Маранин Игорь Юрьевич : другие произведения.

Ордынские курганы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  1. Древний художник и череп лебедя
  
  В далекие времена неолита, когда человек не открыл ещё железа и изготавливал орудия труда и убийства из камня, в этих сказочных местах уже жили люди. В одной из неолитических могил найден человеческий скелет и два костяных орудия - две с лишним тысячи лет неизвестный охотник давно позабытого племени пролежал, крепко сжимая их в руке. Две с лишним тысячи лет его дух охотился в сумрачных лесах нежити на умершие звериные души, пока не пришли археологи и не забрали из его руки древнее оружие. Меж костями скелета лежали в могиле маленькие "капельки" из речных раковин: когда-то они украшали одежду. Рядом с усопшим покоилась вырезанная из кости голова лося. Может быть, он был не только первобытным охотником, но и первобытным художником? И долгими лунными вечерами, сидя на крутом берегу Оби, вырезал фигурки животных и своих соплеменников? И какая-нибудь длинноволосая и босая юная дева в звериной шкуре, украшенной речными раковинами, заглядывала ему через плечо? И звёзды над ними висели всё те же, что висят нынче над большим и шумным районным центром под названием Ордынское.
  
  Древние уходили в загробный мир не с пустыми руками: каждый захватывал с собой что-то особое, дорогое только ему. Например, медвежьи зубы: возможно, охотник добыл их лично, в битве один на один с господином тайги. Одно из захоронений оказалось тройным: в нём лежал взрослый мужчина, ребёнок и череп лебедя. Что за тайна свела их вместе?
  
  2. Медное шило и открытые гробы
  
  Примерно три с половиной тысячи лет назад, когда каменные орудия сменились бронзовыми, в районе Ордынского воцарились андроновцы*. Они были земледельцами, держали коров, овец, лошадей, дарили своим женщинами золотые украшения, делали прекрасную посуду с оригинальными узорами (среди которых попадаются и стилизованный крест, и стилизованная свастика), но к мертвецам своим относились скупо. Бронзовые серьги да медное шило - вот и всё, что нашли в могилах археологи. Правда, едой на дорожку снабжали исправно.
  
  Три тысячи лет назад Ордынский край, вытеснив андроновцев, населили ирменцы. Они жили в огромных полуземлянках вместе со скотом и огораживали свои поселения высокими земляными валами и глубокими рвами. Бронза в отличие от камня оказалась куда более воинственной и опасной эпохой! В одной из могил учёными найден скелет с бронзовым наконечником стрелы, застрявшем в позвоночнике. Своих покойников ирменцы опускали в открытые деревянные рамы-гробы, установленные в небольших могилах. Сверху землёй не засыпали. Так умершие и лежали скрюченными на правом боку, уставившись в стенку гроба, а сверху их поливали дожди, бил град, трепали полы одежд холодные ветра да заметал зимнею порой снег. Лишь по прошествии одного-двух лет, когда тела окончательно разлагались, ирменцы закрывали гробы крышкой и присыпали сверху землей.
  
  Один из древних сибирских обычаев: душа (как считалось в те времена) не сразу покидает тело, а лишь когда останутся от него одни кости. Селькупы, например, и вовсе подвешивали мертвецов в мешках на ветки деревьев. Идёшь по лесу, а там мешки с покойниками висят, вездесущие пауки между ними свои толстые сети сплетают. Через несколько лет веревку, на которой висел почти истлевший мешок, обрезали, он падал наземь, и кости рассыпались. И какой-нибудь сентиментальный селькуп, стоя над ними, смахивал набежавшую слезу: прощай, дорогой дедушка!
  
  
  
  Семейные могилы и бронзовые топоры
  
  2463049_sibir_98 (362x700, 37Kb)Примерно в VIв. до н.э. на несколько столетий воцаряются в ордынских краях представители "большереченской культуры". Это был многочисленный народ! Территория его обитания - от нынешнего Омска на западе до Новосибирска на востоке и Томска на севере. Большереченцы оказались большими поклонниками семейных ценностей. Даже могилы и те у них были семейными: под бревенчатым накатом в центре лежал глава семейства, а вокруг него - родня. Своего рода семейный склеп. Над каждым усопшим насыпался индивидуальный холмик, и когда вся семья уходила по пути мертвых, эти холмики сливались в единый курган. Красиво, не правда ли?
  
  Ещё у большереченцев было красивое оружие: бронзовые мечи, с рукоятей которых смотрели друг на друга орлиные головы, и бронзовые топоры с тонким и узким лезвием в виде птичьего клюва. Этим клювом воины проламывали врагу в бою головы. Обух такого топора украшали резными фигурками медведей. Правда, рядовой воин имел вооружение попроще. Как на этом рисунке.
  
  
  3. Воинственные кулайцы и могила свиней
  
  За два-три века до рождения Христа начинается закат большереченской культуры. С севера пришёл сильный враг - кулайцы: именно тогда в районе нынешней Колывани развернулись поистине эпические древние сражения, в которых люди с бронзовыми топорами потерпели поражение от северян с железными мечами, железными копьями и дальнобойными луками.
  
  Ценой огромных усилий и больших жертв большереченцам все-таки удалось остановить северян на линии Колывань -Новосибирск (если оперировать современными географическими названиями) и долгое время ( I в. до н.э. - Iв. н.э.) два народа сосуществовали рядом.
  
  Кулайцы оставили археологам уникальное захоронение-загадку: в отдельной могиле ими были похоронены четыре диких свиньи. Захоронение засыпали не землёй (как человеческие), а специально привезенной глиной, затем глину тщательно утрамбовали.
  
  Может быть, опасались мести мертвых кабанов? Мало ли на какие пакости способен дух дикой свиньи!
  
  Начиная с VI в. н.э. в Западную Сибирь стали проникать тюрки, постепенно ассимилируя перемешавшееся между собой местное население. В XIII в. эту территорию подчинили себе монголо-татары. А остатки Орды в XVI-XVII вв. достались в наследство быстро набирающему силу Московскому государству.
  
  ------------------
  
  * названия народов даны по названиям их археологических культур. Так "андроновцы" - это представители "андроновской культуры". Археологические же культуры обычно называются по месту ближайшего к раскопкам поселения.
   Использованы материалы замечательной книги О. М. Лыкова "Ордынская хроника" (Новосибирск, 2007) и статья М.П. Завитухиной "Ордынские курганы V-IV вв. до н.э." ("Археологический сборник". Вып. 10. Ленинград, 1968).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"