Марголиус Анатолий Пинхусович : другие произведения.

Эрнст Кренкел, русский немец, Герой Советского Союза, мой "Om"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эрнст Кренкель,радист полярник, после установления рекордной по дальности радиосвязи, стал известен во всём мире. Я с ним общался в 50ые годы. Но главная работа Кренкеля-- это организация доставки в СССР 8000 американских самолётов в годы войны, что существенно повлияло на её исход.


   Эрнст Кренкель, русский немец, Герой Советского Союза,
   мой "ОМ".
   А. Марголиус
  
   12 января 1930г радист советской арктической обсерватории на архипелаге Земля Франца-Иосифа установил двухстороннюю связь с радистом американской антарктической экспедиции Р.Бэрда. Это был абсолютный рекорд дальнней радиосвязи - Арктика - Антарктика, 20000км, максимально возможное расстояние на Земле. Нужно учесть, что радио тогда только вышло из детского возраста и это достижение дало радиотехнике мощный импульс. Рекорд установил Эрнст Теодорович Кренкель, русский немец, сразу ставший известным во всём мире.
   Кренкель участвовал в 13 высокоширотных экспедициях, каждая из которых была подвигом. Наиболее известная из них - первая в мире зимовка на северном полюсе, после которой он стал Героем Советского Союза. Однако была ещё одна работа, которую выполнял Кренкель и которая до сих пор не получила должной оценки - как в силу секретности, так и по той же причине, почему в СССР нигде в печати не упоминалась национальность Кренкеля и его воинское звание. Это работа - техническое обеспечение перелёта 8000 самолётов, поставляемых по ленд - лизу в СССР из США через Тихий океан.( Ещё 8000 самолётов было отправлено в СССР двумя другими маршрутами: северными конвоями через Атлантический океан и Северное море и по воздуху через Африку и Иран) .
   В начальный период развития радиосвязи считалось, что для дальней связи можно использовать только длинные и средние волны, а мощность передачика должна быть большой - несколько десятков и даже сотен киловатт. Только благодаря радиолюбителям обнаружили, что на коротких волнах возможны дальние связи при мощности передатчика в десятки и сотни раз меньшей Необходимо отметить, что Кренкель установил рекордную связь с Антарктидой не потому, что он занимал должность радиста, а потому, что он был радиолюбителем--коротковолновиком и в свободное от вахты время всегда прослушивал радиолюбительские диапазоны в поисках редких станций. 12 января он обратил внимание на прохождение сигналов дальних станций и смог установить связь c Антарктидой. Это - типичный метод работы коротковолновиков, я это знаю по собственному опыту.Чтобы понять мотивы поведения Эрнста Кренкеля, нужно представить себе его любимое дело, которому он посвятил всю жизнь - это радиосвязь в коротковолновом диапазоне с радиолюбителями всёй Земли. Причём для связи используют передатчик, мощность которого обычно не превышает мощности обычной электрической лампочки.
   Радиолюбителем - коротковолновиком Эрнст Кренкель стал в 1921г, после окончания курсов радиотелеграфистов. Он получил позывной UA3AA, а после спасения челюскинцев его наградили позывным "Челюскина"--RAEM. Я стал коротковолновиком в 1950г, работал на радиостанциях UB5KAD и UB5KAN, затем имел личный позывной UA3ML. Тем самым я, как и Кренкель, присоединился к миллионному сообществу коротковолновиков, членами которого были известные люди: президенты 9 государств, в том числе президент Аргентины Карлос Менем, президент Италии Франческо Коссига, премьерминистр Индии - Раджив Ганди, премьерминистр Японии - Кейдзо Обути, короли 5 стран, в т.ч. король Марокко Хасан 2, американский сенатор Барри Голдуотер, генерал Кертис Лемэй, генеральные секретари ООН У Тан и Курт Вальдхайм, 25 космонавтов, "атомный" пилот Пол Тиббетс.
   Я несколько раз общался с Кренкелем в период своей активной радиолюбительской деятельности.Общение это, как всегда у коротковолновиков, происходило на расстоянии нескольких сотен или тысяч километров при помощи радиотелеграфных сигналов и международного радиолюбительского кода: сигнал, приведенный в заголовке статьи - OM означает товарищ, коллега. Необходимо отметить, что сообщество коротковолновиков интернационально, при регистрации не требуется указывать происхождение, цвет кожи, родной язык, национальность, вероисповедание. Кренкель был интернационалистом и разделял взгляды своих родителей, у которых ксенофобия и , в частности, антисемитизм всегда вызывал отвращение . Его отец, будучи инспектором коммерческого училища в Белостоке, прятал в училище евреев во время погрома.
   У Кренкеля был чёткий телеграфный почерк, он работал красиво, с большой точностью выдерживая длительность телеграфных посылок и пауз между ними. При этом длительность сигнала тире должна быть в 3 раза больше сигнала точки. Радиотелеграфная связь по сравнению с радиотелефонной обеспечивает при одинаковой мощности передатчика вдвое и втрое большую дальность связи, при этом конструкция передатчика несколько упрощается.
   Далее можно описывать деятельность Кренкеля так, как это было принято записывать в " Трудовую книжку" в СССР: дата приёма на работу, наименование организации, должность, поощрения и наказания, дата и причина увольнения или ухода, подпись руководителя и печать. Однако эти записи молчаливо предполагают, что владелец трудовой книжки работает в нормальных условиях: в оборудованном помещении, при нормальной температуре и нормальном освещении, работает 8 часов в сутки и имеет оплачиваемй отпуск, спит не менее 8ч в сутки, при необходимости имеет возможность обратиться к врачу. Но трудовая деятельность Кренкеля почти всегда протекала в экстремальных условиях.. В большинстве случаев жить приходилось в маленькой палатке с двумя - тремя соседями, температура в палатке могла изменяться от минус 30 - 40 градусов до плюс 10 -15 при высокой влажности, освещение - маленькая лампочка, питающаяся от аккумулятора радиостанции, продолжительность работы могла достигать 24 часов в сутки. Палатки устанавливались на льду, а теплоизоляция пола была далека от идеала. В полярных экспедициях радисту необходимо 4 раза в сутки передавать метеосводки и записывать радиограммы: распоряжения и указания начальства, а также статьи из газет, давать интервью - после передачи метеосводок нужно было принимать и записывать тексты иногда 1--2 часа, а иногда 8 - 10 часов в сутки. Звукозаписывающей аппаратуры ещё не было и записывать в журнал всё приходилось вручную карандашом (чернила могли замёрзнуть) со скоростью, соответствующей скорости передачи. Кренкель мог выдерживать такой режим, так как мог принимать сигналы Морзе со скростью 150 знаков в минуту и обладал счастливой способностью 30 часов работать, а потом 20 часов отсыпаться. Все, лично общавшиеся с Кренкелем, отмечали главную черту его характера--упорство в достижении цели. И в то же время у него был лёгкий, уживчивый характер, незаменимый для жизни в небольших коллективах, надолго оторванных от Большой Земли. Он был весёлым человеком, понимавшим шутки и розыгрыши и сам их устраивавший. Так, во время экспедиции на пароходе "Алексей Сибиряков" Кренкель подшутил над пассажирами. Проходя по палубе он увидел возле камбуза свиную голову, которую вынес кок. Кренкель быстро принёс из своей каюты длинную врёвку, привязал её к этой голове и начал опускать её за борт. Когда этот "подарок" оказался на уровне иллюминаторов и пассажиры увидели её, оттуда донеслись крики.
   Кренкель участвовал в 13 полярных эспедициях, а в годы войны постоянно находился в Красноярске. Первый раз Кренкель работал радистом на полярной обсерватории Маточкин Шар (на Новой Земле) в 1924 - 1925 годах. В 1925 - 1926г он служил в Красной Армии. Помимо основной службы он обучал азбуке Морзе Рудольфа Абеля, будущего советского разведчика, с которым он снова встретился спустя 40 лет. Второй раз Кренкель работал радистом на той же обсерватории Маточкин Шар в 1927 - 1928г. Перечитывая литературу о Севере. я наткнулся на такое сообщение. Во время войны в июле 1942г германская подлодка U-601 проникла в советские территориальные воды и расстреляла полярную обсерваторию на Новой Земле. Но в это время Кренкеля там уже не было.
   В 1937 - 1938 годах Эрнст Кренкель , Евгений Фёдоров(геофизик), Пётр Ширшов(биолог) и Иван Папанин (начальник зимовки) впервые в мире провели 9 месяцев на льдине, дрейфующей в районе Северного полюса. Пятым членом команды был пёс Весёлый. Перед утверждением состава участников с каждым из них лично беседовал Сталин. Перед полётом на льдину будущие зимовщики устроили в Подмосковье репетицию жизни на льдине: жили в палатке, воду вытапливали из снега, питались продуктами, заготовленными для полюса. Зимовщиков, необходимое оборудование, снаряжение, продукты питания доставили на полюс самолётами 6 июня 1937г. Следующий раз зимовщики увидели людей через 274 дня. Но это не совсем правильно: ведь фактически они находились на полюсе один день и одну ночь. Но нужно учесть, что это был полярный день и полярная ночь. Единственной ниточкой, связывающей их со всем человечеством, была радиотелеграфная связь при помощи слабенького передатчика (80 ватт), который был в руках самого опытного в СССР коротковолновика Эрнста Кренкеля. Необходимо сказать несколько слов о питании передатчика. Это важнейший, можно сказать жизненный вопрос. Ведь нарушение связи могло быть для экспедиции фатальным, в условиях полярной ночи помочь им никто не мог. Для зарядки аккумуляторов были предусмотрены три агрегата: ветряк, генератор с бензиновым двигателем и генератор с педальным приводом - так называемый "солдат--мотор".Запасы бензина были очень ограничены. Поэтому при отсутствии ветра зимовщики должны были по очереди крутить педали солдат-мотора. Основной задачей зимовщиков были наблюдения за погодой : ведь полюса - это кухня погоды всей Земли. Зимовщики должны были следить за скоростью, направлением ветра и температурой на разных высотах, измерять вариации земного магнетизма, направление и скорость дрейфа льда и его толщину. Эти данные нужно было передавать 4 раза в сутки. Кроме того нужно было получать радиограммы и отвечать на них. Кренкель также записывал статьи из газет, которые представляли интерес для зимовщиков и передавал ответы на заданные вопросы. Тяжёлая работа длилась иногда целые сутки: нужно было долбить толстый лёд, опускать в океан приборы вплоть до максимальной глубины океана на полюсе 4261м, определять температуру и скорость течения, а затем вытаскивать их с помощью лебёдки и считывать показания. Эта тяжёлая работа занимала несколько часов, ведь крутить рукоятку лебёдки нужно было руками, а трос, на котором висели приборы хоть и не очень толстый, имел длину больше 4 км, а это солидный вес. Зимовщики также запускали атмосферные зонды, определяли точные координаты льдины, и тут же на морозе записывали показания многочисленных приборов в журнал. Кренкель должен был поддерживать радиостанцию в рабочем состоянии. В случае выхода из строя радиоламп было предусмотрено 2 запасных комплекта радиоламп, а в более тяжёлом случае нарушения контакта в монтажной схеме и необходимости замены деталей пайкой ремонт был очень проблематичен. Кренкель к тому же следил за прохождением радиоволн в арктических условиях. И всё это нужно делать в условиях полярной ночи. ( На Северном полюсе ночь длится с 25 сентября по 18 марта.) Кроме научной была и повседневная работа: " езда на велосипеде" - зарядка аккумуляторов, приготовление пищи, надзор за состоянием палаток - осбенно при повышении температуры и сильном ветре. А для Кренкеля - почти постоянная работа на радиостанции, а несколько часов беспрерывной работы на телеграфном ключе с приличной скоростью - и правая рука почти отваливается.
   На большой земле газеты и радио очень часто сообщали о жизни на льдине. Имена зимовщиков были невероятно популярны, их именами называли новорожденных, дети играли в "папанинцев".
   Необходимо отметить, что если высадка зимовщиков на льдину произошла благополучно в соответствии с разработанным планом, то эвакуация полярников была полна драматических моментов и при этом погибли люди..Самые крупные неприятности начались после 21 января 1938г.Температура упала до 40 градусов, в палатке - 7 градусов мороза. Льдина начала трескаться и разваливаться, некоторое оборудование и часть продовольствия оказались на участке льдины, отделённым 200 метровой полыньей. Ширшов и Фёдоров на байдарке поплыли к отколовшемуся участку и спасли лебёдку для глубоководных исследований, отодвинув её от края трещины. В это же время намного ускорился дрейф льдины, и появилось ещё несколько трещин. Кренкель сообщил о критическом положении, и в Москве начали готовить спасательную экспедицию, в состав которой вошли 3 корабля: "Ермак", "Мурманец" и "Таймыр", дирижабль "СССР Б-6", 3 подводные лодки: Д-3, Щ-402 и 1Д-404 и 3 самолёта: Р-5, У-2 и Ш-2. Эти маленькие самолёты находились в полуразобранном состоянии в трюмах кораблей. В спасательной экспедиции было задействовано около 200 человек.. Дирижабль до полюса не добрался. С ним произошла катастрофа: в районе Кандалакши он врезался в гору. 13 человек погибло, а 6 человек удалось спасти. . Предполагалось, что если корабли не смогут подойти к станции достаточно близко, и если в районе станции можно будет подготовить маленькую взлётнопосадочную полосу, то полярников вывезут на самолёте. Но корабли смогли подойти к станции на расстояние около 2км и на льдине произошла торжественная встреча спасателей с четвёркой зимовщиков. В Ленинградском порту полярников встречала многотысячная толпа . Их усадили в автомобили и повезли в гостиницу. Невский проспект был заполнен людьми до отказа, машины с трудом смогли проехать.На каждой станции от Ленинграда до Москвы поезд, в котором ехали полярники, встречали и приветствовали толпы людей , даже несмотря на ночное время. На Октябрьском вокзале в Москве зимовщиков встречал Литвинов, нарком иностранных дел. Вся Комсомольская площадь представляла собой море голов. Гигантская толпа начала раскачиваться - могли быть жертвы. Полярников быстро усадили в машины и увезли в Кремль. Вдоль всех улиц стоял сплошной строй людей. В Георгиевском зале Кремля был накрыты столы на 800 человек. Полярников усадили за один стол со Сталиным, Ждановым, Будённым, Молотовым.
   Мировая пресса уделяла зимовщикам много внимания. Вся четвёрка была отмечена правительственными наградами. Сразу после высадки на льдину Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза, а Кренкель, Фёдоров и Ширшов получили ордена Ленина - и всё это авансом за будущие подвиги. .После эвакуации станции Кренкель, Фёдоров и Ширшов также стали Героями. Вообще первыми Героями Советского Союза стали семеро лётчиков, спасших пассажиров с затонувшего парохода "Челюскин". Но первые Герои Союза не получали дополнительно к званию Золотую Звезду, которая была учреждена только через 5 лет. (В 1939г Золотую Звезду N1 получил лётчик Ляпидевский, участник эвакуации челюскинцев.) Большую награду получил пёс Весёлый: Папанин подарил его Сталину.
   Информация, поступающая с СП1, существенно увеличила достоверность предсказания погоды в северном полушарии. Традиция получать сводки о процессах, протекающих в атмосфере и в мировом океане в районе северного полюса, продолжается до настоящего времени. За прошедшие 67 лет на северном полюсе работали учёные на 41 станции - от СП1 до СП40 и СП2015. Периодически организуются такие станции и в Антарктиде. Для многих учёных такая работа уже становится привычной.
   После начала войны в октябре 1941г Кренкеля перевели на работу в Красноярск, где требовался его опыт радиста, знание радиотехники и законов распространения радиоволн.Дело в том, что СССР готовился принимать самолёты, поступающие по ленд-лизу из США. В СССР было сформировано подразделение лётчиков - перегонщиков самолётов. Сначала их переправили в США, где обучали летать на американских самолётах. Американцы предложили использовать при перелёте через Тихий океан новейшую радионавигационную технику. На аэродроме приземления устанавливают приводную радиостанцию, а самолёты снабжается специальным прибором - радиополукомпасом и рамочной антенной. Поворачивая антенну находят точное направление на приводную радиостанцию и затем разворачивают самолёт. Я лично имел в своём радиохозяйстве радиополукомпас и смог оценить результат его применения, в литературе об этом писали очень скупо, а в книге самого Кренкеля об этом вообще ничего нет: это была закрытая тематика. Сейчас ещё жив последний перегонщик Михаил Чернышов. Он рассказал, что при перегоне первых самолётов в 1942г никакой радионавигации ещё не было и погибла целая эскадрилья. Возникает вопрос, почему для навигации нельзя было использовать магнитные компасы ? Дело в том, что на самолёте имеется много стальных деталей, влияющих на показания компаса: бронеспинка кресла пилота (защита от пуль), стальное оружие - пулемёт и пушка, запас снарядов для пушки, множество более мелких стальных деталей, много электроприборов, создающих магнитные поля, влияющие на компас. К тому же боезапас и магнитные поля в полёте могут изменяться. Сам компас имеет свои погрешности : при повороте самолёта показания компаса могут отставать от истинного курса или опережать его. При таких длительных полётах, как полёт через Тихий океан, все перечисленные причины могут привести к отклонению самолёта на сотни километров от цели. Радионавигация не имеет этих недостатков. На морском флоте курс корабля, проложенный по магнитному компасу, всегда корректируется астрономически.
   Под руководством Кренкеля в Красноярске шёл монтаж и настройка приводной радиостанции. Михаил Чернышов рассказывал, как проходили первые перелёты. В США аэродром находился в 270км от побережья.Затем - Тихий океан - а это 13-14 часов в воздухе. При плохой погоде самолёты садились в Хабаровске, а при хорошей погоде летели до Красноярска. Для перелёта через океан самолёты имели подвесные баки и достаточный запас продовольствия, в т.ч. шоколад и коньяк высших сортов.Это была невиданная роскошь для советских граждан, тем более в разгар войны, когда даже хлеб получали по карточкам. Общее количество самолётов, поставленных по ленд-лизу, 16000 , что составило 15% от существующего в СССР количества самолётов. К тому же гарантийный моторесурс американских самолётов в 2 -3 раза превышал моторесурс советской техники, то есть они могли служить в 2-3 раза дольше. Я выяснил моторесурс советских самолётов: МИГ-3 имел моторесурс 25 - 30 часов, ЯК- 9 - 25 часов. То есть через 25 полётных часов двигатель практически нужно было заменять.
   Около половины самолётов по ленд-лизу перегоняли в СССР с западного побережья США именно по этому маршруту. т.е. через Тихий океан. Даже с дополнительными баками горючего хватало впритык, малейшее отклонение от курса вело к перерасходу горючего и к падению самолёта.Подвесные баки ухудшают аэродинамику самолёта и увеличивают расход горючего. Никаких островов с аэродромами в океане по трассе не было, посадить и дозаправить самолёт было невозможно. Когда была запущена приводная радиостанция, пилоты самолётов руководствовались указанием радиополукомпаса, установленного на лидирующем бомбардировщике, который сопровождал каждую группу истребителей. К слову сказать, на советских самолётах не только не было радионавигации, но и радиостанции появились в конце войны. После запуска приводной радиостанции случаев гибели самолётов из-за неточного соблюдения маршрута не было. О качестве американсих самолётов можно судить по такому факту. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин три года войны летал на "Аэрокобре" и сбил 116 вражеских самолётов.
   В начале 1943г самолёты из США перегоняли по другому маршруту, который получил название АЛСИБ: Фербенкс (США, Аляска) - Уэлькаль (Чукотка) - Красноярск (Сибирь).Конечным пунктом этого маршрута был тот же Красноярск. В этом случае над морем нужно было пересечь только Берингов пролив(86 км), а затем до Уэлькаля лететь 300км вдоль берега. Отказ от пересечения всего Тихого океана уменьшил опасность перелёта для истребителей .Но в то же время на этом маршруте на участке Уэлькаль - Красноярск в то время была глухая тайга, промежуточных аэродромов не было, их только начали проектировать, так что пилоты руководствовадись тем же приводным радиосигналом из Красноярска, бесперебойную передачу которого обеспечивал Кренкель.Он также обеспечивал радиосвязь с самолётами (на американских самолётах радиостанции были). Таким образом, Красная Армия в самый тяжёлый период войны (1942 - 1943г) получила существенную помощь - тысячи первоклассных самолётов. Переоценить роль Кренкеля тут невозможно.
   Кренкель в годы войны подчинялся начальнику Главсевморпути Папанину, которому присвоили звание контрадмирала. Я заинтересовался, какое же звание имел подчинённый Папанина Эрнст Теодорович Кренкель? Я просмотрел большое количество литературы, но его воинское звание нигде не упоминалось. И только в
   воспоминаниях генералполковника Н.П. Каманина я нашёл упоминание о подполковнике Кренкеле. Итак, в годы войны, когда по указанию Сталина были выселены в Сибирь тысячи немцев Поволжья, Герой Советского Союза немец Э.Т.Кренкель получил звание подполковника, но это не попало в прессу.
   Самолёты перегоняли группами по 12--20 истребителей с бомбардировщиком во главе. Навигатор был только на бомбардировщиках. Кренкель каждый день связывался с американцами, уточнял время вылета и включал приводной сигнал. Для перегона всех 8000 самолётов эту процедуру понадобилось повторить более 500 раз. Очень мешало перегону отсутствие метеосводок по всей трассе. В 1941г на Аляске было 5 метеостанций, котороые регулярно передавали сводку погоды, а в 1943г там было уже 150 метеостанций. На советском участке трассы в 1941г метеостанции с радиопередатчиками были в Якутске, Верхоянске , Красноярске и Оймяконе, т.е. очень мало.
   За всё время на советском участке трассы произошло 39 катастроф, при этом погибло 114 человек. Основные причины аварий: отсутствие сводок погоды и очень низкие зимние температуры - до 68 градусов. При этом мощность двигателя уменьшается, а смазка загустевает. К тому же на американских истребителях не был предусмотрен обогрев кабины.(В феврале 1943г в селе на Урале, где я жил, был мороз 61 градус. При выходе на улицу мороз обжигает, брови и ресницы покрываются инеем: это замерзает пар в выдыхаемом воздухе .)

0x01 graphic

Э.Т.Кренкель (в центре) с друзьями

   коротковолновиками
  
   Для обустройства трассы АЛСИБ американцы привезли морским путём через океан, море Лаптевых, устье Лены и устье Енисея технику для строительства аэродромов: бульдозеры, экскаваторы, самосвалы, бензо и маслозаправщики, металлические сборные конструкции для быстрого сооружения взлётнопосадочной полосы, радиоаппаратуру для каждого из 26 строящихся аэродромов. Аэродромы сооружали вблизи существующих посёлков. Темпы строительства просто поражают: первые 10 аэродромов построили за 10 месяцев.В СССР всё, относящееся к АЛСИБу было совершенно секретным. Основной причиной секретности было то, что для строительства всех аэродромов использовали заключённых многочисленных сибирских лагерей. Эта рабочая сила имелась в избытке и была практически бесплатной. Сколько костей заключённых закопано вокруг построенных аэродромов - никто не знает. Из-за секретности на территорию Сибири не допускались иностранцы. Об этом свидетельствует такой факт. И.Сталин дважды обращался к президенту США Ф. Рузвельту с просьбой прислать истребители П-39 "Аэрокобра" , но только без американских лётчиков. (Письма 2 октября и 19 декабря 1942г). Сталин писал: "Лётчики у нас есть свои". Очевидно, что Сталин не хотел, чтобы американцы побывали на АЛСИБе.
   Хочу отметить один любопытный факт. Советские лётчики, летающие на американских самолётах, как правило имели в кармане тюбик губной помады. Это обьясняется тем, что все измерительные приборы на этих самолётах были проградуированы в американских единицах: в дюймах, милях, фунтах, галлонах, градусах Фаренгейта. При помощи губной помады лётчики наносили на шкалы привычные им метры, километры, килограммы, литры.
   После 9 мая 1945г некоторые из новых аэродромов пригодились во время войны с Японией.
   В 1992г в США торжественно отметили 50-летие участия американцев в сооружении АЛСИБа.
   В настоящее время, спустя более 70 лет после войны, все реконструированные и новые аэродромы исправно служат для транспортировки людей и грузов. Это Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Анадырь, Киренск, Олекминск, Оймякон, Берелёх, Марково, Сеймчан, Нижнекаменск, Омолон. Анадырь, Чаплин, Экимчан. Трасса АЛСИБ проходила по территории Чукотского национального округа, Хабаровского края, Якутской АССР и Красноярского края, которые занимают территорию 7 миллионов квадратных километров, то есть треть территории Советского Союза. Нужно учесть, что в тех районах железной дороги нет. На колоссальной территории от Красноярска до Чукотки существовали только зимники - это дороги, по которым можно было проехать только зимой, так как прокладка хороших дорог на этих территориях стоит очень дорого, а в районах вечной мерзлоты почти невозможна. Сооружение целой сети аэродромов дало сильнеший стимул к развитию этих районов Сибири. И в этом тоже есть частичка труда Эрнста Кренкеля.
   Моя радиолюбительская деятельность косвенно соприкоснулась с деятельностью Кренкеля в Красноярске. В 1956г я смог приобрести 2 радиоприбора, снятые с тех американских самолётов, которые благодаря деятельности Кренкеля поступили на вооружение Красной Армии и к 1956г уже отработали свой моторесурс. Этими приборами были радиополукомпас, благодаря которому оказалась возможной перегонка самолётов, и коротковолновый ламповый радиоприёмник BC342N, который имел сверхнадёжную конструкцию и бесперебойно проработал у меня 20 лет, до перехода на транзисторную технику.
   Последняя полярная экспедиция Эрнста Кренкеля была в 1968 - 1969 годах, когда ему было уже 66 лет. Он был начальником рейса научноисследовательского судна "Профессор Зубов" в Антарктиду .
   В последние годы Кренкель много занимался общественной работой.Он был председателем Совета Центрального радиоклуба СССР, председателем федерации радиоспорта СССР,председателем общества филателистов.
   У меня с Кренкелем кроме радио было ещё одно общее увлечение. Кренкель, как и я, интересовался своей родословной. По отцовской линии Кренкель знал только, как звали деда. По материнской линии в семье была составлена родословная фамилии Кестнер, начиная с 1510 года, когда предок матери Кренкеля, Филипп Кестнер ткал полотно в городке Вальтерсхаузен в Тюрингии. Моя родословная начинается в Прибалтике с 1820г и состоит из 8 поколений, в которые входят 292 родственника. Для России это большое достижение, т.к. в России родословную имели только дворяне, а простолюдины до 1820г имели имена или клички, а фамилии не имели.
   Скончался Эрнст Теодорович 8 декабря 1971г
   Именем Э.Т.Кренкеля названы: бухта в архипелаге Северная Земля и улицы в 11 городах.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"