Аннотация: О помощи, особенностях русского характера и политических "двоечниках"
Трудно перевести на иностранный язык и объяснить понятие "в складчину" (застолья "в складчину", организовать студенческий быт "в складчину", в девяностые годы в складчину вырастить порося, а мясо разделить), а если и дальше в историю слова, "в складчину" оказать "помощь, помочи". Каждому из нас оно близко и понятно. В основе этих слов лежит общинное сознание русского человека: принцип обязательной справедливости. Организовывалась помощь ("помочи") в тех случаях, когда ситуация была из ряда вон выходящей.
"Община всегда оказывала помощь в случае несчастий: погорельцам, семьям ратников во время войн, вдовам и сиротам. Она давала ощущение защиты, уверенности. Помощь оказывалась и из чувства милосердия, соседской выручки, и в каком-то смысле из практических соображений - ты поможешь, тебе помогут (дай Бог, не понадобится). Крестьяне отмечали, что легче организовать помощь погорельцам или осиротевшему семейству, поскольку "чувство сострадания заглушает всякий расчет и лень".
(А. В. Павловской "Русский мир: характер, быт и нравы" М,2009г. Быт..., 1993: 110)
"Помощь" общины - это была сила, позволявшая отгородиться от бесправия и произвола. Сила создавала свой собственный, по-своему независимый мир человеческих взаимоотношений. В этом мире ценностью было человеческое достоинство каждого члена общины.
Не случайно А. С. Пушкин в 1834 г., в разгар крепостничества и народного бесправия, написал своеобразный гимн человеческому достоинству крестьянина: "Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Предприимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны... В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день..." ("Путешествие из Москвы в Петербург"). Как мало вяжется этот яркий образ с привычным стереотипом о забитом и угнетенном крестьянине.
Англичанин Маккензи Уоллес писал о том, что личное приносится в жертву общественным интересам до такой степени, которую трудно представить представителям англо-саксонской расы. "И это не ведет ни к каким-либо серьезным последствиям, - удивлялся англичанин. - Крестьяне привыкли работать вместе, таким образом идти на уступки ради общественного благосостояния и открыто, без стеснения, склоняться перед волей своего мира" (Wallace, 1961: 285).
Чувство сострадания - это понятно и близко каждому россиянину. Не понятно, на мой взгляд, только тем людям, у которых нет прошлого и России, похоже, нет. Ну не могу я поверить, что русский человек будет обвинять своего президента в том, что "при Путине стали организованными акциями сборы средств...", для оказания помощи людям, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях независимо от возраста, национальности, гражданства. Авторам подобных постов в интернете не понятно, что в России есть такое понятие, как "мир" - синоним общины. Стихийно, "всем миром сойдясь" принимается решение, а помощь оказывается индивидуально каждым человеком, ежели он считает нужным ее оказать тому, кто в ней нуждается. И при чем здесь президент, совершенно не объяснимо. Очередной "закидон" политических "двоечников".
Если учесть, что сейчас школьникам в политике некоторые оппозиционеры дают зеленую улицу, тогда становится ясно, откуда появляются "двоечники". Конечно, в анонимности есть своя прелесть, но как-то неловко с детьми дискутировать. Спросила намедни одного такого активиста, почему он поддерживает своего кумира, ответил, что "ЕГЭ обещал отменить, и в ВУЗы всех без экзаменов бесплатно".
Оказывали и оказывают "помощь" в России люди друг другу испокон веков - традиция.
Коллектив, "мир" - это реальная сила, с которой надо считаться, - на этой простой идее выросло не одно поколение россиян. Плохо это или хорошо - вопрос спорный, но ясно одно, что это особенность русского характера.