Аннотация: За облаками есть звезды и среди них твоя звезда - Учитель.
Интересно устроен человек, когда набатом - "... все, хватит, довольно с меня, просто нет сил думать, а тем паче, читать о школе", а сам лихорадочно следит за дискуссиями в Интернете, СМИ, после которых в мозгу вспыхивают, плещутся отголоски, мелькают пунктиры событий школьной реформы... Листает, что ни страница, то откровение. Читает и слушает "ради схемы": без эмоций, без мыслей. И... - настороженность. Видимо, в каждом из нас существует какая - то доминанта, которая бурлит и хохочет в мозгу, шепча: "Как упорно тебе навязывают мнение о школе? Не жуй все, что в рот попадет...".
В обществе сформирован профессиональный стереотип требований к профессии учителя: знания, профессионализм, опыт. Выпускные экзамены в ВУЗах везде одинаковые, предметы разные. А может, надо бы сегодня будущим учителям сдавать экзамен на сострадательность, проходить проверку на душевность и доверие, долготерпение и порядочность?!. Только где найти экзаменаторов? Везде несовершенные люди, воспитывающие подобных?!. Главнейшие душевные человеческие качества разве можно воспитать в ВУЗе? "Революция Духа" (В.В. Маяковский) начинается со стремления быть нужным, с бескорыстной самоотдачи, с "соСЕРДЦАния"?!.
Учитель не просто профессия, а образ жизни. Глаза - в глаза, искры летят. Можно согнуться: жалобы и оправдания, неблагодарность и несправедливость, комиссии, разносы, сплетни, подметные письма, но сломаться - ни за что - с тобой сотни доверчивых глаз, сердец и пытливых умов! Доброта нужна, но стальная, и гуманность не безоглядная: трезвая, зоркая. И Воля! И наступательный порыв! Тебе, Учитель, даровано право! Право тяжелое, ответственное: научить учиться познавать жизнь, отгоняя неудачи, смело идти вперед.
Из века в век ищут современный образ Учителя. А он самый что ни на есть консервативный. Оглянитесь, сколько их по матушке России настоящих Учителей? Они всегда с вами...
Бессонные ночи хороши в молодости - с годами они начинали раздражать ее. Она любила встать пораньше, когда проснувшиеся деревья, независимо от времени года, восхищенно жмурились от солнечной силы, наполняющей струящимся соком жилы - ветви и стволы... Хмельное, задорное Солнце звучало симфонией нового дня и в ней, в конспектах уроков, в стопках тетрадок, лежащих на столе. Стоило ей слегка улыбнуться вместе с солнечными лучами - и глубокая доброта высвечивалась в черточках лица. Она среднего роста. Тонкие волосы, в глазах - ласковые, всё понимающие солнечные искорки, стремительный силуэт носа. В лице что- то вольное. В жестах и словах - нетороплива. Умеет красиво двигаться и красиво сидеть. Всегда естественна, ни в чем никакой натянутости. Крепкая сбалансированность, природная гармоничность характера. Но вдруг - эмоциональная вспышка. Такое присуще хорошим ораторам: загоралась сама и зажигала учеников. Улыбаясь, обаятельно и красиво, разбирала по косточкам Кафку, Достоевского...(критики, уверена, побледнели бы от досады). Ошеломляла, топила..., подталкивая на творческие поиски. Слова, соотнесенные с человеком, временем, вдруг становились живыми. После ее уроков хотелось "выплывать" за пределы заданного: плутали, но появлялась тяга к прочтению. Ее ученикам и ей обоюдно интересно и необходимо было общаться. И все по - доброму, без упрямого напора. Внешне - всегда спокойная, несуетливое приветливое достоинство поражали людей, заставляли к ней тянуться. Не давала себе ни минуты покоя. Тянулась ко всему новому, впитывала, как губка. Информатизация? Да, цифровые образовательные ресурсы, рабочие места детей, интерактивная доска, документ - камера...- все работало на ученика. (После ее ухода на пенсию - это оказалось невостребованным, не рабочим...) И было жалко ее, и нельзя было не преклониться перед ее самоотверженностью. Есть люди сугубо случайные в нашей профессии, а Она - "Остановиться и Оглянуться...".
Оглянулась - уже далеко не полдень, а Солнце, как назло, бушует вовсю: желтое зарево трепещет и только струйки внезапно нахлынувшего дождя - сбивают спесь...
Ей остается, и по сей день, уходить, расставаться, обновляться. Подставлять ветру, струям дождя лицо - и не знать, что там за поворотом. Спотыкаться и падать. Поднимать к немому небу лицо... И помнить, что за облаками есть звезды, и среди них твоя звезда - Учитель!