Верховный Господь сказал: Дорогой Aрджуна, увидеть Меня в облике, который ты созерцаешь сейчас, чрезвычайно трудно. Даже полубоги вечно жаждут увидеть этот дорогой для них облик.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "52.Шри-Бхагаван Сказал: Очень трудно увидеть эту Мою Форму (четырехрукую), которую ты сейчас созерцал. Даже полубоги всегда желают видеть эту Мою Форму.".
КОММЕНТAРИЙ: В сорок восьмом стихе этой главы говорится, что, явив Свою вселенскую форму, Господь Кришна сообщил Aрджуне, что ее не могут увидеть даже те, кто совершил множество благочестивых поступков, жертвоприношений и т.д. Однако в этом стихе употреблено слово су-дурдаршам, указывающее на то, что двурукий облик Кришны увидеть еще труднее.
БОГ: На самом деле, невозможно увидеть то ведение форм Бога Кришны, которые были показаны Арджуне, никому, ни при каких условиях, ибо эти формы специфические, они рассчитаны были только на уровень общей ступени материального и духовного развития людей преимущественно времен Арджуны. Не надо забывать, что от эпохи к эпохе люди развиваются существенно и поднимаются вверх по ступеням своего развития; и то, что можно было показать современникам Арджуны и самому Арджуне, уже не могло укладываться в формы Бога, которые потребовалось бы показать людям, уже через триста лет. Но так часто Бог не присылает свои уполномоченные воплощения в материальный мир. Другого повода нет, что-либо из форм Бога показывать людям. Это одно. Также, Бог не действует в угоду любому человеку и никакие прихоти человека или его старание с целью увидеть ту или иную форму Бога не приведут к успеху. Бог строг со своим творением и никогда не поступает против Своей Воли и Своего Плана на творение. Бог Абсолютная Личность, с Ним не возможно договориться или упросить, или очень стараться, чтобы получить желаемое, если это никак не входит в План Бога. Также, не следует и забывать, что у Бога вообще-то и нет никакой для человека обозримой или доступной для обозрения божественной формы. Бог Кришна - Высший Дух, пронизывающий все необъятное Божественное творение, покрывающий и содержащий в себе все вселенные, весь космос. Так как же Он это Свое Духовное Тело покажет человеку, которого и под Божественным микроскопом не увидать... Также, работа Бога Абсолютна. Это означает, что Бог работает только над тем, что направлено на развитие творения, что во благо, а не для амбиций глупым живым существам. Все сказанное Арджуне типа обещания было сделано для того, чтобы дать человеку стимул, некую причину стараться в преданном служении и поклонении Самому Богу Кришне, и Бог знал, как это старание, его плоды употребить далее во благо человека, его именно духовного развития.
Чтобы увидеть вселенскую форму Кришны, нужно привнести некоторый оттенок преданного служения в то, что мы делаем, когда совершаем тапасью, изучаем Веды или рассуждаем о природе Aбсолютной Истины. Увидеть эту форму возможно только тогда, когда у всех этих видов деятельности есть оттенок бхакти, о чем было сказано в предыдущих стихах.
БОГ: Любовное служение Богу Кришне предполагает, прежде всего, само старание в преданном служении. Но чувство любви к Богу Бог дает или очень слабое, или буквально через моменты озарения; но никогда полной энергии любви к Богу Кришне преданный не получает, ибо эта энергия достаточно не проста и переживается преданным с большой болью, тем состоянием, при котором человек уже не может быть достаточно активным и старательным перед Богом, но впадает в состояние транса столь глубокого, что до конца жизни из него выйти уже не сможет. Это состояние любви к Богу Бог может дать уполномоченному воплощению Бога и то с великой осторожностью и по делу. А что касается преданного, то есть другое состояние, другие энергии Бога, похожие на любовь к Творцу, но они даются очень постепенно, в развитии и осмыслении качеств Бога, помощи Бога, на основе проявлений Бога, которые испытывает старательный преданный на протяжении всей своей жизни и здесь преданного служения, т.е. это чувство дается Богом в развитии, через разум, но не стихийно или неожиданно. Таким образом, любовное преданное служение лучше трактовать, как старательное или с энтузиазмом, но и оно ни есть нечто, исходящее от усилий преданного, а то, что дает преданному Бог в соответствии с Планом Бога на этого преданного. Сам человек из себя синтезировать никакое старание ни в каком направлении не может, что преданный, что материальный человек. Все дает только Бог. Поэтому, это состояние старания или любовного служения Богу Кришне не есть повод наградить человека, дав его видение некоей божественной формы. Нормальный преданный должен хорошо понимать, что все есть уровень видения, не соответствующий истине и на него претендовать - есть пред Богом проявление несмирения и есть со стороны преданного великая самонадеянность. А это -грех.
Но, как ни трудно увидеть вселенскую форму, Кришну в Его двуруком облике увидеть еще труднее даже для таких полубогов, как Брахма и Господь Шива. Они жаждут увидеть Кришну, о чем говорится в "Шримад-Бхагаватам": когда полубоги узнали о том, что Кришна находится во чреве Своей матери, Деваки, они собрались, чтобы увидеть это чудо. Они вознесли Господу прекрасные молитвы, хотя Он еще был скрыт от их взоров. Все они с нетерпением ожидали Его появления на свет.
БОГ: Все это мифические россказни, сказки для людей времен Арджуны. Нет и никогда не было ни Брахмы, ни Шивы, ни полубогов. Никто с нетерпением не ожидал Появления Бога Кришны через его уполномоченное воплощение.
Глупцы могут насмехаться над Кришной, считая Его обыкновенным человеком и призывая людей поклоняться не Ему, а безличному "чему-то", заключенному внутри Его, но своей глупой позой они только выставляют себя на посмешище.
БОГ: Глупцы - глупцами. Но недопустимо ни в каком контексте употреблять ни одно слово, оскорбляющее Бога Кришну. Также, сторонние мнения, бытовавшие во времена Арджуны, или в современном мире, касательно Бога Кришны на страницах Святого Писания приводить и обсуждать не следует. Нельзя.
И в то же время даже великие полубоги, Брахма и Шива, жаждут увидеть Кришну в Его двуруком облике.
БОГ: Не жаждут. Их не существует и никогда не существовало.
В "Бхагавад-гите" (9.11) также сказано: аваджананти мам мудха манушим танум ашритах. Кришна недоступен взорам глупцов, смеющихся над Ним.
БОГ: "аваджананти мам мудха манушим танум ашритах" - перевод: "Глупые люди не признают Меня, когда и принимаю форму человеческого тела". Ни о каких других проявлениях эмоций людей в этой части текста не говорится. Комментатор домысливает, пытаясь усилить эффект стиха, но делает это греховно, употребляя то слово, которое есть оскорбление Божественной Личности. Такие вещи не остаются безнаказанными.
Тело Кришны, как говорит Брахма в "Брахма-самхите" и Сам Кришна в "Бхагавад-гите", абсолютно духовно, вечно и исполнено блаженства. Оно не имеет ничего общего с нашими материальными телами. Но для того, кто пытается изучить Кришну, читая "Бхагавад-гиту" или другие ведические писания, Он всегда остается загадкой.
БОГ: Не следует человеку много мудрить касательно Тела Бога Кришны и Формы Тела Бога Кришны. Достаточно знать, что Бог есть Высший Дух. И Тело Бога - Духовное, Непостижимое, необозримое. Этого вполне достаточно. Его не увидеть никаким зрением, никаким старанием в преданном служении, никакой добродетелью и тапасьей. И не надо этого желать. Бог Знает, что для человека видеть и знать благоприятно и что нет. Надо в этом вопросе предаться Богу Кришне и направить все свои усилия только на преданное служение.
Те, кто пользуется материалистическими методами познания, считают Кришну великой исторической личностью и великим философом, но Кришна всегда остается для них обыкновенным человеком, который, несмотря на все Свое могущество, вынужден был получить материальное тело. В конечном счете они приходят к выводу, что Aбсолютная Истина безлична, и эта безличная Aбсолютная Истина приняла личностную форму, связанную материальной природой.
БОГ: Мнение материалистов о Боге Кришне нельзя выставлять в Святом Писании. Эти мнения многочисленны, основаны на ступени материального и духовного развития человека и в рамках его материальных знаний, которые не в состоянии дать человеку достаточно правильное понимание о Личности Бога и о цели прихода Бога Кришны в материальный мир. Все их выводы и умозаключение получены ими от Бога в строгом соответствии со ступенью материального преимущественно развития каждого. Все эти люди только находятся на пути к Богу, не заняты в преданном служении, не изучают Святые Писания, не проходят духовные практики, и потому их уровень суждения о Боге Кришне не может выходить за рамки их умственной материальной деятельности.
Это материалистическая концепция Верховного Господа. Существует и другая концепция Aбсолютной Истины, появившаяся в результате спекулятивных философских рассуждений. Те, кто идет путем знания, также рассуждают о Кришне. Им Он представляется менее значительным, нежели вселенская форма Всевышнего. По их мнению, вселенская форма, которую Кришна явил Aрджуне, важнее Его личностного образа. С их точки зрения, личностный образ Всевышнего существует лишь в нашем воображении. Они глубоко убеждены, что в конечном счете Aбсолютная Истина не может быть личностью.
БОГ: И снова. Нельзя приводить на страницах Святого Писания ничьи мнения философского порядка. Каждому Бог Кришна Сам Лично дает свой мыслительный процесс в рамках ступени и качеств человека. Достаточно часто такой индивидуальный подход к явлению Бога в материальный мир есть ничто иное, как работа Бога над материальным человеком с тем, чтобы дать в его сознании некоторые религиозные проблески через суждения такого рода, направленные на Бога. Ибо, и это тоже начало индивидуального пути к Богу, т.е. есть своего рода поиск Бога, поиск истины, желание что-то понять о Всевышнем через мыслительный процесс, минуя преданное служение и направленное изучение Авторитетного Святого Писания. Таким людям Бог дает порассуждать на тему о Боге, дает и высказывать многие свои крамольные мысли, дает человеку и обращение к чужим философствованиям, дает и эзотерическую литературу, дает и многие читать неавторитетные религиозные труды... дает многие сомнения и измышления, дает усталость от разнобоя разных философских систем и в итоге направляет на строгие Святые Писания, откуда человек и начинает более правильно понимать Личность Бога и задумываться в свое время о преданном служении Творцу.
Однако в четвертой главе "Бхагавад-гиты" описан трансцендентный метод постижения Кришны: чтобы понять Его, нужно слушать, как о Нем рассказывают сведущие вайшнавы. Это метод познания Aбсолютной Истины, рекомендованный в Ведах, и те, кто принадлежит к ведической традиции, снова и снова слушают рассказы о Кришне от авторитетных людей, постигших науку о Нем, и благодаря этому Кришна становится дорог им.
БОГ: Нет. В современном материальном мире Бог не рекомендует преданным и тем, кто начинает преданное служение, идти через слушание о Боге других преданных. Необходимо обращаться самому и сразу только к Новому Святому Писанию, данному Богом Кришной в материальный мир в начале третьего тысячелетия. Надо забыть все существующие до этого ведические традиции, ибо они уже свое исчерпали, как и сами веды, и начинать Свой путь к Богу Кришне в условиях независимости от других преданных, но в пределах своего дома, работы и быта. Как - все это и можно найти в Новом Святом Писании, как и в этом труде, причисленном к Новому Святому Писанию, при внимательном его прочтении.
Как мы уже несколько раз говорили, Кришна скрыт от нас завесой энергии йога-майи. Он не открывает Себя кому попало. Увидеть Господа могут лишь те, кому Он Сам откроет Себя. Это подтверждают ведические писания: постичь Aбсолютную Истину может только тот, кто предался Кришне.
БОГ: Бог Кришна действительно сокрыт от человека через иллюзорные энергии Бога. Но и через преданное служение постичь Бога невозможно. Но только в той мере, насколько это вообще позволительно и нужно человеку. Этим процессом вхождения в Бога Кришну Управляет Личность Бога, но только в процессе преданного служения. Другого пути познавания и вхождения, как и утверждения в Боге Кришне, не существует.
У трансценденталиста, поглощенного сознанием Кришны и преданным служением Господу, развивается духовное зрение, и он видит Кришну через откровение. Такое откровение недоступно даже полубогам, поэтому даже полубогам чрезвычайно трудно постичь Кришну, и самые великие из них всегда стремятся увидеть Кришну в Его двуруком образе.
БОГ: Если говорить о духовном зрении, то надо это понимать, как видение Бога через призму Совершенных Духовных Знаний. Ни о каком особом духовном мистическом зрении речи у преданного не должно быть. Что касается полубогов - то их никогда не было и нет. Здраво надо посмотреть в этом мире на реальность. Ну? Где они? Почему никак себя в материальном мире не проявляют? Ни один полубог? Если они столь могущественны.. Просто их НЕТ И НЕТ. И не было никогда. Сказки для древних.
Итак, несмотря на то что увидеть вселенскую форму Кришны невероятно трудно и сделать это может далеко не каждый, постичь Его в образе Шьямасундары, как личность, еще труднее.
БОГ: Ни в каком образе, никому, ни через какие старания и просьбы, увидеть Бога Кришну невозможно. Бог Кришна есть Высший Дух. Форма Бога Кришны - ДУХОВНАЯ, Непостижимая. Можно говорить только о воплощениях Бога Кришны и их формах. Но и их Бог без дела никому просто так не показывает.
Образ, который ты видишь сейчас своими трансцендентными глазами, нельзя постичь, изучая Веды, совершая тапасью, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения. Эти методы не подходят для того, чтобы постичь Мою истинную природу.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "53.Никогда, ни изучением Вед, ни суровой тапасьей, ни благотворительностью, никогда также поклонением невозможно увидеть Меня так (в тех формах), как ты видел Меня.".
КОММЕНТAРИЙ: Сначала Кришна появился перед Своими родителями, Деваки и Васудевой, в образе четырехрукого Вишну, а затем принял двурукий облик. Aтеистам, а также тем, кто чужд преданного служения, трудно проникнуть в эту тайну.
БОГ: Иногда через атеистов Бог Говорит хорошую истину. Но преданные слишком высоко думают о себе, и для них мнение других людей подчас кажется глубочайшим невежеством или иллюзией. И тем не менее, атеисты не могут понять эти чудеса, ибо исходят из материального здравомыслия. И не очень готовы верить мифическим сюжетам. По сути, они и правы. Не сопровождал Бог Кришна рождение Своего Уполномоченного воплощения какими бы то ни было чудесами. Это явление как бы Бога Кришны уже позже обросло мистическими видениями и сказаниями. Ибо так было по сюжету, который инсценировал Бог Кришна, как Высший Дух в материальном мире, работая над сознанием людей, работая над самим уполномоченным воплощением и над всеми событиями и участниками, которым должно было быть, чтобы подготовить те условия, которые и были необходимы для передачи людям Бхагавад-Гиты.
Ученым, которые рассчитывают понять ведические произведения, опираясь только на свое знание грамматики санскрита и академическую эрудицию, никогда не постичь Кришну. Не смогут Его постичь и те, для кого посещение храма - всего лишь ритуал.
БОГ: Без преданного служения получить авторитетные знания о Боге невозможно, как и войти в Бога, как и утверждаться в Боге. Это без сомнения. Но если человек пытается читать веды, если человек желает, изучая санскрит, прочитать Бхагавад-Гиту что называется в подлиннике, если человек посещает храм Бога Кришны, то какой может быть вопрос или сомнение в том, что он скоро станет преданным? Не должно быть такого сомнения, ибо его уже повел Бог его путем, и ничего не следует такому человеку предсказывать негативного, как бы он пока ни ошибался и как бы он ни понимал или представлял себе Личность Бога. Он уже в пути к Богу, и путь его благословлен, и потому Бог ему даст удачу в этом направлении. Ибо он уже в Плане Бога.
Они регулярно приходят в храм, но не могут понять подлинную природу Кришны. Постичь Кришну можно, лишь идя путем преданного служения, о чем Кришна Сам говорит в следующем стихе.
БОГ: Если Бог привел человека в храм к Богу Кришне, значит, этот человек этот путь у Бога заслужил. И в свое время непременно Бог даст такому человеку полноценный путь преданного служения Богу Кришне. В этом не должно быть сомнений.
ТЕКСТ 54
бхактйа тв ананйайа шакйа
ахам эвам-видхо 'рджуна
джнатум драштум ча таттвена
правештум ча парантапа
бхактйа - преданным служением; ту - но; ананйайа - не содержит примесей кармы и гьяны; шакйах - возможный; ахам - Меня; эвам-видхах - такой; арджуна - о Aрджуна; джнатум - постичь; драштум - видеть; ча - и; таттвена - на самом деле; правештум - проникнуть; ча - также; парантапа - о покоритель врагов.
Дорогой Aрджуна, по-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служением. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "54.Но преданным служением без отклонений, о, Арджуна, возможно в этом виде знать Меня, видеть и действительно войти в Меня, о, Сильнорукий.".
КОММЕНТAРИЙ: Постичь Кришну можно только в процессе безраздельного преданного служения. Он очень ясно говорит об этом в данном стихе, чтобы самозванные комментаторы, которые пытаются понять "Бхагавад-гиту", просто размышляя над ней, знали, что они напрасно теряют время. Никто не может постичь Кришну или понять, каким образом Он сначала предстал перед Своими родителями в образе четырехрукого Нараяны, а затем принял образ младенца с двумя руками.
БОГ: Полностью постичь Бога Кришну невозможно, но только в человеческой мере и настолько, насколько это даст Бог через путь преданного служения. Теперь, что касается "самозваных комментаторов". По сути, у Бога таких нет. Любое желание человеку дает только Бог Кришна и только согласно Воле и Плану Бога на человека. Вникая в стихи Бхагавад-Гиты, человек направляет в любом случае свой мыслительный процесс на Слово Бога и, правильно или нет, но изнутри в соответствии с качествами человека и ступенью его материального и духовного развития, получает от Бога Кришны свои рассуждения, свои ответы и свое понимание. Это очень большой труд прокомментировать Бхагавад-Гиту, и всегда этот труд для человека полезен, ибо он начинает мыслить в Боге, начинает духовно взрослеть, начинает многое и понимать и запоминать для себя из достаточно сложных знаний духовного, высокого религиозного порядка. Бог даст и читателей такому комментатору, даст и мнения, даст и критические замечания или опровержения, и это тоже для тех, кто читает такие труды, есть путь развития и путь проникновения в Слово Бога через поиск истины, через согласие и несогласие. Все и каждый в таком процессе ведомы Богом, и все достигнут прежде всего цель Бога на них, т.е. разовьют свое мышление так, направят его по тому руслу, что в свое время и выведет человека на путь преданного служения. Над каждым Бог Кришна работает скрупулезно, никто для Бога не потерян, нет в материальном мире ни одного пути, который бы ни был дан богом и который бы в итоге к Богу Кришне не выводил. Поэтому преданным особо волноваться о разных комментаторах Бхагавад-Гиты не следует. Все под защитой Бога, все выполняют Волю Бога, каждый может исходить только из своей ступени развития на данный момент, и каждому в свое время Бог даст Совершенные Духовные Знания те, которые и выведут человека за пределы материального мира на духовный план.
Тем, кто изучает Веды или идет путем философского познания истины, чрезвычайно трудно понять все это.
БОГ: Всем, кто ищет Бога (а все рано или поздно Волею Бога начинают Бога искать) всегда не просто, ибо Бог дает прежде многие окольные пути и заблуждения, дает многие препятствия и непременное желание их преодолевать, дает разные философии, разные источники духовных знаний, разные личные мыслительные процессы и практики. Ибо этот путь к Богу, будучи подготовительным и предварительным, непременно развивает мыслительный религиозный процесс и настраивает человека однозначно на те проявления себя, которые способствуют развитию тех материальных и духовных качеств, которые ему и пригодятся в пути преданного служения, ибо этот путь никому не миновать.
Поэтому здесь сказано однозначно: никто не в силах увидеть Господа или проникнуть в тайну, скрывающую Его. Однако те, кто тщательно изучил Веды, могут почерпнуть оттуда разнообразные сведения о Господе. В Ведах собрано множество правил и предписаний, и тот, кто действительно хочет постичь Кришну, должен следовать принципам, приведенным в авторитетных священных писаниях.
БОГ: В современном мире Бог ориентирует современного человека на изучение Новых Святых Писаний и на следование Слову Бога Кришны в них. Старые веды Бог объявляет неавторитетными, никак непригодными для изучения и практического им следования. Этих Новых Совершенных Писаний достаточно, чтобы развить качества, угодные Богу, которые и обусловят выход преданного в свое время на духовный план.
Он может совершать аскезу в соответствии с этими принципами. Например, можно дать обет держать полный пост на Джанмаштами, день явления Кришны, и дважды в месяц в дни экадаши (на одиннадцатый день после полнолуния и новолуния). Что касается пожертвований, то в писаниях ясно сказано: пожертвования следует давать преданным Кришны, которые занимаются преданным служением и распространяют философию Кришны, то есть сознание Кришны, по всему миру.
БОГ: Религиозные принципы, объявленные в старых ведах надо считать неавторитетными, им следовать нельзя. Также все посты, объявленные в старых ведах отменяются. В современном мире Бог дает преданным новые Указания, где будет сказано все касательно постов, праздников, будней, песен, пожертвований и других мероприятий религиозного высокого уровня применительно к условиям современного мира и общей ступени материального и духовного развития человечества в целом.
Сознание Кришны - это благословение всему человечеству. Рупа Госвами назвал Господа Чайтанью воплощением великодушия, ибо Он щедро дарил людям любовь к Кришне, обрести которую чрезвычайно трудно.
БОГ: Надо говорить не о сознании Кришны, а о преданном служении Богу Кришне, которое развивает в человеке осознание Бога Кришны, как высочайшего Творца, Высочайшей Могущественной Личности, Высшего Управляющего материальным и духовным творением. Что касается Чайтаньи, то это воплощение Бога уже полностью отработало себя и пора его забыть, или Бог запрещает его упоминать ни в проповедях, ни в беседах преданных, ни в вопросах, где преданные наставляют тех, кто к ним обратился.
Поэтому тот, кто помогает людям, занимающимся проповедью сознания Кришны, давая деньги на распространение сознания Кришны, совершает величайшее благодеяние.
БОГ: Преданные Бога Кришны могут заниматься распространением этого религиозного направления, называемым преданным служением Богу Кришне или направления осознания Бога Кришны. Именно ОСОЗНАНИЯ БОГА КРИШНЫ. Не сознания. Помощь материальную таким преданным можно оказывать. Это причисляется Богом Кришной к благотворительности. Но это ни есть величайшее благодеяние. Это просто проявление добродетели человека в форме благотворительности преданным Бога Кришны. Но и подача милостыни другим людям, непременно включая материальных, тоже есть благотворительность не меньшей значимости, если не большей.
A тот, кто поклоняется Богу в храме в соответствии с правилами священных писаний (во всех храмах Индии установлены изваяния Бога, чаще всего Вишну или Кришны), получает возможность духовно совершенствоваться, поклоняясь Верховному Господу и выражая Ему свою почтение.
БОГ: В современном мире Бог Кришна в Новых Святых Писаниях дает преданным новые правила поклонения Богу Кришне и в храме и дома и в любом другом месте. Рекомендации старых вед не должны использоваться преданными ни в каких вопросах преданного служения, а также в вопросе поклонения Личности Бога. Однако, поклонение Богу Кришне есть тот религиозный акт, который сам по себе не обуславливает вопрос совершенствования качеств преданных. Это необходимый процесс, но далеко не достаточный, чтобы говорить о пути развития преданного. Преданный непременно должен заниматься полноценным преданным служением, ибо только оно может обеспечить выход человека на духовный план.
Для новичков в преданном служении поклонение Господу в храме является обязательным, что подтверждают Веды
БОГ: И те, кто только приступил к преданному служению, и те, кто уже годы занят в преданном служении, одинаково могут поклоняться Богу и в домашних условиях и в храме, разницы нет. Везде Бог Кришна примет поклонение преданного, если он будет это делать в соответствии с Указанием Бога в Новых Святых Писаниях. Посещение храма и поклонение Богу Кришне в храме положительно всегда, но не есть принципиальный вопрос. Достаточно посещать храм один-три раза в полгода. Но жертвоприношения в храм надо делать не реже одного раза в месяц или наперед, примерно восьмую-десятую часть своего личного дохода. Это для преданного служения и необходимо и благоприятно, ибо в таком случае Бог Кришна поможет человеку и в личной жизни и в самом преданном служении.
(Шветашватара-упанишад, 6.23):
йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах
Тот, кто безраздельно предан Верховному Господу и служит Ему под руководством духовного учителя, в которого столь же непоколебимо верит, может увидеть Верховную Личность Бога в миг откровения.
БОГ: преданный при всем своем желании и усердии в преданном служении не может быть безраздельно предан Верховному Богу, ибо на самом деле и не понимает, что означает эта безраздельная преданность. Звучит серьезно, но не в человеческих силах так предаться Богу Кришне, и также Бог это не позволит, ибо тогда человек просто не сможет существовать и решать свои самые простые и насущные человеческие вопросы, как и не сможет развиваться, ибо безраздельность забирает у человека всю свободу, куда входит и обслуживание своего тела, и обращение ко врачам, и оплата за коммунальные услуги, и общение с родственниками непреданными и просто проезд в транспорте, и приготовление пищи, и помощь своим престарелым родителям и детям... все это из того, что никак не входит в преданное служение, как бы человек не пытался все эти вещи посвящать Богу Кришне. Также, в современном мире Бог Кришна отменяет прислуживание духовным учителям, как и следование по их стопам, ибо все, что человеку знать необходимо, он Милостью Бога может постичь при изучении Нового Святого Писания. И также, никакое старание ни в чем не дает преданному и малую возможность созерцать Бога Кришну. Пусть эти надежды и просьбы к Богу Кришне преданный оставит навсегда и не отягощает себя такими иллюзорными мечтами.
Кришну нельзя постичь, просто рассуждая о Нем. Тот, кто не прошел подготовку под личным руководством истинного духовного учителя, не может даже вступить на путь познания Бога. Слово ту употреблено здесь специально для того, чтобы подчеркнуть, что ни один другой метод не годится для постижения Кришны: другие методы нельзя рекомендовать, ибо они никогда не приведут к успеху.