28.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 36-42.
ТЕКСТ 36
апи чед аси папебхйах
сарвебхйах папа-крит-тамах
сарвам джнана-плавенаива
вриджинам сантаришйаси
апи - даже; чет - если; аси - являешься; папебхйах - из грешников; сарвебхйах - всех; папа-крит-тамах - величайший грешник; сарвам - все эти грехи; джнана-плавена - на корабле духовного знания; эва - конечно; вриджинам - океан страданий; сантаришйаси - пересечешь.
Даже если ты самый грешный из всех грешников, взойдя на корабль духовного знания, ты сможешь пересечь океан страданий.
БОГ: Правильный перевод. Но речь не о корабле, а о лодке. Также надо понимать, что эти слова были сказаны для людей достаточно низкой ступени материального и духовного развития. Их надо было привлечь к преданному служению, к Совершенным духовным знаниям, к их практическому применению. Поэтому было как дано обещание людям, которые, по сути, погрязли в грехах. Необходимо было их мотивировать успехом, даже если они знали за собой тяжкий грех. Их внутреннее расположение к преданному служению, к Святым Писаниям давало Богу основание привлечь таких людей к самым разным йогам, также к духовным практикам и знаниям, которые могли открыть дверь к преданному служению в самые ближайшие рождения. Но надо знать современному человеку и то, что преданно служить Богу не просто. Этот путь требует качества достаточно высокого порядка. С такими качествами человек не может быть величайшим грешником. Поэтому данное обещание в стихе надо понимать несколько ограниченно. Ибо нет места в преданном служении убийце, насильнику, завистнику, тому, кто постоянно устремлен к удовлетворению чувств, нет места проклинающим, бросающим в беде, не жертвующим, восхваляющим себя, претендующим, алчным, поджигателям, отравителям, предателям, гневным, стремящимся к власти и славе, тем, кто в гордыне и великом самомнении, кто считает себя творцом и поклоняется материальным благам и богатству власти и славе...
КОММЕНТAРИЙ: Верное понимание своего места в отношениях с Кришной приносит человеку огромное благо, позволяя ему положить конец борьбе за существование, которой поглощены все, кто упал в океан неведения.
БОГ: Никто в океан неведения не упал. Все оттуда произрастают. Также, если человек осознает перед Богом свое изначальное зависимое положение, то это еще не основание для Бога освободить его от борьбы за материальное существование. Бог непременно всегда именно этот рычаг управления своим творением использует в человеческом обществе постоянно, не исключая и преданных. Преданные Бога должны знать пути преодолений, должны знать и трудности в процессе поддержания тела, ибо через этот путь они и могут видеть, как Бог помогает им, и это есть инструмент привязки к Богу, как к Тому, от Кого все и каждый зависит, это также есть путь развития преданных, и его Бог никогда не отменяет и через него направляет преданного на терпение, на смирение, на упование к Богу и непременно на воздержание.
Материальный мир иногда называют океаном неведения, а иногда его сравнивают с лесом, охваченным пожаром.
БОГ: Материальный мир не такой уж и океан неведения. Бог дает материальным людям развитие мыслительных процессов, подъем по ступеням материального и духовного развития и через практику материальной деятельности, и через непосредственно работу, науку, научный прогресс; человек материально мыслящий проникает вглубь атома, ядра, клетки, на самом деле учится управлять Божественными энергиями, наполняющими мир, осуществляет полеты в космос, пытается и не безуспешно направлять работу и природных стихий на помощь себе, человек Волею Бога в высочайшей степени сведущий в многих направлениях наук, вникает в недра Земли, использует эти недра для решения своих общечеловеческих проблем и вопросов, люди, ученые изнутри находятся на связи с Богом, получают от Бога все без исключения знания высочайшего теоретического и практического направления, умело борются с болезнями, войнами, трагедиями, катаклизмами, проходят очень не простую школу жизни и материального опыта, развивают качества высоконравственные, угодные Богу, и, по сути, готовятся к религиозному пути высочайшего порядка, т.е. к преданному служению. Есть многие материальные люди, которые по своим качествам превосходят качества великих преданных и прошлого и настоящего. У Бога великий человеческий потенциал людей готовится на служение Богу. Поэтому нельзя материальный мир считать лесом, охваченным пожаром. Все и каждый находится под Управлением Бога, все и каждый в свое время будут привлечены к преданному служению. В этом не должно быть сомнений. Поэтому нельзя преданному мыслить мерками духовных учителей ныне упраздненной Богом парампары. Нельзя возвышать и восхвалять себя на фоне тех, кто не менее достоин перед Богом, но ждут у Бога своего часа, своей отправной точки к преданному служению.
Оказавшись посреди океана, даже самый искусный пловец едва ли сможет долго держаться на плаву. Но тот, кто придет к нему на помощь и вытащит его из воды, окажет ему неоценимую услугу.
БОГ: Неоценимая услуга должна выполняться строго в свое время и тем, Кто имеет для этого силы. Или помощь материальному человеку в переходе на преданное служение может оказать только Личность Бога и в свое время. До этого ему надо набираться опыта и качеств.
Совершенное знание, полученное от Верховной Личности Бога, - вот путь к спасению. Плыть на корабле сознания Кришны очень просто, и вместе с тем это очень возвышенный метод.
БОГ: Любое знание есть семя, и оно может прорасти только в подготовленной почве и должно быть брошено в свой сезон.
ТЕКСТ 37
йатхаидхамси самиддхо 'гнир
бхасма-сат куруте 'рджуна
джнанагних сарва-кармани
бхасма-сат куруте татха
йатха - как; эдхамси - дрова; самиддхах - ярко горящий; агних - огонь; бхасма-сат - в пепел; куруте - превращает; арджуна - о Aрджуна; джнана-агних - огонь знания; сарва-кармани - все последствия материальной деятельности; бхасма-сат - в пепел; куруте - превращает; татха - также.
О Aрджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
БОГ: Не верный перевод. В стихе речь идет не о сжигании до тла всех последствий материальной деятельности. Правильный перевод: "37.Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так огонь знаний превращает в пепел все виды работы.". Все еще идет речь о карма-йоге, о работе, которая превращается в бездействие, как только человек через призму совершенных духовных знаний видит, что работа фактически исполняется не им, а он сам, даже работая, не работает, ибо его чувства, его качества, его тело сами вовлекаются в работу, а он как бы стоит в стороне и в такой связи понимает, что работа не им выполняется и не ему принадлежать плоды труда и настраивает свой мыслительный процесс на отрешение от плодов, то есть в последствии знает, что плодами труда, как и заработной платой распорядится Бог, и человек это увидит, ибо и это Бог ему покажет через его чувства, желания, обстоятельства направив вознаграждение за труд строго в соответствии с Божественной Волей.
КОММЕНТAРИЙ: Совершенное знание о душе, Сверхдуше и их взаимоотношениях сравнивается здесь с огнем. Этот огонь сжигает дотла все последствия не только греховных, но и благочестивых поступков.
БОГ: Речь прежде всего не о всех поступках, а о работе (сарва-кармани - все виды работы), которая сжигается на огне ума и чувств в связующем процессе карма-йоги. О благочестивой и греховной деятельности в этом стихе речь не идет. Но если любую свою работу, дело, начинание, занятие, жертвоприношение, благочестивую деятельность одухотворять, предлагая ее Богу Кришне, не думая о плодах и не считая себя причиной, то в таком случае идет автоматическое очищение такого преданного от последствия греховной деятельности. Но никогда такое очищение не бывает абсолютным потому, что человек никогда не может абсолютно предлагать работу или любую деятельность Богу и абсолютно не претендовать на плоды. Меру отрешения Знает только Бог, но это зависит от продолжительности преданного служения. А оно обычно охватывает не одну жизнь. Поэтому человек никогда не может доподлинно знать, на сколько он очищается. И лучше всего преданному к этому вопросу не привязываться, но честно исполнять преданное служение и полагаться на Бога, ничего не страшась и все принимая, как Волю Бога.
Есть несколько типов кармических последствий: созревающие, приносящие плоды, уже полученные и еще никак не проявившиеся.
БОГ: так можно сказать. Но есть и те кармические долги, которые прощаются, которые висят и переходят не в наказание или поощрение, но в материальные знания, в помощь другим, в научные достижения, просто в отдых или отдаются долго и постепенно в прошлом, настоящем и будущем... Судьба кармических долгов достаточно не проста, но всегда идет на подъем человека в плане его именно развития, как материального, так и духовного.
Но огонь знания о духовной природе живого существа превращает все это в пепел.
БОГ: Ну, душа знает, узнает, что она есть частица Бога, что она имеет Божественную природу... И что из этого? Как это знание может ее очистить? Поэтому знание о духовной душе - это мало. Чтобы знанием сжечь работу или последствия любой деятельности человека в материальном мире, эти Знания должны быть Слово Бога в Святом Писании, это знания должны быть в уме, разуме и качествах живого существа через практику преданного служения, эти Знания должны быть обширными Совершенными духовными Знаниями. Только в этом случае они начнут работать в человеке и что-то сжигать на уровне ума, но естественным путем, величайшим однозначным духовным убеждением человека, став его сутью, единственным в нем мыслительным процессом, насколько это вообще возможно в теле человека, занимающегося преданным служением. Невозможно без этих требований, просто сказав себе, что ты не привязан к плодам работы или другого дела, что-либо этим сжечь и устранить таким образом любые последствия. Нужна практика, практика и практика, нужно долгое время преданного служения и постоянное направление ума на Бога, посвящение постоянно своего труда или другого дела Богу, просто вся жизнь должна быть на это направлена. И тогда пойдут результаты неслабого порядка, или удивительные. Но и не расслабляться.
Когда человек обретает совершенное знание, вся его карма, проявленная и непроявленная, уничтожается.
БОГ: Только Бог Знает, в какой мере человек входит в совершенное духовное знание и в какой мере его карма уничтожается. Особо на это рассчитывать не следует. Надо просто стараться и все. Плодами такого старания и усилий распоряжается Бог. Об этом не забывать и не пытаться что-то здесь самому проследить, ибо Бог может дать такую иллюзию, что мало не будет.
В Ведах (Брихад-араньяка-упанишад, 4.4.22) сказано: убхе ухаиваиша эте таратй амритах садхв-асадхуни - "Он избавляется от последствий как благочестивой, так и греховной деятельности".
ТЕКСТ 38
на хи джнанена садришам
павитрам иха видйате
тат свайам йога-самсиддхах
каленатмани виндати
на - не; хи - безусловно; джнанена - с этим знанием; садришам - сравнимое; павитрам - освященное; иха - в этом мире; видйате - существует; тат - то; свайам - сам; йога - в преданном служении; самсиддхах - достигший зрелости; калена - со временем; атмани - в себе; виндати - испытывает.
В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание. [Это знание - спелый плод всей практики йоги.] Тому, кто достиг совершенства в преданном служении, оно в свой срок открывается изнутри.
БОГ: Неточный перевод. Речь идет в стихе не о том, что совершенное духовное знание чистое, а о том, что оно очищает более, чем что-либо еще. Правильный перевод: "38.Непременно, в этом мире нет ничего, что могло бы сравниться со знанием, которое все очищает. Тот, кто достиг совершенство в йоге, этим знанием насладится в себе в свое время.".
КОММЕНТAРИЙ: Под духовным знанием мы подразумеваем осознание живым существом своей духовной природы.
БОГ: Нет. Осознание живым существом, что оно есть часть Бога, имеет Божественную природу, не есть все совершенное духовное знание. Не может Слово Бога, данное людям в Святых Писаниях умещаться в одну строчку и касаться только природы души. Это какраз-таки самая не главная часть Святых Писаний. Это стартовое, обещающее знание для человека, чтобы не очень беспокоился в вопросе жизни и смерти. Суть же основная совершенных знаний в практическом предназначении живого существа, где речь может идти о преданном служении и здесь духовных практиках и развитии, которые делают это преданное служение высоким, и также речь идет о Боге, как Творце, Высшем Управляющем Своим творением и далее и далее...
Вот почему нет ничего более возвышенного и чистого, чем духовное знание.
БОГ: Так можно сказать о духовном знании только в приложении к человеку в плане его духовного развития, в плане развития его качеств, в плане подъема по ступеням преданного служения, ибо изначально это совершенное духовное знание направлено на очистку человека, для человека, для его развития, для того, чтобы он занимался теми духовными практиками, которые устремляют к Богу, как к своему Единственному Источнику. Только в этом плане совершенные духовные Знания и чистые и очищают. Но прежде всего - очищают и поднимают человека на духовный план.
Невежество порабощает нас, а знание открывает перед нами путь к освобождению.
БОГ: невежество в материальном мире порабощает, но так, что человек, обладающий такими качествами, по сути, о своем порабощении не знает, он в себе достаточно самодостаточный, ему со своими качествами комфортно, ему Бог помогает постоянно поддерживать свое тело, и он бы так и жил, если бы такое было возможно. Но нет. Долго пребывать в невежестве никому не позволительно, это дорогое удовольствие. И потому хочет или нет такой человек, но Бог его ведет изнутри и извне, вовлекает в материальные игры и роли, понуждает поднимать свои невежественные качества нагара и наказывает через последствия греховной деятельности и так вырывая качества, неугодные Богу или сразу, или шаг за шагом в колесе сансары, давая материальное развитие, давая более нравственные качества, давая запреты, давая память на уроки и далее в том же направлении, так проводе через влияние всех гун природы вплоть до той ступени, когда можно будет говорить и о преданном служении, ибо качества будут подходить. Все есть труд Бога. Никто у Бога не останется на обочине, как божественного труда, так и преданного служения, и всего, что из этого следует.
Это знание - зрелый плод преданного служения, и тому, кто обрел его, не нужно искать умиротворения вовне, ибо он нашел его в себе.
БОГ: Не следует давать себе никаких указаний. Иногда Бог дает преданному удовлетворение и извне, как и умиротворение, по внешним причинам. Иногда для этого преданному нужно накормить просто бездомного котенка и не диктовать своим родным с позиции силы, власти, религиозной ступени, ибо и в семье преданного может расти чистый материалист и мясоед. Неисповедимы пути Бога.
Иначе говоря, венцом всех стремлений человека к знанию и умиротворению является сознание Кришны. Таково заключение "Бхагавад-гиты".
Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, и, когда он обретает его, к нему тотчас приходит высший покой.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "39.Верующий человек, достигнув знания, в результате начинает контролировать чувства умом. Достигнув знания, он очень быстро обретает высший духовный мир.".
КОММЕНТAРИЙ: Обрести духовное знание и сознание Кришны может только человек, верящий в Кришну.
БОГ: Отнюдь. Не следует этот вопрос упрощать. Многие, включая материалистов, знают, что есть Бог Кришна. Разными путями Бог доносит до людей это имя Бога и люди согласно своей общей ступени материального и духовного развития ничего против этого не имеют. Есть Бог Кришна - значит, есть. Это не опровергается, как и Бог Аллах, как и Бог Иисус, как и бог Будда, как и Бог Иегова. Особо много людям рассуждать на эту тему Бог не дает, опускает до времени, вовлекая в быт, в работу, решение материальных проблем. Поэтому вопрос о вере здесь не встает. Бог Знает. Обрести духовное совершенное знание на основе этой веры, или этого понимания, или этого знания, что Бог Кришна есть, не достаточно. Необходимо, чтобы Сам Бог как за руку привел к преданному служению и дал желание постигать совершенные духовные знания, дал такую возможность, дал интерес, заинтересованность, дал непременно религиозную память, дал внутренние рассуждения и возможность этот религиозный путь с кем-то обговорить, найти поддержку и извне и изнутри. Все это дает человеку только Бог и дает тогда, когда человек уже Волею Бога развил в себе необходимые качества, необходимый уровень мыслительного процесса, прошел через путь добродетели, хотя бы умеренного аскетизма, простого образа жизни и не привлечения очень сильного внешними материальными объектами, что возможно и через путь разных материальных потерь и через пресыщение, через понуждающий также образ жизни.
Верой в Кришну называют непоколебимую уверенность в том, что, просто действуя в сознании Кришны, можно достичь высшей ступени совершенства.
БОГ: Через веру в Бога Кришну Бог уверенность в достижении высшей ступени духовного развития никому не дает. Это достигается только преданным служением. Остальное есть спекуляции ума, обещания самому себе и тем, кто в самом начале преданного служения. Все у Бога дается человеку только через труд, как в материальных, так и в духовных усилиях.
Чтобы развить эту веру, нужно заниматься преданным служением и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая очищает сердце от материальной скверны.
БОГ: Вера человека скорее необходима в христианстве. В преданном служении все преимущественно основано на убеждении и совершенных духовных знаниях. Подстегивать верой никого в преданном служении не следует. И если человек отходит от религиозных практик в преданном служении, то за счет того, что его отводит Бог; необходимо добирать некоторые качества из материального мира и пока находиться на перешейке между преданным служением и материальным бытием. Далее будет вход в преданное служение по-второму кругу и, если надо, по-третьему. Только Бог Знает, как вести человека. Мантра Харе-Кришна не решает вопрос веры, а решала вопрос вхождения в Бога, поддержание в себе через энергии Бога осознание присутствия Бога в себе, ибо Бог часто эту вибрацию сопровождает Своими энергиями так, что у преданного кружится голова, он перестает осознавать реальность, он испытывает прилив энергетической благости, он погружается в себя, испытывая состояние, называемое трансом. Но эти состояния, которые дает махамантра, направлены на то, чтобы человек воодушевился в религиозных практиках, более тщательно старался в преданном служении, давал преданному некий внутренний настрой на Бога, на связь с Богом, делал человека в преданном служении достаточно активным и уверенным. Но само вибрирование имени Бога сами Знания высокого духовного порядка не дает, не дает понимание Святых Писаний, не дает духовную память или речь, не развивает духовное мышление, не работает на отрешение, но дает иллюзию этого отрешения, не развивает духовные качества преданного, также такое вибрирование не направлено на контроль чувств, желаний, мыслительного процесса. Для преданного служения такие сильные потрясающие вещи излишни, здесь иногда достаточно просто проповеди или чтения, изучения или слушания Святых Писаний. А это дает еще более, чем вибрирование Святых имен Бога Кришны, это опять же дает погружение в Бога, осознание Бога в себе, видение Бога в себе и других, духовные связующие с Богом Кришной практики, но уже через религиозные знания и ум, а не через бессмысленное погружение в экстаз... Поэтому махамантру Бог Кришна для преданных отменяет, заменяя ее короткой молитвой к Богу Кришне, вибрация которой может быть и на умственном уровне, без привязки к четкам, освобождая руки преданного, должна сосредотачивать преданного на двух вещах: Благодарении Богу Кришне и на просьбе о прощении на родном и понятном для преданного языке.