Тот, кто внимает нашей беседе с верой и без зависти, освобождается от последствий своих грехов и достигает благих планет, на которых живут праведники.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "71.Верующий человек, также независтливый, умеющий, опять же, слушать, и он, получив освобождение, достигает благоприятных планет тех, кто занят благочестивой деятельностью.". Должно быть понятно, что верующие этой ступени духовного развития стоят пониже, чем те, кто сам проповедует совершенные знания Бхагавад-Гиты. Это те преданные, которые еще не достигли тех совершенных качеств и знаний, которые достойны брахмана и открывают двери на духовный план за пределы материальных вселенных. Однако, и таких людей отмечает Бог, ибо Арджуна скорее всего по качествам подходит под эту ступень духовного развития. Что же отличает таких людей? Прежде всего, вера, основа основ преданного служения и духовного развития. Также независтливость, что равнозначно отсутствию гневливости, стяжательства, привязанности, но в своей мере. Также, еще не достигнув тот уровень, когда совершенные знания буквально вырываются наружу, требуя себе слушателей, такие люди, однако, еще готовы впитывать их в себя со всех источников, включая процесс слушания (процесс слушания в современном мире объявлен Богом как не основной и не определяющей частью преданного служения), постигая их из уст высоко стоящих преданных и духовных учителей. Такие люди, отмеченные уже Богом, заслужив у Бога преданное служение и интерес, и тягу к духовным знаниям, непременно отличаются добродетелью, смирением, терпением и достойны если не выхода за пределы материального мира, то на более высокие уровни планет, называемые райскими, где будут рождены среди таких же добродетельных, где проведут в успехах и в хорошем окружении многие и многие годы, и в свое время вновь могут родиться на Земле.
Таким образом, Бог Кришна по окончании священного диалога указал Арджуне на два вероятных пути, на которые может рассчитывать любой преданный, как и он сам.
КОММЕНТAРИЙ: В шестьдесят седьмом стихе этой главы Господь категорически запретил рассказывать "Гиту" тем, кто завидует Господу.
БОГ: Зависть к Богу Кришне - это непонятно что. Всеми чувствами и мыслительным процессом человека Управляет Личность Бога Кришны. Но зависть к Личности Бога невозможно дать материальному человеку, но, вот, порассуждать о Боге Кришне, Бог в некоторых случаях дает человеку с позиции его материального воззрения и его качеств. Но реальной зависти к Богу не испытывает никто. Ибо, невозможно претендовать на то, о чем нерелигиозный человек не имеет понятия. Материальный человек мыслит материальными категориями. Он никогда не сможет осознать во всей полноте, что есть Слава Бога, Власть Бога, Могущество Бога, Воля Бога, Непостижимость Бога... Человек материальный может завидовать тому, что ему понятно, что кажется для него возможным, что ему по силам иметь и этим распоряжаться, чему есть примеры, воспринимаемые его чувствами и обозреваемые его мыслительным процессом и материальной практикой... Если же человек достигает ступени преданного служения и начинает постепенно входить в Бога Кришну и постигать качества Бога Кришны, то и в этом случае достояния Бога для человека непостижимы и не могут быть ни с чем соизмерены, их не объять умом, не приблизиться, ни воочию увидеть... Это запредельно, и ум человека не сможет на это рассчитывать, ибо и не сможет оценить, как невозможно оценить воздух, воду, земную твердь, небо, космос... как и невозможно на это самолично претендовать, имея слабое, немощное, подверженное разрушению тело...
Иными словами, "Бхагавад-гита" предназначена только для преданных.
БОГ: Бхагавад-Гита - есть Святое Писание, которое Бог Кришна может дать любому в руки, ибо только Бог Знает, на какой ступени материального и духовного развития стоит человек, даже если он в данный момент не занят непременно преданным служением.
Однако иногда случается так, что преданный Господа читает публичную лекцию и далеко не все из его слушателей являются преданными. Почему же он выступает перед такой аудиторией?
БОГ: В современном мире публичные чтения Святых Писаний Бог отменяет или это действо может оставаться преданным староверам. Это ни есть то действо, которое может способствовать преданному служению или просвещению материальных людей. Сам Бог Кришна выбирает того, кому пора начинать путь преданного служения, и Сам Бог каждому дает свой путь к Бхагавад-Гите. Но каждый должен начинать ознакомление с этим Писанием в домашней преимущественно обстановке, в благоприятное время, независимо от других людей, без чужих мнений и обсуждений. Бог Сам изнутри даст человеку и понимание, и внимательность, и заинтересованность, и память, и ум, и разум... Бог Кришна вовлечет и Бог Кришна даст рассуждения, даст и желание следовать Слову Бога Кришны, как и даст желание начать заниматься духовными практиками, как и в свое время даст уже потребность заняться полным, старательным и продолжительным преданным служением, посвятив свою жизнь Богу Кришне.
В данном стихе объясняется, что, хотя далеко не каждый человек является преданным, есть много людей, которые не питают вражды к Кришне. Они верят, что Кришна - Верховная Личность Бога.
БОГ: Ни у кого нет чувства вражды к Богу, ибо эту энергию Бог никому из людей не дает. Это чувство есть материальная энергия, которая может быть в человеке относительно себе подобных. У человека к Богу Кришне другое отношение. Бог это отношение регулирует в соответствии со ступенью материального и духовного развития человека. Никто не сможет к Богу Кришне проявить низменные чувства, но на уровне ума, речи человек может выразить к Богу как претензии; но если эти претензии выражены, как оскорбление Бога или богохульство, то такой человек, непременно, очень строго будет наказан, и Бог Кришна его поставит в такую ситуацию, где он будет молить Бога о пощаде, просить прощение и осознает свой грех, как и извлечет для себя те уроки, которые заставят его быть перед Богом Кришной смиренным, терпеливым и немногословным.
Слушая, как о Господе рассказывает Его чистый преданный, такие люди очищаются от грехов и после смерти попадают на планеты праведников.
БОГ: Нет у Бога Кришны чистых преданных. Есть просто преданные и ступени преданного служения, о которых может знать только Личность Бога Кришны. Также, если человек слушает проповеди преданных Бога Кришны, то это означает, что послушать эти проповеди дал материальному человеку Сам Бог Кришна. А это в свою очередь означает, что данный материальный человек находится на подножии преданного служения, и в этой жизни или в следующей Бог Кришна ему даст путь преданного служения Богу Кришне. Ни на какие планеты праведников человек, готовящийся к преданному служению, не попадает, ибо и нет таких планет. На любой планете материальной вселенной есть и грешные и праведные люди. Но человек и не должен идти по пути удовлетворения чувств, а должен начинать путь преданного служения, где ему и придется учиться быть и праведным, и аскетичным, и добродетельным, и смиренным, и терпеливым, и не претендующим, и входить в Бога Кришну, и поклоняться Богу Кришне, и посвящать труд и его плоды Богу Кришне, и изучать Святое Писание, т.е. выполнять полноценное, старательное и продолжительное преданное служение, посвятив Богу Кришне всю свою жизнь.
Поэтому даже тот, кто не стремится стать чистым преданным Господа, просто слушая "Бхагавад-гиту", получает великое благо. Так чистый преданный дает каждому возможность очиститься от грехов и стать преданным Господа.
БОГ: Слушание Святого Писания есть достаточно не эффективное средство для материального и духовного развития человека, это слишком пассивный путь, чтобы говорить об очищении человека от грехов и кармических долгов. Никогда также преданный никакой ступени преданного служения не сможет никакой своей проповедью очистить или способствовать очищению других людей. Только личное усердие, только путь преданного служения в полном объеме и старании могут человеку помочь развить те высокие материальные и духовные качества, которые одни Волею и Планом Бога Кришны выводят человека за пределы материального существования на духовный план.
Обычно те, кто свободен от грехов, люди праведные, с легкостью принимают сознание Кришны.
БОГ: нет, нет у Бога Кришны никого, кто был бы свободен от грехов. Также, никто с легкостью не принимает путь преданного служения. К этому пути Бог Кришна подводит человека с разных сторон, по разным причинам, через разные внутренние переживания, через большие страдания и преодоления, через долгий поиск, порою то вводя, то выводя из преданного служения и так несколько раз, пока не оформится качествами, убеждениями и пониманием необходимости этого пути. И далее этот путь становится окончательным и необратимым.
Следует обратить внимание на употребленное здесь слово пунйа-карманам. К категории пунйа-карманам относятся великие жертвоприношения, такие как ашвамедха-ягья, упомянутая в Ведах.
БОГ: В современном мире речь может идти не о жертвоприношениях, а только о благочестивой деятельности человека, который на пути к преданному служению Богу Кришне. Старые веды в современном мире Богом Кришной запрещены и ссылаться на них не следует.
Благочестивые люди, которые занимаются преданным служением, но не являются чистыми преданными, попадают на Полярную звезду, Дхрувалоку - планету, которой правит Махараджа Дхрува. Это великий преданный Господа, и у него есть своя планета, называемая Полярной звездой.
БОГ: Благочестивые люди ни на какую звезду не попадают. Делать им там нечего. Такие люди готовятся Богом Кришной на путь преданного служения Богу Кришне. Если человек верующий, независтливый, умеющий слушать Святые Писания, то он никогда не направляется на райский план, не получает освобождение, но продолжает вращаться в колесе сансары, Милостью Бога развивая те качества, которые приведут на путь преданного служения. Именно так в материальном мире таких людей ведет Бог, направляя всегда не на отдых, не на наслаждения, а на духовную практику самого серьезного направления. Но о планете добродетельных было сказано Арджуне и его современникам, всегда тяготеющих к материальным благам и именно материальные блага на райских планетах желая себе даже будучи занятыми йогой и жизнью в отрешении. Отрекаясь от Земного, они претендовали на еще большее наслаждение и чаще всего ставили своей целью, как мистические способности, так и жизнь без страданий и в роскоши. Это же сулили им и Веды, это же они преследовали, поклоняясь полубогам в надежде среди них родиться. Уровень развития людей был достаточно не высок, понимание о духовном плане им ни о чем не говорило, им надо было освободиться от страданий, но ценой претерпеваний в условиях Земли, чтобы эти свои наслаждения получить нескончаемо и в самом разном виде. Что хотел услышать Арджуна, Бог знал. И не только он. Отсюда и обещания. Все средства употребимы и святы, ибо они ведут живые существа к Богу. А это труд, а это преданное служение, а это никак не смягчение обстоятельств и не освобождение от страданий, ибо материальный мир так и создан, чтобы лечить, а это именно через путь преодолений, через страдания, через развитие качеств и непременно через всеобъемлющий путь преданного служения.
О сын Притхи, о завоеватель богатств, достаточно ли внимательно ты слушал Меня? Рассеялась ли окутавшая тебя пелена невежества и иллюзии?
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "72.О, Партха, выслушал ли ты все с сосредоточенным умом? Рассеялась ли твоя иллюзия, порожденная невежеством, о, Дхананьджая?". Надо понимать, что Арджуна в этом диалоге был полностью и непременно ведом Богом, послужил Богу тем лицом, которое более-менее могло правильно задавать вопросы, проявлять умеренно необходимые качества, сомнения, сокрушения, заинтересованность... Вся эта эмоциональность несомненно давалась Богом, но на тех качествах и понимании, которые Бог в прошлых и этом рождении Арджуны необходимым образом подготовил и отшлифовал, дабы все было правильно и во благо всем воспринято. Несомненно, Арджуна не мог знать, что во всем диалоге ведом, что все его эмоции и реакции были Божественно предписаны, до вздоха, до взгляда, до сокрушения, до восхищения... Поэтому, было все. Но не было полного сосредоточения. Это Бог знает. Не было и не могло быть. Ибо все должно было выглядеть для Арджуны естественным. А знания и понятия, с которыми Бог его знакомил, были отнюдь не просты, отнюдь не соответствовали его пониманиям и знаниям на данный период, кое-что входило и в противоречие с его убеждениями. Поэтому и содрогался, и терял память, и сокрушался, и не мог понять сути разговора, и переспрашивал... Не был для него диалог и легким. Невозможно также сказать, что после разговора он тотчас преобразился в понимании. Непременно оставалось множество вопросов, многие знания затребовали себе времени, чтобы как-то улечься, усвоиться, практически быть опробованы. Бог это знает. Без преданного служения такого уровня знания не могут войти, не смогут стать сутью мышления и поведения, не сможет человек начать легко через призму этих знаний мыслить и отвечать на вопросы, как и потупать. И все же, кое-что Бог ввел прямо в сердце - то, что следует предаться Богу Кришне и следовать Его указаниям без сомнений. Но преодоление влияния трех гунн материальной природы непременно потребует времени, ибо многие помыслы Арджуны как были, так и остались связанными с материальными благами, с властью, что есть первый показатель его зависимости от иллюзорных энергий Бога. Еще предстоит Богу вышибать его из этих материальных цепей через путь царствования, через такую непростую практику, как и достаточно длительную, дабы подготовить к пути чистого преданного служения самому Богу Кришне, но уже в следующем рождении. Так что освобождение из колеса сансары пока ему не грозит, а вот рождение на райских планетах - вполне.
КОММЕНТAРИЙ: Господь выступал в роли духовного учителя Aрджуны и потому должен был спросить его, верно ли он понял "Бхагавад-гиту". В противном случае Господь был готов объяснить ему любое положение "Бхагавад-гиты" с самого начала.
БОГ: Нет. Не собирался Бог ничего объяснять повторно, ибо весь диалог полностью с обеих сторон вел Бог Кришна, согласно Воле и Плану Бога на передачу людям времен Арджуны Бхагавад-Гиты. Волею Бога Арджуна извлек из диалога только то и понял только то, что входило в План Бога Кришны. Арджуна полностью был Управляем Богом; Бог Кришна абсолютно знал, как он понимает изложенное ему Богом Совершенное Знание, Бог Кришна Знал, как он, Арджуна, будет реагировать на каждое Слово Бога, и через что и когда ему эти знания дать таким образом, чтобы они стали его качествами, мыслительным процессом, пониманием. Все вопросы Арджуны, все понимание, все сопутствующие мыслительные процессы, все чувства, все эмоции, все старания и все трудности в диалоге были даны Арджуне Богом, ибо Арджуна не должен был все усвоить быстро, с правильной реакцией, ибо и не об Арджуне шла речь. Он должен был так себя проявлять и такие вопросы задавать Волею Бога, чтобы через ответы диалог развивался и Бхагавад-Гита пополнялась теми духовными знаниями, которые и наметил в Бхагавад-Гите Бог Кришна дать людям времен Арджуны.
Каждый, кто услышит "Бхагавад-гиту" в изложении истинного духовного учителя, такого как Кришна или Его представитель, ощутит, что он полностью освободился от невежества.
БОГ: Нет. Не следует упрощать. Бхагавад-Гита не столь просто входит в человека и остается в его мыслительном процессе. Это то Святое Писание, которое требует многие годы жизни, чтобы его постигать. Ничего и никогда и никому Бог не дает без труда, без стараний и усилий. На это должно быть направлено старательное, полное и продолжительное преданное служение Богу Кришне.
"Бхагавад-гита" - это не обыкновенная книга, написанная каким-нибудь поэтом или писателем; она поведана Самим Верховным Господом. Каждый, кому посчастливится услышать эти наставления от Кришны или Его истинного представителя, непременно обретет освобождение и выйдет из тьмы неведения.
БОГ: Изучение Бхагавад-Гиты непременно необходимо преданному, как и все Новое Святое Писание. Но вопрос о выходе за пределы материального мира решает не только изучение Святого Писания, но и само полноценное, старательное и длительное преданное служение. Это надо понимать. Таким образом, касательно стиха: Бог более, чем сам Арджуна, Знает его состояние, Знает все его переживания, все мыслительные процессы, ибо Сам расположен в теле, ибо Сам Управляет человеком, ибо Сам дает все чувства и все преодоления. Но пора было уже завершать диалог, пора было это показать Арджуне через его направление, надо было ослабить в нем напряженность, несколько отпустить внимание, дать осознание, что он все сделал, что от него требовалось, надо было как-то его поддержать. Поэтому и такие Слова Бога. Конечно же, разговор был не простым, требовал большого сосредоточения, требовал и внутренние силы, понимание, переживания. Иллюзия несколько и могла рассеяться в плане постижения Высоты Бога. Но на свой счет Арджуна еще был действительно невежественным, далеко не все усвоил, ибо только продолжительное преданное служение вводит совершенные духовные знания в человека бесповоротно. Пока было ознакомление. Бог еще неоднократно, будучи в нем, напомнит знания Бхагавад-Гиты через путь преданного служения; и здесь через очень не простую духовную практику Бог эти знания утвердит. Но не теперь. Еще есть время. Бог Знает.
Aрджуна сказал: Дорогой Кришна, о непогрешимый, все мои заблуждения теперь рассеялись, и Твоей милостью ко мне вернулась память. Сомнения покинули меня, и я преисполнен решимости действовать так, как Ты велишь.
О, Непогрешимый, Твоей Милостью иллюзия рассеялась и память вернулась. Я теперь в том состоянии, когда сомнения покинули меня и я готов следовать Твоим словам.". Как должен был себя в завершении чувствовать Арджуна, так и чувствовал. Слова Арджуны отражают его внутреннее состояние один к одному. Но не потому, что он личными усилиями и пониманиями достиг такое самочувствование к концу диалога, а потому, что Бог, завершая диалог, дал ему изнутри то чувство, которое наиболее было ему понятно и считывалось, как адекватное и умеренное в восприятии всего сказанного. Тем более, что дать чувство рассеянной иллюзии и вернувшейся памяти Богу ничего не стоит, как и чувство отсутствия сомнений, тревог и желание как-то этому последовать, хотя на данный период Арджуна плохо представлял себе, как. А предстояло Арджуне теперь сражаться, сражаться все же согласно своей природе кшатрия, действуя под управлением соответствующих гунн природы и согласно своим качествам. Ничего другого он пока у Бога не заработал.
КОММЕНТAРИЙ: Предназначение живых существ, которых олицетворяет Aрджуна, состоит в том, чтобы выполнять волю Верховного Господа. Живые существа созданы для служения. Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что по своей природе живое существо является вечным слугой Верховного Господа.
БОГ: Так можно сказать.
Забывая об этом, живое существо попадает под власть материальной природы, но служение Господу помогает ему выйти из-под ее власти и стать свободным слугой Бога.
БОГ: Надо понимать, что живое существо в материальном мире только развивается до тела человека, проходя все формы тел и существований в материально мире до тела человека и только в теле человека на ступенях преданного служения впервые узнает о том, что есть частица Бога Кришны, как и о том, что есть его изначальное предназначение, где имеется ввиду именно преданное служение. До этапа преданного служения человек никак не может забыть то, что никогда и не было предметом его знания. До этого знания он только дорос Волею и Планом Бога Кришны, ведущего Свое творение с самых мельчайших форм материального существования. Путь преданного служения человек достигает только в круговороте сансары, где через средства материального мира Бог Кришна развивает в человеке те качества высокого материального и духовного уровня, которые выводят на путь преданного служения. И далее речь уже может идти о тех качествах, достигнутых в процессе преданного служения, которые и выводят человека в свое время на духовный план. Однако, никогда человек не становится "свободным слугой Бога.". Всегда человек остается зависимым, подчиненным, слабым, беспомощным живым существом.
Живое существо создано для того, чтобы служить, поэтому оно служит либо иллюзорной энергии, майе, либо Верховному Господу.
БОГ: Иллюзорные энергии Бога Кришны есть Сам Бог Кришна, Управляющий Своим материальным творением. Живое существо, будучи в пути материального и духовного развития, Управляется Богом Кришной через Божественные иллюзорные энергии, которые, проводя человека через материальные игры и роли, развивают в нем те качества, которые в свое время и выведут на путь преданного служения, где человек и будет уже осознанно служить Богу Кришне, но так, что его служба Богу Кришне будет, по сути, направлена на свое личное духовное развитие и на то, чтобы в свое время человек мог выйти за пределы материального существования. Т.е в материальном мире непосредственное служение Богу Кришне еще очень слабое, ибо человек работает преимущественно на себя и духовные свои качества. Что касается иллюзорных энергий, то человек им, иллюзорным энергиям, майе, в материальном мире не служит, ибо им невозможно служить. Они просто есть развивающая Воля Бога, направленная на развитие творения; и в такой ситуации живые существа только подчиняются Воле Бога, но никак Богу Кришне в лице иллюзорных энергий не служат; но, благодаря иллюзорным энергиям Бога, считают, что самостоятельны в своем материальном пути и сами есть причина всех событий в своей судьбе, что достаточно важно для того, чтобы вести и развивать материальный мир, ибо дает ему активность и устремления, как и вовлечение в материальные игры и роли, которые преимущественно и обуславливают развитие живых существ до качеств высокого материального и духовного уровня, которые в свое время и выведут на путь преданного служения.
Служа Всевышнему, оно находится в естественном для себя состоянии, но если оно предпочитает служить внешней, иллюзорной энергии Господа, то неминуемо попадает в рабство.
БОГ: Заниматься преданным служением человек может только по Воле и Плану Бога Кришны. Сам человек этот вопрос не решает. Решает Бог Кришна в нем, когда качества человека уже готовы, чтобы можно было начать преданное служение. Что касается иллюзорных энергий Бога, то они в материальном мире призваны помогать человеку развивать высокие материальные и духовные качества через путь страданий и преодолений. А также через вовлечение в развивающие игры и роли в материальном мире. Это не рабство, а условности материального мира, так материальный мир работает и так поднимает людей на путь преданного служения.
Заблудшее, запутавшееся живое существо служит в материальном мире.
БОГ: Никто в материальном мире не блуждает и не запутывается. Эти страшилки преданных для материальных людей есть заготовки их несведущих духовных учителей, агрессивно настроенных по отношению к материальному миру. А между тем, каждый пришел на путь преданного служения именно через материальный мир и работу над каждым Бога Кришны через божественные иллюзорные энергии.
Связанное путами плотских желаний, оно тем не менее мнит себя владыкой мира. Это называется иллюзией.
БОГ: Желания живым существам дает Бог Кришна через божественные иллюзорные энергии, и для человека это не очень-то и иллюзорные вещи, ибо Бог дает человеку желания и Бог дает путь к их осуществлению. Но и дает в пути свои преодоления, как и кармические страдания, которые далеко не всегда препятствуют достижению желаемого и также работают на материальное и духовное развитие людей. Т.е. желания, связанные с телом человека, его телесным существованием, есть то, что человека развивает, помогая ему достичь качества высокого материального и духовного порядка, которые в свое время и открывают врата на путь преданного служения.
Обретая освобождение, человек вырывается из плена иллюзии и добровольно подчиняется Верховному Господу, чтобы исполнять Его волю.
БОГ: Никогда человек не получает от Бога освобождение, ибо есть изначально зависимое и подчиненное живое существо и в материальном мире и на духовном плане. Также, из плена иллюзии не понятно, как можно вырваться, если эти энергии есть Сам Бог Кришна, всегда присутствующий в живом существе, им Управляющий и его развивающий, как в материальном мире, так и на духовном плане. Что касается добровольного подчинения Богу Кришне, то надо знать, что недобровольного подчинения Богу Кришне у живого существа не существует. Бог через иллюзорные энергии работает с живым существом так в рамках его ступени развития и качеств, что все, что живое существо делает и в материальном мире и на духовном плане, оно принимает, как или свое желание или стечение обстоятельств, которые понуждают поступить определенным образом, и человек к такому Управлению Бога собой привык и не видит в этом никакого понуждения или управления собой.
Последней иллюзией, последней ловушкой, которую расставляет на пути человека майя, является представление о том, что он - Бог. Попавший в эту ловушку считает, что он уже не обусловленная душа, а Сам Господь Бог. Ему не хватает разума даже на то, чтобы задаться вопросом: "Если я Бог, то почему я оказался в плену сомнений?" Это не приходит ему в голову. Итак, это последняя ловушка, приготовленная для него иллюзорной энергией. Чтобы по-настоящему освободиться от влияния иллюзии, необходимо постичь Кришну, Верховную Личность Бога, и согласиться исполнять Его волю.
БОГ: Это не ловушка иллюзорных энергий, не их некая карательная мера, это всего лишь мыслительный процесс, сопровождаемый сильным и устойчивым чувством уверенности, который дает Бог Кришна некоторым живым существам, обеспокоенным смыслом жизни, своим предназначением и ищущим ответы в разных философских материальных выкладках, в эзотерике, в учениях разных философов, вследствие своих личных поисков и своего достаточно беспокойного ума... Бог дает такое рассуждение человеку, такое логическое обоснование предназначения человека, такое восприятие себя согласно некоторым своим качествам или возможностям, что они могут искушать человека предположением о своей исключительности и непостижимости... Все это, опять же, есть подступы к духовным знаниям, к направленному материальному и духовному развитию, к постижение Бога Кришны... Этим в материальном мире многие могут переболеть и в свое время достаточно благополучно Бог помогает таким людям избавиться от таких наваждений, где человек считает себя Богом, и принять Бога Кришну, как Высшего Управляющего, Верховную Божественную Личность. И как бы крамольным ни казалось такое понимание о себе человека, как бы он ни думал о себе, как о Боге, оно не есть великий грех, ибо человек переживает это чувство Волею и Планом Бога Кришны на его развитие, ибо с человеком так можно работать, и есть, что ему через это впоследствии дать или развить и через что поднять на более высокую ступень материального и духовного развития.
Очень важным является употребленное в данном стихе слово моха. Моха - это антоним слова "знание". Обрести истинное знание - значит понять, что каждое живое существо является вечным слугой Господа, но, вместо того чтобы считать себя слугой, все в материальном мире мнят себя его хозяевами, потому что хотят господствовать над материальной природой. В этом заключается наша иллюзия. Рассеять эту иллюзию можно только по милости Господа или по милости Его чистого преданного. И когда человек выходит из-под ее власти, он соглашается действовать ради Кришны.
БОГ: Всему у Бога Кришны свое время. В материальном мире невозможно всех призвать к тому, чтобы все осознали, что они есть слуги Бога Кришны изначально. Эти знания Бог дает человеку только в пути преданного служения и только если человек обладает необходимыми качествами, чтобы этими знаниями Волею и Планом Бога Кришны правильно распорядиться. Что касается материального мира, то, что надо думать, то здесь и будет думать каждый, что надо мнить, то и будет мнить каждый. Материальный мир полностью Управляем и ведом Богом Кришной. Никто не сможет начать путь преданного служения, не пройдя предварительно все предшествующие ступени материального и духовного развития. Только Бог Кришна Знает, кто и на какой ступени развития стоит и какие качества ему присущи на каждый данный момент, и только Бог Кришна решает, готов или нет человек начать путь преданного служения и руководствоваться теми или иными Совершенными Знаниями. Бог дает материальному миру как господствовать над материальной природой. Ибо это и есть путь развития качеств материальных людей. Больше эти качества неоткуда взять, только из материального существования и только под Управлением Бога Кришны. Привязанность к материальному миру регулирует и контролирует Сам Бога Кришна, работая с каждым живым существом постоянно и скрупулезно. И только в свое время Бог эту привязанность Божественными средствами начинает ослаблять. Ни один преданный любой ступени преданного служения не должен озадачивать себя тем, чтобы помогать материальным людям якобы вырваться из условного материального мира. Это не их дело. Это работа только Личности Бога Кришны.
Находиться в сознании Кришны - значит действовать по воле Кришны. Введенная в заблуждение внешней материальной энергией, обусловленная душа не понимает, что Верховный Господь - исполненный знания повелитель всех живых существ и владыка всего сущего.
БОГ: Обусловленная душа нигде и ни в чем не теряет. Она ведома Богом Кришной, и в пути своего материального развития получает, развивает в себе Волею Бога те качества, которые в свое время и приведут ее на путь преданного служения, и там она в свое время получит от Бога те знания высокого материального и духовного уровня. Которые и примет и поймет, и будет через них мыслить и исполнять преданное служение. Все у Бога Кришны происходит и дается каждому человеку строго в свое время, когда человек готов и принять и распорядиться и через это мыслить и желать.
Он может одарить Своих преданных всем, чем пожелает; Он друг каждого живого существа, но особенно Он благоволит к Своим преданным.
БОГ: Бог Кришна отрешен от Своего творения и никому не благоволит, ибо все, что достигает человек, включая преданных, есть прежде всего работа Бога Кришны.
Он - повелитель материальной природы и всех живых существ. Ему подвластно неистощимое время, все богатства и энергии. Верховный Господь может отдать преданному даже Самого Себя.
БОГ: Что касается времени, то Бог Кришна есть Сам Время. Также, Бог Кришна никому Себя не отдает никаким образом.
Тот, кто не знает Его, находится в плену иллюзии; вместо того чтобы заниматься преданным служением, он служит майе.
БОГ: Если человек не знает Бога Кришну, то это обозначает то, что ему еще и не время знать Бога Кришну, ибо качества еще не те, чтобы его вовлечь в преданное служение и дать ему Совершенные Духовные Знания. Но нет никого, кто бы этот путь преданного служения Богу Кришне избежал.
Однако Aрджуна, выслушав "Бхагавад-гиту", которую поведал ему Сам Господь, полностью освободился от иллюзии. Он понял, что Кришна не просто его друг, Он - Верховная Личность Бога.
БОГ: Нет. Арджуна не освободился от иллюзии и тем более полностью. Но кое-что узнал для себя из тех совершенных духовных знаний, которые позволили ему мыслить более религиозно точно. Но для того, чтобы видеть вещи, как они есть, необходимо все же заниматься полным, старательным и продолжительным преданным служением Богу Кришне. Но и в таком случае не существует полного освобождения от иллюзорных энергий Бога, ибо это есть Сам Бога Кришна, работающий со Своим творением в условиях материального мира на всех ступенях материального и духовного развития человека.
Aрджуна постиг Кришну таким, как Он есть. Когда это знание полностью открывается человеку, он не может не покориться Кришне.
БОГ: Нет. Арджуна не постиг Бога Кришну и не увидел Бога Кришну, как Он есть. Бог Непостижим. Но в своей мере Бог помог ему получить более точные Духовные Знания о качествах Бога, как и другие Духовные Знания и понимания высокого духовного порядка. Но нельзя сказать, что вследствие этого диалога Арджуна также и утвердился в этих Совершенных Знаниях, ибо для этого необходим непременно путь преданного служения во всей своей полноте, что еще у Арджуны было впереди. Что касается того, чтобы покориться Богу, то этот вопрос решается только в пути преданного служения и только через развитие высоко духовных качеств человека, которые позволят ему принимать Волю Бога Кришны за свою. И в таком случае человек не покоряется, а действует в унисон с Волей Бога, не чувствуя в себе никаких препятствий или конфликта. Но, напротив, только наслаждаясь, даже тогда, когда приходится и преодолевать. Ибо ничего у Бога не просто и ничего не дается без труда.
Когда Aрджуна понял замысел Кришны, который хотел сократить непомерно возросшее население Земли, он согласился участвовать в битве, исполняя волю Кришны. Он снова взял в руки оружие - свой лук и стрелы, - чтобы сражаться, исполняя волю Верховной Личности Бога.
БОГ: Теперь разговор подошел к концу. Надо помочь Арджуне прийти в себя, осознать свое состояние. Поэтому все, что далее ощущает Арджуна, дает ему Бог - и освобождение от влияния некоторой иллюзии, и восстанавливается память, и внутренняя напряженность ослабевает, сомнения не ощущаются, как будто их и нет совсем... Бог - Высший Управляющий. Бог Знает, что, когда в какой степени и по какой причине дать человеку, какие чувства усилить, что убрать или ослабить и в каком состоянии человек способен воспринимать, следовать, запоминать... Теперь должно быть несколько логическое завершение диалога и через Арджуну. Он должен прийти к некоторому окончательному для себя решению и относительно участия в сражении и относительно Наставлений Бога. Но работа с Арджуной далеко не закончена; Бог с ним, как и с каждым человеком, продолжает работать, на самом деле иллюзия еще далеко не рассеялась, и сомнения еще не покинули, ибо не так все делается, но только через путь преданного служения.