Маркова Ирина : другие произведения.

Вера -компас сердца и ума

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Вере, Боге и Человеке

  Прочла недавно на Прозе. ру небольшую миниатюру о введении в школы со второго класса по девятый класс нового курса "Основы православия". Каждая строчка - крик боли и обеспокоенности. Попыталась успокоить человека, а самой успокоиться не получается.
  Вопросы набатом.
  Почему, в принципе, люди говорят о введении курса "Основы православия" в школы, когда существует правовое регулирование отношений в сфере образования, закрепляющее автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе?
  Справка
  Конституции РФ Статья 14
  1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  2. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
  Закон "Об образовании в РФ" Глава 1 Статья 3 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
  6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  Почему этот вопрос возник в 2018г., когда курс "Основы религиозной культуры и светской этики" уже введен во всех школах с 1 сентября 2013 г. в рамках закона "Об Образовании"?
  Справка
  "ОРКСЭ" культурологический курс, включающий основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. И только по заявлению родителей, законных представителей, ребенок посещает определенный модуль.
  PS. Заметьте, основы православия и культуры православия - это разные вещи.
  В чьих интересах превратить вопросы свободы совести, вероисповедания в "божественный ветер" ? В тот тайфун, который уничтожит развитые в России традиции религиозной терпимости и плюрализма ?..
  Вопросы, понятно, сугубо риторические, но тем не менее...
  Помимо конституциональной стороны вопроса, есть еще его историко-культурная составляющая. В России, которая представляет собой уникальное культурно-религиозное пространство, испокон веков соседствовали народы исповедующие православие, ислам, иудаизм, шаманизм, язычество, католицизм, и, и, и... Все народы живут в России в мире и согласии, в уважении к традициям, они всегда готовы прийти на помощь друг к другу. Иногда даже создается такое впечатление, что деление на конфессии в России - это всего лишь дань национальным особенностям. И никогда религиозная принадлежность не мешала и не мешает им общаться. Есть среди них и сторонники экуменизма, объединения всех религий. Для них Бог - един, просто у него разные лица, которые придумали себе люди, считают они. Вполне естественны и различия между ними.
  Различия в мире, в котором мы живем, различия между людьми многогранны и непостижимы. Эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным. Каждый из нас вправе отстаивать свои убеждения и предпочтения. Если мы считаем их полезными или удобными для себя, значит, они однозначно имеют право на "жизнь"? Имеют, но только необходимо помнить, что ежели они, "убеждения и предпочтения" агрессивны, несут ущерб другим людям, мешают взаимопониманию, - то быть оправданным никак не могут. Это касается всех сторон жизни человека, в том числе и веры.
  Невозможно оправдать стремление определенных политических кругов разрушить очевидное: поломать "главные рёбра" уникального культурно-религиозного пространства. Желание отрицать очевидное - это уже старческий маразм или все еще подростковая задиристость, помноженная на максимализм? К сожалению, мы живём в мире, где отрицание очевидного является делом принципа. Очевидное приходится констатировать снова и снова. Ну и про "глаза общественного мнения", которые пытаются открыть подобными слухами: количество лжи и мистификаций никак не меняет качество общественного мнения здравых людей. Создается такое впечатление, что здравых людей в нашем обществе все - таки больше.
  На "F" зашла на страницу пользователя, который послал мне запрос на добавление в друзья. На первый взгляд страница, как страница. В центре фотография приятного юноши. Надпись, включаю функцию перевод: "Меня этому учил отец. Убивай, убивай, убивай врагов, даже если их много...". Другая страна, иной мир, неприемлемо, но как-то объяснить можно? Кто они, враги, для этого молодого человека ?..
  Справка
  Коран разрешает сражаться праведному мусульманину исключительно для защиты от врагов и притеснителей, для утверждения свободы религии, прекращения религиозных гонений и защиты домов, которые служат для богослужения (речь идет о храмах всех религий, в том числе и мечети). "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте - поистине, Аллах не любит преступающих!" (2:190). Подобная заповедь дана и в аяте 4:91. Военные действия разрешаются только в виде обороны и должны быть прекращены, если противник отказывается от агрессии: "Когда же враг ваш прекратит борьбу, оружие сложите и гоните тех, кто продолжает сеять смуту" (2:193). Это прямые повеления Аллаха уже не на одну битву, а на все времена. Поэтому в едином контексте сура 9 не несет в себе ни единого призыва к насилию, агрессии или чему-то подобному. (ВКоране. инфо Сайт о Коране)
  Деревенская глубинка. Казалось бы, время "застыло" - все, как лет тридцать назад. Те же ценности, образ жизни, сообщество многонациональное. Только люди стали зажиточнее, выросли новые улицы частных коттеджей, много молодежи, работают предприятия, Дом культуры, больница, школа, появился Храм, несколько религиозных конфессий. И верующие, и атеисты - одна большая и дружная семья...
  Но как-то случай привел пообщаться, совершенно случайно, с хорошим пареньком. Ребенок, добрый, сообразительный, честный, не научился еще лукавить. Взахлеб рассказывает о своем житье - бытье, но в оцепенение приводит фраза о друзьях "да папа говорит, что они мне не чета, русские, которые умеют только пить да материться...".
  - А ты знаешь, я тоже русская...
  - Да нет, Вы другая, - удрученно притих...
  Возможно, это единичный случай, который можно объяснить дефектом воспитания "воспитателей" или, все же, воспитание праведного мусульманина, которое приводит к "Аллах Акбар"? Выражение, "Аллах Акбар", довольно часто стало встречаться в современном мире. И хотя сама фраза несёт в себе только положительное, "Бог велик", к сожалению, она стала восприниматься большинством людей негативно. Плохой смысл привнесли в него многочисленные террористические организации.
  Но как можно поверить в то, что это воспитание "праведного мусульманина", учитывая Священную книгу, которая позволяет праведному мусульманину взять в жены женщину иного вероисповедания? И если даже в этом случае различие вероисповеданий не помеха, нет никаких оснований говорить о запрете иных отношений дружеского рода с людьми другой национальности ?..
  PS. Пороки не имеют национальной принадлежности. Как это не прискорбно, но среди людей различных национальностей мы найдем общие пороки.
  А если мы имеем дело с "дефектом воспитания"? Что тогда?
  Тогда это явление имеет иное название, и имя ему - национализм. Национализмом начинают "болеть" по разным причинам. И на данный момент нет цели выяснять эти причины. Ясно одно, что им заражаются "уязвимые", слабые нации, воспитывающие молодое поколение на национальном эгоизме, "пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии" (Д.С. Лихачев). Национальная широта, открытость, уважение людей разных национальностей - не для них. Будет ли иметь место в системе ценностей таких народов "умная доброта - это человеческое качество, ценнейшее из всех"? Скорее всего - нет.
  Порой, читая ленты в социальных сетях, страницы форумов, ответы на сайтах, мне кажется, что все беспричинно посходили с ума.
  "G+"
  "Каждый мусульманский ребёнок, рожденный в Европе, - это бомба замедленного действия для детей Запада. Последние будут подвергаться гонениям, когда станут меньшинство". Но пока гонениям подвергается именно отец Самуэль. Суд не хочет верить пророчествам.
  Чем можно объяснить слова отца Самуэля, самого известного сейчас священника в Бельгии, кстати, турка по происхождению. Воспитанием? Культурой? Может быть традиционным отношением? В разные времена отношение к верующим в других Богов или неверующим в массе своей очень сильно менялось: от терпимо-толерантного к резко негативному, неприемлемому, вплоть до открытой вражды.
  И это относится не только к христианам, но и ко всем другим религиозным течениям.
  Если человек воспитан в цивилизованном обществе, он должен уважать выбор и предпочтения других людей, будь то религия или политика...
  - Да что угодно?.. - спросите вы.
  - Над "что угодно" стоит подумать...
  Бог для каждого из нас бесконечен, многогранен и непостижим. И нет того имени, которое полностью описало бы все его сущности, все проявления. Таких имён много, и каждое из них отражает всего лишь одну из великого множества граней. Именно "Множество" лежит в основе метафоры "Девять миллиардов имен Бога" (больше, чем число людей на земле) . Суть метафоры, как мне кажется, в том, что каждый из нас к этому "множеству граней" добавляет еще и свою, свое понимание Божественной сути. Атеисты не исключение, скорее всего, правило. У атеизма свой Бог - Абсолют. Есть хороший афоризм о том, что Абсолют неспособен проявить себя, совершить чудо. Посему атеист надеется только на себя, в отличие от верующего, которому советует народная мудрость: "на Бога надейся, а сам не плошай".
  Да, атеизм, для любого в нашей стране, особая "песня": все или почти все были атеистами, остались крещеными атеистами, есть атеисты. Потрясающе, но это тоже то, что, казалось бы, должно объединять?.. Агрессия не должна быть уместна?!.
  Но... читаем: Ответы Mail.Ru
  Мыслитель
  Каждому свое, православным зона, атеистам воля. Никакой связи между библейскими сказками и реальной жизнью нет и быть не может! К вере с возрастом приходят люди, которые, как правило, вели беспутный образ жизни, сожалеют о чем-то содеянном, пьяницы, наркоманы, преступники, психи и. т. д. Вера в бога для них является своеобразным лекарством. Умственно и психически здоровому человеку это не нужно. Эти зомби видят смысл жизни в том, чтобы закидать камнями иноверцев и атеистов, как советует библия.
  Автор "ответа" убеждает нас в том, что у всего есть свой срок годности, как у веры, так и у атеизма. У одних людей заведомо "запланирована вера", после того как проживется атеистическая жизнь, а у другой половины людей атеизм не запланирован ?
  Подумалось, вроде ни к одной из перечисленных категорий себя отнести не могу, и камни ни в кого кидать не собираюсь. Я приняла крест после пятидесяти лет. Мой отец, крещеный атеист, царство ему небесное, так отреагировал на мой поступок: "Набралась идей, как сука блох, всю себя измучила и меня. Все "бумеранги" мерещатся, а жить надо проще...".
   Почему люди меняют свои убеждения? Скорее всего, даже не меняют, а допускают в них что - то "новое", или отрицавшееся ранее "старое". С приобретенным опытом приходит иное осмысление и мира, и себя в нем, и понимание ранее сокрытого. У каждого из нас свои причины и мотивы. Но зачастую это происходит с нами, когда мы вступаем "на дорогу к Благоговению".
  Каждый даже в Вере уникален. Хотя, для средневекового ее понимания, для Веры уместно "прокрустово ложе", подгоняющее обрядностью верующих к "стандарту". (Для меня Храм надобен тогда, когда Душе угодно, молитвы очищают, придают уверенность. Но обрядность абсолютно не имеет никакого значения. Напоминает школьные праздники, порой хорошие, порой плохие). К Библии у меня особое отношение (история Христианства в мифах).
  Возможно, прочитав Библию, вы обратили внимание на слишком "жесткое" отношение к людям? Я обратила, но потом сопоставила две библейские цитаты : "... человек создан по образу Божию" и "Бог есть Любовь", а они значат только одно, что Любовь не может убивать и забрасывать камнями.
  Вера - это слово несет глубинный смысл. Вера в Бога, Вера в Любовь, Вера в Человека, Вера в Родину, Вера в Себя. Именно Вера дает силы принимать решения вопреки тому или иному общепринятому мнению, образу жизни. Вера дает силы, чтобы держаться этих решений.
  Нынешнее положение в России, для населения которой характерен глубокий интерес к религии, и к христианству в частности, создает для различных религиозных конфессий уникальный шанс внести свой вклад в становление гражданского общества: "и христианство, и ислам имеют одни общие корни - иудаизм. Многие идеи буддизма гармонируют с идеями христианства и ислама. В единстве они могли бы образовать общую аксиологически выраженную этическую доктрину, в которой наивысшими ценностями выступают конкретный индивид, принцип толерантности, согласия и взаимного уважения". (Хаджаров М.Х. Социология конфессионально-культурных отношений: толерантность, как основа диалога религиозных сознаний).
  Вера - "компас сердца и ума" - неотъемлемая часть культуры народов. Уважать или не уважать человека - наш выбор. Относиться уважительно - наше воспитание, культура.
  Первая и самая достоверная истина: Вера - фундамент культуры любого народа. Именно она вместе с многонациональной культурой народов России ведет нас за руку, чтобы вместе плутать и спотыкаться в поисках света. Истина? Истина! Но любая истина парадоксальна. Взаимное непонимание образования и культуры - самая подходящая, на мой взгляд, основа для парадокса. В школах сокращаются часы на изучение гуманитарных дисциплин: литература (русская, зарубежная, национальная), истории (Отечественной и зарубежной). В парадоксе образования и культуры наша Истина рушится на глазах и даже высмеивается (есть дети, и их не так уж и мало, которые не хотят читать, не способны изложить свои мысли, не знают историю своего народа, Отечества).
  Но парадокс - это всегда полуправда?!. Мы можем возразить - ученичество это сложно, система не идеальная. В системе, в учениках, переплетены душераздирающая красота и "величие" одних, и в то же самое время, ужасная "бедность" других.
  Но вы мне вправе возразить, что гении и недоросли - примета любого века. А кто бы спорил. Самое ценное - золотая середина - основа общества?..
  Стоит заметить, что никому не приходится заявлять о себе, как о гении или недоросле или середнячке?! Все эти оценочные суждения весьма условны - личность не имела возможности проявиться. Как следствие, никто не вправе отрицать состоятельность каждого из нас, и нашу Веру в себя, собственные силы.
  На первый взгляд покажется, что все, очарованные культурой люди, с Верой в сердце, родом из двадцатого века. Совсем не так - рядом юные, любознательные, ищущие...
  И не нужны в школах никакие основы православия. Нужно малое - донести простую истину, что краеугольным камнем, на котором прочно зиждется наша многогранная культура, было воссиявшее на Руси Вселенское Православие.
  Донести Истину сможет только полноценная культура человечества. А это не что иное, как многогранное проявление творческой деятельности человеческого духа и мастерства "в пяти изящных искусствах" : архитектуре, скульптуре, музыке, живописи и литературе - искусстве описания.
  Изучать, смотреть на пять чудес, очаровываться и восхищаться "Крупицами" неисчерпаемого русского сокровища, с чувством благодарности своим предкам - творцам культуры Великой Исторической России - это ли не самая важная задача для молодого ума? Это ли не шаг к становлению Веры?
  По словам английского литературного критика Мориса Бэринга, у заглянувших в самую глубину сложных лабиринтов человеческого сердца бесстрашных русских писателей "самое широкое сочувствие общечеловеческой скорби исходит из глубины широкого русского сердца, способного обнять и утопить в себе всю мировую скорбь мятущегося и страждущего человечества". И вела писателей Вера - компас сердца и ума.
  Литература многонациональных народов нашей Родины, народов мира есть вечное духовное начало, основа нравственности, парящей и царящей над всеми ничтожно мелочными изменениями в политической, общественной и экономической жизни мира. Она оплот любой Веры. В ней, Вере сила и спасение. Вера не фанатично - экзальтированная, а размышляющая, рассуждающая, анализирующая, думающая и действующая.
  Парадокс ? Парадокс, но в этом случае он уместен...
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"