Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и, когда человек хочет поклоняться тому или иному полубогу, Я укрепляю его веру в этого полубога, чтобы он мог вручить себя ему.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "21.Кто бы какому бы полубогу не пожелал с верой поклоняться, ему эту его непоколебимую веру непременно даю Я.".
КОММЕНТAРИЙ: Бог наделил каждое существо определенной долей независимости, поэтому, если человек стремится к мирским наслаждениям и искренне хочет получить их от полубогов, повелителей материального мира, Верховный Господь, который как Сверхдуша пребывает в сердце каждого, зная об этом желании, помогает человеку исполнить его.
БОГ: Это не истина. Живые существа есть полностью зависимые от Бога живые существа. Бог полностью Управляет людьми, животным миром, всем движущимся и неподвижым, всем видимым и невидимым. У человека нет никакой доли независимости. Бог дает человеку мыслительный направленный процесс, дает память, чувства, желания согласно его ступени материального и духовного развития, дает осознание себя, через иллюзорные энергии дает понимание человеку, другим живым существам, что именно он есть тот, кто сам решает, сам исполняет, сам чувствует, сам выбирает, сам вовлекается в те или иные материальные игры и роли. Но на самом деле все в каждом творит Личность Бога, поднимая каждого по ступеням материального и далее духовного развития и в теле человека развивая те качества высокого духовного порядка через путь преданного служения Богу Кришне, которые и направляют человека в свое время на духовный план.
Как верховный отец всех существ, Господь не посягает на их независимость, а, наоборот, предоставляет им все необходимое для того, чтобы осуществить свои материальные желания.
БОГ: Живое существо не может само из себя синтезировать желания, как и не может эти желания само удовлетворить или выстроить в себе план их достижения. Бог растит Себе слуг высокого духовного порядка, которые должны обладать высокими духовными качествами; поэтому Бог проводит все живые существа, вращая их в колесе сансары, через великий опыт материальной жизни, пропуская каждого через все перипетии материального мира, давая вкусить все запретные плоды, показывая постоянно, что Бог поддерживает, а что под Божественным запретом, что разрешено и что есть грех. От жизни к жизни человек получает новые возможности, новое окружение, новые планы от Бога, новые цели и вновь устремляется Богом вглубь всех материальных возможностей, вкушая и запретные и благостные плоды, развивая качества, приобретая опыт материального существования, совершенствуя свой выбор, свой мыслительный процесс, понимая, что в материальном мире привлекательно и что нет, постигая этот материальный мир собственно на свой судьбе, своих проблемах и проблемах близких людей, постигая мир через возможности цивилизации человеческого общества, осознавая себя, свое положение в материальном мире и постепенно задаваясь вопросами более глобального порядка, которые с развитием мыслительных способностей и опыта жизни Бог начинает поднимать в человеке, направляя его ума на вопросы жизни и смерти, счастья и страдания, цели жизни, своего конечного пути и пристанища. Все это через круговорот сансары, через развитие качеств, которые, развиваясь, дают человеку более точное понимание себя, вовлекают более осторожно в материальные игры и роли, запрашивают высокий смысл своему бытию и которые в свое время направляют человека на поиски Бога.
Может возникнуть вопрос: почему всемогущий Господь дает живым существам возможность наслаждаться жизнью в материальном мире и тем самым позволяет им попасть в ловушку иллюзорной энергии.
БОГ: Все наслаждения, которые присутствуют в материальном мире, есть творение Бога. Они необходимы живым существам, ибо сама жизнь в материальном мире далеко не проста и здесь приходится постоянно бороться за выживание. Человеку все дается только через труд. Также человек не только должен поддерживать свое тело, трудясь постоянно, но и должен развиваться. И этот процесс также требует многих физических и прочих затрат в материальном мире. Бог постоянно с целью развития человека, давая ему многочисленные желания, обещая ему мыслью блага и наслаждения, вовлекает его в развивающие игры и роли самого разного порядка, которые извлекают нагара греховные, примитивные, иногда и животные качества, за которые могут последовать и плоды греховной деятельности в виде достаточно строгих наказаний, что в свою очередь дает понимание человеку, что ему в материальном мире разрешено, а что под запретом и наказуемо. Поэтому наслаждения есть то, через что человек попадает в ловушку материального мира, которая есть обучающая и наставляющая, которая и постепенно развивает мыслительный процесс, дает понимание касательно источников наслаждения, дает осознание, что они могут приносить страдания или добываться ценой своих успехов и благополучия или благополучия других людей. Также наслаждения непременно должны присутствовать в материальном мире, чтобы человек хотел жить, мог в жизни наслаждаться, мог надеяться, мог устремляться, мог и переключаться с одного вида деятельности на другой. Надо понимать, что все в материальном мире под контролем Бога, все дается человеку или с целью помочь ему или с целью его научить. Все также работает на развитие человека, ибо такова основная функция материального мира, так материальный мир был сотворен Богом и так работает всегда, работает по Воле Бога, работает бесперебойно и постоянно выводит из материального мира на духовный план тех людей, чьи качества уже для этого подходят.
Ответ таков: если бы Верховный Господь в образе Сверхдуши не давал живым существам такой возможности, у них не было бы подлинной независимости. Господь предоставляет каждому полную свободу действий, но в то же время в "Бхагавад-гите" Он дает высшее наставление: "Оставь все свои занятия и полностью предайся Мне". Только тогда человек сможет стать по-настоящему счастливым.
БОГ: Бог не дает живым существам ни полной и ни частичной независимости. Живые существа есть изначально просто энергии Бога, полностью зависимые от Бога, неотделимые от Бога, Управляемые Богом, цель их сотворения - служить Богу и только под Божественным управлением. Чтобы живые существа были для этого пригодны, Бог развивает в них через материальный мир качества, которые и подходят для того, чтобы служить Богу. Все в живом существе должно быть направлено только на Бога, на своего Создателя. Только поэтому они получают от Бога свой путь, свое развитие, развивают Божественные качества. Другого направления не существует и никогда не существовало. Также, что касается приведенной ссылки на слова Бога в Бхагавад-Гите, то вот этот стих: "66.Сарва-дхарман паритйаджйа мам эка шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах". Перевод: "66.Полностью откажись от всех других религий и приди ко Мне, предавшись Мне Одному. Я желаю освободить тебя от всех грехов. Не тревожься.". Т.е. речь не о действиях и не о свободе действий, а о других религиях, других конфессиях, если говорить о современном человеке. Поэтому ссылаться на этот стих, якобы подтверждающий свободу выбора человека, не следует. О другом речь, о религиозном направлении человека, ибо таких направлении в материально мире существует немало.
И люди, и полубоги зависят от воли Верховного Господа, поэтому без дозволения свыше человек не может поклоняться полубогу, так же как и полубог не может дать ему благословений.
БОГ: Полубогов не существует. Это вымышленные образы, которые Бог использовал, как некие промежуточные между Богом и человеком могущественные существа, через которые Бог мог принять поклонение Себе, ибо люди стояли на такой низкой ступени материального и духовного развития, что непосредственное обращение к Богу Кришне было запрещено Богом (точно также в христианстве Бог дал людям Своего как Сына, на самом деле это было воплощение Бога через человека, чтобы через него люди могли обращаться к Богу, но не напрямую). Несомненно, Сам Бог Кришна дал людям поклонение полубогам и поддерживал и поддерживает для тех, чьи качества и ступень материального и духовного развития не позволяют обращаться к Богу Кришне напрямую. Но в современном мире общая ступень человеческого развития такова, что Бог разрешает и требует от людей поклоняться именно самому Создателю, минуя его посредников, как вымышленных, так и реально существовавших.
Говорится, что без дозволения Верховной Личности Бога и травинка не шелохнется. Обычно Веды советуют людям, терпящим материальные страдания, обращаться к полубогам.
БОГ: Веды древних пора забыть и полностью сосредоточить свое внимание в плане изучения и следования на Новых Святых Писаниях, данных людям начала третьего тысячелетия, через воплощение Бога Н.М. В современном мире людям следует обращаться в пути страданий и преодолений только к Богу Кришне через молитвы, поклонение, путь преданного служения.
Чтобы достичь определенной цели, необходимо поклоняться соответствующему полубогу.
БОГ: К полубогам могут только обращаться те, кто стоит на низших ступенях своего материального и духовного развития. Но такое поклонение не способствует духовному развитию человека и никогда не разовьет в полной мере качества. достаточные, чтобы можно было вовлечь человека в преданное служение. Цивилизованный мир должен обращать свой взгляд к Богу Кришне.
Так, больному человеку советуют поклоняться богу Солнца, тому, кто хочет прослыть ученым, надо поклоняться богине знания, Сарасвати, а человеку, мечтающему о красивой жене, - богине Уме, супруге Господа Шивы. Таким образом, шастры содержат предписания, связанные с поклонением различным полубогам. Когда человек хочет тех или иных мирских благ, Господь побуждает его обратиться к соответствующему полубогу, и так он получает желанное благословение.
БОГ: Поклонение несуществующим Богом, богиням, полубогам, неким могущественным живым существам есть в современном мире пустая и бесполезная трата времени. Для цивилизованного мира Бог все эти пути религиозного развития и поклонения запрещает. И никогда никто через эти пути Богом Кришной не будет благословлен, не будет одарен желаемым, но Бог непременно так идущего накажет и неоднократно и перенаправит его ум и желания на Бога Кришну. В этом не следует сомневаться.
Именно Господь пробуждает в человеке чувство преданности этому полубогу. Сами полубоги не способны вселить такие чувства в сердца своих поклонников, - это делает Кришна, Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого как Сверхдуша.
БОГ: Для современного человека все это уже не имеет место и не будет поддерживаться Богом Кришной. Но в племенах, в отсталых народах такой путь еще возможен, ибо люди недавно получили тело человека и находятся на самых ранних ступенях своего материального человеческого развития, которые не могут подпустить таких людей к поклонению Самому Создателю.
Полубоги - это части вселенского тела Господа, поэтому они во всем зависят от Него. В Ведах сказано: "Верховная Личность Бога в образе Сверхдуши пребывает в сердце полубога и побуждает его исполнять желания людей. И полубог, и люди подчиняются воле Всевышнего. Они не являются независимыми".
БОГ: Полубогов не существует и рассуждения о них бесполезны, ибо они уже есть спекуляции ума.
ТЕКСТ 22
са тайа шраддхайа йуктас
тасйарадханам ихате
лабхате ча татах каман
майаива вихитан хи тан
сах - он; тайа - тем; шраддхайа - вдохновением; йуктах - наделенный; тасйа - этого (полубога); арадханам - к поклонению; ихате - стремится; лабхате - обретает; ча - и; татах - благодаря тому; каман - желаемые; майа - Мной; эва - только; вихитан - даваемые; хи - несомненно; тан - те.
С такой верой человек поклоняется этому полубогу и добивается желаемого. Но на самом деле все блага, которые он получает, дарую Я один.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "22.Наделенный этой верой, он вовлекается в поклонение тому полубогу, к которому устремляется в этой жизни, и в результате обретает желаемое, но это, несомненно, устроено Мной Одним.".
КОММЕНТAРИЙ: Без дозволения Всевышнего полубоги не могут дать своим поклонникам никаких благословений. Человек может забыть, что все является собственностью Верховного Господа, но полубоги всегда помнят об этом. Таким образом, процесс поклонения полубогам и плоды этого поклонения зависят от Верховного Господа, а не полубогов.
БОГ: Не существует полубогов. И никогда не существовало. Никто даже в самой малой степени не может взять на себя и толику Божественных функций. Любое рассуждение о полубогах, любое разъяснение о них теряет всякий смысл в современном мире, это не тема для обсуждения в Святом Писании. На любое предложение, слово, высказывание о полубоге можно ответить одним словом: НЕТ. Все это в современном мире уже не должно на себе заострять внимание человека, не должно его побуждать к излишним мыслительным процессам и не должно отвлекать от Высшего Управляющего, от Создателя, от Высочайшего Творца - БОГА КРИШНЫ.
Глупцы не знают об этом и потому обращаются за исполнением своих желаний к полубогам.
БОГ: Полубогов нет. И не было никогда. Но во времена Арджуны эти мифические существа решали отведенные на них религиозные задачи. Но об этом пора забыть. Есть Бог Кришна, есть путь к Богу, прописанный в Новых Святых Писаниях, и этот путь Бог дает в современном мире людям, как путь выхода из материального мира, из материального существования на духовный план, но каждому в свое время. И всем этим процессом Управляет только Бог Кришна.
В отличие от них, чистый преданный молится только Верховному Господу. Однако такой преданный никогда не станет просить у Господа материальных благ.
БОГ: Никогда не следует забывать, что живое существо всегда подвержено ошибкам и в материально мире и за его пределами. Ошибки следуют из несовершенных качеств людей, которые могут уменьшаться через практику преданного служения, но полностью избавиться от них невозможно. А потому и преданное служение, совершаемое несовершенными качествами, не есть чистое, но в некоторой мере через духовную практику может очищаться. Поэтому всегда надо понимать, что называть себя чистым перед Лицом Бога - значит проявлять самонадеянность и несмирение, что опасно всегда. Также, человек живет в материальном мире, имеет телесное существование и потому полностью от этого мира не может быть свободен, как и от материальных некоторых желаний. И потому говорит неправду тот, кто объявляет, что никогда не обращается к Богу с материальными просьбами. Также надо знать, что это для преданного не грех, просить у Бога то, что есть, направленно на поддержание материального тела или на решение некоторых материальных вопросов, поскольку Бог всегда озадачивает любого человека материальными проблемами, которые преданный может решить также, прося у Бога Кришны Милости. Это приемлемо.
Обычно люди обращаются к полубогам с просьбой утолить их вожделение. Такое нередко бывает, когда человек вынашивает какое-нибудь греховное желание, которое Сам Господь не станет исполнять.
БОГ: Далеко не каждый человек осознает свои желания как греховные. Бог дает любому тот мыслительный процесс и те основания и причины, которые человек берет перед Богом себе в защиту и обращается к Богу через молитву без труда, не зная, насколько его просьба греховна. Это одно. Также, поклонение Богу Кришне Бог дает человеку тогда, когда он через колесо сансары достигает необходимые для этого качества. До поклонения Богу Кришне человек может состоять и в других конфессиях. Но каждый верующий хорошо понимает пределы своих просьб и понимает, что обращается к самому Богу и потому строит свои просьбы осторожно и с некоторыми внутренними Богу пояснениями, которые смягчают греховность просьб и позволяют Богу принять эти молитвы. По большому счету все молитвы, которые человек творит от себя, излагая перед Богом свои проблемы и переживания, имеют греховный оттенок. И потому чаще всего лучше использовать молитвы молитвослова и понимать, что на самом деле Бог Знает все нужды человека. И этого достаточно.
В "Чайтанье-чаритамрите" сказано, что тот, кто поклоняется Верховному Господу и одновременно стремится к мирским удовольствиям, сам себе противоречит.
БОГ: И в Боге есть время разбрасывать и собирать камни. И материальным людям позволительно наслаждаться и в свое время воздерживаться от наслаждений или начинать путь ограничений. Все это - труд Бога над каждым. Никто не может устоять против Воли Бога. И если человеку по его карме должно идти через путь наслаждений, то он и пойдет. Его поведет Бог даже насильно. Ибо все у Бога не просто так, все имеет свое время и свои причины, и если Бог сегодня наслаждает человека, то на самом деле дает ему силы таким образом преодолеть то, что ему уготовано на завтра.
Преданное служение Верховному Господу и поклонение полубогам - совершенно разные вещи, так как поклонение полубогам материально, а служение Господу всецело духовно.
БОГ: И к Богу Кришне может человек обратиться с материальной просьбой. Бог Милостивый. Бог найдет, как и через что помочь человеку. Бог примет молитву у любого, если человек смиренно попросит, будь он преданный или нет. Это о молитве к Богу Кришне. Но если говорить о преданном служении, то это очень серьезный путь, и далеко не каждому Бог разрешит его начать, если человек не обладает подходящими качествами. Но разрешение Бога человек может понять по своему внутреннему устремлению служить Богу Кришне, по желанию изучить Святые Писания, по тому, как человек аскетичен и добродетелен. Все это Бог человеку покажет.
Для того, кто хочет вернуться к Богу, материальные желания являются препятствием.
БОГ: многочисленные материальные желания действительно являются препятствием на пути к Богу Кришне. Но эти желания надо отличать от тех, которые неминуемы в материальном мире и связаны и поддержанием тела, с болезнями, с трудными ситуациями, с безвыходными положениями... Такие желания порождаются самой жизнью человека, являются результатом его кармы, имеют также причину и свое следствие. В таких желаниях может оказаться и преданный Бога Кришны и материальный человек. Они не считаются греховными, они не могут препятствовать материальному и духовному развитию человека, они могут исполняться Богом, и они не есть запрет, чтобы начинать преданное служение, если качества уже это позволяют, и Бог дает направленный на Бога Кришну мыслительный процесс.
По этой причине чистый преданный Господа никогда не дает мирских благословений, о которых мечтают недалекие люди.
БОГ: Бог не наделяет преданных силой кого бы то ни было на что бы то ни было благословлять. Благословляет только Бог. Преданный лишь может сказать человеку: "Благослови тебя Бог.".
Вот почему те, кто одержимы материальными желаниями, предпочитают поклоняться полубогам, повелевающим материальным миром, а не заниматься преданным служением Верховной Личности Бога.
БОГ: Любую одержимость материальными желаниями дает человеку Бог согласно его карме и ступени материального и духовного развития. И также не следует забывать, что именно желания вовлекают человека в развивающие игры и роли материального мира и тем самым Волею и Планом Бога поднимают человека по ступеням собственного материального и духовного развития, подготавливая человека к преданному служению. Также, следует еще раз напомнить преданным и всем, что полубогов не существует.
ТЕКСТ 23
антават ту пхалам тешам
тад бхаватй алпа-медхасам
деван дева-йаджо йанти
мад-бхакта йанти мам апи
анта-ват - недолговечный; ту - но; пхалам - плод; тешам - их; тат - то; бхавати - становится; алпа-медхасам - неразумных людей; деван - к полубогам; дева-йаджах - те, кто поклоняется полубогам; йанти - идут; мат - Мне; бхактах - преданные; йанти - идут; мам - ко Мне; апи - также.
Недалекие люди поклоняются полубогам, однако обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняется полубогам, попадают на планеты полубогов, но те, кто предан Мне, достигают Моей высшей обители.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "23. Но тленные плоды тех, кто неразумен. Поклоняющиеся полубогам идут к полубогам. Мои же бхакты, опять же, идут ко Мне.".
КОММЕНТAРИЙ: Некоторые комментаторы "Бхагавад-гиты" утверждают, что, поклоняясь полубогам, можно достичь обители Верховного Господа, однако в этом стихе ясно сказано, что те, кто почитает полубогов, отправляются на планеты этих полубогов: поклонники бога Солнца попадают на Солнце, поклонники бога Луны - на Луну, а тот, кто поклоняется Индре, может попасть на планету Индры.
БОГ: Все эти знания для людей современного материального мира есть излишние, никак не могут быть использованы в религиозном пути, ничего не дающие, не работают на материальное и духовное развитие человека, не работают с его сознанием и никак не применимы в современном цивилизованном обществе. Не существует полубогов, не существует богов, не существует никаких мистических живых существ. Есть Бог Кришна и Его творение, живые существа. Это все, что надо знать современному человеку касательно себя и Высшего Управляющего.
Неверно думать, что, поклоняясь полубогам, можно достичь обители Верховной Личности Бога. Здесь Кришна опровергает это утверждение, говоря, что почитатели полубогов попадают на их планеты в материальном мире, тогда как преданные Верховного Господа достигают высшей планеты, где обитает Сам Господь.
БОГ: Эти знания были ориентированы на уровень сознания людей, которые жили пять тысяч лет назад. Поскольку и тогда и теперь не было полубогов, то им поклоняющиеся люди как все вращались в колесе сансары и просто добывали Волею и Планом Бога те качества, которые в свое время и помогали начать преданное служение самому Богу Кришне.
Нам могут возразить, что поскольку полубоги являются различными частями тела Верховного Господа, то те, кто поклоняется им, должны достичь той же цели, что и преданные Господа.
БОГ: Полубоги - вымышленные мифические существа, никакими частями Бога тела они быть не могли. Но существовали разные теории и вымышленные свидетельства об их особом статусе перед Богом, и отводилось место в теле Бога, соответствующее тому, какое благословение от Бога они изначально имели. Все это для усиления доверия к ним, для укрепления религиозности людей, пусть и не направленной прямо на Бога Кришну, но, тем не менее, и подготавливающей людей к этому пути.
Однако такое возражение лишь доказывает, что поклонники полубогов и в самом деле не слишком умны, ибо не знают, какой части тела следует давать пищу. Некоторые из них настолько глупы, что заявляют, будто пищу можно принимать любой частью тела. Такую идею нельзя назвать здравой. Кто из нас может есть ушами или глазами? Эти люди не знают, что полубоги - части вселенского тела Господа, и по невежеству думают, что каждый полубог является независимым Богом, наравне с Верховным Господом.
БОГ: Все эти рассуждения сами по себе устарели, неавторитетны, не есть истина, бесполезные рассуждения о том, что никогда не существовало, не существовали ни полубоги, не существует и их места в вселенской форме Бога и самой такой формы у Бога Кришны нет.
Не только полубоги, но и обыкновенные существа являются частями вселенского тела Верховного Господа. В "Шримад-Бхагаватам" сказано, что брахманы - это голова Верховного Господа, кшатрии - Его руки, вайшьи - живот, а шудры - ноги, и все они выполняют разные функции. Но кем бы ни был человек, если он знает, что и полубоги, и он сам являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа, он обладает совершенным знанием. Тот же, кто не понимает этого, отправляется на планеты полубогов, в отличие от преданных Господа, которые достигают иной, высшей цели.
БОГ: У Бога Кришны нет никакой вселенской формы. А потому не может быть речи о том, кто и какой частью этой формы является. Бог давал людям времен Арджуны некое образное восприятие Бога, ибо они все могли воспринимать более через органы чувств, через некие мыслительные образы и представить Бога, как Высший Дух, не могли. Им надо было как-то ощутить потустороннее, как-то связать со своими представлениями, со своим, по сути, мистически преимущественно направленным умом. Так, в таком виде им было еще понятно, приемлемо мыслить и медитировать на Бога, это давало интерес религиозному процессу и в своей мере в таком виде помогало медитировать на Бога, удерживая на Нем свой мыслительный процесс. Этот образ объединял в себе и полубогов, и других известных им могущественных мифических живых существ, и самих людей разных ступеней материального развития, этот образ был и прост и со всеми божественными устрашающими атрибутами, все в себя вмещающий и как бы на пальцах объясняющий, каким образом все входит в Бога и прибывает в Нем, удерживая сознание человека в великом страхе, почтении, изумлении, трепете, потрясении, преклоняя перед Богом и давая человеку понимание о своей ничтожности и зависимости перед Высочайшим Творцом.