Маркова Ирина : другие произведения.

Первое сентября

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О проблемах российской школы

  Сегодня 1 Сентября , и, в мгновение, остановилась мысль, спрятались слова, только шквал эмоций...
  Казалось бы, уже шесть лет, как на пенсии, не работаю в школе, но эти годы, когда жила в школе и школой, сорок лет педагогического стажа , не стали историей, дышащей только в прошлом, они здесь , со мной, в настоящем дне - 1 Сентября!..
  Они, годы, не подвержены хуле и посрамлению - это моя жизнь, которая порой пасмурно - облачная, а порой искрометно - радостная.
  Но 21 век умножая и умножая годы учительства - умножает все на ноль.Если верить "журналистской трескотне", последние тридцать лет та, с кем венчана, школа, не учила,не воспитывала - не творила Божье дело - не было ровным счетом ничего позитивного, доброго, светлого? Вот и думаешь, все эти годы не отрывалась "от аграрной работы на ниве просвещения" ни на минуту и на тебе - ноль?..
  
  Так как же поступить с умножением? Может исключить из правил или выслушать аргументы - претензии?
  
  Не сочтите за бестактность, но читая статьи о школе, поражаешься уровню невежества и агрессии (просто зашкаливает) в ряде публикаций. Чего стоят только подобные словосочетания- предложения, которые с завидной упертостью "бубнят" социальные сети и СМИ.
  
  Мое первое
  
  С сытой уверенностью в голосе: "Школа - казарма, видеонаблюдение, охранники - режим сродни лагерному". Неужель трагедия Беслана уже "стерлась" в памяти? Триста тридцать три человека погибших , включая сто восемьдесят шесть детей - не замолить их бессмысленные смерти.
  
  "Ваших-наших детей обучают деградирующие на глазах пенсионеры,а лучшие кадры страны не привлекаются".
  
  Насчет "деградирующих пенсионеров"
  
  Седовласые коллеги,с огромным опытом работы, достижениями и заслугами, маниакальной сосредоточенностью на работе, гиперответственностью, слышите меня? Одни из вас скажут: "Ничего святого". Другие подумают, что нет дыма без огня...
  
  А вот и "жёсткие контуры" на примере одной статьи (имя автора умолчу).
  
  С долей истинности
  
   "Моя племянница пошла в этом году в 9 класс. Она живет в большом провинциальном городе. В своей приветственной речи 1 сентября..."
  
  Со льдом в голосе
  
   "... ее учительница сказала, что было бы лучше, если бы Христофор Колумб никогда не открывал эту проклятую Америку".
  Очевидно одно,что 1 сентября - это не тот день, чтобы приветствовать своих учеников парафразом афоризма американского писателя Марка Твена (Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы Колумб проплыл мимо). Скорее всего, могли прозвучать следующие слова: "Вот и наступил этот удивительный день, который собрал всех нас снова вместе. Каждый из вас провел по-своему интересное лето, вы успели соскучиться по школе, друзьям, а мы, учителя, с нетерпением ждали встречи с вами, отдохнувшими и набравшими сил, которые необходимы для учебы. Я надеюсь, этот год будет для всех нас успешным".
  В этот день сказаны миллионы разных слов, но все они объединены радостью встречи, а не порицанием "проклятой Америки". Кого -то просто "клинит" на Америке, боятся что ли, что "большой брат" не заметит усердия и не оценит должным образом "старательность" доморощенных "инквизиторов", разжигающих средневековые "очистительные" костры. Костры для "патриота -идиота", который "и в кино всей семьей идет на пиндосовский фильм, и попкорн ненавидит, но жрет" (группа "Несчастный случай") ? Политика, политическая конъюнктура- это одно, но культурные и образовательные связи между Америкой и Россией сохраняются при любой политической погоде на протяжении веков. В этом смысле ничего между странами не изменилось и в настоящее время. Перегородки между мирами разрушены - современная мировая культурная общность стран - это факт. С одной стороны - это массовая культура, превратившая человека в пылинку, каплю, несомую гигантским потоком, обезличенной массы без границ национальных, духовных, социальных (пиндосовские фильмы и группы типа "Несчастный случай" - явления массовой культуры). А с другой стороны авторитет русской национальной культуры, ее выдающихся представителей за рубежом растет , и политикам, захлебывающимся в русофобии, ничего не изменить."Мода" на русскую культуру - факт. Россия в 21 веке - это один из мировых центров развития новейших направлений в культуре и искусстве. Исходя из этого "Букет психопатий", который к тому же дурно попахивает, Первого сентября не уместен.
  
  С ленивыми интонациями
  
   "Эта дама преподает историю и гражданское воспитание (видимо, подразумевается обществознание, но это не ошибка, это акцент на слове воспитание, воспитание гражданина ). Ей 74 года...". Все зло оттого, что 74 года и что в этом возрасте еще кого -то смеет воспитывать. Так кто у нас отвечает за воспитание гражданина? Как кто, естественно, Марья Ивановна!
  
  С виноватыми определились, стрелочника нашли - никакого воспитания в российской школе нет, поэтому, считают одни, школьники участвуют в протестных митингах - "спасибо за это среднему образованию свободному от идеологии...".
  
   Подсказка
  
  Статья 13 п. 2 Конституции РФ: " Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"
  
  Другие, что именно такие "шавки единоросские угнетают нашу молодежь" (это ученики об учителях в соцсетях), не дают свободно выражать свою политическую позицию, например, распространять в школе значки "Навальный 2018" (был прецедент со школьником), или участвовать в митингах протестного движения...
  
   Гнусно вновь и вновь, с завидной упертостью, превращать школу в площадку для политической борьбы. Поскольку дети максимально не способны защитить свои права, так как у них отсутствуют конкретные политические взгляды, ибо они воск, из которого "лепят" что угодно и кого угодно.
   Мы ведь уже в истории это проходили? Вам ничего и никого не напоминает? Освежить память? Например, Гитлер, использовавший детей. Вспомним кровавые "подвиги" гитлерюгенда, дивизию Ваффен СС, которые заработали репутацию безжалостных фанатиков не только среди противников, но и среди германских войск.
  "Пробежимся" по страничкам соцсетей наших "детей", заглянем к топовым блогерам протестного движения - жестокость царит и "пленных" не берут - в порядке вещей призывы к люстрации, физической расправе...
  
   А теперь произнесите искрометную фразу "онижедети"...
  
  Как ни печально, но люди так устроены, что каждый живет своими часами, опыт веков ничего не значит для последующих поколений. Делать выводы - это что - то за гранью, даже фантастики.
  
  Все, казалось бы, просто.
  1.Статья 34. п.6 Закона "Об образовании в Российской Федерации" Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования гласит: "Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается".
  
  Обратим внимание на слово " Принуждение", а ежели это волеизлияние детей? Личная позиция?
  
  Проконсультируемся
  
  Привлечение школьников для участия в политических акциях противоречит не только российскому и международному законодательству, но и нормам морали, считают известные адвокаты, опрошенные агентством РАПСИ/rapsinews.ru. Нужно учитывать также такой факт, как возраст: "До четырнадцати лет дети не являются совершеннолетними, с четырнадцати лет до восемнадцати лет являются частично дееспособными. Для привлечения школьников на такие мероприятия требуется разрешение со стороны родителей".
  
  Митинги, распространение листовок, значков - это политические акции. Как не крути , но на поверхности, что ни ученики, ни родители, ни учителя, ни общественность - не владеют правовой культурой.
  Реальность диктует: самое время знать законы каждому. Ибо, не может быть прав без обязанностей, но обязанности как - то выпадают из поля зрения, находясь под перекрёстным огнём холодных догадок , иллюзорных, просто крышесносных, предположений.
  
  Государственный заказ школе никто не отменял -это воспитание законопослушных граждан. Иначе как в девяностые годы: "Развал СССР прошел строго по Закону". Опосля - тельняшку рвать: как так? Ищем виноватых... А вот Запад все просчитал и лучше нас знал наши же законы.
  "Важное место в нашей политике занимал учет несовершенства Конституции СССР, которая формально допускала немедленный выход из СССР любой пожелавшей этого советской республики. Причем решение принималось простым большинством голосов ее Верховного Совета." Маргарет Тэтчер
  Обширное поле деятельности для Государственной Думы и всех системных и "не очень" оппозиционных сил - привести в соответствие с интересами России и россиян законодательство.
  
  Чтобы потерять будущее России, детей, не нужно многого - формализм и правовое невежество - вот эти страшные слова.
  
  Доходит до абсурда, ученики создают школьные профсоюзы.
  
   Ученического самоуправления мало или роль самоуправления сводится только к организации игровой и досуговой деятельности? Недостаточно действующих в России более четыреста двадцати семи тысяч различных детских и юношеских объединений?
  
  "У нашей организации только структура профсоюза,- уточняет Леонид.- На самом деле, это аппарат по решению проблем школьников, который называется "Ученик" (Страница в VK)
  
  Вслушайтесь - аппарат! Не больше и не меньше. А какую восторженную оценку дают "деятельности" школьных профсоюзов в соцсетях их фанаты от протестного движения , с придыханием, пафосом - герои! Ни много ни мало...
  
  Сама форма профсоюза школьников не противоречит ст. 34 Закона РФ "Об Образовании" -
  " Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации" .
  Какие же проблемы решают профсоюзы школьников?
  "Одна из ..." - это коррупция в школе . Немного о коррупции. 1.Поборы. Сборы денег на различные нужды - решение этого вопроса в компетенции Управляющего совета школы, в который входят и представители ученического самоуправления?!
  2. Медалисты - условием получения аттестата о среднем общем образовании с отличием и медали за "За особые успехи в учении" является успешное прохождение государственной итоговой аттестации и не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому и математике. Результаты ЕГЭ оценивает не преподаватель, а машина, которую невозможно подкупить и обвинить в коррупции. Ну а эти "пресловутые" одна две четверки, дающие право на медаль - просто ничего не значат без ЕГЭ.
  3. Кодекс этики и служебного поведения учителей - разве не этим должен заниматься профсоюз учителей и Управляющий совет школы?!
  4. Поступление в ВУЗы на бюджет. Приведу фрагмент из переписки в VK "С этого года в ВУЗах бюджетные места распределяются следующим образом: 80% - целевики, 10% - инвалиды и ещё 10% - бюджетники. Стоит понимать, что целевые места сейчас можно получить только имея связи в нужных учреждениях, а большинство инвалидов инвалидами и не являются, эти справки можно купить за кругленькую сумму".
  
  Двух мнений быть не может - школьники не ознакомлены с регламентом и условиями получения целевого места: кто, как и где его выдает?!. Не буду вдаваться в подробности, у каждого региона своя процедура, но одна позиция есть везде: конкурс заявлений на целевое место. И принимает решение не абы кто, а межведомственная комиссия. Органы ученического, родительского и учительского соуправления и самоуправления должны принимать непосредственное участие в распространении информации по актуальным для школьного сообщества вопросам. На дворе уже октябрь - пора.
  
  Справка
  
  Нельзя забывать о том, что существующие в образовательных учреждениях России Управляющие советы - это общественный контроль. Управляющие советы закреплены законодательно (ст. 26 Федерального закона "Об Образовании". В Управляющие советы избираются - представители от родителей (законных представителей) обучающихся, от работников ОУ, от обучающихся 10-11 классов; делегируются - директор и представитель Учредителя; кооптируются - представители местной общественности, спонсоры ).
  
  Без всяких сомнений, что вопросов, волнующих учащихся, много и их надо решать сообща. Но , как мне кажется, коррупция и образование -стали несовместимыми вещами (Вообще, разговоры про коррупцию - это клише из девяностых годов. Сейчас уровень коррумпированности ниже и борются с ней серьезно. Можно вспомнить дела СКР на руководство Дагестана).
  
  Обратите внимание, если приложить совсем немного усилий, в нашем случае это коррупция в школе, то очень легко раздуть неприязнь не только к учителям, но и ко всей системе российского образования. И это работает, поскольку общественное сознание довольно примитивная штука: в суть вопроса, содержание, никто не вникает - выхваченная полуправда обращена к эмоциям читателей.
  
  Именно таким образом "подается" информация о поступлении на бюджет, которая для школьников несет аксиомы, бесспорные положения, без доказательств. Прочел - поверил - точка. Наше поколение уже это проходило. Помните, как в СССР - все, что написано в газете - правда. Более того, действует установка: признание, что изменил свою точку зрения, сродни поражению или предательству.
   И получаем очередной срежиссированный повод для недовольства.
  
   Чему - чему, а мыслить критически наших детей необходимо учить. Зачастую оно, критическое мышление, подменяется у школьников и молодых людей скептицизмом в отношении всего и вся. Потрясающий комизм ситуации в том, что "борясь" за законность и обвиняя в нарушении своих прав всех и каждого - сами борцы "за свободу" позволяют себе подобное, а юношеская агрессивность к тем, кто имеет иное мнение либо политическую позицию - просто "зашкаливает".
  Сейчас принято надевать флёр на "героев" информационной войны, блогеров, которые активно ведут чуть ли не битву с властью, школой, учителями но на поверку выходит, что с будущим России. Поставим точку - это героизм недальновидных людей!
  Гамельнский дудочник "дует в дудочку", как персонаж средневековой немецкой легенды, уводя за собой детей, молодежь - будущее России, которые могут сгинуть для России безвозвратно , если "дудочников" не остановить...
  
  Как -то "гражданское воспитание" разбередило душу. А " в очереди" уважение и заработанные трудовые.
  
  Со своеобразной познавательностью и апофеозом "уважающих себя молодых людей"
  
   "Она все еще преподает в школе, потому что, во-первых, уважающие себя молодые люди никогда не будут молоть такую чушь за 400 евро в месяц" (подтекст - платите больше, "молоть" будем что угодно). - это где -то двадцать восемь тысяч двести сорок рублей. Сумма, названная автором, вызовет недоумение у народа: почему в таком случае повышают оклад учителям? Ежели оклад учителя в провинции десять тысяч рублей за ставку восемнадцать часов, то отработать необходимо чуть ли не три ставки?..Абсурд явный. "...А во-вторых, потому что она не сможет прожить на пенсию в размере 300 евро в месяц", - двадцать одна тысяча сто восемьдесят рублей. Понятно, что для каждого из нас жребий давно и не нами брошен: у кого - то имела место пенсия в размере четыре - шесть тысяч рублей, а двенадцать тысяч - это было очень хорошо. Намедни вся сеть шептала веря и совсем не веря, что пенсия простой учительницы русского языка и литературы , пенсионерки, депутата Мосгордумы от КПРФ - сто шестьдесят три тысячи рублей! Цифры ввели в состояние легкого шока. Чумная мысль долго носилась сквозняком в голове: "Господи, прости и просвети, как такую пенсию заработать " бедному портняжке" от образования?" Грело одно - есть же и среди нас ну очень достойные , и очень оцененные, тихо и незлобиво порадовалась за человека. И слава Богу.
  
  Видимо кто -то не в курсе, что "прогресс" в оплате труда педагогов идет "семимильными шагами", а у автора отрицательная селекция. Но деньги, занимательная арифметика, способны славно сплющивать веки читателя.
  
  С определенным настроением, уничижительно
  
   "И потом для переработки того, чему она уже учила 50 лет назад при Брежневе, не нужно много умственных усилий".
  Вот он и огонь, и дым.
  - А что вы , собственно, хотели, - вторит мотивчик бодрый и простой,- с инновациями надо подружиться. Порицать электронные дневники, интерактивные доски, проектные технологии, не разобравшись в их преимуществах и возможностях - ошибка, которую допускают порой опытные педагоги, утверждая, что кусок мела побольше может все заменить. Ан, нет, уже заменить невозможно. Эффективное для детей современное образование, использующее все методы обучения, должно быть удобным и для пенсионерки Марьи Ивановны. Если устала от бремени, в школе рудиментом, работа в тягость - уходи.
  Но так всегда, ежели охватит азарт пессимизма - "все плохо" вот "были люди в наше время, не то, что нынешнее племя..." - он, пессимизм, и поможет оступиться.
  Всё индивидуально, учителя разные - кого насколько Господь осенил. Но, поверьте на слово, умственные усилия всем, кто работает в школе, приходится прикладывать и много.
  
  "Творцы" публикаций о современной школе гуляют между двумя мирами: с одной стороны "заколдованный" мир негативно настроенных "экспертов от образования",уединившихся в чаще скептицизма в отношении всего и вся, в дебрях манипуляций, домыслов (критическое мышление там не живет), а с другой стороны мир современной российской школы с реальными достижениями и проблемами.
  О бремени проблем уже невыносимо слушать и их "мусолить" - проблемы нескончаемы, их просто решают, а не обсуждают.
  А вот о достижениях как -то смиренно... Чтобы не быть голословной всего лишь одно достижение: в течение двадцати лет российские школьники регулярно получают медали на престижных Международных олимпиадах. Официальные международные олимпиады 2019г. Физика - четыре золотые медали и одна серебряная. Математика четыре серебряные медали, две золотые. Биология -три серебряные медали, одна бронзовая медаль. Химия - четыре золотые медали. География - одна золотая медаль, две серебряные. Астрономия и Астрофизика - пять золотых медалей и четыре серебряные.Информатика - три золотые медали.
  
  Когда -то, 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, президент США Дж.Ф. Кеннеди, перефразировав слова Бисмарка о прусском народном учителе, одержавшем победу в войне Пруссии против Австрии, сказал: "Космос мы проиграли русским за школьной партой".
  
   На мой взгляд, свои позиции российская школа не теряет. Именно российские учителя воспитали поколение свободных людей, которые на все происходящее имеют свое мнение - и это хорошо!
  
  Но тревожит и вызывает недоумение сама форма выражения своего мнения части населения, в том числе и молодежи - агрессивные посты в социальных сетях, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию людей ((п. 5 ст. 152 ГК РФ; п. 10 ст. 152 ГК РФ). Вопящие лозунги: "Путин вор", "Чиновники - ворье", "Бюджет распиливают" - это не что иное, как чистой воды профанация (искажение, опошление). Есть такое понятие, как презумпция невиновности гражданина РФ : виновность необходимо доказать в предусмотренном Кодексом ст. 14 УПК РФ порядке . Есть для этого правоохранительные органы: суд, прокуратура.
  
   По этому поводу стоит вспомнить слова Джона Локка , английского педагога и философа: "Там, где нет законов, нет и свободы". Проблема, по моему мнению, заключается в том, что свобода для некоторых, считающих своим правом игнорировать закон, превращается в свободу "на длину цепи" . Такая "свобода" сочетает в себе наглость (косят косой любую человечность, если не с ними); презрение к законности - протестные силы всех цветов в унисон с нечистыми на руку людьми (это не только чиновники, как некоторым хотелось бы видеть) стремятся навязать стране свою диктатуру под видом диктатуры права, без всяких обязательств. Право они понимают только как "возможность законодательного и силового обеспечения своих политических амбиций и подавления всех прочих оппонентов". Или нужда крепче закона? Посему границы дозволенного, законов, нарушаются, что противоречит Конституции и международным правовым нормам.
  Нарушая закон, мы, сами того не замечая, превращаемся в рабов манипуляторов всех мастей ?!.
   Невозможно установить баланс между двумя мирами,если не руководствоваться здравым смыслом. А здравый смысл диктует, что политический, мировоззренческий плюрализм не безграничен, он опирается на юридические основы (ст. 13 Конституции РФ), определяющие внешние рамки стилей поведения.В любом общении мы должны уравновешивать свое "Я" общечеловеческими этическими поведенческими нормами. Если проще, хочешь,чтобы уважали тебя - научись уважать других.
  
  
   Налицо самая коварная форма эмоционального насилия и манипуляции общества над личностью учителя - газлайтинг, В свое время великий Гете считал, что "газетный листок не способен стать листом серьёзных рассуждений",как же он ошибался. "Газетный листок", в том числе виртуальный, сегодня нарушает этические нормы.
  Вы полагаете, что авторы видеороликов,выложенных в интернете, на которых учителя "выводят из себя", провоцируют, оскорбляют не знают о правах педагога? Нет, все прекрасно знают, "где у бутерброда масло". В СМИ, социальных сетях учитель это тот, которого "...и педагогом - то назвать нельзя" - его, учителя ругают, а он должен "завтра работать ещё лучше и больше" и,по возможности, бесплатно, а то " попробуй их заставь заниматься с ребенком после уроков". Не исключено, что некоторых озадачит, но до сей поры и после уроков занимаются с детьми, и в свои законные выходные дни, и во время отпуска по отмашке директора за мифические отгулы, которые "отгуляют" в "пешем далеком" (По Приказу финансирование не позволяет. Видимо, кто - то сейчас подумал, что они космонавты что ли? Добавляй и добавляй им).
  
  На днесь встретила на "Facebook" портрет ухоженного мальчонки (начальная школа) со стильной красивой прической, которую явно делал высокооплачиваемый стилист парикмахер, и комментарий, дословно не помню,но что - то в этом роде, что за учитель,директор школы, позволивший себе сделать замечание ребенку по поводу прически ("прическа, как у кумира" - неужель больше кумиру не в чем подражать?)...
   У меня, " деградирующей на глазах пенсионерки", появился встречный вопрос: "Почему родители, которые, отдавая ребенка в школу написали на заявлении "с Уставом и локальными актами (среди которых "Положение о внешнем виде и школьной форме") школы ознакомлен, согласен", в конкретной конфликтной ситуации сослаться на Положение и Закон РФ "Об Образовании" не смогли? Или речь шла о публичном замечании, которое травмировало психику ребенка?
  В любом конфликте, по утверждению психологов, нет правых и виноватых - равная мера ответственности.
   Родители обратились в суд. Получилось!
  "Прокуратура Сосновоборска (Красноярский край) признала требование директора школы к прическе ученика незаконным. Ограничение самовыражения учащихся недопустимо, говорится в сообщении ведомства".
  Ежели без эмоций, возможно ли такое, чтобы директор школы, учитель игнорировал Закон РФ "Об Образовании" и "Положение о внешнем виде и школьной форме"?.. Или здесь - частный случай, но тем не менее частый случай?..
  
  И опять к вам, Марьи Ивановны, ежели в "Положении о внешнем виде и школьной форме" не упомянуты требования школы к прическам, то о каких замечаниях может идти речь?
  
  Справка.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации"
  В ст.38 Закона сказано:
  1.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей.
  
  Обратите внимание ни о цвете волос, высоте каблуков обуви и прочем, в законе ничего не сказано.
  
   Времена изменились, мы живем в правовом государстве - и это, наконец -то, надо понять всем: учителям, родителям, общественности, ученикам. Проблема? Проблема, но решать -то ее необходимо всем миром. А ежели только искать виноватых, то это бесконечные баррикады, пессимизм, от которого до инфаркта путь недалек.
  Неужель рядом не было классного руководителя ( по умолчанию общественный контроль - Управляющий совет), психолога, наконец, дедушек и бабушек, которые могли бы обратить эту нелицеприятную ситуацию в воспитательный момент: научить ребенка самоутверждаться адекватным способом, формируя способность делать выбор между решениями.
  Первое - это устраивающее обе стороны - акт милосердия. Милосердие означает давать людям второй шанс.
  - Когда кто-то ранит нас, как правило, мы хотим выбросить или вычеркнуть этого человека из нашей жизни - остановитесь, простите друг друга. Мир нужно стараться наполнять добром и состраданием каждый день. Добро и способность к состраданию даётся не каждому, но каждый может его дать. Этому учит и Библия : "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас...".(в послании к Ефесянам 4:31-32)
  Милосердие означает ценить взаимоотношения больше, чем правила. Если мы хотим проявить милосердие, то необходимо ценить людей больше, чем правила. Ставить взаимоотношения с людьми выше их поведения. Возможно прозвучали бы эти слова, либо нашлись бы другие - слов не счесть...
  
  P.S Но в любом случае - скромность черта королей! Например, в Англии чем человек выше статусом и заслуженнее, тем он скромнее. Это называется искусство "андестейтмента" (understatement), очень британская вещь.
  
  Или здесь не тот случай? Оказалось, что не тот. Решение было принято и продемонстрировано ребенку - любыми способами мы должны добиться своего за счет другого - акт агрессивности, конкуренции!.. Увы, любая палка о двух концах, туда и сюда бьет. Школа - это временно, а наши дети на всю жизнь. Мы, люди, к сожалению, не совершенны...
  
   Но факт установлен - правосознание -то растет...
  
  Когда думала по поводу того, что эмпатия, сочувствие, простые человеческие качества могут сотворить чудеса, то вспоминала свои школьные годы, старые добрые времена. Я была младшей , со сводной сестрой по маме двадцать лет разницы. Родители не имели высшего образования. И чуть ли не с момента моего рождения папа с мамой, бабуля мечтали о том, чтобы я обязательно получила высшее образование. В доме был культ книги С каждой зарплаты мама приносила в дом книгу, отнюдь не детскую, это была обязательно классика (книги моей первой библиотеки). Мать рассказывала папе, как удалось купить книгу "по большому блату". А вечером, перед сном, она читала приобретенную новинку вслух для всей семьи (после это делала я). Мне не было и шести лет, как бабуля начала меня учить читать. И книга, по которой я постигала таинство чтения была не букварь - Библия. Это стало нашим большим секретом. В первом классе я читала уже бегло и взахлеб, но с математикой были большие проблемы. Цифры для меня были скучными и сухими - почему то обделяла их своим вниманием. Моя первая учительница Галина Петровна просто "опускала руки" от моего активного сопротивления цифрам. Неубедительными были для меня ее слова о том, что вся наша жизнь - это математика, сплошные вычисления: плюс или минус,умножить и разделить. Все изменилось в одну минуту. Так случилось, что Галине Петровне стала необходима помощь. Сноха Шурочка заболела, попала в больницу, и с маленькой внучкой Оленькой, не было еще годика, водились все родственники. Но на час, когда Галина Петровна была на работе, няньки не находилось. Учительница подошла ко мне и попросила выручить ее: ежедневно гулять с Оленькой час в течение недели. Главное - во время урока математики! Но прежде чем принять решение, предложила посоветоваться с родителями. Я бы с радостью согласилась сразу, но "посоветоваться" все же решила. Родители молчанием встретили мой восторженный рассказ о просьбе педагога. Первой заговорила мама, что хорошее и нужное дело помощь, но как же быть с математикой? Последнее слово было за папой: "поможешь, будешь гулять с внучкой Галины Петровны, а математику самостоятельно учи дома". Неделю я "продержалась": учительницу выручила и усердие, вместе с интересом, появилось к математике . Папа потом шутил по этому поводу: "Почаще ее надо в няньки отправлять, отличницей будет".Отличницей так никогда и не была. Всю свою жизнь не дотягивала. С Божьей помощью мечта родителей и бабули осуществилась: окончила два факультета в педагогическом ВУЗе, получила два высших образования.
  Вот думаю, что случись подобное в наше время, родители ,очевидно, засудили бы Галину Петровну, либо уволили за использование служебного положения...
  
  Велика страна Россия - чудес не счесть - от них то ли горько,то ли веселиться?..
  
  Популярность, политический хайп - причина гротескного изображения проблем школы.
  Как не вспомнить благословленное время СССР, когда учительский труд уважался. А в настоящем для современного общества учитель перестал быть человеком, заслуживающим уважения только по формальному факту.Опросы показывают, что престиж учительства понизился за последние десять лет на пятьдесят один процент. Для того, чтобы "вернуть лучшие традиции советской системы образования", в которой приоритетом - уважение к учителю, как это декларирует протестное движение в своих обращениях, совершенно нет необходимости менять власть - начните с малого и важного - с уважения педагога, живущего своим делом. Отношение ребенка к учителю задают родители, ближний круг одноклассников, общество. Вам не страшно, когда сила ненависти взрослых дяденек и тетенек к учителю, которых обидела - недооценила "училка" в детстве, преобладает над здравым смыслом? Это, господа - товарищи, тупик. Тупик только потому, что месть, как "Титаник", утянет на дно будущее России. Только ради этого свои негативные воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на детей.
  В Сети бытует мнение, что можно безответственно писать все что угодно - это всего лишь интернет. Нет, не всего лишь. Интернет формирует сознание. И люди потом с этим сформированным сознанием выходят из сети в реальную жизнь, идут в школу. И вот оно, сознание, сформировано по поводу стоит ли быть законопослушными гражданами?
  
  Гражданское общество до сей поры считает, что не ушло то время, когда "закон - что дышло: куда повернёшь - туда и вышло" - не прошло. Умный и хитрый человек всегда может истолковать и применить закон так, как ему выгодно.А оно прошло, не получается даже у умного и хитрого. Подстраивание чего-либо под себя, для своих целей, выгодных себе - не удается.
  
  Обязательное условие обучения - безусловное доверие ученика учителю. Разве можно доверять "униженному" и "раздавленному" ? Сможет ли такой учитель сотворить счастливых и уверенных в своих знаниях и способностях? Отсюда психологические проблемы детей - неуверенность и в знаниях, и в способностях...
  
  Да, по поводу хороших - плохих, лучших и не очень. Боюсь спросить, где найти, "лучшие кадры", которые заменят российское учительство? Со всеми педагогическими ВУЗами директора школ контактируют напрямую - тесная связь. Возможно, есть другие потаенные места? Озвучьте. И по какому принципу определяют, что они, "кадры", лучшие, коль их всеми правдами и неправдами в школу "не притянешь". Для некоторых выпускников - педагогов не барское дело детей учить, и сие - принципиальная позиция.
   Как гласит учительский фольклор: быть учителем, перестав быть учеником, невозможно - дерево и учитель познаются по плоду. Приходилось работать с учителями - "отличниками", которых впору было увольнять за несоответствие занимаемой должности, не "само" и "не" обучаемые (порой так и срывалась с языка известная фраза: забудь все, чему тебя учили...). Подобное явление отнюдь не следствие отсутствия опыта работы - много тому иных причин. Факт, проверенный временем, что не каждый выпускник педагогического ВУЗа способен и может работать в школе.Так было, есть и будет всегда?!.
  Ну а молодежь в школу идет, и их много. Только вот непонятно, почему молодых учителей и учителей стажистов , работающих в школе, оппозиция лучшими не считает и "заинтересовывать" в дальнейшей работе не собирается?..
  Надо полагать , что раздуто "горнило" и идет политическая "ковка" достойных кадров? И , похоже, эти, достойные, уже томятся в очередях у дверей детских образовательных учреждений, чтобы по сигналу занять свои "законные" места с целью - вписать свое имя в скрижали истории очередного реформирования образования в России? И их вдохновение, ах, не измерить зарплатою!
  Да не поверю, что заработная плата может быть не в приоритете . А вы поверите?
   Она, заработная, к слову сказать, в последнее время стала относительно "приличной".
   Кстати о заработной плате, успокойте меня, деревенщину. Учитывается ли интенсивность работы в оплате нормируемой части педагогической нагрузки (ставка) учителя в инклюзивном классе комплекте с наполняемостью тридцать человек:
  - работа с детьми с ограниченные возможностями здоровья по специальным адаптивным программам обучения ( ОВЗ с первого по восьмой вид, в классе их может быть несколько и разного вида);
  - дифференцированная работа с одаренными детьми и проблемными детьми;
  - работа по индивидуальным образовательным маршрутам для детей часто пропускающих школу (спортсмены, артисты, часто болеющие дети).
  Списать на "должен", потому что технология организации групповой работы - один из самых интересных методов работы учителя на уроке - не вяжется с разными программами обучения и учебниками. Прием "Зигзаг" или метод пилы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты в данном случае не уместен.
   Педагогу, работающему в таком режиме при нагрузке более восемнадцати часов , под тридцать часов в неделю (на десять тысяч, за восемнадцать часов, семью не накормишь...), стоит посочувствовать. Становится сразу понятно, почему нет очереди у дверей школ.
  
  Успокаивает, пожалуй, одно , что ставку повысят,по крайней мере вещают об этом уверенно. Вдруг да все образуется? Как в народе говорят : вдруг бывает только лук.
  
   На сегодняшний день глаз отдельных школьных оптимистов реформаторов от администрации нацелен на дополнительное образование , воспитательную работу - не нужны и не важны.
  
  Невольно задумаешься над словами, бьющими в набат в социальной сети "спасибо среднему образованию свободному от патриотизма и воспитательной работы"?..
  Есть же в школах прецеденты: 0,25 от ставки учителям физической культуры за проведение кружков и секций, которые были "священны", не оплачивают.
  Воспитание и дополнительное образование не "пасынки" в школе. И это должны понимать, в первую очередь, руководители образовательных учреждений.
  Патриотизм, гражданскую позицию необходимо воспитывать.
  
  Щепотка соли
  
  Напомню, что советская система образования основывалась на императорской российской и на германской, которая включала в понятие "патриотизм" абсолютное доверие правительству и полное принятие его внешней и внутренней политики. Потому и утверждаем, что Отечественную войну выиграл советский учитель, а современному учителю, при такой "поддержке" со стороны общества, по силам выиграть информационную войну? Войну, которую ведут "конкретные" парни, знающие свое дело (толково отрабатывают хлеб), из пентагона, стран постсоветского пространства, и своя оппозиция чуть ли не в первых рядах. Насчет "своих" как - то все это выглядит, если откровенно,скверно. Не исключено, что в свое время нужной книги со стихами В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" в детстве не читали.
  
  Может быть, такая метафора покажется кому-то слишком грубой,но школа должна быть,как орел, символ единства, на гербе России, только о трех головах ( Ибо! Всё триедино в мире этом). Две должны приглядывать за "диким Западом" (родителями и общественностью) и "традиционным Востоком" (педагогическим коллективом). А третья, самая Большущая, за тем, что под клювом творится - учениками. Формирование массового сознания подрастающего поколения во все времена было возможно только в триединстве школы, семьи и общества. У каждого своя задача: на общегуманистических идеалах воспитывает школа, семья - прививает духовную культуру, православия (для этого, на мой взгляд, нет надобности и не должно вводить Закон Божий в школе -государство и школа светские) либо другого вероисповедания, либо атеистические идеи гуманизма; этические нормы. Патриотизм и идеи интернационального воспитания должны основываться на истории Отечества. Иначе как воспитать осознание того, что он, ученик, русский человек, россиянин, и за ним великая история? Россия - уникальное культурно-религиозное пространство,в котором испокон веков соседствовали народы разной религиозной и национальной принадлежности - подобная "разность" не мешала и не мешает им жить в мире, согласии, во взаимоуважении к национальным традициям. Взаимоуважение и Взаимопонимание - вот ключевые слова, которым мы должны всем миром учить наших детей. (ст.13 Конституции РФ " социальное, национальное, религиозное согласие, государство "выше идеологии").
  
  Мое второе первое
  
   Общественное мнение о российской системе образования формируется целенаправленно. Активными усилиями "преобразователей" всех мастей и цветов плетется кокон ненависти, в который заключается не только учитель, но и российская система образования:"система образования не функционирует...", "образование рухнуло - его сожрала коррупция и болонская система"... Не будем рассуждать о высшем образовании?!
  
  Разносная установка журналистов на школу, ставшая в 21 веке "клишированным видением", когда создатели подобных статей, репортажей обращают внимание на одни отрицательные детали образовательного процесса и игнорируют другие - положительные - может привести к тому, что "выплеснут вместе с водой ребёнка". Никто, естественно , не оспаривает право иметь собственное мнение и позицию, но в жизни может статься, что утенок будет столь же прекрасным, как лебедь, а "король - вовсе не голым".
  
  Говоря о системе российского образования, на мой взгляд, еще рано ставить заждавшуюся точку.
  Повторюсь, что исторически наша система образования исходит из германской системы, причем в самой Германии на данном этапе идет активная реформа средней школы, императорской российской, советской . Светлые головы утверждают, что проблемы с образованием не решить,ежели "вернуть" старую либо "скопировать" существующую какую - либо образовательную систему , и я склонна с ними согласиться. Когда наши прадеды закладывали систему образования (образование-наука-технологии-экономика), они не ориентировались на современную им реальность, а тем более на политику, они видели образ будущего. Но формируя образ будущего, не отрицали опыт прошлых достижений в системе образования.
  
  И в нашем случае не совсем уместна будет восточная пословица: "Нельзя идти вперед с повернутой назад головой", которую усердно цитируют к месту и не к месту, когда разговор заходит об образовании: обучении ли, воспитании ли.
  Для чего нужно отказываться от мощной теоретической базы содержания образования, которую унаследовали от советской школы и она, по сути, не изменилась? Практичность хороша только при наличии теоретической базы. Современную школу критикуют за шаблоны. Вопрос, конечно, интересный и спорный. Однако, в российской системе образования практикуются разные подходы к решению проблем (пример тому новые учебники математики, физики): изучается-прорабатывается просто несравнимая куча примеров и задач, "вдалбливаются" шаблоны решения, которые развивают смекалку и изобретательность из-за их большого количества альтернативных вариантов.
  
  Общедоступность российского образования с ее установкой на постоянное саморазвитие и самосовершенствование личности - это тоже продолжение традиций советской школы.
  
  Языком фактов
  Знаковые моменты, регламентированные в последней редакции, 2019г.,Закона РФ "Об Образовании", ФЗ 273:
  - гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  - определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися,для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  - в целях соблюдения социальной справедливости для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения будут организованы бесплатные подготовительные курсы.
  
  Как ни парадоксально, но ЕГЭ, уровень которого является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе, сделал общедоступным поступление в престижные ВУЗы не только выпускников из элитных профильных гимназий и лицеев, но и из общеобразовательных школ как городских, так и сельских, результаты ЕГЭ можно послать в несколько ВУЗов одновременно. Можно говорить о минусах ЕГЭ, однако признается всеми несомненный плюс - объективность оценки знаний.
  Вспоминаю время до "эры ЕГЭ", когда экзамены в школе сдавали в традиционной форме. Формы сдачи экзаменов были разными. Но, как показало время: сочинение, билеты, творческие работы учащихся - проекты - являются, видимо, архиважными и для современной школы.
  
  Ошибочно полагать, что в советской школе и до "эры ЕГЭ" все ученики имели одинаковый уровень знаний и сочинение умели писать все. Положим, что не все. И о творческом письме речи не шло. Сочинение в жанре эссе ( в прямом переводе с английского - творческое письмо, - это письмо с акцентом на личном, творческом, оригинальном методе создания (своего рода синоним термина писательское мастерство) было недосягаемой высотой всегда.
  
  PS. Десятки - сотни гениев и одаренных в расчет не берем. Нам же необходимо научить всех? Или я ошибаюсь?
  
  Сначала, как водится: лиха беда начало - есть дыра, а сегодня сочинение на ЕГЭ продолжает демонстрировать  "прореху"? "Собаку съели" на различных методических пособиях, тренажерах по написанию сочинений, книгах с аргументами, а " хвостом подавились"!
  Тайны спят? Главная причина, о которой знает каждый - на поверхности: дети перестали читать, бедный словарный запас. Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость?..
  
  Много почему у этого парадокса.
  
  Пожалуй, основное "почему?", это, как считают психологи, семья: родители в детстве не привили ребёнку любовь к чтению; ребенок не видел перед собой примера "жизнь родителей должна быть немыслима без книг, тогда и в его жизнь они войдут". Не было бы проблем , коли дело только в этом.
  Каждому из нас знакомы детские обидки? Недавно в разговоре с молодой мамой, которая просто боготворит свою дочу,упали горькие слова: "Никогда не буду своего ребенка заставлять что - либо делать. Меня заставляли читать - ненавижу...". Женщина воспитывалась в интеллигентной семье, четвертое поколение. Прекрасная библиотека, в семье культ книги, сказки не только читали с детства, но и сами сочиняли, а дочь, ставшая мамой, до сих пор ненавидит читать. Может причина кроется в слове "заставляли" - бездушье?
  Ну а в этой семье сына никогда ни к чему не принуждали. Скорее всего он принуждал своих родителей выполнять на раз - два все его желания. Папа с мамой фанаты чтения - сын книгу в руки не берет. Правда брал комиксы, журналы для наклеек. Его дальнейший литературный опыт до сей поры ограничивается вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте. На мои "почему?" мальчик ответил просто: это скучно - лень напрягаться...
  Как найти золотую середину и "заразить" своего ребёнка чтением? Как сделать книгу притягательной, а чтение наслаждением? Как рассказать об этом своему ребенку, чтобы он "прочувствовал", что чтение - это не мука? Как пробудить в нем желание прочесть книгу, которая по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь, красивая? У каждого из нас свой секрет, потому что все мы разные.
  Второе "почему?" - виновата школа, учителя: "Не рассказали, не показали, почему чтение интересно. Просто забросили в память какие-то факты, какие-то непонятные размышления о ненужных героях; заставили написать тройку-другую сочинений о главных героях, их поступках - но никто так и не понял, зачем это было нужно" .
  В детей "забрасывают" то, что считают нужным. Но создавая базу, начальное знание, на которое можно будет опираться в будущем, не считаются с интересами ребенка, с тем, что ему может что -то не нравиться из предложенных произведений. В итоге - интерес к чтению убит: " И теперь этот самый Толстой с его романом сидит в печенках и вызывает только гнев и негодование. Так и со всей программой по литературе..."
  Есть такое мнение у народа. Другое мнение - тоже виновата школа: читают не то и не тех авторов.
  Интересная тема насчет "тех" и "не тех". Когда мы приходим в Государственную Третьяковскую галерею , то каждый из нас понимает, что мы здесь с одной целью - познакомиться с шедеврами живописи. Век, национальность, социальное положение, политические пристрастия автора для нас значения не имеют?.. Живописные шедевры становятся своеобразным эталоном, по которому будем всю последующую жизнь мерить исподволь современное искусство. То же самое с литературой: шедевры древнерусской, русской, мировой литературы несут красоту слова, в котором сохранена история, природа,сконцентрирована мудрость веков. В шедеврах литературы запечатлена духовная культура. Красивое слово, эталон, прививает вкус, пополняет словарный запас, учит рассуждать.
  Всегда приводила детям хрестоматийный пример о Надежде Яковлевне Мандельштам. Осип Эмильевич Мандельштам, великий поэт, был ее мужем. Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова выучила стихи мужа наизусть и в бесконечные лагерные годы, чтобы не забылось, ежедневно повторяла их в уме. Она выжила, после освобождения из лагеря опубликовала стихи мужа. Несомненно, с ее стороны это был подвиг. А в дальнейшем Надежда Яковлевна написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. Как так вышло, что эта книга была безукоризненной по стилю? Сотни стихотворений О.Э. Мандельштама, выученные наизусть,стали потрясающей школой работы над словом, поэтому ее стиль считают безукоризненным. После такого опыта писать плохо просто не могла.
  
  В этом кроется секрет сочинений? Недостаточно отдается времени для заучивания наизусть обязательных программных стихотворений. ЕГЭ по литературе заменил билеты. Знание стихотворных текстов было необходимо при сдаче итоговой аттестации в традиционной форме - билеты. Сократили часы литературы, русского языка, не на должном уровне техника чтения (выпускник, читающий шестьдесят - сто слов, не в состоянии освоить программу по литературе), не уделяется внимание единому орфографическому режиму в школах. А приказ "Об едином орфографическом режиме" должен быть одним из первых в начале учебного года.
  
  Позволительно предположить, что если ЕГЭ сделать, как прежде, одной из форм сдачи итоговой аттестации, не исключено, что решили бы проблемы с сочинением, творческими работами - проектами?.. Лозунг "До основанья мы разрушим, а затем..." - не наше все...
  
  Видимо, еще есть и другие веские "Почему?"
  
  Возможная причина кроется в том,что ученики с начальной школы, как не научились работать с текстом, так и не умеют их интерпретировать и писать собственные на ЕГЭ и в ВУЗе. Хотя над комплексным анализом текста начинают работать с начальной школы.
  А ведь работу с текстом Федеральный государственный образовательный стандарт называет одной из ключевых компетенций, составляющей основу умения учиться.
  Об этом и основной вывод по результатам проведенного международного тестирования российских школьников PISA: неумение работать с информацией.
  
  Печальный итог не правда ли?
  
  Если попробуем очертить суть проблемы предложением: учащиеся не понимают прочитанное , не думают над прочитанным, боятся высказать свое мнение по поводу прочитанного, потому что, если слова не те, забыли "нужные" и "правильные", то будут смеяться...
  
  Вы думаете, что это только об учениках? Вспоминаю очередные курсы повышения квалификации. Лектор, разбирая типичные ошибки в содержании сочинения по русскому языку на ЕГЭ, предлагает аудитории пройти вместе с ним все этапы работы с текстом. Задача перед аудиторией простая: внимательно прочитав текст, сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Это первостепенная задача ученика. "Ученики", учителя стажисты, так вжились в образ, что ответом было единодушное молчание, в котором потонула неловкая пауза..
  - Где ж ваша квалификация? Мараете престиж?
  Через несколько минут тишины одна робкая рука - разговорились. Вот он сакральный стереотип поведения, освященный советскими максимами, ежели лаконично - "верный ответ - это своими словами "пересказать" правильные мысли учебника". "Верный" ответ не знали, а свое мнение высказать страшно: вдруг что не так - засмеют (при твоих - то заслугах и опыте такую чушь мелешь).
  
  А ученикам самим думать лениво, когда куча различных практик с комментариями к проблемам.
  
  Словом, грозы справа - грозы слева.
  
  Для разрешения сложившейся ситуации, судя по всему, необходимо: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых - заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить "грамотность чтения", изложения, сочинения.
  
  Как это сделать? Все уже давно знают "как" - дело в технологиях обучения. Вдумайтесь в саму философию инновационных технологий: нельзя научить, можно научиться. Волшебное слово самостоятельность сотворит чудо?!. Ни много ни мало - шестнадцать лет мы "мусолим" технологический подход в обучении, трещим об инновационных технологиях, а воз и ныне там. Наконец -то определились - будущее за ведущей технологией обучения - проектной. Не случайно проектные технологии, организация проектной деятельности обучающихся - это требования ФГОС
  
  По сути любая творческая работа - это проект, сочинение в том числе. Американский педагог В. Килпатрик определил понятие "метод проектов" (1918), как "от души выполняемый замысел". Ничего не изменилось и в цели проектного обучения, которую сформулировали советские педагоги (1920) - развитие ученика . Остался неизменным исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
  Кстати, проектное обучение сблизило: образовательные эпохи и страны: Америку, СССР, современную Россию. Объединило взаимопониманием и понимание того, что грех отказываться от хорошего.
  
  Подумайте, какой можно получить красивый результат от проектной технологии обучения: ученик свободно разбирается в тексте и пишет свои, не боится сказать, как он его понял, не ищет долго нужных слов, делает выводы легко, не страшится говорить. Со стороны одноклассников нет места недоброжелательности, только конструктивная критика в аргументированном диалоге. Если один начинает отвечать на поставленный вопрос, то другой его слышит, затем дополнит, третий обобщит, сделает вывод, кто-то еще предложит свой... Мечта!
  
  Мысли вскользь
  
  Резкое на правду (правда - вещь хорошая, только позабытая).
  
  Не приведет ли использование метода проектов к противоречию с классно - урочной системой, как это уже было в двадцатые годы? С одной стороны - классно - урочная система, дающая возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, а с другой стороны проектное обучение, которое строится на самостоятельной работе ученика (проекты - это домашние задания). По силам ли школьнику разработать проект самому, с нуля, когда педагог только научит как подготовить и где взять.
  
   Легкий акцент на фразы:
  
  - в тренде: в настоящее время, начиная с начальной школы, для выполнения домашнего задания родители нанимают репетиторов;
  - реальность в том, что со времен СССР и по сей день учили как и где найти информацию, а не как ее проанализировать и использовать;
  - ежели роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи (идет речь об индивидуальных консультационных часах) - значит это будут "дополнительные виды работ, выполняемые с письменного согласия работника за дополнительную плату"?..
  - либо консультационные часы будут "вытекать" из новых должностных обязанностей, предусмотренных новой квалификационной характеристикой по занимаемой должности, то есть их отнесут к ненормируемой части педагогической работы учителя ?.. И как всегда: сколько творческих работ у учителя три или тридцать - никого не волнует. Будет важен и нужен только результат.
  
  Я всегда вспоминаю курсовые, дипломные в ВУЗе и "творческие", экзаменационные работы школьников. Общее у них одно - компиляция, "изученная " литература - носитель аксиом, а не информация для анализа, "размыта" позиция автора работы, отсутствует полемика со взглядами тех, кого он цитирует на страницах своей работы, проблема сформулирована нечетко, аргументация подменена субъективными суждениями (хорошо - плохо)...
  Не открою тайны, если скажу, что зачастую руководители творческих работ в школе, практически "пишут" эту работу вместе с учеником, а порой и "за ученика" . От школьника - "исследователя" требуется только вникнуть и выучить выступление...
  Проект отнимает много времени как ученика, так и учителя, давлеют негласные стереотипы сформированного алгоритма работы. Поэтому, насколько я могу судить, и учащиеся, и педагоги так активно сопротивляются работе с проектами - прямо какое - то отзеркаливание.
  Можно перечислять дальше, но стоит ли? Что - то изменилось с поры ученичества моего поколения и с современным положением вещей? Пожалуй, только источники информации - проще найти в интернете любую работу по любой теме. Ну а ежели не найдешь, то как в старые добрые времена плати и все получишь, расценки на любой балл найдешь...
  
   Проблема? Проблема! Любая проблема - крик о помощи?!. Или кадры всегда решали и решают все? Личная инициатива директора школы лежит в основе успеха? Тогда, возможно, "воз и ныне там" останется ?!. Интересно, какой выход найдут директора школ?.. И найдут ли? А ежели найдут (Положение о платных образовательных услугах), то их вновь обвинят в "поборах" и коррупции? Или, мы предприняли все от нас зависящее ...
  
  Из авторитетного источника информации
  
  В определенном смысле учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Современная школа готова к этому?.
  
  "Мудрость самураев"
  
  Учитель откроет дверь, ученик войдет самостоятельно, а дальше, чтобы выбрать верное направление - нужна рука учителя, которая и поддержит, и направит, если заблудился. А где та рука, которая поддержит учителя? Естественность протянутой руки учителю обществом - это основа универсального человеческого контакта. Без него человечество бы не выжило.Так давайте освободим из плена эту естественность! Это так естественно - шагать всем вместе!
  
  Надежда "тихим вздохом поселилась в груди"...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"