом, мешочек с "китайским зельем" и стальную стрелу странного вида и без оперения. Он установил трубу на большой плоский камень, засыпал "зелье", заложил стрелу и поджёг трут. Громоподобно прозвучал ужасный звук. Стрела вылетела из трубы, пронзила на своём пути несколько мёртвых тел и на излёте пробила нагрудный доспех Кулумыса. Царь покачнулся, издал воинственный клич и сделал несколько шагов навстречу врагам. Но Козой-хан жестом запретил своим воинам вступать в схватку со смертельно раненным Саяном и монголы расступились. Тогда Кулумыс выхватил последний метательный нож и бросил его. Нож пролетел невероятное расстояние и пронзил горло Туранчока.
Истратив последние силы, умирающий Кулумыс упал на ступенях Светлица и бросил последний взгляд на прекрасную Ою. Та ответила своему избраннику долгим взглядом полным любви и преданности. Затем девушка вновь подошла к фигурке Матери Саян и, вынув небольшой острый нож с роговой рукоятью, подарок Кулумыса, пролила на ценный камень свою кровь ... В тот же миг в комнате сгустился туман и из него вышла старая-престарая женщина в тёмных одеждах и большой шапке из цельной шкуры росомахи. Это была Буйба. Оя упала на колени и стала горячо просить спасти её народ. Ведьма спросила, готова ли девушка ради этого пожертвовать собой? Оя согласилась. Смерти она уже не боялась. Она боялась только бесчестия и неволи. Внизу Светлицы уже слышались удары топоров в крепкие двери из морёной лиственницы. Ведьма достала горсть волшебного порошка и осыпала им Ою с головы до ног. Вдохнув запах этого порошка, девушка безудержно зарыдала. Слёзы, крупные, прозрачные так и лились из её глаз, стали выступать сквозь поры кожи ...
Когда монголы ворвались в комнату Ои, там никого не было. Только на полу блестела лужа воды, быстро просачивающейся сквозь плиты пола, да в воздухе таяло облачко серого тумана.
Козой-хан стоял посреди захваченного им города и зло щурил узкие глаза. Он потерял почти тумен воинов, лучших воинов! А что получил? Груду каменных развалин, кучку жалких пленников, не способных стать хорошими рабами, да их жалкий скарб? А где же сокровища Саян? Где красавица Оя? Где слава победителя, наконец?!
И тут на площадь перед дворцом выбежал красавец-конь. Хан посмотрел на него и восхищённо зацокал языком: да, этот конь стоит полцарства! Белый-белый, как гора Мунку в марте, с чёрной звездой во весь лоб, с подрезанным хвостом, с идеальной фигурой скакуна, огненно-горячий! Иметь такого коня и друга было бы мечтой каждого всадника! Козой-хан громко свистнул и сделал повелительное движение рукой. Тотчас десяток самых ловких воинов, прирождённых коневодов, бросились к Тайгишу и попытались его заарканить. Но жеребец оказался сильнее их, ловчее и хитрее. От нескольких арканов он увернулся, два-три наброшенных на него порвал, как паутину, и раскидал пытавшихся остановить его людей. Козой-хан окончательно вышел из себя, отнял у ближайшего воина лук со стрелой и прицелился в не покорного коня. Но его остановил Змеиго.
После гибели Кулумыса и исчезновения Ои монголы отпустили изменника. Чувствуя невыразимую скорбь и раскаянье, Змеиго попытался убить сам себя. Он поднял с земли чей-то нож и ударил себя в грудь. Однако прочная сталь сломалась, едва остриё ножа коснулось одежды предателя. Он попытался повеситься, но сосновый сук толщиной в руку сломался, как былинка, едва аркан предателя перекинулся через него. Он хотел броситься в пропасть, но и земля отвергла предателя. Тогда, в последней надежде, Змеиго подошёл к монгольскому хану.
- Не стреляйте в коня, о, Повелитель! Он будет Ваш!
Змеиго свистнул по-особому, протяжно и призывно. Тайгиш сделал круг по площади и покорно подошёл к крыльцу дворца. Саян обнял его за шею и стал что-то убеждающее шептать на ухо. Конь постукивал копытами, дрожал всем телом, но слушал. И когда Змеиго накинул на него уздечку и подвёл к Козой-хану, аргамак покорно следовал за ним.
Повелитель монгол одним движением вспрыгнул на коня и победно вскинул руки. Его воины ответили криками восхищения - так великолепен был всадник на великолепном скакуне!
Козой-хан взял поводья и пришпорил Тайгиша, желая проскакать по захваченному городу. Но едва они тронулись, конь вышел из повиновения и понёс, не слушая ни узды, ни плети. Тайгиш разогнался, добежал до городской стены и совершил прыжок высотой 7 сажен. Он перелетел каменную стену и, вместе с седоком, рухнул в бездонную пропасть ...
Монголы на миг остолбенели, а затем кинулись к изменнику Змеиго. Тот стоял на крыльце дворца, сложив на груди руки, и улыбался: он сделал своё дело! Воины подняли Змеиго на копья и бросили, уже бездыханное тело, на камни площади.
И тотчас же раздался подземный гул, послышался грохот камней, и перед изумлёнными взорами людей появилась Буреломная Ведьма. Она явилась в виде древней старухи в тёмных одеждах и большой меховой шапки. Ведьма воздела вверх руки, стала расти и превратилась в великаншу в 40 саженей высотой. Затем она расправила руки, как крылья и закружилась в неистовом танце. Поднялся сильнейший ветер, сгибающий даже столетние кедры и ели. Над головой Ведьмы собрались клубящиеся чёрные тучи, изрыгающие дождь, град и молнии. Пленённые Саяны прошли мимо замерших от ужаса монгольских воинов и, один за другим, скрылись в складках одежды Буреломной Ведьмы. Едва последний Саян ушёл из Города, ветер стал стихать, тучи расплываться. На землю ударило яркое солнце и всё неживое мгновенно окаменело: и Поле Битвы, и Светлица Ои, и развалины Города, и Кулумыс, и Конь Кулумыса, и Собака Борзой, и сама Буреломная Ведьма, и всё-всё ...
Прошли века. Исчезли старые империи, появились новые страны, новые народы. Но легенда о гордом, свободолюбивом племени Саян и их Городе, превратившимся в камни, осталась. А мудрые люди говорят, что этот народ не погиб. Они слились в одного человека, который погружён в волшебный сон. И лежит Спящий Саян среди родных гор и ждёт, когда придёт срок его
пробуждения. А над ним стоит каменным исполином Мать Саян и караулит покой своего сына.
А рядом, огибая Каменный Город, протекает светлая и чистая, как непорочная девушка, таёжная речка Оя. Она несёт свои шумливые воды к великому Енисею и рассказывает ему бесконечные легенды Саян ...