57.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 9. ТЕКСТ 3-7.
ТЕКСТ 3
ашраддадханах пуруша
дхармасйасйа парантапа
апрапйа мам нивартанте
мритйу-самсара-вартмани
ашраддадханах - те, кто не обладает верой; пурушах - люди; дхармасйа - формой религии; асйа - эти; парантапа - о покоритель врагов; апрапйа - не достигнув; мам - Меня; нивартанте - возвращаются; мритйу - смерти; самсара - в материальном мире; вартмани - на путь.
Тем, кто занимается преданным служением, не обладая верой, никогда не достичь Меня, о покоритель врагов. Поэтому они возвращаются в круговорот самсары, снова и снова рождаясь и умирая в материальном мире.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "3.Люди, которые не имеют веры к этому религиозному процессу (к преданному служению) о, Парантапа, не достигая Меня, возвращаются на путь круговорота рождений и смертей.".
КОММЕНТAРИЙ: Неверующий никогда не достигнет успеха в преданном служении - таков смысл этого стиха. Обрести веру можно лишь в общении с преданными.
БОГ: В преданное служение человека приводит Сам Бог, исходя из качеств человека. Но иногда этот приход на путь преданного служения может быть по первому кругу, или иметь ознакомительное значение, ибо преимущественно качества человека уже подходят, но пока влиться в масштабное преданное служения он не может или потому, что есть еще немалые кармические долги перед другими людьми, или обстоятельства жизни иного порядка ему мешают, или надо еще развить некоторые качества и далее войти в преданное служение по новому кругу. В любом случае человек не просто так приводится Богом на этот путь. Речь не может идти о неверующем, как таковом. Он ни по какому кругу не может подойти к преданному служению Богу Кришне и пока идет сугубо своим путем, где хватает у него разных проблем и сомнений и относительно своей жизни и относительно религий. О таком человеке речи вообще не должно быть, ибо пока он находится на своем месте и Волею Бога идет по пути своих преодолений, развивая качества, которые в свое время приведут на путь преданного служения, ибо нет никого, кто бы этот путь в материально мире не достиг. Неверующий и не будет страдать, что не занят в преданном служении и близко к этому вопросу не подойдет и Бог не подведет. Такие люди будут просто вращаться в колесе сансары, ведомые Богом, чувствуя себя на ступени своего материального и духовного развития вполне комфортно и решая свои текущие проблемы, по сути, идя по пути своего развития и просто добирая те качества, которые наметил на человека в этой его жизни Всевышний.
Поистине несчастны те, кто, даже услышав от великих душ все доводы Вед, тем не менее не обретает веры в Бога. Вечно сомневающиеся и колеблющиеся, они не могут неуклонно заниматься преданным служением Господу.
БОГ: Никто не несчастен. Всем идти к Богу. Но у каждого для этого есть свое время и место, как и обозначено то рождение, где Бог поведет человека именно к преданному служению и вовлечет в этот процесс всеми его качествами и обстоятельствами. Ни о ком не следует переживать или сокрушаться. Только Властелин Знает, кому и когда и что положено. И это время всегда оптимальное и самое благоприятное. Никого торопить не надо. Если так получилось, что человек услышал наставления преданных, то это надо понимать так, что таким образом Бог как бы ознакомил человека с тем путем, который ему и скоро предстоит. Такое возможно, но не всегда. Пути Бога неисповедимы. У каждого к преданному служению свой путь и свои предвестники такого пути. Человеку не свойственно преимущественно получать веру просто со слов другого человека или других людей. Этот вопрос в каждом решает только Бог. Только Бог в свое время дает веру или сразу или поэтапно, как и поддерживает ее, как и укрепляет. Поэтому, этот вопрос никак не должен сильно беспокоить того, кто проповедует другим людям. Такие преданные сделали свое дело и пусть идут дальше, не заботясь о плодах своих духовных наставлений. Сам Бог Знает, как дальше эти плоды развить и употребить относительно любого человека.
Таким образом, вера - один из главных факторов духовного развития в сознании Кришны.
БОГ: Надо понимать, что вера есть то, что Бог дает человеку в любом религиозном направлении и если Бог дал, то это уже навсегда, как бы человек не сомневался и как бы не отходил от веры и ее устоев. Он уже от Бога никуда не денется, пусть даже находится в пути великих сомнений или называет себя атеистом. Бог Знает, как и кого к вере вернуть и веру укрепить. Для Бога это не вопрос. Но вера ни есть базис именно преданного служения Богу Кришне, ибо здесь вера понимается как само собой разумеющееся, изначальное, уже неотъемлемое от человека, как воздух, и пора уже говорить не о вере, а об основных столпах преданного служения: Слово Бога, Духовная практика, Поклонение Богу Кришне. Все вместе - преданное служение. А вера - это безусловное внутреннее состояние человека.
В "Чайтанья-чаритамрите" сказано, что вера - это непоколебимая убежденность в том, что, просто служа Верховному Господу Шри Кришне, можно достичь высшего совершенства. Такая убежденность называется истинной верой.
БОГ: Вера в Бога есть внутреннее полное восприятие существования Бога. Только это, можно сказать, без сомнений. Это ощущение Бог дает в самых разных религиозных конфессиях и поддерживает это состояние человека и укрепляет через исполнение религиозных принципов, также через аскетизм, добродетель, простой образ жизни, терпение, смирение, упование на Бога. Это имеет место и в христианстве, и в исламе, и в буддизме и в других религиях. Если же говорить о преданном служении Богу Кришне, то и здесь вера имеет именно эти основы и за их границы не выходит. Когда же речь идет о том, что через преданное служение можно достичь духовный план, то это уже не из разряда веры, а из разряда Совершенных Знаний, которые преданный должен принимать, как Слово Бога. Здесь уже не о вере речь. Вера - сама собой. Но только о полном принятии Святого Писания, Слова Бога и следовании ему, как и всем Божественным рекомендациям. Здесь уже надо говорить не об истинной вере, ибо она в преданном присутствует априори, а об утверждении в совершенных духовных знаниях, о высоких качествах человека, в которые эти знания переросли и стали его неотъемлемой сутью.
В "Шримад-Бхагаватам" (4.31.14) сказано:
йатха тарор мула-нишечанена
трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендрийанам
татхаива сарварханам ачйутеджйа
"Поливая корень дерева, мы насыщаем водой все его ветви, побеги и листья, а отправляя пищу в желудок, удовлетворяем все остальные органы чувств. Точно так же тот, кто занимается трансцендентным служением Верховному Господу, без дополнительных усилий удовлетворяет всех полубогов и всех прочих живых существ".
БОГ: Дерево деревом, а что касается Бога Кришны, то удовлетворить Бога преданному далеко не просто. И менее всего это удастся тому, кто заботится об удовлетворении неких мистических никогда не существовавших и не существующих живых существ. Нет полубогов. Это преданные должны хорошо запомнить. И полностью думать только об удовлетворении Бога Кришны. А это возможно через долгое и очень старательное преданное служение. Другого пути нет.
Поэтому, прочитав "Бхагавад-гиту", человек должен безоговорочно принять ее главный вывод: нужно оставить все прочие занятия и посвятить себя служению Верховному Господу Кришне, Личности Бога. Тот, кто убежден в истинности этой философии жизни, обладает настоящей верой.
БОГ: О какой философии жизни может идти речь? Также, непонятно, что преданный должен оставить, о каких прочих занятиях здесь может идти речь? Семью оставить - нельзя, долги и обязанности в материально мире оставить - нельзя, работу оставить - нельзя, но посвящать плоды труда Богу Кришне. Т.е. преданного Бог не вырывает с корнями из условного материального мира, а, напротив, рекомендует все это использовать во благо преданного служения, здесь практикуясь и в карме-йоге, и в отрешении при виде всех соблазнов, которые предлагает ум, видя великое разнообразие вокруг материальных наслаждений, предлагаемых современной эпохой, также, где еще можно развить такие качества, как терпение, смирение, немногословие, отрешение, исполнение долга, ответственность, нестяжание, отказ от материальных благ или аскетизм. Чем больше искушений, тем больше работы по воспитанию ума и развитию качеств. Так что современный мир для практики преданного служения - благодатный. Просто твори в себе молитву, читай Святые Писания, свои дела посвящай Богу, терпи, сноси, уповай, контролируй свои желания... Все это можно найти в Святом Писании. И преданное служение будет и полным и всегда есть возможность духовно практиковаться без отрыва от материального мира, не входя в него и не отвечая ему и не привлекаясь им, будучи отрешенным, как отрешен Бог, не покидая этот материальный мир и работая в нем непрерывно.
Развитие в человеке этой веры является сутью метода сознания Кришны. Есть три категории сознающих Кришну людей. К третьей категории относятся те, кто не обладает верой. Даже если они ради проформы занимаются преданным служением Господу, они не смогут достичь высшей ступени совершенства.
БОГ: Бог никогда не приводит в преданному служению человека, если он не прошел предварительные этапы религиозной веры в разных других религиозных конфессиях. Говорить о преданном служении на любой ступени преданного служения без веры невозможно. Никогда Бог не позволит преданно служить для видимости. Это исключено. Вера непременно присутствует у любого преданного. Также, что касается высшей ступени совершенства, то она никогда не достигается никем, но можно говорить о ступенях преданного служения, но и это ничего не даст никому. Ибо только Бог Знает, кто и на какой ступени преданного служения стоит. Сам преданный не может это знать ни относительно себя, ни относительно любого другого преданного.
Через некоторое время они, вероятнее всего, сойдут с этого пути. Они делают что-то в сознании Кришны, но из-за отсутствия твердой убежденности и веры им очень трудно идти по пути преданного служения.
БОГ: Только Бог Кришна может знать, как шатко положение преданного в преданном служении. Никто не может ни по каким признакам судить, как долго человек будет в преданном служении и уйдет ли он в материальный мир добирать необходимые качества или нет. Только Бог Управляет этим процессом, и только Бог располагает всеми знаниями о каждом, о качествах каждого и только Бог Знает, кому и как необходимо помочь в преданном служении и следует ли человека изымать из преданного служения и по каким причинам. Все остальное - досужие размышления высокомерных преданных. Но Бог Знает, как их, высоко мыслящих о себе и предсказывающих другим крах в преданном служении, наказать.
В ходе нашей миссионерской деятельности мы иногда встречаем людей, которые присоединяются к Движению сознания Кришны со скрытыми мотивами. Какое-то время они участвуют в его деятельности, но, поправив свое материальное положение, прекращают духовную практику и возвращаются к прежнему образу жизни.
БОГ: Никто по своему личному желанию не может примкнуть к преданным, как и оставить преданное служение по некоторым собственным причинам. Всем этим процессом Управляет Личность Бога. Все это есть для многих этап первичного ознакомление с преданным служением. И если в свое время Бог таких людей отводит, то есть для них другое время и более благоприятное, когда они войдут в преданное служение безвозвратно. А пока их Бог возвращает отдавать в материальный мир свои долги, добирать необходимые для преданного служения качества и дает им мыслить о преданном служении как бы еще со стороны. Эти люди ни в чем не ошибаются и не могут ошибиться, ибо на них уже посмотрел Бог Кришна, и уже в Боге есть на них План, где преданное служение находится под пунктом номер один. Все в свое время и с необходимым багажом.
Совершенствоваться в сознании Кришны может лишь тот, кто обладает верой.
БОГ: Вера - само собой. Речь может идти только о качествах преданного и его старании в преданном служении.
Что касается степени развития веры, то человека, который, хорошо изучив священные писания, стал сведущ в науке преданного служения и обрел твердую веру, называют преданным первой категории.
БОГ: Науки о Боге Кришне Нет. Есть Слово Бога. Есть Святые Писания. Также, надо говорить просто о вере. Что такое твердая вера - не знает никто. В преданном служении надо говорить о качествах преданного, которые определяют уже не ступень веры, а ступень преданного служения или вхождения в Бога Кришну. А вера - безусловная часть преданного служения, без которой нет смысла вообще говорить о преданном служении человека. Это то, что в преданном служении изначально, неотъемлемо, первый параметр человека, начинающего осознанный путь к Богу через преданное служение. Об этом параметре и упоминать не надо, потому что это уже есть, Бог дал человеку и закрепил. Дальше уже на этой основе развиваются качества преданного, обуславливающие его подъем по ступеням преданного служения. А о вере и ее наличии позволительно говорить в других конфессиях. Вот они дают веру. А в преданном служении дорога уже идет по ступеням Высочайших Совершенных Знаний, на духовный план. Тут уже не стоит вопрос о том, верит или не верит человек, а знает или не знает СЛОВО БОГА и всего, что из этого уже следует.
К числу преданных второй категории относятся те, кто не до конца понял смысл священных писаний, но непоколебимо верит в то, что кришна-бхакти, преданное служение Кришне, - это лучший из путей, и, обладая такой верой, идет этим путем.
БОГ: Вообще, разбиение преданных по категориям бессмысленно. Только Бог может Знать, кто и на какой ступени преданного служения стоит. Самим преданным не следует об этом думать, ибо в преданном служении состязательный процесс недопустим. Каждый пусть просто думает о себе и своем старании в преданном служении перед Богом. Также, смысл Священных Писаний, суть Слова Бога дает человеку только Бог. Сам никто не сможет постичь суть Совершенных Духовных Знаний. Также, то, что видится в другом преданном, ни есть то, что есть на самом деле. И непонятливый преданный, не запоминающий Святые Писания, обладающий слабой духовной речью, может стоять по своим качествам выше многих других и быстрее других выйти на духовный план.
Такие преданные превосходят преданных третьей категории, у которых нет ни знания священных писаний, ни твердой веры, которые пытаются следовать принципам сознания Кришны по простоте душевной и благодаря общению с преданными.
БОГ: Ну, для чего все это говорить преданным? Разве это хоть на мгновение поможет кому в преданном служении? разве такое подразделение может внести ясность в Святое Писание или развить качества высокого порядка у преданного? Все это пустые рассуждения, не угодные Богу. И никак не способствуют выходу преданного на духовный план. Но унижают одних преданных и возвышают других, создавая нервозную обстановку среди преданных, излишнее почитание между собой, приоритеты надуманные и материальные. В таких вопросах надо вручать себя Богу, и каждому думать только о своем положении перед Богом, как и стараться в преданном служении.
Преданные третьей категории могут со временем пасть, преданные второй категории, как правило, не падают, а для преданного первой категории возможность падения исключена.
БОГ: Скорее всего падет тот, кто будет причислять себя к первой категории. И поделом ему. А остальным будет также наука - нельзя искать между собой отличия. Это - вотчина Бога. А кого надо будет поднять - Бог Сам поднимет, без его усилий и без его согласия.
Преданный первой категории будет постоянно совершенствоваться в преданном служении, пока не достигнет конечной цели.
БОГ: Все без исключения будут развиваться и совершенствоваться и достигнут духовный план. Нельзя, чтобы преданный думал о своей некоей категории, как гарантии на духовный план. Никто не должен смотреть в эту сторону, никто не должен другому давать инициацию, никто не должен что-то кому-то доказывать, как в христианском мире. Все верующие - по своим домам. По своим работам, по своим долгам и обязанностям. Все и каждый с Богом. Но здесь, конечно, речь идти должна о преданном служении. И это дело не показное, а как получится. И знать о старании каждого может только Бог Кришна.
Что касается преданных третьей категории, то, хотя они и убеждены в том, что преданное служение Кришне - это благо, они не обладают необходимым знанием о Кришне, которое можно почерпнуть из священных писаний, таких как "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гита".
БОГ: Шримад-Бхагаватам - неавторитетное писание. Не рекомендуется Богом преданным для изучения. Также, что касается изучения Бхагавад-Гиты, то этот вопрос относительно каждого преданного решает только Бог. Только Бог дает преданному желание, возможности, понимание Святого Писания, как и само преданное служение и здесь старание, как и духовные практики, как и решает вопрос о его переходе на духовный план.
Иногда преданные третьей категории в сознании Кришны обнаруживают склонность к карма-йоге и гьяна-йоге, бывает, их охватывает беспокойство, но если они освобождаются от подобных тенденций, то становятся преданными второй и первой категории.
БОГ: Нельзя преданных делить на категории. Также, надо понимать, что акценты в преданном служении делает только Бог. Если человек тяготеет к карма-йоге или гйана йоге, то этот путь ему изначально, как вступительный этап к преданному всеобъемлющему служению, дает только Бог согласно Своему Божественному Плану на человека и его материальное и духовное развитие. Никогда преданный не должен озадачиваться вопросом, к какой категории преданных он относится. Это делать категорически нельзя ни относительно себя, ни относительно других преданных, и это проповедовать или как-то пытаться разъяснять другим запрещается. Только Бог Знает, кто и на какой ступени преданного служения стоит. Также и карма-йога и гйана-йога и бхакти-йога есть одна йога, все эти йоги равнозначны, ибо все постепенно приводят Волею Бога к полноценному преданному служению.
Вера в Кришну также подразделяется на три категории, о которых говорится в "Шримад-Бхагаватам".
БОГ: Надо говорить не о трех категориях веры в Бога Кришну, а о ступенях вхождения или постижения Бога Кришны. Но и об этих ступенях Знает только Бог. Это не тема для обсуждения преданными. Также, Шримад-Бхагаватам - неавторитетное писание.
В Одиннадцатой песни "Шримад-Бхагаватам" описана также привязанность первой, второй и третьей категории. Тем, кто, даже услышав о Кришне и о величии преданного служения, не обретает веры и считает все это пустыми славословиями, очень трудно идти по этому пути, даже если они и служат Господу. У них практически нет надежды достичь совершенства. Таким образом, роль веры в преданном служении очень велика.
БОГ: Здесь опять же речь не может идти о вере или не вере, а только и единственно о ступенях преданного служения и степени вхождения в Бога Кришну. Все это строго зависит от продолжительности преданного служения и старания самого преданного. Но и старание преданному дает Бог, как и понимание Святого Писания, как и понимание роли преданного служения, как и качества, через которые преданный очищает постепенно свое понимание, ум, память, карму и становится способным достаточно успешно заниматься преданным служением и понимает в себе Волю Бога, мыслительный процесс, данный Богом, желания, данные Богом, таким образом постепенно совершенствуясь и достигая те качества, которые и выводят Волею Бога на духовный план.
В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Все существа пребывают во Мне, но Я - не в них.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "Моей непроявленной формой пронизана вся эта вселенная, во Мне расположены все живые существа, но я в них так же не расположен.".
КОММЕНТAРИЙ: Верховную Личность Бога невозможно воспринять грубыми материальными чувствами.
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234
Имя Господа Шри Кришны, Его славу, игры и т.д. невозможно постичь с помощью материальных органов чувств. Господь открывает Себя лишь тому, кто занимается чистым преданным служением под надлежащим руководством.
БОГ: Об играх Бога Кришны говорить нельзя. Бог не играет, Бог работает в материальном мире и непосредственно и через Свои уполномоченные воплощения. В современный материальный мир Бог дает только одно имя Бога Кришны: КРИШНА, Которое надо употреблять не отдельно, а: БОГ КРИШНА. Бог никому также Себя не открывает, но в Святом Писании указывает на те качества для материального мира, которые можно использовать преданными для памятования о Боге Кришне. А также Бог указывает на те духовные практики, которые помогают преданному входить в Бога Кришну. Но невозможно сказать, что Бог открывает себя неким избранным преданным, занимающимся чистым преданным служением. Бог всем дает постигать Себя через путь преданного служения, через изучение Святых Писаний, через старание, независимо от того, как давно преданный занят преданным служением, всем ступеням преданного служения, ибо все должны входить в Бога, наполняться Богом, постигать Личность Бога, качества Бога, проявление Бога в себе и вне себя.
В "Брахма-самхите" (5.38) сказано: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садаива хридайешу вилокайанти. Верховную Личность Бога, Говинду, всегда видит внутри себя и вовне только тот, у кого есть духовная любовь к Господу. От взоров обыкновенных людей Господь скрыт.
БОГ: Надо говорить только о Личности Бога Кришне. Духовную любовь к Богу Бог не дает в материальный мир никому или очень небольшими крупицами. Также. Что касается обыкновенных людей, то преданные и есть обыкновенные люди, но на своей ступени материального и духовного развития. И также, пусть преданных не беспокоит то, что непреданные не знают или едва знают о Боге Кришне. Всему свое время. Этот путь преданного служения никому не миновать.
Здесь сказано, что, хотя Он вездесущ и пребывает везде, Его невозможно постичь с помощью материальных органов чувств. На это указывает слово авйакта-муртина. Но хотя мы не видим Господа, все сущее пребывает в Нем.
БОГ: Так есть.
Как было сказано в седьмой главе, весь материальный космос представляет собой сочетание двух Его энергий: высшей, духовной, и низшей, материальной. Энергия Господа разлита по всему творению, подобно солнечному свету, освещающему всю вселенную, и все сущее покоится на ней.
БОГ: Энергия Бога, Сам Бог пронизывает всё Свое творение и остается в нем, в каждой его точке Своим полным целым. Энергия - не разлита. Так невозможно сказать. ПРОНИЗЫВАЕТ.
Однако не нужно думать, что, если Господь вездесущ, это лишает Его личностной формы. Чтобы опровергнуть подобные утверждения, Господь говорит: "Я пребываю всюду, и все сущее находится во Мне, однако Сам Я нахожусь вне всего".
БОГ: У Бога есть Форма Божественного Духовного Тела. Но из приведенного утверждения ("Я пребываю всюду, и все сущее находится во Мне, однако Сам Я нахожусь вне всего".) это не следует. То, что у Бога Кришны есть Высочайшая Духовная Форма, надо принять. Также, Бог никому и ничего не доказывает.
Например, царь возглавляет правительство, которое является не чем иным, как проявлением его энергии; различные министерства и ведомства - это всего лишь энергии царя, и каждое из них действует, опираясь на его власть. Однако нельзя ожидать, что царь будет лично находится в каждом из ведомств. Это довольно грубая аналогия. Точно так же все, что мы видим вокруг, все, что существует в материальном и духовном мире, покоится на энергии Верховной Личности Бога.
БОГ: Подобные примеры и аналогии достаточно неверны и их употреблять при комментировании стихов Бхагавад-Гиты нельзя. Надо говорить все своими словами, как есть, исходя из прямого текста Слов Бога, ничего ничему не пытаясь уподоблять. Также, царь не находится в каждом из ведомств, а Бог находится полным Своим целым в любой точке Своего творения и Управляет всем и каждым в полной или абсолютной Божественной мере. Также, Бог неотличен от Своей энергии, также на энергии Бога ничего не покоится, а движется и развивается непрерывно.
Господь творит этот мир, распространяя Свои многочисленные энергии, и, как сказано в "Бхагавад-гите", виштабхйахам идам критснам - Сам Он пребывает повсюду в виде Сверхдуши, представляющей Его.
БОГ: виштабхйахам идам критснам - пронизывая это все. ПРОНИЗЫВАЯ, а не пребывая. И далее по стиху: экамшена стхито джагат - только одной своей частью остаюсь в Своем творении (во вселенной). При этом Бог Кришна Говорит не о параматме, т.е. не о некой сверхдуше, а о Себе, О Боге Кришне. А сверхдуши нету, не существует. Это вымысел. Бог в Своем творении присутствует Лично Сам. И присутствует и пронизывает его.
ТЕКСТ 5
на ча мат-стхани бхутани
пашйа ме йогам аишварам
бхута-бхрин на ча бхута-стхо
маматма бхута-бхаванах
на - не; ча - также; мат-стхани - пребывающие во Мне; бхутани - сотворенные; пашйа - узри; ме - Мое; йогам аишварам - непостижимое мистическое могущество; бхута-бхрит - хранитель всех живых существ; на - не; ча - также; бхута-стхах - находящийся в мироздании; мама - Мое; атма - Я; бхута-бхаванах - источник всего сущего.
И в то же время все сотворенное находится вне Меня. Узри Мое мистическое могущество! Будучи опорой всех живых существ и пребывая всюду, Я не являюсь частью материального мироздания, ибо Я Сам - источник творения.
БОГ: Правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Господь говорит, что все сущее покоится на Нем (мат-стхани сарва-бхутани).