Марголиус Анатолий Пинхусович : другие произведения.

Предисловие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Изложена цель написания настоящих воспрминаний,в которых описано много людей, встретвшихся на жизненном пути.


  
   Предисловие
  
   Воспоминания - это описание событий, в которых автор принимал участие или хотя бы был свидетелем, и рассказ о людях, чьи интересы пересекались с интересами автора и которые оставили какой-либо след в его жизни. С некоторыми из таких людей общение у меня продолжалось годами. Другие люди смогли даже во время кратковременного общения оставить долгую память.
   Люди, которые оставили след в моей жизни - это, во- первых, мои родственники, и, во-вторых, некоторые из моих соучеников, с которыми я дружу со школьных или студенческих лет, а также некоторые из моих сотрудников и тех, с кем я познакомился во время командировок и на отдыхе. Самые преданные друзья - это те, с кем подружился в детстве или в юности. Мне повезло общаться со многими людьми - я учился в трёх школах (в Кабанье, в Свердловске, в Днепропетровске) и закончил два института; увлекался радиолюбительством, был членом радиоклубов в двух городах, имел коротковолновую радиостанцию и поддерживал радиосвязи с радиолюбителями всего мира; работал в четырёх организациях, имеющих очень много сотрудников (например, в Укргипромезе и в Трубном институте было больше 2000 человек в каждом), причём работа была связана с многочисленными командировками; я 25 лет ездил отдыхать и лечиться на известный курорт Трускавец, куда также каждый год приезжало множество моих знакомых, с которыми я общался много лет подряд. Я сохраняю записные книжки, начиная с 1957 года. В этих 11 записных книжках есть данные о многих моих знакомых. В моей родословной 130 человек, из них больше 40, с которыми я общался. Есть ещё много родственников Бэлы, есть соученики по различным курсам, где я занимался, есть соседи. Я подсчитал, что у меня около 1000 знакомых, имена и фамилии которых записаны.
   Рассказ о большинстве моих знакомых и родственниках представляет интерес только для меня, для моих родных, друзей и частично для соучеников и сотрудников. Для других читателей интресны сведения об известных людях или о людях с какой-то особенной судьбой. В этом отношении мне не повезло, среди моих знакомых есть только три известных человека: академики Кикоин и Медовар, а также бизнесмен Виктор Пинчук.
   По- моему, определённый интерес представляет описание жизни в СССР в разные периоды: во время войны и в первые послевоенные годы ( в восприятии школьника), во времена Сталина, Хрущова, Брежнева и во время перестройки. Возможно, интересно описание некоторых сторон жизни крупных проектных и научно-исследовательских институтов.
   Вообще, настоящий труд - не художественное произведение, а почти дневниковые записи. Я надеюсь, что мои внуки в достаточной степени овладеют русским языком, чтобы это прочесть, и им будет интересно. Вообще знание русского языка - это ключ к русской литературе, одной из богатейших литератур мира, возможность читать российских авторов в подлиннике должна доставлять культурному человеку удовольствие (эти записки я не отношу к шедеврам). Мне обидно, если сведения о предках и о нашей жизни в Советском Союзе не будут востребованы, пропадут. Как правило, интерес к жизни старших поколений появляется у людей уже в зрелом возрасте, молодым это не интересно, они заняты только собой.
   В учебных заведениях изучают историю государств, которая сводится к изучению поступков небольшого числа государственных деятелей и последствий этих поступков. Официальные учебники истории как правило искажают события. Жители СССР знают это по известному учебнику "История ВКП(б). Краткий курс". Эта книга переполнена ложными толкованиями событий. Тепрерь в России изданы новые учебники истории, однако независимая пресса публикует статьи, что эти учебники также не обьективны. Подлинную историю человечества нужно изучать по архивным материалам и по мемуарной литературе.
   Необходимо также учесть, что интеллектуальное и техническое развитие человечества всё время ускоряется. На протяжении жизни одного поколения мир кардинально переменился. Нашим внукам теперь трудно себе представить, что первую телевизионную передачу с другого континента мы увидели , уже будучи взрослыми (это был репортаж о похоронах президента США Кеннеди в 1963 году). Мне кажется, что нашим внукам будет интересно узнать, как мы жили без телевидения, холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, мобильной связи, компьютеров. В представлении нынешней молодёжи это был почти каменный век.
   Детство моего поколения разделено на две части: довоенные годы и война. Война оставила яркие впечатления и привела к быстрому взрослению. В 1945 году мне было 11 лет, я жил в Свердловске со своей второй мамой Раей и был совершенно самостоятельным, ходил по большому городу, куда хотел. Несомненное влияние на мой интерес к технике оказало то, что в Свердловске у нас во дворе был гараж фабрики, куда я часто заходил, мои неоднократные посещения свалки военной техники на заводе "Вторчермет".В это же время я с интересом прочитал купленую в Свердловске книгу "Чудесные станки", где полупрофессионально описана история создания металлорежущих станков. Первые не очень сытые, но очень интересные послевоенные годы заложили фундамент моего характера, моих интересов и стремлений - любовь к чтению и к радиотехнике, интерес к познанию нового. Мне было интересно всё: как устроен телефон и радиоприёмник, как выпекают хлеб, как устроена Солнечная система, как печатают книги, почему клей склеивает, почему оловом можно паять и для чего при этом нужна канифоль и многое другое. Причём меня устраивали только фундаментальные ответы на эти вопросы. Как сказано у Пастернака:
   " Во всём мне хочется дойти
   До самой сути:
   В работе, в поисках пути,
   В сердечной смуте,
   До сущности протекших дней,
   До их причины,
   До основанья, до корней.
   До сердцевины."
   Говорят, что дети в возрасте от 2 до 5 лет - это "почемучки". Они задают бесконечное количество вопросов "почему?" и "как?". Я задаю эти вопросы всю жизнь.
   Я с удовольствием учился. После окончания первого института я снова поступил в институт изучения электроники. В институте мне нравились все предметы (за исключением основ марксизма-ленинизма и политэкономии). Особенно нравилась математика и сопромат, теория автоматического регулирования и электроника, а затем - органическая химия. В последующем я работал на 4 предприятиях и профессионально освоил технологию обработки металлов давлением, проектирование прокатных цехов, электрические измерения неэлектрических величин (в частности - тензометрию), практическую электротехнику и электронику, разработку и исследование специальных технологических процессов обработки металлов, математическую теорию эксперимента,разрабатывал и изготавливал различные электронные приборы - в том числе для медицины. Я больше 30 лет проработал в научноисследовательском институте,защитил диссертацию и занимал должность ведущего научного сотрудника. Назввание должности звучало солидно, заработок был выше, чем до защиты диссертации, однако всё равно небольшим.После развала Советского Союза и возникновения независимой Украины многие научные учреждения фактически лишились финансирования, у нас в институте в течение двух лет перед нашим отъездом зарплату не платили.Я подрабатывал - помогал отстающим студентам, обслуживал лазерную установку в одной организации. Для меня главным оставалась наука.
   Вообще, откровенно говоря, настоящие записки - это попытка частичного применения уйме всяческих знаний, без дела томящихся у меня в голове. Примерно так выразила отношение к изложению своих мыслей на бумаге американская писательница Лоис Макмастер Буджольд. Но недавно я понял, что имеются более глубинные причины моих попыток описать прошлое. Перечитывая недавно книгу одного из создателей кибернетики Норберта Винера "Я - математик", я наткнулся на мысль, обьясняющую все поступки человека: "Мы (люди) не боремся за какую-то определённую победу в неопределённом будущем. Величайшая из всех побед - это возможность продолжать своё существование, знать, что ты существовал. Никакое поражение не может лишить нас успеха, заключающегося в том, что в течение определённого времени мы пребывали в этом мире, которому, кажется, нет до нас никакого дела".
   В школьные годы написать сочинение по русской или украинской литературе было для меня сущим наказанием, несмотря на то, что я очень много читал и некоторые страницы особенно понраивишихся мне книг я мог цитировать на память. Однако в школьных сочинениях требовалось выразить своё отношение к данному произведению, а тогда я плохо понимал, что от меня требуется. К тому же большинство произведений, которые изучали в школе, не относилось к моим любимым книгам. Во время работы в Трубном институте я должен был писать отчёты по научноисследовательским работам, и за 32 года работы в институте я научился хорошо это делать. В отчётах нужно описывать результаты технических экспериментов и излагать мысли по дальнейшему совершенствованию техники и технологии. Это уже как-то перекликается с мемуарами, хотя в мемуарах нужно описывать взимоотношения с разными людьми, а это намного сложнее, чем отношения с техникой. Первый толчок к написанию "Воспоминаний" я получил после разговора с мамой в 1982 году, когда она мне рассказала о наших предках. Этот разговор я записал и сохранил. Я предчувствовал, что эта запись мне пригодится. В 2004 году я решил составить более подробно родословную. Для этого я разыскал несколько родственников и побеседовал с ними. После этого появилось несколько страничек текста под заголовком "Мои предки" Через некоторое время я решил записать свои воспоминания. Некоторые, чаще всего смешные, эпизоды задолго до этого я рассказывал своим внукам. Для начала я купил толстую тетрадь и за несколько месяцев всю её исписал. Как только я что-нибудь из этой тетради перечитывал, у меня возникало непреодолимое желание дополнить текст и кое-что переделать. Я записывал эти изменения на отдельных листах и вклеивал их в тетрадь. Через некоторое время разобраться в тексте стало почти невозможно. Я понял, что нужно переходить на компьютер. Переделки и изменения продолжались, но это стало удобнее делать. Для правки текста мне удобнее видеть его в отпечатанном виде. Я перепечатывал текст много раз. К тому времени, когда появился мало-мальски удовлетворяющий меня первый вариант, занимающий около 100 листов формата А4, я израсходовал более 1500 листов бумаги, т.е. в среднем измененял текст 15 раз. Для того, чтобы читать любую книгу нужно тратить нервную энергию, нужно думать (в отличие от просмотра телевидения, где думать не обязательно). Чтобы сохранить внимание читателя при чтении серьёзной книги, нужно устривать передышки. Мемуары я отношу к серьёзным книгам . Такой приём - перерыв в изложении серьёзного материала - я обнаружил в книге Джорджа Пойи, известного венгерско-американского математика и педагога 'Матемтическое открытие'. Эта книга посвящена методологии математики, анализу процесса математического творчества. Пойа перемежает изложение научного материала анекдотами - так что опасность задремать за книгой читателю не угрожает. (При этом имеется ссылка на запись лекций Карла Вейерштрасса, в которой с присущей немецким учёным аккуратностью автор в некоторых местах писал: 'Здесь - анекдот'.) При составлении настоящих записок я старался припомнить всякие смешные истории, свидетелем которых я был. Свои воспоминания я поместил в виртуальную библиотеку Машкова в раздел 'Самиздат' (интернет адрес: www. lib.ru). Там книга размещена по главам в соответствии с хронологией событий. Общее наименование раздела: 'Воспоминания ктн'.На том же сайте размещены очерки о наших родственниках-фронтовиках, а их у нас 14 человек. Мой адрес: anatoliymargolius@yahoo.de
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"