БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.14-20.
14.Из злаков вырастают материальные тела (тела живых существ в результате употребления их в пищу). Злаки произрастают благодаря дождям. Дожди вызываются в результате совершения жертвоприношения, жертвоприношения порождаются деятельностью (работой, изначально).
15. Ты должен знать, что работа (предписанная деятельность) произведена из Вед (предписана Ведами). Веды непосредственно изошли от Бога, Верховного Брахмана, от Того, Кто всем управляет и Изначально Безгрешен. Поэтому, Всепроникающий Верховный Брахман Изначально и Извечно присутствует в актах жертвоприношений.
КОММЕНТАРИЙ.
Эти два стиха тесно связаны друг с другом, а потому их лучше воспринимать не порознь. Здесь Бог продолжает последовательно объяснять Арджуне причину возникновения жертвоприношений и цепочку, по которой можно проследить, как через них до человека доносится Воля Бога, как и сам факт присутствия Бога в самих жертвоприношениях изначально, как и возможную обратную связь от человека к Богу в процессе самозащиты и выживания человека, как и его духовного развития, что происходит посредством жертвоприношений воедино или неразрывно.
Если внимательно прочитать эти два стиха, то можно увидеть некоторый цикл, который Бог рекомендует настоятельно принять и учитывать, о чем сказано в стихе 16 и что для современного человека кажется весьма отдаленным и к нему не имеющим никакого отношения, хотя отношение самое что ни на есть прямое, как к верующему, так и к нерелигиозному человеку. В чем же заключается этот цикл? Рассмотрим следующую последовательность: Бог, Веды, работа, жертвоприношения, дожди, злаки, тела. Именно эта последовательность следует из обоих приведенных выше стихов, а также вывод о Вечном присутствии Бога в Актах жертвоприношений. Однако, в чем же здесь цикличность? Что неизменно и всегда повторяется? Сначала проследим саму цепочку. В основании ее стоит Сам Бог, на самом деле все в Себя Вмещающий, все звенья любой цепи. Что такое Веды? Это не только совокупность совершенных духовных знаний, предназначенных для материального мира и его развития, но и непосредственно План Бога, Его Воля, Его Необходимость, Его Непосредственное присутствие, Который Неотличим от Вед, все в Себя включающий, как и описание и реальное существование всех видов деятельности всех уровней во всех гуннах материальной природы с учетом и в зависимости от разделения общества в соответствии с этими гуннами, а также включающий в себя всевозможные виды жертвоприношений в соответствии с их конкретным предназначением. Таким образом, Бог первым этапом создает Веды, отражающие Волю Бога. Вот два первые звена этой цепочки, которые следует принять без сомнения: Бог - Веды. Далее, развивается эта цепочка. Вторым этапом после создания Вед для развития живого существа и поддержания его тела Бог предусмотрел, как Высшую Необходимость, труд человека в той мере и форме и на том уровне, на котором в каждый данный момент развития человеческого общества и в соответствии с теми видами деятельности, которые изначально были созданы умом Бога и входили в Веды, стоял человек и мог практическим трудом реализовывать описанный Богом в Ведах труд для поддержания своего существования, как единственно возможным путем. Таким образом, цепочка удлиняется: Бог - Веды - Труд, где труд исходит из предписаний Бога в Ведах, конкретизируется, материализуется непосредственной деятельностью человека, как необходимость, вызванная условиями существования материального мира. Все это то, что утверждает Всевышний в ст.15: "Работа произведена из Вед, Веды непосредственно изошли от Верховного Брахмана...". Но продолжение этой цепочки можно проследить в ст.14. Труд, занятость в той или иной деятельности, вызванные Богом через объективные материальные причины, утверждали в умах человечества зависимость от труда, ибо только труд обуславливал материальное благополучие и по сути решал вопрос жизни и смерти, потому становился неопровержимой необходимостью, как и потребностью. Но опыт человека всегда показывал, что даже если есть работа и есть желание и возможность трудиться и реально видится конечная цель, всегда в той или иной мере находятся причины, независимые от человека и его желания, которые или не дают возможность трудиться или, давая такую возможность, не дают ожидаемый результат, т.е. цель не достигается, неся свои последствия, лишая человека еды, одежды, крыши над головой, неся другие неудобства, претерпевания и страдания, и человек в итоге не в силах удовлетворить самые главные нужды, поскольку или не был ожидаемый улов, или засохли злаки, или была неудачной охота и пр. Таким образом, работа стала требовать жертвоприношения изначально и неумолимо, оповещая об этом всех через существующие религиозные устои, жертвоприношения, которые изначально существуют в Боге и от него в Ведах. Таким образом понятно и продолжение цепочки: Бог - Веды - работа - жертвоприношения. Одно исходит из другого, все понуждается Богом, все изначально в Боге и во всем, в каждом звене этой цепочки - Мысль и Воля Бога, Сам Бог. Это надо понимать.
На самом деле это должно быть понятно хотя бы потому, что Бог - Изначально Высший Управляющий, Все Собою пронизывающий, Везде Присутствующий или Вездесущий неизменно. Но для неофита или сомневающегося, или еще неутвердившегося разумом Бог показывает Свое присутствие по такой связи:
1.Бог создает Веды и в Ведах присутствует.
2.Из Вед следует работа, любая деятельность (значит, присутствуя в Ведах, Бог присутствует во всем, что из Вед исходит, т.е. в любой оговоренной Ведами деятельности).
3.Из деятельности следуют жертвоприношения.(присутствуя в любой деятельности Бог присутствует во всем, что она собой рождает или к чему устремляет).
Этот цикл еще не полон, но он таков: Бог - Веды - Работа - Жертвоприношения. Звенья этой цепочки достаточно устойчивы или непоколебимы. Далее, цепочка может быть продолжена разными путями, но, следуя стиху 14, свяжем ее со злаками. В этом случае жертвоприношение будет направлено на дожди, дожди повлекут собою злаки (урожай), злаки повлекут за собой потребление (тела). Таким образом, вся цепочка в сборе: Бог - Веды -Работа - жертвоприношения - дожди(как следствие жертвоприношений) - злаки ( как следствие дождей) - тела ( как следствие злаков, урожая). Подцепочка: дожди - злаки - тела может меняться, но суть всегда остается одна, что есть в итоге удовлетворение просьбы. Если вопрос связан с уловом рыбы, то продолжение устойчивой цепочки таково: хорошая погода - улов - тела. Если вопрос связан с охотой, то звенья выглядят так: удача - добыча - тела и т.д. Эта вторая дополнительная цепочка меняется, но цель всегда одна: выживание человека и удовлетворение его чувств.
Из этих двух стихов следует вынести, что путь жертвоприношений извечный, неприходящий, дающий, поддерживающий, данный Богом и Сам Бог непременно присутствует в актах жертвоприношений, как и в любом звене этой цепочки, только через жертвоприношение давая все желаемое, что видно на приведенном примере в ст.14, позволяя таким образом получить от Бога Милость. И это надо знать каждому человеку, этим руководствоваться и из этого исходить в повседневной жизни, как и в современном бытии. Присутствуя в акте жертвоприношений, Бог присутствует и во всех связанных с этим ритуалах, дает священнослужителей, дает нужное понимание, дает саму просьбу, ее направление, дает конкретную цель, дает возможность материальную для исполнения жертвоприношения и утверждает этот путь в верующих через результат. Также Бог присутствует в любой работе, дает понимание о необходимости обращения к Себе через жертвоприношение в виде дождя, хорошей погоды, успеха в предприятии, в сражении, в самом труде и его результатах. Но идущих без просьбы к Богу, без жертвоприношений, без молитв, но только потребляющих Бог называет, увы, ворами, или, по сути, греховными людьми. Такие люди не могут знать о приведенном выше цикле, а потому не принимают его, а потому неизменно погружаются в невежество, идя наповоду Божественной иллюзорной энергии, питающей человека самомнением и самонадеянностью. О таких людях будет сказано в следующем стихе.
16. Поэтому тот, о, Партха, кто в этом мире полностью не принимает этот установленный Ведами цикл, чья жизнь полна греха, и кто удовлетворяется чувственными наслаждениями, он живет в иллюзии.
КОММЕНТАРИЙ.
Приведенная в предыдущих стихах 14-15 последовательность: Бог - Веды - работа - Жертвоприношения - исполнение просьбы (дождь) - результат исполнения просьбы (злаки) - последствие для человека (поддержание тела) - все это, согласно данному стиху, присутствует в Ведах, следует из Вед, и есть неизменно повторяющаяся цепочка взаимосвязей, которая здесь называется циклом. Это то, что необходимо видеть, как изначальную Истину, существующую в материальном мире независимо от того, хочет человек или нет, знает человек или нет, Истину, спускаемую на Землю вместе с появлением человека разумного, как Божественное изначальное указание, как непременную связь с Богом, прямую и опосредствованную, превыше которой для человека быть не может, которую следует понимать как азы материального существования и развития и через которую единственно можно входить во взаимоотношения со Всевышним. Этим стихом Бог как бы подытоживает все выше сказанное о жертвоприношениях. Именно так, неотъемлемо от процесса жертвоприношения следует воспринимать любую работу, любое деяние, и малое, и большое, видеть приведенную связь, как изначальную, черпая в ней уверенность и силы для духовного пути. Также необходимо всегда видеть и учитывать естественную и неотъемлемую связь работы и жертвоприношений, ибо Бог создал их воедино. Жертвоприношения предшествуют любой деятельности, но в материальном мире сначала проявляется работа, которая автоматически необходимо влечет за собой и сам процесс удовлетворения Бога через жертвоприношения с целью изменить условия или плоды работы и тем обусловить поддержание тела или получить еще большее материальное процветание. Но если человек не принимает этот цикл, то отсюда прямо по цепочке следует, что он не видит Бога, как Причину всех причин, не знает Бога, как Главного Управляющего, а значит, считает только себя причиной своего труда и распоряжающимся плодами своего труда. Такой человек не знаком с совершенными знаниями Вед, а потому полностью религиозно невежествен. Такой человек не может, не имеет в себе оснований увидеть любую деятельность, как данную ему Богом, описанную в Ведах, существующую независимо от его сознания и понимания, но считает свою любую работу своей личной инициативой, своим почином, своим энтузиазмом, исполняемую только личными усилиями. Поэтому, следующее звено этой цепи, жертвоприношение, для него вообще не имеет ни смысла, ни значения. Он поклоняется себе, связям, другим людям, связывает с ними успех и неуспех в своей деятельности, даже мыслью не может представить, что что-то не от него зависит и других людей. А потому всем связан, ко всему привязан, устремляется к плодам и жаждет лучшие результаты. Все это, т.е. неприятие указанной цепи, неучитывание ее извечных связей и взаимосвязей, как и взаимозависимостей, делает жизнь человека грешной, поскольку он непременно идет на поводу удовлетворения чувств, а это путь пристрастий, необузданных желаний, это путь вечно претендующий, путь зависти и гнева. О таком человеке Бог Говорит как о том, кто не видит вещи, как они есть на самом деле, не видит их и через приведенный цикл, не может учитывать в своей деятельности звенья цикла, а потому все видит и понимает неистинно, но в иллюзии, а значит в постоянном притязании и неудовлетворении. О таких людях также говорят, что они связаны работой, как цепями. Но что же тогда можно сказать о тех, кто принимает этот цикл, кто полон знания? Как они идут? Об этом в ст.17-18 этой главы.
И еще раз следует понять, что вопрос о жертвоприношении в этой главе, в ее начале поднят Богом не случайно, как и не случайны все приведенные здесь разъяснения. Так постепенно Бог подводит понимание каждого к практике карма-йоги, которая и есть процесс одухотворения любого труда через посвящение любой своей деятельности Богу, как жертвоприношение, дающее человеку скорее духовные плоды, обуславливающие в итоге его выход из материального существования навсегда.
17.Но тот, кто обращаясь внутрь себя, остается также и самоосвещаемым человеком, также непременно полностью удовлетворенным в себе, для него долг (работа, предписанные обязанности) не существует.
КОММЕНТАРИЙ.
В первой строчке речь идет о людях, выделенных среди всех Богом по трем существенным качествам. Во-первых, они всегда обращаются внутрь себя, т.е. выходят на контакт с Богом в Себе, во-вторых, из этой связи черпают в себе постоянно духовные знания, духовное просвещение, силы, направленность и твердость, и, в-третьих, такие люди именно в таком образе внутренней своей жизни, находясь всегда на связи с Богом в себе, достигли состояние наслаждения этим процессом, что всегда проявляется в неизменном удовлетворении в себе, а значит невозмутимости ума и полной непривязанности и независимости от материального мира, как и от всех его объектов. О качестве таких людей Бог также говорит в ст.18 и 19 этой главы, а в стихе 20 указывает на связь таких людей только с процессом карма-йоги. Но почему для такого человека, занятого в карма-йоге, долг не существует?
Об этом разъяснения ниже.
Этот стих уже не имеет столь прямого отношения к процессу жертвоприношения, но к тем, кто этот процесс, как и выше указанный цикл, принимает однозначно. Стих же более продолжает тему непременного исполнения работы, начатую в стихе 4-8 этой главы, но подводит к этой теме несколько с другой или неожиданной стороны, утверждая, что для принимающих этот цикл, т.е. обладающих перечисленными выше качествами, для них "...карйам на видйате..." - долга не существует. В этой связи необходимо точное, а не возможное превратное понимание этого стиха.
В продолжение предыдущего стиха, в противопоставлении тем, кто не признает установленный Богом цикл, приведенный в ст.14-15, здесь речь идет о людях непременно признающих этот цикл и каждое его звено в соответствующих связях и последствиях. Таких людей отличает высокая религиозность, потребность все связывать только с Богом, видение в Боге Изначальной Высшей Причины. Считая только бога стоящим за всем, такой человек постоянно пребывает разумом в Боге, только через Него видя и объясняя все. Он всегда обращен внутрь себя, черпая в себе знания, понимания, Мнения Бога и, наслаждаясь этим процессом в себе, черпает в нем постоянное удовлетворение и мир. Но почему стих утверждает, что для такого человека долга, надо понимать, по исполнению предписанных обязанностей или по отношению к другим людям конкретно и в совокупности не существует? Здесь непременно имеется ввиду то, с каким пониманием ту или иную деятельность выполняет человек. Именно внутреннее состояние, определенно направленное мышление имеет ввиду Бог, а не фактическое неисполнение свои обязанностей по отношению к другим, речь не идет об освобождении "духовной элиты" от труда, как такового. Достаточно вспомнить, что Бог уже предупреждал Арджуну, чтобы он не привязывался к "неисполнению долга", но напротив, исполнял и подтвердит свое мнение не раз, например в ст.20-21 этой главы. Поэтому, следует уяснить, что сказано в этом стихе для человека, обладающего приведенными выше качествами "тасйа карйам на видйате", т.е. для которого долг не существует. Это изначально есть духовное состояние реализованного человека, находящегося в состоянии непривязанности или отреченности в своей любой деятельности. А это обозначает, что любую работу он выполняет ни для конкретной награды, ни для почета или преуспевания, ни для другого человека. Материальное состояние долга перестает давлеть над ним, ибо является элементом взаимоотношений только между людьми, видящими причину в друг друге и в себе. Качества духовного человека перерастают в другое его видение и понимание, где в основе всех трудовых и долговых отношений только Бог, и такой человек уже исполняет Божее не опосредственно, но выходя сразу на Высшую Причину, самого Бога в своем сознании. Именно Бог освобождает его от чувства зависимости от других людей, от чувства долга перед ними, но перед Богом. Пусть это с виду обычный труд, но исполняемый, как жертвоприношение Богу, ради Бога, посвященный Богу, как долг перед Богом. Такой труд утрачивает материальный смысл, который вкладывают люди в понимание "исполнение долга", "неисполнение долга". Человек действует, будучи непривязанным, только согласно своим качествам, согласно Воле Бога, не уклоняясь, почти автоматически, в каждом своем движении сливаясь с Богом, абсолютно точно зная в себе Волю Бога и принимая ее за свою однозначно, ибо качествами приближен к качествам Бога, хотя в свою меру. И если кто-то извне дает совет, указание или обращается с просьбами, то смотрит на это разумно, где надо понимая обращение к себе, как указание Самого Бога через других, а где и игнорируя, в зависимости от ступени другого человека, подсказанной ему изнутри Богом. Также следует сказать, что фактически, труд такого человека всегда исполняется очень качественно, умело, четко, ибо любая деятельность в Боге есть служение Богу и задействует лучшие качества человека. По сути, любую работу такой человек делает, как долг, но долг только перед Богом. А любые долги отдаются без привязанности, полностью, без сожаления.
В следующем стихе также будет дано пояснение относительно понимания и восприятия таких реализованных людей.
18.Никогда, непременно, в этом мире у него не существует цели исполнить или не исполнить долг, что бы то ни было. Никогда также он не укрывается в какой-либо цели.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих есть непременное продолжение предыдущего, ибо описывает качества человека, идущего по пути буддхи-йоги, как карма-йоги. Человек, принимающий выше приведенный стих 14-15, считается стоящим на очень высокой духовной ступени, ибо, полностью принимая Божественный цикл, он, несомненно, мыслью своей видит во всем присутствие Бога и Волю Бога, не умеет и не желает мыслить и понимать иначе, как только в Боге, сливаясь своим мнением с Мнением Бога непрерывно. Мысли такого человека становятся абсолютно духовными, что неизменно влечет за собой и духовность деяний, которые никак иначе не могут проявиться, как только через практику буддхи-йоги, в данном случае через карму-йогу, что есть сам связующий процесс с Богом через трудовую и любую деятельность, имеющую в основе не привлечение к плодам любой своей деятельности и посвящение ее только Богу, что возможно только для человека, который обладает качествами, перечисленными в данном стихе: непривязанность к плодам (цели) и посвящение любой деятельности Богу, что проявляется долгом только перед Богом и не имеет отношения к материальному пониманию относительно исполнения и неисполнения долга. Такой человек, предлагая свою деятельность Верховному Владыке, как жертвоприношение, всецело доверяет Богу в себе, видя эту связь абсолютно и незыблемо реальной, естественной, изначальной. Он на каждом этапе своего существования как бы слит с Богом и знает это, и находит в этом свою Истинную природу, как и наслаждается этим. Но мыслит воедино с Богом, каждое физическое движение тела видит, как движение Бога в нем, он видит и оценивает чистоту своих желаний, помыслов, деяний. У него нет ничего, что хоть как-то удерживало бы его, держало в напряжении, чему бы он сопротивлялся. Он уже не может быть искушаем, он уже не может привлекаться иллюзорной энергией Бога, ибо все его чувства и мысли, прошедшие большие аскезы, претерпевания, ограничения, саму духовную практику, утвердились, основываясь на совершенные духовные знания и Милость Бога. Человек теряет гнев, беспокойство ума, снижает свои потребности до минимума, перестает идти на поводу чужих мнений и независим от окружающего материального мира. Все, что ни делает такой человек, есть желание его и Бога. Если человек не хочет что-либо делать, то Бог и не дает ему соответствующего желания или потребности. Все четко в таком йоге соответствует его духовному уровню и пониманию, хотя, конечно, у Бога не счесть средств для духовного развития любого. Но промысел Бога по отношению к человеку такого уровня непостижим и не похож на любой другой Божий труд над мирским человеком или над человеком, стоящим на не очень высокой духовной ступени. Описанное состояние есть на самом деле состояние свободы, есть то, о чем всегда мечтают материалисты, но из-за привязанности и иллюзорного состояния ума творящие свою свободу через греховную деятельность, влекущую последствия, которые опутывают человека вновь и снова, давая изнанку такой мнимой свободы. Но духовный человек, достигший успехов в карма-йоге, обретает свободу высочайшую, ибо его желания и деяния всегда имеют зеленый свет и напрямую связаны с Волей на то Бога.
Одним из элементов, извечно связывающих материальных людей и привязывающих их к материальному бытию через круговорот сансары, есть долг. Исполнение и неисполнение долга - одна из извечных причин, как наслаждений, так и страданий человека. Зависимость от Долга - прежде всего Воля Бога, условие существования материального мира и материальных отношений, есть причина и цемент, обуславливающий саму жизнь, ее возможность и развитие. Зависимость от долга для многих есть мешающий фактор для полного удовлетворения материальных чувств. Но достигший высшей духовной ступени человек не разделяет свои деяния на исполнение или неисполнение долга. Для него такие понимания уже давно отработали свое. Он абсолютно точно знает, что хочет и что хочет от него Бог, и идет лишь по пути удовлетворения Чувств Бога, не планируя, не ставя перед собой ту или иную материальную цель, не рассчитывая на определенный результат, но исполняя свое дело мастерски, умело, добросовестно, поскольку все предназначено для Бога, и Бог в этом случае Сам является лучшим советчиком и направляющим, как и Сам принимает результат, Сам Своим путем указывает на ошибки или недостатки и ведет так, как надо по пути исправления. Такой союз с Богом настолько благостен и благоприятен, что человек уже не может мыслить иначе, понимать иначе, действовать иначе. Среди других людей он может ничем особо не выделяться. Все - его внутренний процесс. Но мудрый, наблюдательный и непременно религиозно-грамотный человек непременно смог бы увидеть непрекращающееся трудолюбие, постоянность, старательность, усердие такого человека, также его безотказность, доброжелательность, непривязанность, невозмутимость, спокойствие, неизменность как при достижении благоприятного, так и неблагоприятного, безэмоциональность, нереагирование на те вещи, которые у материалиста могут вызвать гнев, вспыльчивость, зависть, неуравновешенность, мечтательность и пр. проявления, имеющие места в материальном мире. Такой человек считается Богом вне материальных долгов, ибо мыслью деяния в этом направлении не выделяет, как нечто навязанное, нежелательное, мешающее, несвоевременное, отягчающее, имеющее временные тиски, урезающее благополучие и возможности. Но опуская такое видение, духовно реализованный человек делает все, как неизменный свой земной долг перед Самим Богом.
19. Поэтому, всегда исполняй работу без привязанности. Человек, непременно без привязанности исполняющий работу, достигает высшее совершенство.
КОММЕНТАРИЙ.
Карма-йога немыслима для человека, привязанного к плодам своей деятельности. Непривязанность - основа любой йоги, но для карма-йоги это качество наиважнейшее, сама суть связующего процесса через трудовую деятельность. Без этого качества не будет и самого служения в карма-йоге, но лишь непонятные потуги.
Этот стих, как и последующий, снова дает конкретную рекомендацию Арджуне относительно необходимости принять участие в сражении, но более привязывая его к пути через карма-йогу, непременной составляющей которой является непривязанность, что также является составной частью жертвоприношения в этом связующем процессе, суть которого не претендовать на плоды своего труда, но посвящая их, как и процесс труда только Богу, имя Которого Ягйа. Бог неоднократно указывает на необходимость непривязываться при исполнении любой деятельности, вновь и вновь подчеркивая значимость такой практики. Это состояние ума должно являться основным, и из него должно следовать поведение и мысли человека в период исполнения работы, как жертвоприношения, как долг. Что значит, исполнять работу, как долг? Ведь, в предыдущем стихе сказано, что для таких людей не существует цели исполнять или не исполнять долг. Исполнять, как долг, без привязанности, значит исполнять, как не твое, не тобой обусловленное, не тобой подготовленное, не для тебя, ни на что не претендовать, как отдавая должное, всецело посвящая только Богу и тем входя в необходимость выполнять лучшим образом, но конечно в соответствии с приобретенными качествами. Практикуя так исполнение любого дела, любой работы с большим вниманием и сосредоточенностью, изо дня в день, человек по сути каждый день выходит на связь с Богом в себе, что обуславливает его постоянный процесс одухотворенности или очищения, дающий человеку все более и более совершенное понимание и развивающее постоянно его качества до уровня божественных во всех направлениях. Любая связь с Богом многое стоит, но и многое дает. Но связь именно через трудовую деятельность самая перспективная, самая наслаждающая и безболезненная, самая приемлемая во все времена, как и самая доступная. Об этом Бог также говорит и в следующем стихе.
20. Джанака и другие цари, исполняя только работу (предписанные обязанности), несомненно достигли совершенство. Также, непременно учитывая мнения других людей, тебе следует действовать.
КОММЕНТАРИЙ.
В Бхагавад-Гите Бог достаточно часто ссылается на имена и исторические события, а также знания, которые достаточно полно описаны в Ведах. Здесь не ставится целью напоминание сути событий и, а также описание личностей, о которых поведано достаточно подробно в Ведах, но предполагается, что читающий или знаком или находится на стадии изучения Вед.
Этот стих однозначно указывает Арджуне и всем на две вещи, которые следует заучить, как урок, как абсолютное указание и наставление Бога на все времена, для всех и каждого, кто ищет духовное совершенство, ищет пути к духовному развитию наиболее приемлемые и действенные, кто рассчитывает только на успех и желает заручиться поддержкой Бога. Это: путь только через карма-йогу, т.е. через труд и во-вторых, такой труд, такое служение Богу и такой путь к духовному развитию непременно соответствуют как интересам других людей, что есть Мнение Самого Бога через других, так и является примером для других. Таким образом, занятие карма-йогой, пример другим и неигнорирование мнением о себе - вот составляющие любого духовного труда.
Однако, найдутся такие, кто усомнится, что путь карма-йоги есть лучший путь, ведущий к духовному совершенству, и предпочтут занятие другой йогой. Все остальные пути, несомненно, дают свой результат, разрешаемы Богом, но есть пути худшие, пути в обход, пути, тешащие самолюбие, не уничтожающие привязанность и непременно обусловлены более слабыми качествами человека. Но путь карма-йоги - путь самый жертвенный, самый аскетичный, самый учитывающий мнения и интересы других людей, что немаловажно, самый кормящий и поддерживающий путь, не выталкивающий из материального мира, неся страдания, но всегда влияющий на мнения других людей, зовущий их за собой, указывающий на возможность проявления лучших человеческих качеств и их благоприятность в человеческих трудовых и бытовых отношениях, путь, всегда поддерживаемый Богом, путь благословленный Богом, путь результативный. В этом стихе Бог еще раз настойчиво предлагает Арджуне начать идти именно этим путем, исходя из положения Арджуны на данный момент и привидя в пример тех, как Божественное свидетельство, кто шел этим путем до Арджуны в историческом недавнем прошлом, о чем свидетельствуют и Веды. Бог говорит в этом стихе "карманайва хи самсиддхим астхита...", что переводится с санскрита - "непременно, только через работу (в процессе карма-йоги) достигали успех...". Это настоятельный совет Арджуне и всем. Идя только этим путем, исполняя работу и всякую другую деятельность в преданном служении, без привязанности, не выискивая и не создавая свои методы и пути достижения совершенства, но следуя строгим предписаниям Вед в этом направлении, люди и достигали и могут достичь успех, подобно Джанаке, однозначно. Этот факт следует иметь ввиду любому человеку, желающему достичь духовное совершенство, возможно максимально реализовать себя в условиях материального мира наиболее щадящим и приемлемым путем. Это лучший путь, вбирающий в себя результаты всех йог, путь, данный Богом, всем доступный, достаточно подходящий в Кали-йугу, когда человек не может, поскольку это крайне неблагоприятно, оставить семью, оставить работу и тем прекратить исполнять свои долги, которые Бог никогда не отменяет, но позволяет отдавать их через непосредственное Служение себе в тех же самых материальных условиях, но с определенным внутренним религиозным пониманием.
На современном этапе развития общества для большинства даже проблематично начинать жить в отречении, приняв саннйасу. Но путь к духовному совершенству никто не отменял, никто и ничто не может этому пути воспрепятствовать, когда душа уже готова, подведена к этому рубежу Самим Богом, подобно Арджуне, и когда пути назад быть не может, да и двери на духовный план иначе Бог не откроет.
Поэтому, из всех йог Бог предлагает Арджуне путь только через карма-йогу, не называя этот путь неустанно, но поясняя постоянно и разными путями, что этот путь требует, какие качества, а также с учетом положения Арджуны на данный момент, находящегося на виду у всех, слышащих этот разговор, взирающих на него и готовых как последовать ему, так и осудить его, исходя из уровня понимание и качеств каждого, присутствующего на поле боя. Более того, Арджуна еще не йог, который не зависит напрямую от мнения других, еще не дорос до Божественного понимания в себе, еще не может не учитывать и не согласовывать свое решение с мнением авторитетов таких, как духовные учителя и наставники, и дает себе отчет в том, что так или иначе, но является примером, ибо всегда чувствовал себя таковым. Зная это качество и понимание Арджуны, Бог в своих наставлениях и убеждениях основывается на нем также, ибо использует все возможные пути, чтобы достичь Божественной цели через качества, размышления, внутренний анализ, знания и убеждения, ибо только такой путь развития понимания и приближения его к требуемому делает выбор устойчивым и необратимым, как и способствует развитию личности.
Путь примера Бог продолжит также и в ст.21-25, ибо это существенная тема, раскрывающая Божественный механизм развития человеческого общества изнутри всегда. На самом деле, многие начинают свой тот или иной путь исходя из неоднократного примера других. Но относительно духовного пути и духовной личности это особый разговор, ибо такой человек уже не ставит целью быть или не быть для других примером, но делает свое дело, исходя только из Божественной Воли и становясь только по Воле Бога примером для других как в своем выборе пути, как и своими качествами.