Маренков Андрей Борисович : другие произведения.

Не забудь, станция Юности..

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на фильм "Не забудь.. станция Луговая" (1966)

  
  
   Недавно посмотрел старый фильм "Не забудь.. станция Луговая". Середина 1960-х годов. Пассажирский поезд, в котором едут обычные пассажиры: молодой человек и девушка, играют в "города", третий попутчик в купе - отставной офицер Рябов(Георгий Юматов). В ходе игры всплывает название станции - Луговая, а вот за окном показывается и сама станция - здесь 10 минутная стоянка и многие пассажиры бегут в буфет. В буфете Рябова узнает буфетчица Мария - они познакомились много лет назад, здесь же во время войны. Буфетчица ему восклицает: "Забыл, всё как есть забыл!" Рябов чуть смутившись и потерявшись, силится её узнать, а окружающие с любопытством наблюдают за происходящим. Произошла небольшая заминка, и герой садится в поезд и вроде бы уезжает, но... Через несколько минут он спрыгивает с поезда, и возвращается на станцию... Рябов вспоминает, как во время войны, когда он был молодым 23-летним лейтенантом, он познакомился с молоденькой девушкой, здесь на станции Луговой, которая ему понравилась. Её близкие погибли при бомбёжке, и Рябов еще некоторое время и утешая её, пробыл с ней вместе. А когда они попрощались, условились писать друг другу на эту станцию. Люся бежала за ним, за уходящим поездом и с надрывом в голосе кричала "Только не забудь.. слышишь, только не забудь.. станция Луговая.", а до этого "Только будь живой". А Рябов потом позабыл о Ней.. Это был всего лишь эпизод, короткий эпизод из его жизни, который случился в лихолетье войны. И вроде он всё-таки написал ей письмо один раз, и не получив ответа, подумал, что она должно быть, и забыла о нём.. Он Забыл, а она ждала его годы..
   Пронзительный фильм о том, что никогда нельзя возвращаться. Жил бы себе герой - не тужил, но его занесло на станцию Юности из прошлого и воспоминания нахлынули на него. Он розыскал женщину, знавшую ту девушку, с которой они почти полюбили друг друга на этой станции во время войны. И узнал что все эти годы та девушка писала ему и ждала его. Тут он и понял, полночи просидев за чтением этих писем, что потерял Настоящую Любовь.. Можно представить - каково ему будет жить после этого открытия. Жить с сознанием что они с этой девушкой могли бы быть счастливы, создать семью и состариться вместе. А вместо этого он остался один и будет доживать свой век в одиночестве. И жалеть что не розыскал её тогда, много лет назад. Так что нельзя возвращаться в прошлое - все равно уже ничего не изменить. Жаль Рябова, всё забыл, поезда прошли мимо и умчались вдаль один за другим. Остался один с седыми волосами, пачкой старых писем и горечью невосполнимой утраты. А в молодости наверно не ожидал что так будет, главное что в войне победили, живым с фронта вернулся, это ж такое счастье, а там и мирную жизнь наладим, и с кем-нибудь получится. И я даже прослезился, сопереживая главному герою.
   Очень трогательный, сильный, лиричный и пронзительный фильм. Это фильм о том что могло бы быть, настоящее сильное чувство между героями, если бы они встретились после войны, и поженились. Фильм о несостоявшемся.. Несбывшемся.. Но о том что могло быть. Потеряв родных, Люся как бы переключилась на Рябова, ей понадобилась внутренняя опора, замена потерянного, чтобы выстоять, выжить, он для неё мгновенно стал родным человеком, поэтому она много лет писала безответные письма ибо он жил внутри неё. Для Рябова она была симпатичной, очаровательной девушкой, он помогал ей как бы ухаживая за ней. Написал один раз, не получил ответ, может встретил затем другую, и не одну.. И только по прошествии 20-ти лет случай напомнил ему о ней. Сведя наконец вместе две разных судьбы, два разных характера, две противоположности. Ну, надо было быть настойчивее! Написать еще раз, лично приехать.. Да видно, не до того было, закружилось, завертелось, забылось.. Другие девушки встречались..
   Фильм притча, фильм аллегория, путешествие в свою юность, светлое воспоминание о первой любви или сильной симпатии.. Ведь у кого-то она была не взаимной, потому и не сбылась. Образ Люси представлен красивой милой девушкой с очаровательным нежным голосом, это понятно, кто ж полюбит неказистую? Внесен и трагикомический эффект, герой уже и позабыл, кого любил(симпатизировал) в своей молодости, оглядывался по сторонам и с трудом припоминал подробности, станцию. Кого-то любил а кого - забыл.. Пришлось вспоминать, напрячь память. Я вот думаю, ну как можно забыть такое? Как будто на каждой станции он кого-то спасал, и с каждой девушкой были обнимашки, и та и другая и третья обещали его ждать, писать, и его просили об этом. Зато когда вспомнил, будучи взрослым и солидным человеком, пассажиром поезда, поддался эмоциональному порыву и повёл себя как мальчишка, спрыгнул с поезда и ринулся искать следы своей давным-давно потерянной симпатии. Метафора и символичность присутствует, когда герой направился к дому Марии, то нашёл там лишь одни развалины. - Опоздал. Прошлого нет, оно разрушено, не состоялось и не сбылось, а могло быть таким прекрасным, уютный домик и райский сад, а жена Люся печёт вкусные пироги.
   Большой силы фильм, о превратностях судьбы и упущенных возможностях, о том как можно пройти мимо своего счастья, если не приложить достаточно усилий. Если бы каждый мог спросить у Ангела "Укажи мне путь, где любовь а где нелюбовь, где мил и хорош человек а где притворяется" то и выбирал бы правильно, не делая ошибок. Рябову на пороге Мария сказала: "Что же вы так, ехали, ехали и вдруг.." А он ей в ответ: "Значит бывает? - Бывает.." И она ему в ответ - "Бывает.." И действительно, ехал-ехал себе герой, ну и ехал бы дальше, мало ли с кем пересекались пути- дороги двадцать лет назад, всех не упомнишь. Что же имелось ввиду, - то далёкое светлое чувство, которое не разглядел и упустил в суматохе войны. Хорошо сыграл Юматов, как вспыхнули его глаза, какой взволнованный взгляд, когда Мария упомянула что Люся заезжала пару лет назад. Как он изменился, а недавно в купе ехал совсем другой человек, беспечный.
   Финал авторы фильма оставили открытым. Каждый может додумывать сам, что будет дальше. Непонятно, решится ли Рябов повидаться с ней, ведь он знает теперь её адрес. Я-то думаю, что Рябов не выдержит, и захочет её повидать. Та девушка Люся, она давно стала женщиной, и возможно, вышла замуж. Так стоит ли вносить разлад в чужую семью?.. А вот женат ли Рябов - непонятно. Возможно, он женат и не слишком удачно, а скорее даже - разведён. Я бы финал сделал счастливым - он приехал и нашёл её (в том городе где она живёт) они наконец-то встретились, и в глазах обоих слёзы и в то же время радостные и счастливые. Я нашёл тебя спустя столько лет!..
  
   Коммент Ol238sn3 - "А я думаю, что Рябов поехал к Люсе, уверена, он нашел ее, не мог не найти. Настоящая любовь не уходит, глубоко в душе, она живет вечно."
   Коммент Aledis - "Прекрасный фильм, грустная повесть о молодых людях, попавших в круговорот страшной войны, о их короткой любви и.. упущенных возможностях. Эта пронзительная история укладывается всего в несколько дней... Для лейтенанта Рябова станция Луговая была местом встречи с молоденькой девушкой Люсей. Для нее эта станция -- место, где она потеряла семью и встретила свою первую любовь... Всего о двух вещах просила она Рябова на прощание: " Только будь живой" и "Не забудь, станция Луговая". Одну просьбу он выполнил, остался жив, а вот вторую ... говорит, что послал письмишко... Для нее эта встреча стала незабываемой и на всю жизнь, для него - еще одним небольшим эпизодом той кошмарно-долгой войны... забытым эпизодом."
   Коммент Nord - "Исключительной силы фильм! Душевный, пронзительный. Сопереживал главным героям как никогда".
   Коммент Batzen - "Я часто бывал во дни моей юности на станции Луговая по Савеловской дороге (под Москвой) и всегда думал, что фильм про эту станцию. Там тогда были одни луга, всегда было пустынно и грустно, а неподалеку были места жестоких боев - Красная Поляна, Яхрома (Перемиловские высоты). И я тоже потерял первую любовь недалеко от тех мест... В общем, фильм всегда навевал вселенскую тоску".
   Коммент Bazukov - "Странный фильм. Старые фильмы смотришь, чтобы окунуться в мир положительных эмоций. Здесь же - психоделичный, абсолютно безрадостный, фильм скорее о смерти, чем о любви. Рваный сюжет, смена лиц и имен у одного и того же героя, да и снят как-то по-любительски - непрофессионально, хотя в то время уже могли снимать нормально. Вердикт - не понравился."
   Коммент Andrey20000 - "Замечательный фильм с открытым концом - то ли герой поедет к своей героине, то ли все кончено, и ушедший в конце фильма поезд - это символ безвозвратно ушедшего времени... Заставляет задуматься над ценностью времени... Бесценный глубокий философский фильм, настоящее произведение искусства. Он всегда будет актуальным и современным."
   Коммент Taisa04 - "Фильму почти полвека да и темы в современных фильмах совсем другие... Но, начинаешь смотреть "Не забудь... станция Луговая" и оторваться от экрана нет сил. А как замечательно играют актеры Георгий Юматов, Валентина Владимирова и другие - словами не передать. Фильм надо смотреть! Любовная мелодрама, прошедшая через всю жизнь главных киногероев.. Я даже плакала после просмотра.."
   Коммент Love Terror - "Пожалуйста, не осуждайте главного героя. Вспомните "Пять вечеров" А. Володина. Я сама не могла понять главного героя, как можно было забыть... А потом понемногу пришло понимание - столько горя и слез через каждую жизнь, и вот, наконец, он дома, живой, герой, победитель. Страна в руинах, мужчин мало, здоровых еще меньше. Они нарасхват везде, нужны и страну поднимать, и осчастливить какую-нибудь женщину из тысяч одиноких, и юных девушек, и молодых вдов. А там - неизвестно, жива-не жива, ждет-не ждет, помнит-не помнит... Настоящее вытесняет прошлое, война для всех позади. Однако, оказавшись в том же месте, оба героя вспоминают всё, бросают и дела, и женщин, и бегут туда, где оставили свою любовь, ничего не ожидая и ни на что не надеясь... Что очень по-человечески, потому и трогательно".
   Коммент Амита - "Для меня это очень тяжёлый фильм, особенно когда он копается в памяти. Но этим меня этот фильм и привлекает".
   Коммент Микки - "Главный герой олень. А девушка одна на миллион'.
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Коммент Элла - "Нахожусь под сильнейшим впечатлением от фильма. У Люси оставался только Рябов. Она всех потеряла, а он предал ее. Хорошо, что есть такие Марии, а то жизнь была бы невыносима. Как потрясающе везде играла Владимирова. Без эффектов, без громких фраз, та актриса несла добро и свет с экрана."
   Коммент Мурлыка - "Недавно посмотрел кино. Тяжелое впечатление оставляет. Вроде ничего не мешало героям встретиться после войны.. А вот не получилось. И в чем как бы мораль? Что герой Юматова такой сякой негодяй забыл Люсю? Вроде он такого впечатления не производит.. Непонятно.."
   Коммент Аркадий - "Фильм приносит щемящее ощущение невозвратимости настоящего чувства. Он о душевной слепоте, об упущенных возможностях. В этом динамичном фильме (сюжет реверсивен на всём протяжении) всё символично, метафорично, с элементами аллегории. Фильм о людях, и о... поездах. В действии постоянно присутствуют поезда, и как важный фон, и как второстепенные герои. В самих поездах, которые приходят и уходят, проносятся мимо, привозят на станцию людей и увозят, скрыт смысл скоротечности жизни, с присущей ей встречами и расставаниями, приобретениями и потерями. В фильме воинский эшелон увозит Рябова со станции Луговая на войну в будущее, хотя ему и хотелось остаться в настоящем с Люсей. Но была страшная, жестокая война, которая решала, кому куда отправляться и как быть. Показательны встретившиеся Рябову в купе уже другого, мирного пассажирского поезда попутчики - одного возраста с ним и Люсей в войну, и которые увидели-то друг друга впервые, а если потеряют, то долго вспоминать ничего не станут. Символичен этот же самый пассажирский поезд, прикативший следом главного героя на станцию Луговая, в его прошедшую жизнь, и потом быстро уносящий его оттуда; но разве можно уехать от самого себя? Наконец, другой состав, стремительно настигающий сзади и чуть не сбивший Рябова, бредущего в воспоминаниях по рельсам к Луговой - это ли не символ настигшего прошлого? Ведь только через двадцать лет он спрыгнул на ходу с пассажирского поезда, чтобы вновь попасть на станцию Луговая. Но там его ждали всего лишь непрочитанные старые письма Люси к нему, да возникшие воспоминания о самых чистых и светлых отношениях, вероятно, случившихся в его жизни. В финале фильма посредством возвращения Рябова в опустевший, полуразрушенный старый дом Марии, и последующего розыска её новой квартиры, где ещё есть вещи-воспоминания, есть пачка старых писем, но царит уже совсем другая, новая жизнь, поставлен итог: если бы писал тогда на Луговую, то не потерял бы самого важного в жизни. Это тот вариант, когда какая-то неразрешенная в далеком прошлом жизненная коллизия, всё-равно настигает человека, как долго бы он не скрывался от неё. Эта казавшаяся тогда несбыточной и подзабытая ситуация, проявлялась в будущем неразрешимой личной проблемой и неимоверно обострялась под воздействием внешних факторов. В данном случае это был проезд через забытую станцию, где произошла случайная встреча с уже забытым человеком,. Всё это стало толчком к воспоминаниям, к прокручиванию ситуации в обратном направлении. Все действия Рябова однозначно предательством назвать нельзя, да и неправомочно. Ведь он, находясь в движущемся на войну воинском эшелоне, и не давал обещания постоянно писать Люсе, которая поверила ему всем сердцем и душой. Это она, бежит и кричит ему вослед и, повторяя, просит писать письма на Марию Агафонову: "Только не забудь, станция Луговая!". А он только махал и смотрел на них, остающихся на тыловой станции. И всё же своими возникшими чувствами он в дальнейшем просто пренебрег, как и верой в возникшее глубокое чувство Люси. В смертельном напряжении войны, в суете последующих мирных будней он просто забыл станцию Луговая, не поверил до конца, да и не знал, что Люся сама, ушедшая на фронт, будет верить и писать туда, на станцию Луговая. Да и не всякий, наверное, когда кругом гибель, страдания, разлуки и возможная собственная смерть, смог бы поверить, что возникшее чувство вчерашней школьницы может быть таким крепким, долгим, чистым, в общем, истинным. И когда Рябов, уже прожив долгую жизнь и, летая самолетом в частые командировки, сел однажды в поезд и встретил Марию в станционном буфете, то на её вопрос-восклицание: "Значит, живой!?", он сначала в недоумении молчит, а потом задумывается, почему она сказала "значит забыл, всё как есть забыл". Когда же обратно сев в свой мирный поезд, он осознает, что жил, но как, и был ли так счастлив в своей настоящей командировочной жизни, как в тот далёкий и короткий военный отрезок времени на станции Луговая? То ли его одолели раздумья - так ли правильно он поступил, забыв про Люсю, то ли его настигли следом сомнения - а всё ли он упустил безвозвратно? Вот он и проверил их, спрыгнув с поезда в Луговую, где пытается вновь найти несостоявшуюся любовь, пытается вернуть те прожитые им счастливые по-настоящему минуты. Конечно, можно приехать на поезде в тоже самое место, мысленно перенестись в своё прошлое, но сможет ли какой-либо поезд возвратить человека в прошлое, чтобы исправить что-либо в нём?"
   Коммент Элина - "Думаю, этот фильм не столько о войне, сколько о разности чувств и мнений. Герой Юматова написал одно письмо, но, не получив ответа, спокойно решил, что ему не хотят отвечать, не предположив даже, что во время войны оно могло просто потеряться. Этот человек легко расстаётся с привязанностями, а ведь в Люсю он влюбился с первого взгляда и ходил по пятам. Гениальный сценарий с прекрасно прописанными персонажами, начиная с главных героев и заканчивая соседкой-мещанкой в вагоне, не менее талантливая режиссура с точной символикой, великолепный актёрский состав. Жаль, что фильм не оценен по достоинству, редко демонстрируется по ТВ. Помню, в детстве я совсем не поняла его и не запомнила, но посмотрев в этом году, была потрясена правдой, органикой; фильм не оставляет равнодушным и он для зрелой душой аудитории. Низкий поклон всем создателям, спасибо за НАСТОЯЩЕЕ."
   Коммент Анастасия - "Вспоминается произведение Стефана Цвейга "Нетерпение сердца". Не надо тогда играть в любовь, ухаживать, брать опёку, обнадёживать.. Тем более тогда когда у главной героини никого не осталось, только этот человек, которому (как ей казалось) она была нужна. Не можешь - отползи в сторону, уйди раньше, не привязывай девушку. Да, его извините, пофигизм можно назвать непорядочностью. Но как выясняется свою роль он всё-таки выполнил - давал надежду, был символом жизни, был тем, кому была потребность писать письма в войну. А помните глаза Владимировой, которая говорит "А она знала? Верила она." Осуждает она его, и совсем уже не рада появлению на Луговой станции этого немолодого человека. Тем не менее, этот фильм построен так, что главный герой себя наказал сам. Навсегда с ним останется тяжёлая связка писем, оттягивающая не только карман, но и душу."
  
   P.S. Не скажу что в моей жизни была похожая история, потому я так эмоционально воспринял этот фильм. Если и было, что-то весьма отдалённое.. Расскажу один случай. В 23-24 года, некоторые мои приятели (одногодки) женились уже, а я как раз устроился на более-менее неплохую работу. И стал подумывать - "пора и мне.." Подал обьявления брачные в газету "из рук в руки" и в какой-то клуб ходил. Встречи были порядка десятка-полтора девушек, но никто так в душу не запал особо. Прогуливались по парку, разговаривали. А через несколько месяцев звонит по-телефону неизвестная девушка, - "Андрей, мы с тобой встречались несколько месяцев назад. Ты невесту искал. Если ты меня узнаешь, может снова встретимся?" Я по голосу её не узнал, но мне показалось что с Мариной разговаривал (одну так звали). Говорю "Марина, это ты?" А там повесили трубку.. Больше не звонили. Вот потом подумал, может свою судьбу упустил?.. Или просто, разыграли меня так.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"