38.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 24-31.
ТЕКСТ 24
са нишчайена йоктавйо
його 'нирвинна-четаса
санкалпа-прабхаван камамс
тйактва сарван ашешатах
манасаивендрийа-грамам
винийамйа самантатах
сах - та; нишчайена - с решимостью; йоктавйах - та, которой следует; йогах - йога; анирвинна-четаса - неуклонно; санкалпа - размышлениями; прабхаван - порожденные; каман - материальные желания; тйактва - изжив; сарван - все; ашешатах - полностью; манаса - умом; эва - безусловно; индрийа-грамам - все чувства; винийамйа - подчинив; самантатах - со всех сторон.
Заниматься йогой надо с решимостью и верой, никогда не сходя с избранного пути. Необходимо избавиться от всех без исключения материальных желаний, возникающих в уме, и с помощью ума подчинить себе все чувства.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "24.Эта система йоги должна практиковаться без отклонений, без внешнего воздействия на деятельность ума, с полным отказом от всех чувственных желаний, порождаемых этой эпохой, с полным контролем умом всех чувств во всех их проявлениях.".
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто занимается йогой, должен обладать решимостью и терпеливо продолжать свои занятия, не сходя с избранного пути.
БОГ: Так можно сказать. Но надо хорошо понимать, что решимость преданному дает только Личность Бога, и только Бог дает необратимость преданного служения, как и само терпение. Поэтому всегда преданный должен просить Бога помочь в преданном служении, в течение дня возносить Богу молитвы, благодарить Бога, просить прощение у Бога Кришны и просить помочь перед началом любого этапа преданного служения: изучение Святых Писаний, карма-йога, контроль ума, желаний и чувств, в проповеди, в общении с материальными людьми и преданными... Также, необходимо просить у Бога и разрешение на те или иные акты преданного служения, не прерывая связь с Богом в течение дня, ибо всегда есть, о чем просить Бога преданному. И при этом не быть слишком самонадеянному и полагать, что если ты преданный, то тебе автоматически разрешено выполнять все действа в преданном служении. Надо смиренно просить Бога на уровне мысли или негромкой молитвы Божественного Благословения. Это будет правильно и будет способствовать успеху в преданном служении.
Он должен верить в то, что в конце концов достигнет успеха, и с большим упорством продвигаться вперед, не отчаиваясь, если по той или иной причине не сможет быстро добиться желаемых результатов.
БОГ: так можно сказать. Но при этом преданный должен уметь и слышать в себе запреты. Некоторые элементы преданного служения могут в данный период быть запрещены Богом, и человек такие энергии должен в себе слышать и ждать, когда эти внутренние запрещающие энергии отступят, ибо и так тоже Бог как бы выходит на связь с преданным и приучает его слышать в себе Бога, Волю Бога, Божественное присутствие. Также, преданный должен понимать, что есть благоприятные и неблагоприятные временные периоды, и иногда некоторые вещи надо приостановить и заниматься другими делами в преданном служении. Поэтому упорство надо все же понимать как то, что применимо в материальном мире материальными людьми в их делах. Но преданный находится всецело в зависимости от Бога, и с ним Бог работает не так, как с материальными людьми. Но очень часто показывает Свои энергии, которые изнутри и направляют преданного. И тут может быть очень много вариантов, где преданный безошибочно по энергии в себе понимать должен, что от него хочет Бог: или заняться другим делом в преданном служении, или отдохнуть, или пора кому-то помочь, или надо сделать какие-то бытовые дела, или сейчас хорошее время для изучения Святого Писания, или ему сейчас можно кому-то объяснить ситуацию через призму совершенных знаний и т.д. Но важно всегда понимать, что преданный, помимо тех дел в преданном служении, которые должны быть каждый день неизменно в свое время выполненны, не должен все другие дела планировать, записывать на бумаге и неукоснительно следовать своему плану. Так нельзя. Преданный должен примерно в уме держать, что еще помимо карма-йоги и семейных дел он должен сделать. Но понимать также должен, что его ведет Бог, и Сам Бог распоряжается его временем, его последовательностью действий, давая то одно, то другое направление внутренним энергиям, иногда их объясняя через мыслительный процесс, а иногда давая разъяснение энергиям Бога просто через понимание. Также, неудачи должны преданного огорчать, даже если он понимает, что его так повел Бог, и иначе он не мог сделать в данный период или за этот день. Всегда Бог дает энергию неудовлетворения, если преданный в чем-то ошибается или игнорирует или опускает из виду. Поэтому необходимо всегда просить помочь у Бога, говоря просто в себе или вслух: "Помоги, о, Всевышний, будь Милостив. Я надеюсь.". Словами объяснять Богу, что именно просит преданный, не всегда надо, ибо Бог все знает. И если преданный смутно понимает, почему у него не получается, то он должен хорошо понимать, что БОГ ЗНАЕТ. И потому не пускаться в многословие перед Богом.
Если йог настойчив и решителен, он непременно придет к намеченной цели.
БОГ: Если преданный всегда обращается в себе к Богу и понимает и видит, что его ведет Бог, если молится Богу, просит помочь, просит благословение, то такой преданный, всегда обращенный к Богу и не мыслящий без Бога ни одно свое движение, действительно будет продвигаться по ступеням преданного служения. В этом не должно быть сомнений.
Рупа Госвами говорит:
утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактих прасидхйати
"Тот, кто с неослабевающим энтузиазмом, упорством и решимостью выполняет свои обязанности в преданном служении, общается с преданными и занимается исключительно деятельностью в гуне благости, непременно достигнет успеха на пути бхакти-йоги" (Упадешамрита, 3).
БОГ: И энтузиазм, и упорство в своей мере, и решимость - все дает преданному Бог. Об этом нельзя забывать и рассчитывать только на себя. Так ничего не получится, ибо только Бог ведет преданного и только Бог ему дает все необходимое для преданного служения. Остальное понимание для преданного губительно.
Что касается решимости, то йог должен следовать примеру воробьихи, потерявшей свои яйца. Воробьиха отложила яйца на берегу океана, но их унес морской прилив. Охваченная горем, она стала просить океан вернуть ей пропажу. Но тот остался безучастным к ее мольбам. Тогда воробьиха решила осушить океан. Своим маленьким клювом она принялась по капле вычерпывать из него воду, и все вокруг смеялись над ее невероятной решимостью. Молва об этом разлетелась по всему свету и дошла до Гаруды, гигантской птицы, носящей на спине Господа Вишну. Сжалившись над своей маленькой сестрой, Гаруда прилетел на берег океана. Восхищенный ее упорством, он пообещал помочь ей. Он тут же велел океану вернуть воробьихе яйца, пригрозив, что иначе сам возьмется вычерпывать воду. Испугавшись этой угрозы, океан тотчас повиновался. Так воробьиха по милости Гаруды снова стала счастливой. Подобно этому, занятия йогой, особенно бхакти-йогой, могут казаться нам очень трудными. Но если человек со всей решимостью следует правилам бхакти-йоги, Господь непременно придет к нему на помощь, ибо Бог помогает тому, кто помогает себе сам.
БОГ: Такого рода притчи есть примитивная мудрость и не должны употребляться для убеждений преданного в части его упорства или решимости. Эти сказки в преданном служении неприменимы и более того, есть неуважение к человеку, занятому преданным служением. Не надо ему на пальцах объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Есть Святые Писания, есть Слово Бога, есть Управление Бога преданными. Остальным засорять мыслительный процесс не следует, никакими подобными рассказами. Нельзя ими наводнять Бхагавад-Гиту. Это строгое Писание, никого Бог не уговаривает, никого не заманивает, никому особых привилегий не сулит. Все есть труд, труд с Богом, все есть Воля и План Бога, и каждый приходит в преданное служение Волей и Планом Бога и потому есть в нем качества, которые Бог и употребит в преданном служении во благо преданному служению. Человек сам себе тоже помогает Волею Бога. Бог работает над каждым преданным и с той и с этой стороны, и решимость Бог дает только на определенной ступени преданного служения, что определяется не желанием человека, а временем его пребывания в преданном служении. Это надо понимать. Не может эта сказка поднять дух и великое упорство в преданном служении у новичка. Ему до этого надо дорасти и торопить никого не следует, ибо и медленно человек идет быстро, поскольку Бог Знает, кого и как и через что вести и что в какие сроки человеку давать. Поэтому лучше всего эту сказку для себя и употребить и не рекомендовать ее к прочтению другим.
ТЕКСТ 25
шанаих шанаир упарамед
буддхйа дхрити-грихитайа
атма-самстхам манах критва
на кинчид апи чинтайет
шанаих - постепенно; шанаих - постепенно; упарамет - пусть сдерживает; буддхйа - разумом; дхрити-грихитайа - опирающимся на убежденность; атма-самстхам - находящийся на духовном уровне; манах - ум; критва - сделав; на - не; кинчит - о чем-либо; апи - даже; чинтайет - пусть думает.
Постепенно, шаг за шагом с помощью разума, опирающегося на твердую убежденность, йог должен погрузиться в транс и полностью сосредоточить ум на душе, не думая ни о чем другом.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "25.Следует шаг за шагом продвигаться вперед, беря разумом твердость и умом устремляясь в себя и не думать о чем-либо еще.".
КОММЕНТAРИЙ: С помощью твердой убежденности и разума йог должен постепенно прекратить деятельность чувств.
БОГ: Преданному надо знать, что полностью прекратить деятельность чувств невозможно. Но можно несколько их как ослабить, сделать менее отвлекающимися на внешние материальные объекты. Но этот процесс происходит только в преданном служении и только поэтапно или постепенно. Также, им Управляет Бог. Но в строгом соответствии с продолжительностью преданного служения человека и с его старанием в преданном служении. Сам преданный абсолютно беспомощен относительно любых своих проявлений, включая ум, желание, чувства, память, реакции, убеждения, внутренние состояния. Только Бог вовлекает преданного в духовные практики, только Бог направляет преданного на изучение Святых Писаний, только Бог дает здесь желание и поддерживает его, только Бог распоряжается всеми плодами преданного служения, направляя их, как правило, на качества преданного, на его отрешенность через чувства, мысли, желания.
Эта ступень называется пратьяхара. Отстранив чувства от объектов восприятия и обуздав ум с помощью медитации и убежденности, йог входит в состояние транса, или самадхи.
БОГ: И снова. Все ступени преданного служения даются человеку Богом. Все отстранения от внешних материальных объектов есть труд Бога над преданным. Что касается обуздания ума, то это, опять же, дается Богом, но при этом всегда надо понимать, что сам ум не обуздывается Богом, а перенаправляется на Бога, на преданное служение, на изучение Святых Писаний, на понимание. Также, состояние транса или самадхи никак не считается высоким уровнем йоги, Бог это состояние в человеке может поддерживать, как обещание и ему и другим, как мотивация, как то, что как бы наглядно показывает преданному, каковы могут быть результаты старания в преданном служении. Да, преданный может стараться, но при этом все же обладать далеко не самыми лучшими качествами, которые в итоге приведут его опять к круговороту рождений и смертей и его никак не спасет то, что он бывал в состоянии транса или самодхи. Ибо для Бога главное место занимает именно уровень качеств высокого духовного порядка, они являются тем, что и служит основанием для перехода человека из материального существования на духовный.
Тогда ему уже не угрожает опасность снова оказаться в плену материальных представлений о жизни. Пока йог находится в материальном теле, он вынужден соприкасаться с материей, однако ему не следует думать об удовлетворении потребностей собственных чувств. Он должен думать только о том, как доставить удовольствие Высшей Душе. Этого уровня нетрудно достичь, если просто заниматься деятельностью в сознании Кришны.
БОГ: Именно. Преданному надо просто заниматься преданным служением и стараться. Все остальное Бог ему ДАСТ. Но что касается удовольствия Богу, то Бог не наслаждается преданным служением преданного. Ибо преданное служение преданного есть САМ ТРУД БОГА В ПРЕДАННОМ. От начала до конца. А преданный в этих условиях просто ведом Богом и должен развивать качества сотрудничества с Богом, понимая в себе Волю Бога, Требование Бога, цель Бога на преданного в каждый данный момент или период.
ТЕКСТ 26
йато йато нишчалати
манаш чанчалам астхирам
татас тато нийамйаитад
атманй эва вашам найет
йатах йатах - откуда бы ни; нишчалати - чрезмерно возбуждается; манах - ум; чанчалам - изменчивый; астхирам - неустойчивый; татах татах - оттуда; нийамйа - подавив; этат - это; атмани - в свое "Я"; эва - безусловно; вашам - под контроль; найет - пусть приводит.
Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного "Я".
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "26.В чем бы ни становился ум возбужденным, по природе изменчивый и неустойчивый, с тех пор, управляя им, следует ставить его в себе под контроль.".
КОММЕНТAРИЙ: Ум по своей природе изменчив и неустойчив. Но йог, постигший свое истинное "Я", должен обуздать ум, а не позволять ему властвовать над собой.
БОГ: Ум есть в человеке Бог. Бог именно через ум преимущественно и чувства, как и внутренние в человеке энергии, Управляет человеком. Ум здесь великий инструмент Бога, незаменимый. Его отучить мыслить или реагировать невозможно. Он всегда будет работать, он всегда будет искушать или соблазнять, он всегда будет человека вовлекать в мыслительный процесс, ибо это не что-то, что само по себе, а БОГ, Личность Бога РАБОТАЕТ. Бог работает через ум и с материальным человеком и с преданным и с животными, и с молекулами, и с травинкой, и с пылинкой... Поэтому преданный все же должен не механически отказываться от своего ума и его привязок к внешнему материальному миру, но понимать, что имеет дело с Богом. И Бог над ним через ум работает. Поэтому об уме надо думать с великой осторожностью, принимая и не принимая его за себя. Бог преданному поможет как подлавливать себя на тех мыслительных процессах, которыми он увлекся, но которые отнюдь не есть то, что благоприятно в духовных практиках. Нужно это подмечать в себе и тотчас умом же говорить Богу, что ты не хочешь эти наслаждения, эти приобретения, это общение, это осуждение... т.е. твой мыслительный процесс тебе Бог также будет давать, направленный на отказ от предложений ума и так постоянно. Вот, примерно, в таком русле надо как-то регулировать свои мысли, желания, чувства, всегда будучи настороже - в тебе Бог, и потому все делать очень и очень аккуратно и всегда молить Бога помочь. Надо быть умным преданным и понимать, что ум всегда будет властвовать над ним и это не считать для себя неприемлемым, но через ум все же видеть Бога и складывать с Богом условно говоря отношение сотрудничества. Бог тебе дает мысль, дает тебе возможность осознать ее уровень полезности для преданного служения и дает тебе просить Бога ее как убрать, не искушать, помиловать... Все со смирением внутреннего порядка, все без излишних внутренних эмоций, все с почтением к Богу всегда, все непременно в повседневном духовном труде. Такое понимание и труд принесут немалую пользу, нежели категоричность преданного и возвышение себя над своим умом.
Того, кто усмирил ум, а значит и чувства, именуют госвами или свами, тогда как человека, который подчиняется диктату ума, называют го-дасой, слугой чувств.
БОГ: Нет для Бога ни госвами, ни свами. Все эти преданные есть плоды труда Бога. Именно Бог дал им путь преданного служения, дал в свое время духовные практики, развил в них подходящие для преданного служения качества, дал старание и целеустремленность. И именно Бог дал послабление уму в плане привлечения к внешним материальным объектам и именно Бог дал мнимое управление чувствами и желаниями. Ибо Бог дает все преданному постепенно, шаг за шагом. Так, чтобы оно выглядело, как результат собственных усилий преданного и было благоприятно для преданного служения. Но тот преданный, кто во всем видит причиной себя и не видит стоящего за всем Бога, не считается успешным в практике преданного служения. Именно так надо понимать каждому преданному и труд Бога над другими, и труд Бога над собой.
Госвами знает, что такое истинное чувственное удовольствие. Чувства того, кто испытывает духовное чувственное удовольствие, заняты служением Хришикеше (Кришне), верховному повелителю чувств.
БОГ: Преданное служение старающихся преданных Бог часто поощряет неким в себе духовного порядка удовлетворением. Об этом говорить можно. Но надо избегать свое состояние преданного служения возводить с понимание удовольствия. И в преданном служении чувства должны быть сдержанны, ибо и они есть аванс Бога преданному; и также надо понимать, что духовные чувства, прежде всего, и в материальном мире и на духовном плане не должны знать ликования, должны быть сдержанны, умеренны, смиренны перед Богом. Ибо и тех умиротворенческих чувств достаточно, чтобы человек был в себе в радости духовной и этим был угоден Богу. Любое эмоциональное излишество в преданном служении есть проявление низшей ступени преданного. Бог очень строг и расценивает такие склонности преданного как качества материального порядка и уже планирует такому преданному пути излечения. А они достаточно длительны и не просты.
Тот, кто, очистив свои чувства, использует их в служении Господу, действует в сознании Кришны. Только так можно стать полновластным хозяином своих чувств и только так можно достичь высшего совершенства йоги.
Бог: ошибка на ошибке. Чувства невозможно полностью очистить никому, они всегда будут несовершенными. Также, сам преданный свои чувства не чистит. Это видимость. Чистит в свою меру Бог через свой извечный инструмент - практику преданного служения. Также, полноценным и даже неполноценным и даже частичным хозяином своих чувств преданный быть не может. Чувства человека полностью подвластны и полностью Управляются только Богом и в материальном мире и в преданном служении и на духовном плане. Бог эти чувства развивает до уровня, приемлемого и для преданного служения и для выхода за пределы материального мира на духовный план. И также, никто из преданных не достигает совершенства в преданном служении, но те качества, которые и выводят за пределы материального мира. Но и они далеко не совершенны.
ТЕКСТ 27
прашанта-манасам хй энам
йогинам сукхам уттамам
упаити шанта-раджасам
брахма-бхутам акалмашам
прашанта - спокойный, сосредоточенный на лотосных стопах Кришны; манасам - к тому, чей ум; хи - безусловно; энам - к этому; йогинам - к йогу; сукхам - счастье; уттамам - высшее; упаити - приходит; шанта-раджасам - свободное от страсти; брахма-бхутам - освобождение путем осознания своего тождества с Aбсолютом; акалмашам - лишенное всех последствий греха.
Йог, который сосредоточил ум на Мне, достигает вершины духовного блаженства. Выйдя из-под влияния гуны страсти, он осознаСт свое качественное тождество с Aбсолютом и таким образом освобождается от всех последствий своих прошлых поступков.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "27. С успокоенным этим умом йог в величайшем счастье достигает, умиротворив страсть, слияние с Верховным Брахманом, будучи очищенным от кармических реакций.".
КОММЕНТAРИЙ: Брахма-бхута - это уровень, на котором йог полностью очищается от материальной скверны и приходит к трансцендентному служению Господу.
БОГ: Йог никогда полностью не очищается от материальных качеств, ума, желаний, чувств, пониманий. Нет такого, чтобы человек в материальном мире полностью одухотворился и, будучи в чисто духовном состоянии, был направлен на духовный план. Бог постепенно работает над человеком в плане такого условного очищения, и до преданного служения и во время преданного служения и на духовном плане. Вообще этот процесс не имеет конца.
Мад-бхактим лабхате парам (Б.-г., 18.54). Тот, чей ум не сосредоточен на лотосных стопах Господа, не может долго оставаться на уровне осознания Брахмана, Aбсолюта. Са ваи манах кришна-падаравиндайох. Если человек постоянно с любовью служит Господу, то есть всегда пребывает в сознании Кришны, значит, он действительно вышел из-под влияния гуны страсти и очистился от материальной скверны.
БОГ: Не следует предвосхищать события, не следует, чтобы прокомментировать один стих прибегать к стихам другим, тем более достаточно удаленным от данного, ибо все повествуется в развивающемся направлении и до нового стиха надо подойти, изучив предыдущие и на основании предыдущих, а не предыдущие на основании последующих. Это забегание вперед демонстрирует осведомленность в текстах комментатора, но и выглядит как похвала себе. Надо объяснять стих за счет себя (самого стиха) и предыдущих. Также, если ты вкрапливаешь в комментарий стихи из других писаний, то надо давать пословный перевод, чтобы человек все же убедился в правильности приведенного стиха к случаю данных комментариев и мог извлечь для себя пользу, помыслив о применимости данного стиха к стиху комментируемому на данный момент в Бхагавад-Гите.. Также, человек не может всегда пребывать в сознании Бога Кришны, даже если долгое время занят преданным служением, ибо возможности человека и его чувств и желаний, и мыслительного процесса, и памяти, и пониманий ограничены; и также, всеми ими Управляет Бог, и Бог любому преданному дает периоды как забвения от преданного служения, ибо это непросто всегда находиться в Боге и испытывать божественные энергии; необходимы и мыслительные и чувственные перерывы или ослабления. Также, как бы ни старался преданный, но полностью выйти из-под влияния гунн материальной природы он не может, как бы ни показалось. И полностью очистить себя от материи человек также не может. Так и направляется на духовный план, лишь в свою меру очищенный. Чистый Дух только у Бога Кришны.
ТЕКСТ 28
йунджанн эвам садатманам
йоги вигата-калмашах
сукхена брахма-самспаршам
атйантам сукхам ашнуте
йунджан - занимающийся практикой йоги; эвам - так; сада - всегда; атманам - душу; йоги - тот, кто связан с Высшей Душой; вигата - устранена; калмашах - тот, в ком материальная скверна; сукхена - с духовным счастьем; брахма-самспаршам - возникающее от постоянного соприкосновения со Всевышним; атйантам - высшее; сукхам - счастье; ашнуте - обретает.
Так, обуздав ум и чувства и непрестанно занимаясь практикой йоги, человек полностью очищается от материальной скверны и обретает высшее, совершенное счастье в трансцендентном любовном служении Всевышнему.
БОГ: Перевод не точный. Правильный перевод: "28.Таким образом, всегда, всей своей сущностью вовлекаясь в практику йоги, йог, свободный от кармических реакций, счастливо находящийся в постоянном контакте со Всевышним, испытывает высочайшее счастье.".
КОММЕНТAРИЙ: Постичь свое истинное "Я" - значит осознать свое изначальное положение по отношению ко Всевышнему. Индивидуальная душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа, и ее предназначение - с любовью служить Господу. Такая трансцендентная связь со Всевышним определяется в этом стихе словом брахма-самспарша.
БОГ: О постижении некоего своего "я" в стихе не говорится. Это издержки неправильного перевода. Постижение своего "я" ни есть цель преданного служения или Бхагавад-Гиты. Это знание не требует даже очень больших практик. Осознание своего положения перед Богом, своей зависимости от Бога не очень долгий или сложный процесс. Суть в другом. Вся практика преданного служения преследует несколько вещей. Это постепенное, поэтапное вхождение в Бога, как бы врастание в Бога, утверждение себя в Боге; второе - это все же развитие качеств человека духовного порядка, достаточных для выхода на духовный план. Ну и еще здесь важно, как отдельный вопрос, - это отречение от внешних наслаждающих материальных объектов. А о самой душе все сказано во второй главе, и этого вполне достаточно, чтобы осознать, кто ты и что ты и куда тебе идти. А суть стиха в том, что, вследствие преданного служения осознав, увидев в себе присутствие Бога Кришны, понимая Волю Бога в себе, реагируя на Волю Бога в себе, т.е. находясь в контакте с Богом (весьма на самом деле условном), преданный испытывает немалое счастье. Безусловно, Бог поощряет такого старательного преданного как счастьем, но это скорее удовлетворение души, отчасти радость. Но и эти чувства преходящи, ибо и они не должны очень сильно тревожить разум преданного, не мешая ему сосредотачиваться на преданном служении.
ТЕКСТ 29
сарва-бхута-стхам атманам
сарва-бхутани чатмани
икшате йога-йуктатма
сарватра сама-даршанах
сарва-бхута-стхам - пребывающую во всех живых существах; атманам - Сверхдушу; сарва - все; бхутани - живые существа; ча - также; атмани - в Сверхдуше; икшате - видит; йога-йукта-атма - тот, кто обладает сознанием Кришны; сарватра - повсюду; сама-даршанах - видящий одинаково.
Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ - пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.
БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: "29.Душа, вовлеченная в практику йоги (преданное служение), везде равно видя, видит Меня, расположенного во всех живых существах, а также все живые существа - во Мне.
КОММЕНТAРИЙ: Йог в сознании Кришны обладает совершенным ви¤дением, поскольку видит, что Кришна, Верховный Господь, пребывает в сердце каждого существа как Сверхдуша (Параматма).
БОГ: Именно такое видение Бог разрешает назвать Совершенным. Но и здесь оговорка. Не в сердце. И не сверхдуша. А Сам Бог Кришна полным Своим целым пронизывает тело живого существа о остается в нем опять же полным Своим целым, в каждой его точке в любое мгновение. Это видение совершенное. Но оно не просто достигается, а десятилетиями преданного служения и не только в пределах одной жизни. Осознание этого для каждого преданного есть великое откровение Бога, есть радость, обещание, констатация удачи и успеха, есть умиротворение, есть чувство правильного пути, есть то, что усиливает желание преданно служить и стараться перед Богом, есть также и то, что дает и возможность услышать в себе Бога. Мнение Бога, Волю Бога и на этом осознать, что Бог в каждом. И все в Боге.
БОГ: Привел часть стиха из Бхагавад-Гиты - тотчас приведи и точный или пословный перевод: "О, Арджуна, Высший Управляющий, Бог Кришна, расположен в сердце всех живых существ.". Но надо понимать, что Бог дает совершенные духовные знания людям времен Арджуны. Бог не находит нужным пояснять Арджуне, что на самом деле Он не созерцает, не смотрит со стороны, что делает живое существо, а полностью им Управляет и не из сердца. Главное было донести людям времен Арджуны, что Бог в них и все видит. Отсюда и расположение души и Бога в сердце. Т.е. Бог упрощенно доносит Арджуне Совершенные знания, ибо люди хотя бы должны уяснить себе, что все находятся перед Лицом Бога. Также, о том, что Бог полностью Управляет творением, Бог почти не говорит. Но как бы отдаленно, просто говоря, что Бог есть ум, что Бог есть чувства, что Бог есть память, что Бог есть жизнь и жизненные силы, что Бог есть огонь пищеварения... По сути, это и есть Указание на то, что Бог полностью Управляет живым существом через эти инструменты, но это на тот период не конкретизировалось. Теперь это знание - главное. И его надо принять всем. Ибо оно помогает хорошо понять свое истинное положение перед Богом и свою роль в своем труде, в любом деле. Она, роль человека в любом деле, сводится к минимуму. Ибо, все человеку дает Бог, Бог направляет человека, Бог развивает человека, Бог работает над человеком, Бог Сам дает преданное служение и Бог Сам выводит на духовный план. И теперь должно быть понятно и материалисту тоже, что всеми событиями в его жизни Управляет Бог. Ни он, ни она, ни они, ни ситуации, ни стихии и природные разные явления - все дает Бог, как и судьбы людей; и потому со всеми вопросами следует обращаться только к Богу. Вот то главное, что в современном мире должны все знать, это принимать и видеть за всем стоящего только Бога. И это следует не из того, что душа и Бог в сердце на одном дереве как две птицы. Одна клюет плоды, а другая наблюдает. Это вымысел для низкого сознания. Бог не наблюдает, Бог работает, Бог входит в душу, по сути неотъемлем от души, как Своей энергии, и полностью ею Управляет через Божественные инструменты, но по ее качествам, карме, Воле Бога и по Плану Бога на ее развитие.
Господь в образе Параматмы находится и в сердце собаки, и в сердце брахмана.
БОГ: Бог не в сердце и не в образе параматры, а полным Своим целым, Сам Бог Кришна, во всем теле живого существа, входя и в душу и в тело и оставаясь в душе, когда она Волею Бога тело покидает.
Совершенный йог знает, что Господь всегда выше материальной энергии и не попадает под ее влияние, даже когда находится в сердце собаки или брахмана.
БОГ: материальная энергия есть тоже энергия Бога, имеющая материальные качества, тоже неотделима от Бога, входит в Тело Бога, есть творение Бога, полностью от Бога Кришны зависящее. Творение ни в каком виде не может влиять на Творца. Это должно быть понятно.