Маришин Михаил Егорович : другие произведения.

Морозов. 1 апреля 1943 года. Фанфик к Морскому Волку Влада Савина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.96*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фанфик к Морскому Волку Влада Савина, альтернативная линия советских тяжёлых танков.


   А. А. Морозов. 1 апреля 1943 года.
  
   Погожий солнечный денёк, весна. Если бы не война, самое время поддаться романтическому настроению, но сегодня, на втором году беспримерной борьбы, все предельно серьёзны и сосредоточены. Нам, конструкторам танков, приходится бороться не только с немцами, но и между собой, за лучший танк, лучший узел, лучшее решение. И соперничество здесь ничуть не менее, а скорее, даже более острое, чем с противником. Помню, какой удар испытало наше КБ, когда наработки по компоновке с поперечным расположением двигателя, воплотившиеся в Т-44, каким-то необъяснимым образом оказались в руках кировцев, у нас буквально выбило почву из-под ног. Все наши работы по средним танкам оказались перечёркнутыми, мы как будто утратили смысл жизни.
   Сгоряча мы пытались прорабатывать танк с передним расположением двигателя и трансмиссии и башней в корме, вспомнив предвоенные наработки, но просчитав характеристики, убедились, что значительно лучше 44-ки такая машина не получится, а последняя уже была в металле и даже воевала. Игра не стоила свеч. Получилось так, что кировцы создали универсальный танк, заменяющий и превосходящий сразу и Т-34 и КВ.
   Наркомат приказал готовиться к переводу Нижнетагильского завода на производство Т-44, единого танка, вместо Т-34. План перевода производства предусматривал на первом этапе постройку хорошо показавших себя в боях самоходок СУ-85 и СУ-122 вместо танков, освоение шасси Т-44 на втором и постройку самоходок СУ-122-44, до получения станков для обработки башенных погонов большого диаметра, на его базе и, наконец, постройку танка целиком, на третьем этапе. На каждый из этих периодов выделялся месяц времени и, начав с конца января, теперь мы были полностью готовы выпускать Т-44 и самоходки на его базе.
   Но мы бы изменили себе, если бы не подошли к этому вопросу критически и не попытались восстановить своё положение. А дело было так. В начале февраля до нас дошли слухи, что кировцам выдали задание на тяжёлый танк с пушкой 122мм и бронированием, обеспечивающим защиту от всех противотанковых пушек противника в лобовом секторе 60 градусов. КБ ЧКЗ приступило к проекту, опираясь на свои наработки по КВ-13. Наше КБ решило участвовать в конкурсе в инициативном порядке, но для этого нам надо было не только выполнить условия техзадания, но и обыграть в чём-то Котина. Новый танк должен был иметь какие-то преимущества над его машиной. И выход из положения был найден!
   Дело в том, что занимаясь освоением в серии Т-44, мы просто не могли уделять внимание собственным разработкам, и нам волей-неволей приходилось опираться на механизмы среднего танка. Усилить его бронирование не представлялось возможным, возрастала нагрузка на грунт и снижалась проходимость. Машина получалась тяжёлой и малоподвижной с перегруженной трансмиссией и малым запасом мощности двигателя. С последним мы поделать ничего не могли, двигателисты подняли мощность В-44 только до 550 л.с., поставив перегородки во впускном коллекторе и введя инерционный наддув, обещали поднять мощность до 620 л.с., дальнейшее же повышение мощности возможно было только с применением нагнетателя. Проблему трансмиссии решили введением бортовых понижающих передач, позволивших не потерять в надёжности, правда, за счёт скорости танка. Усиление бронирования же требовало и новых, усиленных торсионов подвески и бронелистов повышенной толщины, делая при этом давление на грунт неприемлемым. Выход нашли в удлинении корпуса на один опорный каток, что позволило не только решить проблему проходимости и подвески, но и использовать стандартный для Т-44 100 миллиметровый лобовой бронелист, расположив его под большим углом наклона в 68 градусов, что обеспечило бронезащиту корпуса эквивалентную 270 миллиметров по нормали.
   О башне нового танка следует сказать особо. Дело в том, что новая полусферическая башня танка Т-44 для пушки Д-5 была даже слишком просторной. С переходом на установку в ней более простой и компактной С-53 свободного места стало ещё больше. Любые наши предложения по уменьшению башни с усилением бронирования с ходу отметались наркоматом, мотивировали там отказ тем, что в эту башню должна в перспективе устанавливаться новая пушка Петрова Д-10 калибром в 100 миллиметров, которая пока ещё разрабатывалась. Между тем, на наши самоходки ставилась пушка Д-25, имеющая такие же противооткатные устройства и люльку, как и Д-5. Прикидки показали, что в стандартной башне Т-44 пушку Д-25 установить можно, подводила только её низкая скорострельность, неприемлемая для среднего танка. В самоходках эта проблема решалась введением второго заряжающего, чего в существующем танке сделать было нельзя, ведь надо было для этого ещё более расширять погон, а это влекло за собой и новый корпус, подвеску и механизмы. То есть фактически нужен был абсолютно новый танк, и масса его перевалила бы за 60 тонн. Частично снять трудности со скорострельностью позволил новый клиновый полуавтоматический затвор Д-25, сделанный Петровым вместо прежнего неавтоматического поршневого. Теперь эта пушка в танке могла давать два-три выстрела в минуту вместо одного-двух. Наркомат на довооружение Т-44 не согласился, С-53 достаточна, а скорострельность её - восемь выстрелов в минуту при значительно большем боекомплекте. Но в задании на тяжёлый танк фигурировала 122 миллиметровая пушка, поэтому на нём мы использовали эти наши наработки, усилив бронирование башни до 250 миллиметров и введя усиленные приводы наведения.
   Таким образом, наш новый тяжёлый танк был готов к заводским испытаниям в минимальные сроки, благодаря максимальной унификации с Т-44, новыми были только бортовые редукторы, пушка, но она ставится на САУ, приводы наведения башни. Несмотря на мартовскую грязь танк был испытан на заводе в минимальные сроки, пройдя гарантийный пробег, показав максимальную скорость по шоссе 40 км/ч. Отстрел вооружения также не принёс сюрпризов. Государственные испытания танк тоже прошёл успешно, за него выступил и НКТП, которому понравилась унификация тяжёлых и средних танков, и командование бронетанковых войск, задача которого по обучению экипажей значительно упрощалась, как и ремонт и восстановление техники в ходе боёв. К тому же, нам удалось опередить Котина по срокам.
   И вот теперь наш танк, в ряду других машин, стоит на показе техники высшему руководству страны. Этот показ был задуман как отчёт заводов НКТП о проделанной работе, здесь были представлены первые серийные танки Т-44 разных заводов, а также самоходки на его базе. Присутствовали и опытные машины. КБ ЧКЗ представило штурмовую СУ-152-44, самоходку с 152мм гаубицей Д-15. У нас же опытных машин было две, кроме нового тяжёлого танка, мы выкатили и тяжёлую самоходку. Более длинное новое тяжёлое шасси позволило разместить в ней корпусную гаубицу-пушку МЛ-20, превосходящую по мощности орудие кировцев, а в перспективе туда можно будет ставить ещё более мощные пушки.
   Наконец, к нам приблизилась группа, состоящая из членов ГКО, представителей наркомата обороны и танковой промышленности.
   - Здравствуйте товарищи! - обратился к делегации представителей нашего завода Верховный Главнокомандующий - Вижу вы не с пустыми руками прибыли, не как некоторые. Товарищ Морозов, расскажите нам о ваших новых машинах.
   Я постарался максимально полно описать наши танки и самоходки, но вышло всё равно как-то коротко и, не зная, что ещё сказать, сконфуженно замолчал.
   - Какое мнение будет у танкистов? - Сталин обратился к Волоху.
   Начальник ГУ формирования и боевой подготовки БТ и МВ генерал-лейтенант Волох был категоричен
   - Мы поддерживаем именно этот танк как обеспечивающий единую подготовку экипажей как средних, так и тяжёлых танков, а также ремонтников. Теперь у нас не будет трудностей с формированием и пополнением частей, воюющих на разных машинах. Как бывший командир танкового корпуса должен сказать и о радикальном сокращении номенклатуры запчастей в ремонтных органах.
   Малышев, уязвлённый тем, что обратились с вопросом в первую очередь не к нему, тут же встрял
   - Наркомат танковой промышленности также стоит именно за этот танк. Принимая его, мы максимально сокращаем номенклатуру выпускаемых и используемых наркоматом изделий и деталей, обеспечивая ритмичное производство. А у Котина танк с его же собственным средним ничего общего вообще не имеет. Нам что, производство на ЧКЗ опять перестраивать? А этот тяжёлый танк может выпускать любой завод, на котором делают Т-44, балансируя производство в зависимости от потребности в танках того или другого типа.
   - Но послушайте! - Это уже Котин торопится возразить, видя, что все против его машины. - Танк Морозова предельный! Его вряд ли можно модернизировать, а мой ИС имеет значительный модернизационный потенциал. Как только двигателисты дадут дизель с наддувом, его подвижность можно значительно повысить, сделав равной подвижности средних. А при компоновке с поперечным расположением двигателя очень сложно разместить компрессор. Танк Морозова так и останется черепахой!
   - Товарищ Котин! Ви заблуждаетэсь, - Сталин начал распаляться и у него начал проскакивать акцент - На двигатэль установленный поперёк тоже можно установить компрессор сдэлат его восемсот и дажэ тысячу лошадиных сил! На танке Морозова можно даже умэньшить моторно-трансмиссионное отделэние! Пока у нас нэт возможности, но в будущем сдэлаем бортовые планэтарные коробки передач вместо одной главной. Висоту корпуса тожэ сможэм умэньшить, сдэлав танк ниже и лэгче, поставим вмэсто заряжающэго карусэльный автомат! И будэм стрэлять восэмь вистрэлов в минуту! Но это всё в будущем. А сэйчас странэ нужны танки! Нужны ещё вчера! Где ваш танк, товарищ Котин?
   Немая сцена, все с удивлением смотрят на Сталина. Никто не ожидал от него такого выступления, прямо скажем, программного, определяющего путь дальнейшего совершенствования наших танков. Иосиф Виссарионович, между тем, продолжил, сбавив тон
   - Товарищ Котин, ви обратились ко мнэ с письмом, в котором просили присвоить вашему танку имя "ИС", Иосиф Сталин. Считаю, что танку Морозова это имя больше подходит и разрэшаю ему назвать так свой танк. Если, конэчно, товарищи нэ против. А вам пусть это будэт уроком.
   Возражений не последовало, а у меня отлегло от сердца, теперь нас ждала большая работа по серии, да и программу Верховного Главнокомандующего надо выполнять. Гонка с КБ ЧКЗ начинается снова.

Оценка: 6.96*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"