26.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 26-30.
ТЕКСТ 26
шротрадининдрийанй анйе самйамагнишу джухвати
шабдадин вишайан анйа индрийагнишу джухвати
шротра-адини - слух и прочие; индрийани - чувства; анйе - другие; самйама - ограничения; агнишу - на огонь; джухвати - приносят; шабда-адин - звук и прочие; вишайан - объекты, доставляющие наслаждение чувствам; анйе - другие; индрийа - органов чувств; агнишу - на огонь; джухвати - приносят в жертву.
Одни [идеальные брахмачари] приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие [те, кто ведет регулируемую семейную жизнь] приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств.
БОГ: Неточный перевод. Точный перевод: "26.Одни предлагают процесс слушания и другие чувства на огонь умственного контроля. Другие предлагают, как жертву, источник звука и другие объекты чувств на огонь чувств.".
КОММЕНТAРИЙ: Представители всех четырех ашрамов: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси, должны стать совершенными йогами.
БОГ: Никто не может стать совершенными йогами. Каждый должен заниматься только преданным служением в условиях своей жизни. В современном мире Бог отменяет ашрамы. Каждый человек, который приходит к преданному служению, ведомый Богом, должен заниматься преданным служением, в которое входит: изучение Святых Писаний, Поклонение Богу Кришне, посвящать свой труд Богу, заниматься карма-йогой, непременно стремиться к простому образу жизни, контролировать свой ум, чувства, желания, очищать свое существование в условиях своего дома преимущественно и работы, заниматься благотворительной деятельностью, быть аскетичным, контролировать свои качества, не стяжать, не осуждать, помогать другим, быть добродетельным, жертвовать в храм, контролировать свою еду, выполнять свой долг и обязанности, помнить о Боге постоянно, уповать на Бога, просить Бога, становиться на колени, видеть Бога везде и все в Боге, понимать свою полную зависимость от Бога, ни на что не претендовать, видеть, что во всем ему и другим помогает Бог, молиться Богу.
Человеческая форма жизни дается людям не для того, чтобы они предавались наслаждениям, подобно животным, поэтому четыре ступени духовной жизни постепенно приводят человека к духовному совершенству.
БОГ: В современном мире ашрамы Бог отменяет, ибо они не призваны Богом регулировать религиозную деятельность людей в современном обществе. Также, только Бог Знает, когда и кого направлять на путь преданного служения. Каждому - свое время. И не следует спекулировать человеческой формой жизни преданным постоянно, вовлекая всех на путь преданного служения. Этот вопрос относительно каждого решает только Бог.
Брахмачари, или ученики, следующие наставлениям истинного духовного учителя, учатся обуздывать ум, воздерживаясь от чувственных удовольствий.
БОГ: Бог больше не будет поддерживать ашрамы. Все начинают и продолжают путь преданного служения на одинаковых основаниях, невзирая на возраст и семейное положение, беря за основу Новые Святые Писания и Слово Бога в них. Не должны начинающие преданные строго следовать духовным учителям. Все Знания, все Указания они получат из Святых Писаний. Если будет необходимость, Бог поведет преданного к духовному наставнику. Этот вопрос решает Бог, Управляя каждым преданным. Бог дает мысль, понимание, желание, память, Бог направляет изнутри на духовные практики и Бог даст желание преданному посещать храм и общаться с другими преданными, когда в этом возникнет у человека необходимость.
Брахмачари слушает лишь то, что связано с сознанием Кришны. Поскольку слушание лежит в основе познания истины, настоящий брахмачари всегда занят харер наманукиртанам: он слушает, как другие прославляют Господа, и сам возносит Ему хвалу.
БОГ: Слушать других преданных в храме, обращаться к ним за советом, прославлять Бога, поклоняться в храме Бог дает всегда любому преданному в пути преданного служения.
Он старается оградить себя от материальных звуков, и потому его слух поглощен духовными звуками: "Харе Кришна, Харе Кришна".
БОГ: Материальные звуки, материальные разговоры, материальное общение не может быть камнем преткновения преданного в его преданном служении. В материальном мире не избежать никому материального общения и других материальных проявлений. В таком случае преданный должен быть немногословным, не искать друзей среди материальных людей, но быть всегда доброжелателен, отзывчив, терпелив, не осуждать, не предпринимать с чужими людьми какие-либо мероприятия увеселительного порядка, не должен входить в долги и всегда занимать свой ум молитвами. Молитва преданного должна быть ему понятна, должна быть не обязательно вслух, но всегда просящей прощение и благодарящей Бога. Вот два важных момента в молитве. А также она должна быть короткой, ее не надо вибрировать, и не нужны для нее четки. Также, она должна занимать ум преданного, но при этом не должна как-то быть ограниченной числом молитв, она не должна в современном мире забирать много времени и в то же время должна в человеке присутствовать, но освобождая руки для работы, для тех или иных дел и не смущать разум материальных людей. Она также должна несколько помогать преданному сосредотачивать внимание на Боге или памятовать о Боге. Такую достаточно простую молитву на русском языке Бог дает всем преданным без исключения навсегда и ее достаточно, чтобы оставаться в Боге в любое время дня, будучи занятым в любой работе и даже в общении с другими людьми, ибо человек просто ее в себе произносит мыслью, иногда может и вслух. Бог разрешает и так и так. Вот эта молитва: "Прости, дорогой Бог Кришна. Спасибо тебе за Милость Твою, спасибо Тебе за все.". Молитва легко запоминается. Что касается повторения Святых Имен Бога ХАРЕ КРИШНА, то эту вибрацию Бог оставляет староверам, тем, кто привержен Старым святым писаниям, старым ведам, старым религиозным принципам. Но Бог также и предупреждает староверов, что без НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЙ ни один не выйдет на духовный план, и никто не сможет удовлетворить Бога Кришну своим преданным служением.
Подобно этому, семейные люди, которым позволено в какой-то мере удовлетворять свою потребность в чувственных удовольствиях, делают это, придерживаясь строгих ограничений.
БОГ: Что касается преданных, которые имеют семью, то для них нет преград в преданном служении. При старании в преданном служении они легко могут достичь духовный план. Но также они должны знать, что в такой семье преданного не должно быть разводов, не должно быть насилия, непременно обе стороны должны знать свой долг и обязанности. Допустимо, когда жена преданного не преданная. Но она должна принимать религиозный путь супруга, не препятствуя ему. Сексуальные отношения в семье преданного могут быть не чаще трех раз в неделю. Бог разрешает. Но без насилия, извращений. Также не должно быть измен. Любой виновник, нарушивший это требование Бога к семье преданного, будет Богом наказан. Но вина не отменяет преданное служение и вероятность перехода на духовный план после оставления тела.
Пристрастие к сексу, вину и мясу свойственно большинству людей, но семейный человек, следующий предписаниям шастр, ограничивает себя в половой жизни и других удовольствиях.
БОГ: Что касается еды, то нельзя употреблять мясо, рыбу, птицу, мясные или рыбные консервы, кофе, спиртное, другие крепкие напитки. Бог разрешает есть яйца, масло, молочные изделия, сыры, в бедных и нуждающихся семьях маргарин, также, лапшу, макаронные изделия, все виды овощей и фруктов, крупы. Но исключаются деликатесы, исключается посещение ресторанов, баров, ночных заведений, общественных мест отдыха, также нельзя посещать общественные бани и достаточно осторожно относиться к пляжам, ибо преданный не должен себя нигде оголять и позволять это делать супруге в общественных местах.
Именно для этого в любом цивилизованном обществе и существует институт брака, основанный на религиозных заповедях, - его назначение ограничить половую жизнь. Семейный человек, который ведет ограниченную половую жизнь и не испытывает привязанности к ней, также совершает ягью: он жертвует своим стремлением к чувственным удовольствиям ради более возвышенной, духовной жизни.
БОГ: Бог не запрещает человеку в семье заниматься сексом, но с некоторыми ограничениями. Но преданный может сам в семье наложить на себя в сексуальных отношениях тапасью любого порядка. В свое время, если в этом будет необходимость, Бог Сам Божественными средствами может прекратить сексуальные отношения между супругами. Этот вопрос человек сам не решает. В семье преданного разрешается иметь от одного до трех детей.
Те же, кто желает осознать свое истинное "Я" путем обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмиренного ума.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "27.Также другие, освещенные светом знания, предлагают, как жертвоприношение, действия всех чувств, также функции жизненного дыхания, контролируемые умом в связующем огненном процессе.".
КОММЕНТAРИЙ: Здесь речь идет о системе йоги, создателем которой является Патанджали. В его "Йога-сутре" душа описана как пратьяг-атма и параг-атма. Душу, стремящуюся к чувственным удовольствиям, называют параг-атмой, но, когда та же самая душа становится равнодушной к ним, ее именуют пратьяг-атмой. Душа удерживается в теле десятью воздушными потоками, и ощутить это можно, научившись управлять дыханием.
БОГ: Душа не удерживается в теле десятью воздушными потоками. Это вымысел. Душа присутствует и удерживается в теле Волей Бога Божественными средствами. "Йога-сутра" - неавторитетный труд и на него ссылаться нельзя. Также человек никогда не сможет управлять своим дыханием. Бог полностью Управляет всеми жизненными процесса в теле человека. Сама душа недвижима. Но Бог дает такие практики в связующем процессе с Богом, которые есть, воспринимаются как причины, вследствие которых человек может ощущать в себе некие воздушные потоки и управлять ими, хотя все это видимость, иллюзия, через которые Бог поддерживает религиозность человека и привлекает к тем практикам, которые фактически направляют на Бога чувства и мыслительный процесс, что более важно, нежели все остальные мнимые, а на самом деле не существующие успехи в управлении своими воздушными потоками. Это все творение Бога для практик человека, помогающее человеку как-то ощутить и свою роль в своем духовном развитии.
Система йоги Патанджали учит приемам управления воздушными потоками в теле. С помощью этих приемов душа может освободиться от материальных привязанностей.
БОГ: Нет, конечно. Система йоги Патанджали сотворена Богом, дана тем, кто так, через и такие практики хочет идти к Богу, но сами по себе такие практики ничего не дают, ни от чего не освобождают, по сути, есть еще одно средство проявить самость. Когда человек хочет увидеть причиной себя, свои усилия. Бог дает. Как и дает Сам некий результат, привязывая его к усилиям. Но непосредственной причинно-следственной связи нет. Бог дает одно и Бог дает другое. Бог дает практику управления как бы воздушными потоками, и Бог дает иллюзию освобождения от привязанностей к материальному миру. Но дает тому, кому пора и ослабить эту привязанность, ибо он уже достаточно поработал в духовных практиках и можно ему помочь. Но через причину и следствие. Так человеку понятнее и себя видит как достигшим результат собственными усилиями.
В этой системе йоги конечной целью является уровень пратьяг-атмы, на котором душа отстраняется от материальной деятельности. Органы чувств постоянно взаимодействуют с объектами восприятия: ухо слышит звуки, глаза видят формы, нос различает запахи, язык ощущает вкус, а рука осязает предметы. Таким образом, каждый из органов чувств занят деятельностью, не связанной с душой. Все это функции прана-ваю. Aпана-ваю движется вниз, вьяна-ваю выполняет функции сжатия и расширения, самана-ваю поддерживает равновесие, а удана-ваю движется вверх. Человек, овладевший искусством йоги, использует эти воздушные потоки для того, чтобы осознать свое истинное "Я".
БОГ: Человек никакими практиками не может устранить себя от материальной деятельности, привязанности, от работы своих органов чувств. Это только работа Бога. И только Бог знает, через какие практики человек может это заслужить и насколько это ему нужно или благоприятно для его материального и духовного развития. Никогда человек не может своими личными усилиями управлять Божественными энергиями в себе. Все это иллюзия. Но дается людям Богом, тем, кому такой путь подходит по качествам, по ступени материального и духовного развития, кому эти иллюзии помогают продолжать практику йоги, будучи очарованному некими признаками в себе отрешенности от материальных объектов вследствие таких практик. Ничего в человеке на самом деле никакими искусственными приемами не происходит, ничего не движется, ничего не выполняет функции сжатия или расширения и никак никакие воздушные потоки не могут дать человеку понимание о себе или о Боге в нем.
ТЕКСТ 28
дравйа-йаджнас тапо-йаджна
йога-йаджнас татхапаре
свадхйайа-джнана-йаджнаш ча
йатайах самшита-вратах
дравйа-йаджнах - принесение в жертву материальной собственности; тапах-йаджнах - жертвоприношения, которые выражаются в подвижничестве; йога-йаджнах - жертвоприношения, которые выражаются в занятиях восьмиступенчатой мистической йогой; татха - таким образом; апаре - другие; свадхйайа - жертвоприношения, которые выражаются в изучении Вед; джнана-йаджнах - жертвоприношения, которые выражаются в усвоении духовного знания; ча - также; йатайах - просвещенные; самшита-вратах - исполняющие суровые обеты.
Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие - совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги или изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они строго хранят свои обеты.
БОГ: Правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Жертвоприношения можно разделить на несколько категорий. Одни люди жертвуют свою собственность, занимаясь благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских семейств открывают разного рода благотворительные заведения, такие, как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалая и видья-питхаСоответственно, гостиница для паломников, место бесплатной раздачи пищи, ночлежный дом, сиротский приют, школа. (Прим. редактора.). В других странах также есть много бесплатных больниц, домов престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают пищу, дают образование неимущим и т.п. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравьямайя-ягьей.
БОГ: так можно сказать.
Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя такие суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определенные виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома. Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью.
БОГ: Так можно сказать. Однако, люди, проходящие жесткую тапасью, имея целью попасть на райские планеты, не знают, что плоды такой тапасьи Бог чаще всего направляет на рождение именно в материальном мире и именно на путь преданного служения Богу Кришне.
Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали, цель которой - погрузиться в бытие Aбсолюта, хатха-йогой или аштанга-йогой, позволяющей овладеть некоторыми мистическими способностями. A еще кто-то регулярно совершает паломничество по всем святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягьи, жертвоприношений, совершаемых ради обретения различных совершенств в материальном мире.
БОГ: так можно сказать. Но и здесь чаще всего Бог мистические способности не дает, но направляет на путь строгой религиозной веры, которая это желание человека через религиозный путь уберет. Также, желающие погрузиться в некое бытие Абсолюта, рождаются снова в материальном мире и проходят тот путь материального и духовного развития, который делает их просто религиозными людьми, развивает качества, угодные Богу и подходящие для того, чтобы в одном из следующих рождений направить такого человека на путь преданного служения без отклонений. Все плоды всех видов йог и духовных практик Бог Кришна направляет так или иначе на духовное развитие человека, на путь в строгой религии, на изучение Святых Писаний разных конфессий, развивая качества материального и духовного порядка, которые в свое время выведут и на путь преданного служения.
Кто-то изучает ведические писания, главным образом Упанишады и "Веданта-сутру", или же философию санкхьи. Такие виды деятельности называют свадхьяя-ягьей, жертвоприношением, которое состоит в изучении священных писаний.
БОГ: В начале третьего тысячелетия Бог отменяет изучение старых вед и писаний. Они провозглашаются Богом неавторитетными, не соответствуют уровню общего материального и духовного развития людей.
Все эти йоги с усердием совершают различные виды жертвоприношений, чтобы подняться на более высокий уровень бытия. Однако метод сознания Кришны уникален, ибо он дает человеку возможность непосредственно служить Верховному Господу.
БОГ: так можно сказать. Но надо также понимать, никто сам не избирает себе ту или иную йогу, этим процессом Управляет Сам Бог в человеке согласно карме человека, его ступени материального и духовного развития, также по Плану Бога на развитие человека. Никто также не минует путь преданного служения Богу Кришне. Всему свое время.
Ни одно из перечисленных выше жертвоприношений не поможет человеку обрести сознание Кришны - это возможно лишь по милости Господа и Его чистых преданных. Следовательно, метод сознания Кришны выше всех остальных методов самоосознания.
БОГ: так можно сказать. Также, все методы и практики духовного развития для каждого человека своевременны и есть Воля Бога на человека, поэтому для каждого его духовная практика на данный момент есть абсолютный путь, и его невозможно миновать. Точно также, в свое время такой человек будет вовлечен в преданное служение и этот путь также будет для него абсолютным. Все есть ступени одной лестницы, каждая ступень необходима и поднимает на следующую ступень. Поэтому все закономерно, все имеет причинно-следственную связь, все дается Богом. Все поднимает вверх. Также, преданное служение человеку дает только Бог Кришна. Но дать может самыми разными путями, и через преданных Бога Кришны и нет.